Планировка территории школы. Проекты образовательных школ

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.

Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.

Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.

Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.

Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Продолжение следует...

Современные проекты

Современные проекты отличаются от проектов прошлых лет большим разнообразием архитектурно-планировочных решений, усложнением планов. Но какой должна быть архитектура школьных зданий - вопрос спорный. По этому поводу существует ряд мнений, которые противоречат друг другу. Одни считают, что оптимальный подход к проектированию - это модульный подход, где школьное здание - это своеобразный конструктор, который собирается и разбирается, достраивается по необходимости отдельными модулями. Другие считают, и я придерживаюсь этого мнения, что каждое здание, особенно школа, должно отличаться от другого, быть уникальным.
Одно ясно: необходим государственный стандарт проектирования школ, в разработке которого принимала бы участие специальная комиссия, состоящая из проектировщиков, педагогов, директоров школ и представителей общественности, чтобы правила устанавливали непосредственно участники образовательного процесса и проектировщики.
К сожалению, в нашей стране в области архитектуры школьных зданий не так много интересных проектов, в основном производится реконструкция школ прошлых лет, и к ним пристраиваются блоки разного назначения.
Среди вновь построенных в Москве мне бы хотелось выделить школу «Синяя птица» в Северном Бутово архитектора Николая Лютомского, школу на 1000 учащихся на Ходынском поле и школу-интернат в Кожухово .
Школа в Северном Бутово имеет сложную, но удобную планировку и четкое зонирование, где учащиеся разных возрастов занимаются в отдельных блоках. Разноэтажность блоков придает зданию целостность и разнообразность, а спортивный комплекс может работать автономно. Проект полностью подчинен функционированию школы.

Школа на Ходынском поле является градообразующим элементом, центром притяжения Ходынского поля. Здание делится на три блока: начальную школу, основную и автономный спортивный комплекс, служащий досуговым центром для всего микрорайона. Входной вестибюль включен в галерейную группу помещений. Три трехсветных атриума делят ее на зоны: спортивную, группу помещений общей школы, блок столовой, группу начальной школы. В центральной части спортблока располагается большой многофункциональный спортивный зал (24x42 м) с трибуной на 300 зрителей. Его можно трансформировать при помощи перегородок и разделять на три зала для школьных занятий по группам. К сожалению, нет бассейна из-за недостатка финансирования, но в будущем планируется его построить.

Стоит особенно отметить школу-интернат в Кожухово , которая, по моему мнению, является одним из самых ярких сооружений в отечественной архитектуре. Это здание поражает необычностью форм, что не характерно для архитектуры педагогических учреждений. Восхищает с какой легкостью 5 корпусов нанизаны на полукруглую галерею, соединяющую их на уровне второго этажа. Однако, несмотря на экзотичность форм, здание имеет продуманную функциональную структуру. В состав пяти корпусов входят три жилых, школа и общественный корпус, в котором располагаются спортивный зал и бассейн, актовый зал и кружковые, столовая, медицинский блок, администрация, библиотека и музей. Атриум является центром композиции здания и главным рекреационным пространством, из которого видны все основные общественные зоны. На его крыше расположена открытая терраса, с которой открывается вид на всю территорию и окрестности.


Общий вид школы-интерната в Кожухово


Главный вход

Хотелось бы, чтобы в нашей стране проектировались и строились не только жилые здания и торгово-офисные центры - то, что принесет непосредственную прибыль, и больше внимания уделялось социальной архитектуре, в том числе - объектам для детей. Для этого необходима четкая и разработанная государственная политика. Нельзя экономить денежные средства, когда речь идет о детях, тем более, что это - стратегические вложения в экономическое процветание страны. Здания школ должны соответствовать уровню и методике современного образования и не терять актуальность через несколько лет.

2009. Все права на статью "Здание школы: прошлое и настоящее " принадлежат Анне Северенчук, статья размещена в рубрике" Проекты " портала Форма с согласия автора. Перепечатка запрещена.

В нашей стране предусматривается огромный рост сети культурно-бытовых учреждений и предприятий, в том числе широкое строительство школьных зданий, а также зданий детских яслей и садов.

Для жилых микрорайонов количество мест в детских учреждениях рассчитывают в соответствии с численностью населения по норме: 30-40 мест в яслях на 1 тысячу жителей и 40-50 мест в детских садах. По времени пребывания детей детские учреждения подразделяют на дневные с пребыванием в них детей 9-12 ч в сутки и круглосуточные с пребыванием в них детей в течение 6 дней в неделю. Количество детей в группе ясельного возраста принимают равным 20, одна же группа в детских садах должна состоять из 25 детей.

Детские дошкольные учреждения следует располагать в отдельно стоящих зданиях. Встраивать их в нижние этажи жилых зданий не рекомендуется. Новое строительство зданий детских учреждений должно вестись по типовым проектам, причем в последнее время признано более целесообразным строить здания объединенных яслей-садов для экономии на обслуживание и предоставления удобств родителям, имеющим детей разного дошкольного возраста.


При проектировании объединенных детских садов и яслей вместимость всего здания рекомендуется рассчитывать на 140 мест (шесть групп, из которых 2 ясельные группы и 4 группы в детском саду) или на 280 мест с количеством групп, соответственно в 2 раза большим. Детские Сады-ясли только с дневным пребыванием могут иметь 90 мест (две группы в яслях и две в детском саду) или 50 мест по 25 человек в яслях и детском саду). Вместимость детских яслей-садов в городах и крупных населенных пунктах должна быть не менее 140 мест.

Здания детских яслей-садов проектируют обычно одно- или двухэтажными. Окна помещений игровых комнат и столовых в яслях, а также групповых в детских садах рекомендуется ориентировать на юг и допускается на юго-восток и восток.

По приему композиции здания детских учреждений можно разделить на четыре типа: централизованный, блочный, павильонный и смешанный. Более экономичной по строительной стоимости и эксплуатационным расходам, а также удобной по связи помещений детских групп с обслуживающими и административно-хозяйственными помещениями является так называемая централизованная композиция здания (рис. 49).

Для микрорайонов с населением в 5-6 тысяч человек по статистике требуется около 180 мест в ясельных группах и около 240 мест в группах детского сада, т. е. всего 420 мест, для чего необходимо иметь три здания на 140 мест каждое. В микрорайонах на 8-12 тысяч человек целесообразно укрупнять здания детских учреждений. Количество участков для детских учреждений в микрорайоне при этом можно сократить в 2-3 раза, значительно упростить планировку микрорайона и более экономично использовать его территорию. Стоимость строительства укрупненных детских учреждений снижается по сравнению со стоимостью отдельных небольших зданий, улучшаются условия обслуживания и получается экономия на эксплуатационных расходах.

Однако укрупнять детские учреждения можно лишь до известного предела, не превышая установленный радиус обслуживания населения. Вместимость зданий детских учреждений в 16 групп является предельной, с тем чтобы в микрорайоне, застроенном 5-этажнымн домами, радиус обслуживания не превышал 400-500 м.

Для крупных комплексов детских учреждений целесообразно компоновать их в блоки (блочная композиция). Детские учреждения на 280 и более мест проектируют в этом случае отдельными блоками, соединенными крытыми переходами. Нужно принимать меры к тому, чтобы средствами планировки достигнуть изоляции каждой группы на случай инфекционных заболеваний. Весьма желательно, чтобы помещения каждой детской группы имели самостоятельный вход и выход на участок.

На рис. 50 показан пример блочной композиции объединенных детских яслей и сада я» 280 мест.

Поп павильонной композиции детских учреждений изоляция детских групп обеспечивается легче, однако это менее экономичное решение по сравнению со зданиями централизованного типа вследствие увеличения периметра стен и фундаментов. Система павильонной планировки рассчитана на применение в южных районах, так как павильоны связаны неотапливаемыми переходами; в некоторых вариантах проектов таких переходов вообще нет.

Размещение кухни и постирочной в отдельном от детских групп здании в условиях жаркого климата имеет большое санитарно-гигиеническое значение. На рис. 51 приведен пример павильонной композиции детских яслей-сада на 140 мест, разработанной для районов с жарким климатом.

При так называемой смешанной композиции групповые ячейки располагают централизованно в компактном здании, а административно-хозяйственные помещения - в отдельном корпусе. Смешанная композиция обладает рядом преимуществ: изоляцией групповых ячеек от административно-хозяйственных помещений, компактностью здания в плане, небольшой площадью застройки. Недостатком смешанной композиции является неудобстве связи между группами и административно1 хозяйственными помещениями Через участок или по неотапливаемой галерее. Для художественной обработки стен детских зданий следует применять керамику, мозаичные панно и другие художественные средства.

В микрорайонах наряду со зданиями детских учреждений к распространенным видам общественных зданий массового строительства относятся общеобразовательные школы.

Архитектурный облик советских школ должен образно выражать их благородное просветительное назначение, преемственность направлений прогрессивной мировой культуры.

Основным типом общеобразовательных школ являются десятилетние. Вместимость школьных зданий определяется в зависимости от числа жителей микрорайона города, исходя из расчета 160 ученических мест в десятилетней школе на каждые 1000 жителей. Количество ученических мест в здании школы принимают не более 1400, а в классных комнатах принимают по 40 мест - в I-VIII классах и по 36 - в IX-X.

На рис. 52 приведена функциональная схема школы, которая определяет состав помещений и указывает их взаимосвязь. Основные помещения школ - учебные классы - проектируют площадью 50 м 2 . Размеры классов (в осях) принимают обычно 6X9 м, окна в них расположены по длинной стороне и по левую сторону сидящих учащихся, а вход располагают у классной доски (рис. 53).

Помимо классов к учебным помещениям относят лаборатории, специализированные кабинеты и гимнастический зал. Для отдыха учащихся во время перемен предусматриваются рекреационные помещения - в виде коридоров шириной не менее 2,8 м или зала.

Помещением массового торжественного назначения является актовый зал. Архитектура его должна быть особо праздничной и выражать коммунистические идеалы нашей молодежи.

Высоту этажей школьных зданий следует принимать 3,3 и, за исключением актовых и гимнастических залов. По нормам СНиПа высота актовых залов площадью в 150 м 2 и более должна быть 4,2 м, а гимнастических - 5,4 м при размерах в плане 9X18 м в осях. Высота зала в 6,0 м необходима при размерах его в плане 12x24 м.

Школы рекомендуется строить высотой не более трех этажей; при этом обеспечиваются лучшие условия эксплуатации и облегчается связь со школьным участком. Школы для большого контингента учащихся в районах со значительной плотностью городской застройки и при ограниченных размерах школьного участка допускается строить четырехэтажные.

На рис. 54 изображены планы этажей каркасно-панельной десятилетней школы на 1176 мест (30 классов). Передний корпус и переход двухэтажные, задний учебный корпус 4-этажный.

В последние годы широкое развитие получили школы продленного дня, в которых учащиеся проводят до 10-12 ч. Кроме обычных уроков они выполняют там домашние задания, обедают, занимаются в кружках технической и художественной самодеятельности, а учащиеся младших классов спят днем. В связи с этим в зданиях школ продленного дня планировка и состав помещений отличаются от обычных.

К особенностям планировки школ продленного дня относятся: большая площадь пищеблока, рассчитанного на обслуживание всех учащихся горячими завтраками и обедами, большие размеры гимнастического зала, наличие специальных помещений для занятий различных кружков, а также для дневного сна.

С каждым годом увеличиваются масштабы строительства зданий школ-интернатов, в которых учащихся обучают и воспитывают. Школы-интернаты состоят из школьного и спальных корпусов, которые к нему примыкают или соединены с ним отепленными переходами. При другом решении учебные и спальные помещения размещают в одном здании (например, учебные классы - в первом этаже, а спальни воспитанников - над ними в верхних этажах).

Учебные классы площадью 50 м 2 в школах-интернатах рассчитывают не на 40, а на 30 учащихся, так как воспитанники после уроков проводят в помещениях классов много времени (готовят уроки, читают, играют). Площади спальных комнат принимают в среднем из расчета 4 м 2 на одного человека.

При размещении школьных зданий па участке необходимо предусмотреть оптимальную ориентацию классных помещений для обеспечения их инсоляции и хорошей освещенности естественным светом.

Для всех климатических районов оптимальной является южная, восточная и юго-восточная ориентация. На юго-запад и запад допустимо ориентировать не более 25% окон классных помещений в I, II и III климатических районах. Для IV района допустима любая ориентация окон, кроме западной и юго-западной.

Возможность наилучшей ориентации учебных помещений должна быть заложена в объемно-планировочной композиции школьных зданий. Более свободна» ориентация окон достигается при одностороннем расположении классных комнат. Если же окна учебных помещений ориентированы на две противоположные стороны или на три смежные, в этом случае возможности размещения школьного здания на участке ограничены, так как в первом случае возможно лишь меридианальное расположение, а во втором - лишь широтное.


Для оценки экономической эффективности проектов зданий детских учреждений и школ используют технико-экономические показатели на одну расчетную единицу - одно место для ребенка а детских яслях-садах или одного школьника.

Экономичность объемно-планировочного решения зданий выражают показателем, определяющим строительный объем здания в м 3 , приходящийся на одну расчетную единицу. Этот показатель для детских яслей составляет в среднем примерно 35 м 3 , для детских садов - около 21 м 3 и для десятилетних школ - от 16 до 20 м 3 (в зависимости от числа классов).

Модульная система
Основой концепции к проектированию и строительству школ на 350-850 мест с бассейном и без него является создание модульной системы (унифицированный модуль групповой ячейки и модуль обслуживающих помещений) таким образом, чтобы нормируемое естественное освещение осуществлялось только с одной стороны (по одной из стен) каждого модуля, а остальные три стороны могли бы обеспечивать блокировку модулей СОШ между собой.

Состав помещений типовой школы
Проект общеобразовательной школы включает фундамент, учебные классы, административно-хозяйственные, помещения пищеблока, лестницы и холлы, актовый и спортивный залы, крышу. Здание школы образовано выполненным по высоте в три-четыре наземных этажа с центральным блоком, и, имеющими в плане преимущественно форму прямоугольника, учебными блоками и блоком горизонтальных и вертикальных коммуникаций.

На первом этаже центрального блока расположены столовая и спортивный зал, на втором этаже расположен актовый зал, на третьем этаже находятся библиотека и дополнительные помещения спортивного зала административно- хозяйственные помещения вместе с помещениями пищеблока, плавательный бассейн. Учебные блоки состоят из учебных классов и лабораторий.







Используемые конструкции
Конструктивно здание начальной и средней школы может быть спроектировано и построено на основе каркасной системы любого типа (монолит, металлический или сборный железобетонный каркас). Ограждающие конструкции выполняются из стеновых панелей, запатентованных и изготавливаемых компанией МЕТТЭМ.

Продолжаем знакомить читателей с лучшими работами студентов МАРХИ, выполненными под руководством преподавателей Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария

информация:

В рамках курсовой работы студентам 4-го курса кафедры «ПРОМ» было предложено подготовить проект на тему «Школа», причем речь шла о специальном учебном заведении - таком, как школа для детей с ограниченными возможностями, воспитательная колония и интернат для детей-сирот. Задача не из легких, поскольку студентам надо было учитывать специфические особенности подобных учреждений, к примеру, охраняемый периметр и строгое разделение подростков на группы в воспитательных колониях. Поэтому учащиеся должны были осмыслить особый режим и образ жизни внутри колонии, чтобы правильно спроектировать ее учебно-производственный центр. Не менее сложную специфику имеет и интернат для сирот. Здесь необходимо было предусмотреть не только школу, но и жилые площади. Непростым испытанием для начинающих архитекторов стала задача спроектировать школу для детей-инвалидов. Студентам пришлось детально изучить весь перечень жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.

В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.

Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.

Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.

Полина Явна. «Гнездышко для сирот»

Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники

https://i.archi.ru/i/650/176311.jpg?r=0.629842436781" style="/*margin:0 auto;*/" alt="Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»" title="Проект «Гнездышко для сирот». Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники.

" frameborder="0" height="315" src="http://www.youtube.com/embed/uXvXw918_uo" width="100%">
Яна Остапчук. «Воспитательный центр»

Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская

https://i.archi.ru/i/650/176316.jpg?r=0.0604197144614" style="/*margin:0 auto;*/" alt="«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»" title="«Воспитательный центр». Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская.
Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.

Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»

Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе


https://i.archi.ru/i/650/176333.jpg?r=0.740815857284" style="/*margin:0 auto;*/" alt="«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»" title="«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе.
План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.

Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»

Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области

https://i.archi.ru/i/650/176336.jpg?r=0.477774900814" style="/*margin:0 auto;*/" alt="Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»" title="Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области.
Ученики школы - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития - образовательного и физического.

Анна Петрова. «Воспитательная колония»

Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области

" frameborder="0" height="315" src="http://www.youtube.com/embed/poDLFU91K-Q" width="100%">