Звенья государственных финансов. Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить. В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.


Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


Рисунок 3 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

  • 1. совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;
  • 2. совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу.

Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

В литературе финансовая система, структура ее правовых институтов определяется авторами по-разному.

В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:

  • 1. Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
  • 2. Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту предоставляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях -- через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. Взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса ». Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Они имеют, как правило, строго целевое назначение. К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

  • -отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;
  • -прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • -займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

В федеральный бюджет включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

Рассмотрим в качестве примера Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

  • -работодатели - российские и иностранные юридические лица;
  • -крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • -общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);
  • -работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Не являются плательщиками страховых взносов:

  • -воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции;
  • -общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей.

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования. Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно: выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации; льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации; материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью; стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников; стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты; компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью; страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.

Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

  • 3. Фонды, консолидированные в бюджете. Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней. Создание целевых фондов возможно на федеральном уровне (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.
  • 4. Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся: а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства). Примером первых может служить Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. В качестве ресурсных фондов государства выступают внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.
  • 5. Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распространение коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности.
  • 6. Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит -- это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит -- это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», принятым Государственной Думой.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной уровне.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации-юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 8 июля 1994 г. № 1484.

В соответствии с «Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

7. Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций (нефинансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. муниципальный финансы капитал фискальный

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

  • 1) удержать экономику от спада производства;
  • 2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;
  • 3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
  • 4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
  • 5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
  • 6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
  • 7) усилить контроль за величиной государственного долга, подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.
  • 2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.
  • 3. Частные финансы -- это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом – Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Финансы государственных предприятий;

Государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

Финансы коммерческих предприятий и организаций;

Финансы некоммерческих организаций;

Финансы кредитных организаций;

Финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

1) формирования и использования денежных доходов и фондов;

2) контрольную.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.

Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т. п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т. п.

В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т. п.

Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

1) оплату труда членов семьи;

2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения. Кредитная подсистема ФКС включает: 1) банковскую сферу:

Эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. п.);

2) парабанковскую сферу:

Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. п.);

Почтово-сберегательные учреждения.

В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII–XIX вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

Хранения государственных золотовалютных резервов;

Хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитного регулирования экономики;

Кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведения расчетов и переводных операций;

Контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время специализированные кредитно-финансовые учреждения играли подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой – из-за усиления их взаимосвязи с коммерческими банками.

Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

Наличие собственной финансовой базы;

Единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

2.2. Сущность и функции государственных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).


Схема 1

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (ИД). Через это звено перераспределяется до 40 % ИД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней – предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы – государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т. п.

Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т. п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946–1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства – железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.

В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое финансово-кредитная система национального хозяйства?

2. Какие звенья включает в себя финансовая подсистема ФКС?

3. Из каких звеньев состоит кредитная подсистема ФКС?

4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают государственные и муниципальные финансы?

5. В чем проявляется сущность государственных финансов?

6. Каковы основные функции государственных финансов?

7. Какие основные элементы включает государственная финансовая система?

Список экзаменационных вопросов по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Финансы – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII – XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов. Рассмотрим данный термин, как экономическую категорию. Под категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия. Экономическую категорию также образуют однородные экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение. Они исключительно разнообразны и возникают на всех стадиях процесса воспроизводства и во всех сферах общественной жизни. Частью экономических отношений являются денежные отношения. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения и средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки – это уже финансовые отношения. Финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан. Внимательно прочитав данное определение, можно отметить, что особенностью экономических отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, является распределительный 2 характер и денежная форма выражения. Движение денежных средств – это обязательное условие и важный признак финансовых отношений. Местом возникновения и функционирования финансов является вторая стадия процесса воспроизводства – стадия распределения. Мы знаем, что процесс воспроизводства включает четыре последовательных стадий: 1) производства; 2) распределения; 3) обмена; 4) потребления (личного и производственного). На первой и четвертой стадиях процесса воспроизводства движение денежных средств не возникает, а потому они не могут быть местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит только на второй и третьей стадиях, однако характер этого движения различен. Так, на второй стадии процесса воспроизводства – стадии распределения – это движение характеризуется следующими особенностями: 1)стоимость общественного продукта распределяется в денежной форме; 2)распределение получает форму движения денежных средств, происходящего обособленно от движения стоимости; 3)денежные отношения опосредуют одностороннее движения стоимости. Третью стадию процесса воспроизводства – стадию обмена – отличает то, что: 1) стоимость общественного продукта распределяется в товарной форме; 2) распределение получает форму движения товаров, опосредованного движения денежных средств; 3) денежные отношения опосредуют встречное движение стоимости, находящихся в товарной и денежных формах.

    Функции финансов.

Под функцией понимается проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к категории как специфическим, однородным, общественным отношениям под функцией понимается проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих ей свойств. Функция является производной от сущности категории, а сущность категории, ее общественное назначение проявляется, в свою очередь, через выполняемые функции. И так, сущность финансов как экономической категории проявляется через выполняемые ими функции. Сущность финансов как экономической категории до конца еще не раскрыта. Более того, сам вопрос о количестве функции, выполняемых финансами, является дискуссионным. Экономисты называют несколько функций, выполняемых финансами, в том числе: 1) распределительную; 2) контрольную; 3) регулирования экономики; 4) экономического стимулирования. Рассмотрим вкратце отдельно эти функции. Распределительная функция. Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов -распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством 7 финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную. Распределительная функция финансов позволяет: создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства. Контрольная функция финансов возникает и действует одновременно с распределительной функцией. там, где происходит распределение финансовых ресурсов, возможно осуществления контроля. Распределение и контроль – две стороны экономического процесса. Финансовый контроль является стоимостным. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением ВВП (стоимость которого имеет денежное выражение) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Через контрольную функцию проявляется способность финансов и количественно отображать ход воспроизводственного процесса, и контролировать складываюшиеся в обществе стоимостные пропорции. Инструментом реализации контрольной функции финансов является информация, включаемая в финансовую отчетность, составленную на основе данных финансового учета. Функция регулирования экономики. Согласованное функционирование экономики достигается посредством ее регулирования. При этом различают саморегулирование и государственной регулирование. Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства. Саморегулирование базируется на основе свободного выбора хозяйствующими субъектами: - направления предпринимательской деятельности; - деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними; - направления использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключение части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Саморегулирование возможно только в условиях рыночной экономики, то есть, когда возможно свободное и быстрое перераспределение финансовых ресурсов.8 В ситуации экономического кризиса добиться стабилизации экономики с помощью только рыночных регуляторов практически невозможно. В этой связи возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики, прежде всего, в государственном регулировании. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой политики. Функция экономического стимулирования. В рыночной экономике существенно возрастает роль экономического стимулирования, которое осуществляется с помощью различных стоимостных рычагов, в том числе финансов, обладающих в силу своего распределительного характера большими возможностями воздействия на процесс общественного производства. Таким образом, финансовое стимулирование является составной частью экономического стимулирования. В составе финансовых стимулов развития производства можно выделить: - эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; - поощрительные фонды; - бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции); - финансовые льготы и санкции. Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулирование экономики. – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга.

    Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – денежные средства, аккумулированные в фондах. Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные фонды создаются на макроуровне (госбюджет, 3 внебюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (уставный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий). Фонды финансовых ресурсов или финансовые фонды являются важной составной частью общей системы фондов денежных средств, функционирующих в экономике. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды специального целевого назначения имеет определенные преимущества по сравнению с нефондовой формой, поскольку позволяет: 1) обеспечивать концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; 2) теснее увязать удовлетворение общественных потребностей с экономическими возможностями; 3) активнее воздействовать на общественное производство. Финансовые ресурсы являются отличительным признаком экономической категории «финансы», позволяющим выделить их из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Надо отметить, что только финансы характеризуются таким материальным носителем. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. И так, отметим основные признаки финансов: 1. Финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения. 2. К финансовым отношениям относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров. 3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости. 4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

    Финансовая система РФ, ее сферы и звенья. Лекция

    Государственные и муниципальные финансы: сущность, звенья и их взаимосвязь.

Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

    контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Сферы финансовой системы страны (2)

1. государственные и муниципальные финансы

2. государственные внебюджетные фонды

3. финансы экономических субъектов

4. финансы страховых организаций

5. финансы индивидуальных предпринимателей

Функциональные звенья сферы государственных и муниципальных финансов:(2)

1. муниципальные финансы

2. региональные финансы

3. бюджеты трех уровней

4. государственные внебюджетные фонды

5. федеральный бюджет

4. Финансы страховой компании относятся к сфере финансов:

1. экономических субъектов

2. государственных и муниципальных

Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов...

2. экономических субъектов

Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к сфере финансов...

1. государственных и муниципальных

2. экономических субъектов

7. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов нельзя сгруппировать по:

1. методам хозяйствования

2. организационно-правовым формам

3. отраслевому признаку

4. временному признаку.

Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) - финансы...(3)

  1. государственных предприятий
  2. общественных организаций

3. коммерческих организаций

4. некоммерческих организаций

  1. акционерных обществ

6. предпринимательства без образования юридического лица

Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по...

1. функциональному назначению

2. - времени функционирования

3. формам собственности

4. уровням управления

Финансовый рынок функционирует в форме рынка...(2)

1. ценных бумаг

2. информационного

3. коммерческих услуг

4. ссудных капиталов

11. Самофинансирование характерно для:

1. всех экономических субъектов

2. только для предприятий, основанных на частной собственности

3. всех коммерческих организаций

4. всех некоммерческих организаций

Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:(3)



1. форма собственности

2. организационно-правовая форма экономического субъекта

3. отраслевые особенности

4. природно-климатические условия хозяйствования

5. состав основных средств

13. Совокупность финансовых институтов (звеньев) и государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность, образуют:

1. систему финансового права РФ;

2. финансовую систему РФ;

3. налоговую систему РФ;

4. финансово-кредитный механизм РФ.

14. Доходы и накопления хозяйствующих субъектов, собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, являются:

1. средствами финансовой деятельности;

2. методами финансовой деятельности;

3. объектами финансовой деятельности;

4. принципами финансовой деятельности.

15.Финансовая система это:

1. совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технологической базы, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями труда;

2. система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств

3. формы и методы кредитования

4. отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов

16. Сферы выделяемые в составе финансовой системы:

Финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

2. общегосударственные финансы, страхование и финансы отраслей народного хозяйства

3. госбюджет и финансы отраслей народного хозяйства

4. общегосударственные финансы, финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

5. госбюджет, финансы материального производства и финансы непроизводственной сферы

Звенья финансовой системы относящиеся к общегосударственным финансам:(6)

1. финансы предприятий

2. госбюджет

3. финансы Вооруженных сил

4. социальное страхование

5. финансы просвещения, здравоохранения, культуры

6. финансы науки

7. имущественное и личное страхование

8. госкредит

18.Соотношение понятий финансовая система и система финансов:

1. не связаны друг с другом

2. оба понятия тождественны

3. первое понятие включает в себя второе

4. второе понятие включает в себя первое

19. В сферу государственных финансов входит:

1. государственный кредит

2. финансы предприятий

3. коммерческий кредит

4. страхование

20. Основные функции государственного бюджета…

1. перераспределение национального дохода и ВВП;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение социальной политики;

4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

5. все перечисленные

21. Сводный бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней называется…

1. федеральный бюджет;

2. республиканский бюджет;

3. местный бюджет;

4. консолидированный бюджет;

5. нет правильного ответа.

22. Расходы бюджета, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. называются…

1. капитальные расходы;

2. текущие расходы;

3. федеральные расходы;

4. региональные расходы;

5. местные расходы.

23. Расходы бюджета, включающие капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт называются…

1. капитальные расходы;

2. текущие расходы;

3. федеральные расходы;

4. региональные расходы;

5. местные расходы.

24. Обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей называются…

2. пошлины;

3. налоги;

4. все ответы верны;

5. нет правильного ответа.

25. Плата государству за право пользования или осуществления какого-то вида деятельности называется…

2. пошлины;

3. налоги;

4. все ответы верны;

5. нет правильного ответа

26. Плата за совершение действий государственными органами в интересах плательщика называется…

2. пошлина;

3. налоги;

4. все ответы верны;

5. нет правильного ответа

27. Налоговые поступления являются…

1. возмездными;

2. безвозмездными;

3. возмездными и безвозмездными;

4. платными и бесплатными;

5. нет правильного ответа.

28. Государственные и муниципальные финансы включают…(2)

1. финансы индивидуальных предпринимателей

2. финансы коммерческих организаций

3. внебюджетные фонды

4. бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления

29. Основным источником доходов бюджетов является (-ются) …

1. национальный доход

2. эмиссия бумажных денег

3. национальное богатство

4. внутренние и внешние займы и кредиты

30. В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются:

1. средства федерального бюджета

2. средства государственных внебюджетных фондов

3. средства муниципальных бюджетов

4. финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории Ухтинского муниципального образования

5. средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации