- Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения
- Функция потребления и функция сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
- Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
- Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
- Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
- Классическая модель взаимодействия экономики и государства
- Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
- Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
- Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
- Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
- Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
- Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
- Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
- Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
- Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
- Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
- Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
- Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
- Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
- Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
- Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
- Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
- Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
- Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
- Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
- Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
- Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
- Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
- Содержание и цели политики содействия экономическому росту
- Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
- Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
- Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
- Инструменты и модели перераспределительной политики государства
- Государственный механизм регулирования доходов населения в России
- Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
- Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
- Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике
Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.
Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:
- Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.
Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.
Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т ) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y ).
Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией "эластичности налоговой системы" средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам - шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.
Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.
Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).
Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.
Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски - в соответствии с заранее утвержденными "правилами игры" - сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада - когда на "пульте управления" в правительстве "зажигается лампочка", означающая запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого "праздного класса", который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного "курса Рузвельта".
Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера "выбрасывается" со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.
Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.
Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.
Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.
Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира - наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., - делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется как денежно-кредитной, так и фискальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.
Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расхода
ми с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Анализ равновесного объема национального продукта и манипулирования государственными расходами позволяет с позиций роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ведет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:
где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - прирост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к потреблению.
Что произойдет, если правительство вводит единый налог (одновременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем национального производства?
Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом
уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:
Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производства на AJ:
где налоговый мультипликатор М Т будет равен
В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). Национальный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мультипликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызывает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.
Фискальная политика используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-
тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.
По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.
Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
Контрольные вопросы
1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?
2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финансового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стабилизацию. В отечественной экономической литературе принято называть распределительную и контрольную функции финансов (см.: Финансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Прокомментируйте это различие, изложите содержание функций.
3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?
4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?
5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?
6. Какой компонент государственных финансов (расходы или доходы) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?
7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
8. Перечислите принципы налоговой системы.
9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?
10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрессивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по
доходный налог в России?
11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины трудностей формирования налоговой системы в России?
12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.
13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выполняют налоги?
14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.
15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?
16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не снижают стимулов предпринимательской деятельности?
17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?
18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходится сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?
19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объем национального производства? Всегда ли желателен их рост?
20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?
21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в экономике России?
22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?
В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов . Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.
Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:
- абстрагирование от внешнеторговой деятельности;
- неизменность объема инвестиций ;
- независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок;
- равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода;
- постоянство налога вне зависимости от ЧВП;
- неизменность уровня цен;
- воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.
Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).
Дискреционная финансовая политика
Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.
Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде
Q н.п. = П + И + Р г,
где Q н.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции ; Р г — государственные расходы.
В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Р г. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.
Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов М р.г. составит:
Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 32.1.
Рис. 32.1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»
Влияние государственных расходов на производство
Как видно из рис. 32.1, объем национального производства без государственных расходов составил величину, равную Q K , точка К соответствовала равновесному состоянию расходов и производства. Увеличение государственных расходов (Р г) вызвало прирост национального производства (ΔQ н.п), который выразился в новом объеме национального производства (Q N). Точка N свидетельствует об установлении нового равновесия в рыночной системе. Повышение уровня национального производства было обусловлено ростом общих доходов благодаря государственным расходам. Финансовая политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской.
Политика встроенных стабилизаторов
Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.
Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице , социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.
Налоги как встроенный стабилизатор
Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При наличии больших сбережений в условиях неполной занятости они рассматриваются в качестве пассивного источника доходов , не используемого в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Изъятие части доходов, получаемых от сбережений, путем налогообложения открывает возможность государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные расходы . В рамках экономического цикла налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые сборы; а при спаде налоги уменьшаются быстрее, чем сокращаются доходы.
В дальнейшем последователи Дж. Кейнса предложили разделить объекты налогообложения по их отношению к потреблению и сбережению. В первом случае налогообложению подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов, во втором — только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается, с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией , а с другой — как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключать денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного характера — фактор будущего экономического роста.
При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов в фазе спада: расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, что провоцирует дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки налога на потребление должны быть более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому такая налоговая система «не тянет» на встроенный стабилизатор. Предполагается, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.
Классическая (консервативная) концепция налоговой политики
На первоначальном этапе классическая концепция рассматривала налоги только как источник доходов государственного бюджета , так как экономика признавалась устойчивой саморегулирующейся системой. А. Смитом было сформулировано положение, согласно которому государство выигрывает от снижения налогового бремени в результате того, что средства, освобожденные от налогообложения, порождают доходы, налоги с которых пополняют казну. Затем это положение было скорректировано в направлении обеспечения «эффективного предложения», что априори признавало свободную конкуренцию , естественность и устойчивость экономических систем. Отсюда и отказ государству в его регулирующей роли. Если таковая и признается, то только лишь для устранения препятствий, мешающих проявлению закона свободной конкуренции.
Поэтому бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на резкое сокращение расходной части бюджета и понижение уровня налоговых ставок. Это ведет к увеличению количества источников накопления предприятий , активизирует деловую и инвестиционную активность, что благоприятно скажется на хозяйственных процессах.
Взаимодополнение кейнсианской и классической концепций налоговой политики
Обратимся к графику, который позволит представить обе концепции, если можно так выразиться, во взаимодополнении (рис. 32.6).
Рис. 32.6. Воздействие фискальной политики на спрос и предложение
Предположим, что при совокупном спросе (кривая С с) и совокупном предложении (кривая П с) равновесный объем продукта равен Q К, при уровне цен Ц К. Допустим также, что при данном объеме производства существует значительный контингент незанятых работников, т.е. налицо высокий уровень безработицы . Если в этих условиях правительство осуществляет меры по снижению налогов , то это не замедлит сказаться на росте доходов , повышении уровня спроса. (Здесь можно отвлечься от старого кейнсианского правила о неизменности цен и заработной платы .) В таком случае под давлением возросшего спроса производство национального продукта увеличится до объема Q L при одновременном повышении цен до уровня Ц L . Кривая С с смещается в положение. Здесь налицо воздействие щадящей фискальной политики на повышение уровня экономической активности через стимулирование совокупного спроса.
Теперь обратимся к совокупному предложению и попытаемся выявить последствия принятых фискальных мероприятий. Во-первых, допустим, что население не будет полностью расходовать возникшее приращение в доходах исключительно на потребление, а какую-то его часть оставит в форме сбережений. Это допущение и экономически, и особенно психологически оправдано, так как имеем дело с довольно сложной и трудной экономической ситуацией. Поэтому появляется желание отложить и на будущие покупки, и на «черный день», ведь «темная полоса» жизни еще не миновала.
Одновременно получают налоговые поблажки и предприниматели , у которых возрастает прибыль , остающаяся в их распоряжении, а главное, повышается уровень рентабельности (отдачи) инвестиций . В целом же и рост сбережений населения, и увеличение прибыли предприятий ведут к повышению нормы накопления капитала , что открывает возможность активизации инвестиционной деятельности. Кроме того, снижение уровня налогообложения доходов трудящихся усиливает у них стимулы к труду. Это связано с повышением интенсивности и производительности труда, удлинением рабочей недели, отменой отпусков, т.е. с факторами краткосрочного периода.
Поэтому активизация трудовой деятельности не может не сказаться на росте предложения, что графически находит свое выражение в смещении кривой совокупного предложения (П с) в положение П с. Это указывает, с одной стороны, на увеличение национального производства до объема Q M и, с другой — на понижение уровня цен до Ц M .
В данной модели становится весьма очевидным переплетение как краткосрочных факторов (стимулирование совокупного спроса и частично предложения через фактор труда), так и долгосрочных (стимулирование совокупного предложения с помощью инвестиций). Поэтому, с нашей точки зрения, здесь необходимо не противопоставлять эти два аспекта финансовой политики, доказывая правоту одного и несостоятельность другого, а видеть их взаимодополняемость и переходность стимулирующей функции от спроса к предложению, что позволит соединить кратко- и долгосрочные аспекты развертывания экономической активности.
Финансовая политика в России
Оценивая возможные направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Необходимо отметить, что они объективно вытекают из двух диаметрально противоположных концепций экономической политики по трансформации сложившейся социально-экономической системы и выхода страны из глубочайшего кризиса.
Эволюционисты исходили и исходят из необходимости осторожного и осмотрительного реформирования экономики и социальной системы (именно реформирования), опираясь на сочетание элементов сложившейся системы хозяйств как объективно неизбежной данности с кейнсианской концепцией выхода из кризиса и регулирования национальной экономики с целью формирования на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики — рыночного и государственного. Речь идет, в некотором смысле, о «новом курсе» Ф. Рузвельта, но осложненного российской спецификой: наличие мощного государственного сектора, сверхвысокий уровень несовершенных рыночных структур (господство монополий и олигополий), формальное упразднение которых вносит только хаос, высокий уровень социальной защищенности населения, наконец, общественная психология и вековые национальные традиции государствообразующей нации.
Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике, сориентированной на стимулирование и финансирование производства, принятие протекционистских мер по его защите, особенно в тех секторах, которые сталкиваются либо с недобросовестной конкуренцией со стороны импорта, либо с недостаточной конкурентоспособностью отечественных отраслей, определяющих индустриальное лицо национальной экономики. При этом денежно-кредитная политика рассматривается в качестве мощного вспомогательного инструмента, который во взаимосвязи с финансовой политикой призван формировать условия для экономической активности. Такой политике пока не суждено реализоваться в силу политических причин.
Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных актах так называемого невмешательства государства в экономику. Что касается фискальной политики, то она была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Если существующее положение считать нормальным, то цена, заплаченная за его достижение, — разрушение научно-технического, производственного, военно-стратегического, социально-образовательного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы — тысячекратно перекрывает полученные результаты.
Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы — базы будущего любого индустриально-информационного общества . Кроме того, самые жесточайшие налоговые мероприятия, вопреки положению Лаффера, высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей поставили «на дыбы» национальную экономику, которая затем рухнула в пропасть рукотворного не только экономического, но и социально-политического кризиса.
Доля налогов в доходах предприятий превышала 85—90%, а ведь для стран монетаристской ориентации она составляет 25—35%, для стран кейнсианской ориентации — 35—45%. Такой уровень налогообложения полностью парализовал национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. За все годы реформ уровень процентных ставок значительно превышал средний уровень рентабельности производства в стране. Это и привело вместе с налоговым процессом к такому положению, когда темпы падения инвестиций опережали темпы падения всех остальных макроэкономических показателей.
Выводы
1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.
2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.
3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета , стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».
Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации.
Встроенный стабилизатор
Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) – это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее «перегреве» без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.
Система встроенных стабилизаторов включает:
Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной — укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.
Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
www.m.economicportal.ru
Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
Недискреционная фискальная политика — автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства — только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.
Встроенный стабилизатор — любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:
Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался «на плаву», перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.
Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y).
Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией «эластичности налоговой системы» средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам — шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.
Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.
Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).
Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы — пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.
Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат — в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски — в соответствии с заранее утвержденными «правилами игры» — сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада — когда на «пульте управления» в правительстве «зажигается лампочка», означающая запредельное падение уровня жизни населения — автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого «праздного класса», который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного «курса Рузвельта».
Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера «выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.
Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.
Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет — в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.
Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.
Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов — это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.
Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира — наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., — делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов.
ПКН в интегральном исполнении выполняются как с питанием от стабилизаторов напряжения, так и с питанием от встроенных стабилизаторов тока на эмиттерных повторителях.
В его состав входит освобождающийся (при прихвате породой) переводник / с крупной ленточной резьбой 2, трехсекционный корпус 6, встроенные стабилизаторы 4 и 8, цанговый кернодержатель-кернорватель 11, башмак 10, нижний переводник 9, внутренняя труба 7 с шариковым обратным клапаном 5 и шариковый подшипник 3, препятствующий проворачиванию внутренней трубы вместе с корпусом. Внутренняя труба функционирует как керно-приемник, отделяющийся только при демонтаже устройства. Она защищает керн от скручивания и прямого воздействия потоков промывочной жидкости. Оно изготовляется в пяти моделях, размером от 104 8 / 54 до 203 2 / 133 4 мм, по желанию заказчика оснащается аппаратурой для ориентирования керна. Количество секций и длина инструмента могут варьировать.
Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.
Управление качеством базируется на принципах общей теории систем: обратной связи, гомеостаза, внешнего дополнения, динамического дополнения, управляющего воздействия, встроенного стабилизатора.
Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы встроенных стабилизаторов, сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.
В работе90 авторы также указывают, что стабильность латекса может быть повышена сополимеризацией с водорастворимыми мономерами, такими, как акриловая н метакриловая кислота, которые становятся своеобразными встроенными стабилизаторами.
Другими словами, налоговая система, изображенная на рис. 12 — 3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор — это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ — встроенные, заранее предусмотренные органами управления государством экономические механизмы, автоматически ослабляющие воздействие колебаний спроса, экономической активности на макроэкономические параметры. Типичными встроенными стабилизаторами являются прогрессивные налоговые ставки, государственные льготы.
Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоление инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.
Некоторая стабилизация экономики может быть достигнута и без какого-либо вмешательства государства, за счет внутренних возможностей экономики, присущей ей автоматической, или встроенной, стабильности. В качестве встроенного стабилизатора выступает налоговая система. Налоги представляют собой потерю потенциальной покупательной способности, так называемую утечку из экономики. В период процветания, роста объема производства налоговые поступления возрастают за счет увеличения деловой активности, доходов населения и, являясь утечкой, сдерживают дальнейший подъем. При падении производства налоговые поступления снижаются, покупательная способность возрастает, увеличивается объем производства.
Недостатком стабилизаторов КПтИ является необходимость применения водяного охлаждения и торкретирования поверхности, обращенной в топку. Однако использование встроенных стабилизаторов позволяет отказаться от огнеупорных туннелей, что значительно упрощает монтаж горелок.
Тестовые задания ко второму разделу
1. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в федеративном государстве налоги делятся:
b) общегосударственные и местные.
2. При регрессивном методе налогообложения:
b) для каждого плательщика установлена равная ставка налога;
3. Не относится к принципам А. Смита:
a) справедливость налогообложения;
d) целевое расходование средств.
4. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения — это:
c) исчисленная сумма налога;
d) налоговый оклад.
5. Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики способствует:
a)сглаживанию колебаний экономического цикла;
b) увеличению доходов бюджета;
c) сокращению расходов бюджета;
d) снижению налогового бремени.
6. Не относится к прямым реальным налогам:
a) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
b)налог на игорный бизнес;
c) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
d) земельный налог.
7. Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:
b) налоговая ставка;
c) налоговый оклад;
d) единица обложения.
8. Лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения в конечном итоге, — это:
c) налоговый агент;
d) сборщик налога.
9. Налоговыми резидентами в Российской Федерации (РФ) являются:
a)организации, зарегистрированные в РФ в течение 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
b)физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
c) физические лица, находящиеся в РФ не более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
d) организации, имеющие источники доходов в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
10. Признаки юридического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога:
a) предмет налога;
11. С позиции Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) из перечисленных элементов налога являются обязательными:
b) налоговая льгота;
c) объект налогообложения;
12. Под налогом понимается:
a) коллективно безэквивалентный платеж;
b) индивидуально безвозмездный платеж;
c) индивидуально возмездный платеж;
d) коллективно возмездный платеж.
- Период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — это:
- Дискреционная фискальная политика основана:
- Принцип вертикальной справедливости означает, что:
- Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
- Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:
- Источник выплаты доходов налогоплательщику:
- Объектами налогообложения могут являться:
- Какие функции налогов характеризуют следующие высказывания:
- Основными инструментами налоговой политики выступают:
- К методам осуществления налоговой политики относят:
- При такой налоговой политике государство устанавливает высокие ставки и вводит большое количество налогов:
a) календарный год;
b) отчетный период;
c) налоговый период;
d) финансовый год.
14. Известны следующие способы исчисления налогов:
a) прямой и косвенный;
b) кумулятивный и некумулятивный;
c) затратный и валовой;
d) наличный и безналичный.
15. Исключите из перечисленных ниже налогов косвенный налог:
a) налог на прибыль организаций;
b) земельный налог;
c) налог на имущество организаций;
d) налог на добавленную стоимость (НДС).
16. При прогрессивном методе налогообложения:
a) для каждого плательщика установлена равная сумма налога;
a) на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию;
b) действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.
18. Налоговый оклад — это сумма:
a) заработной платы, включая НДФЛ;
b) заработной платы без НДФЛ;
c) вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу;
d) вносимая плательщиком в определенный бюджет по всем налогам.
19. Международное экономическое двойное налогообложение означает, что:
a) два разных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;
b) один и тот же доход одного и того же лица облагается налогом более чем в одном государстве.
20. Из перечисленных налогов не относится к прямым личным налогам:
b) транспортный налог;
c) налог на прибыль организаций;
d) налог на доходы организаций.
21. Монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров — это:
a) акцизы на алкогольную продукцию;
c) таможенная пошлина;
d) фискальная монополия.
22. Принцип горизонтальной справедливости означает, что налогоплательщики:
a) с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;
b) с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя.
23. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся:
a) на закрепленные и регулирующие;
b) федеральные, региональные и местные.
24. Все неустранимые сомнения российского налогового законодательства трактуются в пользу:
d) по усмотрению суда.
25. На каждую единицу обложения определен фиксированный, размер налога, если налоговая ставка:
26. В законодательном акте не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты налога отсутствие:
a) объекта налогообложения;
b) налогового периода;
c) налоговой льготы;
d) срока уплаты налога.
27. Физическое лицо или организация, на которые ложится законодательно определенная обязанность уплачивать налоги, — это:
a) носитель налога;
28. Признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога:
b) объект налогообложения;
c) налоговая база;
d) налоговый период.
29. При пропорциональном методе налогообложения:
c) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают;
30. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в унитарном государстве налоги делятся:
a) на федеральные, региональные и местные;
a) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;
b) налогоплательщики с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя.
32. Налоги являются:
a) частноправовыми доходами;
b) общественно-правовыми доходами;
c) и частноправовыми, и общественно-правовыми доходами;
d) государственными и муниципальными доходами.
33. Кривая Лаффера иллюстрирует:
a) соотношение ставки налога и налогового оклада;
b) соотношение налоговой базы и доходов бюджета;
c) зависимость объема налоговых поступлений в бюджет государства от среднего уровня налоговых ставок в стране;
d) соотношение налоговой базы и предоставление льгот.
34. Технические приемы внесения налогоплательщиком или его агентом суммы налога в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд — это порядок:
a) уплаты налогов и сборов;
b) исчисления налогов и сборов;
c) зачета налогов и сборов;
d) возврата налогов и сборов.
35. К налоговым льготам не относятся:
a) инвестиционный налоговый кредит;
b) снижение ставки налога;
c) отсрочка (рассрочка) налога;
d) уклонение от уплаты налога.
36. В финансовой практике выработаны два вида прогрессии:
a) сложная и каскадная;
b) простая и сложная;
c) адвалорная и смешанная;
d) скрытая и открытая.
37. Автоматическая фискальная политика основана:
38. Не являются специфической чертой налогов:
c) законодательный характер;
39. Налоговые агенты могут:
a) удерживать налоги с заработной платы налогоплательщика;
b) делать перерасчет ранее уплаченных сумм налогов;
c) исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет;
d) перечислять налоги в соответствующий бюджет.
40. При равном методе налогообложения:
d) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются.
41. Исключите из перечисленных ниже прямой налог:
a) акцизы на отдельные виды товаров;
42. Международное юридическое двойное налогообложение означает, что:
a) два различных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;
a) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
b) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
c) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
d) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
a) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;
b) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;
c) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;
d) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
a) только юридические лица;
b) организации и физические лица;
c) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
d) организации и индивидуальные предприниматели.
a) календарной датой;
b) истечением периода времени, но не более года;
c) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;
d) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.
a) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;
b) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;
c) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;
d) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.
a) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;
b) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;
c) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), за исключением имущественных прав;
d) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
a) размер налога на единицу налогообложения;
b) размер налога на налогооблагаемую базу;
c) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
d) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.
50. Налоговый период — это:
a) календарный год, квартал, месяц, декада;
b) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;
c) любой период времени применительно к отдельным налогам;
d) год или квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой организации.
51. Налоговая база — это:
a) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
b) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;
c) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;
d) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.
52. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:
a) по исчислению налогов налогоплательщика;
b) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;
c) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;
d) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
a) Стэнли Фишер: «Налоги – это наша плата за цивилизованность общества»;
b) Фома Аквинский: «Налоги – это дозволенная форма грабежа»;
c) Адам Смит: «Налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы»;
d) Карл Маркс: «Налоги – это взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти».
a) налоговый период;
b) налоговая база;
c) налоговые льготы;
d) ставка рефинансирования ЦБР.
a) введение дифференцированных налоговых ставок;
b) увеличение денежной массы в обращении;
c) изменение сферы распространения налогов;
d) государственная поддержка субъектов малого предпринимательства.
a) политика максимальных налогов;
c) политика экономического развития.
b) политика социальной направленности;
59. Налоговая система представляет собой:
a) совокупность урегулированных общественных отношений в сфере налогообложения;
b) совокупность различных звеньев финансовых отношений;
c) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов.
60. К показателям эффективности налоговой системы относятся:
a) доля государственного долга в ВВП;
b) соотношение экспорта и импорта;
c) доля налогов в ВВП;
d) соотношение прямых и косвенных налогов.
61. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:
a) с подачи заявления о ликвидации организации;
b) с уплатой налога (сбора);
c) со смертью учредителя организации;
d) с подачей заявления о реорганизации организации.
62. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:
a) списания банком денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;
b) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
c) предъявления в банк поручения на уплату налога и выполнения этого поручения банком на дату, установленную законодательством для уплаты налога;
d) предъявления в банк поручения на уплату налога независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.
63. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право присутствовать:
a) при проведении выездной налоговой проверки;
b) при проведении камеральной налоговой проверки;
c) при составлении акта по выездной налоговой проверке;
d) при принятии решения по акту выездной налоговой проверки.
64. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право получать от налоговых органов:
a) только письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
b) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета;
c) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского учета;
d) устные и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
65. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
a) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов;
b) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода;
c) только на зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода;
d) только на возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода.
c) пяти налоговых периодов;
d) трех календарных лет.
67. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:
b) лично налогоплательщиком;
c) по почте или лично налогоплательщиком либо через его представителя;
d) по почте или лично налогоплательщиком.
68. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:
a) с шестнадцатилетнего возраста;
b) с восемнадцатилетнего возраста;
c) с момента получения дохода;
d) с момента начала предпринимательской деятельности, носящей регулярный характер.
69. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:
a) налоговых органов только на основе анализа представленных налоговых деклараций;
b) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;
c) налогоплательщика только на основе анализа представленных налоговых деклараций и регистров бухгалтерского учета;
d) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов в присутствии налогоплательщика.
70. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении:
a) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
b) только организаций и индивидуальных предпринимателей;
c) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;
d) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, за исключением физических лиц.
71. Основой для заключения международных налоговых соглашений выступают:
a) конвенция Министерства финансов США;
b) конвенция ОЭСР;
c) конвенция ООН.
72. Методы устранения двойного налогообложения:
a) освобождение от налогообложения;
b) ограничение максимального размера налога;
c) возврат налога;
73. Особенности применения международных налоговых соглашений:
a) имеют обязательную силу в отношении всех стран;
b) имеют обязательную силу в отношении стран, подписавших договор;
c) действуют непосредственно;
d) действуют при принятии нормативных актов на уровне государства — участника договора.
Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.
Автоматические, или встроенные, стабилизаторы
Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП.
Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).
Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.
В данном случае основным встроенным стабилизатором являет-
В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса , но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.
Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат , а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса , и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.
Встроенные стабилизаторы 10, 54, 342 Вторичный профицит бюджета 294 Входные величины 54 Входы и выходы системы (элемента
Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов , широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования . В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания , не прибегая к частым изменениям экономической политики).
Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы , а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налого-
Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики . Поэтому даже при
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла . Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
Американские кейнсианцы не довольствовались предложениями Кейнса. Они выдвинули в качестве основного фактора достижения устойчивости экономики регулирование государственных расходов. Главная роль при этом отводится государственному бюджету , регулированию ставок налогов и амортизационных отчислений , выплатам по социальному страхованию . Использование этих факторов они объявили встроенными стабилизаторами, которые призваны автоматически поддерживать необходимые размеры эффективного спроса.
Жизнь показала слабую эффективность и этих мероприятий. Изменение государственных расходов , так же как и регулирование процента и изменение налоговых ставок, не смогло привести к ликвидации кризисов и безработицы. Буржуазные экономисты вынуждены признать ограниченность встроенных стабилизаторов. Об этом, в частности, пишет американский экономист П. Самуэльсон Существуют трудности в планировании общественных работ, в точном определении, когда нужно дать газ, а когда - затормозить. Кроме того, частные собственники могут сократить или вовсе отказаться от капиталовложений.
Серьезным препятствием является и то, что встроенные стабилизаторы действуют со значительным лагом (отставанием). По мнению некоторых экономистов, такой лаг может достигать 11 месяцев. За указанное время вполне возможен переход от одной фазы цикла к другой. Это означает что, вместо того чтобы, допустим, стимулировать деловую активность на новой фазе цикла , стабилизаторы будут действовать в сторону ее понижения.
ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ - своего рода "фильтры" в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры.
Направление, состав конкретных мероприятий и конечная эффективность финансовой политики в большой мере может зависеть от доктрин, принятых S данной стране в качестве теоретической основы экономического развития . Во 2-й половине 20 в. в мировой экономической науке развернулась борьба между двумя