По талонам: История продуктовых карточек. Продовольственные карточки: причины и цели введения

Андрей Сергеевич Дёгтев - эксперт Центра научной политической мысли и идеологи

На прошлой неделе на уровне правительства начался очередной этап обсуждения возможности введения продуктовых карточек в России. На этот раз перспектива этого мероприятия уже не столь туманна как ранее.

Если в прошлом году информацию о возможном введении продуктовых талонов центральные СМИ старательно замалчивали, то теперь - после официального заявления замглавы Минпромторга Виктора Евтухова и комментария премьера Медведева - вероятность того, что механизм будет реализован, резко возросла. На данный момент концепция продовольственных карточек для малоимущих находится на рассмотрении в правительстве. Как в народе говорят - «дожились». Нищета в стране уже требует продовольственных карточек. Может, бог даст, когда-нибудь о самой нищете, как порождении либеральной модели задумаются? Но пока не о болезни, пока о симптомах и каплях в нос, пока о карточках.

ЧТО ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ

Идея заключается в том, что малоимущие граждане получат возможность расплачиваться в магазинах за продукты с помощью пластиковой карточки, на которую государством будут начисляться специальные баллы, эквивалентные сумме в несколько тысяч рублей. На эти баллы нельзя будет приобрести алкоголь или табак и их нельзя будет передать или продать другому человеку. Накопить баллы также не получится, так как спустя месяц они будут сгорать. Система рассматривается одновременно и как средство стимулирования отечественных сельхозпроизводителей, так как программа не будет распространяться на импортное продовольствие.

Предполагается, что карточки получат 15–16 миллионов человек, а общий размер государственных расходов на их содержание составит около 240 млрд руб. (Напомним, зимняя Олимпиада в Сочи стоила стране 1, 5 триллиона рублей). В программе смогут участвовать не все магазины, а только те, которые подключены к процессинговой системе. Продуктовые карты могут быть введены уже в следующем году, а в 2018 году могут появиться и бесплатные обеды для малоимущих.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КАРТОЧЕК

История продовольственных карточек начинается ещё в древнем мире. В разное время они вводились в Голландии, Испании, Франции, в континентальной части Африки и в других странах. Однако у современного россиянина продовольственные талоны ассоциируются в первую очередь с историей товарного дефицита в нашей стране - Российской империи во время Первой мировой, СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн, а также в перестроечной и постперестроечной России. Кстати, карточки не были особенностью только лишь советского социально-экономического уклада. Во время второй мировой войны они существовали в широком ряде стран: все европейские страны, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Япония, Индия, Турция, Алжир, Тунис и др. После войны в СССР карточки были достаточно быстро отменены - в 1948 году. Для сравнения, во Франции продуктовые карточки были отменены в 1949 году, а в Великобритании в 1954 году.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ

Отличие предлагаемых Минпромторгом карт от продуктовых талонов 30-40-х годов заключается в том, что они нацелены не на распределение товаров в условиях дефицита, а на обеспечение адресной социальной помощи. Кроме того, такие карточки могут способствовать улучшению структуры питания социально незащищённых групп. Ввиду дороговизны качественных и свежих продуктов гражданам с низкими доходами, как правило, приходится заменять их более дешёвыми аналогами. Включение полезных продуктов в систему госдотаций помогло бы решить эту проблему. В ряде современных стран существуют аналогичные системы продуктовых карт. Наиболее известный пример - США, где в такую систему вовлечены более 40 миллионов человек, то есть почти 15% населения. Малоимущие американцы получают на карты 114 долларов на человека и 255 долларов на домохозяйство.

Конечно, у системы продуктовых пластиковых карт есть и свои недостатки. Несмотря на адресный характер, она не застрахована от мошенничества. Об этом свидетельствует также опыт США, где карточки стали предметом купли-продажи на чёрном рынке. Покупая карточные баллы у их держателей за пол стоимости, недобросовестные магазины обменивают их затем на государственные денежные дотации, а держатели таким образом обналичивают свои карты.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ

Причины, побудившие правительство вводить подобные инструменты, ясны. В условиях резкого падения бюджетных доходов правительство старается экономить на всём, а значит, ему необходимо переходить к более точечным механизмам социальной политики. Речь больше не идёт о ежегодном повышении уровня жизни большинства - это уже попросту невозможно. Приоритетной становится задача не допустить падения доходов значительной части населения ниже уровня бедности. Если в условиях роста цен на нефть можно было увеличивать социальные расходы скопом, повышая доходы широких категорий граждан в целом (бюджетников, пенсионеров и т. д.), то теперь борьба с бедностью требует денежных переливаний в пользу именно малоимущей части населения. Ведь, например, среди тех же пенсионеров не все относятся к категории бедных, а значит, по-разному нуждаются в материальной поддержке. Продуктовые пластиковые карты как раз позволяют сфокусировать бюджетные субсидии именно на бедных группах населения. Тем более, питание является важной статьёй расходов наименее обеспеченных слоёв российского населения. Практически у трети населения расходы на питание составляют около 40% семейного бюджета (рис. 1).


Рис. 1. Размер расходов на продукты питания по 10-ти процентным группам по доходности населения, %

То, с чем столкнулось правительство в результате падения цен на энергоносители, во многом является прямым следствием отказа от инвестирования бюджетного профицита, получаемого на протяжении «тучных лет». С 2000-го года в общей сложности в виде ЗВР и бюджетных резервов за рубеж было выведено 34 трлн руб. в пересчёте в ценах 2014 года. Если бы данные средства были инвестированы, то современный ВВП был бы на 10% больше, а доходы федерального бюджета на 1,5 трлн руб. выше, что наполовину бы решило проблему текущего бюджетного дефицита. Однако средства не были вложены в фабрики, заводы и инфраструктуру. Предполагалось, что в случае кризиса резервы смогут выполнить функцию подушки безопасности. Однако, подушка безопасности актуальна в случае непродолжительного кризиса.

Если же шторм затягивается, любая резервная кубышка рано или поздно заканчивается (что мы сейчас и наблюдаем) и возникает дыра в бюджете. Средства на её затыкание можно получить только из суверенной налогооблагаемой базы, представленной производственными предприятиями. Такая база не может иссякнуть - она приносит доходы до тех пор, пока работают предприятия. Однако должные попытки к расширению производственного потенциала за счёт внутреннего инвестирования бюджетных излишков предприняты не были.

ВЫВОД

Как инструмент социальной помощи продуктовые карты могут быть достаточно эффективны. Они позволяют адресно направлять средства на поддержку малообеспеченной категории граждан. Однако механизмы определения нуждающихся не являются стопроцентно прозрачными и здесь возможны махинации. Но самое главное, введение продуктовых карт наносит удар по имиджу государства и может быть использовано оппозиционной пропагандой для стимулирования социального протеста, так как продуктовые карты прочно ассоциируются в глазах населения с дефицитом и неспособностью государства обеспечить насущные потребности населения. Впрочем, такая интерпретация вполне соответствует реальности.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что программа помощи малоимущим гражданам страны пока в стадии обсуждения с заинтересованными ведомствами. На нее необходимо выделение средств из бюджета и, кроме того, нужно подготовить систему отбора нуждающихся в поддержке.

ПО ТЕМЕ

После этого, отметил Мантуров, возможно говорить с Минэкономразвития и Минсельхозом о том, какой объем средств требуется на работу программы. "По нашим предварительным расчетам, каждый вложенный бюджетный рубль будет давать плюс один рубль для экономики в целом. Программа сама по себе должна быть эффективной", – пояснил министр.

Ранее в Минпромторге разъяснили, как проект по введению продовольственных карточек будет реализован на практике. Малообеспеченным россиянам выдадут специальные карточки с баллами, которые можно будет потратить исключительно на еду. При этом в списке разрешенных для покупки окажутся только отечественные продукты питания без вредных добавок. Никакие алкогольные напитки по карточкам для малоимущих купить будет нельзя.

В список вошли мучные, молочные, мясные, рыбные продукты, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца, растительное масло, мясо, рыба, молоко.

Продовольственные карточки можно будет использованы во всех магазинах, участвующих в программе помощи. Функционировать система будет на базе банковских карт "Мир". Обналичить баллы с продовольственных карточек будет нельзя. Не получится их и накопить: с окончанием календарного месяца они сгорят. Предполагалось, что такие карточки введут в действие уже в 2016 году, однако программа была отложена.


Единственный вопрос, который пока остается нерешенным: по каким критериям малоимущие россияне будут получать такие карточки? К примеру, для получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг существует низшая планка дохода на каждого члена семьи. Для того, чтобы обозначить такую черту при выдаче продовольственных карточек, в законодательстве предполагается закрепить термин "нуждаемость".

Программа продовольственной помощи определённым категориям граждан заработает в России с 2018 года

Минэкономразвития и Минфин поддерживают предложение Минпромторга о введении в стране специальных карт, на которые будут перечисляться баллы или бонусы. За них граждане, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума, смогут получить ряд продуктов питания, кроме алкоголя и табака.

Не пособие по нищете, а помощь

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что пока не ясно, как будет финансироваться программа, но этот вопрос сейчас решает Минфин. «У Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом - производителями продуктов», - уточнил Мантуров.

По его словам, на реализацию проекта будет выделено около 300 миллиардов рублей. На продовольственные карточки можно будет приобрести мясо, рыбу и свежие овощи. Однако особо разгуляться не получится: ежемесячная сумма, перечисляемая на продовольственную карточку, составит около полутора тысяч рублей. На эти деньги можно будет купить 2 килограмма мяса, 2 килограмма рыбы и 30 килограммов картошки.

Как подчёркивают в Правительстве, карты - один из инструментов поддержки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

О конкретных суммах на карте пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Мантурова, перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Для начисления сумм планируется использовать карты «Мир», а получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию. Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в новой системе. Создания отдельной торговой сети не потребуется. По замыслу Минпромторга, реализовывать баллы можно будет также на рынках и ярмарках. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

По данным Росстата, количество граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума в России составляет около 15-16 миллионов человек. Последний опрос ВЦИОМ показал, что 78 процентов респондентов высказались за введение карточек.

«Мы всегда поддерживали систему дополнительной помощи нуждающимся категориям россиян, и введение продуктовых карточек - не исключение. Никто не считает их пособием по нищете», - сказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он предположил, что карточная система у многих россиян ассоциируется с похожим неудавшимся экспериментом периода Горбачёва, и потому многие сейчас тревожатся. «Но нынче предлагается совершенно иная модель, она выверенная. В бюджете средства будут искать постепенно. И речь пока идёт о пилотном проекте, к которому, надеюсь, подключатся и НКО. Ведь распространять по карточкам можно не только скоропортящиеся продукты, но и, например, бытовые услуги», - отметил сенатор.

Стать льготником тоже непросто

Итак, получить продуктовую карточку смогут граждане с ежемесячным доходом, не превышающим прожиточный минимум. Его величина в каждом регионе страны - своя.

В Минпромторге уже уточнили, что собираются выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует тем, кто скрывает реальный размер дохода, и притворяющимся малоимущим.

Как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

Сложить все доходы, которые получила его семья за последние три месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать. Получившуюся сумму поделить на 3 - вывести среднее арифметическое и поделить результат на количество членов семьи, включая детей и пенсионеров. Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки.

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг пока не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будут осуществлять территориальные органы социального обеспечения. Для оформления льготы нужно будет принести необходимые документы и пройти собеседование. Перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в шесть месяцев.

Точный перечень доступных отечественных продуктов Минпромторг обещает скоро представить. Известно, что в него будут входить мясо и рыба, хлеб, яйца и молоко, соль, сахар, специи, овощи, фрукты, сухофрукты. Кроме того, к числу соцпродуктов отнесли и корма для домашних животных, средства личной гигиены, семена и саженцы. Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки - скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства - Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень соцпродуктов.

В том, что программа продовольственной помощи малоимущим сможет улучшить ситуацию с бедностью в стране, сомневается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он отметил, что об эффективности такой программы сегодня говорить сложно, поскольку её реализация связана с большими логистическими сложностями.

«Для реализации программы продовольственной помощи малоимущим нужно решить не только вопросы с её финансированием, но и детально проработать сам механизм работы карточек, начиная от начисления на них баллов и заканчивая их использованием в торговых точках», - считает заведующий сектором исследований АПК Института экономики РАН Борис Фрумкин.

А член Комиссии Общественной палаты по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Александр Хамидуллин заявил «Парламентской газете», то хорошо бы начать программу карточек раньше 2018 года. «Я понимаю, что нужно просчитать все финансы, но речь о необходимости поддержки бедных россиян идёт уже давно. Кроме того, надо понимать, что 10-20 процентов этой адресной помощи будет уходить не по назначению», - сказал эксперт.

По его мнению, все проблемы должны уйти постепенно с практикой применения продовольственных карт. «Первый шаг уже сделан, тем более что наша страна - не автор этой системы. В США, например, с 1961 года действует карточная продовольственная система для определённых категорий людей», - отметил Хамидуллин.

Кстати, продовольственные сертификаты внедряли и в современной России, на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили три тысячи продуктовых карточек для многодетных семей.

Как у них

Действительно, в Америке граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет. Финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты - в среднем 126 долларов. В 2016 году такую помощь от государства получали 44 миллиона человек. На участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долларов.

В Великобритании талонная система вводилась после Второй мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году. На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове свободы постепенно сходит на нет. Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продуктовые карточки нужны вовсе не потому, что в стране нехватка продуктов. Эти карты - один из инструментов поддерж-ки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

Кому дадут карточки?

В Минпромторге «АиФ» пояснили, что в программе примут участие домохозяйства с низким среднедушевым доходом и имущест-венным положением. Точные критерии определят региональные власти на основании федеральных рекомендаций.

Сколько денег на карте?

О конкретных суммах пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Д. Мантурова, главы Минпром-торга , перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Как это будет работать?

Для начисления помощи планируется использовать карты «Мир». (Это карта одноимённой российской многонациональной платёжной системы. А та в свою очередь создана, чтобы обеспечить финансовую безопасность нашей страны в случае угрозы отключения от международных платёжных систем, таких как «Visa» и «Mastercard».) Получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию.

Что можно купить?

Только разрешённые товары. Иначе система автоматического контроля не пропустит покупку. В Минпромторге рассказали, что перечень допущенных продуктов питания разработан с учётом рекомендаций Минздрава. На госпомощь можно будет купить хлебные продукты, в том числе муку, крупы, макаронные изделия и т. д., картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие и сухофрукты, сахар, соль, питьевую воду, яйца, масло растительное, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты. Плюс, что особенно актуально для сельского населения, саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. Всё вышеперечисленное должно быть отечественного производства. В чёрном списке - алкоголь, сигареты и вредные продукты (например, чипсы и газировка).

Где купить?

Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в данной системе. Создания отдельной торговой сети не требуется. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

Сколько стоит программа?

По словам Владимира Волика, директора департамента регулирования рынков агропрома Минсельхоза , программа может обойтись в 100 млрд руб.

Что она принесёт?

Экономический эффект программы огромен, объяснили в Минпромторге. На каждый вложенный рубль можно получить два рубля прироста ВВП. Так, если бы в 2015 г. программа работала на полную проектную мощность и на неё было бы направлено около 300 млрд рублей, то это увеличило бы ВВП на 0,8%.

Есть ли такие карты за рубежом?

Подобная программа есть в США. Она действует там на постоянной основе с 1961 г. Первоначально бедные американцы получали продовольственные талоны. Теперь финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты. В 2016 г. её получали 44 млн человек, средний размер - 126 долларов. Величина помощи зависит от доходов и размеров домохозяйства. Например, на участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долл. Если в семье 4 человека, то их суммарный доход должен быть ниже 2025 долл. Делать покупки по «продуктовой карте» можно не только в магазинах, но и на фермерских рынках.

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.