Признаки смешанной экономики таблица. Тенденции развития смешанной экономики. Модели смешанной экономики

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить осмешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность -- гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

  • -- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • -- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно хозяйственной инициативы -- социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель -- это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  • - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • - антициклическое регулирование;
  • - стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • - проведение структурной политики;
  • - защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

  • 1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;
  • 2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

  • - обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
  • - социальная обеспеченность и социальная справедливость;
  • - содействие конкуренции;
  • - обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества,

синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Основные черты. Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и т. д. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

Эта система зародилась после II мировой войны, когда во многих странах произошли большие изменения, связанные с государственным устройством, экономикой и социальными отношениями. Рыночная экономика показала свое несовершенство, поэтому требовалась новая модель, которая могла бы лучше способствовать экономическому росту и развитию.

Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями. Такая конкуренция способствует развитию новых технологий, улучшению качества товаров, т. е. благоприятно влияет на экономику в целом. Роль же государства во всех этих вопросах обычно сводится к минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская экономика. Его предложения могут носить рекомендательный характер.

В большинстве стран к концу XX века сформировалась смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система представляет собой способ организации экономики, при котором существуют различные формы собственности, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и государством.

Для смешанной экономики характерно сочетание частной и государственной собственности, а также коллективной, акционерной и любой другой. Такое перераспределение собственности считается результатом естественного исторического развития государств.

В смешанной экономике экономическими процессами управляет рынок и государство. Рынок это делает через спрос и предложение, конкуренцию. А государство - с помощью административных методов, а также с помощью своей государственной собственности.

Государству преимущественно отводится роль производителя общественных благ (медицина, образование и др.), помощь нуждающимся слоям населения за счет влияния на перераспределение доходов (например, с помощью налогов). Таким образом, государство берет на себя то, что не могут в полной мере взять на себя частные лица и коммерческие организации. Это общенациональные и региональные экономические проблемы.

Для рынка важен частный интерес, а для государства - социально-экономический, общественное благо.

В разных государствах существуют разные сочетания частной, государственной и другой собственности. Это связано с особенностями исторического развития государства. В истории с древних времен наблюдается возрастание различных форм собственности.

В смешанной экономике выделяют следующие составляющие: домашние хозяйства, частный предпринимательский сектор в разных организационных формах, государственный сектор, различные кооперации и коллективные предприятия.

Считается, что существует некий оптимальный уровень смешанности экономических составляющих. Так чрезмерное влияние государства на экономику или устранение государства от выполнения своих социальных функций могут пагубно влиять на экономику в обоих случаях.

Эффективная смешанная экономическая система формируется постепенно, длительный исторический период. Поэтому никакая страна не может быстро перейти с какого-либо типа другой экономики на смешанную. Так Россия - это страна скорее с переходным типом экономики, в которой смешанная экономическая система развита не в полной мере.

Если в стране со смешанной экономикой какое-либо предприятие принадлежит государству, то обычно оно наравне с частными предприятиями осуществляет свою деятельность по рыночным законам (конкурировать, учитывать спрос и предложение).

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).