Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы расходов, трансфертов, налогов. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

С учетом налогообложения дохода модель мультипликатора примет следующий вид:

где МРС - предельная склонность к потреблению; t - предельная налоговая ставка.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ΔT(рис. 15.7).

Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Y d (Y d = Y-T) возрастает на величину ΔТ. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на ΔT*МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У 1 до Y 2:

Выражение и есть мультипликатор налогов.

Рис. 1. Мультипликативное влияние

изменения налогов на равновесный уровень дохода

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет вид

где Та - автономные налоги, не зависящие от величины дохода У (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Кривая Лаффера.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Здесь необходимо основываться на зависимости доходов государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение подобной зависимости называется кривой А. Лаффера по имени американского экономиста (рис. 15.3).

Рис. 2. Кривая А. Лаффера:

У- общий объем поступлений (в виде налогов) в бюджет; R - процентная ставка налога; Ymax - максимальный объем бюджетных доходов от налогов; Rmax - максимальная налоговая ставка, последующее увеличение которой ведет к снижению поступлений в бюджет.

И действительно, до определенной повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики.

Налоговые льготы как элемент регулирования экономики должны иметь четко выраженную функциональную, социальную, структурную направленность.

Принципы налогообложения:

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

На 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления , инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода . Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).  

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода . Денежный мультипликатор был равен М - /  

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода . Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-  

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора . Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой . Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.  

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса . В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса . Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса . (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)  

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.  

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =  

Роль налогов в формировании доходов бюджета . Налоговый мультипликатор.  

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-  

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.  

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста , имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком , состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.  

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков . Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.  

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные  

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость , существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета , используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости . Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета . Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.  

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям . Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).  

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле  

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов , полученное в результате введения подоходного налога , на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода  

Подобно инвестициям и

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = ΔВНП/ΔG,

где КG - мультипликатор государственных расходов; ΔВНП - приращение валового национального продукта; ΔG - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП/ΔG = 1/МРС.

Основным положением общей теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

В чем же причина этого явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. По мнению Кейнса, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным.

Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Математически это можно выразить в виде формул, где

Y - национальный доход;

C - потребление;

I - инвестиции;

Iавт. - автономные инвестиции;

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPS - предельная склонность к сбережению.

Доход равен расходам: Y = С + I(авт.)

Тогда прирост дохода равен сумме приростов потребления и инвестиций:

Используя формулу предельной склонности к потреблению: МРС = C / Y, получим:

Подставив полученное выражение С в предыдущее уравнение, получим:

Y = Y * МРС + I.

Отсюда: Y * (1 - МРС) = I.

И наконец:

Мультипликатор инвестиций показывает положительное воздействие инвестиций на все другие отрасли. Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход. Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Еще по теме Мультипликаторы: государственный, инвестиционный, налоговый:

  1. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  2. 3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов
  3. 3.5.3 Мультипликатор денежного предложения (банковский мультипликатор).
  4. Сущность банковского, кредитного и депозитного мультипликаторов. Механизм банковского мультипликатора
  5. Вопрос 19 Депозитный мультипликатор. Факторы, определяющие величину депозитного мультипликатора
  6. Инвестиционный налоговый кредит в системе форм изменения обязанности по уплате налога: теоретико-правовые проблемы
  7. Стимулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности
  8. 6.2.Налоговый фактор государственного регулирования экономики
  9. Основные направления государственной инвестиционной политики
  10. Необходимость разработки государственной программы борьбы с налоговой преступностью.
  11. Расчет налоговой базы по правилам налогового контроля трансфертного ценообразования и расчетный способ определения налоговой базы в России

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Другой инструмент фискальной политики - регулирование налогов также оказывает мультипликативное воздействие на изменение равновесного уровня дохода. Как уже отмечалось ранее, с целью стимулирования экономики правительство также может сократить налоги. Допустим налоговые платежи сократились на ДТ. Это приведёт к росту располагаемого дохода на эту же величину и соответственно к росту потребительских расходов на величину (ДТ?b). В результате кривая потребительских расходов сдвигается вверх и равновесный объём выпуска возрастает на величину

Уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t - простой мультипликатор налогов.

При налоговой ставке t уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t t - мультипликатор налогов при налоговой ставке t.

В открытой экономике это уравнение примет следующий вид

m t,o t - мультипликатор налогов в открытой экономике.

Рассмотренные нами 2 инструмента фискальной политики приводят к дисбалансу государственного бюджета, что ограничивает сферу их применения. Поэтому на практике правительство часто использует мультипликатор сбалансированного бюджета - когда госрасходы и налоги одновременно изменяются на одну и ту же величину. Величина этого мультипликатора не превышает 1. Это значит, что если госрасходы и налоги возрастут на 1, то равновесный объём производства также увеличится максимум на 1. С одной стороны это не увеличивает бюджетный дефицит, а с другой повышает равновесный объём производства т.к. величина мультипликатора госрасходов больше чем мультипликатора налогов. Поэтому при стимулирующей фискальной политике правительство обычно повышает государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличиваются налоги. Если основной целью является быстрое сокращение инфляции то правительство может пойти на сокращение государственных расходов но при этом произойдёт снижение уровня жизни населения.

Как показывает недавний опыт таких развитых стран как США, Франция, Германия и др. чрезмерное увлечение мультипликатором сбалансированного бюджета также приведёт к замедлению экономического роста. При увеличении государственных расходов их предельная отдача сокращается т.к. сперва финансируются самые перспективные направления, а потом всё менее и менее перспективные. В тоже время повышение налогов оказывает всё более и более депрессивное воздействие на бизнес. Поэтому собрать дополнительную единицу налогов становится гораздо труднее чем увеличить госрасходы на этуже единицу. Это значит, что с ростом госрасходов и налогов мультипликатор сбалансированного бюджета сокращается. Именно это явилось причиной отказа в 1970-х гг. США, Англии и других стран от чрезмерно активной стимулирующей фискальной политики.