Портфельные инвестиции как форма международного движения капитала. Сущность, причины и формы международного движения капитала. Основные вопросы для изучения

В результате изучения главы 11 студент должен: знать:

  • механизмы, мотивы и тенденции международного движения капитала;
  • сущность прямых и портфельных инвестиций;
  • внешние источники финансирования международного движения капитала;
  • основные источники получения информации и методы анализа инструментов и направлений государственной инвестиционной политики;

уметь:

  • анализировать структуру и динамику международного движения капитала;
  • определять влияние международного движения капитала на экономический уровень развития стран;
  • определять тенденции развития прямого и портфельного инвестирования; владеть :
  • методами анализа тенденций международного движения капитала;
  • навыками оценки инвестиционного климата страны;
  • навыками сбора и анализа информации для оценки ситуации на мировом рынке капитала.

Прямые иностранные инвестиции: сущность, тенденции и перспективы

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой капиталовложения, позволяющие инвестору влиять на экономическую политику организации. Ведущую роль в международном движении капитала в форме прямых инвестиций играют транснациональные корпорации (ТНК). Прямые иностранные инвестиции могут осуществляться:

  • путем образования филиалов - организаций, расположенных за пределами места нахождения головной компании, не имеющих собственного баланса и выполняющих полностью или частично функции материнской компании;
  • учреждением дочерних компаний - организаций, часть уставного капитала которых принадлежит материнской компании (как правило, доля участия составляет более 50%, обеспечивая тем самым высокий уровень контроля);
  • организацией ассоциированных компаний - коммерческих юридических лиц, уставный капитал которых на 10-50% принадлежит головной компании;
  • в результате реинвестирования ранее полученной прибыли (до последнего времени считалось, что реинвестирование характерно только для прямых капиталовложений). Однако сейчас мы можем выделить реальные реинвестиции - капитал направляется на операционные расходы хозяйствующих субъектов и финансовые реинвестиции - вложение в долговые или долевые ценные бумаги. Реинвестирование представляет собой постоянный источник дохода и оказывает благоприятное воздействие на платежный баланс страны, принимающей инвестиции. В связи с этим государства на уровне норм национального законодательства стараются стимулировать данный процесс);
  • благодаря осуществлению сделок по слиянию и поглощению.

Слияние компаний предполагает равноправное объединение компаний

в одну структуру с сохранением прав акционеров на ценные бумаги. При поглощении одна компания устанавливает контроль над деятельностью другой.

Слияние и поглощение является наиболее популярной формой проникновения на рынок. В частности, интенсификация движения ПИИ в 2015 г. была вызвана в основном за счет трансграничного слияния и поглощения. Объем сделок этого вида вырос на 61%, в то время как общая стоимость новых проектов осталась практически неизменной по сравнению с предыдущим периодом. Более того, часть ранее объявленных новых проектов в развивающихся странах была заморожена.

Популярными отраслями трансграничного слияния и поглощения стали вторичный сектор и сектор услуг. В развитых странах отрасли первичного сектора экономики отмечают спад объема международных сделок. В частности, наблюдается отток капитала у горнодобывающих компаний Австралии и энергетиков Канады.

Обычной формой прямого инвестирования выступают горизонтальные связи, т.е. инвестор открывает в разных странах производства, относящиеся к одной отрасли экономики. Этот подход позволяет использовать уже имеющиеся технологии, технический опыт и управленческие навыки. В странах с развитой экономикой применяемые лицензии могут считаться морально устаревшими, но для развивающихся стран с ограниченными финансовыми ресурсами прямые инвестиции зачастую являются единственной возможностью для получения и овладения ноу-хау.

Горизонтальные инвестиции помогают не только сократить сроки поставки, но и снизить стоимость товара, так как хранение происходит в стране - реципиенте капитала. Государство может обязать ТНК не только использовать местное сырье, но и закупать местные товары для обеспечения производственного процесса. При организации нового производства корпорация и выполняет требования, закрепленные законодательством, и получает гарантию качества продукции.

Вертикальные инвестиции подразумевают разделение процесса производства между разными странами, т.е. комплектующие производятся в одной стране, а сборка осуществляется в другой или третьей. Этот подход оправдан в том случае, если разница в ставках оплаты труда в разных странах является значительной.

В любом случае прямые инвестиции влекут за собой организацию нового производства, помогают повысить уровень квалификации местной рабочей силы. Зачастую с ними повышается уровень жизни населения, благодаря увеличению заработной платы. Вместе с тем с местных предприятий уходит наиболее мобильная и образованная часть населения. ПИИ способствуют диверсификации производства, расширяют номенклатуру экспорта. Одновременно они влияют на структуру экономики, поэтому в задачу государства входит контроль за поступлением ПИИ, направление инвестиций в новые отрасли, не влияющие на безопасность страны, а также формирование в принимающей стране спроса на новые товары и услуги.

Резкий рост ПИИ в развитых странах стал основным фактором оживления мирового финансового рынка в 2015 г. Значительный рост поступлений пришелся на страны Европейского союза и США, где объем привлеченных прямых инвестиций вырос в 4 раза ПИИ по сравнению с 2014 г. В результате на развитые экономики приходится 55% мирового объема импорта ПИИ (рис. 11.1).

Приток ПИИ в развивающиеся страны в 2015 г. увеличился на 5%, достигнув 741 млрд долл., что является историческим максимумом. Развивающиеся страны Азии смогли аккумулировать более 0,5 млрд долл. США и стали основными получателями инвестиций в мире. Поступление средств в Африку, Латинскую Америку и страны Карибского бассейна (за исключением офшорных финансовых центров) сократилось из-за резкого падения цен на сырьевые товары.

Рис. 11.1.

Источник: Global investment trends monitor. UNCTAD. 20.01.2016. № 22. P. 3

В 2015 году приток инвестиций в страны с переходной экономикой снизился на 54%, до 23 млрд долл, в результате региональных конфликтов, падения цен на нефть и санкций, которые отпугивают новых иностранных инвесторов, а также из-за девальвации национальных валют.

Если в 2016 г. не произойдет волны крупных слияний и поглощений, то трансграничное перемещение ПИИ снизится, отражая хрупкость мировой экономики, нестабильность мировых финансовых рынков, слабый совокупный спрос на капитал и значительное замедление экономического развития в некоторых крупных странах с формирующимися рынками. Усиление геополитических рисков и региональная напряженность могут еще больше усилить эти экономические проблемы.

Большая часть ПИИ развитых стран состоит из реинвестированной прибыли, на нее приходится до 81% общего объема инвестиций. В этой ситуации можно говорить не только о желании ТНК развитых стран финансировать свою экспансию доходами, полученными за рубежом, но и о тенденции ТНК хранить свои денежные резервы в зарубежных филиалах в виде нераспределенной прибыли.

Инвестиции развитых экономик в 2014 г. составляли 823 млрд долл., эти данные содержат большое количество как новых инвестиций, так и финансовое завершение ряда крупных проектов. Вывоз ПИИ из стран ЕС составил 316 млрд долл. Крупнейшим прямым инвестором в Европе является Германия, которая значительно увеличила экспорт капитала. Франция также активизировала свою деятельность на международном финансовом рынке, а Нидерланды и Люксембург, наоборот, сократили экспорт ПИИ (рис. 11.2).


Рис. 11.2. Крупнейшие инвесторы ПИИ, 2014 г., млрд долл. 1

Активная экспансия канадских ТНК привела к увеличению экспорта капитала на 4%. В структуре прямых иностранных инвестиций США преобладает реинвестированная прибыль, а объем новых вложений увеличен на 3%. ПИИ Японии сократились на 16%, прервав трехлетний рост. При этом инвестиции японских ТНК в Северную Америку оставались стабильными, резко сократившись в Азии и Европе.

Вывоз ПИИ из Китая достиг 116 млрд долл. Экспорт капитала продолжает расти быстрее, чем импорт.

Вывоз ПИИ из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, за исключением офшорных финансовых центров, уменьшился в 2014 г. на 18%, до 23 млрд долл. Из-за высокого уровня внутрифирменных займов и значительного вложения средств в офшорные финансовые центры оценить реальный объем экспорта ПИИ региона затруднительно.

Экспорт прямых инвестиций Мексики и Колумбии снизился почти наполовину и составил 5 млрд долл, и 4 млрд долл, соответственно. Из Чили, наоборот, увеличился отток ПИИ на 71%, до 13 млрд долл., и страна стала основным инвестором региона. В Бразилии четвертый год подряд происходит сокращение вывоза ПИИ.

Вывоз капитала из Африки снизился на 18% в 2014 г., до 13 млрд долл. Южноафриканские ТНК сделали вложения в телекоммуникационную промышленность, а также в сферу розничной торговли. Инвестиции Нигерии сосредоточены в основном в области финансов. Эти две страны стали крупнейшими инвесторами из Африки по итогам того же года.

  • Investment global report 2015, UNCTAD. С. 8.

Воздействие на национальные рынки труда оказывается и благодаря другому процессу, являющемуся элементом содержания глобализации мировой экономики, - росту масштабов и значения иностранного инвестирования, в том числе привлечения и вложения прямых иностранных инвестиций, и деятельности в экономике принимающих стран зарубежных транснациональных корпораций. При этом, как и в случае с интенсификацией международной торговли, результирующий вектор подобного воздействия для отдельно взятой страны трудно определить однозначно, если не привлечь к анализу конкретные характеристики как самого процесса инвестирования, так и экономики страны - реципиента капитала. С одной стороны, во вновь созданных филиалах иностранных ТНК появляются новые рабочие места, к тому же - в развивающихся странах и странах с переходной экономикой - часто с более высокой оплатой по сравнению с местными предприятиями и повышенными требованиями к квалификационным характеристикам персонала. В ряде быстро развивающихся стран доля филиалов иностранных ТНК в общей занятости населения достигает значительных величин: во второй половине 1990-х гг. в Сингапуре, Малайзии и Шри-Ланке она составила свыше 20%, в Гонконге (особый административный район Китая) и на Тайване - более 10%.

Кроме того, для страны, привлекающей прямые иностранные инвестиции, проявляются положительные внешние эффекты, выражающиеся в увеличении спроса на продукцию и услуги местных компаний (предприятий, производящих смежную продукцию и предоставляющих услуги филиалам иностранных ТНК). Исследования экспертов международных экономических организаций, проведенные для Аргентины, Бразилии, Гонконга, Мексики и Южной Кореи, показали, что инновационно-технологические импульсы, связанные с применением в филиалах ТНК в данных странах новых технологий, продуктов, производственных процессов и ноу-хау, повышением квалификации персонала, улучшением организации производства и сбыта, способствовали росту производительности труда и валового продукта и имели мультипликативный эффект для занятости населения страны. Таким образом, благодаря привлечению зарубежных инвестиций возрастают производственные возможности экономики, что создает условия для увеличения занятости.

С другой стороны, в целом по развивающемуся миру воздействие ТНК на занятость населения оценивается более сдержанно, чем в отдельно взятых новых индустриальных странах: в середине 1990-х гг.

филиалы ТНК обеспечивали в среднем занятость 1-2% экономически активного населения стран «третьего мира». В менее развитых странах возникает опасность анклавное™ данного сегмента рынка труда, особенно если деятельность ТНК сосредоточена в экспортном секторе и мало связана с остальной экономикой страны. Так, например, по недавним оценкам Национального банка Мексики, рост промышленного производства в стране был бы на 27% выше, если бы степень интеграции в национальную экономику сборочных предприятий, контролируемых капиталом США, была такой же, как и в остальных секторах обрабатывающей промышленности. К тому же не следует сбрасывать со счетов и реальный риск вытеснения конкурентов - отечественных производителей - с внутреннего рынка стран - реципиентов иностранных инвестиций с соответствующими негативными последствиями для общего уровня занятости данной страны. Кроме того, перенос ТНК в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой устаревших и экологически «грязных» производств способен ухудшить условия труда занятых в принимающих странах.

Следует отметить, что упомянутое выше благотворное влияние иностранных инвестиций на экономику-реципиент может быть в полной мере реализовано лишь в ограниченном числе стран. Известно, например, что основные получатели ПИИ - развитые страны, на долю которых приходится в настоящее время свыше трех четвертей притока прямых инвестиций, а среди развивающихся стран основной объем прямых инвестиций из-за рубежа приходится на первую десятку наиболее привлекательных для инвесторов государств. Объем же иностранных капиталовложений в страны с низким уровнем доходов крайне мал. Например, на 49 наименее развитых стран на рубеже веков пришлось лишь 0,3% от общего мирового объема привлеченных прямых инвестиций. Дополнительно к этому низкая цена труда, которая традиционно являлась одним из основных мотивов инвестирования в менее развитые страны, утрачивает сегодня былое значение, поскольку повысились требования к качеству трудовых ресурсов, включая не только уровень образования и профессиональной подготовки, но и показатели питания и здоровья.

Как показывают последние исследования, при анализе влияния иностранных инвестиций на занятость следует раздельно подходить к различным видам иностранных инвестиций - прямым инвестициям, портфельным и привлекаемому из-за рубежа капиталу в форме ссуд и займов (основная позиция в составе прочих инвестиций). Анализ ситуации в 58 развивающихся странах, а также 18 странах с нарождающимися рынками (среди последних - страны с переходной экономикой) свидетельствует, что наибольший результирующий позитивный эффект на национальные инвестиции, а вслед за ними и на уровень занятости оказывают ПИИ: каждый доллар привлеченных прямых иностранных инвестиций инициирует в среднем 80-90 центов отечественных инвестиций в основной капитал, каждый доллар привлеченных из-за рубежа кредитов - примерно 40-50 центов, а каждый доллар портфельных инвестиций - только около 15-20 центов .

Оборотной стороной активизации привлечения иностранного капитала в экономику принимающих стран стала интенсификация вывоза (экспорта) капитала в различных ее формах. При этом чаще всего отток капитала оценивается как фактор, негативно влияющий на потенциальные возможности расширения производства и занятости в определенной стране. Подобными оценками часто характеризуется экономическая ситуация во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Воспользовавшись теоретическим анализом одной из форм тождества национального дохода для открытой экономики (S - J = NX), можно сделать вывод, что положительный чистый экспорт и, следовательно, отрицательное сальдо баланса движения капитала (чистый вывоз капитала из страны) связаны с относительным дефицитом возможностей инвестирования по сравнению с национальными сбережениями. Поэтому банальными административными ограничениями на вывоз капитала решить проблему увеличения его инвестирования внутри страны вряд ли удастся: значительный отток капитала - это, скорее, признак недостаточно благоприятного внутреннего инвестиционного климата и низкого уровня инвестиций по сравнению со сбережениями, и меры государственной экономической политики должны быть нацелены в первую очередь на решение именно данной проблемы.

Здесь следует также упомянуть и о том обстоятельстве, что определенная часть вывоза капитала (прямые иностранные инвестиции в создание заграничных сбытовых сетей, центров обслуживания экспортируемой техники, производство необходимых комплектующих и подобное, предоставление торговых кредитов и авансов, в определенной степени - и займов партнерам по производственной кооперации) способна оказать положительное результирующее воздействие на рынок труда страны-донора, поскольку целью и одним из наиболее вероятных эффектов подобного вывоза капитала является стимулирование экспортного производства, а также обеспечение импорта необходимых комплектующих и оборудования для национальной экономики. Тем самым достигаются положительные эффекты в обеспечении занятости в стране, вывозящей капитал.

Процессы глобализации мировой финансовой сферы также демонстрируют неоднозначный вектор воздействия на национальные рынки труда в отдельных странах. С одной стороны, для компаний, действующих в определенной стране, резко увеличиваются возможности привлечения внешних финансовых ресурсов, а значит - и расширения производства и занятости. Но одновременно с этим по мере стирания национальных границ между финансовыми рынками усиливается такая фундаментальная характеристика мирового финансового сектора, как его принципиальная неустойчивость. Возрастает уязвимость финансовых рынков отдельных стран перед неуправляемыми потоками «горячих денег», перемещение которых по миру имеет целью быстрое получение спекулятивной прибыли. Даже локальные кризисные явления на рынках одной страны быстро перекидываются на рынки других стран. В результате увеличиваются риск и масштабы международных финансовых кризисов, которые, как показал опыт стран, затронутых азиатским кризисом 1997-1998 гг., могут привести к снижению производства в реальном секторе экономики этих государств и обострить ситуацию на национальных рынках труда.

  • Loungani Р., Razin A. How Beneficial Is Foreign Direct Investment for Developing Countries? // Finance and Development. June 2001. V. 38. № 2. P. 12.URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2001/06/loungani.htm

Капитал самый мобильный фактор производства. На пути движения капиталов меньше всего сегодня барьеров.

Международное движение капитала – это размещение и функционирование капитала за рубежом с целью его самовозрастания.

Причины международного движения капитала

  • перенакопление капитала в стране-экспортере капитала (объективная основа);
  • экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги в стране-экспортере капитала (неблагоприятный инвестиционный климат);
  • стремление сократить уровень издержек производства (более дешевое сырье и рабочая сила в других странах);
  • сокращение транспортных издержек;
  • диверсификация рисков; происходит за счет рассредоточения риска, когда производитель вкладывает капитал в производства разных стран.
  • преодоление таможенных барьеров. Экспортировать капитал проще, чем ввозить товар. (ввозят капитал, строят предприятия, и производят продукцию внутри страны).
  • Процесс глобализации, интеграции, транснационализации.
  • Либерализация м/нар. Законодательства в данной сфере.
  • Получение доступа к новым технологиям.
  • Экономическая политика развивающихся стран, направленная на привлечение капитала.

Формы международного движения капитала

Ø По источникам происхождения:

  • Официальный (государственный) – средство гос. бюджета стран, которые перемещаются по решению правительства или около-правительственных организаций (гос. кредиты, гранты, помощь, кредиты м/нар организаций);

  • Частный – средства частных юридических и физических лиц (инвестиции и кредиты) .

Ø По сроку вложения:

  • Краткосрочный (сроком до 1 года);

  • Среднесрочный (сроком от 1 года до 3-5 лет);
  • Долгосрочный (сроком свыше 5 лет).

Ø По направлению движения капитала:

  • экспорт (активы, инвестиции за рубеж);

  • импорт (пассивы, иностранные инвестиции внутри страны).

В платежных балансах стран экспорт и импорт капитала отражается в счете движения капиталов. Данный счет будет положительный, когда больше импорта. В России счет движения капитала стал положительным в 2005 году, но после кризиса 2008г. вновь стал отрицательным.

Ø По форме:

  • Денежный капитал ;

  • Товарный капитал – станки оборудование и т.д.

Ø По характеру использования:

  • Ссудный капитал – предоставление капитала в форме займа, кредита, с целью получения процента, доля ссудного капитала сегодня растет в мире, в связи с этим в мире сегодня возник м/нар. рынок ссудного капитала;

  • Предпринимательский капитал – прямое или косвенное вложение капитала в сферу производства.

Предпринимательский капитал включает:

  • Прямые инвестиции – вложения капитала с целью приобретения права собственности или решающих прав в управлении;
  • Портфельные инвестиции – вложения капитала в зарубежные ценные бумаги с целью получения дохода в виде дивиденда. По сути – фондовый спекулянт, он не участвует в управлении предприятия, он просто покупает ценные бумаги и спекулирует ими.

Различия между прямыми и портфельными инвестициями.

признаки

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Главная цель

Полный контроль над фирмой;

Получение дохода;

Пути достижения цели

Организация и внедрение производства;

Приобретение ценных бумаг;

Методы достижения цели

1. Создание предприятий: создание филиала (100% иностранный капитал), дочерняя компания (доля иностранного капитала <100 но >50 %), ассоциированная компания (доля ин. капитала <50 но >10 %);

2. Приобретение контрольного пакета акций уже действующего предприятия.

Приобретение неконтрольного пакета акций.

Вид дохода

Предпринимательская прибыль

Дивиденды и проценты

Прямые инвестиции имеют преимущества:

  1. долгосрочные вложения (длинные деньги);
  2. способствуют притоку новых технологий в страну;
  3. способствуют экономическому развитию страны: новые рабочие места, рост зарплаты, рост налогооблагаемой базы, рост доходов государства.

Странам выгодно конкурировать за счет прямых инвестиций. Портфельные инвестиции могут быстро прийти, но также быстро и уйти.

Согласно законодательству РФ, а именно ФЗ 1999г. »об иностранных инвестициях», прямыми инвестициями считается приобретение иностранным инвестором не менее 10%-й доли в уставном капитале коммерческой организации. В некоторых странах пороговая стоимость 25%.

Субъекты международного движения капитала

  • Страны в лице правительств (принимающие страны-страны импортеры капитала и страны базирования-страны экспортеры капитала);
  • Юридические лица (различного рода компании, фонды);
  • Физические лица.

На семинар: какие выгоды и какие потери несут страны, принимающие участие в м/нар движении капиталов?

Правила международного инвестирования

  • Не дискриминационный, справедливый режим; иностранный и национальный инвестор должны находиться в равных условиях (должен использоваться единый инвестиционный климат).
  • Право входа; означает, что ТНК имеет право учреждать подразделения на территории любого суверенного государства и ей не требуется для этого специально разрешения властей принимающей страны. Это правило дополняется действием правовой нормы «всё разрешено, что не запрещено». У принимающей страны есть перечень, список, в котором обозначаются сферы и отрасли, куда вкладывать капитал можно, а также указываются сферы, куда вкладывать иностранный капитал нельзя.
  • Право прекращения контракта; означает, что власти принимающей страны имеют право национализировать имущество иностранного инвестора при условии соблюдения законодательства и выплаты компенсации: 1. по рыночной стоимости имущества; 2. выплачивается в той валюте, которая устраивает инвестора; 3. должна быть срочной.
  • Урегулирование инвестиционных споров. Означает, что если возник спор, то его можно урегулировать двумя путями: 1. Разбирательство в суде принимающей страны на основе законодательства данной страны. 2. Апелляция в международный арбитражный суд (третейский суд). Решение является окончательным.

Эти правила созданы под эгидой МВФ в 1974г. в рамках комиссии по ТНК. Цель правил: согласование интересов стран экспортеров и импортеров капитала.

Международные инвестиционные соглашения

  • Двухсторонние; Главная цель – защита интересов иностранного инвестора на территории принимающей страны. 1941 двустороннее соглашение.
  • Региональные; Подписываются между странами участницами региональных интеграционных объединений. Главная цель – повышение инвестиционной привлекательности региона.
  • Межрегиональные; Подписываются между интеграционными группировками из разных регионов. Главная цель – урегулирование, стандартизация, модификация инвестиционного законодательства стран.
  • Глобальные (международные). Существует только одно соглашение: ТРИМС (инвестиционная мера в торговле).

Меры привлечения капитала (применяют принимающие страны, жёсткая конкуренция за привлечение капитала извне).

Налоговые стимулы:

  • установление прямых налоговых льгот;

  • ускоренная амортизация; (государство разрешает предприятиям за 3 года окупить своё оборудование).
  • «налоговые каникулы»; (продолжительность – 5 лет, государство освобождает полностью от уплаты налогов).
  • освобождение от таможенных платежей импорта сырья, оборудования, комплектующих;
  • исключение двойного налогообложения (прибыли);

Финансовые меры:

  • субсидии;

  • займы и кредиты;

  • финансовые льготы;
  • предоставление государственных гарантий инвестиций;
  • страхование зарубежных инвестиций на льготных условиях;

Нефинансовые меры:

  • административная и дипломатическая поддержка;

  • урегулирование инвестиционных споров.

Россия в международном движении капитала.

Россия активно включилась в международное движение капитала практически во всех его современных формах. Международный инвестиционный рейтинг России находится на третьей ступени по шкале ОЭСР и на уровнях BBB+ с прогнозом «стабильный» – у частных рейтинговых агентств. В 1990 годы в России наблюдался инвестиционный кризис.

Преимущества России

  • Значительный объем внутреннего рынка;
  • Высокие темпы роста;
  • Политическая и макроэкономическая стабильность;
  • Низкая стоимость сырья, энергии и рабочей силы.

Недостатки России

  • Коррупция;
  • Административные барьеры;
  • Некачественное законодательство;
  • Проблемы с правоприминением.

Структура привлеченных средств (неэффективна в России).

Привлекается очень мало инвестиций.

Неэффективность видовой структуры инвестиций.

Неэффективная отраслевая структура привлекаемых инвестиций. В промышленность направляется около 45 % инвестиций. Но 70% забирают ТЭК.

Неэффективное и территориальное распределение привлекаемых иностранных инвестиций.

  • Небольшая доля прямых инвестиций;
  • Рост портфельных (спекулятивных) инвестиций;
  • Господство «прочих» инвестиций – состоят из торговых кредитов, поэтому в их случае правильнее говорить о кредитовании, а не об инвестировании в экономику.

Особенности России

  • Более производственный характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чем в среднем в мире (70% их объема идет на накопление);
  • Узкий круг зарубежных стран – инвесторов: 2007 г. 33% ПИИ приходилось на Кипр, 28% на Нидерланды, 25% на Люксембург, 6% на США, 4% на Германию, 4% на Великобританию.

Вывод

Весомое представительство офшоров в этом перечне дает основание полагать: примерно 1\3 поступающих в Россию инвестиций – реимпорт ранее выведенных отечественных активов. Это означает, что российская экономика мало финансируется средствами новых стран - инвесторов.

Российский капитал за рубежом

По данным ЮНКТАД прямые российские инвестиции за рубежом в 2004 г. достигали 13,9 млрд. долл., в 2005 г. – 12,8 и в 2006 г. – 20 млрд. долл. В накопленном счете это составило 120 млрд., что ставит Россию как инвестора на 15-е место в мире.

Цели вывоза капитала

  • Вложения в сети маркетинга и обслуживания своей продукции за рубежом;
  • Доступ к передовым технологиям;
  • Приобретение источников сырья;
  • Создание собственных перерабатывающих мощностей;
  • Инвестиции в инфраструктуру.

Мировой рынок капитала - рынок, на котором различные страны торгуют активами (ценные бумаги, акции, долговые обязательства).

Участниками мирового рынка капиталов являются:

Коммерческие банки;

Корпорации;

Небанковские учреждения.

Международное движение капиталов представляет собой вывоз капитала за рубеж. Возможность вывоза капитала обусловливается тем, что большинство стран уже вошли в мировое хозяйство - они связаны друг с другом развитой сетью транспортных, информационных и других коммуникаций.

Причины вывоза капитала:

Относительный избыток его на национальном рынке;

Стремление транснациональных компаний использовать отличие между странами в уровне издержек производства;

Стремление получить свободный доступ к источникам сырья;

Приближение к потребителям;

Получение преимуществ, связанных с использованием высококвалифицированной рабочей силы, развитой производственной и социальной инфраструктуры;

Большая доля капиталовложений в развивающиеся страны;

Вывоз капитала интенсифицирует вывоз товаров;

Улучшение конъюнктурных условий предпринимательства.

Роль, которую играет вывоз капитала, различна для стран экспортирующих и импортирующих. Принято считать, что вывоз капитала замедляет экономическое развитие экспортирующей страны, но является эффективным средством ее внешнеторговой экспансии. С другой стороны, ввоз капитала ускоряет экономическое развитие принимающих стран.

В современных условиях миграция капитала разрешает ряд экономических противоречий:

Преодолеваются проблемы внутреннего производства, ограниченности ресурсов и их эффективного использования;

Расширяется товарный экспорт;

Меняется роль и место транснациональных корпораций и все большая часть национальной экономики включается в интернациональный воспроизводственный процесс, ускоряются темпы НТП.

Выделяют следующие формы вывоза капитала .

1. По характеру использования капитала:

Вывоз ссудного капитала;

Вывоз предпринимательского капитала.

Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде международных займов, кредитов, банковских депозитов, средств на счетах иностранных финансовых институтов. В зависимости от срока вывоза, ссудный капитал делится на краткосрочный (вклады в иностранных банках до 1 года) и долгосрочный (более 1 года).

Вывоз предпринимательского капитала осуществляется следующими путями:

За счет строительства зарубежных собственных или на паях предприятий;

Через приобретение ими контрольного пакета или части акций действующих предприятий;

Путем открытия за границей собственных филиалов или дочерних компаний.


В зависимости от контроля над капиталовложениями в зарубежные предприятия различают два вида предпринимательского капитала: прямые и портфельные зарубежные инвестиции.

Ссудный капитал отличается от предпринимательского тем, что при вывозе предпринимательского капитала инвестор получает прибыль, а при выдаче ссуды - процент.

2. В зависимости от формы собственности(по источникам происхождения):

Частный вывоз (крупные промышленные компании и банки);

Государственный вывоз капитала;

Вывоз капитала международными финансовыми компаниями и организациями.

В частном вывозе преобладает вывоз предпринимательского капитала, а в государственном - вывоз ссудного капитала.

Доминирующей формой вывоза капитала в настоящее время являются международные займы.

Иностранные инвестиции в экономике России

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 1980-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В конце 1990-х гг. финансовый капитал в мире составлял огромную величину - несколько десятков триллионов долларов. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?

Официальная точка зрения такова, что следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 1960-е гг. убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

Поставить цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономике с начала рыночных реформ. Динамика внутренних капиталовложений отрицательная. Так, если в 1996 г. по сравнению с уровнем 1991 г. объем ВВП сократился на 39%, промышленного и сельскохозяйственного производства, соответственно, на 49% и 35%, то объем капиталовложений упал за это пятилетие на 71%. Налицо острый инвестиционный кризис.

В условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс, не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией и широкомасштабными реформами мог бы послужить в качестве адекватного примера).

Проблемная специфика России выражается, прежде всего:

– в обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

– в наличии устаревшего производственного аппарата;

– в гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

– в слабости сельского хозяйства.

Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако, в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это, по-видимому, возможно.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5–7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг» нужно привлечь 200–300 млрд долл. При этом, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100–140 млрд долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15–18 млрд долл. Для этого примерно десятую часть международных прямых инвестиций необходимо перераспределять в пользу нашей страны. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае, 40–50 млрд долл., но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд долл. Общая тенденция распределения мирового потока инвестиций может быть представлена следующим образом на рис. 2.7.

Рис 2.7. Конкурентная зона России на мировом рынке прямых инвестиций (2000-е гг.)

Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 1990-х гг. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-ое место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. Так, в Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР - только 0,2%.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой денежный рынок и чем на нем торгуют?

2. Каковы функции рынка ссудных капиталов?

3. Какие существуют в настоящее время виды и формы кредитов?

4. Что такое обеспеченность кредита?

5. В чем заключается политика дорогих и дешевых денег?

6. Чем отличается международная торговля от международного движения факторов производства?

7. Чем отличаются прямые инвестиции от международных займов?

8. Какую опасность для страны представляет большой внешний долг?

9. Что означает понятие «обслуживание внешнего долга»?

10. Каковы основные причины экспорта и импорта прямых инвестиций?

11. Почему иностранное финансирование более предпочтительно, чем другие формы ввоза капитала?

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.