Государственное страхование безработицы и индексация доходов населения. Мировой опыт индексации доходов населения. ООО «Торговая компания “Азимут”»

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.

полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. Речь идет о механизме автоматической корректировки доходов отдельным социально незащищенным категориям населения, исходя из роста дороговизны. В мировой практике известны две основные формы И.д.н. – автоматическая и полуавтоматическая. При автоматической И.д.н. оплата труда и другие доходы повышаются пропорционально росту цен. Полуавтоматическую (договорную) И.д. проводят в странах Европейского Союза следующим образом: на государственном уровне проводятся переговоры с участием работодателей, профсоюзов и представителей государственных органов с привлечением ученых-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порог социальной защиты для заключения коллективных договоров. На каждом предприятии заключается свой коллективный договор, предусматривающий различные меры социальной защиты работников.

  • - автоматическое повышение или понижение уровня заработной платы, цен, процентных ставок и т.д. в зависимости от изменения основополагающей базы, основополагающего индекса...

    Пограничный словарь

  • - англ. balance of financial incomes and expenditures; нем. Finanzielles Einkommen und Ausgaben der Bevolkerung...

    Энциклопедия социологии

  • - исследование, проводимое с целью получения информации о величине и источниках личных доходов различных слоев населения, которые дают возможность определить распределение населения по уровню материального...

    Словарь бизнес терминов

  • Большой экономический словарь

  • - баланс, характеризующий объем, источники денежных доходов, а также объем, структуру денежных расходов и сбережений населения...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - тип корректировок, при котором между учетными периодами распределяются уже полученные и отраженные в учетных записях доходы...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - проставление на предмете, деловой бумаге, книге, товаре, условного обозначения той группы, к которой он относится по существующей для данного рода предметов классификации...

    Справочный коммерческий словарь

  • - приведение стоимости капитала или дохода в соответствие с эволюцией какой-либо переменной величины, на которую ссылаются...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - метод сохранения реальной величины денежных требований и различных доходов в условиях инфляции...

    Политология. Словарь.

  • - степень неравномерности распределения доходов, получаемых разными группами населения в зависимости от рода занятия, демографических факторов и...

    Словарь бизнес терминов

  • - способы взыскания прямых личных налогов и по фиксированным ставкам на доходы, указанные в декларации...

    Большой экономический словарь

  • - результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долей доходов, получаемых разными группами населения, Д.д.н. формируется под воздействием...

    Большой экономический словарь

  • - составная часть баланса народного хозяйства СССР, характеризующая с помощью специальных расчётов формирование и использование части национального дохода, поступающей населению в форме денежных доходов...
  • - один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Бюджетный индекс, Индексы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Российской Федерации характеризует формирование и использование доли национального дохода - поступающей населению в форме денежных доходов...

    Большой энциклопедический словарь

"ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ" в книгах

100. Выплата доходов населения через учреждения Сбербанка

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

100. Выплата доходов населения через учреждения Сбербанка Выплата через учреждения Сбербанка заработной платы рабочим и служащим, денежных заработков колхозникам и оплата труда членам кооперативов прогрессивная форма обслуживания населения. Эта форма расчетов должна

103. Выплата доходов населения через учреждения Сбербанка

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

103. Выплата доходов населения через учреждения Сбербанка Выплата через учреждения Сбербанка заработной платы рабочим и служащим, денежных заработков колхозникам и оплата труда членам кооперативов – прогрессивная форма обслуживания населения. Эта форма расчетов

28. Система показателей доходов населения

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

28. Система показателей доходов населения Система показателей доходов населения, сгруппированная по основным характеристикам:1) первичные доходы – доходы, поступившие домашним хозяйствам в порядке первичного распределения добавленной стоимости (оплат труда, доходы от

Тема 23 ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 23 ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 23.1. Доходы населения и их источники. Номинальный, располагаемый, реальный доходы. Альтернативные теории обоснования источников формирования доходовДоходы населения –

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ: более квалифицированный труд накопление капитала технический прогресс улучшение экономической организации обществаТовары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат

6.6.5. Перераспределение доходов населения и социальная политика государства

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.6.5. Перераспределение доходов населения и социальная политика государства Заработная плата не является единственным источником доходов населения.Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения

Вопрос 9. Основные группировки населения. Показатели демографической нагрузки населения. Размещение населения по территории страны

автора

Вопрос 9. Основные группировки населения. Показатели демографической нагрузки населения. Размещение населения по территории страны Группировки населения используются для его характеристики с помощью различных показателей. Наиболее важным группировками в

Вопрос 90. Реальный располагаемый доход домашних хозяйств. Баланс денежных доходов и расходов населения

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 90. Реальный располагаемый доход домашних хозяйств. Баланс денежных доходов и расходов населения Показатель реального располагаемого дохода домашних хозяйств представляет собой номинальный располагаемый доход текущего периода, скорректированный на индекс

Вопрос 91. Дифференциация и концентрация доходов. Покупательная способность доходов населения, минимальный прожиточный уровень, показатели бедности

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 91. Дифференциация и концентрация доходов. Покупательная способность доходов населения, минимальный прожиточный уровень, показатели бедности Статистической формой представления явления дифференциации населения по уровню материального благосостояния являются

Ценовые модели, модели населения, урбанизации и доходов

Из книги Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 автора Голдстоун Джек

Ценовые модели, модели населения, урбанизации и доходов На рис. 2.1, взятом из работы «Великая волна» Дэвида Хэкетта Фишера, показаны долгосрочные изменения цен на товары, потреблявшиеся английскими домохозяйствами с XIII по начало XX в.{5} Имели место и длительные периоды,

1. УВЕЛИЧЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

1. УВЕЛИЧЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ Повышение оплаты труда. В социалистическом обществе источником благосостояния трудящихся является труд, оплата которого производится в соответствии с его количеством, качеством, а также квалификацией работника. В нашей стране

Баланс денежных доходов и расходов населения

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Дифференциация доходов населения

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Индекс доходов населения

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов 1. К доходам в целях настоящей главы относятся:1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации).В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с

С 1 февраля все коммерческие работодатели должны проиндексировать зарплату как минимум на 4,3%. Работодателей, которые не повысят на этот минимум зарплату, ждут серьезные штрафы. Журнал «Упрощёнка» получил комментарий у замглавы Роструда про порядок повышения зарплаты, смотрите прямо сейчас.

Индексация зарплаты с 1 февраля

Ежегодно все коммерческие работодатели должны индексировать зарплату на уровень инфляции. Это не право, а обязанность работодателя, закрепленная в статье 134 ТК РФ.

Тест: как платить зарплату по новым правилам

Проверьте, как вы платите зарплату, с помощью наших тестов. Выберите вариант ответа - и сразу узнаете верный.

Вопрос № 1 - про аванс 40%

В положении об оплате труда сказано, что фирма платит за первую половину месяца 40% оклада с учетом отработанного времени. Оклад работника - 50 000 руб. С 1 по 15 мая он отработал 9 дней, в том числе один день в праздник. Праздничный день работник попросил оплатить в двойном размере. Сколько выдать работнику за первую половину мая?

Вопрос № 2 - про фиксированный аванс

По трудовому договору зарплата за первую половину месяца составляет 50% оклада независимо от отработанных дней. Оклад работника - 60 000 руб. С 1 по 15 мая всего 8 рабочих дней по календарю пятидневки. Какую сумму выдать работнику за первую половину мая?

Вопрос № 3 - про аванс за отработанное время

По положению об оплате труда работники получают аванс 40% оклада с учетом отработанного времени. Оклад сотрудника - 50 000 руб. Со 2 по 5 мая, на 4 дня, он идет в отпуск. Отпускные - 5120 руб. Как посчитать аванс за май?

  • Новый сервис!

Ответы на частые вопросы об индексации зарплаты

1. Что грозит работодателю, если он прописал порядок индексации, но не соблюдает его?

Есть два наказания. Первое - трудинспекторы вынесут предписание устранить нарушение, то есть проиндексировать зарплату за прошлый период (ст. 357 ТК, определение Приморского краевого суда от 20.08.2015 № 33-7280/2015). Второе - штраф на фирму - от 30 тыс. до 50 тыс. руб, на руководителя - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

2. Обязано ли микропредприятие утверждать положение об индексации?

Микропредприятие может не утверждать положение, если заключает с работниками типовые трудовые договоры (ст. 309.2 ТК и постановление Правительства от 27.08.2016 № 858). Тогда порядок индексации пропишите в пункте 15 контракта.

3. Можно ли повышать зарплату раз в пять лет?

Это рискованно. Безопаснее индексировать зарплату не реже одного раза в год - вместе с ростом потребительских цен.

4. Накажут ли фирму, которая ежегодно повышает зарплату, а порядок индексации не утвердила?

Трудинспекторы потребуют устранить нарушение или сразу оштрафуют за то, что фирма не утвердила порядок индексации (решение Пермского краевого суда от 03.05.2017 № 7-764-2017(21-485/2017)). Отменить штрафы удается, если трудинспекторы плохо изучили документы фирмы (постановление Верховного суда от 17.05.2017 № 46-АД17-24).

5. Нужно ли за два месяца информировать работников о предстоящей индексации?

Нет, не нужно. За два месяца вы обязаны сообщать работникам о новых условиях трудового договора, связанных с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК). А индексация зарплаты к подобным изменениям не относится.

6. Может ли быть индексация отрицательной?

Не может. Работодатель не вправе уменьшить зарплату, если потребительские цены снизились за прошедший год.

Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции
получил распространение в развитых
странах с рыночной экономикой вскоре
после окончания Второй мировой войны.

Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего
для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им
материальной возможности приобретать
фиксированный набор потребительских
благ. Кроме того, индексация направлена
и на поддержание определенного уровня
жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем
жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения.
Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

В соответствии со степенью охвата
граждан индексацией развитые страны
можно подразделить на четыре категории:

Страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия,
Дания, Исландия, Италия и др.);

Страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным
социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция,
Швейцария, США и др.);

Страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

Страны, где курс на осуществление
индексации подвергается значительным
колебаниям в контексте общей политики
доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

В государствах, относящихся к первой
группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано
с существованием хорошо отлаженной
системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем
профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом
общенациональной политики. Благодаря
этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста
номинальной заработной платы.
В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей
силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым
оценкам, около 10 процентов. В то же
время среди рабочих, имеющих свои
профсоюзы, эта доля значительно выше - около 40 процентов. Во Франции
индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

Отличительная особенность данной
группы стран - большое разнообразие
применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов
считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно
ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие
ограничительные меры по отношению
к политике индексации. Эти меры могут
предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной
платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты в октябре 1967 года правительством
и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма
автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах
лишь в 1979 году. То же самое можно
сказать и о Норвегии, где индексация
применялась довольно долго.

Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя
индексацию, предпринимали усилия по
сдерживанию роста заработной платы
в условиях роста цен.

Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации.
В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь
введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.

Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из
составляющих стабилизационной программы в Польше в 1990 году.

В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы
предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот,
был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого
роста фонда оплаты труда. Величина этих
коэффициентов в различные периоды
составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже
достигала значения 1,0.

Как видно из приведенных примеров,
официальная политика в области доходов
в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они
доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для
регулирования доходов в условиях роста
цен возникает практически повсеместно.

Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе
определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной
рыночной экономикой показывает, что
целью при этом выступает уже не столько
сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих
стандартов ее качества.

При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные
механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских
цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть
выразился в значительном росте ИПЦ
и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм
индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских
благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.

Другой, еще более распространенной
модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного
минимума.

С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» - показатель, применяемый официальной
статистикой некоторых стран для оценки
уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен
в 1960-е годы и представляет собой доход
семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных
расходов на питание.

Прожиточный минимум для такой
семьи составляет сумму, превышающую
«порог бедности» на 20–40 процентов,
причем в этот минимум не включаются
расходы на отдых, образование, питание
вне дома и т. п.

Практический опыт развитых стран
показывает, что отношение к индексации
как к механизму регулирования доходов
населения в условиях инфляции может
быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же
стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не
обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется,
может значительно возрасти в результате
стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС
контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя
факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением
доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении
которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций.

Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее
установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре)
уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне
четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.

Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен.
Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например,
в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент.В 1980 году
в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии - двум процентам,
в Люксембурге – двум с половиной процентам.

На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование
доходов осуществляется, как правило,
лишь после того, как рост цен достигнет
определенного уровня. Естественно, что
это перманентное запаздывание может
подорвать эффективность индексации
как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно
индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца,
по прохождении которых производятся
компенсационные выплаты.

Система, основанная на минимальном
лаге, когда автоматическая корректировка
доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная
плата пересматривается, как правило, раз
в полгода.

Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут
быть условно подразделены на три категории:

- пропорциональная компенсация,
которая обычно выражается в процентах
и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;

- фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та
же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);

- смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной
и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия).
Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее
развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное
автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от
роста средней зарплаты. В 1989 году
в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.

В Болгарии индексация должна была
осуществляться два раза в год, но если
рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то - с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований
товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости
от величины дохода. В полном размере,
т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной
плате, не превышающей 1,7 минимальной
зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии
по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале
от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не
ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при
зарплате, превышающей минимальную
в 3–4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация
равна предусмотренной для минимальной
зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то
компенсация выплачивается в размере,
полагающемся для трех минимальных
пенсий.

Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например,
в целом выплаты по линии социального
обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.

Система социальной помощи включает в США несколько программ:

Программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует
с 1974 года и предусматривает выплаты
государственного денежного пособия
в размере примерно 60 процентов от
уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого
пособия корректируется;

Программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин
и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются
критерии нуждаемости;

Программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое
распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право
на получение таких талонов имеют лица
или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным)
или по сниженным ценам. В 1987 году
средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.

Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации,
в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США - весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по
усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.

В области здравоохранения в США
действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако
в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.
В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при
установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять
процентов.

В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются
важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат
в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще
в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех
пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом
цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном
хозяйстве. В зависимости от роста цен
этот перерасчет могли производить дватри раза в год или даже ежеквартально
в процентах к предполагаемому размеру
средней заработной платы в размере:

35 процентов - пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по
инвалидности I и II групп, а также III
группы для лиц, достигших пенсионного
возраста;

27 процентов - пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.

Перерасчет ранее назначенных пенсий
в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения
уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все
пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные
до 1970 года, были скорректированы при
помощи коэффициента - 1,45, а за период
с 1971 по 1989 год - коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому
перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.

Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки
теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее
систематического увеличения.

Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание
детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет - в размере увеличения
минимальной заработной платы; стипендии учащимся - в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
пособия и другие выплаты безработным -
аналогично заработной плате, с которой
они начисляются. Следует отметить, что
наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых
сберегательных вкладов населения.
Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы .

Таблица снизились на 34 пункта.

В последующие годы темпы роста цен
несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 1994-го по 1996 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но
созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного
сокращения покупательной способности
доходов населения.

Справка подготовлена Жанной Сидоровой

Борисов С. М. Мировая валютная ситуация в зеркале статистики // Деньги и кредит. 1996. № 5.

Механизм повышения доходов, позволяющий частично или полностью возместить потери населения, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги, то есть индексация, является частью системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупной способности и денежных доходов. В большинстве зарубежных стран в период становления рыночных отношений активно использовалась индексация заработной платы.

Основное правило корректировки оплаты труда в зависимости от роста потребительских цен при этом устанавливались государством. В сентябре 1997 г. был принят закон РСФСР об индексации денежных доходов населения и сбережений граждан РСФСР. В нем предусмотрено индексировать в связи с ростом потребительских цен заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, вклады граждан в сберегательный банк. Были определены порядок и размеры индексации. Однако реализация закона до сих пор не осуществляется: принимаются отдельные решения о повышении минимального заработной платы, прием, мало связанных с фактическими размерами инфляции. Это привело к тому, что сократилась доля средств в ВНП, направленная на оплату труда. В результате реальная заработная плата в России упала в несколько раз. Снижение покупной способности населения привело к снижению спроса на потребительском рынке и, как следствие, падению объема производства товаров.

В законе об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР предусмотрено, что источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий, пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующего бюджета. Из них же должны индексировать пенсии, пособия по безработице.

Оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию или услуги по государственным фиксированным ценам и тарифам при недостатке средств на оплату труда по независимым от них причинам индексируются из бюджетных средств в порядке, который определяется.

Индексация оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и услуги, осуществляется за счет собственных средств. Индексация должна производиться периодически в зависимости от темпов инфляции и величины устанавливаемого порога инфляции.

Порог инфляции – это величина роста потребительских цен, превышение которой является основанием для индексации заработной платы. Чем ниже такой порог, тем надежнее защищается покупательская способность заработной платы.

На предприятии необходимо разработать и утвердить конкретный документ в виде положения о порядке проведения индексации заработной платы. Это положение желательно включать в коллективный договор в виде положения. В указанном документе следует указать, какие денежные выплаты подлежат индексации, каким будет порог и периодичность инфляции, размеры корректировки заработной платы и других выплат в зависимости от уровня инфляции.


Порог инфляции должен быть согласован с периодичностью. Если, например, периодичность 1 месяц, порог инфляции 5%, а потребительские цены возросли на 2%, то по истечении месяца нельзя будет проводить индексацию, так как ее порог не достигнут.

Наиболее сложный вопрос – определение размеров повышения заработной платы и других денежных выплат в связи с ростом потребительских цен. В западных странах, где используется индексация как механизм сохранения покупательской способности населения, индексация компенсирует только часть повышения потребительских цен. Например, 0,8% за каждый 1% роста цен.

В России законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан предусмотрена индексация заработной платы, не превышающей 3-х минимальных размеров заработной платы. Часть доходов, равная полуторной величине минимальной заработной платы в России индексируется в полной мере, то есть 1% за 1% роста потребительских цен. Вторая последующая часть, равная 1,5 величине минимальной заработной платы, индексируется на половину. Заработная плата, превышающая 3-х кратную величину минимальной заработной платы, индексации не подлежит.

Такая схема была направлена на поддержку низко оплачиваемых работников, но в условиях очень низкого уровня минимальной заработной платы устанавливаемая законом норма индексируемого дохода не защищает заработную плату работников даже на уровне прожиточного минимума.

Предприятия, на которых индексация производится самостоятельно, сами определяют порядок ее проведения, в том числе и размеры повышения заработной платы в зависимости от уровня инфляции.