Страны с переходной экономикой список на карте. Страны восточной европы с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран - бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия - около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

И рыночная. Командная (плановая) экономика характеризуется прямым государственным регулированием всех экономических процессов, для рыночной же характерна минимизация вмешательства регулирующих органов в экономическую деятельность резидентов. Промежуточное место занимают страны с переходной экономикой. О них мы поговорим в данной статье.

Страны с переходной экономикой - это те, которые в данный момент находятся на пути от планового режима ведения хозяйства к рыночному. По сути, это государства бывшего которые после его распада избрали рыночную модель. Поэтому все страны бывшего СССР, кроме, пожалуй, Беларуси - это страны переходной экономики. Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы (по сути, именно из-за неспособности правительства планировать всю экономическую жизнь государства и произошел распад Союза), создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи - это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.

Как правило, страны с переходной экономикой привлекают повышенное внимание со стороны иностранных субъектов, желающих совершать так называемые прямые инвестиции в экономику этих государств. Причиной такого повышенного интереса является возможность более выгодного вложения капиталов, которую можно объяснить через действие и предложения. Капитал - это такой же ресурс, как и сырье и рабочая сила, а значит, существует его рынок, а ценой его является процент доходности инвестиций. Естественно, на рынках капитала уже существует некоторый его избыток, а значит, его доходность является очень низкой (примером могут послужить процентные ставки в зарубежных банках, редко превышающие 3-4 процента годовых). В то же время, в государствах переходной экономики наблюдается существенный недостаток капитала, а значит, норма прибыльности инвестиционных проектах там будет существенно выше.

Характеристика стран с переходной экономикой включает и некоторые отрицательные черты: быстрое социальное расслоение, в результате которого разница между доходами богатых и бедных составляет десятки и сотни раз. Более того, присутствует политическая и социальная нестабильность, высокая вероятность возникновения конфликтов, повышение уровня преступности и другие. Также стоит отметить, что страны с переходной экономикой могут характеризоваться несовершенной и нестабильной системой национального законодательства, что могут плохо воспринимать иностранные инвесторы, которые отдают предпочтение более стабильным странам с меньшей нормой доходности.

Основными заданиями правительства страны с переходной экономикой должны стать:

В социальной сфере - обеспечение равенства и стабильности, сведение к минимуму вероятности возникновения конфликтов на социальной почве, забота о незащищенных слоях населения (выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице);

В экономической сфере - повышение инвестиционной привлекательности государства, приведение системы законодательства (в том числе и в сфере налогообложения) в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение защиты иностранных инвесторов от изменений законодательства и налоговой системы на длительный период.

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».
К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.



Бывшие советские республики , за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства;

3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.
Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.
Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.
Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.
Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.
Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто , где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип - экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые и Центральной, ставшие .

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются , направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и и Латинская Америка.
  2. Крупные и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. , огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2019 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Место в мировой экономике

  • Поставляют сырье и топливо и США.
  • Промышленные изделия, которые экспортируются на мировой рынок, составляют 21,4 %.
  • Доля в экспорте равна 30 %.
  • Зависимость от ТНК. Крупные компании не соглашаются здесь работать, но открывают филиалы и штаб-квартиры. В результате этого в развивающихся странах находится около 25 % всех иностранных вложений транснациональных компаний.
  • Большие поступления от частных компаний, кредиты и инвестиции которых достигают 50 % от всех внешних источников финансирования. Кредиты дают корпорации, фонды, отдельные физические лица, частные предприниматели.

Характерными чертами экономического развития относящихся к группе развивающихся стран являются:

  1. Преобладание аграрного сектора в экономике.
  2. Большая доля занятости населения в сельском хозяйстве, в котором доминирует патриархальный уклад.
  3. Низкий уровень развития индустрии. Есть черная металлургия в развивающихся странах, но ее часть незначительная.
  4. Многоукладность экономики: формы производства варьируются от мелкотоварной и общинной до кооперативной, монополистической. Связи между ними и укладами минимальные, неразвитые.
  5. В разных сферах экономики присутствует частный капитал, представленный различными формами и видами.
  6. Развитие капитализма носит так называемый характер анклавов, поскольку вложенные средства принадлежат компаниям - филиалам ТНК, «зашедшим» в эти страны. Капиталистический строй мешает устранять многоукладность экономики, способствуя ее расширению.

Таким образом, уровень отставания от развитых в индустриальном плане стран огромный.

Существует взаимозависимость многоукладности и социальной структуры общества. Постоянные тенденции, такие как безработица, бедность, демографическое перенаселение, низкий уровень жизни - удел развивающихся стран.

Система стран с переходной экономикой довольно многочис­ленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 госу­дарств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе пе­рехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, тем­пом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Сло­вакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной соб­ственности и частной инициативы, относительная сбалансиро­ванность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и ради­кального вариантов, преобразований. Преимущественно эволю­ционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В резуль­тате преобразований сформировалась односекторная модель пе­реходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и ус­пешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и рас­тянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах ре­гиона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднераз­витым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Поль­ше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле­нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албани­ей, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное суще­ствование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак­симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенден­ции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов совет­ской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная мо­дель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производст­ву оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где от­сутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составля­ет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом ре­гионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уро­вень развития производительных сил, слаборазвитая промышлен­ность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1 / 4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облег­чая переориентацию их промышленности на нужды потребитель­ского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономиче­ская реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со­храняется традиционная для социалистических стран политиче­ская система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись мето­дами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про­чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс­формационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продук­те составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально плани­руемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свобод­ным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предприни­мательской деятельности, «малая» приватизация) проходит срав­нительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономи­ки и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяй­ственных объектов и преодоление структурных диспропорций.