Образование ссср. Банковская система советского союза

Советский Союз... в экономическом отношении занимает второе место в мире по уровню валового национального продукта, имеет многочисленные и хорошо подготовленные производительные силы, высоко развит в промышленном отношении. ...Несмотря на то, что между экономическими планами и их выполнением в СССР имеются расхождения, ».

Оригинал взят у arctus

**
В продолжение темы о выступлении председателя правительства Медведева в эфире «Вестей субботы», где он проповедовал ложное представление о сельском хозяйстве СССР, предлагаю ознакомиться с мнением ЦРУ конца 1982 года об экономике своего геополитического противника, высказанном в форме доклада, сделанного по запросу Объединенного экономического комитета Конгресса США.
*
О ЧЕМ МОЛЧАЛ ЕГОР ГАЙДАР.
В своей последней книге "Гибель империи" Егор Гайдар лишь вскользь упомянул о важнейшем американском стратегическом документе, вероятно, не понимая его значимости для всей системы советско-американских отношений. Именно эта "фигура умолчания" и заставляет нас рассказать современным читателям о реальных оценках состояния советской экономики, отвергаемых экономистами "чикагской школы" и "гарвардского проекта".

После избрания Ю.В. Андропова 12 ноября 1982 г. Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза, Объединенный экономический комитет Конгресса США запросил у ЦРУ доклад о состоянии советской экономики, где «были бы представлены как ее потенциальные возможности, так и уязвимые стороны» .

Представляя Конгрессу этот доклад, сенатор Уильям Проксмайер , вице-председатель Подкомиссии по международной торговле, финансам и охране экономических интересов, посчитал необходимым подчеркнуть следующие основные выводы из анализа ЦРУ (цитируется перевод с английского):

«В СССР наблюдается неуклонное снижение темпов экономического роста, однако в обозримом будущем этот рост будет оставаться положительным.

Экономика функционирует плохо, при этом часто наблюдается отход от требований экономической эффективности. Однако это не означает, что советская экономика утрачивает жизнеспособность или динамизм . Несмотря на то, что между экономическими планами и их выполнением в СССР имеются расхождения, экономический крах этой страны не является даже отдаленной возможностью ».

И сколько же надо было впоследствии "потрудиться" и "приложить усилий", чтоб сделать "невозможное возможным"!!! Но это - уже вопросы к иным историческим деятелям и персонажам.

Ибо в познании истории, как известно, не "работает" вульгарно-прямолинейный принцип: post hoc ergo propter hoc - после этого, следовательно - по этому! Продолжим однако цитирование названного нами чрезвычайно важного документа американской разведки:

" Обычно западные специалисты, занимающиеся советской экономикой, уделяют главное внимание ее проблемам, - продолжал сенатор. - Однако опасность такого одностороннего подхода заключается в том, что, игнорируя положительные факторы, мы получаем неполную картину, и на основе ее делаем неверные заключения.

Советский Союз является нашим основным потенциальным противником, и это дает еще больше оснований для того, чтобы иметь точную и объективную оценку состояния его экономики. Худшее, что мы можем сделать - это недооценить экономическую мощь своего главного противника" .

И вновь прерывая здесь цитирование этого доклада, поясним, почему мы считаем необходимым познакомить с ним наших сограждан.

Во-первых , он самым наглядным образом показывает стратегический уровень анализа и прогнозирования ведущей разведывательной службы Западного мира, их методологию и принимаемые в расчет факторы.

Во-вторых, его выводы и оценки были положены в основу беспрецедентной по масштабам "экономической войны" Соединенных Штатов Америки против СССР, развязанной уже в следующем году.

В-третьих , подобные анализ и планирование осуществляются в США и по сей день, о чем, например, со всей очевидностью свидетельствует очередной доклад американского Национального разведывательного совета (НРС) "Глобальные тенденции в мире до 2025 года", открытый вариант которого был обнародован 20 ноября 2008 г.

В этой связи представляем читателям основные положения разведывательного доклада ЦРУ США 1982 г. о состоянии советской экономики:

« Необходимо отдавать себе отчет в том, что Советский Союз, хотя он ослаблен в результате неэффективного функционирования сельскохозяйственного сектора и обременен большими расходами на оборону, в экономическом отношении занимает второе место в мире по уровню валового национального продукта, имеет многочисленные и хорошо подготовленные производительные силы, высоко развит в промышленном отношении .

СССР также обладает огромными запасами полезных ископаемых, включая нефть, газ, а также относительно дефицитные минералы и драгоценные металлы. Следует серьезно смотреть на вещи и подумать о том, что может произойти, если тенденции развития советской экономики из отрицательных станут положительными».

Заканчивая представление доклада, Уильям Проксмайер отметил, что он «должен со всей убедительностью разъяснить членам Конгресса США и американской общественности реальное состояние советской экономики, о котором они до сих пор имели весьма смутное представление.
Из доклада также следует, что в прогнозировании экономического развития Советского Союза содержится по меньшей мере такая же доля неопределенности, как и в отношении перспектив нашей собственной экономики» .

В самом докладе Генри Роуэна , председателя Национального совета разведслужб ЦРУ, отмечалось (содержание доклада приводится в сокращении):
*
«Западные обозреватели, анализируя функционирование советской экономики, называют ее "слабой" или "разрушающейся", в то время как СССР продолжает увеличивать расходы на оборону, возрастает совокупный общественный продукт в реальном выражении, а по размерам валового внутреннего продукта (ВНП) Советский Союз занимает второе место в мире, уступая лишь Соединенным Штатам.

Мы не считаем, что экономический крах - резкое и длительное снижение объема ВНП - возможен даже в отдаленном будущем.

Наши прогнозы указывают на то, что

1. Рост ВНП будет идти медленно, но останется положительным.

2. Задержка экономического развития обусловлена сочетанием целого ряда факторов. Некоторые факторы не зависят от Советского Союза, другие же отражают те слабые места в советской экономической системе, устранить которые не сможет даже новое руководство Андропова.

Отдельные факторы, замедляющие экономический рост, зависят от политического курса (например, выделение средств на оборону). Эти факторы можно изменить, однако это вряд ли будет сделано в заметном объеме в ближайшем будущем.

3. Тем не менее мы полагаем, что в обозримом будущем ежегодный рост
составит в среднем от одного до двух процентов. Потребление на душу населения достигнет постоянного уровня или даже несколько уменьшится.

… Улучшению жизни советских граждан, т.е. повышению их жизненного уровня, Москва уделяет внимание уже в течение почти 30 лет. Однако повышение благосостояния потребителей всегда зависело от потребностей армии и отступало на второе место, чтобы обеспечить высокие темпы роста капиталовложений, необходимые для обеспечения быстрого роста ВНП.

Однако в настоящее время появились признаки того, что с интересами потребителей обращаются не так бесцеремонно. 11-й пятилетний план, в отличие от предыдущих, предусматривает более медленные темпы роста капиталовложений по сравнению с ростом потребления.

…С точки зрения целей и первоочередных задач, выдвинутых руководством, функционирование советской экономики носит смешанный характер.

С середины 60-х годов СССР увеличил свой арсенал межконтинентальных средств доставки ядерного оружия почти в 6 раз, уничтожив, таким образом, количественное превосходство США в этой области и обеспечив себе возможность нанесения ответного ядерного удара.

За этот же период Москва более чем утроила количество единиц тактического ядерного оружия, уменьшив значение ядерного оружия стран НАТО , которое было противопоставлено более многочисленным обычным вооруженным силам стран Варшавского Договора….

Наряду с усилением своей военной мощи СССР до недавнего времени был способен поддерживать высокие темпы экономического роста.
За период с 1950 по 1981 г. ВНП СССР, по данным ЦРУ, вырастал в среднем на 4,6% в год, тогда как рост ВНП США за тот же период составил в среднем 3,4% в год.

Однако экономический рост СССР в течение этого периода постоянно замедлялся, особенно начиная с 1978 г. Среднегодовой прирост ВНП составлял 6 % в 50-е годы, 5 % в 60-е годы, и почти 4 % в период с 1970 по 1978 г. За период с 1979 по 1981 г. среднегодовой рост составлял менее 2 %. Ожидается, что в 1982 г. ВНП увеличится примерно на 1,5 %.

Происходящие в экономике СССР процессы во многом напоминают замедление темпов экономического роста, наблюдаемое в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

За первые 3 года 70-х ВНП стран ОЭСР увеличивался на 5 % в год. Кризис, вызванный повышением странами ОПЕК цен на нефть, остановил рост экономики стран ОЭСР в 1974 - 1975 годах. Затем в 1976 - 1979 годах рост ВНП возобновился и составил 4 % в год. Однако в 1980 - 1981 годах рост ВНП в странах ОЭСР достигал всего 1,2 % в год.

Снижение темпов роста советской экономики отчасти явилось следствием того, что 4 года подряд урожаи были плохими или средними. Но в большинстве отраслей экономики, особенно в промышленности, наблюдался застой.

Серьезным тормозом для промышленности стали узкие места, не связанные с сельским хозяйством. Увеличение объема промышленного производства, которое за период с 1971 по 1975 год составляло в среднем 6 % за год, резко снизилось в 1976 г., и за период 1976 - 1981 годов лишь незначительно превышало 3 % в год.

Процесс снижения экономического роста в СССР характеризуется стабильностью. В 1981 г. объем промышленного производства увеличился лишь на 2 %. Ожидается, что в 1982 г. он составит от 1,5 до 2 процентов.

Одно из главных мест в экономической политике СССР отведено усилению военной мощи. На это указывает непрерывный рост расходов на оборону, который с середины 60-х годов составляет в среднем 4 % в год.

В настоящее время расходы на оборону в СССР составляют 13 - 14 % ВНП.

В то же время забота государственного руководства о благосостоянии потребителей несколько умерила стремление к экономическому росту.

Доля советского ВНП, вкладываемая в основной капитал - что является движущей силой экономического роста СССР - в определенной мере стабилизировалась в последние годы и составляет приблизительно 26 % (факторные издержки). В 1960 г. эта доля составляла около 20 %.

С самого начала выполнение заданий 11-го пятилетнего плана зависело от существенного подъема производительности труда. Так, рост производительности труда в промышленности за 1981-1982 гг. составил всего 1,4 % в год вместо запланированных 4,5 % в год.

Продолжает быстро возрастать добыча природного газа…

В качестве положительного момента можно отметить рост объема производства энергии…

В 1982 г. СССР также существенно улучшил свой внешнеторговый валютный баланс…

Внешнеторговый дефицит в твердой валюте в 1981 г. составлял около 4 млрд. долларов , что вызывало определенную озабоченность в финансовых кругах Запада. Судя по результатам первой половины 1982 г. дефицит внешнеторгового баланса к концу года будет снижен, вероятно, до 2 млрд. долларов

Сильные стороны экономики СССР.
Сами масштабы экономической деятельности, отражающие ее значительный рост со времен окончания 2-й мировой войны, является одной из самых сильных сторон экономики СССР.

Валовый национальный продукт Советского Союза за 1982 г. составит около 1,6 триллиона долларов, т.е. примерно 55 % ВНП США.
Размер валового национального продукта на душу населения составляет почти 6 000 долларов.

Велико и население страны, численность которого приближается к 270 миллионам. Рабочая сила , численность которой составляет около 147 млн. человек, состоит из достаточно образованных и подготовленных (по мировым стандартам ) людей.

К настоящему времени СССР стал страной почти полной грамотности. Образовательный уровень населения быстро растет….

Особые усилия направлены на улучшение образования коренного населения республик Средней Азии…

Положительным моментом для технически ориентированного советского общества является также то, что в советских школах особое внимание уделяется математике, технике и точным наукам.

Однако в советской системе образования имеются серьезные недостатки, к которым относится чрезмерное количество заучиваемого механически материала и слишком ранняя узкая специализация на университетском уровне.

Еще одной сильной стороной экономики СССР является громадное количество основных фондов , которые были накоплены после 2-й мировой войны….

Советский Союз исключительно богат природными ресурсами….

Энергетика .
СССР владеет 40 % разведанных мировых запасов природного газа…., что превышает ресурсы всех промышленно развитых капиталистических стран, вместе взятых. Запасы угля составляют 30 % всех мировых промышленных запасов и достаточны для добычи в течение более 200 лет при современных нормах производительности….
Залежи железной руды составляют примерно 40 % мировых.
Обладая 1/5 мировых лесных ресурсов, СССР имеет практически неистощимый источник древесины….
Кроме того. Советские специалисты утверждают - и это вполне может оказаться правдой, - что в их стране находятся самые крупные залежи марганца, никеля, свинца, молибдена, ртути и сурьмы….

Обладая большими людскими, финансовыми и материальными ресурсами, СССР пользуется экономической самостоятельностью, что является еще одной из его сильных сторон.

СССР хотя и обладает большой экономической самостоятельностью, однако не является автарксистским государством. Так, по крайней мере на протяжении последнего десятилетия, торговля с капиталистическими странами является важным элементом деятельности СССР, направленной на модернизацию советской экономики и повышение ее эффективности….

Говоря об экономической самостоятельности Советского Союза, мы отнюдь не имеем ввиду, что он не нуждается в торговле или не получает от нее определенных выгод….

Мы имеем в виду, что способность советской экономики оставаться жизнеспособной при отсутствии импорта намного выше, чем в большинстве, а возможно и во всех остальных промышленно развитых странах мира. Отсюда следует, что возможности воздействовать на Советский Союз с помощью экономических рычагов весьма ограничены…»
*
Вновь временно прерывая цитирование оценочной части оценки ЦРУ экономического состояния СССР, сразу предуведомим читателей, что эти выводы никоим образом нельзя экстраполировать на нынешнее национальное богатство России.


Поскольку, как известно, свыше 60% его было утрачено только вследствие подписания 8 декабря 1991 г. никем не уполномоченными президентами России Б.Н Ельциным и Украины Л.М. Кучмой , председателем Президиума Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевичем соглашения "о прекращении существования СССР как субъекта международного права и политической реальности".

Далее в докладе ЦРУ Конгрессу США подчеркивалось:
*
«Хозяйственное освоение и добыча некоторых видов природных ресурсов в СССР ведется высокими темпами, несмотря на их значительную удаленность и условия, чрезвычайно усложняющие добычу.

В области добычи золота СССР уступает лишь Южно-Африканской Республике. Производство золота за 1981 г. составило около 325 тонн. Золотой запас страны равен примерно 1 900 тоннам, что по существующим ценам превышает 25 млрд. долларов.

В 80-е годы в стране резко возрастет производство металлов платиновой группы, никеля и кобальта. Объем их производства будет достаточным не только для удовлетворения внутренних потребностей, но обеспечит также растущий экспорт…. Богатые новые залежи, разработка которых начинается в Казахстане и Грузии, позволяет значительно увеличить производство хромитов и марганца.
<...>
Советской экономике требуется большой объем транспортных услуг не только по причине ее размеров и сложности, но также и потому, что природные богатства и людские ресурсы страны разбросаны по громадной территории.
По сравнению со странами Северной Америки и Европы СССР плохо обеспечен круглогодичным водным транспортом, к тому же правительство медлит с созданием сети современных автомобильных дорог. В силу этих причин основная тяжесть грузоперевозок легла на железнодорожный транспорт.
Однако этот транспорт, очевидно, достиг максимума своих возможностей в использовании существующих железнодорожных магистралей и техники. Из этого следует, что в течение по меньшей мере нескольких последующих лет транспортному сектору будет трудно поддерживать рост экономики….
Как отмечалось выше, существование советской экономики не зависит от торговли. Общий объем импорта составляет 12 или 13 процентов ВНП, а импорта из капиталистических стран - лишь около 5% . Однако по причине только что перечисленных трудностей полное или частичное устранение кризисных узких мест и выполнение основных задач в развитии страны тесно связано с импортом из капиталистических стран….
*
* *
Как США сыграли на том, что описано в последнем приведённом предложении доклада, читайте в материале:

A. Банком.

B. Центром.

C. Жиробанком.

D. Ипотекой.

570. Денежные операции в Древнем Риме выполняли:

A. Аргентарии.

B. Депозитарии.

C. Бухгалтеры.

D. Квесторы.

571. Для ликвидации монополии храмов по осуществлению денежных операций древние государства с VII в. до н.э. стали самостоятельно осуществлять:

A. Торговые сделки.

B. Обменные операции.

C. Чеканку монет.

D. Прием вкладов.

572. В Древнем Риме меняльным делом занимались:

A. Консерваторы.

B. Комиссионеры.

C. Нумулярии.

D. Тамкары.

573. Первые банки современного типа возникли:

A. В Италии.

B. В Германии.

C. Во Франции.

D. На Руси.

В древние века кредитные операции носили в основном... характер.

A. Ростовщический.

B. Инновационный.

C. Фондовый.

D. Потребительский.

Аргентарии в Древнем Риме создавали..., деятельность которых закладывала основы денежного предпринимательства.

A. Корпорации.

B. Кооперации.

C. Федерации.

D. Ассоциации.

576. Торговые дома Древнего Вавилона осуществляли выдачу кредита под:

A. Заклад товаров, пользующихся спросом на рынке.

B. Залог недвижимости.

C. Поручительства.

D. Гарантийные письма.

577. С появлением кредитных денег банки начинают выпол­нять... операции.

A. Кассовые.

B. Расчетные.

C. Залоговые.

D. Эмиссионные.

В России банковское дело с начала 80-х гг. XIX в. развивалось преимущественно на базе... банков.

A. Государственных.

B. Частных.

C. Акционерных.

D. Иностранных.

579. Лица, осуществлявшие в государственном казначействе Древней Греции прием и выдачу денег, именовались:

A. Кассирами.

B. Наукрариями.

C. Менялами.

D. Индоссантами.

580. В практике Государственного банка Российской империи получили развитие операции, производимые:

A. По результатам анализа его деятельности.

B. На основе распоряжения министра экономики или его заместителя.

C. По специальной докладной министра финансов и с разре­шения императора.

D. На основании оценки кредитоспособности его клиентов.

ТЕМА 3.8. Понятие и элементы банковской системы

581. Национальная банковская система - это совокупность:



A. Международных кредитных институтов.

B. Кредитных институтов внутри страны и взаимосвязей меж­ду ними.

C. Эмиссионных банков и лизинговых компаний.

D. Форм и методов организации денежного обращения в стране.

582. Элементом банковской системы не является:

A. Центральный эмиссионный банк.

B. Небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на право совершения банковских операций.

C. Коммерческий банк.

D. Казначейство.

В условиях административно-командной системы управления экономикой функционирует... банковская система.

A. Рыночная.

B. Распределительная.

C. Переходная.

D. Переменная.

Для распределительной централизованной банковской системы характерна... на формирование банков.

A. Олигополия государства.

B. Свобода юридических лиц.

C. Монополия государства.

D. Свобода физических лиц.

Современная банковская система России - это система... типа.

A. Рыночного.

B. Переходного.

C. Распределительного.

D. Централизованного.

586. Рыночная банковская система отличается от распределительной:

A. Наличием ограничений форм собственности на банки.

B. Единообразием форм собственности на банки.

C. Возможностью функционирования только государственных банков.

D. Многообразием форм собственности на банки.

587. К особенностям банковской системы относится ее..., обус­ловленная национальными традициями и историческим опытом развития страны.

A. Значимость.

B. Уникальность.

C. Дифференцированность.

D. Простота.

588. По ... банки делятся на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

A. Форме организации.

B. Характеру операций.

C. Числу филиалов.

Банковская система активно развивается в условиях... экономики.

A. Депрессивного состояния.

B. Кризиса.

C. Подъема.

D. Гиперинфляционной.

В Советском Союзе функционировала... банковская система.

A. Одноуровневая.

B. Двухуровневая.

C. Трехуровневая.

D. Многоуровневая.

591. По ... банки подразделяются на региональные, межрегио­нальные, национальные, международные.

A. Функциональному назначению.

B. Сфере обслуживания.

C. Форме организации.

D. Размерам капитала.

Одним из свойств банковской системы является то, что она выступает как система... типа.

A. Закрытого.

B. Открытого.

C. Смешанного.

D. Полуоткрытого.

593. Возможность проведения центральным банком независимой денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что банковская система выступает как:

A. Разбалансированная.

B. Нерегулируемая.

C. Управляемая.

D. Зависимая.

594. По ... банки делятся на универсальные и специализиро­ванные.

A. Сфере обслуживания.

B. Характеру операций.

C. Масштабам деятельности.

D. Функциональному назначению.

595. ... банки выполняют весь набор банковских услуг для всех категорий клиентов.

A. Специализированные.

B. Инновационные.

C. Универсальные.

D. Депозитные.

Операции по указанию органов исполнительной власти и финансирование государственных программ осуществляют... банки.

A. Специальные.

B. Торговые.

C. Консорциальные.

D. Трастовые.

597. ... инфраструктура включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение жизнедеятельности кредитных учреждений.

A. Денежная.

B. Экономическая.

C. Рыночная.

D. Банковская.

Банки в СССР. Ряд ключевых приёмов в управлении банковской системой было бы полезно и необходимо внедрить при построении Союзного государства.

Привычные многим рядовым потребителям рассрочки платежа при покупке товаров активно применялись ещё в СССР. Кроме того, необходимо разобрать ошибки, допущенные монетарными властями нашей некогда общей Родины, которые сыграли едва ли не роковую роль при её развале.

Банковская система - это кровеносная система экономического организма любого государства. Мы постараемся рассказать о том, что позволило СССР в кратчайшие сроки выйти в мировые лидеры, а после проиграть в экономическом противостоянии с капиталистическом миром.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Сопоставимые по масштабу изменения происходили и в банковском секторе. С 1917 года начал формироваться принципиально иной банкинг (банковская система) без ссудного процента. В октябре 1917-го был запущен механизм ликвидации частного банковского капитала и полная его национализация.

До Октябрьской революции в России существовала четырёхъярусная структура кредитной системы:

Центральный банк;
● Система коммерческих и земельных банков;
Страховые компании;
● Ряд специализированных институтов.

Проблема взаимодействия средств массовой информации и власти на всех исторических этапах развития Российского государства представляет большой научный и практический интерес. В зависимости от того, как складываются эти отношения, можно судить о степени свободы, существующей в обществе, а значит о политическом режиме той или иной страны.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х гг. оказала большое влияние на дальнейшее развитие России, хотя долгие годы в научном мире существовала точка зрения о том, что это время было наполнено ошибками и непоследовательными действиями руководства, о которых в советское время предпочитали не вспоминать. Эпоха Н.С. Хрущева историками оценивается неоднозначно. Но отрицать того, что именно им была предпринята попытка смягчения тоталитарного режима, сложившегося при И.В. Сталине, путем либерализации общественной жизни; произведена перестройка экономики, пусть и не всегда успешная; именно с его именем простые люди связывали улучшение своего уровня жизни, и, наконец, развенчание «культа личности Сталина». Несмотря на импульсивный и часто отрывочный характер проводимых Н.С. Хрущевым реформ, они вызвали значительные перемены во всех сферах жизни общества, в том числе и деятельности средств массовой информации. Все эти изменения затронули и Краснодарские СМИ. Поэтому, рассматривая особенности развития масс-медиа тех лет, можно с уверенностью заявить, что те же изменения происходили и в развитии краевых средств массовой информации.

«Оттепель» в общественно-политической жизни отразилась и на системе СМИ. С одной стороны, ослабление цензуры, некоторая свобода слова спровоцировали бурное развитие средств массовой информации и формирование диалога общества и власти. В то же время существующий тоталитарный режим, хоть и смягченный, продолжал оказывать влияние их функционирование. СМИ использовались как одно из главных средств пропаганды. Общественная жизнь в СССР была пронизана идеологией правящей партии, а у советских средств массовой информации многие годы был имидж самых идеологизированных СМИ в мире. Отражением названных процессов стали материалы средств массовой информации.

В годы «оттепели» наблюдается активное участие средств массовой информации в жизни общества и формирования их как социального института. Одной из предпосылок такого положения СМИ послужила разработка и внедрение в жизнь модели «общенародного государства», пришедшей на смену многолетней большевистской доктрине . По своей идеологической значимости данная теория соизмерима с вопросом о «культе личности» И.В. Сталина. Привлечение широких масс трудящихся к управлению в рамках «общенародного государства» становится стратегической задачей. Однако проведение этого курса не могло быть реализовано на практике тех лет. Серьезным препятствием являлась существующая политическая система.

Средствам массовой информации отводилась значительная роль в формировании «общенародного государства». Они должны были способствовать выявлению недостатков в работе органов власти, отражать успехи и достижения народного хозяйства тех лет. Общество, в свою очередь, могло через СМИ высказывать свое отношение к происходящим событиям, и даже принималась обоснованная критика просчетов в хозяйственной деятельности. Но все это было возможно в определенных рамках, поскольку цензура не отменялась, а просто была немного смягчена.

Во время «Оттепели» конца 1950-х начала 1960-х гг. именно средства массовой информации и пропаганды наиболее эффективно обеспечили взаимодействие интересов общества и личности, общества и власти, открыли большие возможности для проявления активности всех членов общества. СМИ оказывали прямое влияние на все социальные группы населения и каждого человека. Проникая во все сферы производственной и социально-бытовой деятельности общества, они охватывали все социальные, профессиональные, возрастные, национальные слои и группы людей нашей страны, все государственные и общественные организации2].

К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Средства массовой информации в эти годы стали рассматриваться КПСС не только как средство пропаганды, но еще и как один из институтов советской социалистической демократии. Отражая те процессы, которые происходят в экономике, политике, культуре, они, с одной стороны, информировали граждан о деятельности государственных и общественных организаций, отдельных руководителей, а с другой - ежедневно передавали информацию "снизу», вынося на газетные полосы, в радио- и телеэфир мнения, советы, размышлении и предложения людей, открыто подвергая критике те или иные негативные явления и поддерживая передовой опыт, помогая тем самым составлять планы, корректировать проекты решений. Они давали возможность выявлять мнение граждан по определенным вопросам, узнавать их настроение.

С другой стороны, бурное развитие СМИ в СССР тех лет являлось важнейшим средством в создании не только массового, но и контролируемого общества. Положение журналистики по-прежнему оставалось неизменным в системе командно-административного управления. Она, как и прежде, находилась, в полной зависимости от этой системы. Советские СМИ способствовали объединению людей в социальное и культурное целое посредством трансляции ценностей официальной идеологии в формах массовой культуры, унифицировали вкусы и потребности массового реципиента. СМИ стали не только носителями культуры, но и мощным средством манипулирования сознанием и настроениями людей с помощью продуктов этой культуры. КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы.

Использование возможностей средств массовой информации стало основой для формулирования так называемой «советской теории прессы» . В соответствии с этой теорией, средства массовой информации должны были выполнять функции агитатора, пропагандиста и организатора. В целом же в советской системе СМИ за счет постоянного партийного контроля была достигнута беспрецедентная для истории прессы управляемость и охват населения страны. В СССР «советская» теория прессы по понятным причинам была непререкаемой догмой.

В Советском Союзе функционировала стройная и регламентированная система управления информационными потоками, в которой не последнюю роль играл контроль за фактическим и идеологическим содержанием деятельности органов печати, радио и телевидения. Это была жестко централизованная иерархическая отраслевая структура.

Печатные СМИ подчинялись Комитету по делам печати, фактически - всесоюзному министерству. Электронные медиа находились в сфере ответственности Комитета по телевидению и радио. Аналогичные комитеты существовали в каждой союзной республике, и в каждом областном и краевом центре. Кадровый и идеологический контроль за деятельностью всех видов СМИ на союзном уровне осуществлялся отделом пропаганды и агитации Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, внутри которого имелись секторы печати, радио и телевидении. Эта же схема управления действовала и на уровне ЦК республиканских компартий, а также на уровне нижестоящих обкомов, горкомов и крайкомов партии. Цензурные функции реализовывались Управлением по охране государственной тайн в печати при Совете Министров СССР.

В краях, областях и республиках Советского Союза существовала своя система управления средствами массовой информации. Так, масс-медиа Краснодарского края тех лет подчинялись Краевому комитету КПСС, Краевому управлению печати и Краевому комитету по телевидению и радиовещанию Крайисполкома. Идеологическое руководство всеми краевыми, городскими и районными средствами массовой информации Краснодарского края осуществлял сектор периодической печати, радио и телевидения отдела пропаганды и агитации краевого комитета КПСС.

С 1953 года управлением деятельностью печатных СМИ занимался отдел издательств и полиграфической промышленности Управления культуры Исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся. В 1964 году оно было преобразовано Управление по печати Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся . Последнее несло ответственность за содержание материалов прессы, а также занимался техническим обеспечением ее деятельности.

Краевой комитет по телевидению и радиовещанию руководил 44 редакциями районного радиовещания и подчинялся Комитету радиоинформации при Совете министров СССР. В подчинении комитета находилось 73 радиоузла других ведомств (узлы колхозов, совхозов, МТС).

В соответствии с постановлением №39350 Совета министров СССР от 12.10.1951 года «О сокращении количества радиовещания, имеющих недостаточно развитую радиотрансляционную сеть» были сохранены самостоятельные редакции в следующих городах Краснодарского края: Краснодаре, Армавире, Ейске, Кропоткине, Новороссийске, Сочи, Лабинске, Туапсе, а также приказом Комитета радиоинформации при Совете министров СССР №161 от 19.02.1952 года организовался Адыгейский комитет радиоинформации, и была упразднена областная редакция в городе Майкопе.

В структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации (до 1961 года) входили следующие редакции общественно-политического вещания по радио: редакция последних известий, редакция сельхозпередач, редакция промышленных передач, редакция для детей и юношества, редакция литературно-художественных передач, редакция музыкального вещания, редакция по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

С 1957 года в структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации добавился отдел - студия телевидения, которая имела такую же структуру редакций за исключением редакции по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

Для наиболее эффективного управления работой средств массовой информации, тем более, что в крае появилось новое масс-медиа - телевидение, в соответствии с Приказом Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР №1332 от 12.08.1961 года и решения Исполкома Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся №1054 от 24.10.1961 года с 01.11.1961 года произошло объединение Краснодарского комитета по телевидению и радиовещанию и Краснодарской студии телевидения.

Краснодарский комитет по радиовещанию и телевидению осуществлял руководство радиовещанием и телевидением в крае и нес ответственность за идейно-политический и художественный уровень телевизионных и радиопередач, за состояние и дальнейшее развитие технических средств, использующихся для создания телевизионных и радиопередач. Он подчинялся Государственному комитету Совету министров СССР по радиовещанию и телевидению.

Для управления и контроля за таким важным средством пропаганды, как СМИ, существовала целая система форм и методов партийного руководства СМИ. Отдельного закона, регулирующего деятельность СМИ в СССР, не было, поэтому в различных правовых актах (конституция СССР и РСФСР, ГК РСФСР законах о выборах) были нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой видимой связи между ними не было, и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования. Отсутствие правового регулирования компенсировалось постановлениями ЦК КПСС. Именно они регламентировали порядок создания газет и журналов, назначение главных редакторов, тематические планы и так далее.

Руководящими указаниями для прессы были не только решения партийных органов, но также выступления, речи и даже юбилейные приветствия Генерального секретаря ЦК КПСС, других первых лиц партийной иерархии. Эти материалы обязательно печатали все газеты, им посвящались передовые статьи, на них ссылались, их цитировали в различных публикациях.

В 1950-60-е годы ЦК КПСС приняло ряд постановлений, касающихся деятельности средствах массовой информации: «О повышении действенности выступлений советской печати» (1953); «О порядке разрешения на издание многотиражных газет и об изменении названий местных газет» (1956); «Об улучшении освещения в советской печати и по радио жизни социалистических стран» (1958); «Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати» (1958); «О дальнейшем развитии общественных начал в советской печати и радио» (1960); «Об улучшении советского радиовещания» (1960); «О дальнейшем развитии советского телевидения» (1960); «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» (1962); «О повышении действенности выступлений советской печати» (1963); «Об организации государственного комитета Совета министров СССР по печати» (1963); «Об улучшении информации на радио» (1964); «Об учебно-образовательной программе телевидения» (1965); «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» (1967) .

Традиционными методами партийного руководства СМИ , методами, проверенными длительным опытом активного участия советской журналистики в хозяйственном и культурном строительстве, являлись: постановления ЦК КПСС, определяющие основные направления развития средств массовой информации; координация действий различных редакций средств массовой информации и пропаганды местными партийными комитетами; систематическое участие партийного комитета в определении тематики и основных направлений деятельности редакционных коллективов; проверка действенности публикаций; развитие общественных начал в работе редакций (привлечение широкого актива, создание необходимых условий для развития творческой инициативы внештатных сотрудников редакций и прочее); всемерная поддержка со стороны партийных комитетов важных, принципиальных выступлений журналистов, особенно критических выступлений.

В системе регулирования отношения средств массовой информации, общества и государства центральное место занимает государственная информационная политика. Информационная политика СССР в годы «оттепели», с одной стороны, была направлена на смягчение сталинского тоталитарного режима, с другой власть все-таки всеми силами старалась не допускать чрезмерной демократизации общества. Государство продолжало обладать исключительной монополией на информацию и контролировало все информационные потоки.

В Советском Союзе сформировался определенный тип отношения субъектов медиадеятельности с обществом и властными структурами. СМИ выполняли четко регламентированные функции посредника между гражданами и властью. Однако очевидно, что такой директивный тип вертикального управления профессиональным медиасообществом практически исключает возможность обратной связи: от аудитории к субъектам информационной деятельности.

На рисунке видно, что практиковалась односторонняя модель распространения информационных потоков. Никакой обратной связи населения с властью не было. Но в тоже время, доверие к СМИ как источнику необходимых знаний об окружающей реальности, как пропагандисту, агитатору и организатору деятельности различных слоев населения было значительным, что является характерной чертой тоталитарного режима. Недаром в советской время в обывательской среде бытовало мнение: «Если в газете написали, значит, это правда».

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов, внесшая множество изменений в общественную жизнь, повлияла и на отношения масс-медиа с государством. СМИ Советского Союза по-прежнему оставались главным инструментом пропаганды, но именно в эти годы начинает практиковаться двусторонняя модель коммуникации, т.е. власть пыталась организовать обратную связь с гражданами страны. В 1950-60-е годы эти отношения можно представить схемой (Рис. 2).

Главным звеном всей этой конструкции являются СМИ как субъект, так и объект информационной деятельности. Они действуют как посредник между аудиторией и властью. Обратная связь, столь важная для сферы СМИ, здесь существует на разных уровнях отношений, но не является сплошным, структурообразующим элементом. Информации, доводимой до граждан страны, было ровно столько, сколько было необходимо для поддержания стабильности требуемых общественных настроений и морально-психологического обеспечения государственных и партийных действий и решений.

Соответствующим образом обработанную и оформленную информацию советскому гражданину поставляли именно печать, радио и телевидение, при этом они играли очевидную роль медиаобслуживания господствующей политической системы. Иного варианта при государственной монополии на медиадеятельность и доминирующую идеологию быть не могло. Привычные формы общения власти и прессы (пресс-конференции, выступления в СМИ ответственных лиц и руководителей) практиковались только в исключительных случаях и, как правило, под давлением мирового сообщества.

СМИ играли роль социального института, частично контролирующего различные сферы деятельности от имени народа. Популярными во многих периодических изданиях были рубрики со вполне внятными функциями обратной связи: «Газета выступила. Что сделано?», «По следам наших выступлений», «Письмо читателя позвало в дорогу», Народный контроль» и так далее. Помимо этого особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тот факт, что в 1950-60-е годы практикуется такая форма обратной связи, инициируемая властями, всенародное обсуждение. «В 1956-1957 гг. было проведено по одному всенародному обсуждению проекта закона о государственных пенсиях и тезисов по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством; в 1958 году - тезисов по развитию колхозного строя реорганизации МТС и об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. В 1959 году обсуждение коснулось четырех законопроектов - проекта основ законодательства о труде СССР и союзных республик, проекта закона о повышении роли общественности в борьбе с нарушениями советской законности и правил социалистического общежития, проекта примерного положения о товарищеских судах, проекта примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также прошло всенародное обсуждение тезисов о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР в 1959-1965 годы» .

Во время «оттепели» конца 1950-х начала 1960-х годов происходит окончательное формирование системы средств массовой информации. Так, помимо ставших привычными для миллионов людей радио и печати, активно развивается телевидение. Именно в это время оно становится общедоступным, благодаря широкому распространению в стране телевизоров. В ноябре 1955 в Краснодаре вступил в строй малый экспериментальный телецентр. 7 ноября осуществлена первая трансляция телевизионной передачи на Кубани. Но уже в октябре 1959 года был открыт Краснодарский мощный телецентр.

Что касается радио, то именно в 1950-60-е годы оно становится многопрограммным. Появляется первая круглосуточная музыкально-информационная программа «Маяк», молодежная радиостанция «Юность». Начато вещание на зарубежные страны.

В этот период существенно обновляется структура прессы, возникает ряд новых всесоюзных газет - «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия», «Московские новости» (на нескольких европейских языках) и так далее. Впервые у самой крупной республики Советского союза появилась собственная газета - «Советская Россия». Происходят изменения и в местной печати, в частности начали выходить колхозные многотиражные газеты, предпринята попытка межрайонных изданий, газет колхозно-совхозных управлений. В числе новых журналов представлены как литературно-художественные, «толстые» - «Москва», «Ленинград», «Нева», «Молодая гвардия», так и общественно-политические - «Вопросы истории КПСС» и др. Всего в стране в 1960 г. насчитывалось более 7 тыс. газет и около 4 тыс. журналов изданий журнального типа .

Кроме прессы, радио и телевидения в систему массовой информации СССР входили и информационные агентства. В Советском Союзе официальным источником информации являлось Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), основанное в 1925 году. Как указывалось в Большой Советской энциклопедии, «государственная информационная система СССР возглавляется Телеграфным агентством Советского Союза» . Известная формула «ТАСС уполномочен заявить» не допускала альтернативных точек зрения как на источник фактов, так и на их интерпретацию. Информационный поток носил директивный характер.

В 60-е годы прошло заметное техническое переоснащение ТАСС. Развивалась информационная служба агентства, расширялась сеть его корреспондентов и корреспондентских пунктов. Корреспондентская сеть фотохроники ТАСС также охватила всю страну. «Информацию и фотоиллюстрации получали около 12 тыс. подписчиков различного типа и уровня периодических изданий, органов телевидения и радио, кроме того, около 300 зарубежных агентств, газет, теле- и радиокомпаний. Однако основу иностранной информации ТАСС составляли сообщения его собственных корреспондентов, работавших в более, чем 100 странах мира» . Информация ТАСС поступала подписчикам в основном по телетайпам, по фототелеграфу, по проводным линиям связи и по радио, а также рассылалась по почте в виде бюллетеней. Внутри СССР сетью телетайпных связей было охвачено более 200 городов. Общая протяженность ее линий - 140 тыс. км, а продолжительность передач агентства за границу на шести языках - русском, английском, испанском, арабском, французском и немецком - исчислялась сотнями часов в сутки.

Для создания направленного потока информации о положении в стране, о ее достижениях в 1961 году была создана общественная информационная организация - Агентство печати «Новости» (АПН), учредителями которого явились Союз журналистов СССР, Союз советских писателей, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. «В 85 странах мира АПН имело своих представителей. На материалах АПН издавалось для зарубежных читателей 51 журнал, 10 газет и 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экз.» Агентство имело также свое издательство, которое выпускало литературу на иностранном и русском языках.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов стала очень важным периодом в развитии средств массовой информации, поскольку именно в это время телевидение становится массовым, появляются новые печатные издания и радиостанции. Одним из основных итогов функционирования СМИ в этот период можно назвать создание интерактивных масс-медиа и формирование диалога общества и власти.

Литература

советский массовая информация пресса

  • 1. Беспалов А.Г., Конилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики (издание третье, дополненное). - Москва - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2004. - 426 с.
  • 2. Большая советская энциклопедия // http://www.bse.sci-lib.com .
  • 3. Государственный архив Краснодарского края: Фонд 1530 Опись 1.
  • 4. Засурский И. Масс-медиа второй республики// http://www.smi.ru .
  • 5. Ильиченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. - СПб., 2005. - 105 с.
  • 6. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды (Издание второе, дополненное). - М.: Политическая литература, 1987. 607 с.
  • 7. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении (Сборник документов и материалов). - М.: Мысль, 1972. 635 с.,
  • 8. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е годы). - М.: Издательство МГУ, 1999. - 304 с.
  • 9. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель»: 1953 - 1964. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 510 с.