Что будет российской экономикой в. Опубликован самый мрачный прогноз для российской экономики

Санкции с России не сняты, нефть остается на уровне 45% от цен 2014 года, россияне остро чувствуют кризис, экономя на продуктах, а власть уже декларирует, что с ноября 2016 года экономическая ситуация в стране стала меняться, и страна вышла на слабый экономический рост. Президент отчитался перед народом, что санкции нам пошли только на пользу, именно они стали стимулом для развития экономики. Данные экономического развития за пять месяцев этого года показали, что Кремль готовится к президентской кампании и «поднимает» на бумаге статистические показатели. Ведь не с проваленным шестилетием действующему президенту идти на новый срок.

ВЫХОД ИЗ РЕЦЕССИИ

Последние данные Росстата показали, что ВВП окончательно вышел в плюс и рецессия преодолена. Однако согласно экономистам БКС и ФК «Уралсиб» это было достигнуто посредством роста цен на нефть и гособоронзаказа, остальная же экономика либо стагнирует, либо снижается. Согласно данным ВШЭ доля секторов, связанных с добычей сырья, в российском ВВП выросла с 7,8% в 2013 году до 8,2% в 2016-м. Доля оборонных производств и госуправления поднялась с 5,5% до 5,8%, тем самым общий вес в экономике сырьевых и военных отраслей достиг максимума по крайней мере с 2011 года.

Строительство же, например, за пять месяцев в объемах вводимых площадей упало на 12,6%. Колоссальный разрыв между сырьевой и производственной экономикой говорит о том, что тренд на восстановление иллюзорен и хрупок, обусловлен экономической конъюнктурой - ценами на энергоносители. Если в прошлом году каждый баррель российской нефти продавался за рубеж по 31,99 доллара, то в этом уже по 52,04. Как показал кризис 2008 года, такое восстановление экономики носит временный характер и ведет к затяжным кризисам с сокращением лагов времени межкризисного периода.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Согласно официальным данным главные показатели экономического роста в стране стали расти. За пять месяцев этого года промышленное производство выросло на 1,7%, хотя обрабатывающая промышленность всего на 0,9%. Если перевести эти цифры на уровень досанкционного 2013 года, то по производству обрабатывающей промышленности Россия сейчас на 2,5% производит продукции меньше, чем 3,5 года тому назад. И если в 2013 году доля импорта в российской экономике доходила по некоторым товарным группам до 90%, то логично, что при уменьшении продукции обрабатывающей промышленности импортозависимость не уменьшилась, а только выросла. Хотя Медведев уже успел отчитаться, что «в 2016 году развивались наиболее перспективные отрасли российской промышленности, достигнуты определенные результаты в программе импортозамещения».

Страна как была зависима от иностранных товаров, так и продолжает от них зависеть, поскольку свое производство не увеличилось. Главные факторы роста предпринимательской деятельности - доступные кредиты и предсказуемые условия ведения бизнеса уже давно не работают. На прямой линии, например, один из вопросов был о высоких ставках - «фактическая ставка в нашем конкретном случае составила 19 процентов годовых - 18,75. С такими ставками, о чём говорилось в начале, мы новую экономику не построим, и у бизнеса нет такой, к сожалению, рентабельности, как нам бы хотелось». Правила ведения бизнеса также менялись многократно, каждый раз в сторону введения новых сборов и препятствий. Это система Платон, увеличившая стоимость перевозок, новые требования к кассовым аппаратам, ночь ковшей, торговые сборы в городах федерального значения и прочее.

Главный фактор роста промышленных показателей - это изменение методологии расчета Росстатом, который перешел с системы ОКВЭД, а ОКВЭД-2. Как отметили в Центре развития ВШЭ, произошедший резкий скачок промышленного производства в мае на уровне 5,6% год к году против 0,7% прироста в январе-апреле, что привело к ускорению роста ВВП в мае до 3,1% год к году (против 0,5% в первом квартале и 1,7% в апреле), был обусловлен статистическими проблемами индексов промышленного производства и оптовой торговли. Точнее несовершенством самой методики. Но теперь Росстат непосредственно подчинен Минэкономразвитию, поэтому в дальнейшем он и будет обслуживать ведомство, угождая ему со статистикой. Минэкономразвития вскоре после подчинения Росстата себе уже сообщило о том, что темпы экономического роста ускорились почти вдвое и стали рекордными за 5 лет.

Какие бы цифры почти нулевого прироста не нарисовали в Росстате для Кремля, очевидно то, что существовать с темпами прироста на уровне статистической погрешности такой стране как Россия просто недопустимо, поскольку это прямой путь к новому затяжному экономическому кризису.

ИНВЕСТИЦИИ

Что касается инвестиций в основной капитал, которые по данным за первый квартал выросли на 2,3%, то их увидели преимущественно только два сектора экономики - как обычно добыча и транспортировка сырья, а также финансовый сектор, обслуживающий потоки «экономики трубы». Более 40% инвестиций в основной капитал пришлось на добычу полезных ископаемых и строительство трубопроводов для их транспортировки за рубеж. В секторе реального производства инвестиционный спад напротив продолжается. Например, в обрабатывающей промышленности объем капвложений упал еще на 6,7%, хотя 25% мощностей уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий - на 24,7%, в секторе автотранспортных средств - на 32,2%. Согласно выводам экономистов Сбербанка, рост инвестиций был обусловлен «фактором столицы», бюджетными средствами и газовым проектом «Сила Сибири», то есть ни в коей мере не говорит о восстановлении активности частного сектора.

ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция достигла рекордно низкого уровня - 4,4%, хотя ранее мы уже писали о том, что эти показатели явно занижены, поскольку нарушают сложившийся экономический закон соотношения ставки ЦБ и инфляции в определенном коридоре. Сейчас ставка не корректируется в таком же темпе как инфляция, что говорит о том, что инфляцию осознанно занижают (рис. 1).

Рис. 1. Отношение средневзвешенной ставки на конец года к инфляции

В периоды, когда инфляция была выше ставки, ЦБ ориентировался на экономический рост, стимулируемый смягчением денежно-кредитной политики. Так было в 2007-2008 гг., за которыми последовал кризис, вызванный изменением стоимости нефти. ЦБ тогда на год увеличил ставку, но в 2010 году она снова оказалась ниже инфляции. В 2013 году ЦБ принимает решение ориентироваться не на учетную, а на ключевую ставку, которая была на три п.п. ниже учетной. Тогда мы снова видим эффект низкого коэффициента.

То есть можно говорить, что в определенные исторические промежутки времени Банк России стимулировал экономику за счет удешевления кредита. Исходя из этого в последующие годы Банк должен был бы держать это соотношение близкое к 1:1, однако вместо этого наметилась новая картина, которой раньше за срок Путина не наблюдалось. А именно, вдруг параметр инфляции резко пошел вниз без объективных на то причин, а Банк России незначительно скорректировал ставку. В прошлом году уровень инфляции был почти в два раза ниже ставки, в этом году такая же картина. А сам коэффициент вырос с 0,98 (2015 г.) до 1,96 (2016 г.). По исходной логике ЦБ должен был бы снизить ставку до 5–7%, но никак не останавливаться на уровне 9,25%. Но этого он делать не стал. О чем это говорит? О том, что реальный уровень инфляции намного выше, чем нам сообщают статисты и чиновники. По всей видимости он в границах 8–13%.

ГРУЗООБОРОТ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Рекордными стали показатели роста грузооборота - 7%, железнодорожного - 7,4% за пять месяцев текущего года, а также темпы роста экспорта и импорта, которые достигли 31,8% и 24% соответственно. Именно увеличение перевозок продукции по внешнеторговым операциям и привело к росту значения параметра грузооборота. Если сравнивать данные за 4 месяца 2017 года с данными за 4 месяца 2014 года, то есть с почти досанкционным периодом, то объемы экспорта в 2014 году в 1,55 раз превышали текущие показатели, а импорта в 1,48 раз. Даже при таких высоких показателях роста экспорта и импорта в этом году, приходится констатировать, что мы еще далеки от докризисного уровня. И не менее важный момент - за счет чего произошел рост экспорта и импорта. Экспорт вырос преимущественно благодаря минеральным ресурсам и металлам и изделиям из них (рис. 2). То есть Россия не поменяла свой производственный профиль в мировой торговле. Импорт увеличился за счет закупок машин и оборудования, которые выросли на 27,5%, это при том, что в структуре импорта они занимают 45%.

Рис. 2. Отношение экспорта и импорта за январь-апрель 2017 года к экспорту и импорту за январь-апрель 2016 года (по данным ФТС)

Российская экономика сохранила полностью свой сырьевой профиль и за хорошими цифрами в сфере грузооборота и внешней торговли стоит ни что иное, как закрепление сырьевизации экономики.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЯН

Скрыть от населения реальное состояние экономики сложно, когда прилавки заполнены импортной техникой, в магазинах продаются игрушки и медикаменты иностранного производства, и только продукты питания еще имеют маркировку сделано в России. Но еще сложнее скрыть реальные цифры от населения, когда речь заходит об уровне их благосостояния. Согласно официальной статистике реальные доходы граждан ниже уровня предыдущего года на 1,2%, заработная плата с 2013 года упала почти на 5%. Снижение оборота розничной торговли на 0,8% и нулевой рост услуг населению говорит о том, что граждане, став беднее, сократили свое потребление. И на этом фоне президент продолжает говорить, что зарплаты в стране растут, в то время как на прямой линии уже были сюжеты о том, что реальные зарплаты обличаются от декларируемых. И таких вопросов было большинство.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждому десятому россиянину не хватает денег даже на еду, а 29% отметили, что им едва хватает денег на одежду. Пока Росстат определяет порог бедности по минимальному уровню оплаты труда, сами россияне бедными считают тех, кому средств хватает только на покупку одежды и продуктов питания, а таких в стране 39%, среди пенсионеров - 54%, то есть свыше половины! Помощь от государства бедным придет в 2019 году в рамках специальных мер поддержки бедным, но по заявлению Мантурова в размере примерно 10 тысяч рублей в год. Сложно себе представать, как эти деньги помогут российским гражданам. Разве что с трудом хватит на покупку булки хлеба ежедневно, в то время как по идее правительства на эти деньги граждане, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, смогут покупать свежую рыбу, мясо и овощи российского производства. И это на дополнительные 27 рублей в день к семейному бюджету!

О неблагоприятном положении в сфере уровня доходов говорит и тот факт, что по данным ВЦИОМ почти половина россиян намерена провести свой отпуск дома (47%), 44% из них основной причиной отказа от поездок назвали проблемы с деньгами.

Впрочем, у власти иная точка зрения на благосостояние граждан. Силуанов заявил, что «с начала года доходы наших граждан стали расти», хотя даже официальная статистика говорит об обратном. За последние 30 месяцев (с октября 2014 года) лишь однажды Росстат выявил повышение уровня жизни - в январе 2017 года после разовой выплаты 5 тысяч рублей пенсионерам.

Согласно Росстату за пять месяцев выросла и реальная, и номинальная зарплата, составив 40 640 рублей по стране. Однако большинство граждан получают существенно меньше: 55% имеют зарплату ниже 25 тысяч, а треть - ниже даже 15 тысяч рублей. Согласно прогнозу Минэкономразвития в России к 2035 году средняя по стране зарплата вырастет лишь на 56% и в самом оптимистичном сценарии к 2035 году не превысит 800 долларов, хотя еще в 2012 и 2013 году средняя зарплата была выше этого уровня (876 и 910 долларов соответственно)!

Можно ли говорить о восстановлении экономики, если кризис заметили даже обеспеченные граждане? Опрос Ipsos Comcon, проведенный в апреле 2017 года, показал, что больше половины (58%) состоятельных россиян заметили изменения экономической ситуации в худшую сторону. Улучшение ожидают только 30% опрошенных, 38% предполагают, что ситуация будет ухудшаться, а 32% прогнозируют, что изменений экономической ситуации не произойдет.

ДЕМОГРАФИЯ

Одно из главных достижений, о котором президент говорил многократно - демографический рост, продержался всего три года (рис. 3). Естественный прирост на уровне в 10 раз меньше миграционного еще поддерживал слабую уверенность президента в правильности выбранного им курса в демографической политике, но уже в этом году статистика показала, что это был кратковременны эффект на фоне общего сокращения численности населения. В этом году только за четыре месяца естественная убыль населения составила уже 92,8 тысячи человек. Русская нация как вымирала, так и продолжает сокращаться. И никакие программы материнского капитала не могут остановить этот процесс.

Рис. 3. Естественный прирост населения (по данным Росстата)

Макроэкономические параметры и данные Росстата уже перестали отражать реальную картину процессов, происходящих в российском обществе. При составлении стратегий и планов правительство должно исходить не из мифических цифр, а из реальных проблем граждан, которых, как показала прямая линия президента, не мало.

Объективную картину происходящего в стране дает не Росстат и отчеты правительства, а те самые не попавшие в эфир прямой линии граждане, письма в администрацию президента, которая не решает проблемы народа, протесты, но не неосознанной молодежи без идеологических воззрений, а людей, доведенных до отчаяния - дальнобойщиков, налогоплательщиков, фермеров, шахтеров и прочее. Пора уже слушать голос большинства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Позитивные итоги 2017 г., в частности, возобновление роста реального ВВП, рост инвестиций в основной капитал во многом стали следствием выхода экономики из фазы циклического спада. Однако структурные и внешние факторы в 2018 г. не могут поддержать экономический рост. Для обеспечения устойчивого экономического роста новое правительство должно больше внимания уделять проведению структурных реформ, в числе которых бюджетный маневр, разгосударствление экономики и снижение регулирования внешнеэкономической деятельности.

Сергей Дробышевский, Сергей Синельников-Мурылев | 5 февраля 2018 14:59

В 2014–2015 гг. резкое негативное изменение условий торговли привело к потере валового внутреннего дохода России на 13–14% (в 2015 г.). Однако реальный валовой внутренний продукт снизился только на 2,5% (и еще на 0,2% – в 2016 г.). В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП (около +1,5%). При этом рост мировой экономики в 2017 г. оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням благополучных нулевых годов. Положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем вряд ли можно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе. А применительно к России – что мы вышли на новую траекторию устойчивого роста, и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочном перспективе, в 2018 или 2019 гг., – миновала.

В целом экономические результаты 2017 г. находятся в рамках ожиданий, причем, пожалуй, ближе к их верхней границе. Следует учитывать, что структурные темпы роста ВВП, зависящие от совокупной факторной производительности, имеющегося объема труда и капитала, в последние годы опустились до 1,0–1,5% в год. Поэтому в условиях сокращающейся численности экономически активного населения без повышения эффективности экономики рассчитывать на более быстрый рост трудно. Условия торговли хотя и улучшились (в частности, цены на нефть сорта Urals оказались в 2017 г. примерно на 25% выше, чем в 2016 г. – 53,1 долл./барр. против 41,9 долл. годом ранее), тем не менее они были хуже, чем в среднем за последние 10 лет. Иными словами, внешний сектор по-прежнему не мог внести заметный положительный вклад в темпы роста экономики.

Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5–2,0% в год, наблюдаемым в 2017 г. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 г.

2017 г. и деловой цикл

Следует обратить внимание на некоторые особенности понимания делового цикла в современной экономической теории. Теория реального делового цикла предполагает влияние на экономическую динамику множества случайных, непредсказуемых шоков, которые «зашумляют» возможные циклические (в классическом понимании) колебания экономики и выделение фаз цикла становится условным и, как правило, проводится ex post с заметным опозданием (см., например, практику датировки бизнес-циклов Национальным бюро экономических исследований США.

Можно указать на ряд признаков, которые характерны как раз для фазы выхода экономики из нижней точки делового цикла.

Во-первых, это возобновление инвестиционной деятельности компаний. В 2017 г. картина с динамикой инвестиций в основной капитал выглядела заметно лучше ожиданий. По итогам первых трех кварталов 2017 г. индекс инвестиций в основной капитал составил 104,2% к соответствующему периоду 2016 г., и по итогам года инвестиции выросли в реальном выражении, по нашим оценкам, на 3,5–3,8%. Рост инвестиций является также следствием капиталовложений государства и компаний (как государственных, так и частных) в крупные проекты, такие как Крымский мост, инфраструктура к чемпионату мира по футболу, инфраструктура, транспорт и городская среда в Москве и некоторых других крупных городах.

Во-вторых, это изменение модели поведения населения в области сбережения. Несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2017 г. на 1,7% (преимущественно – из-за отсутствия индексации заработных плат бюджетников, социальных выплат и отрицательной переоценки валютных сбережений при росте номинального курса рубля), в прошлом году рост розничного товарооборота достиг 1,2%, в том числе примерно на 12% увеличились продажи легковых автомобилей, возобновилось расширение розничного кредитования, быстро растет объем выданных ипотечных кредитов.

В-третьих, это снижение уровня неопределенности и рисков в экономике, в том числе благодаря последовательной экономической политике государства. В 2017 г. ЦБ РФ неоднократно понижал ключевую ставку, однако инфляционные ожидания снижаются значительно медленнее. Когда мы говорим об уровне реальных процентных ставок, правильнее их измерять не как разницу между номинальной ставкой и текущей инфляцией, а как разницу между номинальной процентной ставкой и ожидаемой инфляцией. Поэтому в 2017 г., по мере снижения ключевой ставки и при относительно стабильных высоких инфляционных ожиданиях, мы пришли к ситуации не высоких положительных, а фактически нулевых ожидаемых реальных процентных ставок, что понизило альтернативную стоимость денег в экономике и тоже стимулировало инвестиционную активность. Косвенным подтверждением улучшения ожидаемых условий ведения бизнеса в России можно также назвать перемещение России в рейтинге Doing Business на 35-е место (по сравнению со 120-м местом в 2012 г.).

Рост-2018: какие существуют риски

Если говорить об оценке ситуации в 2018 г., на данный момент мы видим значительное число рисков и ограничений, переходящих из года в год, которые препятствуют ускорению роста. В частности, хотя мы и ожидаем некоторого ускорения структурных темпов роста (ближе к 1,5–2,0% в год) вследствие увеличения инвестиционной активности предприятий и снижения неопределенности в экономике, продолжается сокращение численности экономически активного населения, а темпы роста совокупной факторной производительности без проведения серьезных структурных реформ остаются ниже, чем были в 2000-х годах. Наметившийся рост цен на нефть на рубеже 2017/2018 гг., продление соглашения ОПЕК+ позволяют нам пересмотреть в сторону повышения прогноз ожидаемых в текущем году цен на нефть с 50–52 до 55–60 долл./барр., однако вклад внешнеторговой составляющей в ВВП остается отрицательным. Кроме того, как показал опыт 2012–2014 гг., зависимость экономики в целом от уровня цен заметно снизилась.

Циклическая составляющая роста остается положительной, однако нам видится ряд ограничений темпов в 2018 г., что не позволит экономике в целом, если говорить об инерционном сценарии, расти быстрее, чем на 1,5–2,0% в год:

  • Завершение балансировки на рынке труда (отчасти «смазанной» вследствие сокращения численности экономически активного населения по демографическим причинам) и снижение стоимости труда в экономике. В 2015 г. после девальвации рубля и ускорения роста цен доля заработной платы в ВВП снизилась на 1,0–1,5 п.п. Однако за 2016 г. эта тенденция развернулась и к настоящему времени доля фонда заработной платы в ВВП превысила предыдущие максимумы. Иными словами, позитивный эффект от корректировки заработной платы полностью исчерпан, и издержки компаний на труд снова повышают себестоимость производимой продукции.
  • Рост инвестиций в основной капитал отчасти остается загадкой, так как статистика показывает сокращение доли прибыли компаний в ВВП, возобновление (после короткого перерыва во 2 полугодии 2016 г.) накопления остатков на депозитных счетах компаний в банках, отсутствие расширения банковского кредита нефинансовому сектору. В то же время с учетом эффекта акселератора текущий экономический рост через увеличение желаемого объема капитала должен привести к более высоким темпам инвестиций и в 2018 г.
  • Неопределенность (по крайней мере на протяжении I квартала) относительно будущей экономической политики правительства РФ после президентских выборов и, соответственно, возможного изменения делового и инвестиционного климата в России. Также на протяжении всего года неопределенность для инвесторов, вероятно, будет поддерживаться риском введения новых санкций со стороны США.
  • Усиление конкуренции на мировых рынках сырьевых товаров (не только углеводородов), что сдерживает возможности для наращивания физических объемов нашего экспорта, даже при повышающихся ценах на эти товары.
  • Исчерпание потенциала роста экспорта в сельском хозяйстве. Аграрный сектор экономики и переработка продуктов питания стали заметным фактором экономического роста в 2014–2017 гг. – сначала как реакция на введение продуктового эмбарго со стороны РФ, а потом – в результате благоприятных климатических условий и рекордных урожаев, завершения ряда крупных инвестиционных проектов в аграрном секторе, начатых еще до 2014 г. Однако с началом кризисных явлений число новых подобных проектов в этой сфере заметно снизилось, а без импорта используемых в сельском хозяйстве технологий наращивание урожайности также замедляется.

Что делать?

Таким образом, вопрос о повестке экономических реформ после выборов в марте 2018 г. и формирования нового состава правительства остается центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений. По нашему мнению, сам факт принятия программы проведения структурных реформ может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточно для достижения в 2018 г. темпов роста реального ВВП не ниже 2,5%. Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры.

По нашему мнению, первоочередными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать позитивное влияние на ожидания, могли бы стать:

1. Бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей. В частности, Центр стратегических разработок предлагает нарастить производительные расходы бюджета к 2024 г. с текущих 11% ВВП до среднеевропейского уровня в 13,5–14,0% ВВП, тем самым преодолеть хроническое недофинансирование (как по международным меркам, так и по требованиям приоритетов внутренней политики) расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие и являющихся приоритетными для граждан. При этом вкладывать следует только в те проекты и по тем направлениям расходов, которые имеют наибольшую готовность к структурным преобразованиям, чтобы обеспечить требуемую эффективность.

Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие 6 лет на уровне не ниже 34,0% ВВП, а по федеральному бюджету – не ниже 16,5–17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила.

Согласно расчетам ЦСР, перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным в результате «бюджетного маневра» могло бы повысить среднегодовые темпы роста на 0,5 п.п. на горизонте 3–5 лет, а в долгосрочной перспективе обеспечить до 1% дополнительного ежегодного роста.

2. Масштабное разгосударствление экономики. Это позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто. Уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.

Немаловажным является и бюджетный аспект приватизации. В соответствии с бюджетными проектировками на 2018–2020 гг. предполагается проведение достаточно жесткой бюджетной политики: расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. будут примерно равняться расходам в 2017 г., что означает их сокращение на 10% в реальном выражении (с учетом инфляции). При этом Россия остро нуждается в повышении инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру, которые должны стать приоритетными направлениями бюджетных расходов. Проведение приватизации позволит изыскать дополнительные ресурсы на финансирование данных направлений. В качестве альтернативы можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на экономику, однако в условиях необходимости ускорения темпов экономического роста увеличение налогов вряд ли целесообразно.

3. Либералиазция регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры, открытость экономики России в большей степени будут способствовать возвращению инвесторов (в том числе и с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики, чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на перемещение товаров, капитала и факторов производства. В части налогового администрирования работа Федеральной налоговой службы может быть поставлена в один ряд с лучшими примерами мировой практики, однако совершенствование деятельности Федеральной таможенной службы только началось. В целом, в части регулирования движения капитала, валютного регулирования мы, на наш взгляд, серьезно отстаем от развитых стран.

Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий.

Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Руководство страны пытается привлечь инвесторов. Фото с сайта www.kremlin.ru

На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин рассказал о новом, лучшем, качестве отечественной экономики. Однако у каждого, казалось бы, позитивного примера есть своя оборотная сторона. Так, рекордно низкую инфляцию граждане почти не заметили, но экономическая активность в стране ощутимо снизилась. При этом, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), ни по инвестициям, ни по обороту розничной торговли, ни по доходам населения Россия так и не вернулась к уровням 2012 года. По расчетам бывшего советника Путина Андрея Илларионова, сейчас наша экономика показывает динамику хуже, чем в застойные советские годы.

Выступая на форуме «Россия зовет!», Владимир Путин попытался доказать, что проводимая в последние годы «консервативная, сдержанная бюджетная и денежно-кредитная политика» себя оправдала. Как сказал президент, «важно, что российская экономика обретает новое качество, которого не было еще год назад».

В первую очередь он сослался на позитивную динамику, которая «опирается на расширение внутреннего спроса, увеличение и потребления, и инвестиций».

«Начиная с мая текущего года темпами выше 1% прибавляет оборот розничной торговли, прежде всего благодаря росту реальных зарплат», - сообщил Путин. «По предварительной оценке, инвестиции в основной капитал за три квартала выросли на 4,2%. Это в два с лишним раза выше темпов роста ВВП за тот же период, – добавил Путин. – Такие опережающие темпы закладывают основу для дальнейшего роста».

Также президент сослался на рекордно низкое «за всю историю России» значение инфляции: «По состоянию на 16 октября в годовом выражении она составила 2,7%».

«Уверенно снижается зависимость федерального бюджета от нефтяной конъюнктуры», – продолжил президент. По его словам, если в 2014-м нефтегазовые доходы составляли более половины (51,3%) доходов бюджета, то в текущем году этот показатель уже около 39%. «В ближайшую трехлетку за счет нефтегазовых поступлений будет формироваться только треть доходов федерального бюджета. При этом, подчеркну, общие доходы федерального бюджета, безусловно, будут расти», – уверил президент. В планах руководства страны снизить ненефтегазовый дефицит бюджета с нынешних 8,5 до 5,9% ВВП в 2019 году, а общий дефицит бюджета сократить до уровня менее 1% ВВП.

При этом Путин дал понять, что даже в условиях кризиса надо думать о социальной справедливости: «На этом фоне бездумно сокращать социальные расходы было бы несправедливо по отношению к гражданам… Любая страна мира, и Россия в том числе, заинтересована в социальной стабильности».

Но даже сами участники форума высказали сомнения в пользе некоторых достижений – например, в рекордно низкой инфляции. «Сегодня мы говорим о трехпроцентной инфляции и даже видим озабоченность, а не слишком ли быстро снижается инфляция и как столь низкие темпы повлияют на наше экономическое развитие. Это абсолютно нетипично для российской экономики», – сообщил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин, передает «Прайм».

«Мы видим в основном позитивную реакцию на ту политику, которую проводят денежные власти. С другой стороны, конечно, снижение инфляции создает риски, особенно для финансовых институтов, в том числе для банков. Потому что приходится больше внимания уделять эффективности деятельности, управленческим решениям в финансовом секторе», – сказал глава Минфина Антон Силуанов.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в очередной раз нашел повод рассказать о своей дальновидности: «Когда в начале этого года я сказал, что рост ВВП в 2017-м будет как минимум 2%, все смеялись, никто в это не верил… По факту имеем во втором квартале рост уже 2,5%, в третьем квартале – 2,2%. И вполне выходим на эти 2%, даже чуть больше к концу года». Хотя сами же участники форума отмечают, что «этот экономический рост недостаточный», о чем, в частности, сказал Костин.

Проблема, однако, в том, что российские потребители, похоже, не заметили рекордно низкой инфляции. Обсуждаемое увеличение зарплат кардинально не изменило динамику доходов населения, которые включают помимо зарплат пенсии, пособия, доходы от предпринимательской деятельности, от собственности в виде процентов по вкладам, по ценным бумагам и т.д. С учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей доходы населения который год падают. И это сигнализирует о серьезных, уже хронических проблемах в российской экономике. Власти же отмахиваются от неугодного показателя (см. «НГ» от 25.08.17).

Да и увеличение оборота розничной торговли, если брать не месячную динамику, а годовую, пока выглядит скромно – мы имеем дело скорее со стагнацией, чем с посткризисным оживлением. В сентябре 2017-го рост розничной торговли составил около 3% по отношению к сентябрю 2016-го, но в целом за январь–сентябрь рост был лишь на 0,5% в годовом выражении.

Уже сейчас не подтверждаются заявления президента, что общие доходы бюджета будут расти. Наоборот, финансовые власти заложили в проект бюджета на следующую трехлетку снижение доходной части – с 16% ВВП, ожидаемых в этом году, до 14,8% ВВП в 2020-м. Занижая доходы, правительство готовит почву для существенного урезания расходов (см. «НГ» от 24.10.17). И это рикошетом ударит по казне, ведь если экономическая активность будет и дальше сдерживаться бюджетными и денежно-кредитными ограничениями, то отчисления в бюджет скоро делать будет почти некому.

Еще вопрос, насколько устойчива та динамика, о которой говорит президент. «В целом с началом осени российская экономика стала замедляться. Слабые данные продемонстрировала промышленность, – сообщил вчера главный экономист Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрей Клепач. – После активного оживления в первой половине года третий квартал выглядит как пауза в росте».

«По отношению ко второму кварталу (в третьем квартале. – «НГ») объем ВВП даже сократился на 0,1%, а его динамика к соответствующему кварталу прошлого года замедлилась с 2,5 до 1,9%. Это ухудшение происходило на фоне рекордно высокого урожая и набирающего силу роста потребительских расходов», – добавил Клепач.

Прогнозисты ВЭБа ждут возобновления экономического роста в четвертом квартале, но в основе этих ожиданий надежда на дальнейшее оживление потребительского спроса, которое, однако, вовсе не гарантировано.

Судя по данным ЦМАКПа, российская экономика показывает признаки жизни, однако она сильно отстает от того уровня, который был еще пять лет назад. Объем инвестиций в основной капитал во втором квартале этого года оказался на 6,4% ниже среднеквартального значения 2012 года. Реальные располагаемые доходы населения в сентябре были ниже среднемесячных значений 2012-го на 6%. Оборот розничной торговли сейчас ниже уровня пятилетней давности на 5,6%. И такая ситуация сложилась не вчера: эти показатели отстают от планки 2012 года на протяжении последних почти трех лет. При этом реальная зарплата сейчас оказалась выше уровня 2012 года лишь на 0,6%.

Бывший советник президента Андрей Илларионов приводит в своем блоге не менее удручающие цифры. «За последние восемь лет (2008–2016) мировой ВВП вырос на 30%. В трех странах (Науру, Эфиопия, Туркменистан) он более чем удвоился», – пишет он со ссылкой на Международный валютный фонд. Расчеты Илларионова для мирового ВВП подтверждаются данными МВФ (см. табл.)

Экономист уточняет: «В России за восемь лет ВВП увеличился лишь на 4,3%, или на 0,5% в среднем в год. По этому показателю Россия занимает 163-е место в мире из 190 стран, по каким имеются соответствующие данные». Из расчетов Илларионова следует, что сейчас темпы роста российской экономики значительно хуже, чем было, например, в так называемые застойные брежневские годы.

Действительно, об этом свидетельствуют старые статистические сборники, в которых, в частности, сообщалось, что в 1984-м объем валового общественного продукта РСФСР оказался на 90% больше уровня 1970-го. Хотя, конечно, к советской статистике возникает немало вопросов.



Практически подведены. По официальной версии Россия уже давно прошла дно, экономика растет уверенно, что Росстат подтверждает своими ноябрьскими данными. Объективно картина иная: Россия вступила в длительный период стагнации, хотя некоторые кризисные явления статистически и сглажены, речи о росте экономики не идет. 2017 год станет периодом пролонгации инерционного сценария развития, при котором власть будет придерживаться формулы «переждать и перетерпеть», использовать традиционные рецепты антикризисной программы в лучших канонах МВФ.

Какие прогнозы экономического развития были даны для России на 2017 год? Были даны прогнозы от тех, кто вторит власти, что в стране все идет в правильном направлении, мы выходим из кризиса. Были оценки и тех, кто постарался объективно, хотя и в сглаженной форме дать оценку экономической ситуации. Разберемся в прогнозах.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. ИНЕРЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

По словам экономиста Saxo Bank Якобсена в российской экономике не ожидается непредвиденных поворотов. По его словам «в последние 20 лет здесь ничего не меняется, поэтому давать прогнозы по экономике России очень легко», экономических реформ как не было, так и нет. Все планы по реформам ограничиваются разговорами. Согласно его прогнозу рост ВВП будет нулевым, что, впрочем, не поставит под вопрос переизбрание Владимира Путина на новый срок.

Согласно прогнозу Всемирного Банка от ноября 2016 года в 2017 году экономика России вырастет на 1,5% при условии, что цены на нефть в среднем будут на уровне $ 55 за баррель, однако несмотря на этот относительно позитивный прогноз Всемирный банк указывает на то, что «этот всплеск роста, однако, вряд ли сможет переломить ситуацию с точки зрения построения более диверсифицированной экономики». Негативно повлияют на экономику санкции, сокращение финансовых резервов России, уязвимость экономики к внешним шокам. Однако банк надеется, что в 2017 году вновь возобновятся такие факторы роста, как инвестиции и потребительский спрос.

Прогнозы ЕБРР также показали, что к концу 2017 года возможна смена спада на небольшой рост. МВФ также прогнозирует восстановление экономики в 2017 году, но связывает он это только с ростом цены на нефть. Ожидаемый прирост ВВП может составить 1%. МВФ исходит также из такого фактора роста, как внутренний спрос, который согласно прогнозу должен перейти к восстановлению. Но здесь нужно понимать следующие факторы:

МВФ оперирует статистикой, предоставляемой российской статслужбой;

МВФ исходит из своих идеологизированных представлений экономической модели, которая игнорирует понятие национальных интересов.

Однако МВФ однозначно констатирует, что несмотря на призывы диверсифицировать экономику, чтобы ускорить темпы экономического роста, этого так и не произошло, потому рост вряд ли окажется устойчивым и будет основан на восстановлении цены на нефть.

Журнал «TheEconomist» прогнозировал рост на 0,7%. Он также отметил, что негативными факторами останутся структурные проблемы, низкий уровень инвестиций, ужесточение фискальной политики. Все это будет сдерживать прирост ВВП на уровне до 2% и в будущем. Журнал прогнозирует сохранение напряженных отношений с Западом, рост связей с Азией и отсутствие экономических реформ, хотя власть и попытается улучшить эффективность государственного управления. Но к реформам в сфере экономики это уже не имеет никакого отношения.

Таким образом, мировые структуры при прогнозе говорят скорее о конъюнктурном росте за счет нефти, и полностью отрицают рост за счет структурных реформ, поскольку последние так и остались всего лишь красивыми лозунгами президента.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Это сценарии развития экономики, разработанные государственными и окологосударственными структурами - Минэкономразвития, Банком России и прочими. Их своеобразие состоит в том, что они вариативны: обычно это набор нескольких сценариев, которые в совокупности могут покрыть все варианты развития. При таком прогнозировании уже сложно предъявить претензию, что-то вышло не так, отклонилось от прогноза. Среди всех сценариев за базовый, как правило, берется средний, являющийся пролонгацией трендов ушедшего года.

Согласно ЦБ наиболее вероятный сценарий тот, при котором существенных колебаний на рынке нефти не произойдет и цена на энергоресурс останется на уровне 40 долларов за баррель. Это сценарий «адаптации субъектов экономики к изменению внешних условий», то есть ЦБ исходит из того, что в новом году не будет никаких структурных реформ и преобразований, страна продолжит развиваться инертно. Темп роста составит 0,5–1% с последующим ростом в будущем на уровне 1,5–2%, показатель инфляции должен уложиться в 4%. Но стоит отметить, что уже не первый год власти выбирают 4% в качестве таргета. ЦБ планирует смягчить денежно-кредитную политику в новом году, снизить ставки кредитования, что будет содействовать и потребительскому спросу, и инвестиционному. Резких колебаний курсов не прогнозируется.

Однако помимо этого серединного прогноза есть сценарий более и менее благоприятный. Но в обоих из них все расчеты строятся опять же на основе цены на нефть. При негативном варианте, когда стоимость нефти составит 25 долларов за баррель, ВВП упадет на 1–1,5%, а при цене в 55 долларов прирост ВВП может составить 1,2–1,7%.

Минэкономразвития также представил три варианта прогноза.

Базовый - это сценарий сохранения неизменных внешних факторов и сдержанной бюджетной политики. При нем прирост в 2017 году будет на уровне 0,6% (базовый сценарий). Инфляция при этом составит около 4%, но наибольший вклад в инфляцию внесет рост цен на продовольствие. Промышленное производство вырастет на 1,1%, что в основном будет обеспечено за счет государственного заказа. Курс доллара в среднем за год составит в данном сценарии 67,5 рублей за доллар. Для «базового +" внешняя обстановка будет более благоприятной: цена на нефть на уровне 48 долларов за баррель, прирост ВВП составит 1,1%. В целевом сценарии ставка идет на переход к инвестиционной модели развития, что будет содействовать росту экономики в 2017 году на 1,8%. Таким образом, при любом варианте развития потолок прироста ВВП на 2017 год составляет 2%. Кремль даже не думает менять ситуацию и довольствуется тем, что показатель ВВП едва преодолеет отрицательную отметку.

Говоря о том, насколько эти прогнозы могут быть реализованы, стоит отметить, что январские показатели этого года уже лучше прогнозных значений. Курс доллара сейчас составляет менее 60 рублей за доллар, в то время как среднегодовой по базовым прогнозам будет равен 67,5. Нефть сейчас стоит свыше 55 долларов за баррель, хотя по прогнозам 40. Если прогнозы будут иметь небольшую степень погрешности, то уже в скором времени стоит ожидать снижения цены на нефть и ослабление рубля. Но самое главное состоит в том, что независимо от того, были ли прогнозы даны западными структурами, или отечественными, все они исходят из того, что ничего в экономике меняться не будет, произойдет пролонгация курса, и никаких реформ.

ПРОГНОЗ ОТ ЦЕНТРА СУЛАКШИНА

В 2017 году на экономику России будут оказывать влияние те же негативные факторы, которые действуют на протяжении последних нескольких лет:

Никаких реформ и стратегии преобразования страны;

Сохранятся санкции, сдерживающие экономический рост страны. Это будет вызвано как невыполнением Минских соглашений, так и военной операцией России в Сирии, новые санкции будут вызваны хакерской активностью России;

Низкие цены на нефть, которые по примеру 80-х еще длительное время будут держаться на ограниченном уровне;

Кремль выберет стратегию развития по Кудрину, при которой ставка будет сделана не на стимулирование экономики, а на сдерживание роста за счет режима экономии;

Центральный банк будет занят вопросами обеспечения низкого уровня инфляции, попыткой довести ее до таргетного значения, чисткой банковского сектора;

Перед властью как и в предыдущий год остро будет стоять вопрос наполнения бюджета: объемы добычи нефти сократятся, если рост цен на нефть и будет, то весьма незначительный, бюджет будет нуждаться в новых источниках дохода, которые правительство рассчитывает получить за счет населения.

2017 год станет очередным периодом застойных явлений в российской экономике, когда идея трансформации экономики будет сведена к триумфальному возвращению к сырьевой модели, от которой впрочем никто и не отходил. Нефть немного подрастет, и это вселит оптимизм в государственную власть, для которой реформы страшнее медленного сползания в пропасть третьесортной страны, экономика которой явно не соответствует ни размерам государства, ни ее потенциалу.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Российская экономика в 2017 году была полна противоречий. ВВП перешел к росту, но устойчивым его назвать нельзя. Расходы потребителей росли, а доходы падали. Инфляция опустилась ниже 4%, хотя в достижение этой цели верили не все

В этом материале РБК решил собрать все необычное, что происходило с российской экономикой в уходящем году. Это могут быть явления, которые отклоняются от нормы (инфляция, которая впервые с начала 1990-х перешла в совершенно другое качество, больше характерное для развитых экономик) или разошлись с ожиданиями (вопреки надеждам на Дональда Трампа санкций стало больше, а не меньше, но рубль и российские госбумаги все равно укрепились). Это и видимые макроэкономические парадоксы, которые зачастую могут быть объяснены несовершенством статистики (разнонаправленная динамика реальных зарплат и доходов, рост капитальных инвестиций при падении строительства).

Цены ниже некуда

Пробив таргет Центробанка в 4% еще летом, к ноябрю инфляция замедлилась до исторического минимума в 2,5%. «Никто такой инфляции не ожидал», — признает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Возможно, это связано со снижением теневой оплаты труда и неиндексацией зарплат в госсекторе, из-за чего вклад потребительского фактора в рост цен — практически отрицательный, полагает Мурашов.

Замедление роста цен неудивительно, говорит экономист Deutsche Bank Элина Рыбакова. Это естественный результат структурных изменений — низкого спроса, жесткой денежно-кредитной политики, сокращения госрасходов. Но инфляция по-прежнему может превысить 4% из-за дефицита на рынке труда и высоких инфляционных ожиданий населения, предупредил в декабре ЦБ. Ожидания правда сильно расходятся с реальной инфляцией: в ноябре россияне, согласно опросу ЦБ и «инФОМ», ждали роста цен в ближайший год на уровне 8,7% (еще одна видимая странность).

На самом деле такая разница между ожиданиями населения и фактической ситуацией логична, отмечает Рыбакова: людям нужно привыкнуть к столь медленному росту цен. К тому же есть парадоксы восприятия, например, на вопрос об ожидаемом уровне инфляции респонденты могут назвать 9%, но зато утвердительно ответить на вопрос, ожидают ли они инфляцию на том же уровне, что и сейчас.


Нефтенезависимость рубля

Если еще два года назад рубль привычно колебался в унисон с нефтью (слабел, когда нефть дешевеет, и укреплялся, когда она дорожает), то сейчас эта зависимость снизилась. Два года назад корреляция рубля и нефти составляла приблизительно 80%, а в последние месяцы опустилась примерно до 30%. В ноябре 30-дневная корреляция рубля и нефти Brent даже ненадолго стала отрицательной (стоимость активов двигается в разных направлениях).

Аналитики Danske Bank ожидают, что в скором времени корреляция несколько восстановится, из-за чего российская валюта при более дорогой нефти даже укрепится до 53,5 руб. за доллар к концу 2018 года (прогноз от 18 декабря). Впрочем, для рынка столь позитивный для рубля прогноз скорее нетипичен — консенсус-прогноз Bloomberg на следующий год составляет 58-59 руб. за доллар.

Снизить зависимость российской валюты от главного экспортного товара помогло бюджетное правило (механизм покупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40), неоднократно говорил министр финансов Антон Силуанов. В следующем году закупки валюты могут увеличиться .


Банки растут вопреки санациям

Банковский сектор сотрясали объявления о санациях, пик которых пришелся на третий квартал («Открытие», Бинбанк). В это невозможно поверить, если смотреть только на статистику Росстата по произведенному ВВП : в третьем квартале отрасль финансовой и страховой деятельности прибавила 5,1% в годовом исчислении — самый высокий рост среди всех отраслей. Во втором квартале финансовый сектор вырос на 2,7%, в первом — лишь на 0,1%.

Стоит сделать поправку на относительно скромный размер финансово-страхового сектора, по данным Росстата. Из-за этого вклад отрасли в рост ВВП в третьем квартале (1,8%) составил всего 0,2 п.п. Тем не менее финансовый сектор вышел в лидеры роста не случайно, считает «ВТБ Капитал»: плюсы отрасли в том, что она «не ограничена мощностями (для увеличения добавленной стоимости не требуются дополнительные трудовые ресурсы и инвестиции в основной капитал)».

Доходный парадокс

Рост реальных зарплат россиян в этом году стал устойчивым, но не привел к восстановлению более важного показателяреальных доходов. В январе—ноябре зарплаты населения с поправкой на инфляцию увеличились на 3,2%, а реальные располагаемые доходы (те, что остаются после уплаты всех обязательных платежей) снизились на 1,4%.

Доходы падают безостановочно уже два года, за исключением одного месяца — в январе 2017 года они подскочили на 8,8%. Объяснение простое: тогда правительство разово выплатило пенсионерам по 5 тыс. руб. (компенсация за то, что пенсии не были проиндексированы).