Расшифровка СМР: строительно-монтажные работы. Строительно-монтажные работы.

Для международных перевозок используется товарно-транспортная накладная особой, международной формы (CMR). Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.

Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров документов определяется числом машин или видов груза. Перевозка опасных грузов должна отражаться в накладной: упоминается вид опасности и меры безопасности.

Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.

Международная транспортная накладная CMR содержит типовые данные, как и российские документы – информацию об отправителе и перевозчике, месте принятия груза и адресе его доставки с наименованием получателя. Кроме того, указывается характер груза и упаковки его, связанные с перевозкой платежи (таможенные и иные), инструкции по прохождению таможни.

Если на груз оформляется накладная CMR, бланк может также содержать указания о запрете перегрузки, стоимость груза, сумму оплаты во время сдачи груза, а также инструкции о страховании груза, ожидаемый срок перевозки и список документов, полученных перевозчиком.

Заполнение CMR-накладной производится по определенным правилам.

П.1 – данные отправителя груза и координаты контактного лица отправителя на случай возникновения вопросов по дороге.

П.2 – данные получателя груза и координаты для связи на случай появления вопросов или при поиске офиса в стране назначения.

П.3 – адрес и телефон разгрузки, не всегда совпадающий с адресом получателя (филиал или магазин).

П.4 – дата и место погрузки.

П.5 – список приложенных документов – сертификатов качества, ветеринарных, карантинных и т.д.

П.6 – обозначения по ДОПОГ, если груз представляет собой опасность.

П.7 – количество мест данного груза. Чаще всего грузы перевозят на поддонах, и перевозчику удобнее всего, если в данном пункте будет указано число поддонов – тогда их совсем несложно пересчитать.

П.8 – вид упаковки – ящики или картонные коробки, мешки, бочки и т.п.

П.9 – название груза.

П.10 – классификационный код груза.

П.11 – вес брутто.

П.12 – объем груза в кубометрах.

П.13 – указания грузоотправителя, данные контракта (номер и дата), данные лицензии на вывоз. Эти документы должны уже быть на таможне или передаются перевозчиком в конверте. Поэтому в этой графе и изображен конверт. В нижней части этого же пункта приводится стоимость груза, которая объявлена.

П.14 – приводится госномер полуприцепа, если его возвращают из-за границы.

П.15 – условия оплаты поставляемого товара в соответствии с контрактом.

П.16 – данные перевозчика (обычно штамп).

П.17 – данные следующего перевозчика, если их несколько.

П.18 – отметки перевозчика о состоянии груза и упаковки. Если эти отметки отсутствуют, значит, перевозчик принял груз в полном порядке. Отметки проставляются в первом экземпляре и за счет самокопирующей бумаги остаются на всех экземплярах. Первый экземпляр документа остается у отправителя, и впоследствии перевозчик уже не имеет права делать новые пометки в остальных экземплярах.

П.19 – заполняет отдел расчетов, или он остается не заполненным.

П.20 – особые условия перевозки: температура в холодильной камере, ограничение скорости движения, если груз опасный и т.д.

П.21 – название населенного пункта, в котором была составлена CMR, и дата составления.

П.22 – время начала и завершения погрузки, заверенное штампом. Здесь же указывается номер путевого листа, проставляется штамп предприятия, перевозящего груз, и фамилия водителя.

П.23 – подпись водителя, подтверждающая, что он договор на перевозку подписал, и что условия данного договора его устроили.

П.24 – время начала и окончания разгрузки. На третьем-четвертом экземплярах документа проставляются отметки о получении груза. Если во время сдачи груза проверка веса и количества мест выявила недостачу, или груз был поврежден либо испорчен, об этом проставляются соответствующие отметки во втором-четвертом экземплярах накладной. Одновременно составляется акт разгрузки или получения, где отмечается количество груза, испорченного или недостающего. Подписывают акт грузополучатель, перевозчик и представитель торговой палаты или таможни.

П.25 – госномера тягача и полуприцепа, перевозивших груз.

П.26 – марки и модели тягача и полуприцепа.

Пункты 27,28 и 29 оставлены для заполнения отделом расчетов.

Основная масса крупных и средних проектов, так или иначе, связана со строительством производственных и сельскохозяйственных объектов, жилья, мостов, дорог и т.д. Возводимые здания либо сами по себе являются целью замысла, либо являются его неотъемлемой частью, без которой продолжение проекта невозможно. Как правило, самый большой объем затрачиваемых финансовых и материальных ресурсов приходится на СМР - строительно-монтажные работы. Соответственно, и регламентация этой деятельности в законодательстве занимает особое место.

Что означает СМР, и чем они регламентируются

Строительство как таковое включает в себя широкий комплекс понятий. Это не только возведение новых строений и зданий, но также и деятельность по их ремонту (текущему и капитальному), реставрации, реконструкции и реновации. Сам процесс многогранен и состоит из таких этапов:

  • организационный (маркетинговые исследования, разработка концепции проекта, выбор заказчика и подрядчика);
  • изыскательский (геодезические, геологические, экологические, геотехнические, гидрометеорологические);
  • проектный (подготовка проектной и рабочей документаций);
  • фаза материального обеспечения (заготовка необходимых изделий и сырья, их перевозка к площадкам);
  • строительно-монтажный (подготовительные, основные и отделочные);
  • пусконаладочный (контрольные мероприятия и проведение необходимых испытаний).

Толкований термина "строительно-монтажные работы" существует несколько в зависимости от словаря, справочника или законодательного акта, где упоминается этот термин. При этом все они сходятся в том, что СМР в строительстве - это определенный перечень операций, направленных на возведение новых зданий, помещений и монтаж (установку) в них необходимого оборудования (вентиляции, отопления, газовых и водопроводных систем, канализации и т.д.). Для сокращения в технической документации чаще используют аббревиатуру СМР, а не полное название.

Основным документом, регламентирующим все строительно-монтажные действия в России, является СНиП, что расшифровывается, как Строительные нормы и правила.

Он включает в себя пять разделов:

  1. Общие вопросы, классификация и терминология. Управление, организация и экономика.
  2. Требования и нормы для проектирования конструкций, основ и оборудования.
  3. Подготовка, проведение и прием выполненных операций. Рекомендации по СМР.
  4. Нормы для составления смет на все виды операций с разъяснениями.
  5. Нормы трудовых и материальных затрат, расценки на выполнение манипуляций.

Также производство стройматериалов, конструкций и изделий регламентируются ГОСТ (Государственными стандартами), разрабатываемыми государственными учреждениями и учеными. Утверждаются ГОСТы Госстандартом и Госстроем РФ. На отдельные технологии и материалы, особенно новые, производителями разрабатываются ТУ (Технические условия), которые согласовываются с госучреждениями. С развитием передового опыта и новых технологий вся нормативная база регулярно пересматривается, в нее вносятся изменения.

Существующие виды

Возведение нового здания или его глубокая реконструкция требует выполнения огромного количества действий разной направленности и интенсивности с применением всего многообразия материалов и специализированной техники. Строительство может вестись несколькими разными методами:

  • подрядным (наиболее распространенным в России), когда все операции выполняются специализированными организациями в соответствии с заключенным соглашением с заказчиком;
  • хозяйственным , когда весь объем СМР проводится силами собственных подразделений предприятия;
  • смешанным , когда одна часть операций выполняется самостоятельно, а для другой приглашают подрядчиков.

Исходя из направленности и ожидаемого результата, выделяют такие основные виды СМР:

  • общестроительные;
  • транспортные;
  • разгрузочно-погрузочные;
  • специальные.

Обычно выделяют монтажные или строительные работы в зависимости от того, какие операции на конкретном этапе преобладают. Монтажные представляют собой деятельность с использованием готовых частей или деталей, к примеру, монтаж силовой электропроводки и других кабелей, железобетонных и металлических конструкций, различного оборудования (насосного, энергетического, транспортного, технологического), окраска и изоляция трубопроводов.

Общестроительные действия, исходя из перерабатываемых материалов и возводимых элементов конструкции, подразделяют на такие виды:

Часть из этих действий объединяется в привычный для каждого строителя термин "нулевой цикл". Он представляет собой начальную фазу стройки и включает в себя подготовку стройплощадки и подъездных путей к ней, проведение земляных работ, закладку фундамента. Нулевой цикл заканчивается, когда возведена подземная часть здания и проведены инженерные сети. После него следуют надземный и отделочный циклы.

К числу специальных относятся действия, выполняемые особым способом или с особыми материалами, требующими специфических знаний и навыков. К таким можно отнести, например, монтаж сложных приборов и систем, лифтов, телефонных линий, облицовка агрегатов огнеупорной или кислотоупорной кладкой, устройство стволов шахт.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные манипуляции подразумевают доставку на рабочее место конструктивных элементов и деталей разного размера, инструмента и необходимого инвентаря. В связи с разнообразием перемещаемых грузов задействуется специализированная техника, такая как панелевозы, трайлеры, автосамосвалы, конвейеры, погрузчики, экскаваторы, краны.

Иногда также выделяются заготовительные операции, состоящие в изготовлении полуфабрикатов (бетонной смеси, арматурного каркаса, раствора, сборных конструкций, в том числе крупноузловых). В зависимости от требуемых объемов и сложности изготовления, они могут производиться как профильными предприятиями (типа завода железобетонных изделий), так и непосредственно на стройплощадке.

Кроме возведения зданий, в перечень строительных операций также включается благоустройство и озеленение, мелиорация, дноуглубление, создание природоохранных сооружений (противооползневых, противоэрозионных, противоселевых), берегоукрепление, бурение, откачка воды и др.

Договорные отношения

Учитывая сложность и разноплановость действий, проводимых во время реализации проекта, особенно крупного (возведение промышленного комплекса, военного или сельскохозяйственного объекта), для выполнения всех необходимых действий необходимо нанимать подрядные организации. Некоторые из них охватывают большую часть общестроительных процессов, другие специализируются на отдельных направлениях, требующих наличия специального оборудования и подготовленных профессиональных кадров.

Соответственно, самым распространенным видом соглашения является договор подряда, имеющий две договаривающиеся стороны:

  • заказчик, уполномоченный инвестором, который задает параметры для проведения определенных процессов, принимает результаты и оплачивает их;
  • подрядчик, выполняющий требования заказчика в оговоренные сроки.

Сторонами соглашения могут быть юридические, физические лица или же третьи лица, которые действуют от имени и в интересах заказчика. Подрядчики, как правило, строительные организации или лицензированные индивидуальные предприниматели.

Если подрядчик не способен в полной мере выполнить весь объем взятых на себя обязательств собственными силами, то он имеет право (если это не запрещено соглашением) в рамках утвержденного бюджета заключить договор субподряда, то есть привлечь для выполнения отдельных процессов другие организации.

Часто для осуществления всего комплекса строительства определяется генеральный подрядчик, который обеспечивает и гарантирует весь процесс строительства, выполняя заказ частично своими силами, частично с участием субподрядчиков. За все недоработки субподрядчиков несет ответственность генеральный подрядчик.

Кроме общих положений, таких как наименование сторон, дата и место подписания, реквизиты, юридические адреса и подписи сторон, типовой договор подряда включает в себя следующие основные разделы:

Кроме того, договор своей неотъемлемой частью имеет ряд приложений, перечень которых указывается в основном теле соглашения. К ним относятся:

  • календарный план;
  • перечни необходимого оборудования и материалов;
  • копия правоустанавливающих документов заказчика на земельный участок;
  • копия разрешения заказчика на проведение строительства;
  • копия лицензии подрядчика;
  • акты приема-передачи технической документации, материалов и оборудования;
  • копия страхового полиса;
  • регламент проводимых работ;
  • сметная документация;
  • акт приемки.

В случае необходимости стороны могут заключать дополнительные договора по отдельным вопросам в рамках исполнения генерального соглашения. Возникающие в производственном процессе проблемы отображаются в протоколах разногласий и согласования разногласий.

В зависимости от объема выполняемых действий и масштаба проекта договор может иметь разное содержание.

Так, соглашение на возведение небольшого жилого дома и крупного завода могут отличаться между собой кардинально, как по объему, так и по детализации всех выполняемых действий.

Договор подряда в строительстве накладывает на исполнителя большую ответственность, так как низкое качество исполнения, применение некачественных материалов и несоблюдение утвержденных норм может стать причиной разрушения конструкций, больших финансовых убытков или гибели людей. Поэтому особое значение имеет качество СМР на каждой фазе строительства.

Качество продукции строительства влияет на стоимость и эксплуатационные характеристики сооружения, их долговечность и экономичность. Если объект построен из непроверенных материалов или с нарушением технических регламентов, то это приводит к удорожанию всех процессов за счет необходимости постоянно исправлять выявляемые недостатки, повышению эксплуатационных расходов на поддержание объекта в рабочем состоянии, снижению уровня комфорта жителей.

Контроль осуществляется путем проверки соответствия показателей продукции утвержденным требованиям, зафиксированным в техусловиях, стандартах, проектах, договорах поставок, паспортах изделий. Основная задача - недопущение брака и дефектов, соблюдение должного качества продукции. Существует две формы осуществления контроля над качеством:

  • система производственного (внутреннего) контроля;
  • внешний контроль.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно работниками предприятий (проектных, индустриальных), которые производят необходимую продукцию. Заводы и фабрики, выпускающие стройматериалы, на свои изделия выдают паспорта, подтверждающие, что при их изготовлении выдерживался государственный стандарт. Наличие такого паспорта при поставках продукции является обязательным.

Внутренний контроль имеет несколько направлений, отличающихся по своим характеристикам и направленности.

По времени осуществления:

  • Входной . Это изучение (внешний осмотр) поступающих на стройплощадку материалов, конструкций и изделий, а также сопроводительной и технической документации. В основном используется метод регистрации (анализ паспортов, накладных, сертификатов), иногда - измерительный метод.
  • Операционный . Производится в ходе проведения процессов или сразу после их окончания, имеет вид измерения или технического осмотра, его результаты обязательно заносятся в специальные журналы. Основные фигуры на этом этапе - мастера, прорабы, начальники участков.
  • Приемочный . Проводится после завершения определенного вида операций (каменных, облицовочных), к проверке часто присоединяются представители заказчика или проектировщика, поэтому он имеет элемент внешнего контроля. По итогу принимается решение степени пригодности объекта и возможности продолжать строительство.

По объемам проверок:

  • Сплошной . Осматриваются все конструктивные элементы или единицы продукции (сваи, металлоконструкции и т.д.).
  • Выборочный . Изучается определенная часть продукции, выбранная случайным путем, ее объемы определяются СНиП (Строительными нормами и правилами).

По периодичности:

  • Постоянный . Информация о состоянии параметра, который контролируется, подается непрерывно.
  • Периодический . Параметр контролируется через определенные промежутки времени.
  • Летучий . Проверка эпизодически (в любое время), используется при отсутствии необходимости более глубоких форм контроля.

По методам проведения:

  • Визуальный . Основой его является ГОСТ 16501-81.
  • Измерительный . Выполняется с применением необходимых измерительных приборов, при необходимости проводится лабораторный анализ при помощи соответствующего оборудования. Методы могут применяться самые различные: механический (разрушающий), импульсный (акустический, вибрационный) и радиационный.
  • Регистрационный . Это анализ данных, которые фиксируются в разных документах (журналах, сертификатах, актах освидетельствования). Применяется в случаях, когда по техническим причинам доступ к объекту контроля невозможен.

Чтобы обеспечить соответствующее качество продукции, на крупных предприятиях создаются специализированные службы, которые обычно подчинены главному инженеру (техническая инспекция, строительная лаборатория, геодезическая служба).

Анализ данных, полученных в результате инструментального исследования, и сопоставление их с действующей правовой и проектной документации носит название строительная экспертиза. Она может быть внесудебной и судебной. Все выявленные нарушения, отклонения и дефекты фиксируются в экспертном заключении, куда также прилагают фотографии обнаруженных недоработок. По итогам экспертизы определяются:

  • оценка износа элементов, инженерных сетей и конструкций в процессе эксплуатации;
  • определение размера ущерба от нештатных ситуаций (пожар, затопление);
  • соответствие проекту, ГОСТ или СНиП;
  • испытание используемых материалов и конструкций;
  • изучение несущих элементов при подготовке к реконструкции или перепланировке.

Международная практика контроля качества предполагает несколько иной подход к этому вопросу, основой которого являются:

  • материальная заинтересованность и ответственность каждого исполнителя за надлежащее исполнение всех манипуляций, что регламентируется внутренним руководством - это своего рода стандарт, установленный на предприятии;
  • четкие инструкции на каждый трудовой процесс;
  • наличие высококвалифицированного персонала;
  • оснащение современным высокотехнологичным оборудованием.

К внешнему контролю качества относятся проверки, проводимые организациями, имеющими право надзора и не зависящими от организации-подрядчика. Основными формами его являются:

  • технадзор заказчика;
  • авторский надзор проектной организации;
  • государственный архитектурно-строительный надзор;
  • контроль при приеме в эксплуатацию объекта со стороны разных приемочных комиссий: пожарный, санитарно-эпидемиологический, промышленный и горный надзор, проверка инспекции труда.

Технический надзор со стороны заказчика . Проводится постоянно в течение всего времени СМР. Представитель заказчика участвует в освидетельствовании всех проведенных скрытых действий, приемочных комиссиях, промежуточных приемках важнейших конструктивных элементов. Если нет одобрения заказчика, то дальнейшие операции не проводятся. Представители технадзора наделены правом принятия решения о приостановке строительства и отказа в оплате процессов, выполненных с нарушениями проектных расчетов и технологии. Если же качество оказывается в итоге недостаточным, то работники технадзора заказчика несут ответственность наряду с подрядчиками.

Авторский надзор со стороны проектировщика также ведется на постоянной основе. Его основным отличием от контрольных функций ГАСНа и технадзора заказчика является то, что на его исполнение заключается отдельный договор между заказчиком и проектировщиком с соответствующей оплатой. Авторский надзор заключается в наблюдении за точным следованием всех действий подрядной организации нормативным документам и утвержденному проекту.

Все изменения в проекте, рационализаторские предложения в обязательном порядке согласовываются с представителем авторского надзора. Также он присутствует на промежуточных приемках и освидетельствованиях, решает вопросы по проектно-сметной документации, указывает на недоработки и следит за их устранением. Все замечания авторского надзора заносятся в специальный журнал, который затем передается заказчику.

Государственный архитектурно-строительный надзор проводит общий контроль на всех фазах (изыскания, разработка проекта, строительство). Его представители должны проверять предпроектные документы, выдавать разрешение на строительство и проверять его реализацию в любой момент. Они наделены правами приостанавливать стройку, штрафовать и инициировать возбуждение уголовных дел.

Сертификация и лицензирование как составные части контроля над качеством

С бурным развитием новых технологий, разработкой новаторских стройматериалов и способов их крепления возник вопрос соответствия этих разработок утвержденным стандартам и качественным показателям. Поэтому в последние десятилетия большое значение придается сертификации изготавливаемой продукции и лицензированию проектно-изыскательной и строительной деятельности.

Это деятельность, направленная на установление соответствия качественных показателей продукции требованиям утвержденных нормативов и стандартов. Она направлена на защиту прав потребителя и окружающей среды, а также для безопасности здоровья, жизни и имущества людей. Объектами сертификации в строительстве могут быть:

  • проектная продукция;
  • промышленная продукция, изготовленная предприятиями стройиндустрии и стройматериалов;
  • возведенные сооружения и здания;
  • соответствующие услуги и работы;
  • импортируемые элементы.

Сертификация бывает по своей форме:

  • Добровольная , основанная на инициативе изготовителя изделий, желающего подтвердить соответствие своей продукции для потенциальных клиентов.
  • Обязательная , применяемая для отдельной законодательно утвержденной номенклатуры товаров, которые в случае низкого качества могут быть опасны для здоровья людей и сохранности их имущества (балконные двери, окна, конструкции для частных домов, замки, герметики).

В общих чертах сертификация какого-либо вида продукции происходит следующим образом:

  • заявитель подает декларацию на проведение сертификации;
  • определяется схема проведения и методика проведения испытаний, а также испытательная лаборатория;
  • отбор и идентификация проб, экспертиза изделий и изучение состояния производства;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия.

Лицензирование представляет собой экспертизу заявителя (юридического или физического лица) и поданных ним документов относительно готовности их к выполнению видов деятельности, указанных в заявлении. Специальная комиссия проводит проверку наличия необходимой технической базы и законодательных актов, выполнение заявленных технологических процессов и уровень контроля над ними, квалификацию и стаж работы кадров, отзывы клиентов соискателя.

Положением о лицензировании предусмотрено, что соискатель должен иметь не меньше половины штатной численности специалистов и руководителей в области проектирования и строительства со стажем по специальности от 3 до 5 лет. Кроме того, на правах собственности (или на других законных основаниях) у кандидата должны быть необходимые объекты, инструменты и средства производства (специальная техника, ручной или автоматический инструмент, транспорт, энергоустановки, средства измерения).

В классификаторе проектных и строительно-монтажных работ четко определен перечень действий и необходимого оборудования. Вместе сведены действия по возведению объектов различного назначения (функциональные и отраслевые), например дорог, объектов авиакосмического или сельскохозяйственного назначения. Лицензируются не только непосредственно СМР, но и функции генподрядчика и застройщика.

Как правило, лицензионный период после первого обращения устанавливается короткий (1 год), если за это время анализ не показал нарушений со стороны заявителя, то следующая лицензия может действовать на протяжении 5 лет, при повторном обращении вся процедура полностью повторяется. За нарушение организацией норм действующего законодательства, лицензия может быть отозвана.

Организация проведения строительно-монтажных работ

В процессе возведения крупных объектов, таких как многоэтажные здания, мосты, дороги, заводы, как правило, принимают участие разные специализированные и общестроительные организации. Для того чтобы обеспечить бесперебойность процессов и планомерный поэтапный ввод в эксплуатацию законченных частей объекта, необходима система непрерывного планирования и выполнения работ.

В практике различают три главных метода организации производства СМР:

  • Последовательный . При его применении отдельные виды деятельности проводятся один за другим, то есть следующий начинается не раньше окончания предыдущего. Такой подход плохо применим к масштабным проектам, поскольку требует большого количества времени, однако подходит для возведения одиночных зданий, так как можно обойтись малым количеством работников.
  • Параллельный . Базируется на максимально возможном совмещении в единый период времени различных процессов (монтажных и строительных). Он дает возможность возводить несколько зданий одновременно, но требует значительного количества рабочей силы и техники.
  • Поточный . Он заключается на дроблении сложных процессов, совмещенных во времени, на ряд простейших операций, выполняемых последовательно. Все действия разбиваются на потоки, исполняемые в четко определенные сроки. В каждом объекте, который включен в поток, СМР выполняются комплексными бригадами, перемещающимися из одного здания в другое. Это обеспечивает равномерную нагрузку на персонал и ритмичную сдачу объектов, включаемых в поток.

В проекты производства работ (ППР) включены главные решения по организации СМР. ППР разрабатывается специализированными трестами или другими организациями и состоит из:

  • календарного плана, в котором отмечены все работы разных исполнителей, увязанные со сроками;
  • генеральный план с указанием места расположения самого объекта, вспомогательных площадок, механизированных установок, складов, сетей тепло- и энергоснабжения, подъездных путей;
  • график потребности в поступлении изделий, материалов, конструкций, специальной техники, рабочих кадров.

На процессы, проводимые по новым методикам и высокой сложности, в ППР содержатся технологические карты.

В них указываются экономические и технические показатели, требования к необходимой технике безопасности, графики и рекомендации по методам организации труда работников, потребность в ресурсах (детали, инвентарь, оборудование), расчеты трудовых затрат.

Часто на площадке одновременно проводится ряд не связанных друг с другом работ, например, электромонтажные, сантехнические, столярные, облицовочные. Ритм рабочего процесса требует поставки определенных материалов в нужное время в достаточном количестве и в правильной технологической последовательности. Чтобы не допустить простоя, с учетом мнения подрядчиков разрабатываются часовые графики, руководствуясь которыми завод-изготовитель отгружает, а автокомбинат доставляет на площадку требуемые элементы.

Чтобы увязать между собой поставку деталей и их монтаж, составляются транспортно-монтажные графики. Исходя из технологической последовательности монтажа здания и стандартного времени на установку каждого элемента, четко расписывается время прибытия транспортных средств на площадку и номенклатура грузов, которые доставляются каждым рейсом. Составляются недельные, суточные и часовые графики, благодаря которым разные подразделения могут видеть общую картину и действовать согласованно. Это позволяет спланировать время окончания каждого вида работ и приблизительно рассчитать срок сдачи объекта.

Чтобы более полно охватить весь комплекс выполняемых процессов, при работе на всех видах объектов применяется календарное планирование. Оно дает общее понимание последовательности действий в разные временные периоды (от дня до нескольких месяцев), хотя планы регулярно требуют корректировки в зависимости от возникающих обстоятельств. Продолжительность строительства рассчитывается по нормам СНиП и сильно варьируются от сложности сооружения. Сокращение или увеличение длительности выполнения работ всегда должно быть обоснованным, поскольку при увеличении продолжительности могут быть сорваны сроки сдачи и заказчиком понесены убытки, а необоснованное сокращения нередко становится причиной несоблюдения стандартов выполнения технологических операций.

В зависимости от масштабности проекта, могут применяться такие виды планирования:

  • упрощенные методы;
  • календарные линейные графики;
  • сетевые графики.

Упрощенные методы используются при выполнении текущих задач, обычно на несколько ближайших недель или дней. В таких схемах лишь указываются виды выполняемых действий и сроки их завершения, они недостаточно наглядны и не оптимизированы. Также к упрощенным формам можно отнести планирование в самом обобщенном денежном виде.

Календарный линейный график, иначе называемый график Ганга, представляет собой шкалу с отмеченными горизонтальными линиями разной длины, отображающими продолжительность каждого дела. Чтобы полноценно и качественно составить его, нужно учесть такие моменты:

  • составить перечень необходимых работ;
  • определить их объемы и методы производства;
  • рассчитать их трудоемкость, исходя из норм и предыдущего опыта;
  • сделать предварительный график с ориентировочными сроками исполнения каждого дела;
  • оптимизировать его с учетом реальных возможностей распределения рабочей силы, техники и других условий.

Чтобы правильно рассчитать объем работы и затрачиваемое на нее время, следует, кроме предусмотренных норм, учитывать и другие существенные факторы, например, местные погодные условия или особенности рельефа. Если на стартовом этапе из-за неверных расчетов возникнет задержка по времени, то компенсировать ее будет практически невозможно, поскольку линейный график корректировать очень сложно.

Сетевой график составлен по более современной методике граф (карты, лабиринта, сети). Нанесенная на лист бумаги или выведенная на монитор компьютера, такая схема выглядит как множество вершин, соединенных между собой отрезками (ненаправленными и направленными). Кружки на начальной и конечной части отрезка означают начало и окончание работ. В таком виде планирования между стартовым и конечным событием может быть ряд разных путей. Самый долгий путь носит название критического, и по нему определяется общая продолжительность выполнения проекта. Соответственно, в других путях есть временные резервы и возможность варьировать скорость исполнения процессов.

Сильная сторона такого планирования - это возможность его корректировки по ходу.

Если строительство не укладывается в оговоренные сроки, то есть возможность сократить время критического пути за счет перераспределения рабочей силы и материальных ресурсов с этапов некритического пути, привлечения резервов или изменения последовательности процессов (если это технологически допустимо). Для облегчения составления графиков и их уточнения создан ряд компьютерных программ.

Расчет сметной стоимости

Неотъемлемой составляющей проектной документации является смета, то есть ориентировочная стоимость СМР. Правильные финансовые расчеты способствуют ритмичному и бесперебойному проведению строительных этапов. Если же были допущены неточности, то это может привести к убыткам, срыву сроков, возникновению задолженности или необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, часто кредитных.

К сметной стоимости обычно относят несколько составляющих и рассчитывают по такой формуле: Ссмр=ПрЗ+НР+ПН(Спр), где Ссмр - это сметная стоимость всех работ, ПрЗ - общая сумма прямых затрат, ПН(Спр) - плановые накопления, или сметная прибыль. Чтобы лучше понимать, каким образом производятся расчеты, следует остановиться подробнее на каждой из составных частей.

Сумма всех прямых затрат рассчитывается с учетом общего объема работ (в натуральных измерительных единицах) и применяемых на данный момент расценок за единицу измерения согласно сметных нормативов. Прямые затраты, как правило, составляют от 65 до 80% общей стоимости и состоят из:

  • заработной платы сотрудников , которые непосредственно занимаются СМР (10-15%);
  • стоимости всех стройматериалов , которые применяются при возведении сооружения (50-55%);
  • затрат на эксплуатацию используемых транспортных средств , специальной техники, механизмов и машин, в том числе зарплата специалистов, управляющих ими (5-10%).

К накладным расходам относят возмещение подрядной или субподрядной организации всех затрат, которые связаны с организацией и поддержанием соответствующих условий быта и производства на стройплощадке. Размер накладных расходов устанавливается в зависимости от фонда оплаты труда и сильно зависит от масштаба возводимого объекта, способа производства, вида строительства. Обычно этот показатель варьируется в пределах 13-20%. Для их расчета используются нормы с учетом особенностей производства. Применять повышающий коэффициент для накладных расходов запрещено.

В состав накладных расходов включают:

  • Расходы на административно-хозяйственные нужды . Здесь учитывают оплату командировок, затраты на канцелярию, почту и телефонную связь, содержание и обслуживание легкового автотранспорта, покупку необходимой специальной литературы (нормативной, технической, экономической), подписка на требуемую периодику.
  • Расходы на обслуживание трудовых кадров . Это подготовка и переподготовка руководителей и специалистов, создание должных бытовых и санитарно-гигиенических условий, охрана труда. Сюда же относят дополнительные выплаты работникам (выслуга лет, дополнительные отпуска за стаж), социальное страхование.
  • Затраты на необходимую организацию процесса . К ним относятся содержание охраны, обеспечение пожарной безопасности, расходы на содержание проектировочных групп и строительных лабораторий, амортизационные отчисления, геодезические мероприятия, благоустройство.
  • Другие затраты (страхование имущества, лицензирование, аудиторские, консалтинговые, рекламные услуги, обслуживание в банках).


Сметная прибыль (часто используется термин "плановые накопления") представляет собой плановую прибыль подрядной организации. Она должна покрывать расходы на материальное стимулирование персонала, а также на развитие и модернизацию производственных мощностей. Ее объем исчисляется для каждой организации отдельно, исходя из контрактной стоимости строительства, и колеблется в передах 7-11% общей суммы. Сметная прибыль не относится к расходам, учитываемым в сметной себестоимости. Для ее расчета руководствуются соответствующими Методическими указаниями.

Существуют отраслевые нормативы сметной прибыли, зависящие от вида операций:

  • Общие нормативы для отрасли, применяющиеся ко всем предприятиям. Для ремонтно-строительных работ они составляют 50% от фонда оплаты труда работников, входящего в прямые затраты, заложенные в смете. Относительно СМР этот показатель составляет 65%.
  • Нормативы, зависящие от видов выполняемых процессов. Они применяются на этапе составления рабочей документации и прописаны в приложении №3 Методических указаний.
  • Индивидуальные нормативы для отдельных организаций. Не применяются к предприятиям, выполняющим заказы за средства Федерального бюджета.

В структуре плановых накоплений учитываются такие расходы:

  • переоборудование и модернизация основных фондов предприятия;
  • материальное стимулирование сотрудников: финансовая помощь, лечение в санаторно-курортных комплексах, покупка билетов на культурные мероприятия и абонементов в спортзалы, помощь в погашении ипотеки и приобретении отдельных услуг и товаров;
  • налоговые выплаты (на имущество, на прибыль, местные налоги) по ставке, не превышающей 5%;
  • помощь отдельным учебным заведениям-партнерам.

Правильно составленная продуманная смета позволяет организовать СМР на должном уровне, не допуская перерасхода средств и задержек в выплатах в ходе строительства. Кроме того, возможно достижение себестоимости СМР за счет использования более производительных механизмов, разумной экономии материалов, смены режима труда или улучшения управления. Для точного расчета себестоимости применяется факторный анализ - это методика изучения влияния на расходы каждого отдельного фактора строительства.

Международная коммерческая перевозка грузов автомобилями регулируется положениями специальной конвенции 1956 года (КДПГ). Документ ратифицировало большинство европейских и азиатских стран, в том числе и Россия. КДПГ предусматривает, что при перевозке товаров по автодорогам оформляется международная товарно-транспортная накладная CMR.

Этот документ выполняет несколько функций:

  • Унификация. В каждой стране есть собственные формы товаросопроводительных документов. CMR является универсальным документом, который понятен работникам в сфере международной торговли, живущим в разных странах;
  • В накладной проставляется отметка о передаче груза экспедитору и о принятии его получателем, когда груз доставлен. Следовательно, можно установить, кто и в какой момент времени несёт ответственность за сохранность груза;
  • Информация в CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Если полицейский остановит автомобиль, то водитель предъявит ему соответствующий документ. Отсутствие CMR приведёт к аресту груза и транспортного средства;
  • Такая накладная используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге, при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
  • Оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции КДПГ. Они накладывают на участников этого процесса определённые обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.

Например, конвенция даёт право собственнику груза на минимальную страховую выплату в случае, если груз будет повреждён, уничтожен или украден в ходе транспортировки. Ответственность перевозчика установлена в размере 8,33 расчётных единицы на 1 кг массы брутто. Курс одной единицы сегодня достигает 81 рубль.

Обратите внимание! Более подробная информация о стоимости груза и его составе отражается в инвойсе (счёте-фактуре). Данные о размещении товаров по грузовым местам и о виде упаковки вписываются в упаковочный лист.

Кто заполняет

Оформлением накладной должен заниматься отправитель товара. Он печатает накладную и вписывает всю необходимую информацию о поставщике, перевозчике, конечном получателе товара, характеристиках перевозимого груза.

Чаще всего сведения в графы вносит транспортная компания, которой принадлежит грузовой автомобиль. Так происходит из-за того, что менеджеры организаций не всегда чётко знают о правилах оформления этого документа.

Водитель, который предоставляет машину под загрузку, уже имеет практически заполненный бланк. В него остаётся только поставить печать отправителя груза и подпись должностного лица.

На каком языке заполняется


В КДПГ нет чёткого требования по языку, на котором заполняется документ. Нередко отправители используют государственный язык страны, в которой они зарегистрированы.

Если груз направляется в европейские или азиатские страны, то лучше всего использовать английский язык. Это позволит избежать проблем при транзите и таможенном оформлении. В случае, когда товар следует в страну-член ЕАЭС, тогда можно оформить накладную на русском языке.

Правила заполнения и образец CMR

Накладная представляет собой лист формата А4, на который нанесена печатная форма. Каждая графа подписывается на двух языках: немецком и том, который используется для внесения необходимых сведений.

Часто применяются специальные бланки, сделанные на самокопирующейся бумаге. Тогда внесение информации в графы первого листа автоматически означает заполнение последующих листов.

Заполняется CMR следующим образом:

  • В графу 1 вносится информация об отправителе – наименование, юридический адрес (с указанием страны), почтовый индекс, телефон для контакта. В графу 2 вносится такая же информация о получателе;
  • В графе 3 указывается пункт назначения перевозки (страна и город);
  • В графе 4 должны быть сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство. Обычно указывается только город и страна. Адреса могут отличаться от тех, которые указаны в графах 1 и 2 в качестве юридических адресов поставщика и покупателя;
  • В 5-й графе указываются реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
  • В столбец 6 следует внести сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если груз не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
  • В столбцах 7 и 8 содержится информация о количестве и виде грузовых мест;
  • В столбец 9 следует вписать наименование груза. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары;
  • В столбец 10 вписывают номенклатурный код, который присвоен грузу. Данные сведения вносить необязательно;
  • Столбец 11 содержит сведения о полном весе брутто (со всей упаковкой). Груз желательно взвешивать перед отправкой, чтобы информация соответствовала действительности;
  • В столбец 12 вписывается количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
  • Графа 13 предназначена для информации о цене перевозимого груза, данных о лицензии и других сведений;
  • Графа 14 заполняется, если груз перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
  • В графе 15 содержаться сведения об условиях поставки в соответствии с Инкотермс;
  • В графу 16 вносится информация о перевозчике (наименование, юридический адрес и другие). Если транспортировка осуществляется несколькими организациями, то данные о следующем перевозчике вносятся в графу 17;
  • Графа 18 предназначена для отметок перевозчика о принятом грузе. Например, если товар имеет повреждённую упаковку, то такая информация пишется сюда;
  • Таблица в графе 19 предназначена для расчётов после завершения перевозки. Сегодня практически всегда применяется договорная цена, и заполнении данной графы нет необходимости;
  • Графа 20 содержит особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности груза. Например, температура в рефрижераторе, если перевозится скоропортящийся продукт;
  • В графе 21 пишется дата составления документа;
  • В графе 22 указывается время прибытия под погрузку и время убытия транспорта. Сведения вписываются отправителем груза. В графе ставится также подпись ответственного лица и штамп организации;
  • В графе 23 содержатся сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
  • В графе 24 ставит отметку о принятии груза получатель. Обязательно следует написать дату, подпись, фамилию и инициалы ответственного лица . Также желательно поставить оттиск печати организации, если она есть;
  • В графе 25 и 26 вписывается информация о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
  • Графы 27-29 предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.

Обратите внимание! Номер накладной проставляется в левом верхнем углу, рядом с буквами «CMR». Данный реквизит может отсутствовать.

ВТК-Трейд – международная транспортная компания, предоставляющая широкий спектр логистических и посреднических услуг. Мы организуем надежную и выгодную доставку груза из Китая в Россию, предоставляем помощь в оформлении необходимой документации, сертификации, консолидации, хранению и растаможке товаров и другие сопутствующие услуги.

Грузоперевозки из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляются любыми возможными видами транспорта: авиационным, морским, железнодорожным и автомобильным. Квалифицированные специалисты компании ВТК-Трейд подберут для вас оптимальный маршрут перевозки и наиболее подходящие варианты транспортировки, рассчитают полную стоимость импорта из Китая, Японии, Южной Кореи или других стран, возьмут на себя хлопоты по таможенному оформлению. Прием грузов осуществляется на складах в г. Суйфэньхэ, г. Гуанчжоу, г. Пекине.

Благодаря многолетнему опыту работы и успешному сотрудничеству с солидными зарубежными партнерами мы реализуем логистические задачи любой сложности. Организуем экспресс доставку, если клиенту требуется быстрая поставка партии товара. Если в приоритете у заказчика низкая стоимость оптовой поставки из Китая, то подберем наиболее экономичные варианты. Мы работаем с самыми разными типами товаров: от негабаритных объектов, таких как станки или громоздкое оборудование, до самых мелких партий, которые могут быть доставлены получателю в составе сборных грузов.

Компания ВТК-Трейд также предоставляет своим клиентам ряд посреднических услуг. Мы поможем вам найти достойных поставщиков и наладить прямые поставки товаров из Китая и других азиатских стран. Наше преимущество – удачное расположение в центре транспортных путей на Дальнем Востоке, связывающих пограничные переходы Транссибирской магистрали с государственной трассой Владивосток-Хабаровск и все морские торговые порты Приморья. Это позволяет нам организовать доставку грузов из Китая в кратчайшие сроки.

Наши клиенты могут воспользоваться любыми услугами грузоперевозки, а также полным логистическим аутсорсингом от ВТК-Трейд. Мы возьмем на себя весь процесс международной доставки: от оформления заказа у поставщика, консолидации и хранения товара на наших зарубежных складах, сертификации, страхования и декларирования, разработки маршрута, погрузки и транспортировки, вплоть до доставки и разгрузки непосредственно на склад клиента.

Мы работаем индивидуально с каждым заказчиком, реализуя не только уже отработанные логистические схемы, но и разрабатывая новые – с учетом всех потребностей и пожеланий клиента. Наши приоритеты: надежность и безопасность груза, экономическая целесообразность и доставка точно в указанные сроки.

Если у вас остались вопросы – обращайтесь, наши специалисты всегда открыты для общения с партнерами и предоставят вам полноценную консультацию по любым интересующим деталям!

В отличие от российской товарно-транспортной накладной международную товарно-транспортную накладную (CMR) составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки. При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной.

Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии. А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.).

Помимо этого, в СМR нужно указывать:

  • принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  • платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  • инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов.

Так же накладная может содержать:

  • указание, что перегрузка не разрешается;
  • указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику.

Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной:

В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места разгрузки. Если адрес места разгрузки совпадает с адресом грузополучателя, то у перевозчика не должно возникать особых вопросов. Но, как правило, у 50% отправителей адрес места разгрузки не совпадает с адресом грузополучателя. Это связано с тем, что груз направляется сразу на филиал, склад или магазин. В данном случае перевозчику необходимо иметь номер телефона места разгрузки, а если получатель и место разгрузки находятся в разных городах, то сразу же у грузоотправителя уточнить маршрут движения, выяснив, необходимо ли заезжать к грузополучателю или сразу ехать по адресу места разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата погрузки груза.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов. К ним относятся:

  • счет-фактура (invoice);
  • отгрузочная спецификация;
  • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
  • ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  • сертификат о происхождении (certificate of origin);
  • акт загрузки.

В пункт 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

Пункт 7 содержит количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Наименование груза указывается в пункте 9.

В пункте 10 указывается код груза по классификации.

В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е. вес груза с упаковкой, а в пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах,

Пункт 13 - указания отправителя (таможенная и прочая обработка), в данном пункте содержатся реквизиты контракта купли-продажи груза (номер и дата заключения контракта) и, если на вывоз товара потребуется лицензия или разрешение, указываются реквизиты этих документов.

На поле пункта 13 изображен конверт. Какой смысл этого изображения? Дело в том, что по одному экземпляру контракта купли-продажи товара, лицензии или разрешения на вывоз товара из страны должно быть предоставлено на таможне, где будет происходить таможенное оформление груза. Изображение конверта должно напомнить грузоотправителю и перевозчику, что указанные документы должны быть на таможне, и если они почему-либо не отправлены, то грузоотправитель передаст их в конверте через перевозчика.

В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза. В соответствии со статьей 23 (пункт 3) Конвенции КДПГ установлен предел ответственности перевозчика, ограничивающий сумму возмещения в пределах $12 за один килограмм недостающего веса брутто (8,33х1,46=$12,16). Однако пунктом 6 статьи 23 предусмотрено, что более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была объявлена стоимость груза, В случае объявления стоимости груза, превышающей предел, указанный в пункте 3 статьи 23, объявленная стоимость заменяет этот предел. Конвенцией предусмотрено, что при объявлении стоимости груза, превышающей предел ответственности, перевозчику полагается дополнительный фрахт на оплату конвоя сопровождения.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после времен­ного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистра­ции в пункте 14 CMR записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по "Инкотермс-90".

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

  • по автотранспортному средству:

А) автомобиль без тента;

Б) по согласованию с отправителем;

  • по упаковке:

А) груз без упаковки;

Б) упаковка повреждена;

В) упаковка не отвечает требованиям;

  • по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

А) погрузка выполнена отправителем;

B) большого количества мест;

С) опечатан контейнер;

  • по принятым грузам:

А) груз явно в плохом состоянии;

Б) груз поврежден;

В) груз подмочен;

Г) груз подморожен;

Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

  • по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  • по требованию отправителя.

Разгрузка осуществилась:

  • получателем;
  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR. В этом пункте указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. В этой же графе может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (статья 23, пункт 5).

В пункте 20 может быть также указано ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 накладной CMR, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR. При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 - их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.