Инструменты государственного регулирования экономики все кроме. Реферат: Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики

Под формой госрегулирования понимается соответствующий способ организации регулирования экономики, который представляет собой совокупность условно внешних по отношению к экономике средств и инструментов регулирования - нормы, административные законы, стандарты, правила, условия и другие. С известной долей условности применяемые формы государственного регулирования можно разделить на следующие три группы:

  • 1. Законодательно - правовая форма. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятии и реализации, с помощью которых устанавливаются общие принципы движения данной экономической системы, функционирования его производственных, социальных и иных отношений как внутри национальной экономики, так и во внешнем мире.
  • 2. Финансово - кредитная форма, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы. Эта форма используется правительством для регулирования (стимулирования - сдерживания) макроэкономической активности, установления соответствующего равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Через адекватную сложившейся экономической ситуации политику государство воздействует на конкретные процессы посредством различных финансово - кредитных инструментов:
  • 3. Административная форма, которая делится на административно-экономическую и организационно-административную формы. Эта форма связана с правительственными решениями, указами, командой. Основным инструментами административного регулирования являются система нормативов, жестких правил и рамок деятельности, выработка стандартных процедур административного воздействия, установления твердых цен и объемов производства на некоторые товары и услуги и др.

В различных национальных экономиках обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. С изменением экономической ситуации меняются цели и задачи макроэкономической политики. Это, в свою очередь, меняет и сложившееся соотношение между различными формами, отдавая предпочтение то одной, то другой, то третьей форме регулирования, определяя их приоритетное положение в сложной системе государственного регулирования.

Регуляторы или инструменты - это такие понятия, с помощью которых реализуется определенная форма. По способу воздействия на регулируемый объект можно выделить прямые и косвенные регуляторы.

Прямые регуляторы - это такие регуляторы, которые жестко регламентируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Это законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, решения судебных властей и т.д.

Косвенные регуляторы допускают вариантность действий и проявляются, прежде всего, в мотивационном характере поведения регулируемого объекта (материальная заинтересованность, моральное удовлетворение и др.). К ним относятся условия налогообложения, уровень цен, тарифов, таможенных пошлин, процентов за кредит, нормы амортизации, условия компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и т.д.

Иногда для обозначения этих регуляторов используют такие понятия как административные и экономические регуляторы, по существу отождествляя административные с прямыми, а косвенные - с экономическими регуляторами. На самом же деле и прямые, и косвенные регуляторы используют одни и те же рычаги, оставаясь при этом либо прямым, либо косвенным воздействием на регулируемый объект.

К примеру, прямое регулирование использует кроме чисто административных инструментов и рычагов такие как запрет, разрешение, принуждение, и такие экономические рычаги как финансирование - централизованное распределение бюджетных инвестиций, субсидии, санации, субвенции, дотации, трансфертные платежи некоторым территориям, субъектам, создание государственных объектов. В тоже время, косвенное регулирование осуществляется через установление жестких норм, стандартов, пошлин, квот и лицензий, а не только через применение экономических инструментов - налогов, льгот, ставок процентов по кредитам, операций на рынке ценных бумаг, заказы и контракты на поставку и выполнение работ для государственных нужд, участие в управлении через конкретную долю акций и т.д.

В реальной хозяйственной практике каждый из регуляторов используется не только сам по себе, но и во взаимной увязке и сочетании с другими, будь то экономический либо административный рычаг, имея либо широкий круг, либо ограниченную сферу воздействия, постоянно изменяя не только свои количественные параметры, но и целевую направленность, решаемые тактические задачи, корректируя место и роль каждого из регуляторов.

Множественность и разнообразие регуляторов, разная результативность их применения в разных сферах, сложность адаптации к быстро изменяющимся условиям, необходимость обеспечения комплексности и взаимосвязанности всех мер воздействия на экономику обуславливают исключительно высокую сложность государственного регулирования экономики. (Приложение 2. Схема государственного регулирования экономики)

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов.

Основные инструменты государственного регулирования:

Фискальная политика

Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика

Денежно - кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный (национальный) банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным (национальным) банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и, тем самым, оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Политика регулирования доходов

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Социальная политика

Социальное регулирование со стороны государства направлено на

обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержания уровня условий жизни, достойных человека.

Государственное регулирование ценообразования

Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательные, административные и судебные. Принятые Парламентом законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики и бюджетного планирования, финансов и национальный (центральный) банк.

Внешнеэкономическое регулирование

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:

регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Национальным банком);

установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном (национальном банке);

операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

это инструмент регулирования. Поскольку в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами субъектов экономики, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Государство проводит политику, используя определенный арсенал методов и инструментов. Их состав и преимущества одного над другими зависят от состояния национальной экономики, фазы её реформирования и содержания целей и задач, определённых на данный период развития.

Методы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь принято делить на две большие группы: методы прямого (административного) воздействия на экономические и социальные процессы и методы косвенного регулирования, охватывающие экономические и институциональные инструменты.

Прямое воздействие достигается административными мерами: предписаниями, запретами, разрешениями, т.е. воздействием на волю хозяйствующих субъектов. Их задача создать правовое поле, разумные рамочные условия для развития бизнеса, обеспечить относительную стабильность правил поведения, а, следовательно, доверие бизнеса к проводимой политике.

К формам реализации прямого (административного) воздействия относятся:

Размещение государственных заказов на поставку для нужд государства определённых товаров и услуг;

Выделение бюджетных средств на поддержку отдельных сфер экономики (например, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, реформирование ЖКХ и др.);

Установление ограничений деятельности монополий;

Лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование и установление таможенных пошлин по экспорту и импорту;

Запреты на определённые виды хозяйственной деятельности;

Установление предельного уровня цен на ограниченный круг товаров и услуг;

Установление минимального размера заработной платы, пенсий, предоставление социальных льгот для отдельных категорий граждан и т.д.

Государственное администрирование способно давать быстрый результат ввиду высокой оперативности, что особенно важно в кризисной ситуации. Однако применение административных мер должно быть дозированным, поскольку прямое вмешательство государства всякий раз создает помехи рыночному процессу, отпугивает бизнес.

Косвенное воздействие достигается через экономические и институциональные регуляторы, влияющие на определённые стороны рыночного механизма. Государство прямо не влияет на хозяйственные решения субъектов экономики, а лишь создаёт предпосылки к тому, чтобы субъекты, преследуя свои интересы, тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики. С их помощью государство может воздействовать на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации и централизации капитала, структуру экономики и т.д.

К числу экономических методов государственного регулирования

Финансовую (бюджетную, фискальную) политику;


Денежно-кредитную (монетарную) политику;

Прогнозирование и индикативное планирование (программирование).

Через бюджет осуществляется перераспределение доходов в пользу приоритетных направлений экономического развития тех или иных отраслей, сфер экономики, регионов. Регулируя денежную массу в обращении, центральный банк воздействует на объемы кредитования предприятий коммерческими банками, динамику цен, структуру расходов населения.

Преимущество экономических мер заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, сохраняют механизм взаимодействия спроса и предложения. Недостатком же является временной лаг. Желательные хозяйственные результаты наступают не сразу, а спустя определённое время. Экономика реагирует на косвенные методы с некоторым запозданием (реструктуризация задолженности перед бюджетом, изменение таможенных тарифов, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и др.).

Институциональные методы обеспечивают большую организованность и упорядоченность в деятельности экономических субъектов. Институт представляет собой преобладающий способ мышления и действия, который стал привычным для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. К примеру, «институт права», обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц, судебную процедуру разрешения конфликтных ситуаций; «институт частной собственности» гарантирует имущественную принадлежность, неприкосновенность частного достояния. К институциональным методам регулирования относят деятельность саморегулируемых организаций (например, НАУФОР, АУВЕР, АРБ и др.), региональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества (например, ассоциации «Северный Кавказ», «Большая Волга» и др.), союзов предпринимателей (например, РСПП, региональных торгово-промышленные палат и т.д.), обществ защиты прав потребителей и т.д., которым государство делегирует часть своих полномочий и регулирующих функций и к мнению которых прислушивается, разрабатывая и реализуя экономическую политику.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические, социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, пределы

Система свободной конкуренции (идеальная экономическая модель).

Вопрос о границах и формах вмешательства государства в рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его экономическая роль оставалась малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот: государство приступило к систематическому макроэконо­мическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось дерегулирование экономики развитых стран. Что касается России, то она переживает крайне сложный период восстановления рыночных отношений и, соответственно, радикального изменения экономической роли государства.

Государство определяет объемы предложения общественных товаров и принуд и ельно азначает налоги независимо от того, каковы потребности, хотят ли люди иметь произво имые за счет этих налогов товары и услуги в таких количествах или нет.

Экономическое поведение производителей и потребителей порождает внешние по отношению к рынку эффекты. Хотя последние уже не имеют денежной меры, они реально влияют на жизнь каждого человека и об ества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребление чистых общественных товаров: стоит только приступить к нему хотя бы одному человеку, как вовлеченным в то оказывается все остальное население.

Реальность внешних эффектов дает основания разграничить частные и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и резу ьтаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство - рыночное равновесие. В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или отрицательного) социальные затра ы и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Их равенство отразит уже не рыночное, а какое-то иное, псевдорыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно существенно шире рыночного: устанавливается совместными усилиями государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью бюджетных или иных методов, и обычного механизма спроса и предложения. За таким псевдоравновесием стоит не только согласование интересов участников свободной конкуренции, но и баланс между их интересами и интересами общества.

Двинуть экономику в сторону псевдорыночного равновесия способно только государство.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономи у, но существуют ограничения, требования, идущие от рыночной системы.

1. В принципе исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыноч­ного механизма, разрушающие его. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, декретированное распределение производственных ресурсов и потребительских товаров (по фондам и талонам), всеохватный административный контроль над ценами и другие аналогичные формы государственного вмешательства. Это требование вовсе не означает, что в рыночной экономике госу арство, скажем, снимает с себя всякую ответственность за динамику цен или запрещает планирование. Напротив, государство внимательно следит за движением цен и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства (национальные елевые программы).

2. Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять а него можно в основном лишь косвенными, экономическими мето ами. В целом ря е случаев административные меры не тольк допустимы, но и абсолютно необходимы.

Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они су ест­венно отличаются руг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора а порой вооб е сводят ее к нулю Такое случается там, где админист­рирование экономически необоснованно, запредельно, обретает черты тотальности, перерож­дается в командно-распределительную систе у. В этих условиях государственны контроль становится вс объемлющим охватывая размеры производства, его структуру, цены, потреби­тельские качества продукции, издержки, заработну пла у, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом - весь хозяйственный процесс.

В последние годы в России произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. С стема создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. В частности, просматриваются по крайней мере шесть о ластей, де администрати ные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами госу арственного регулирован я рыночного хозяйства:

1)Контроль над монопольными рынками.

2)Побочные эффекты рыночных процессов.

3)Разработка национальных стандартов (например экологических).

4)Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

5)Защита национальных интересов в системе мировых хозяйственных связей.

6)Реализация целевых программ.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж.

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и вследствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. В 80 - 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

В Российской Федерации удельный вес государственной собственности основных фондов уменьшился с 91% в 1990г. до 42% в 1995г., а частной или смешанной повысился соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же период доля работающих на государственных и муниципальных предприятиях и организациях снизилась с 82,6 до 37,6%, а на частных возросла с 12,5 до 37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.

Внешнеэкономическое регулирование

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и административного опыта; кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

В РФ импортные товары составляют 48% (данные за I квартал 1998г.) Потребитель нужный товар получает, но все, что содержится в его цене, идет за рубеж: там за счет этого рабочие получают зарплату, предприятия прибыль, государство налоги и социальные платежи. В России, которая запускает спутники и космические корабли, 90% продаваемых цветных телевизоров, 70% стиральных машин - импортного производства. По мнению многих экономистов доля импорта должна быть не более 15-20%. Это разумный предел, чтобы не ощущать пагубного давления иностранных конкурентов на наших товаропроизводителей. Политика и стабилизационные меры должны отвечать интересам страны, укреплению экономической независимости.

Заключение

Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.

1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.

Движение к рыночному типу хозяйствования радикально изменили представления о государственном механизме регулирования социально-экономических процессов. Реформы в России развернулись под флагом разгосударствления экономики, но по упрощенной схеме, с категорическим отрицанием имевшегося опыта. И сейчас ясно, что без сильного государства осуществить переход к рыночной экономике невозможно.

Несмотря на длительный срок, отделяющий РФ от начала рыночных реформ, по-прежнему нет общей признанной концепции нового экономического организма.

После декабря 1991г. Правительство страны сделало в развитии реформ ясно выраженный концептуальный выбор. Он основан на монетаристкой схеме “шокового погружения” в рынок.

Сейчас существует огромная проблема - бессилие государства не только в области сбора налогов, т.е. выполнение обязательств юридических и физических лиц перед государством, но и с точки зрения регулирования обязательств между субъектами хозяйства.

Список литературы:

1. Коков В. Политика должна оставаться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1998.- №8.

2. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1.

3. Кушлин В. Политика должна основываться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1999.- №2.

4. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12

5. Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6.

6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996

7. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 1997.

8. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Чепуриной.- Киров. 1994.

9. Долан Э., Линдерт А. Макроэкономика: Учебное пособие.- СПб., 1996.

10.Мэнкью Г. Принципы экономики: Учебник XXI века. - СПб. 1999.



Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996

Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6


Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12

Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как это исторически сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

* Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

· Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

· Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

· К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

· Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

· Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться pазмер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

* воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)

* воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая поли тика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические инструменты - это:

  • 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  • 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.