Социально-экономическое развитие. Социальная политика ссср

Главной особенностью социально экономической жизни 60-80-хх годов были постоянные поиски новых путей развития, с которыми партийное руководство так и не смогло окончательно определиться. В 60-х годах правительство еще делало попытки сохранить реформаторские импульсы периода Хрущева, однако начиная с 70-х годов, этот процесс окончательно остановился.

Промышленная реформа 1965 года

Экономическая реформа, которая была принята в 1965 году, стала самым масштабным преобразованием в послевоенный период СССР. Разработкой реформы занимался А. Н. Косыгин, хотя основы были заложены еще правительством Хрущева.

Преобразования затронули промышленность, сельское хозяйство, сферы строительства и управления. Изменения произошли в управлении промышленностью частично опровергалась плановая система, оценкой деятельности предприятий становилось не количество изготавливаемой продукции, а объемы ее реализации.

Финансирование предприятий, занимающихся строительством, осуществлялось при помощи беспроцентного кредитования. Итоги реформы. Предприятия, которые были переведены на новую систему, значительно улучшили показатели производительности.

Топливно энергетический комплекс стал стержнем экономики государства: СССР занял ведущие в мире позиции по производству нефти и газа. В период проведения реформы значительно окреп военно - промышленный комплекс.

В погоне за паритетом с США, Советское государство начало массовое производство баллистических ракет и ядерных ракет средней дальности. Возрос и научно- технический потенциал государства. В этот период возникли новые отрасли в советской промышленности микроэлектроника, роботостроение и атомное машиностроение.

Несмотря на видимый рост экономики, руководству СССР не удалось закрепить результатов проведенной реформы и уже к началу 70-х годов объемы производства начали неуклонно падать.

Сельское хозяйство

Если промышленная реформа принесла ожидаемые плоды, то попытки преобразования аграрного сектора потерпели сокрушительную неудачу еще в самом начале. Большинство совхозов и колхозов, не смотря на материальную поддержку государства, приносили убытки.

Темпы сельскохозяйственного производства составляли лишь 1 % в год. С середины 60-х годов правительство начало регулярно закупать зерно за границей. Кризис аграрного комплекса так и не был ликвидирован.

Социальная жизнь

В 60-80-хх годах в Советском государстве наблюдалась повышенная урбанизация. Сельские жители массово переселялись в большие города, так как работа на производстве приносила стабильный заработок в отличие от труда на земле.

К началу 1980 года, численность городского населения становила 62%, сельского 12%, военнослужащих 16%. До середины 70-х годов жизнь советского народа отличалась социальной и экономической стабильностью образование, жилье и медицина в государстве была бесплатной.

Ситуация кардинально изменилась в 1976 году, когда кризис производства впервые начал влиять на жизнь общества. Значительно обострилась продовольственная проблема множество необходимых продуктов было дефицитным. Аграрный сектор не мог удовлетворить продовольственные запросы населения.

Несмотря на это, руководство страны не прекращало финансирование космической и военной промышленности, что привело к социально экономическому парадоксу: в государстве, которое являлось мировым лидером по производству баллистических ракет и ядерного оружия, не было возможности без затруднения купить молоко и сливочное масло.

  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов

    В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.

    Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

    Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к "новому" классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее членами были связаны с "теневой экономикой". Главным источником обогащения правящего класса в 60-х - начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих "социалистической" собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

    Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер ("неосталинизм"). Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

    В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение "развитого социализма". В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.

    С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству: установить твердый план закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства. Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

    Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые "Жигули"). Сельхозпроизводство выросло на 20%.

    К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

    С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

    Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.

    Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 - 1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств - газа и нефти. "Нефтедоллары" расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - 3 тыс. км.

    Наиболее слабой отраслью в 70-е - 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику - высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 - 1084 гг. - 40 млн. т. в год).

    В 70-е годы широко развернулся поход на "вторую целину" - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация "неперспективных деревень" (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

    В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования "теневой экономики".

    Главной особенностью социально экономической жизни 60-80-хх годов были постоянные поиски новых путей развития, с которыми партийное руководство так и не смогло окончательно определиться. В 60-х годах правительство еще делало попытки сохранить реформаторские импульсы периода Хрущева, однако начиная с 70-х годов, этот процесс окончательно остановился.

    Промышленная реформа 1965 года

    Экономическая реформа, которая была принята в 1965 году, стала самым масштабным преобразованием в послевоенный период СССР. Разработкой реформы занимался А. Н. Косыгин, хотя основы были заложены еще правительством Хрущева.

    Преобразования затронули промышленность, сельское хозяйство, сферы строительства и управления. Изменения произошли в управлении промышленностью частично опровергалась плановая система, оценкой деятельности предприятий становилось не количество изготавливаемой продукции, а объемы ее реализации.

    Финансирование предприятий, занимающихся строительством, осуществлялось при помощи беспроцентного кредитования. Итоги реформы. Предприятия, которые были переведены на новую систему, значительно улучшили показатели производительности.

    Топливно энергетический комплекс стал стержнем экономики государства: СССР занял ведущие в мире позиции по производству нефти и газа. В период проведения реформы значительно окреп военно - промышленный комплекс.

    В погоне за паритетом с США, Советское государство начало массовое производство баллистических ракет и ядерных ракет средней дальности. Возрос и научно- технический потенциал государства. В этот период возникли новые отрасли в советской промышленности микроэлектроника, роботостроение и атомное машиностроение.

    Несмотря на видимый рост экономики, руководству СССР не удалось закрепить результатов проведенной реформы и уже к началу 70-х годов объемы производства начали неуклонно падать.

    Сельское хозяйство

    Если промышленная реформа принесла ожидаемые плоды, то попытки преобразования аграрного сектора потерпели сокрушительную неудачу еще в самом начале. Большинство совхозов и колхозов, не смотря на материальную поддержку государства, приносили убытки.

    Темпы сельскохозяйственного производства составляли лишь 1 % в год. С середины 60-х годов правительство начало регулярно закупать зерно за границей. Кризис аграрного комплекса так и не был ликвидирован.

    Социальная жизнь

    В 60-80-хх годах в Советском государстве наблюдалась повышенная урбанизация. Сельские жители массово переселялись в большие города, так как работа на производстве приносила стабильный заработок в отличие от труда на земле.

    К началу 1980 года, численность городского населения становила 62%, сельского 12%, военнослужащих 16%. До середины 70-х годов жизнь советского народа отличалась социальной и экономической стабильностью образование, жилье и медицина в государстве была бесплатной.

    Ситуация кардинально изменилась в 1976 году, когда кризис производства впервые начал влиять на жизнь общества. Значительно обострилась продовольственная проблема множество необходимых продуктов было дефицитным. Аграрный сектор не мог удовлетворить продовольственные запросы населения.

    Несмотря на это, руководство страны не прекращало финансирование космической и военной промышленности, что привело к социально экономическому парадоксу: в государстве, которое являлось мировым лидером по производству баллистических ракет и ядерного оружия, не было возможности без затруднения купить молоко и сливочное масло.

    Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х-начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. В сфере экономики в 60-70-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе.

    Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет.

    Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности, тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции.

    Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года "Об улучшении управления промышленностью" и от 4 октября 1965 года "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства".

    Инициатором хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин.

    Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.

    Предполагалось, в частности:

    ѕ сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемов реализации;

    ѕ укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;

    ѕ перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).

    ѕ восстановление отраслевого принципа управления промышленностью.

    Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации. Оставлялось пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязанность заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться.

    Однако реформа не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение пользования преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные результаты. Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее половинчатость. Главным недостатком было то, что интересы общества и предприятия стали все больше и больше расходиться. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.

    Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма страны и могло привести к быстрому и глубокому экономическому кризису. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

    Реформа 1965 года предусматривала дальнейшее развитие сельского хозяйства. Ее важным решением было принятие Примерного Устава колхозов в ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.

    Экономика страны в 60-70-е годы характеризовалась ещё достаточно высокими темпами роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали снижаться.

    Следует подчеркнуть, что в эти годы существовало понимание необходимости эффективнее использовать экономические законы социализма, усилить внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса.

    В рассматриваемый период принимались правильные решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные, с волевых методов управления на экономические.

    В 70-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы выросли более чем в три раза, численность научных работников увеличилась вдвое.

    На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 году насчитывалось 250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений.

    Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно отставали от США и других европейский стран.

    Промышленность, сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это признавалось на самом высоком уровне.

    Реформы 1965-1970гг. при всей своей ограниченности и непоследовательности оказали значительное позитивное воздействие на народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался новыми крупными успехами в области экономики и социально-культурной жизни.

    В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий, в том числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы.

    В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процентов мировой промышленной продукции. К 1985 году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.

    Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир, что позволило улучшить жилищные условия населения.

    Реальные доходы выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления. Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц, окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников, достигнув 1,5 млн. человек.

    В общем и целом этот период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни. Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз.

    Однако со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.

    Серьезную тревогу вызывал разрыв между приростом мощностей и невысоким уровнем отдачи капитальных вложений. Положение особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов.

    Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных показателей. Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельскохозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции.

    Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.

    Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых.

    Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни, усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации.

    Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам.

    Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного состояния.

    Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться более отчетливо.

    Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества - застой.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС.На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:Первое- перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства.Второе- коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.Третье- совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.В русле этих направлений предусматривалось:

    оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий;поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.

    Предусматривалось, что системы планирования и экономического стимулирования должны были создавать у коллективов предприятий заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, требующих полного использования производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, достижений технического прогресса, повышения качества продукции.

    Экономическая реформа начала действовать в январе 1966 года. Почти с первых же шагов реформа обнаружила наличие ощутимых противоречий между первоначальным замыслом и реальной практикой хозяйствования, которая стала складываться по мере внедрения нового порядка работы предприятий. Причины этих противоречий, существование которых снижало отдачу от проводимых мер по совершенствованию хозяйственного механизма, следует искать в недостаточной обеспеченности идей реформы реальными рычагами, создающими условия для практической реализации этих идей. Стержневой замысел реформы- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий- фактически подкреплялся только сокращением числа спускаемых сверху планово-отчетных показателей и изменением порядка формирования поощрительных фондов коллективов.

    Реформа не сломала старый хозяйственный механизм. Фактически народохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики.Противоречие обострялось тем, что индустриализационные процессы в этот период носили преимущественно экстенсивный характер. Они сводились к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов. Поэтому, несмотря на дальнейшее индустриальное преобразование народного хозяйства многие проблемы, возникшие в условиях форсированной индустриализации, не только не исчезли, но даже нарастали. Более того, отставание приобретало застойные черты. Укрепились специфические устаревшие хозяйственные механизмы и управленческие традиции, объективно поддерживающие такое отставание, формировалась социальная база стагнации.Экстенсивность экономики стимулировала нарастание дефицита рабочей силы и спрос на тяжелый неквалифицированный ручной труд, который становился фактором люмпенизации трудящихся.Для немеханизированных производств был характерен низкий уровень организации труда, дисциплины, культуры, этики отношений при высоком уровне алкопотребления и текучести рабочей силы. В затратную экономику была органически включена и система советского образования. Развернулся процесс поголовного охвата молодежи всеобщим средним образованием, который без соответствующей материальной и интеллектуальной базы привел к удручающему снижению его стандартов.В результате вышеописанных процессов сложился довольно устойчивый конгломерат разнородных социальных сил, который включал в себя малокомпетентных управленцев аппаратного типа, ориентированных на “престижное потребление”, полуобразованных служащих и инженерно-технических работников, псевдоученых, низкоквалифицированных рабочих, безразличных к конечным результатам своего труда крестьян. Этот конгломерат не проявлял заинтересованности к ускорению научно- технического прогресса и интенсификации производства, не желал серьезных структурных реформ в экономике и политике, опасаясь перемен в своем привычном образе жизни. Так складывалась социальная база застоя.Под давлением этих социальных сил и формировалась текущая и перспективная экономическая политика.Крайне не просто проходил в этих условиях процесс разработки проекта Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. (1966-1979гг.).Еще в первой половине 1964 г. началась подготовка народонохозяйственного плана на семь лет (1966- 1972гг.), в который предполагалось включить задания, вошедшие во все принятые ранее решения. События конца 1964 г. серьезно изменили отношения к хрущевскому “субъективизму”. Тем не менее задания восьмого пятилетнего плана отражали стремление руководства к резкому ускорению экономического развития. При опережающем росте производства средств производства ставилась задача достижения экономической сбалансированности. Предполагалось увеличить производительность труда, прибыль. Декларировался новый подход к формированию территориально- промышленных комплексов. Определив стратегические установки пятилетки, партийно-государственное руководство сосредоточило внимание на конкретизации принятых решений, выработке форм и методов достижения поставленных целей, механизмов их реализации. В этот период в практику партийного руководства народным хозяйством входят ежегодные обсуждения на пленумах ЦК КПСС проектов госудпрственных планов и бюджетов на очередной хозяйственный год. Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты, динамика экономического развития несколько возросла, была достигнута известная сбалансированность народного хозяйства.В 1967 г. на новый порядок планирования и экономического стимулирования стали переводиться целые отрасли промышленности. Перевод на новые условия сопровождался пересмотром оптовых цен 1955 г., которые уже не отражали общественно необходимые затраты, особенно в горнодобывающих отраслях. Пересмотр цен улучшил экономическую ситуацию, с 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего логического развития, не реализовывались ее основные замыслы.Не удалось установить отношений взаимной ответственности между органами, принимающими и выполняющими решения. Директивность планирования не была подкреплена четкими формами экономической ответственности плановых органов за качество планов, за ресурсообеспеченность.И все же в первые годы восьмой пятилетки были налицо некоторые успехи. Темп роста производительности труда и средней заработной платы работающих в промышленности сблизились. Но полной сбалансированности их достичь не удалось. Не были выполнены задания по производительности труда. В 1968 г. средняя заработная плата по всей индустрии выросла заметно больше, чем производительность труда.Становилось ясно: для того, чтобы двигаться вперед, необходимо демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно- политическую систему и заменить ее современной.К началу 70-х годов в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но уже было ясно, что она постепенно сворачивается.Некоторое улучшение социально- экономического положения было достигнуто за счет мобилизации административно- командной системы а также частично за счет реформ что укрепило позиции консервативных и антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. В соответствии с типом и уровнем мышления высшего партийного и административного эшелона ставка на упрощенно технократические подходы стала преобладающей.На ХХIV съезде КПСС декларировалось что решающее значение для экономического роста приобрел вопрос об интенсификации и источниках роста. Подчеркивалось, что с точки зрения очередных задач и долговременных перспектив на первое место выдвигается ускорение научно- технического прогресса (НТП).Универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем провозглашалось повышение руководящей роли партии. Оно трактовалось как распространение партийного контроля на все сферы жизни общества.

    Большие усилия прилагались для имитации общественно- политической и трудовой активности трудящихся. Количественные показатели роста активности поднимались вверх за счет определенной части членов производственных коллективов при одновременном и устойчивом проявлении пассивности большей их части.Важным фактором осуществления НТП выступает рост обобществления производства. В 1970- гг. началось всемерное форсирование создания производственных объединений. Объединение предприятий происходило с упором на административное воздействие зачастую без учета экономических интересов объединяемых коллективов. Экономическая целесообразность также не всегда принималась в расчет.Администативно- командная система неизбежно трансформировала курс на создание объединений в ведомственный монополизм что еще сильнее подавляло конкуренцию раскручивало рост цен снижало качество и технический уровень продукции. Положение дел в экономике ухудшалось, рост жизненного уровня народа прекратился.Зато процветала «теневая экономика». Ее питательной средой была бюрократическая система, функционирование которой требовало постоянного жесткого внеэкономического принуждения и регулятора в виде дефицита. Последний абсурдно демонстрировал себя повсеместно на фоне совершенно невероятных излишков различного сырья и материалов. Самостоятельно продать или обменять их на нужные товары предприятия не могли. Подпольный рынок поддерживал развалившуюся экономику.Брежневское руководство дутыми цифрами и гигантскими прожектами стремилось отвлечь внимание общественности от плачевного положения, в котором оказалась держава. Нарастало сращивание дельцов «теневого бизнеса» с ответственными работниками партийно- государственного аппарата в центре и на местах. Обороты «теневой экономики» становились миллиардными.В 1970-е годы произошло заметное ослабление новаторских устемлений Инициатор экономической реформы Косыгин отошел на второй план. На переднем плане оказался консервативный деятель Брежнев Событием которое отчетливо обозначило возврат к старому скорее всего оказался ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Именно с этой акцией следует связывать окончательную победу консервативных сил в руководстве КПСС и отказ от экономической реформы.В 1970-е годы, как и прежде упор делался на необходимость смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные, с административно- командных методов управления- на экономические. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали, что необходимо как можно быстрее переводить экономику на интенсивный путь развития. Такая задача ставилась в качестве одной из приоритетных, начиная с ХХIV съезда КПСС (1971 г.). Ставилась, но не решалась. Принимались решения о более широком использовании таких рычагов товарно- денежных отношений, как хозрасчет, прибыль, кредит, материальное поощрение, но практической реализации они не находили.Продолжить и углубить экономическую реформу могли только новые люди, мыслящие экономическими категориями. Но они не выдвигались на значимые посты, которые были заняты консервативно мыслящими руководителями. В результате экономическая реформа начала потихоньку сворачиваться.

    Вместо сокращения числа утверждаемых сверху показателей число их возросло. Резко усилилось вмешательство директивных органов в планирование. Вместо нормативного планирования на практике стали применяться методы округления. В основе развития экономики лежал экстенсивный принцип развития.Руководство страны основное внимание уделяло развитию сырье добывающих отраслей. Рост цен на мировом рынке в это время позволил Советскому Союзу получить большое количество “нефтедолларов”. Деньги эти были потрачены на закупки товаров ширпотреба и импортного промышленного оборудования, которое часто даже не устанавливалось, а если и устанавливалось, то не всегда грамотно использовалось.Партийно-государственное руководство нашей страны совершило просчет в определении перспектив развития науки и техники на новом этапе научно-технической революции, не приняло надлежащих мер для реорганизации хозяйственного механизма и подготовки квалифицированных кадров.В результате этого механизм хозяйствования не создавал благоприятных условий для научно- технического прогресса. Руководство партии и страны не понимало, что экономику сделали невосприимчивой к достижениям науки и техники старые народно- хозяйственные отношения, считая, что главной причиной недостатков в области использования достижений НТР и ее развития является несовершенство административных рычагов и сделало ставку на решение организационно- структурных вопросов. Как следствие этого, начинает расти отставание нашей страны от стран Запада. В области сельского хозяйства в 1970 годы был сделан упор на агропромышленную интеграцию, которая рассматривалась как главное направление сближения двух форм собственности- государственной и колхозной, превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.Надо сказать что основные показатели экономического роста в 1970-е годы ухудшились Исключением была восьмая пятилетка Тогда среднегодовые темпы роста производительности труда увеличились что было прямым результатом экономической реформы 1965 года. После отказа от нее основные экономические показатели начинают ухудшаться. С начала 1970 годов произошло существенное снижение темпов роста, характеризующих важнейшие экономические процессы и это стало устойчивой тенденцией. В результате в 1982 году практически приостановился рост уровня жизни народа.Важно то, что на протяжении длительного исторического периода возможности Советского государства были ограничены. Господствовал примат тяжелой индустрии При распределении капитальных вложений между отраслями плановые органы допускали явные диспропорции в пользу тяжелой промышленности Достижения науки в области тяжелой промышленности не распространялись на легкую промышленность. При этом главное внимание уделялось производственным задачам а социальные проблемы отодвигались на задний план.Положение не изменилось и в 1970-е годы. Оно даже ухудшилось, что было связано с тем, что Советский Союз нес основное бремя расходов в организации Варшавского договора оказывая существенную помощь странам третьего мира заявлявшим о своей готовности встать на путь социалистического строительства Для Брежнева и его окружения характерно было неприятие реформаторства. К концу 70-х из руководства были удалены практически все явные сторонники обновления.Хозяйственно политические решения конца 1970-х годов, как никогда, страдали внутренней несогласованностью: мероприятия по активизации экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, возрастало число директивных показателей, а дезорганизация в народном хозяйстве все возрастала. Возникала целая система ослабления экономических инструментов власти, окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который заблокировал развитие советского общества.Некоторое улучшение социально- экономического положения, которое было достигнуто за счет мобилизации ресурсов административно- командной системы, а также частично за счет реформ, укрепило позиции консервативных и антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. Радикальные политические и экономические идеи оказались под запретом. В соответствии с типом и уровнем мышления высшего партийного и административного эшелона ставка на упрощенно технократические подходы стала преобладающей.Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно- политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.Администативно- командная система, как показывает исторический опыт, органически не способна обеспечить экономическую эффективность и технологический прогресс, ей по силам осуществлять лишь его заимствованную форму. Административно- командные методы управления нацеливают на решение, прежде всего, не экономических а административных задач. История показывает, что с самого начала административную систему отличал экономический утопизм, замешанный на экономической малограмотности.Командная экономика и соответствующее ей политическое руководство общественными процессами создали адекватный себе тип общественного сознания: на почве порожденных администрированием экономической неэффективности и уравнительности распределения произошли глубокие сдвиги в общественной психологии, деформация жизненных ценностей и приоритетов.В сознании людей глубоко укоренились сугубо административный взгляд на экономические проблемы, мистическая вера в организацию, нежелание и неумение видеть, что силой, давлением, призывами к сознательности ничего в общественной жизни и экономике не достигнуть. Такая же вера стала свойственной и партийным руководителям самого различного ранга.

    В народе широкое хождение получили настроения апатии, безразличия к общим целям и ценностям, недоверие к реформам. Часть народа деградировала физически и духовно на почве пьянства и бездуховности, произошли упадок этики и резкое снижение моральных критериев, развились массовые хищения и агрессивная зависть к честному труду. Деформация массового сознания- самое худшее в наследии, оставленном административно-командным порядком организации жизни людей.

    Революционное обновление нашего общества представляется гораздо более сложным делом, чем демонтаж отживших, но все еще не сдающих свои позиции бюрократических структур. Здесь не победить натиском, смелым почином. Нужна долгая кропотливая работа.