Нужно ли начислять НДС с вознаграждения у Агента и является ли Агент агентом по НДС

Уточнение клиента

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (15)

    Юрист, г. Москва

    • 9,4 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте уважаемая Ольга! Да Вы, обязаны платить НДС, если заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС.

    В этом случае организация-посредник должна выставить в адрес покупателей счета-фактуры от своего имени, а реквизиты этих документов передать заказчику (комитенту, принципалу). Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в журнале учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Этот журнал посредник обязан представить в налоговую инспекцию в электронном виде. Срок представления – до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Об этом сказано в пункте 5.2 статьи 174 Налогового кодекса РФ. При этом обязанность уплачивать НДС у посредника, не являющегося плательщиком этого налога, не возникает (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

    Если же заказчик (комитент, принципал) не является плательщиком НДС, то посредник не должен выставлять счета-фактуры покупателю (письма Минфина России от 31 мая 2011 г. № 03-07-11/152).

    В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ предприниматели и организации, находящиеся на упрощенной системе, не являются плательщиками НДС (кроме случаев, упомянутых в статьях 151 и 174.1 НК РФ), следовательно, при продаже товаров или услуг не должны выставлять от своего имени счета-фактуры.

    Однако вы реализуете товар, выполняя поручение принципала, а если принципал является плательщиком НДС, то выставлять счета-фактуры в рамках агентского договора приходится агенту, даже если он применяет упрощенную систему.Выдача счетов-фактур посредниками регулируется Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

    Продавая товар, Вы должны оформить счет-фактуру с выделенным НДС от своего имени на имя покупателя в двух экземплярах: первый вручить покупателю, второй оставить у себя, а реквизиты сообщить принципалу. Он составит такой же счет-фактуру, но под своим номером и уже на ваше имя.

    Вы зафиксируете реквизиты обоих счетов-фактур в журналах выданных и полученных счетов-фактур. Никакие записи в книгах продаж и покупок при этом делать не нужно.Добавим, вам не придется перечислять НДС в бюджет. Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ те, кто работает на упрощенной системе, должны уплатить НДС, если выставили счет-фактуру с выделенной суммой налога. Но только при продаже собственного товара (работы, услуги), то есть на посредников, вынужденных выдавать такой документ в соответствии с обязанностями по договору, указанная норма не распространяется.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Добрый день.

    Принципал не является плательщиком НДС, он нерезидент, представительств в РФ не имеет. К тому же продажа ПО - освобождена от НДС по ст.149НК.

    Юрист, г. Москва

    • 9,4 рейтинг
    • эксперт

    Просто посредники, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС (кроме НДС по импортным операциям и по договорам простого товарищества, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям), на сумму посреднического вознаграждения этот налог не начисляется (п. 3 ст. 169 НК РФ).

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Нет, система налогообложения основная.

    Юрист, г. Москва

    • 9,4 рейтинг
    • эксперт

    Вопрос про НДС с вознаграждения агента, которое он удерживает по агентскому договору, облагается ли оно НДС при реализации программ по лицензионным договорам?
    Ольга

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    а как же ст.156НК?

    Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

    Юрист

    Здравствуйте, Ольга.

    Статья 156 НК РФ

    1. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
    В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю.
    2. На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист

    Суды единодушно поддерживают следующую позицию:

    согласно п. 1 ст. 156 НК РФ в налоговую базу комиссионера (поверенного, агента) включается только сумма комиссионного вознаграждения. В остальном выручка от продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ) облагается НДС у комитента (доверителя, принципала).

    При этом, в судебной практике есть также пример решения, признающего, что если комиссионер уплатил налог, включив выручку от оплаты товаров комитента (выполненных работ, оказанных услуг) в свою налоговую базу, то такой налог подлежит возврату комиссионеру.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист

    Как правило, претензии налоговых органов по поводу уплаты НДС не только с вознаграждения, но и с суммы возмещения расходов можно успешно оспорить в суде. Примером этому служит, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 г. N А56-8757/2005. Судьи указали: «Из имеющихся в деле материалов следует, что в состав платежей входили не только вознаграждение общества, но и компенсация его расходов, связанных с оказанием услуг, включение которых в налогооблагаемую базу не предусмотрено». Именно это послужило причиной признания решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость недействительным.
    Относительно оформления счетов-фактур в подобных ситуациях можно сказать, что даже несмотря на указание в нем полной суммы налога по договору, без выделения НДС по вознаграждению, есть шанс отстоять свою правоту в суде. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2007 г. N А31-384/2006-15 судьи признали неправомерным решение инспекции, обязывающее фирму уплатить налог в сумме, указанной в выставленном счете-фактуре. Компания доказала, что должна была исчислить НДС только со своего вознаграждения, а возмещенные ей комитентом расходы не должны облагаться указанным налогом.

    Но, все же может возникнуть ситуация что данную позицию придется отстаивать в суде. Есть еще вот такое письмо:

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
    ПО Г. МОСКВЕ
    ПИСЬМО
    от 5 декабря 2007 г. N 19-11/115925
    В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
    На основании п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки с третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии .
    Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. То есть комитент несет бремя содержания (в том числе исполнения налоговых обязательств) имущества (вещей, денежных средств), ему принадлежащего, независимо от того, что оно реально находится у комиссионера.
    В п. 1 ст. 156 НК РФ установлено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
    Поэтому у посреднической организации, работающей по договорам комиссии, НДС облагается только сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.
    Таким образом, в налоговую базу по НДС у комиссионера включается сумма предоплаты, полученная от покупателей товаров, только в части, относящейся к стоимости выполняемых им услуг, то есть в части причитающегося ему вознаграждения.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    "Поэтому у посреднической организации, работающей по договорам комиссии, НДС облагается только сумма дохода, полученная в виде вознаграждения."

    Нужно ли начислять НДС на эту сумму вознаграждения агенту, если:

    1- продается по агентскому договору лицензия на ПО, освобождаемая от НДС по ст.149

    2- продаются услуги по тех.поддержке Покупателю, который не осуществляет деятельности в РФ (место реализации услуг не РФ)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Скажите а у Вас система налогообложения УСН?
    Лобанов Максим
    Агентское вознаграждение никогда не облагается НДС!
    Лобанов Максим
    если заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС.
    Лобанов Максим

    Ольга, можете скинуть договор или формулировки?

    Дело в том, что продажа ПО по лицензии может под льготу подходить пп.26 п.1 ст.149 НК РФ, а вот тех поддержка - ст.148 НК РФ.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Вопрос: О налогообложении НДС услуг по передаче прав на использование программного обеспечения для ЭВМ, приобретаемых российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора.
    Ответ:
    ПИСЬМО
    от 15 июля 2011 г. N 03-07-08/219
    Департамент налоговой рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин, приобретаемых российской организацией у иностранной организации, и сообщает.
    В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
    Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. При этом на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
    Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации.
    Подпунктом 26 п. 2 ст. 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации передачи прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора.
    Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование программного обеспечения для ЭВМ, приобретаемые российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора, заключенного в порядке, предусмотренном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.
    Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
    Заместитель директора
    Департамента налоговой
    и таможенно-тарифной политики
    Н.А.КОМОВА
    15.07.2011

    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    А с вознаграждением агента что? оно тоже освобождается от НДС, если продаются лицензии? Судя по ст.156 - нет?

    Имеет ли значение "место реализации" , если покупатель -не находится в РФ?

    Юрист

    а как на счет освобождения продажи ПО по лицензии (пп.26 п.1 ст.149 НК), распространяется ли это освобождение на вознаграждения агента, или согласно ст.156 нет?
    Ольга

    Здесь все не так однозначно:

    Во-первых, Статья 149 НК РФ
    1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
    Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
    26) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

    Свернуть

    Юрист

    Ольга, напишите место реализации… я временно удалюсь, если коллеги не ответят, помогу до конца разобраться.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Мы выступает как Агенты, при продаже от нерезидента-принципала лицензии на ПО

    1- компании, которая осуществляет деятельность в РФ

    2- компании, которая НЕ осуществляет деятельность в РФ (нерезиденту)

    Наш доход - это вознаграждения агента, которое мы удерживаем из суммы, перечисляемой принципалу. И вот с этого вознаграждения (нашего дохода), должны ли платить НДС?

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Ольга, давайте разбираться.

    у Вас несколько аспектов:

    1. агентский договор. Вы на ОСНО, то есть агентское вознаграждение облагается НДС.

    2. продажа ПО по лицензии - применяется льгота ст.149 НК РФ, и место реализации не будет в данном случае определяющим

    3. тех.поддержка - просила формулировки, чтобы проверить, не будет ли определяться по место реализации по покупателю. Общее правило - по продавцу. Так что тоже без НДС.

    Ответ юриста был полезен? + 3 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Формулировка: " предоставление услуг по поддержке и сопровождению Соглашения №... на предоставление лицензий на программное обеспечение".

    "1. агентский договор. Вы на ОСНО, то есть агентское вознаграждение облагается НДС." - т.е. мы как Агент в любом случае обязаны платить НДС со своего вознаграждения?

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Да, лицензионные договоры оформляются, лицензиар-нерезидент.

    Услуги по тех.поддержке оказывает нерезидент (тот же лицензиар) , а получатель услуг может быть резидент и нерезидент (2 разных договора).

    Мы агенты, которые за вознаграждение заключают эти договоры.

    Юрист

    Мы выступает как Агенты, при продаже от нерезидента-принципала лицензии на ПО 1- компании, которая осуществляет деятельность в РФ 2- компании, которая НЕ осуществляет деятельность в РФ (нерезиденту) Наш доход - это вознаграждения агента, которое мы удерживаем из суммы, перечисляемой принципалу. И вот с этого вознаграждения (нашего дохода), должны ли платить НДС?
    Ольга

    1. согласно вышеизложенной позиции, нужно платить НДС

    2. По продаже ПОпо лицензии, применяются льготы по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, следовательно платить НДС не нужно, поскольку передача прав на использование программного обеспечения освобождается от НДС при наличии лицензионного договора.

    «1. агентский договор. Вы на ОСНО, то есть агентское вознаграждение облагается НДС.» - т.е. мы как Агент в любом случае обязаны платить НДС со своего вознаграждения?
    Ольга

    Да в соответствии с п. 1 ст 156 НК РФ вы облагаете НДС сумму вознаграждения.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • Есть письмо в отношении другой льготы ст.149 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-07-07/56613). Позиция Минфина - агентское вознаграждение облагается НДС. Услуги агента, оказываемые от имени принципала в рамках агентского договора в связи с реализацией товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на - освобождаются от НДС.
      лицензионные договоры оформляются, лицензиар-нерезидент.
      Ольга

      Хорошо, можно применять льготу пп.26 п.1 ст.149 НК РФ

      еще одно, новое письмо. Причем разъясняют более подробно - место реализации РФ для резидентов, соответственно, будет применяться льгота. Для нерезидентов место реализации будет за пределами РФ. Это имеет значение для оформления.

      Вопрос: Об НДС при передаче иностранной организацией прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.
      Ответ:
      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ПИСЬМО
      от 1 февраля 2016 г. N 03-07-08/4141
      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, и сообщает.
      В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
      Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. При этом на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
      На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство). Поэтому местом реализации услуг по передаче прав, в том числе неисключительных, на использование результатов интеллектуальной деятельности, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, российской организации в рамках лицензионного договора признается территория Российской Федерации.
      Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим услуги по передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.
      В случае оказания иностранной организацией российской организации услуг по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, не указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса, российская организация, приобретающая у иностранной организации такие услуги, является налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог по этим операциям на основании положений статьи 161 Кодекса.
      Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительньй характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
      Заместитель директора
      Департамента налоговой
      и таможенно-тарифной политики
      О.Ф.ЦИБИЗОВА
      01.02.2016

      Услуги по тех.поддержке оказывает нерезидент (тот же лицензиар), а получатель услуг может быть резидент и нерезидент (2 разных договора).
      Ольга

      Местом оказания услуг не будет признаваться РФ - и для резидентов, и для нерезидентов. Не входит в перечень, указанный в п.1 ст148 РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Екатерина, спасибо.

      Резюмируя:

      мы, как Агент, по-любому по всем нашим агентским договорам (услуги поддержки или лицензии на ПО) платим НДС со своего вознаграждения, которое удерживаем у Принципала при перечислении ему денег от покупателя, не зависимо от того кто этот конечный покупатель (резидент или нет) и что он покупает у принципала (услуги поддержки или лицензию на ПО).

    • Является ли чердак общим имуществом многоквартирного дома и если является то нужно ли согласие всех собственником дома на принятие решения о реконструкции или достаточно согласие 2/3 собственников? 19 Июля 2013, 15:46, вопрос №132598
    • Являюсь собственником 1/2 доли земли и 1/2 доли дома,вопрос на каких условиях могут приходить гости ко мне или ко второму собственнику. Нужно ли спрашивать разрешения? 16 Октября 2016, 23:58, вопрос №1409924

Уважаемые Дамы и Господа, у меня несколько вопросов. Буду Вам очень признательна за Вашу помощь.

1. могут ли юридические и физические лица Рос. Федерации напрямую заключать агентские договоры с иностранной фиромой (не резидент и не имеет представительства в России) на предоставление посреднических услуг по реализации товаров из каталогов (а именно, помощь гражданам РФ в оформлении заказов по каталогам, передача этого заказа иностранной фирме по интернету, затем получение почтового отправления с заказанным товаром из-за границы и выдача Заказчику-гражданину РФ). При этом гражданин-Заказчик сам, напрямую, рассчитывается с иностранной фирмой, а Посредник получает от гражданина-Заказчика свое вознаграждение.

;2. Надо ли при таком агентском дроговоре Посреднику-российскому юр.лицу и физ.лицу регистрироваться в качестве участника ВЭД и если да, то где и как?;

3. Какие налоги должен платить такой Посредник-российское юр.лицо или физ.лицо?;

4.Если все-таки встанет вопрос об уплате ввозного НДС, то можно или нет и когда именно предоставить от иностранного юр.лица-Принципала по агентскому договору, документ, подтверждающий то, что он является исправным налогоплательщиком у себя в государстве (речь идет о Германии), чтобы избежать двойного налогообложения?

Прошу простить, что свои вопросы я сформулировала так сумбурно. Я понимаю, что на них так просто не ответить, но буду Вам признательна, если Вы мне хотя бы дадите несколько рекомендаций - где можно попытаться найти ответы на интересующие меня вопросы. И поверьте - мой интерес не праздный, а описанная выше ситуация - это проблема, которая возникла в связи с осуществлением моих трудовых функций (я юрист этой самой иностранной фирмы).Спасибо еще раз и с нетерпением буду ждать от Вас ответа.

В настоящее время многие отечественные импортеры жалуются на то, что попытки пройти таможню честно, как правило, заканчиваются неудачно. Чаще всего предприниматели, желающие вывести часть своего импорта «из тени» сталкиваются с нежеланием таможенных органов «портить статистику».

С одной стороны, коррумпированные таможенные чиновники теряют «серые» доходы при официальной таможенной очистке товаров. С другой стороны, весьма подозрительно выглядит желание честно провести таможенную очистку по тому же товару, который, например, месяц назад по документам ввозился по цене в два-три раза ниже. При этом продажа товара, «очищенного» «честно», требует проведения серьезного предварительного продуктового анализа рентабельности, поскольку продать данный товар конкурентоспособно будет весьма сложно - издержки конкурентов, прошедших полулегальную таможенную очистку остаются всегда намного ниже. Импортер, проходящий таможенную очистку легально, должен заплатить НДС (18% от заявленной стоимости товара) и таможенную пошлину (например, 20%, если это бытовая техника). Кроме того, необходимо оплатить услуги таможенному брокеру, услуги автостоянки, складские услуги и т.д. Поэтому себестоимость ввозимого легально товара может вырасти в полтора-два раза.

В таких условиях отечественные импортеры «минимизируют» свои издержки.

За последние годы отечественные и зарубежные консультанты предложили своим клиентам множество схем налогового планирования при импорте. Однако следует отметить, что данные весьма экзотические разработки имеют ограниченную правоприменительную практику или вообще не применимы, поскольку основаны на неправильной трактовке налогового кодекса России либо на общих теоретических представлениях консультантов, порой заимствованных из практики зарубежных стран, но которые при этом весьма далеки от современной судебно-арбитражной практики России. Рассмотрим основные схемы.

1. Простое товарищество

Суть . Участниками простого товарищества являются иностранная и отечественная компании. Иностранная компания финансирует совместную деятельность и занимается поиском иностранного продавца, а российская - закупает товар за рубежом у найденного таким образом продавца и реализует его в России. Так, согласно ст.1041 ГК РФ двое или более лиц могут соединять свои вклады и совместно действовать, не создавая юридическое лицо для извлечения прибыли. Доход, полученный товарищами, распределяют пропорционально стоимости их вкладов в общее дело (ст.1048 ГК РФ), поэтому доход товарищей делится между ними пропорционально размеру вкладов. Однако изначально предполагается, что доля иностранного участника товарищества максимальна, а, соответственно, и распределение прибыли от данной деятельности будет в пользу иностранной компании, а не российского товарища, поэтому налоговая нагрузка в России кажется на первый взгляд минимальной.

Кажущиеся плюсы .

1. Экономия на административно-управленческих расходах по причине отсутствия необходимости регистрации отдельного юридического лица;

2. Отсутствие налоговых проверок, поскольку простое товарищество не является отдельным налогоплательщиком;

3. Возможность объединения капиталов для достижения цели;

4. Гибкость в управлении товарно-денежными потоками;

5. Возможность оптимизации налогов, в т.ч. и с учетом положений ст.306 и 309 НК РФ. Считается, что у иностранного участника простого товарищества обязанностей по уплате налога на прибыль на территории России может вообще не возникнуть.

Так, в п.6. ст. 306 говорится, что «факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации».

В пп.2 п.1 ст.309 говорится, что «доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли» являются доходами, полученными «иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации», и относятся «к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов».

Далее предполагается, что налог у источника взиматься не будет, если иностранным товарищем будет компания, зарегистрированная в юрисдикции, имеющей с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.

Явные минусы .

1. Для того чтобы доходы не облагались в России налогом у источника выплаты, необходимо, чтобы в качестве иностранного товарища выступала компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. И хотя у России действует свыше 70 подобных международных соглашений, тем не менее, в списке этих стран отсутствуют страны с низко налоговым режимом. Поэтому важно, чтобы ставка налога на прибыль и, соответственно, налоговые потери иностранного товарища в стране резидентства были минимальны. Соответственно, реализация такой схемы предполагает серьезный выбор резидентства иностранного участника простого товарищества и расчет возникающих при этом расходов (в т.ч. на организацию места присутствия, на функционирование офиса, на налоги в другой стране и т.д.).

2. Проблемы могут также возникнуть при трактовке текстов соглашений об избежании двойного налогообложения. Типовые соглашения не раскрывают понятие «других доходов». Ссылки же на факт того, что под «другими доходами» можно рассматривать доходы от участия в совместной деятельности где-либо отсутствуют. Конечно, налоговая инспекция не является органом, обладающим правом официальной трактовки международных договоров. Любая трактовка налогового соглашения со стороны налоговых органов является не более чем частным мнением лица, давшего такую трактовку. Однако это не означает, что такой трактовки не может быть.

В таком случае схема ввоза товаров с помощью договора о простом товариществе с иностранной организацией может быть вообще не реализована либо реализована только после взаимосогласительной процедуры, предусмотренной соглашением, судебным решением или в порядке административной процедуры вышестоящего налогового органа.

3. Если товарищи являются ассоциированными (имеется связь во владении или управлении между ними), а условия сделки между ними отличны от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, то получаемые участниками договора доходы подлежат коррекции для целей налогообложения! Это значит, что часть дохода иностранной компании может быть зачислена в налогооблагаемый доход российской организации. Чтобы избежать статуса ассоциированных предприятий, важно, чтобы участники договора простого товарищества не участвовали в капитале и управлении друг друга, не имели общих акционеров, управляющих, директоров и т.п.

4. Недостаточная проработка законодательного регулирования хозяйственной деятельности простого товарищества, а также определенные трудности, связанные с ведением раздельного учета операций в рамках совместной деятельности и операций, осуществляемых товарищами в собственных интересах, сводят на нет преимущества использования договора о совместной деятельности.

Отсутствие оснований для уплаты налога с прибыли, распределяемой в пользу иностранного участника договора простого товарищества, может вызвать споры с налоговыми органами. Последние могут, во-первых, посчитать, что деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, во-вторых, не трактовать доходы от совместной деятельности как «другие доходы», определенные соглашениями, в-третьих, найти признаки, подтверждающие, что участники договора являются ассоциированными предприятиями.

Поэтому должен быть составлен четко и ясно. Из него должно следовать, что деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства. Чтобы избежать статуса зависимого агента, российскому участнику договора не надо иметь доверенность от имени иностранной компании на совершение сделок. Здесь поможет запись в договоре о том, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество). В силу ст.1054 ГК РФ в этом случае российский участник будет заключать сделки от своего имени.

2. Договор-комиссии : комитент-нерезидент

Суть . Нерезидент закупает товар у зарубежного поставщика и отправляет его российской фирме. В обязанности российской компании входит принятие товара на ответственное хранение, проведение таможенной очистки товара, в дальнейшем - комиссионная торговля этим товаром на территории России. В целях сокращения бремени таможенных платежей контрактная цена минимальна.

Иностранная и российская компании заключают договор комиссии. Нерезидент выступает в качестве комитента, а резидент – комиссионера. В договоре определено, что комиссионер выступает в сделках с покупателями товара от своего имени, но в интересах иностранного партнера. Размер вознаграждения оговаривается заранее, он может составлять некоторый процент от объявленной на границе стоимости товара, или какую-то конкретную сумму, плюс премия в виде процентов от превышения цены товара при продаже.

Кажущиеся плюсы .

1. Простата применения;

2. Возможность реинвойсинга;

3. Возможность оптимизации налогов, в т.ч. и с учетом положений ст.306 НК РФ. Так, в соответствии со п.9 ст.306 НК РФ:

« не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера…».

Поэтому предполагается, что полученные иностранной фирмой доходы не подлежат налогообложению в России полностью при использовании соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной налогового резидентства иностранной компании.

Явные минусы .

1. Если российская организация будет признана агентом с независимым статусом, действующим в рамках своей обычной деятельности, то будет производиться налогообложение доходов у источника выплаты. Поэтому аналогично минусам, возникающим при использовании простого товарищества: для того чтобы доходы не облагались в России налогом у источника выплаты, необходимо, чтобы в качестве иностранного комитента выступала компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. В списке таких стран отсутствуют страны с низко налоговым режимом. Реализация такой схемы предполагает серьезный выбор резидентства иностранного комитента и расчет возникающих при этом расходов (в т.ч. на организацию места присутствия, на функционирование офиса, на налоги в другой стране и т.д.).

При этом доходом, источник которого находится на территории России, считается доход, выплачиваемый в адрес иностранной организации в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой отечественное предприятие-посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров. А при отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранной организацией товаров из-за границы для их реализации на территории России, за доход, источник которого находится на территории России, вообще принимается валовая выручка, выплаченная иностранной организации за реализованный товар.

(п.1.1 разд.II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 №БГ-3-23/150)

2. Неуплата налога с прибыли, распределяемой в пользу иностранного участника договора комиссии, однозначно вызовет споры с налоговыми органами России. Налоговые органы могут не признать комиссионера-резидента независимым агентом, действующим в рамках своей обычной деятельности.

Так, в соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства, признаются самостоятельными плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Иностранная организация, осуществляющая или намеревающаяся осуществлять деятельность в России через отделение, в соответствии с п.2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 №АП-3-06/124, обязана встать на учет в налоговом органе Российской Федерации по месту осуществления деятельности. Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе России независимо от наличия обстоятельств, с которыми отечественное законодательство о налогах и сборах и международные договоры России связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

3. : агент-нерезидент

Суть . Компания-нерезидент является агентом отечественного покупателя. Она обязуется найти производителя (продавца) товара, подготовить сделку, оказать услуги по доставке и т.д. Стоимость товара определяет сам продавец. За свою работу агент получает вознаграждение. Предполагается наличие агентского соглашения между агентом-нерезидентом и покупателем-резидентом.

Кажущиеся плюсы .

1. Вознаграждение в пользу агента не должно увеличивать таможенную стоимость, так как выплачивается не собственнику товара, а всего лишь агенту. Считается, что тем самым происходит экономия суммы таможенной пошлины.

2. Прибыль российской компании единовременно уменьшается на сумму агентского вознаграждения, выплаченного в адрес иностранного агента.

Явные минусы .

1) Подобное списание агентского вознаграждения в пользу агента-нерезидента выглядит экономически необоснованным. Получается, что в стране, где растет объем импорта различных товаров и усиливается конкуренция производителей и импортеров, представляется необходимым «искать» соответствующего агента, который бы «свел» с соответствующим зарубежным продавцом или производителем. Деловая цель такой схемы явно отсутствует.

Так, в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются

«обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме».

В данном случае доказать экономическую целесообразность агентского вознаграждения маловероятно.

2) Налоговые органы могут посчитать, что деятельность иностранного агента образует постоянное представительство в России, или найти признаки, подтверждающие, что участники договора между конечным покупателем-резидентом и агентом-нерезидентом являются ассоциированными предприятиями.

3) Если экономическая целесообразность такой схемы будет признана, тем не менее, все равно остается риск признания иностранного агента и конечного покупателя ассоциированными предприятиями.

4. Агентский договор: агент-резидент

Суть . Зарубежный продавец продает товар офшорной компании, центру реинвойсинга. Далее она продает товар дешевле российской компании, которая на границе платит за таможенную очистку, оплачивает таможенную пошлину, и НДС. Теперь стоимость товара на территории России равна цене приобретения этой российской компанией, плюс размер таможенной очистки, таможенной пошлины и НДС. Иностранная компания-принципал заключает договор с российской компанией-агентом агентское соглашение. Согласно этому соглашению принципал поручает агенту выступать от своего имени, но за счет принципала и в его интересах. Для этого агент должен купить товар у российской компании, осуществившую таможенную очистку, по цене несколько превышающей цену приобретения (т.е. с учетом расходов, возникших при таможенной очистке плюс НДС). За выполнение этого задания агент получит небольшое вознаграждение.

Затем агент получает задание продать товар конечным покупателям. Агент должен перечислить принципалу по окончании сделки сумму дохода принципала за минусом налогов, удержанных у источника выплаты. Принципал должен встать в России на налоговый учет по месту будущей деятельности в связи с началом деятельности на территории РФ через постоянное представительство (независимо от того, будет эта деятельность в дальнейшем рассматриваться как осуществляемая через постоянное представительство или нет). Принципал становится плательщиком российских налогов. НДС рассчитывается так же, как и для российских предприятий. По налогу на прибыль применяется режим соглашения об избежании двойного налогообложения или НК РФ (п.9 ст. 306 и п.2 ст.309), то есть доходы принципала при работе через российского профессионального агента налогообложению в России не подлежат. Транспортные, складские и иные расходы агента погашаются за счет принципала.

Кажущиеся плюсы .

1. Если предположить, что все четыре выше упомянутые компании прямо или косвенно принадлежат одному лицу, то суммарный финансовый результат от такого импорта товаров может быть весьма существенным. Таким образом,

2. Возможность реинвойсинга;

3. Денежные средства, полученные от принципала по агентскому договору, не являются собственностью агента и в налоговую базу агента по налогу на прибыль не входят (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Налоговую базу по НДС формирует вознаграждение, полученное агентом в соответствии с условиями агентского договора (п.1 ст.156 НК РФ). Агент применяет обычную систему налогообложения, таким образом, является плательщиком всех налогов, избегая только существенного налога на прибыль. Налогооблагаемой базой здесь будет только сумма агентского вознаграждения, так что общая сумма налоговых платежей у комиссионера будет небольшой.

Явные минусы .

1. Иностранная компания по закупке и принципал не должны быть признаны аффилированными или взаимозависимыми лицами. Точно также российский агент и иностранная компания-принципал не должны иметь связей во владении или управлении. Условия сделки между агентом и принципалом должны быть стандартны, как между независимыми предприятиями. Иначе получаемые участниками агентского договора доходы могут подлежать коррекции для целей налогообложения. Таким образом, весь доход иностранного принципала может быть зачислен в налогооблагаемый доход российского агента, поскольку участники договора могут быть рассмотрены как ассоциированные предприятия.

2. В деятельности агента-резидента могут быть обнаружены признаки зависимого агента в целях налогообложения. П.9 ст.306 НК РФ установлено, что «иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, … если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент)».

Таким образом, при осуществлении деятельности через агента, существует ряд признаков, по которым российского агента можно признать зависимым агентом (в целях налогообложения), а принципала-нерезидента – как имеющего в России постоянное представительство. Если в результате действий зависимого агента признается, что постоянное представительство иностранной организации имеет место быть, то возникает обязанность легализовать свою деятельность путем создания обособленного подразделения (п.2 ст.306 НК РФ).

3. Для того, чтобы переводы в пользу принципала не облагались в России налогом у источника выплаты, необходимо, чтобы в качестве иностранного принципала выступала компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. Иначе доход иностранной компании-принципала должен будет подлежать налогообложению по ставке 20%.

4. Определенные сложности могут возникать с зачетом НДС. Так, если компания приобретает товары или услуги на территории России у иностранной компании, не состоящей на налоговом учете, то она обязана исчислить НДС, удержать его из доходов зарубежной организации, а потом перечислить в бюджет (п.2 ст.161, п.4 ст.174 НК РФ). Уплаченный налог можно принять к вычету (п.3 ст.171 НК РФ). Однако если НДС по каким-либо причинам не был удержан из доходов нерезидента, то российская компания сможет исполнить свою налоговую обязанность исключительно путем уплаты НДС за свой счет.

5. Традиционный способ (купля-продажа)

Суть . Компания-нерезидент закупает товар и продает напрямую российской технической компании или передает в адрес компании-резидента традиционной юрисдикции (например, одной из стран Балтии), которая служит центром реинвойсинга. Соответствующие документы готовятся от лица этой балтийской компании и ввозятся на территорию России в адрес покупателя, технической компании, принадлежащей таможенному брокеру. Порой необходимость включения в цепочку балтийской компании диктуется таможенным брокером и «объясняется» «прозрачностью» для таможенных органов схемы завоза товаров. Так, якобы пересечение границы, например, какой-либо из стран Прибалтики с Россией товаром, принадлежащим компании из этих прибалтийских стран вполне логично, а вот пересечение этой же границы товаром, принадлежащим компании, как правило, иной, например, офшорной юрисдикции, может вызвать «непонимание». Таможенная очистка проводится компанией брокера, далее владельцем товара становятся поочередно одна или несколько технических компаний-резидентов до тех пор, пока товар не дойдет до реального покупателя. Расчеты производятся, минуя цепочку передачи товара, т.е. напрямую производителю (продавцу) товара с помощью компаний «финансового сервиса».

Кажущиеся плюсы .

1. Использование «финансового сервиса» как основа оперативности в расчетах;

2. Возможность реинвойсинга;

3. В случае возбуждения уголовного дела (ст. 188, 194, 174, 327 УК РФ) отсутствие прямых улик в организации и участии в схемах «серого» импорта;

4. Минимизация воздействия различных налоговых систем и политических рисков.

Явные минусы .

1. Разделение товарных и денежных потоков, что повышает уязвимость товарно-денежных потоков в целом. Расчеты за товар с производителем (продавцом) могут осуществляться иными техническими компаниями, представляющими «финансовый сервис» и не имеющими никакого отношения к импортеру, что повышает кредитный риск.

2. Дополнительные расходы на поддержание «инфраструктуры» импортирующих компаний-резидентов и -нерезидентов, а также расходы на оплату «финансового сервиса».

3. Возможные обвинения в недобросовестной таможенной очистке ввезенного товара. «Серый» импорт может быть приравнен к контрабанде (ст. 188 УК РФ), занижение таможенных платежей – к уклонению от их уплаты и мошенничеству (ст. 194 и 159 УК РФ), процедуры реинвойсинга и связанный с ними «документооборот» – к подделке документов (ст. 327 УК РФ), а полученная экономия при нелегальной таможенной очистке, используемая в дальнейшем при предпринимательской и иной экономической деятельности – к легализации (ст.174 УК РФ).

Что можно порекомендовать компаниям при осуществлении сделок с участием иностранной фирмы, чтобы снизить риски неприятностей с налоговым органом? Не использовать агентские схемы при импорте. А если агентские схемы используются или планируются к использованию, то:

1. Всегда четко и грамотно составлять договоры.

2. При начале реализации любой схемы по оптимизации самостоятельно просчитать возможные налоговые последствия, как в России, так и за рубежом. В частности, тщательно проанализировать возможные «риски» той или иной юрисдикции и налоговую нагрузку страны, где будет зарегистрирована компания-нерезидент.

3. Устранить при разработке схемы оптимизации любые возможные связи во владении или управлении между компаниями-резидентами и нерезидентами.

4. Поддерживать независимый статус агента, для которого подобная деятельность должна быть обычной профессиональной деятельностью. Поэтому в учредительных документах агента-резидента должно быть указанно, что данная организация оказывает агентские услуги. В наличии должны быть соответствующие этой деятельности коды статистики. Агент должен иметь действующие заключенные агентские договоры также и с другими организациями и вести их исполнение.

5. Не использовать уже имеющийся арсенал компаний-нерезидентов, когда-то зарегистрированных и служащих для иных целей.

6. Не скупиться на организацию документооборота, подтверждающего постоянное местопребывание компании-нерезидента (договоры фактической аренды офисов за рубежом, использование иностранных IP-адресов, использование услуг секретарских компаний по хранению и пересылке необходимых документов за рубежом).

7. Оформлять агентские сделки таким образом, чтобы они соответствовали отличительным чертам именно посреднической деятельности, т.е. должны быть подтверждены следующими документами:

  • задания принципала на приобретение (реализацию) товаров,
  • уведомления агента о приобретении (реализации) товаров,
  • регулярные отчеты агента о реализации (приобретении) товаров,
  • возможные уведомления агента о допущенных отступлениях от заданий комитента;
  • соответствующие одобрения принципала,
  • счета-фактуры принципала,
  • акты сверки взаимной задолженности, свидетельствующие о возникновении взаимных прав и обязанностей, вытекающих из агентского договора.
  • документы, подтверждающие факты самостоятельного поиска агентом поставщиков и/или покупателей,
  • документы, подтверждающие факты расходов принципала по приобретению и реализации товаров.