Виды социально-экономических процессов. Социально-экономические процессы: классификация, характеристика, прогнозирование

В современном обществе постоянно протекают определенные социально-экономические процессы. Что они собой представляют? Какую роль выполняют? Как получают свою идентичность? Все эти вопросы заслуживают внимательного рассмотрения и анализа.

Вводная информация

Под социально-экономическими процессами подразумеваются изменения в обществе, которые отображаются на его благосостоянии, стабильности, условиях безопасности и прочих подобных вещах. Они обусловлены характером происходящих изменений. Рассматривая сам процесс, наблюдатель может наделять его особенными и не связанными свойствами. Это несколько усложняет уяснение и прогноз тенденций, которые его провоцируют. Но если углубиться в суть, то можно вспомнить слова Л. Гумпловича, который утверждал, что в основе лежит труд. Он является экономическим средством. Если говорить о социальной составляющей, то, по Гумпловичу, это эксплуатация (грабеж) других. Это весьма привлекательно с научно-методологической точки зрения. Вот, к примеру, если рассматривать суть эксплуатации с ее позиции, то можно подметить, что возникновение социальной структуры не всегда предполагает существование государства (как политического образования). Тогда как наличие связи между различными элементами не вызывает сомнения.

А чем заключается их особенность?

Все дело в тесной привязке к деятельности хозяйствующих структур, крупных национально-государственных систем и регионов, от чего зависит масштаб, темпы, цели и уровень изменений. Социально-экономические процессы основываются на цикле «новации - инвестиции». Это предопределяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из уровней. Можно вспомнить о модели Н. Кондратьева, предусматривающей координацию двух глобальных процессов - роста и упадка. Каковы ее результаты? Когда достигается определенный максимум, то тенденция роста производства начинается сменяться его снижением. Одновременно уменьшается объем инвестиций. Это неизбежно приводит к сдерживанию темпов инновационных процессов. Понижение их активности вызывает сокращение эффективности производства, способствует возникновению войн, преследующих передел ресурсов. Это приводит к повышению цен на продукцию и уменьшению стоимости рабочей силы. Как результат - стагнация и постепенное формирование благоприятных условий для инновационного прорыва. То есть социально-экономические проблемы выступают одновременно и ограничителем роста благосостояния, и основой для него. При этом часто изменяется целеполагающий вектор преобразований. Происходит это из-за того, что в общественную жизнь внедряются мероприятия, являющиеся программной установкой одной из организованных и влиятельных сил общества. Таковой может быть определенное общественное движение. При этом, как правило, осуществляется ориентирование на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют мнение масс, а также его поведенческие и моральные стереотипы. Для описания таких ситуаций используется цикл «вызов-реакция». Чтобы лучше понять это, нам нужна классификация социально-экономических процессов. Благо она не очень велика.

Не/контролируемые процессы

Все происходящее в обществе может поддаваться регуляции зависимо от потребностей отдельных лиц или социальных групп, которые являются активными участниками. На основе этого выделяются не/контролируемые процессы. Что это значит? Если говорят о том, что процесс контролируемый, то имеют в виду наличие глубокого знания основ его механизмов, а также факторов и условий, которые способствуют усилению или ослаблению их проявления в реальности. Как это выглядит? Как пример, можно привести управление социально-экономическими процессами, усиление роли отдельных субъектов, моделирование различных ситуаций и тому подобное. Основными инструментами при этом является поддержка ролевых функций, что закреплены за определенными участниками, или создание институтов, позволяющих структурировать организацию работы общества.

Как пример можно привести экономическую либерализацию после падения Советского Союза. Она усилила роль банковского сектора. Это проявилось в способствовании расширения сферы кредитно-финансовых операций. Это, в свою очередь, потребовало осуществления концентрации контрольных функций в руках Центрального банка. По факту это было реализовано посредством выдачи лицензий коммерческим структурам, а также разработки системы их бухгалтерской и финансовой отчетности. Другой пример - законодательное предписание подавать всем соискателям государственных должностей сведения о составе собственности, а также декларацию о доходах. Это позволяет сохранять прозрачность и публичность политической деятельности лиц и добиваться легитимности в выборе органов власти. С неконтролируемыми процессами легче. К ним относятся те, которые разворачиваются стихийно и не предполагают наличия определенных субъектов или их групп, что могут оказывать направленное воздействие на вектор его развития. Может произойти утрата контроля над процессами в случаях невозможности локализировать инициаторов из-за большого количества участников.

О сложных и простых процессах

По мере развития человечества наблюдается постоянное увеличение и проработка структуры взаимоотношений. Не являются исключением и современные социально-экономические процессы. Постоянно наблюдается их усложнение и рост связей (пускай и с различной скоростью). Сейчас, к примеру, имея только доступ в интернет, можно познакомиться с человеком практически из любой точки мира, и это не выходя из комнаты. Но одновременно вместе с этим существуют и простые процессы. Таковыми следует именовать те из них, объяснения которых позволяют укладываться в известную наблюдателям и научному сообществу схему. И как закономерный результат - давать оценку и предсказывать итог. Сложный процесс - это изменение в обществе, для объяснения которого существующих методологических средств недостаточно. Поэтому и оценку дать им, равно как и предсказывать итог, невозможно. По существу, сложные процессы - это совокупность простых. При этом их целостное восприятие возможно только благодаря синтезу новых или различных подходов к анализу и последующему объяснению. Следует отметить, что жестких границ между ними нет. Часто они определяются опытом и квалификацией наблюдателей, целью проводимых исследований, а также масштабом проблем, стоящих перед научным сообществом.

Не/обратимые процессы

Существует множество свойств, по которым можно их рассматривать. Но наиболее важная характеристика социально-экономических процессов - это их не/обратимость. В чем их суть? Свойство обратимости используется для определения динамики циклических процессов. Это полезно, например, для подготовки к экономическим кризисам. Свойство необратимости используется для объяснения социально-экономических процессов прогрессистскими теориями. Они разделяют точку зрения о том, что в становлении общества нет ничего повторяющегося. То есть каждый виток развития уникален сам по себе. И пробовать пояснить его с помощью универсальных формул - это неправильный подход. заключается в кумулятивном накоплении свойств и признаков, которые и определяют его качественную неоднородность. Это накладывает свой отпечаток на прогнозирование социально-экономических процессов.

Деление на кратко-, средне- и долгосрочные

Не следует забывать и о временном интервале. В этом случае все процессы делят на кратко-, средне- и долгосрочные. Конкретный диапазон значений для них зависит от разновидности и характера, а также - целей наблюдения. При внимательном рассмотрении выделяются такие моменты:

  1. Краткосрочный процесс. Обладает продолжительностью, определяемой текущей целью или регламентируемой документом, который отводит узкие ограниченные временем рамки. Как правило, называют срок до одного года. Ведь большое количество плановых документов (программ, бюджетов, планов) рассчитано именно на этот период.
  2. Среднесрочный процесс. Он охватывает осуществляемые социальные изменения в рамках обозримой перспективы. При этом он ограничивается рядом промежуточных целей. Но тем не менее все вместе они выступают в качестве условия, позволяющего перейти к качественно новому результату, что изначально не определяем. Продолжительность этого процесса составляет до пяти лет. Конкретные сроки зависят от целей инициаторов, а также состава участников.
  3. Долгосрочные процессы. Они не предполагают наличия изначально заданного результата. Формируются они на многосоставной и полифункциональной основе. Как правило, они плохо прогнозируемые. Поэтому описываются в форме сценария. Ведь моделирование социально-экономических процессов такого типа сопровождается большим количеством погрешностей и высокими требованиями.

О макроэкономике

Эта наука имеет большое значение. Почему? Когда заходит разговор про социально-экономические процессы развития общества, то она играет особую роль. Взять, к примеру, краткосрочные временные отрезки. Они влияют на положение рынка товаров и услуг, а также на жесткость установленных цен (она высокая). Почему? Все дело в том, что в краткосрочном периоде производители часто пересмотр цен считают нецелесообразным. В долгосрочном для поддержания равновесия между предложением и спросом она должна меняться. То есть эта наука позволяет рассматривать и решать различные социально-экономические проблемы, первоначально в теории, а затем и на практике.

Решаемые проблемы на примерах

Допустим, у нас есть государство. Оно берет на себя социальное обеспечение. Это одна из наиболее важных его функций. С тем, чтобы знать, сколько понадобится денежных средств сейчас, проблем не возникает. А вот через год? Ладно, здесь цифры сильно не изменятся. А через десять лет? Тридцать? Пятьдесят? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо спрогнозировать то, какая ситуация будет. А более-менее достоверную информацию можно получить, только изучив то, что уже есть. Рассмотрим то же самое социальное обеспечение. Это довольно просто для моделирования и понятно даже для людей, не обладающих широкими познаниями. Горизонт прогнозирования - тридцать лет. Для ровного числа - 2050 год. Сколько пенсий необходимо будет выплачиваться тогда? В каком объеме можно будет это делать? Ведь те, кто сейчас работает (и только начинают) тогда будут выходить на пенсию и получать ее (или быть чрезвычайно близким к этому). При этом их на обеспечение возьмут современные студенты, школьники и детсадовцы, а также дети молодых специалистов. Труд и социальная защита различных слоев граждан тесно связаны с множеством факторов. Так, чтобы обеспечить выплату больших пенсий, необходимо обеспечить высокую рождаемость. Для этого необходимо продвигать соответствующие ценности и создавать необходимые условия.

Как охарактеризировать любой процесс?

Вне рамок рассмотренной выше классификации следует упомянуть о:

  1. Масштабности. Используется для измерения степени вовлеченности субъектов в данный процесс. При этом охват отдельных индивидов или социальных групп говорит о том, что исследует микроуровень. Если же изучаются культуры, этносы, народы, то это уже макроуровень. И наблюдателя необходимо переориентировать на принципиально другую систему координат.
  2. Направленности. Характеризируется вектором продвижения, выражает ориентацию на конкретный исход.
  3. Интенсивности. Выражается осознанием значимости результатов для участников, что вовлечены в процесс. Фактически это достигается благодаря общественной огласке, при освещении в СМИ, осознании глобальности последствий.
  4. Составе. Складывается из участников, их места в системе общественного разделения труда и социального расслоения.
  5. Характере. Проявляется в поведении субъектов, контролирующих и направляющих процесс. Он может быть вялым, стремительным, равномерным или формированным.

О научном подходе

Как изучаются социально-экономические процессы? Учеными выделяются такие элементы:

  1. Участники.
  2. Инициатор (субъект).
  3. Причины.
  4. Наблюдатель.

Кто такие участники? Это все активные и пассивные члены общества, интересы которых затрагивают идущие изменения. По их численности и судят о масштабности, характере и уровне охвата. Инициатор - это участник, который располагает значительными ресурсами, которые позволяют поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Обычно они могут существенно влиять на ход изменений для воспроизводства благоприятных условий и достижения ожидаемого результата. Следует отметить, что инициатор может выполнять свою роль не осознано. Причины - это то, что позволяет всем участникам процесса объединиться, выступая цементирующим основанием для того, чтобы отбросить все разногласия и начать работать над достижением установленной цели. Для тех, кто не понял, п.4 - это ученый, который непосредственно занят в изучении. По мнению самых наблюдателей, они являются наиболее весомым элементом для восприятия и оценки социально-экономических процессов. Следует отметить, что часто подобная точка зрения не лишена смысла. Ведь наблюдателями выступают (в идеале) ученые, специалисты и практики, которые могут сформулировать ключевые стандарты оценивания, измерения и регулирования. Благодаря им можно контролировать и моделировать ход событий.

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СООРУЖЕНИЯХ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МОЙКИ И ОЧИСТКИ МАШИН, АГРЕГАТОВ
  • Билет 21. Физическая сущность процессов сварки плавлением и сварки давлением
  • С содержательной точки зрения их можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние (международные). Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и так далее), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене.

    По критерию значимости для общества их можно разделить на базовые и периферийные. К базовым политическим процессам относятся те, предметом которых является развитие и совершенствование фундаментальных, основополагающих явлений и структур, которые определяют политическую жизнь общества ― формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учёта интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и так далее. Периферийные политические процессы не оказывают заметного влияния на политическую жизнь, и имеют значение в рамках небольших социальных и территориальных страт. Например, формирование местных органов власти, политических и общественных структур и прочее.



    По форме проявления политические процессы можно разделить на явные и скрытные. Явные политические процессы всегда открыты для понимания и контроля всех субъектов политической деятельности, в том числе и общественности и преследуют отчётливо сформулированные и широко декларируемые их инициаторами цели. Скрытые, теневые политические процессы проводятся явно не оформленными субъектами политической власти, их подлинные цели, как правило, скрыты или замаскированы ложными.

    По характеру протекания во времени политические процессы различаются на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы устойчивы, слабо меняются в течение длительных периодов времени и воспроизводятся в неизменных формах или с незначительными, непринципиальными изменениями. Характерные признаки стабильности - отсутствие войн, протестных и других конфликтных акций населения, открытых проявлений активности, направленной на насильственное свержение существующего режима. В нестабильных политических процессах нет преимущественно преобладающих форм реализации политической власти, отсутствуют механизмы баланса активности субъектов политической жизни.



    Социально-экономические и политические процессы также классифицируют по следующим признакам.

    Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

    Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в его основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и прочее. Основными инструментами контроля могут быть создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом, или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.

    Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их век тор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

    С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.

    Простыми процессами следует именовать такие, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.

    Сложными процессами называются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно имеющихся у наблюдателя и научного сообщества методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.

    Обратимые и необратимые процессы. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), проводящими ту точку зрения, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением его свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.

    Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы . Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных изменить его вектор или не заинтересованных в этом.

    Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.

    Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, которые отводят процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на такой период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьируется от одного года до пяти лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.

    В экономической литературе экономика страны определена как многокомплектная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей: десятки отраслей и территориальных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов, и, прежде всего экономических образований, территорий и государства "в целом", т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется степенью развития регионов.

    На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и устойчивость государства.

    В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.

    Заключение

    В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

    Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

    • · Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
    • · Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
    • · Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.

    В качестве целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

    События, происходящие в последние 20-25 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся и мы рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.

    За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен новый курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».

    Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.;

    в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

    Проводимые с середины 80-х гг. реформы представляли собой попытку модернизации всего народно-хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они (реформы) в рамках существующей тогда социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка и др. не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г.

    Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (декабрь 1991 г.) и началу новых радикальных перемен в России.

    Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа: первый - радикальные реформы 1991 - 1993 гг.; второй - адаптация социальных субъектов к новым социально-политическим и экономическим условиям (середина 90-х гг. - конец 1999 г.); третий - укрепление российской государственности и определенная стабилизация социально-экономических отношений в обществе (конец 1999 г. - 2008 г. и далее). Рассмотрим каждый из названных этапов.

    1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991 - 1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам.

    Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономи-стов-рыночников.

    Во-вторых, революция - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991 - 1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.

    В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.

    2. Второй этап (середина 90-х гг. - конец 1999 г.) можно охарактеризовать как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.

    К негативным последствиям этого периода можно отнести следующие:

    • продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
    • разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
    • рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и проч.);
    • абсолютное и относительное обнищание населения страны. Так, например, по данным Госкомстата РФ, на конец 1999 г. за чертой бедности (ниже прожиточного минимума) в России жило 30 % населения страны. Однако, по существующим оценкам самого населения, выявленным в ходе исследования, доля живущих на уровне прожиточного уровня и ниже составляла 75-80 %*;
    • постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
    • рост преступности и утрата людьми чувства защищенности. По официальным данным, к 2000 г. по сравнению с 1990 г. преступность в стране выросла на 76 %;
    • сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции. Так, на вопрос: «Доверяете ли Вы милиции?» - в 1999 г. полное доверие высказали не более 10 % населения. Систематические опросы ВЦИОМа показывают, что 3 / 4 населения в случае нападения на них, ограбления или какого-либо другого происшествия опасаются обращаться в милицию;
    • массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
    • углубление разрыва в доходах между «богатыми» и «бедными». Так, если децильный коэффициент в 1989 г. составил 1: 4,7, то в 1999 г. он достиг уровня 1:16.

    К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести следующее:

    • разгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников-предпринимателей;
    • развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
    • в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.

    На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или «нежелание») заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была «озабочена» личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.

    3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В. В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.

    В первый срок президентства В. Путина наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль. Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, были достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому этот период (1999-2005 гг.), по сути, является годами утерянных возможностей.

    В этот период фактически не меняется социальная структура общества, лишь увеличивается разрыв между небольшим слоем супербогатых граждан (5-7 % семей) и огромной массой бедных слоев (30-35 %). Доля среднего класса колеблется в пределах 15-20 % от общего числа работающих, и каких-либо заметных тенденций к ее увеличению не наблюдается. Отсутствие промышленной политики государства тормозит развитие мелких и средних предприятий. Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, например, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За 2000-2004 гг. смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте .

    Заметное улучшение экономических и социальных показателей в стране наблюдается в 2004-2008 гг. Это было связано с тем, что значительная часть накапливаемых ранее доходов стала вкладываться в развитие экономики страны и на реализацию социальных проектов. Рост ВВП (внутреннего валового продукта) в эти годы составил в среднем 7 % в год. Улучшилась демографическая ситуация. Президент и Правительство РФ в качестве главного приоритета своей внутренней политики объявили социальную сферу. Однако реальный сектор экономики так и не стал приоритетным. Основным источником доходов продолжает оставаться сырье.

    Нерешенными остаются следующие проблемы: увеличение разрыва между бедными и богатыми слоями населения; коррупция, поразившая всю структуру государственного управления сверху донизу; правовая незащищенность граждан перед произволом чиновников и правоохранительных органов; доля среднего класса в социальной структуре остается крайне низкой - около 20 %; неспособность гражданского общества отстаивать свои интересы и контролировать власть.

    Вопросы для самопроверки

    • 1. Дайте определение понятия «социальные изменения».
    • 2. Что такое социальный процесс?
    • 3. Перечислите основные формы социальных процессов.
    • 4. Назовите основные виды социальных изменений.
    • 5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?
    • 6. Что такое модернизация?
    • 7. Каковы основные причины социальных изменений?
    • 8. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20-25 лет в советском и российском обществах?
    • См., например: Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. М., 2000; Куда пришла Россия?.. Итоги социальной трансформации. М., 2003.
    • См.: Рывкина Р. В. Драма перемен. М., 2001. С. 22.
    • Образцова И. Умирает больше, чем рождается // Аргументы и факты. 2004. № 22. Июнь. С. 10.

    Классификация социально-экономических процессов

    Социально-экономические процессы многообразны. Они различаются по содержанию, по срокам и темпам протекания, по своим последствиям. При этом они взаимосвязаны, взаимозависимы, пронизывают друг друга. Поэтому их изучение предполагает определенного рода типологизацию.

    Исходя из классификации социальных процессов П. Штомпки, можно классифицировать социально-экономические процессы по четырем основаниям: 1) форма или очертание, которые принимает процесс; 2) итог, результат процесса; 3) осведомленность населения о процессе; 4) движущие силы процесса. Кроме того, важно учитывать уровень социальной реальности, на котором действует процесс, а также его временной аспект.

    С точки зрения формы социально-экономические процессы можно разделить на:

    · направленные, необратимые (прогресс, регресс); при этом как прогрессивные, так и регрессивные изменения могут иметь однолинейный (стадиальное развитие), мультилинейный (наличие нескольких альтернативных траекторий прохождения одних и тех же стадий) и нелинейный характер (ступенчатое отражение восходящей и нисходящей линий);

    · ненаправленные, застойные (стагнация); ненаправленные процессы могут быть случайными (мобилизация или демобилизация социальных сил) и циклическими, повторяющимися либо равномерно, либо с ускорением, либо с замедлением (общественное производство).

    По характеру конечных результатов можно выделить такие процессы, как:

    · морфогенезис, т.е. созидательные процессы, приводящие к возникновению совершенно новых социально-экономических условий, состояний общественного производства, например, образование виртуальных фирм, сетевых форм производства, маркетинга, реинжениринг бизнес-процесса и др.;

    · трансмутации, т.е. процессы, которые влекут за собой лишь модификацию, реформацию существующих норм, правил, организаций; трансмутации бывают двух видов: репродуцирование (адаптивные, уравновешивающие или поддерживающие процессы, указывают на изменение внутри чего-то) и трансформация (изменение структуры или функций, указывают на изменение чего-то);

    С позиции восприятия и отражения в сознании людей социально-экономические процессы можно подразделить на:

    · явные, распознаваемые, предсказуемые, например, легализация валового обмена, цель которого - уничтожение черного рынка; либерализация цен – преодоление дефицита;

    · латентные, нераспознаваемые, неоцениваемые как положительные или отрицательные, желательные или нет; например, воздействие индустриализации на окружающую природную среду;

    · процессы-бумеранги, которые люди могут распознавать, воспринимать их течение и надеяться на их определенный эффект, но последствия таких процессов плохо предсказуемы; например, фискальные реформы (реформа налогообложения в России), реформы образования.



    С точки зрения движущих сил процессы подразделяются на:

    · эндогенные, с имманентной, внутренней причиной (раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющегося объекта), например, рост социальной солидарности в группе;

    · экзогенные, с внешней причиной (являются ответом на вызов извне, на стимул, давление внешних факторов), например, изменение жизненных условий из-за климатических сдвигов.

    Строго говоря, экзогенные и эндогенные процессы трудно разграничить, такое деление условно, акцент делается на доминирование внутренних или внешних причин изменений. И эндогенные, и экзогенные процессы могут быть как спонтанными, т.е. ненамеренными, выступающими как результат множества индивидуальных действий, предпринимаемых по различным частным причинам (изменение политической ситуации в силу стихийных забастовочных движений), так и спланированными, т.е. инициированными и управляемыми сверху (рост рождаемости вследствие проведения государственной семейной политики).

    Все названные выше социально-экономические процессы действуют на макро-, мезо-, и микроуровне. Поэтому выделяют макро-, мезо- и микропроцессы. Макроуровень охватывает мировое сообщество, национальные государства. Мезоуровень – регионы в рамках государства; сообщества, ассоциации. Микроуровень - это процессы, протекающие в повседневной жизни организаций, групп, индивидов.

    Социально-экономические процессы имеют также разную временную продолжительность: бывают долговременные, среднесрочные и кратковременные процессы.

    Приведенная классификация имеет важное значение для управления социально-экономическими процессами, особенности каждого вида находят отражение в организации управленческой деятельности. Например, спонтанно протекающие процессы вызывают необходимость реактивных управленческих воздействий в виде регулирования социальных последствий данного процесса.

    По содержанию мы различаем процессы социального функционирования и развития. Процессы социального функционирования означают воспроизводство социальных отношений в рамках данного качества. Социальное функционирование – это жизнедеятельность социума, обеспечивающая воспроизводство материальных, духовных, социальных благ в рамках определенного качества. Оно описывается параметрами благосостояния. Важнейшие из них: доступность труда, получение определенного уровня образования, квалификации, здоровье, реальные доходы, потребление материальных и духовных благ.

    Социально-экономические процессы не функционируют изолированно, в своей совокупности они характеризуют направленное изменение, т.е. развитие. Поэтому важно разобраться, что представляет собой социально-экономическое развитие.

    Социально-экономическое развитие представляет собой движение, направленное изменение, управляемое, т.е. целе- и ценностноориентированное преобразование, причем в условиях нарушения равновесия управляемость определяется как детерминированное свойство развития. Социально-экономическое развитие - сложный, поступательный переход или преобразование общественного производства посредством определенных механизмов в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов, обусловливающих данный процесс. Социально-экономическое развитие есть единство и борьба противоположных тенденций, противоречивых социальных практик2, оно не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая нисходящий цикл. Социально-экономическое развитие - это процесс, осуществляемый в результате качественных изменений, преобразований, это переход одного состояния, структуры в качественно другое. Социально-экономическое развитие есть отрицание отрицания, что, по Гегелю, означает: начало есть неразвитый результат, а результат есть развитое начало. Оно есть развертывание внутренних свойств и отношений общественного производства, упрочение социально-экономических связей, преодоление отчуждения человека и общества от природы, от предметного мира, человека от человека, человека от общества, развитие подлинной свободы, признание "я" в другом. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе преодоления отчуждения труда, развития, преобразования отношений собственности, управления и власти. Таким образом мы выходим на постановку вопроса о том, что управление есть свойство и фактор социально-экономического развития.

    Однако подлинное развитие, понимаемое нами как прогрессивное поступательное изменение, включающее в себя и момент отрицания, невозможно без эффективного управления. Эффективное управление социально-экономическим развитием общественного производства есть целерациональный процесс согласования противоречивых интересов социальных субъектов, обеспечивающий реализацию общественных потребностей и интересов. Эффективное управление является предпосылкой, неотъемлемым свойством и результатом социально-экономического развития общества.

    Для подтверждения данной гипотезы воспользуемся воспроизводственным подходом к анализу социально-экономического развития. Он основывается на исследовании диалектики предпосылок и результатов общественного производства. Предпосылками общественного производства выступают вещные его факторы (орудия и предметы труда), человек как носитель рабочей силы и субъект общественных отношений, формы их организации: технико-технологические и социально-экономические и способы их соединения на основе принимаемых управленческих решений. От формы организации и характера разрабатываемых и принимаемых управленческих решений зависят уровень дифференциации и степень взаимозависимости факторов общественного производства.

    Вступая в непосредственный процесс производства, человек преобразует вещные его предпосылки, осуществляя самопреобразование посредством опредмечивания своих свойств в новом продукте (материальных и духовных благах), используя свой профессиональный, квалификационный и социальный потенциал в рамках организационно-управленческих отношений, т.е. взаимодействуя упорядоченным образом с другими субъектами труда.

    Непосредственное производство как момент воспроизводственного цикла есть соединение факторов, их интегрирование в самом процессе, который принимает определенные формы: индивидуальное, семейное, коллективное производство. Первичной производственной ячейкой является трудовая организация, в которой создаются условия для развертывания внутренних сил человека, реализации и повышения его потенциала. Вновь произведенный продукт включает в себя средства производства и жизненные средства. Последние из фазы собственно производства переходят в фазу потребительного производства, в процессе которого человек, используя (потребляя) предметы потребления, извлекая из них полезные свойства, развивает себя, образно говоря, общаясь с вещью. И это общение есть не только предметная, но и социальная связь, поскольку за потребляемой вещью стоит человек, который ее произвел. Первичной потребительской ячейкой является семья как малая социальная группа и социальный институт. Поэтому семья, как и трудовая организация создает условия для развития человека и общества.

    Таким образом, воспроизводство человека осуществляется не за пределами общественного производства, а в процессе его. При этом он воспроизводит себя и как производителя, и как потребителя, и как носителя рабочей силы и как субъекта определенных производственных отношений. И в этом социальная сущность общественного производства. Воспроизводство человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования представляет собой движущую силу общественного развития. Продукт и человек как результаты общественного производства, выходящие из него, отрицают себя, поскольку они уже не тождественны в своем качестве как его предпосылок. Результаты всегда богаче по своему содержанию предпосылок. И это первое отрицание - сущность социально-экономического функционирования и момент общественного развития. Социально-экономическое функционирование осуществляется в рамках данной структуры объекта и обеспечивается прежде всего в процессе простого воспроизводства. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе расширенного воспроизводства. Одним из основных механизмов развития общества мы считаем расширенное социальное воспроизводство, обеспечивающее его жизнедеятельность, т.е. функционирование, и динамичное качественное изменение его пропорций, что и означает развитие.

    Расширенное воспроизводство - это возобновляемый процесс производства на расширенной основе. Расширение общественного производства осуществляется за счет увеличения количества производственных единиц и экстенсивного наращивания объемов, за счет диверсификации, т.е. проникновения в сферы, ранее не охватываемые общественным производством (индустриализация науки, отдыха), и также за счет его качественного преобразования на основе дифференциации видов человеческой деятельности, усиления процессов кооперации, комбинирования. Расширение общественного производства, т.е. его рост сопровождается усложнением его строения, структуры, подвижностью его пропорций.

    Постоянное возобновление процесса производства на расширенной основе и переход предпосылок в результат, а результатов в предпосылки через их обогащение ведет к такому их качественному преобразованию, которое имеет следствием второе отрицание. Отрицание отрицания и есть процесс развития. Таким образом расширенное воспроизводство обеспечивает переход от социально-экономического функционирования к социально-экономическому развитию.

    1. Тема 3. Классики социологии о социальном управлении обществом.

    2. Позитивизм в социальном управлении.

    3. Теория социального факта об управлении социальными процессами.

    4. Теория К.Маркса об управлении капиталистическим производством.

    5. Теория бюрократии, администрирования М. Вебера