Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций.
Предпринимательский ресурс способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов.
Предпринимательские ресурсы включают в себя:
1)Предпринимателя. Лицо осуществляющий деятельность на свой страх и риск
2)Предпринимательскую инфраструктуру (рыночная) такие институты и нормы рыночной экономики, которые обеспечивают предпринимательскую деятельность
3)Этика и культура бизнеса
Предпринимательский ресурс обмен в различных странах в первую очередь в странах Европы и в странах наследницах старой предпринимательской культуры (северная Америка, Израиль, Австралия)
Кроме того предпринимательские ресурсы богаты ряд новых развитых и индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в странах с высокой степенью либерализацией хозяйственной деятельности.
В предпринимательский ресурс входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.
В современных условиях большое значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:
1) по мере большей доступности экономических ресурсов разных стран в хозяйственной жизни возрастает значение трудовых ресурсов и особенно знаний и предпринимательского ресурса.
2) даже компании не связанные с внешним рынком, испытывают все большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке.
У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером экономики. С одной стороны, быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.
Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с госаппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий(«Газпром», «ЕЭС России»). Во-вторых очень высока зависимость даже целиком частных компаний от госаппарата из-за высокой бюрократизации жизни в стране. В- третьих значительная часть предпринимателе являются выходцами из госаппарата.
Ресурсы знаний в мире.
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира
Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек
В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.
Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".
Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.
Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.
Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.
Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-
I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.
I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.
| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-
| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-
Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.
Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей
I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы
| или организации.
| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-
Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,
Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:
- 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
- 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
- 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.
Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т. е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры , государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
Доля расходов на НИОКР в ВВП;
Численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;
Индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;
Число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
Сальдо технологического баланса, т. е. баланс торговли лицензиями и патентами;
Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т. е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т. д.
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % |
Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * |
Сальдо техно логического баланса, млн. долл. |
Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра |
|
Финляндия | ||||
Великобритания | ||||
Германия | ||||
* без технического персонала, занятого в НИОКР
Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September, p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131
Важнейшие научно-технические центры мира
Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю. Корея и Исландия (2,9%).
В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.
Глобализация научно-технических связей
Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью , международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.
Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).
Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.
10.2. Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т. д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.
В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию , то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования , а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).
Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:
- доля расходов на образование в ВВП;
- расходы на образование на душу населения;
- доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу ;
- доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;
- численность студентов на 10 тыс. населения;
Доля лиц с высшим образованием;
- доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.);
Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира,
2000, 2001гг
доля расходов на образование в ВВП, 2000г, % |
Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г |
Удельный вес студентов в своей возраст ной группе, |
Доля получивших первую университет скую степень в группе 24 летних, 2001г**** |
Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Великобритания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 http://www. uis. unesco. org, Human Development Report 2003, p 237 http://www. undp. org **** по данным Science &Engineering Report 2004 http://www. nsf. gov Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения. В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике. В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%. Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов , расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей. Ведущие центры мира по подготовке кадров Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г. Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании. Миграция научно-технических кадров Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции. Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы. Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно - техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.). 10.3. Информационные ресурсы мираВ постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития. Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы. Развитие телекоммуникационных систем , в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов. Основные показатели информационных ресурсовВажнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс): Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения; Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения; Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП; Число персональных компьютеров в расчете на 100 населения; Индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ). (см. табл.10.3.) Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.
|
Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР) .
Научные ресурсы характеризуют:
o объем и качество накопленных знаний
o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.
Масштабы НИОКР зависят от:
ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),
ü государственной политики в сфере НИОКР.
Масштабы инноваций зависят от:
Ø инновационного климата,
Ø спроса экономики на результаты НИОКР.
Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:
· доля расходов на НИОКР
· численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике
· индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)
· число международных премий за научные достижения
· сальдо технологического баланса
· доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.
Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются :
o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,
o баланс торговли лицензиями и патентами,
o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.
Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.
1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.
2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.
3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.
Показатели:
· США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)
· По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)
· В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.
Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в :
Ø увеличении международного сотрудничества ученых,
Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,
Ø организации научно-технических альянсов,
Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,
Ø международном аутсорсинге.
Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).
Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).
Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.
Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.
Основные тенденции развития образования:
· Построение непрерывной цепочки этапов образования,
· фундаментализация
· профессионализация,
· междисциплинарность,
· ускоренное развитие новых дисциплин,
· диверсификация,
· демократизация,
· интернационализация.
В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.
Проблемы образования отличаются по странам:
o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,
o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.
Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:
ü доля расходов на образование в ВВП;
ü расходы на образование на душу населения
ü доля окончивших полную среднюю школу
ü доля студентов в возрасте 18-29
ü студентов на 10 тыс. населения
ü доля лиц с высшим образованием
ü доля иностранцев в общей численности студентов
Качество образование оценивается по:
Ø востребованности,
Ø современности.
По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.
Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.
Концепции государственного финансирования высшего образования:
o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,
o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).
Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.
Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.
1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования» , подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.
В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.
Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.
Типология развитых стран:
1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).
2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.
3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.
Основные признаки РКС:
· Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.
· Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью
· Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма
· Высокий уровень капитализации доходов
· Высокий уровень механизации труда
Особенности РКС
ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.
ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.
Особенности развития РКС на современном этапе:
· Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.
Страны по степени научно-технического потенциала:
1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания
2. Италия – среднеразвитый потенциал
3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал
· Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.
Объяснение торможения темпов роста:
1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
2. Структурные изменения в экономике РКС:
ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП
ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)
ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.
ü Развитие ТЭК
ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики
· Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.
· Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)
Изменения в социальной сфере РКС:
1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.
2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.
3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.
4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).
5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).
Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):
· Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)
· Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)
· Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)
· Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.
Место РКС в мировом хоз-ве.
В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.
1. Место в мировом производстве:
· РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.
· Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти
· Ведущие производители отдельных видов с-х продукции
· Обладает развитой инфрастуктурой
2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)
3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)
4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).
5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.
Главная > Документ
Глава 10. Ресурсы знаний в мире
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;- численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра |
|
США | ||||
Япония | ||||
Ю. Корея | ||||
Швеция | ||||
Финляндия | ||||
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Германия | ||||
Россия |
* без технического персонала, занятого в НИОКР
Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September,p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131
Важнейшие научно-технические центры мира
Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю.Корея и Исландия (2,9%). В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.
Глобализация научно-технических связей
Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%. Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей). Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.
10.2. Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:
- доля расходов на образование в ВВП;
- расходы на образование на душу населения;
- доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;
- доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;
- численность студентов на 10 тыс. населения;
- доля лиц с высшим образованием;- доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.);
Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира,
2000, 2001гг
доля расходов на образование в ВВП, 2000г, % | Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г | Удельный вес студентов в своей возраст ной группе, | Доля получивших первую университет скую степень в группе 24 летних, 2001г**** | Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г |
|
США | |||||
Япония | |||||
Ю. Корея | |||||
Швеция | |||||
Финляндия | |||||
Великобритания | |||||
Франция | |||||
Германия | |||||
Италия | |||||
Россия |
*государственные расходы
** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН
Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 , Human Development Report 2003, p 237**** по данным Science &Engineering Report 2004 http://www.nsf.gov Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения. В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике. В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%. Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей. 1
Ведущие центры мира по подготовке кадров
Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г. Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.
Миграция научно-технических кадров
Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за 1995-1999гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции. Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы. Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно- техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).
10.3. Информационные ресурсы мира
В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития. Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы. Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.Основные показатели информационных ресурсов
Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс): - число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения; - число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения; - доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;- число персональных компьютеров в расчете на 100 населения; индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ). 2 (см. табл.10.3.)
Число ежеднев ных газет на 100 чел., | Число телевизо ров на 100 чел., 2002г | Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г | Число пользова телей Интерне та на 100 чел, 2003г | на 100 чел., | Доля расходов на ИКТ в ВВП, %, 2002г | Индекс «циф рового досту |
|
США | |||||||
Япония | |||||||
Ю. Корея | |||||||
Швеция | |||||||
Финляндия | |||||||
Великобритания | |||||||
Франция | |||||||
Германия | |||||||
Италия | |||||||
Россия |