Государственные расходы понятие и структура. Государственные расходы

Своих основных функций.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:

  • функциональная, которая отражает функциональное назначение расходов;
  • экономическая, которая делит расходы по их экономическому содержанию;
  • ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мероприятия
  • Государственные товарные интервенции

Смотреть что такое "Государственные расходы" в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо очищать от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий… … Экономический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… … Энциклопедический словарь

    Государственные расходы - денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования … Финансовый словарь

    государственные расходы - — EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… … Большой толковый социологический словарь

    Государственные расходы - расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов … Словарь экономических терминов

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ - (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… … Экономический словарь

Книги

  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 005. Бумаги князя Н. В. Репнина (годы с 1763 по 1765). - Государственные доходы и расходы , . Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Купить за 1999 грн (только Украина)
  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 006. Бумаги графа Н. И. Панина о Пугачевском бунте. - Бумаги князя И. В. Репнина (год 1775). - Государственные доходы и расходы в царст… , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Абсолютно любая современная страна имеет свои государственные расходы, которые зачастую направлены на приобретение тех полезных ископаемых, необходимых продуктов и благ, которые попросту невозможно обнаружить в нужном количестве на своей территории.

Государственные чиновники ежемесячно собирают данные о том, чего не хватает в отдельном регионе или в общем в стране. После завершения этого процесса подобная информация поступает в Кабинет Министров, где и будет решаться, в каком именно месте можно приобрести все недостающее. Чаще всего, между странами составляются долгосрочные договоры на поставку того или иного товара. Как, например, транспортировка газа и нефти, которая имеется далеко не во всех государствах мира. Именно те страны, которые не могут похвастаться наличием подобных покупают их в других государствах. Основную они направляют на государственные расходы. Последние являются весьма оправданными, если покупка совершается по умеренным ценам.

Государственные расходы - это денежные затраты любой страны мира, за счет которых осуществляется заполнение товарных и сырьевых пробелов на данной территории. Чаще всего, между двумя или даже тремя странами одновременно существует письменная договоренность о круговой торговле. К примеру, одно государство продает золото в два других, одно из них поставляет бесплатно в первое фрукты, а второе также бесплатно перевозит мясо. Из-за того, что золото дороже, чем эти два продукта, первая страна просто делает скидку двум другим, которая зависит от стоимости того товара, который они поставляют. Такие долгосрочные партнерские отношения зачастую позволяют немного снизить затраты и сохранить деньги в Оставшиеся средства можно направить либо на приобретение других товаров, либо обеспечить повышение зарплат, пенсий и стипендий тем людям, которые находятся на государственном обеспечении.

Многих людей интересует то, где же берут денежные средства на приобретение товаров те государства, у которых нет своих полезных ископаемых. На это вопрос очень легко ответить, ведь в каждой стране существует налогообложение, которое позволяет приобретать другие нужные товары для своих же граждан. Государственные расходы и налоги смело можно называть круговоротом денежных средств. То есть, если обобщить данную информацию, то можно сказать, что простые граждане «помогают» стране деньгами, которая за эти средства приобретает необходимые товары, которые затем люди снова покупают. Такая ситуация всех должна устраивать, ведь самостоятельно каждый не может заказать себе у той же Саудовской Аравии немного нефти. Получается, что вы платите налоги, страна покупает нефть, а затем снова вы покупаете бензин.

Не стоит забывать и о том, что очень часто государственные расходы намного больше, чем продажи. В некоторых ситуациях не спасет даже такое условие, что все граждане будут отдавать в казну государства все свои честно заработанные деньги. На вопрос о том, что же делать в таком случае, любой чиновник ответит, что нужно брать кредит у другого государства, экономика которого более стабильна.

Постепенное развитие страны будет позволять понемногу расплачиваться с непосредственными кредиторами. Не нужно при этом и забывать о развитии своих сфер деятельности. Например, многие страны, которые не могут похвастаться своими полезными ископаемыми, очень сильно и быстро развиваются в плане туризма и Эта деятельность позволит зарабатывать большое количество денег. Как следствие, государственные затраты не будут столь неподъемны для государства.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания:

1. текущие;

2. капитальные.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Расходование бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансферты населению, включающие в себя:

а) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;
б) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
в) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

4. бюджетные кредиты юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

5. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

6. инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

7. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

8. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

9. кредиты иностранным государствам;

10. средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

11. 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

13. В современных условиях формирования новых экономических отношений в Российской Федерации, сопровождающихся ослож­нением финансовой ситуации в стране, в том числе и недостаточ­ностью финансовых ресурсов, важное значение имеет четкость в правовом регулировании порядка использования последних, т.е. осуществления государственных и муниципальных расходов.

14. Выражение «государственные (и муниципальные) расходы» можно понимать в различных аспектах. Например, как конкрет­ные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Такое понимание имеет значение для учета средств, анализа рас­ходов и определения перспектив социально-экономической поли­тики и других направлений развития государства. Следует отме­тить публичный характер этих расходов.

15. Помимо этого, данная категория имеет организационный и юри­дический аспекты, выступая в качестве составной части финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований, а. именно деятельности но использованию находящихся в их собст­венности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований при наличии специфических черт, свой­ственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что эта часть (направление) финансовой деятельности находится во взаи­мозависимости с другими ее направлениями: образованием денеж­ных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом дол­жен быть также финансовый контроль. Все это особенно наглядно

17. проявляется в условиях финансовых трудностей государства, уг­лубляющихся принятием решений, не подкрепленных наличием необходимой финансовой базы, ослаблением государственного контроля за использованием финансовых ресурсов.

18. В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней - и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В фи­нансовых правоотношениях в данном случае участвуют государ­ственные и муниципальные предприятия, организации, учрежде­ния,их вышестоящие органы, а также банки, через которые про­изводится выдача средств. В таких правоотношениях могут участ­вовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуп­равления примут специальные решения о выделении им государ­ственных или муниципальных средств.

19. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упо­мянутые финансовые отношения, представляет собой раздел осо­бенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных и муниципальных расходов.

20. Таким образом, государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-право­вых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.

21. Совокупность упомянутых правовых институтов в финансово-правовой литературе принято именовать «Правовое регулирова­ние государственных (и муниципальных) расходов».

22. Анализируя содержание финансово-правовых институтов госу­дарственных и муниципальных расходов, следует обратить внима­ние на их тесную связь с институтами бюджетного права, государ­ственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов го­сударственных и муниципальных предприятий: регулируемые ими отношения получают развитие в процессе осуществления го­сударственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюдже­тов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На этом этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

23. Отсюда ясно исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципаль­ных расходов, четкости составляющих их правовых норм как ме­ханизма, способствующего экономному и эффективному использо­ванию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами, и приоритетами. Особенно это актуально для последнего времени, когда в сложнейших условиях бюджетно­го дефицита наблюдаются многочисленные факты отвлечения бюджетных средств на непредусмотренные мероприятия и даже «исчезновение» их в неизвестном направлении, выхода из-под го­сударственного контроля.

24. Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям.

25. Прежде всего в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

26. В развитие этой классификации можно подразделить расходы на три группы соответственно уровням организации власти в Рос­сийской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Фе­дерации, которые вместе с федеральными составляют государст­венные расходы, и расходы местного значения, или муници­пальные.

27. Вместе с тем требует уяснения вопрос о составных частях го­сударственных и муниципальных расходов, исходя из источников их финансирования: ограничивается ли их содержание только рас­ходами за счет бюджетных средств или оно является более широ­ким? В финансово-правовой литературе широко распространен­ным является мнение о нетождественности понятий «бюджетные расходы» и «государственные и муниципальные расходы», о соот­ношении их как части и целого. Однако высказаны и иные или недостаточно четко выраженные по этому поводу суждения.* Более убедительным и практически значимым представляется первое из упомянутых здесь мнений. Действительно, бюджетные расходы, хотя и являются решающими в составе государственных и муниципальных расходов, тем не менее составляют лишь часть их, не охватывая всех затрат государства (муниципальных образо­ваний). Другая часть расходов производится за счет средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов, которые, как и бюджетные средства, входят в состав соответствующей казны, а также за счет средств государственных и муниципальных предприятий.

28. ______________________

29. 1 См., например, по этому вопросу: Цыпкин С Д. Финансово-правовые инсти­туты. М., 1983. С. 27. Между тем А.И. Худяков вообще не выделяет институтов государственных и муниципальных расходов в системе финансового права. См.:

30. Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алма-Ата, 1995. С. 214.

32. Следовательно, в зависимости от источников получения рас­ходных средств, а также порядка их планирования и использова­ния расходы можно подразделить на: а) централизованные, осу­ществляемые за счет бюджета и государственных (муниципаль­ных) внебюджетных фондов; б) децентрализованные, осущест­вляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

33. В зависимости от характера участия в общественном производ­стве выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов.

34. Существенное значение для характеристики целевых направ­лений государственных и муниципальных расходов имеет класси­фикация их по функциональному признаку. Законодательная ос­нова такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 ав­густа 1996 г. с последующими изменениями *.

35. ______________________

36. * СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030; 1998. № 10. Ст. 1144; № 13. Ст. 1442.


38. Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в опре­деленной части она применима к государственным и муниципаль­ным расходам в целом. Так, в составе последних можно выделить направления расходов на:

39. а) отрасли хозяйства - промышленность, строительство, сель­ское хозяйство и т.д.;

40. б) социально-культурную сферу и науку;

41. в) охрану окружающей природной среды;

42. г) оборону;

43. д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопаснос­ти, функционирование судебной системы;

44. е) международную деятельность;

45. ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнитель­ных органов власти;

46. з) создание запасов и резервов:

47. и) прочие расходы.

Можно заметить ряд общих характеристик, свойственных ка­тегориям государственных (муниципальных) как расходов, так и доходов. Расходы, как и доходы, подразделяются на централизо­ванные и децентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов Федерации и местные (муниципальные), или более обоб­щенно - на государственные и местные (муниципальные).

Государственные (муниципальные) расходы и государствен­ные (муниципальные) доходы - тесно взаимно связанные кате­гории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последст­вия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных зна­ков, введение дополнительных налогов, использование внутрен­них и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансо­вый кризис.

Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку основная часть расходов государства покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов -- руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансово-правовые институты государственных расходов тесно переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

Законы о федеральном бюджете.

Постановления Правительства

Закон об инвестиционной деятельности в РФ,

Бюджетный кодекс.

Понятие «государственные расходы» рассматривают в нескольких аспектах:

1) как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач;

2) как составную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Система государственных расходов -- совокупность всех расходов Российской Федерации в их взаимосвязи.

Государственные и муниципальные расходы классифицируются:

1) в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы:

а) государственные;

б) муниципальные;

2) в зависимости от источников получения денежных средств, порядка их планирования и использования:

а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении;

3) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

а) оборотных средств (текущих расходов);

б) основных фондов (капитальных вложений);

в) создание резервов;

4) по функциональному признаку можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов.

Государственные доходы и государственные расходы тесно взаимосвязаны. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия (бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков и т.д.), которые могут перерасти в финансовый кризис.

Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Финансирование - предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Существуют следующие принципы финансирования государственных расходов:

безвозмездность и безвозвратность, отличающие финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

целенаправленность. Предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т.д.;

соблюдение финансовой дисциплины.

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

Финансирование государственных расходов включает в себя следующие формы:

Финансирование бюджетных расходов осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия, включая в себя разрешение на осуществление платежа и осуществление платежа;

Финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

Финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

Финансирование отдельных федеральных программ.

3. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование -- порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетных учреждений на основе смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

1) безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

2) целевое использование денежных средств;

3) соблюдение финансовой дисциплины;

4) получение средств учреждениями из бюджета, соответствующего их подчиненности;

5) планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Понятие «сметно-бюджетное финансирование» неразрывно связано с понятием «бюджетное учреждение». Бюджетное учреждение -- организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В перечень расходов бюджетных учреждений входят:

1) оплата труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты;

5) оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Получатель бюджетных средств -- бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Права получателя бюджетных средств:

1) своевременно получать и использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

2) своевременно доводить уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3) на компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности получателя денежных средств:

1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с целевым назначением;

3) в полном размере возвращать бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе;

4) своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов -- смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование -- это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, федеральную судебную систему (включающую в себя общие суды, военные суды, возглавляемые Верховным Судом РФ, арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

Виды расходов бюджета:

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.