Какими видами ценных бумаг оформляются государственные займы. Классификация и виды государственных займов

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.)

Казначейские обязательства , в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений, - обращение части вкладов населения в государственные займы . Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите – гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в период реформ.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

2. По месту размещения – внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные . Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные . Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы власти управления обычно выпускают беззакладные облигации.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид – процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства бывают с твердыми илиплавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства: с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения.

Различаются два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

Заем погашается равными частями в течении определенного срока;

Возрастающими долями;

Снижающими долями.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;

3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Формы муниципальных займов .

Муниципальные займы - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, по договору государственного и муниципального займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором - гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Государственные и муниципальные займы являются добровольными.

Договоры о государственных внешних заимствованиях, исполнение которых требует увеличения их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, включаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Ежегодно разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляют собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

Финансы домашних хозяйств: содержание.

Финансы домашних хозяйств представляют собой отдельную сферу денежных отноше­ний, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накоплений до­машних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства. В экономической научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению сущности домашних хозяйств, их роли и значения в экономической системе, что обусловливает раз­ные позиции в оценке финансов домашних хозяйств в составе фи­нансовой системы государства.

Финансы домашних хозяйств - самостоятельная сфера финансо­вых отношений в составе финансовой системы. Они объективно обу­словлены деятельностью домашних хозяйств, обеспечивающих вос­производство рабочей силы при потреблении созданного обществен­ного продукта. Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием.

В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

· с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;

· с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;

· между членами хозяйства в связи с формированием и ис­пользованием денежных доходов, поступлений и накопле­ний

· с другими домашними хозяйствами по совместному форми­рованию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;

· с кредитными организациями в связи с привлечением по­требительских кредитов и размещением сбережений домаш­них хозяйств на депозитные счета;

· со страховыми организациями по поводу личного страхова­ния членов домашних хозяйств и их имущества;

· с органами государственной власти и органами местного са­моуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получе­ния социальных трансфертов и т.п.

Перечисленные виды взаимоотношений образуют в совокупно­сти содержание финансов домашних хозяйств. Финансы домашних хозяйств функционируют с характерными особенностями. В отличие от других сфер финансовой системы финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяиств с государством по пово­ду уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также с кредитными и страховыми организациями. По всем ос­тальным направлениям деятельности домашние хозяйства само­стоятельно принимают решения по формированию и использова­нию своих денежных доходов, поступлений и накоплений. Такие решения подчас не столько определяются рациональными подхода­ми к организации их хозяйственной деятельности и получению максимальных доходов и накоплений, сколько основываются на ценностных мотивах неформального характера, обусловленных со­циальными, демографическими, психологическими, этническими и многими другими факторами.

Как любые финансовые отношения, финансы домашних хо­зяйств функционируют посредством денежных доходов и расходов. Здесь также есть особенности, обусловленные деятельностью до­машних хозяйств как экономических субъектов, реализующих на­ряду с оплачиваемыми работами в общественном и частном секторе экономики неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства, производимые на безвозмездной основе (ведение до­машнего хозяйства, выращивание продуктов в подсобном хозяйст­ве, воспитание детей, уход за престарелыми и больными). В по­следнем случае деятельность домашних хозяйств не приобретает стоимостного выражения и остается вне сферы финансовых отно­шений.

Финансы домашних хозяйств вьшолняют следующие основные функции:

· воспроизводственную (обеспечение людей материальными и социально-культурными благами и услугами, в том числе и 348 производственного характера). Роль этой функции возросла в условиях развития рыночных отношений в стране и со­кращения общественных фондов потребления;

· распределительную (распределение стоимости валового внутреннего продукта и созданного национального дохода между домашними хозяйствами, его отдельными участника­ ми и государством, домашними хозяйствами, его отдельны­ ми участниками и предприятиями, между отдельными уча­стниками внутри домашнего хозяйства).

Домашнее хозяйст­во в условиях рыночной экономики постоянно вступает в распределительные финансовые отношения как с внешними по отношению к данному домашнему хозяйству рыночными субъектами, государственными органами власти и органами местного самоуправления, так и внутри домашнего хозяйст­ ва. В рамках распределительной функции финансов часть национального дохода, которая пришлась на долю домашне­ го хозяйства, в той или иной пропорции распределяется ме­ жду всеми его участниками.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают не­ прерывность процесса воспроизводства рабочей силы, обес­ печивая каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни;

· контрольную (уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. Под воздействием различных факторов эта величина может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому поддержание обычного уровня по­ требления невозможно без контроля за распределением по­ лученного дохода по различным направлениям расходования денежных средств, а также за их целевым использованием). Специфика финансов домашних хозяйств заключается в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени рег­ламентирована государством.

Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования де­нежных фондов, их размере и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую сумму до­хода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократно­го распределения и перераспределения стоимости валового внут­реннего продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их ре­ального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизован­ные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сфе­ру здравоохранения, образования, социального обеспечения, и в результате уровень реального дохода домашних хозяйств возрастает.

Как и любая другая экономическая система, домашнее хозяйст­во для повышения уровня благосостояния своих участников при­нимает многочисленные решения, относящиеся к различным сто­ронам жизнедеятельности. Экономические и финансовые решения домашнего хозяйства де­лятся на две основные группы:

· решения, каким образом формировать фонд рабочего време­ни (количество работающих членов домашнего хозяйства, место их работы и др.);

· решения, как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у него, т.е. надо ли осуществлять капи­тальные расходы (приобретать новую недвижимость, автомобили, мебель и т.п. или ценные бумаги и т.д.);.

Одновременно определяется соотношение между вновь приоб­ретаемыми активами.

Первая группа решений влияет на уровень доходов домаш­них хозяйств, вторая - не только на соотношение, в котором располагаемый доход домашнего хозяйства распадается на потреб­ляемую и сберегаемую части, но и на уровень будущих инвестици­онных доходов домашнего хозяйства, полученных, например, в виде дивидендов по приобретенным акциям или в виде дохода по сроч­ному вкладу в коммерческом банке.

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

· текущие и перспективные цели;

· отношения между членами домашнего хозяйства;

· уровень доходов домашнего хозяйства;

· предпочтения и склонность к риску членов домашнего хо­зяйства;

· внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хозяйстве. Наиболее важные факторы внешней среды - законодательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в котором работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических ор­ганизациях; отношения между самими домашними хозяйствами. Существуют особенности в механизме и степени формализации принятия домашним хозяйством финансовых и экономических решений. Например, в коммерческих организациях существует систе­ма методов принятия решений, включая планирование, оператив­ное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент» (его составной частью явля­ется финансовый менеджмент).

В коммерческих организациях чет­ко определены оперативные и стратегические цели, их иерархия, способы достижения. Все это закрепляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей - также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с форма­лизованными процедурами принятия решений. Цели домашним хозяйством определяются часто на основе жизненного опыта. Меж­ду членами домашнего хозяйства устанавливается система нефор­мальных связей, в которой определяется роль каждого из них.

В домашних хозяйствах, как правило, не составляются баланс денеж­ных доходов и расходов, что также является отражением нефор­мального характера принимаемых решений. Механизм принятия экономических и финансовых решений домашними хозяйствами, их целевая направленность отличаются от механизма принятия решений и целевой направленности аналогич­ных решений, принимаемых, например, коммерческими организа­циями. Эти особенности в значительной мере являются следствием того обстоятельства, что связи, существующие между отдельными членами домашнего хозяйства, не столько экономические, сколько социальные.

В коммерческих организациях также существуют соци­альные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономи­ческими (рост прибыли, рост акционерного капитала и т.д.). В до­машних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов от­ношений прямо противоположна. Поэтому и экономические и финан­совые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств, экономия затрат и т.п.), но и социальных (воспитание детей, повышение образовательного уровня, обеспечение условий для полноценного отдыха и т.д.).

Экономические цели играют подчиненную роль по сравнению с социальными и направлены на наи­более полную реализацию последних. 9.2. Доходы и расходы домашних хозяйств Доходы домашних хозяйств. Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показа­телей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных дохо­дов населения.

Совокупные (общие) доходы определяются суммированием де­нежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и 351 льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Нату­ральные доходы при этом могут определяться по средним ценам реализации соответствующей продукции на рынке. Вместе с тем совокупные доходы не дают представления о той их части, которая остается в распоряжении домашних хозяйств. Для этого использу­ются данные о располагаемых доходах населения. Располагаемые доходы определяются исключением из совокуп­ных доходов населения налогов и обязательных платежей.

Распола­гаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбе­режений населения. Они могут иметь номинальную и реальную оценку.

Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйст­ва за определенный период времени в денежных единицах по нари­цательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные.

Начисленные доходы характеризуются суммой причитающихся к выплате доходов, фактически получен­ные - образуются после выплаты доходов, включая погашение за­долженности прошлого периода. Выделение начисленных и факти­чески полученных доходов в составе номинальных доходов позво­ляет учесть их динамику в условиях нестабильной экономической ситуации и связанными с этим явлениями задержки выплаты зара­ботной платы.

Реальные доходы представляют собой денежные доходы текуще­го периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полу­ченных доходов и определяются количеством товаров и услуг, кото­рые реально могут быть приобретены населением. Реальные доходы отражают действительный уровень жизни населения и благосостоя­ния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материаль­ных и нематериальных потребностей населения.

Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются, как правило, по источникам их формирования. Выделяются следующие виды доходов:

· оплата труда наемных работников;

· социальные трансферты;

· смешанный, или предпринимательский, доход;

· доходы от собственности;

· другие доходы.

Оплата труда включает денежные средства, полученные члена­ми домашних хозяйств за выполненную ими работу по найму. Оп­лата труда является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифно-квалификационные требования, районные коэффициенты, виды 352 заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д.

В оплату труда включаются: заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; доп­латы за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; премии и единовременные поощрительные выплаты; вознаграждение за выслугу лет; оплата ежегодных и до­полнительных отпусков; материальная помощь; другие выплаты.

Расходы домашних хозяйств.

Расходы домашних хозяйств клас­сифицируются по различным критериям. В их составе можно выде­лить следующие расходы:

· на покупку товаров и оплату услуг;

· обязательные платежи и разнообразные взносы;

· на приобретение недвижимости;

· на прирост финансовых активов.

Расходы на покупку товаров и услуг условно можно подразделить на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы включают достаточно большой перечень затрат, связанных с первоочередными нуждами или производимых регулярно. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продо­вольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг свя­зи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобрете­нием лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольст­венных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера (обувь, одежда, хозяйственный инвентарь, предметы бытового обихода, услуги парикмахерской, химчистки и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты по приобрете­нию непродовольственных товаров длительного пользования (ме­бель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капи­тальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, ан­тиквариата, ювелирные изделия и т.п. 354 Расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют наибо­лее весомую часть денежных расходов домашних хозяйств. Их доля в денежных расходах занимает 80%.

Обязательные платежи обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также платежей по страхованию, комму­нальных платежей населения, процентов за товарный кредит, взно­сов в общественные и кооперативные организации и т.д. В системе налогообложения домашних хозяйств наиболее значимым является налог на доходы физических лиц, которым охвачено практически все трудоспособное население. Наряду с налогом на доходы физи­ческих лиц обязательными для домашних хозяйств являются плате­жи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц. Доля этих платежей и взносов в денежных расходах приближается к 10%. Расходы на приобретение недвижимости включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых до­миков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоян­ного, сезонного или временного проживания, а также отдыха. Доля этих платежей в денежных расходах составляет немного больше 2,5%.

Расходы на прирост финансовых активов включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на де­позитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения. Доля этих видов расходов в общих денежных расходах приближается к 20%. Доля денег на руках у населения в приросте финансовых активов составляет 9,5%. В составе расходов домашних хозяйств основными, непосредст­венно связанными с их деятельностью, являются расходы на по­купку товаров и оплату услуг. Их объем и динамика зависят от множества факторов, которые можно подразделить на внутренние, зависимые непосредственно от деятельности домашнего хозяйства, и внешние, которые воздействуют на домашние хозяйства вне зави­симости от результатов его деятельности.

К внутренним факторам следует отнести: размер совокупных доходов домашнего хозяйства, уровень организации его хозяйствен­ной деятельности, уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. В качестве внешних факторов следует рассматривать: уровень цен на потребляемые товары и услуги, раз­меры социальных трансфертов, уровень налоговой нагрузки на до­машние хозяйства и др.

Расходы на покупку товаров и услуг во многом определяют объ­емы фактического потребления домашних хозяйств, которые непо­средственно характеризуют уровень жизни населения и его воспро­изводственный потенциал.

Можно выделить следующие уровни жизни населения:

· достаток, при котором осуществляется потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;

· нормальный уровень, при котором рациональное потребле­ ние по научно обоснованным нормам обеспечивает восста­ новление физических и интеллектуальных сил человека;

· бедность, когда потребление благ обеспечивает сохранение работоспособности человека как границы воспроизводства рабочей силы;

· нищета, когда потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Для оценки нижнего предела уровня жизни населения устанав­ливается прожиточный, а также физиологический минимум. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимого для сохра­нения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, уплату налогов и обязательных платежей. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для разных социально-демографических групп населения с учетом научно обоснованных норм, национальных и иных особенностей потребления, а также реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум непо­средственно зависит от цен, поэтому он непрерывно корректирует­ся на уровень инфляции. Физиологический минимум представляет собой суммарную стои­мость товаров и услуг, которыми можно поддерживать физическое состояние, но только в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги и некоторые другие затраты. Сбережения являются важнейшим показателем благополучия домашних хозяйств. Статистические данные свидетельствуют о приросте сбережений населения, что подтверждается положитель­ной динамикой абсолютных показателей прироста финансовых ак­тивов в составе денежных расходов населения. Однако в целом уро­вень жизни населения страны остается низким и в настоящее время его качественное повышение является приоритетным направлением не только финансовой, но и в целом экономической политики го­сударства.

7. Государственные и муниципальные заимствования: понятие, состав, виды и роль в финансовом обеспечении потребностей органов власти различных уровней.

Являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования . Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств,

международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 т: Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и

муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимод

Выделяют различные классификации и виды государственных займов :

По способу размещения;

По срокам погашения;

По видам доходности;

По месту размещения;

По эмитентам;

По обращению на фондовом рынке;

По методу определения обеспеченности имуществом.

По способу размещения государственные займы можно подразделить на группы:

Свободного обращения;

Размещаемые по подписке;

Принудительные.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при участии банков и небанковских финансовых структур. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, размещаются, как правило, через банки, а для мобилизации сбережений населения - непосредственно через систему сберегательных касс банков.

Основными подписчиками по государственным займам являются правительственные учреждения, специальные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и другие структуры.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные займы - не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение. Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном ».

По видам доходности государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

При приобретении процентных государственных займов займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по ставке, утвержденной Правительством РФ. При приобретении выигрышных государственных займов займодержателям выплачивается доход при выходе облигаций в тираж погашения или в процессе выигрышей.

По месту размещения государственных займов их подразделяют на внутренние и внешние, которые реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны- кредитора, государства-заемщика и третьей стороны. Облигации внутренних займов покупаются не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

По элементам или уровням государственные займы подразделяются на займы, размещаемые федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

По обращению на рынке государственные займы подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные и беззакладные облигации . Закладные облигации обеспечиваются залогом, конкретным имуществом, а беззакладные облигации , хотя ничем и не обеспечены, обеспечением для них служит все имущество государства или территориального образования.

По методу определения дохода государственные займы подразделяют на долговременные обязательства с твердым или плавающим доходом . Фиксированная ставка по ценным бумагам является иногда причиной роста расходов государства на выплату процентов, поэтому государство зачастую использует на практике плавающую ставку процента от займа к займу.

По способу погашения государственные займы подразделяют на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.

Какие виды займов от государства существуют в 2019 году?

Что это такое

Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.

В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.

Государственному займу свойственны следующие характеристики:

Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  1. Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
  2. Такой займ довольно легко получить.
  3. Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.

Отрицательные стороны заключаются в следующем:

Существующая классификация

Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.

В зависимости от субъекта таких отношений:

  • размещаются федеральными органами власти;
  • размещаются муниципальными органами власти.

По месту эмиссии:

По сроку возврата:

По обеспеченности:

По способу обеспечения:

  1. Добровольные.
  2. Принудительные.
  3. По подписке среди граждан или организаций.

Видео: государственный займ

Правовое регулирование

Правовое регулирование внутренних государственных займов производится .

Также не стоит забывать и о:

Государственные займы и ценные бумаги

Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.

То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.

Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.

Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.

Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:

  1. Они более надёжны, так как обеспечены государством.
  2. Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
  3. Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.

Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.

Облигации и векселя

Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.

Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.

Облигации делятся на:

Облигации имеют:

Погасить такое обязательство можно:

  • в денежной форме;
  • в имущественной форме.

Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.

Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.

По праву выпуска (эмиссии)

Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.

Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:

  1. Номер.
  2. Дата закрытия обязательства.
  3. Одинаковый объём прав и обязательств.

Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.

Рыночные и нерыночные

Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:

В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.

С обеспечением залога и беззалоговые

Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.

Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.

Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.

Оформление договора

Договор государственного займа заключается в соответствии со . Здесь сказано, что:

Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.

Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.

Формы осуществления доходных выплат

Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:

Выигрышные то есть, начисление дохода на сумму долга происходит в порядке проведения лотереи. Последний внутренний займ такого рода был проведён в 1992 года. Тогда 78% от выпущенных ценных бумаг была погашена в течение последующих 10 лет по номинальной стоимости. Выходит, что 32% этих ценных бумаг выиграло в лотерею
Процентные то есть, заёмщик погашает свой долг через определённые временные промежутки (для государств, как правило, срок аннуитета составляет 1 год), происходит погашение части долга и части процентов. Погашение происходит равными платежами
Целевые расходуются на достижение определённых целей
Беспроцентные плата за пользование заёмными средствами с государства не снимается
Нулевые то есть такие, которые выкупаются по номинальной стоимости, а затем используются с дисконтом

Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.

Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.

Управление государственным долгом

Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.

Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.

Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.

Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:

  • установить минимальную стоимость займа;
  • обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.

Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.

К таковым можно отнести:

Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:

Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.

Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.

Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.

Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.

Государственные займы


Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.

До 1998 г. федеральные власти вели широкомасштабную и во многом успешную эмиссию государственных займов. По плану на 1998 г. выпуск новых займов не возрастал, впервые в российской новейшей истории масштабы заимствований федерального правительства должны были сократиться в плановом порядке. На этой основе предполагалось решить, в частности, проблему реструктуризации внутреннего долга в направлении удешевления и удлинения сроков заимствований. Однако резкое обострение долгового кризиса к лету 1998 г. эти планы разрушило. Теперь стоит задача восстановления участия государства на финансовом рынке. Что касается субъектов РФ, то большинство из них уже реализовало свое право на эмиссию субфедеральных займов, но выходы регионов на финансовый рынок не столь масштабны и не всегда успешны.

2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.

3. В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.

4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

· процентные,

· выигрышные

· процентно-выигрышные,

· беспроцентные (целевые),

· беспроигрышные,

· дисконтные,

· процентно-дисконтные,

· твердодоходные

Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.

Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

6. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа.

По облигациям с фиксированным купонным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого купона.

Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п.

Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

7. В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность существенного понижения процента, государство может выпустить облигации с правом их досрочного погашения.

По рентным займам государство принимает на себя обязательство в конкретные сроки выплачивать определенный доход на затраченный капитал без обязательства когда-либо погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте не назначается срок для прекращения выплаты дохода. Срочной рентой предусматривается выплата дохода в течение определенного промежутка времени, по окончании которого обязательства государства считаются выполненными. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение его жизни. В России рентные займы выпускались в дореволюционный период.

8. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.

10. По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными. Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.

Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов

Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.

Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год

· предельного размера соответствующего государственного долга,

· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня,

· расходов на обслуживание соответствующего государственного долга.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламентированные основными условиями, определяются эмитентом. Основными условиями устанавливаются:

· вид ценной бумаги;

· закрепляемые ею права;

· её форма;

· порядок размещения и обращения;

· способ погашения.

Могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся обороноспособности ценной бумаги или круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать, круга уполномоченных организаций, через которые осуществляется обращение ценной бумаги, включая организации-агенты и депозитарии.

В соответствии с основными условиями эмиссии займа эмитент определяет обстоятельства размещения и обращения отдельных выпусков ценных бумаг данного вида. В частности, указывается следующая информация:

· наименование эмитента;

· дата эмиссии;

· дата или период и порядок размещения;

· срок обращения;