Лекции для студентов. В число инструментов дискреционной фискальной политики включают …. Автоматическая бюджетно-налоговая политика осуществляется на основе…

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.


Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьне менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры) менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

В условиях современной экономики государству необходимы эффективные инструменты влияния на экономические процессы. Одним из ключевых рычагов воздействия является фискальная политика. При помощи инструментов, работающих с налогами и бюджетом, правительство может стабилизировать экономические спады и регулировать уровень инфляции.

Суть фискальной политики

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.

Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:

  • обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
  • постоянный экономический рост;
  • полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).

Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.

Виды фискальной политики

Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.

Комплекс мер, характеризующийся как недискреционный, отличается автоматическим изменением расходов государства и налогов, причиной которого являются существенные перемены в состоянии экономики (ставки налогов и трансферных программ остаются неизменными). При этом дискреционная и автоматическая фискальная политика характеризуются тем, что в последней в качестве основного инструмента используются встроенные стабилизаторы: фермерские субсидии, прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, которые оказывают воздействие на сокращение или увеличение дефицита государственного бюджета.

Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели - преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.

Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.

Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.

Стимулирующая фискальная политика

Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.

Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.

При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.

Инструменты воздействия, оказывающие сдерживающее воздействие

Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.

В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.

Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.

В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.

Инструменты дискреционной фискальной политики

Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.

К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.). Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки. Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, - это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.

При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.

Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.

Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:

  • увеличение трансферов;
  • общее снижение налогов;
  • повышение объема государственных закупок.

Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:

  • трансферы уменьшаются;
  • объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
  • налоги увеличиваются.

Проблемы времени при реализации стратегии регулирования

Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.

И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:

  1. Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
  2. Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
  3. Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики - инфляции или спада.

Проблемы политического характера

Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:


Воздействие факторов внешнеэкономического характера

Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта. Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты. Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает его инфляция.

Эффект вытеснения

В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.

На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.

Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.

Дискреционная фискальная политика в условиях российской экономики

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика - это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.
Макроэкономика. Фискальная политика

1. К числу основных целей фискальной политики относится:

А) создание условий для успешного ведения бизнеса;

Б) антициклическое регулирование экономики;

В) повышение благосостояния граждан;

Г) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения.

2. К числу инструментов фискальной политики относится:

А) увеличение нормы обязательных резервов;

Б) покупка Центральным банком ценных государственных бумаг на открытом рынке;

В) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

Г) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям государственного бюджета;

3. Фискальная политика является стимулирующей в случае:

А) уменьшение налогооблагаемого дохода граждан на сумму затрат по строительству жилья;

Б) введения акцизных марок на алкогольную продукцию;

В) увеличение трансфертных платежей;

Г) уменьшение государственных расходов на оборону страны;

Д) во всех указанных случаях фискальная политика является экспансионистской.

4. Фискальная политика является дискреционной, если изменяются следующие параметры:

А) увеличиваются ставки налогообложения;

Б) уменьшаются ставки налогообложения;

В) увеличивается величина собираемых налогов при применении неизменной прогрессивной шкалы налогообложения;

Г) в законодательном порядке увеличивается продолжительность выплат пособий по безработице;

Д) верны ответы А), Б), Г).

5. Фискальная политика является рестрикционной в случае:

А) снижения ставки на прибыль;

Б) снижения ставки подоходного налога;

В) увеличения объема государственных закупок товаров и услуг;

Г) уменьшения объема государственных закупок товаров и услуг;

Д) все перечисленные ответы неверны.

6. Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

А) текущими государственными расходами и доходами;

Б) фактическим и структурным дефицитом;

В) текущим дефицитом и суммой выплат по государственному долгу;

Г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости;

Д) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости.

7. Государственный долг – это:

А) Задолжность населения, фирм, банков и зарубежных государств перед правительством данной страны;

Б) Задолжность правительства перед населением страны;

В) Задолжность правительства данной страны перед иностранными государствами;

Г) Задолжность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

8. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. долл., не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту равна 0.

А) уменьшится на 4 млрд. долл.; Б) увеличится на 2 млрд. долл.;

В) увеличится на 6 млрд. долл.; Г) увеличится на 8 млрд. долл.;

Д) увеличится на 4 млрд. долл.

9. Какой из ответов к тесту 2.2.8. верен, если сумма государственных закупок не изменилась, а величина подоходного налога уменьшилась на 2 млрд. долл.?

10. Какой из перечисленных налогов является прямым?

А) индивидуальный подоходный налог; Б) акцизы;

В) таможенные пошлины; Г) налог с продаж.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тесты

релевантные научные источники:

  • Тесты с ответами по эндокринологии

    | Тесты с ответами | 2016 | docx | 0.1 Мб

  • Загальна лікарська підготовка. Відповіді на тести

    | Тесты с ответами | 2008 | Украина | docx | 0.11 Мб

    Задача1 Задача 2 Задача 3 Задача Задача 5 Задача Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Задача11 Задача12 Задача13 Задача14 Задача15 Задача16 Задача17 Задача18 Задача19 Задача20 Задача21 Задача22

  • Ответы на тест к экзамену по дисциплине «Финансовая информатика»

    | Тесты с ответами | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Программа, на основе которой машина преобразует вводимые в нее команды на машинный язык, называется: транслятор. Транслятор, который переводит каждую команду программы с одновременным её выполнением

  • Международное право в схемах и определениях

    Саидов А.Х. | М.: - 349 с. | Учебное пособие | 2004 | djvu | 6.98 Мб

  • Разработка технологии сбивных мучных изделий

    Шелест Тамара Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Воронеж - 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 11.75 Мб

    Специальность 05.18.01 - Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства. Имеющиеся в настоящее время в пищевой

  • Ответы к экзамену по предмету Аудит

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.2 Мб

    Вопрос 1 Знание бизнеса клиента Вопрос 2 Основы ценообразования Вопрос 3 Договорные отношения в аудиторской деятельности Вопрос 4 Документирование аудита Вопрос 5 Использование работы эксперта Вопрос

  • Лекции по управлению в банковской сфере

    | Лекция(и) | 2016 | docx | 0.3 Мб

Тесты по экономике, для тестирования знаний по разделу «Финансовая система и фискальная политика». 35 тестовых вопросов - правильные варианты, выделены красным цветом.

1. Дефицит государственного бюджета существует, если:

  • государственные расходы превышают доходы
  • увеличиваются государственные расходы
  • уменьшаются налоги.

2. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счёт:

  • дополнительных налоговых поступлений
  • прибыли государственных предприятий
  • эмиссии денег и обязательств.

3. Функции налогов вытекает из необходимости:

  • сокращения объёма денежных средств, находящихся в распоряжении фирм,
  • и домашних хозяйств
  • увеличения объёма средств, которыми распоряжается государство
  • увеличения объёма средств, направляемых на финансирование
  • государственных расходов.

4. К прямым налогам относится налог:

  • на прибыль предприятия
  • на добавленную стоимость
  • на золотые изделия.

5. К целевым налогам относят налог:

  • с наследства и дарении
  • на операции с денежными бумагами
  • на создание дорожных фондов.

6. Налог на добавленную стоимость относится к:

  • прогрессивным подоходным налогам
  • по товарным налогом
  • налогом на имущество.

7. Правительства стран применяют прогрессивные системы налогообложения личных доходов граждан, так как:

  • это увеличит поступления в бюджет,
  • это не допускает значительного расслоения в доходах, что опасно социальными потрясениями
  • этим чиновники пытаются уровнять свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

8. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются…

  • эмиссия денег
  • государственные ценные бумаги
  • кредиты от международных финансовых организаций
  • государственные сберегательные займы

9. Курс акции показывает:

  • номинальную стоимость акции
  • равновесную цену акций
  • сумму цен товаров, которые можно получить на акцию
  • сумму денег, которую можно получить на акцию при ее возврате

10. Налоговые льготы предназначены для:

  • ускорения оборота капитала
  • повышения уровня социальной справедливости
  • сдерживания хозяйственной активности
  • активизации хозяйственной деятельности

11. Бюджетная система - это:

  • финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета
  • совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням
  • свод федерального бюджета и региональных бюджетов
  • консолидированный бюджет государства

12. Консолидированный бюджет представляет собой…

  • свод федерального, регионального и местных бюджетов
  • совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов
  • федеральный бюджет
  • свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

13. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

16. Государственный долг представляет собой:

  • сумму задолженности государства внешним кредиторам
  • сумму долга государства иностранным государствам
  • сумму задолженности внутренним кредиторам
  • все ответы верны

17. Внебюджетные социальные фонды:

  • пенсионный фонд
  • государственный фонд борьбы с преступностью
  • фонд обязательной социальной поддержки населения
  • фонд поддержки сельского хозяйства

18. Источниками образования внебюджетных фондов являются:

19. Неналоговые доходы госбюджета включают:

  • доходы от приватизации
  • платежи за пользование природными ресурсами
  • доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

20. Прямые налоги включают:

  • налог на прибыль с предприятий
  • подоходный налог
  • земельный налог
  • все ответы верны

21. Предположим, что в рамках фискальной политики происходит увеличение государственных расходов, которое приводит в краткосрочном периоде к росту национального продукта. Это иллюстрация ___________ фискальной политики.

  • сдерживающей
  • санирующей
  • стагнирующей
  • стимулирующей

22. Закономерность, доказывающую, что поступление доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем начинает сокращаться вследствие падения деловой активности, описывает кривая…

  • Лоренца
  • Энгеля
  • Лаффера
  • Филлипса

23. Автоматическая бюджетно-налоговая политика осуществляется на основе…

  • встроенных стабилизаторов
  • сознательного манипулирования расходами
  • изменения трансфертных платежей
  • банковских ставок

24. Фискальная политика представлена двумя формами — …

  • мягкой и жесткой
  • автоматической и дискреционной
  • экспансионистской и рецессивной
  • сдерживающей и расширительной

25. Облигации государственного займа выпускаются с целью …

  • размещения избыточных государственных резервов
  • увеличения предложения денег в стране
  • привлечения денежных средств на государственные предприятия
  • покрытия дефицита государственного бюджета

26. Если уровень налогообложения в стране равен 40%, общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 1200 млрд. ден.ед., то ВВП равен ____ млрд. ден.ед.

  • 3000

27. Макроэкономическая ситуация в стране может быть охарактеризована следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 10% государственные расходы – 150 млрд. ден. ед. действительные доходы населения – 1000 млрд. ден. ед. возможные доходы при полной занятости – 1200 млрд. ден. ед. При этом фактическое состояние бюджета характеризуется как …

  • дефицит 20 млрд. ден. ед.
  • профицит 200 млрд. ден. ед.
  • дефицит 50 млрд. ден. ед.
  • профицит 100 млрд. ден. ед.

28. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения

  • пропорциональная
  • прогрессивная
  • регрессивная
  • фиксированная.

29. Бюджет государства представляет собой …

30. В число инструментов дискреционной фискальной политики включают …

  • пенсии по старости
  • пособия по безработице
  • субсидии фермерам
  • ставку рефинансирования

31. В период экономического подъема размер социальных выплат сокращается независимо от целенаправленных действий государства, что является результатом действия ______________ бюджетно-налоговой политики.

  • сдерживающей дискреционной
  • монетарной
  • автоматической
  • стимулирующей дискреционной

32. К прямым налогам относится налог …

  • на соль
  • с продаж
  • на имущество организаций
  • на добавленную стоимость

33. Функция налогов имеет вид T = 200 + 0,1 * Y а функция социальных трансфертов TR = 150 + 0,2 * (Y F — Y) государственные закупки товаров составляют 125 млн евро. Потенциальный объем производства Y F =900 млн евро. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. евро, то государственный бюджет будет иметь _____ млн евро.

  • профицит 15
  • дефицит 15
  • профицит 5
  • дефицит 5

34. В условиях экономического спада больше всего способствует экономическому подъему …

  • сокращение прибылей
  • дискреционная фискальная политика
  • сокращение совокупного спроса (АD)
  • уменьшение совокупного предложения (AS)

35. Если доходы бюджета страны равны 900 млрд евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд евро.

  • дефицит 50
  • профицит 450
  • профицит 50
  • профицит 150