Финансовая грамотность в школе рф. Обучение финансовой грамотности стартует в российских школах. Документы нужно хранить

С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.

Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.

Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.

Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.

Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.

При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.

Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.

Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.

Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.

Каким должен быть финансово грамотный человек?

По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.

Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.

В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.

В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.

Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.

Россия вплотную занялась повышением грамотности населения в области экономики и расходования денег. И уже скоро все общеобразовательные школы приступят к преподаванию совершенно нового предмета-финансовая грамотность. В этом году к процессу приступили только несколько регионов страны, но к 2015 году планируется такое образование во всех школах.

Предмет будет носить факультативный характер и будет рассчитан на 34 учебных часа. Подача материала рассчитана на 1-11 классы.
Руководство страны уверено, что данная мера поможет школьникам пережить кризисное время в стране. А жители, напротив проявляют завидное хладнокровие, надеясь на авось. Они совершенно не сведущи в вопросах накоплений и софинансирования накоплений пенсионного характера.
Хотя знать такую грамоту о деньгах нужно в нашей стране даже первокласснику. В школьный курс войдут такие темы и понятия: деньги и операции с ними; ведение семейного бюджета; вознаграждения и рискованные сделки. Также школьникам, пояснят для каких целей, делаются личные накопления и есть ли от них польза.

Однако так как для школьников эта тематика новая и сложная, то она будет преподноситься в теоретической игровой форме. Главное в данной программе дать детям понимание необходимого в жизни минимума, чтобы во взрослой жизни оградить их от грубейших ошибок с деньгами.

Естественно перед началом подачи такого материала учителям придется для начала обучиться самим, чтобы иметь представление о предмете и его тонкостях.

“Уроки финансовой грамотности в школе” необходимые, потому как молодые студенты-заемщики, обращающиеся в банк, часто не понимают того, что гасить кредит нужно аннуитетными платежами. Другими словами нужно вносить одинаковую сумму ежемесячно. Сумма при этом включает в себя сумму основного долга и начисленные проценты по кредиту.

Такие люди думают иначе, считая, что изначально надо выплатить основную сумму долга, а уже после проценты. В итоге они сами себя вводят в заблуждение о том, что долги уже выплачены перед банком. В итоге разочарование и грубость.

Проводимые уроки по обращению с деньгами не будут похожи на курс “Экономики и финансов”, не стоит их путать. Это будет совсем другое направление.

Но прежде чем пояснять экономические премудрости детям, сначала их нужно объяснить тем учителям, которые будут учить этому детей. Ведь многие из преподавателей сами ничего в этом не понимают. Поэтому они помимо базового школьного курса будут проходить и спецкурс для взрослых людей.

Им будут разъясняться тонкости выгоды инвестиций, полезность ценных бумаг. Безопасное проведение различных банковских операций и многое другое. Подача материала для учителей будет включать в себя как устную подачу материала, так и печатные варианты всех необходимых знаний. Кроме того им будут доступны лекции с видеодемонстративным материалом, которые раскроют суть реальных случаев мошенничества и правильного ведения денежных ситуаций.
Кроме того финансовая обязнанность в старших классах должна включать в себя более емкую информацию чем простое понимание кредитных систем, инвестиций и прочих финансовых инструментов.

До них должны быть донесены и разъяснены права и обязательства, взятые на себя при работе с Финансовыми и кредитными продуктами.
В первую очередь уроки грамотности в школе должны содержать информацию о депозитах и кредитах. А также о том, где и как их оформлять. То же кается и пластиковых карт, их безопасного пользования. Немаловажно донести до понимания школьников выгоду от пользования пластиковыми картами.

Нужно научить даже малышей, использованию банковских карт. Да, не удивляйтесь, ведь за рубежом дети это умеют, а наши чем хуже.
Естественно будет учтено и разделение школ на уровни сложности и аккредитации. Другими словами, программу сделают настолько доступной, чтобы ее мог понять даже 6 летний ребенок.
Проект программы конечно очень затратный, учитывая обучение и подготовку материалов и учителей. Но при планомерном достижении цели такие инвестиции окупятся сполна.

Правительство страны, внедряя учебные проекты в плане повышения грамотности населения в вопросах обращения с деньгами, рассчитывает на то, что люди хоть немного приблизятся к зарубежному уровню и тем самым немного сбалансируют финансовый рынок.

Что из этого выйдет, посмотрим, судить еще рано проект еще полностью не заработал, а значит, и результатов для вывода пока нет.
Помимо школьной факультативной работы по данным вопросам, на всей территории страны будет вестись массовая работа, направленная на повышение общего уровня финансовой грамотности людей. Что в конечном результате должно принести пользу и стране и людям и экономическому положению в целом.

Минфин хочет сделать основы финансовой грамотности обязательным элементом таких предметов, как математика, история, литература, право в школах и вузах. Учить детей попробуют на ошибках таких героев, как Раскольников и Чичиков.

Об этом "Российской газете" сообщил директор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Андрей Бокарев, также возглавляющий в министерстве департамент международных финансовых отношений.

По его словам, проект продлили до конца 2020 года, а сейчас идет работа над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры будут охватывать половину страны.

Андрей Андреевич, в каком формате сейчас преподают в школах основы финансовой грамотности? Это факультатив или обязательный предмет?

Андрей Бокарев: Есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому мы выбрали два других варианта.

Федеральный закон об образовании позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить основы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, город вправе это решить сами.

Помимо девяти регионов, где у нас проект идет на протяжении нескольких лет (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. - Прим. ред.), ряд других субъектов Федерации и школ используют наши наработки и методические материалы и внедряют преподавание основ финансовой грамотности по своему усмотрению.

85 процентов школьников копят деньги, больше 70 - делают покупки в Интернете

Мы работаем над тем, чтобы отдельные аспекты, связанные с финграмотностью, включили в обязательные к преподаванию курсы в школе. В первую очередь, это математика, обществознание, основы экономики, география, история, ОБЖ и литература.

Кстати, в начале апреля в рамках недели финграмотности для детей и молодежи на базе экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится конференция "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев". Школьники 7-11-го классов представят результаты исследований на основе, например, "Мертвых душ" Н. Гоголя, "Преступления и наказания" Ф. Достоевского и других писателей.

Когда элементы основ финансовой грамотности в школах и вузах станут обязательными?

Андрей Бокарев: Работа идет по нескольким направлениям с точки зрения расширения или уточнения федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, в области обществознания. Это означает, что теперь уже во всех учебных пособиях, которые станут по этому предмету выпускать, будет присутствовать аспект финансовой грамотности.

В дисциплине "право" есть раздел "гражданское право", и мы предлагаем, например, в рамках этой темы рассматривать аспекты, связанные с заключением договоров между кредитором и заемщиком, или с защитой прав потребителей финансовых услуг. Здесь мы ведем работу с Банком России и даем предложения минобрнауки.

Проект минфина и Всемирного банка заканчивается в 2019 году, но до 2023 года действует национальная стратегия в этой области. Для школ, желающих участвовать в проекте, что-то изменится?

Андрей Бокарев: Сейчас мы работаем над расширением региональной базы учебно-методических центров, которые будут готовить преподавателей финансовой грамотности для школ. До конца этого года такие центры охватят половину страны (более 40 регионов). Кроме того, мы стали активно использовать возможности и практику постоянных участников проекта, чтобы они делились опытом с другими регионами. Например, в Томской области есть региональный центр финансовой грамотности, который предоставляет возможность обучения представителям соседних регионов. К ним приезжают коллеги, чтобы каждый раз не обращаться в Москву. То есть, по сути, мы переходим на упрощенную схему работы.

Также мы приняли решение продлить проект до конца 2020 года для того, чтобы обеспечить максимально широкое распространение уже созданных в его рамках продуктов и материалов по всей стране.

Недавно при поддержке минфина для взрослого населения были сняты видеоролики о финансовых услугах на примере работы девушки в банке. Причем авторы касались не только темы защиты прав потребителей финансовых услуг, но и банальной порядочности, воспитания. Планируете снимать ролики для школьников?

Андрей Бокарев: Мы над этим работаем. Очевидно, что такая форма подачи очень востребована. Мы снимаем не только видео, но и делаем инфографику, а в этом году запустили "Азбуку финансовой грамотности" со "Смешариками". Регионы и все учебные заведения имеют возможность использовать эти материалы на семинарах, фестивалях. В случае проявления заинтересованности мы стараемся оказать техподдержку в организации мероприятий.

По вашему мнению, насколько сегодня смышленое подрастающее поколение?

Андрей Бокарев: Исследования демонстрируют, что школьники по всему миру становятся все более активными пользователями финансовых услуг. Если говорить о России, то 85 процентов подростков копят деньги из разных источников, больше 70 процентов делают покупки через Интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи. Цифры говорят сами за себя.

Начиная с 2012 года мы участвуем в оценках, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Сейчас методология предусматривает оценку уровня знаний 15-летних школьников мира. В 2015 году мы поднялись на четвертое место с десятого в 2012-м. Позади остались, например, Австралия, Нидерланды. За это время можно говорить о существенном прогрессе российских школьников. Причем важно обратить внимание, что исследование ОЭСР применительно к России проводилось в 42 регионах, то есть оно репрезентативно.

Немалую роль в повышении уровня финансовой грамотности наших школьников сыграли мероприятия минфина. К следующему году число подготовленных педагогов, получивших сертификаты методических центров на обучение школьников, достигнет 30 тысяч по стране, включая учителей сельских школ. Это в два раза больше, чем в начале этого года. Правда, сюда входит часть тех преподавателей, которые пройдут повышение квалификации заново.

Родители могут проверить сертификаты на подлинность? Где гарантия, что тот, кто учит ребенка, сам разбирается в предмете?

Андрей Бокарев: Конечно, сертификат можно проверить. Все преподаватели, кто официально проходит эти курсы обучения, получают сертификат установленного образца, который подтверждает, что они прослушали определенный курс. Кроме того, существует система тестирования оценки знания, поэтому ситуация, когда на выходе будет стоять галочка за участие и присутствие, исключена. Только в случае успешной сдачи теста педагог получает сертификат.

Совет

Как обучить ребенка финансовой грамоте

Андрей Бокарев: Начните включать ребенка в обсуждение семейных вопросов в части финансов, спрашивать его мнение. К сожалению, более чем 70 процентов российских семей, имеющих детей до 16 лет, о финансах с детьми вообще не говорят. Безусловно, это не значит, что мы должны детально, до малейших подробностей обсуждать с детьми бюджет семьи, но они должны быть причастны к этой теме, понимать, что у них тоже есть право голоса и они могут высказать пожелания. Это позволит им лучше понимать объем семейного бюджета, уровень доходов, что на данном этапе семья себе может позволить, а что - нет. В этом случае снижается риск, что ребенок будет просить от родителей больше, чем они могут себе позволить.

Все-таки стоит предоставить ребенку возможность принимать самостоятельные решения по распоряжению деньгами. Пусть это будут небольшие суммы - карманные деньги, которые выдают на завтраки или еще какие-то цели, но у него должна быть возможность самому попытаться принять финансовое решение. Всегда можно и нужно иметь возможность помочь советом, но если ребенок будет понимать, что он сам выбрал игрушку или книгу, то через такие шаги начнет воспитывать в себе соответствующее отношение к деньгам. Можно вместе спланировать покупку, потом проанализировать ее с ребенком, ответив на вопросы: "насколько тебе это было нужно", "какие задачи ты решил, купив эту вещь", "действительно ли это то, что ты хотел". Если у ребенка проявляется интерес к финансам, то его лучше поддерживать, чтобы дать возможность узнать что-то новое. Сейчас, с учетом тех продуктов, которые созданы в рамках проекта минфина, с учетом того, что большинство из них в открытом доступе, можно просто дать ребенку что-то прочитать, посмотреть образовательные мультфильмы и так далее. И самое главное - надо начинать с себя. Подавайте собственному ребенку пример путем ответственного финансового поведения. Если он будет видеть, что родители уделяют этому аспекту внимание, обсуждают в семье бюджет, принимают взвешенные решения и так далее, то, естественно, ребенок будет воспринимать это как пример для подражания, и такая модель поведения будет постепенно формироваться и у него.

Анонс

C 9 по 22 апреля пройдет IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ее рамках запланировано более 30 тысяч мероприятий, в которых могут принять участие все желающие, в том числе взрослые. Узнать, где они пройдут в вашем регионе, можно на сайте

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Занятия по финансовой грамотности стартуют в российских школах. На первых порах занятия будут носить факультативный характер, а в дальнейшем некоторые темы дисциплины будут изучаться в рамках таких общеобразовательных предметов, как обществознание, математика, история и география.

Первыми приобщатся к финансовой грамотности учащиеся в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской и Калининградской областях, а также в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях.

Учебники для курса разработаны в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". Программа рассчитана как на детей, так и на их родителей.

Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" реализуется Минфином с 2011 года. Цели проекта - содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом.

Уровень финансовой грамотности в России

Социсследования показывают, что Россия - далеко не аутсайдер в вопросах финансовой грамотности, сообщил ТАСС директор проекта, глава департамента международных финансовых отношений Андрей Бокарев. К лидерам по финансовой грамотности населения, по его словам, относятся Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. В этих странах обучение финансовой грамотности внедрено в программу школьного образования. При этом в России курс по финансовой грамотности охватывает как начальную, так и среднюю школу, а, например, в Великобритании он рассчитан только на учеников старших классов, отметил Бокарев.

По его словам, чаще всего у российских граждан отсутствуют такие финансовые навыки, как планирование бюджета и стремление отстаивать свои права в случае оказания недобросовестных финансовых услуг. "И это притом, что почти в 90% судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны", - заметил эксперт.

Как ранее заявлял ТАСС экс-министр финансов России Алексей Кудрин, уровень финансовой грамотности россиян надо тестировать регулярно, раз в 5 лет.

По словам Кудрина, накопленный в процессе реализации проекта опыт и лучшие практики региональных программ уже используются при разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. Экс-министр пояснил, что стратегия формулирует цель, задачи, основные направления, механизмы координации и другие ключевые параметры государственной политики в сфере финансового просвещения граждан. При этом проекты повышения финансовой грамотности существуют не только у Минфина, но и у ЦБ РФ, многих банков и финансовых организаций.

По результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проверявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла 10-е место, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения.

Здравствуйте, друзья!

На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без нее мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.

Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.

Что такое финансовая грамотность и почему она важна?

Подготавливая материал для этой статьи, я поняла, что могу легко скатиться в область учебника по финансам. Это покажется скучно и неинтересно людям, которые не имеют экономического образования и никогда не слышали о сложных процентах, инвестициях и рисках.

Мне кажется, моя задача – на бытовом уровне простым языком донести до читателей одну единственную мысль – финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

– это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

А теперь скажите, что вам это не надо, тогда я смогу посочувствовать вам.

Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

  1. Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
  2. Необдуманное залезание в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
  3. Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
  4. Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
  5. Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.

Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:

  1. Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
  2. Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
  3. Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
  4. Не стать объектом мошеннических действий.
  5. Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.

Статистика по уровню финансовой образованности населения России

В 2015 году Министерство финансов РФ провело исследование, в котором оценило уровень знаний населения России в вопросах финансовой сферы. Участники были в возрасте от 14 до 79 лет. Получены интересные результаты:

  • 24 % опрошенных на вопрос о том, имеют ли они хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы, ответили “Нет”;
  • только 20 % уверены в справедливом разрешении спора или конфликта с финансовым учреждением (банком, страховой компанией);
  • 37 % опрошенных из тех, кто брал какие-то виды кредитов, не сравнивали эти банковские продукты между собой, не выбирали лучшее предложение;
  • 70 % опрошенных считают, что государство отвечает за достойный уровень пенсии человека.

Это плохие результаты, но есть и хорошие:

  • 64 % понимают, что чем выше доходность, тем выше риск;
  • наметилась положительная тенденция почти по всем вопросам анкеты по сравнению с 2013 годом, когда проводили первые исследования.

Это официальные данные, полученные из исследования, но есть и субъективное мнение россиян. В 2017 году Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос среди населения РФ. Только 12 % россиян считают, что обладают хорошим уровнем финансовой грамотности. Эта цифра резко снижается все последние годы.

Однако увеличилось число семей, которые ведут учет доходов и расходов (с 20 % в 2015 г. до 42 % в 2017 г.) Если вы все еще этого не делаете, то рекомендую почитать статью на нашем блоге . Она расставит все точки над “i”.

А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса. В 2013 году 33 % справились с базовым тестом на финансовую грамотность. Но в 2015 году это сделали только 14 %.

Тест на финансовую грамотность

Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

  1. Более 108 000 рублей.
  2. Ровно 108 000 рублей.
  3. Менее 108 000 рублей.

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

  1. Более 150 000 рублей.
  2. Ровно 150 000 рублей.
  3. Менее 150 000 рублей.

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?

  1. Скидка в 1 500 рублей.
  2. Скидка в 10 %.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.

  1. Меньше 6 %.
  2. Ровно 6 %.
  3. Больше 6 %.

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

  • 1-й вопрос – более 108 000 руб.;
  • 2-й вопрос – более 150 000 руб.;
  • 3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;
  • 4-й вопрос – ровно 6 %.

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

Таких тестов на просторах интернета можно найти много. Есть зарубежные, есть и отечественные. Большие и маленькие. Можете тренироваться, сколько душе угодно. Главное, научитесь применять на практике полученные знания.

Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак в газете “Известия” от 5 октября 2017 года огласил результаты международного исследования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) измеряла уровень финансовой грамотности участников из 20 стран. Россия – на 9-м месте. До лидера, Франции, не хватило всего 2 баллов. Совсем неплохой результат.

А еще лучше результаты среди школьников. Наши российские учащиеся за 3 года исследований поднялись с 10-го на 4-е место. Они опередили США, Нидерланды и Австралию. Так что наше финансовое будущее совсем не темное.

Способы ликвидации финансовой безграмотности

С чего начать повышение уровня образования в сфере финансов? Есть несколько способов, выбирайте тот, который вам кажется оптимальным:

Когда я готовила материал по книгам, мне пришлось прочитать их все. Я совсем не жалею о потраченном времени. Сегодня мы с мужем уже разработали семейную стратегию накопления средств на краткосрочные и долгосрочные цели. Открыли депозит, часть средств вложили в ПИФ, а часть – на индивидуальный инвестиционный счет. Каждый месяц будем пополнять вклады.

  • Просмотр онлайн-уроков, платных и бесплатных.

По роду своей деятельности я вращаюсь среди инфобизнесменов, которые организовывают подобные курсы. Выбирая бесплатные занятия, вы должны четко понимать, что главная цель любого тренера – не обогатить вас своими знаниями и опытом, а привлечь на платное обучение. Буду рада, если ошибаюсь.

  • Личное консультирование.

Консультант разработает для вас личный финансовый план, стратегию сбережения и накопления и многое другое. Услуги недешевые. Я посмотрела прайс-лист на сайте Владимира Савенка. Он – первый независимый финансовый консультант в России, который написал много книг по этой теме. К нему я бы с удовольствием записалась на консультацию.

  • Самостоятельное изучение доступных материалов на сайтах и блогах.

Подробнее о веб-ресурсах, вызывающих доверие, расскажу в следующем параграфе.

Не самый хороший способ, зато, наверное, самый эффективный. Это путь анализа собственных ошибок. Личный опыт бесценен, но есть ли время на его получение?

Ресурсы для повышения уровня образования в сфере финансов

Информации в интернете и в печатных изданиях по восполнению пробелов в вопросах обращения с деньгами очень много. Есть тематические сайты, блоги, YouTube-каналы, онлайн-курсы и целые школы.

Начинающим самостоятельно постигать азы финансов легко запутаться. Давайте посмотрим в первую очередь проверенные источники информации, которые созданы либо при поддержке государственных органов, либо заслуженных фин. организаций:

  • Fingramota.org

Образовательный сайт, созданный при поддержке экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам ЦБ РФ. На нем публикуется масса полезного материала по финансам. Есть статьи, видео и презентации.

  • Банки.ру

Информационный портал публикует новости, рейтинги банков и банковских продуктов. Можно по параметрам подобрать дебетовые или кредитные карты. Есть удобные калькуляторы расчета процентов по вкладам и платежей по кредитам.

  • Fgramota.org

Образовательный портал по фин. грамотности при поддержке Российской экономической школы и Фонда Citi. Знания по управлению финансами преподносятся в игровой форме в виде игры, онлайн-книги, тестов.

  • Азбука финансов

В самом названии заложен основной принцип портала – изучение темы финансов с самых азов. Есть примеры составления личных финансовых планов для семей с разным уровнем дохода. Ценные советы, которые дают эксперты, можно применить и к составлению собственного плана.

  • Школа начального финансового образования ФинСтарт

Школа создана членом экспертного совета по финансовой грамотности и по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Андреем Параничем. На сайте можно бесплатно получить доступ к Программе дистанционного обучения ФинСтарт.

Она рассчитана на 2 месяца ежедневных занятий в удобное для обучающегося время. Темы достаточно интересные. Например, “Планирование личных финансов”, “Кредиты”, “Инвестиции. Начало пути” и т. д.

Не забываем об официальных сайтах:

Более подробно об онлайн-образовании говорится в статье про курсы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры. Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

Например, моя мама в соцсетях от других пользователей случайно узнала информацию об освобождении пенсионеров от уплаты налога на имущество. Она пошла в налоговую инспекцию, там это подтвердили, мама написала заявление на получение льготы. Но никто не вернет ей переплаченные за предыдущие годы деньги. Вот так...

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Многие меня не понимают, но я своей старшей дочери плачу деньги за уборку дома. Карманных денег у нее никогда не было. Но есть подарки бабушек на праздники и заработанные собственным трудом наличные. А летом она уже трудилась копирайтером под моим чутким руководством. Вы думаете, что она тратит деньги на модные вещи? Только на самые необходимые. Например, на покупку телефона. Остальные копит на банковском депозите.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег” . Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Заключение

Замминистра финансов РФ С. Сторчак одной из проблем нашего населения назвал отсутствие дисциплины и ответственности за риски. И я с ним соглашусь. Никакое образование не поможет, если не будут регулярно соблюдаться элементарные правила обращения с деньгами: учет собственных доходов и расходов, планирование семейного бюджета, экономия. Развить в себе эти навыки не сложно, но поймите, для чего вы это делаете.

Владимир Савенок в одной из своих книг написал, что в 99 % случаев он знает, для чего люди копят деньги:

  • чтобы жить на проценты;
  • не заниматься тем, чем занимаемся сейчас;
  • заниматься любимым делом;
  • защитить свой капитал.

Я точно вхожу в эти 99 %. А вы?