Мультипликаторы: государственный, инвестиционный, налоговый. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует обратить внимание на два момента:

величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупно­ го дохода.

По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.


Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».


Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии

ΔTr = ΔY d

с величиной предельной склонности к потреблению:

ΔC = ΔY d ´ MPC = ΔTr ´ MPC

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´MPC ´ = ´ ΔTr

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

M Tr = или M Tr =

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.



Виды фискальной политики


Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.


Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой за


конодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики . Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государствен­ном бюджете.



Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабили­заторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

Пособия по безработице;

Пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужа­ется» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.


Эффект вытеснения

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения частных инвестиций.


Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

ПРАКТИКУМ


Контрольные вопросы

Охарактеризуйте роль налогов в экономике.

Что включает в себя налоговая система?


Сформулируйте известные Вам принципы и концепции налогообложения.

Какие виды налогов Вы знаете?

Дайте определение прогрессивному, регрессивному, пропорциональному налогу.

Что представляет собой государственный бюджет? Назовите основные статьи доходов и расходов.

Что такое бюджетный дефицит? Каковы возможности государства для достижения сбалансированного бюджета?

Что входит в понятие государственный долг? Каковы негативные последствия государственного долга?

Как взаимосвязаны погашение государственного долга и рост неравенства в доходах?

Что такое фискальная политика? Назовите и охарактеризуйте ее инструменты и основные виды.

В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?


Упражнения

1. Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки.


Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Решение:

Для определения ставок налога воспользуемся формулами:

t а = ; t m =

Результаты занесем в таблицу:

Данный налог является прогрессивным, поскольку средняя налоговая ставка возрастает по мере роста дохода.

2. Предположим, что равновесный объем ВНП равен 5200$, MPC = 2/3. Правительство решило увеличить налоговые сборы на 600$.

А) Чему равно новое значение ВНП?

Б) Как при новом уровне налогообложения должны измениться государственные расходы, чтобы ВНП остался на прежнем уровне?

На 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления , инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода . Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).  

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода . Денежный мультипликатор был равен М - /  

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода . Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-  

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора . Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой . Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.  

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса . В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса . Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса . (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)  

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.  

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =  

Роль налогов в формировании доходов бюджета . Налоговый мультипликатор.  

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-  

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.  

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста , имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком , состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.  

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков . Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.  

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные  

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость , существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета , используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости . Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета . Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.  

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям . Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).  

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле  

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов , полученное в результате введения подоходного налога , на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода  

Подобно инвестициям и

Изменение любого компонента автономных расходов ведет к изменению равновесного объема выпуска. Но изменение выпуска (дохода) оказывается большим, чем первоначальное изменение автономных расходов. Это происходит благодаря эффекту мультипликатора. Рассмотрим вначале самую простую модель закрытой экономики без государственного сектора, где совокупные расходы складываются из потребительских и инвестиционных (Е = С + I), а функция потребления имеет вид

Если автономные расходы увеличиваются на ΔА (это может быть рост инвестиций), то совокупные расходы и выпуск (доход) вначале тоже возрастут на ΔA (ΔY = ΔА). Рост дохода приведет к увеличению потребления, но не на такую же величину, а на bΔА. Оставшаяся часть прироста дохода сберегается. Увеличение потребления ведет к росту расходов на ту же величину bΔА. Далее производство вновь возрастает, чтобы удовлетворить спрос, выпуск (доход) увеличивается на bΔА. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы - теперь уже на b(bΔА) = Ь 2 ΔА. Возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д. Очевидно также, что с каждым разом величина прироста дохода будет все меньше. Шаги увеличения расходов и дохода (выпуска) можно представить следующим образом.

Прирост расходов

Прирост дохода (выпуска)

Если просуммировать все приросты дохода, равные приростам расходов, и применить формулу суммы убывающей геометрической прогрессии (сумма в скобках) с основанием меньше единицы (b < 1), то получим:

Таким образом, общее изменение дохода равно первоначальному изменению совокупных расходов, умноженному на . Множитель называется мультипликатором (т ) и показывает, на какую величину изменится равновесный доход (выпуск) при изменении совокупных расходов на единицу:

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, авиакомпания решила инвестировать 100 млн долл. в покупку нового самолета. В этом случае первоначальное увеличение автономных инвестиционных расходов составит 100 млн долл. Рост инвестиционных расходов увеличит ВВП на ту же сумму. Расширение производства на авиационном заводе означает, что вырастут доходы его работников, возможно, будут наняты новые рабочие. Увеличатся и доходы владельцев акций авиационного завода на фоне роста прибыли. В целом доходы вырастут на ту же величину - 100 млн. Доходы распределяются между потреблением и сбережениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, что она равна 0,8, т.е. из 100 единиц дохода 80 расходуются на потребление, а 20 сберегаются (пока для упрощения предполагаем, что налоги отсутствуют). Таким образом, работники завода и владельцы акций смогут потратить на покупку товаров и услуг дополнительно 80 млн долл. Торговые предприятия сделают дополнительные заказы на поставки товаров на 80 млн долл. предприятиям-производителям, стимулируя таким образом рост производства и доходов работников и владельцев этих предприятий на эту же величину. Работники предприятий-производителей, получив дополнительные доходы, также смогут увеличить свои потребительские расходы на 64 млн долл. (в соответствии с предельной склонностью к потреблению), что вызовет дальнейший рост производства и доходов у предприятий-поставщиков и т.д. Как показано ниже, расходы первых трех периодов

приведут к росту дохода на 100 + 80 + 64 = 244 млн долл. и процесс будет продолжаться - каждый виток расходов будет стимулировать новый рост производства, доходов и новых индуцированных потребительских расходов.

Максимально возможное суммарное увеличение дохода (обусловленное многократным ростом доходов и потребительских расходов) при b = 0,8 составит в нашем примере млн руб.

Мультипликатор автономных (в данном случае инвестиционных) расходов будет равен пяти.

Таким образом, увеличение автономных расходов на 100 млн долл. привело к росту равновесного уровня дохода на 500 млн долл.

Заметим, что первоначально, когда увеличиваются автономные расходы, планируемые расходы превышают объем выпуска. Фирмы начинают сокращать запасы и наращивать объем выпуска. По мере роста выпуска и дохода увеличиваются индуцируемые расходы (зависящие от дохода), в данном случае - потребительские расходы. Поэтому итоговое увеличение равновесного объема выпуска (дохода) можно представить как сумму первоначального прироста автономных расходов (100) и расходов, индуцированных последовавшим за этим приростом изменением дохода (80 + 64 + 51,2 + ...).

До сих пор рассматривалась простая модель мультипликатора для двухсекторной экономики. Теперь усложним анализ - рассмотрим открытую экономику и дополним модель государственным сектором.

Если перейти к функции потребления, включающей полную налоговую функцию (4.15), и рассматривать открытую экономику, где равновесный уровень дохода определяется уравнением (4.21), то прирост дохода, вызванный изменением автономных расходов, будет равен

(4.22)

где - мультипликатор автономных расходов.

Прирост дохода определяется, таким образом, изменением автономных расходов и величиной мультипликатора. Последний, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению b, налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п. Так, при увеличении автономных расходов, например инвестиций, увеличится и объем ВВП. Но при наличии подоходных налогов, а тем более при их увеличении, располагаемый доход возрастет в меньшей степени, чем ВВП. Соответственно, потребление также увеличится меньше, чем могло бы при отсутствии подоходных налогов или при их неизменном уровне. В итоге процесс мультипликации приведет к меньшему приросту ВВП (дохода). Аналогично, если часть потребительских расходов приходится на импорт, они не стимулируют рост ВВП страны. Поэтому увеличение предельной склонности к импорту ведет к уменьшению прироста ВВП и дохода в процессе мультипликации. Арифметически увеличение налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п ведет к уменьшению значения мультипликатора. И наоборот, рост предельной склонности к потреблению означает, что большая часть прироста дохода тратится на потребление (меньшая сберегается), а значит, потребительские расходы стимулируют больший прирост ВВП и дохода. Рост b увеличивает значение мультипликатора расходов.

Согласно кейнсианским представлениям, краткосрочное равновесие в экономике может устанавливаться на уровне ниже потенциала (У 0 < У*, рис. 4.4), т.е. полной занятости ресурсов. В этом случае говорят о рецессионном разрыве - величине, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы ВВП достиг потенциального значения, обеспечив полную занятость в экономике (расстояние ВС, см. на рис. 4.4). Для преодоления этого разрыва и достижения полной занятости государство может увеличить совокупные расходы, стимулируя тем самым рост выпуска и занятости.

В случае если фактический ВВП по какой-то причине превышает потенциальный уровень выпуска, говорят об инфляционном разрыве - величине, на которую совокупные расходы превышают уровень выпуска при полной занятости. Другими словами, это величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы равновесный уровень выпуска оказался равен потенциальному (расстояние ВС на рис. 4.5). Для преодоления инфляционного разрыва правительство может сократить расходы, трансферты или увеличить налоги.

Рис. 4.4.

Рис. 4.5.

Таким образом, правительство может менять совокупные расходы несколькими способами: во-первых, увеличивая или уменьшая государственные закупки товаров и услуг (как известно, они являются частью совокупного спроса), во-вторых, меняя налоги или трансферты. Налоги и трансферты воздействуют на спрос опосредованно - через изменение располагаемого дохода.

Если для ликвидации рецессионного разрыва увеличиваются государственные расходы - а они являются частью совокупных расходов - это означает, что при данном уровне дохода возрастают планируемые расходы. Линия планируемых расходов E 0 (рис. 4.6) сдвигается вверх до Е 1 на расстояние ΔG. Равновесие установится в точке В. Рост государственных расходов приведет к приросту дохода (ΔY = Y 1 - Y 0) большему, чем исходное изменение расходов, т.е. ΔY> ΔG и

Отношение называется мультипликатором государственных расходов и показывает, на сколько возрастет доход при увеличении государственных расходов на единицу.

Посмотрим, каким образом воздействует на равновесный уровень дохода изменение налогов? Предположим, что произошло уменьшение автономных налогов на величину ΔТ а. Это сразу же увеличит располагаемый доход на ту же величину. Потребление (с учетом предельной склонности к потреблению) возрастет на bΔТ а, т.е. при прежнем уровне выпуска (дохода) планируемые расходы увеличатся на bΔТ a . на эту же величину сдвинется вверх кривая планируемых расходов. Равновесный уровень дохода увеличится. Итоговый рост дохода в случае закрытой экономики при наличии только автономных налогов в соответствии с уравнением (4.12) получим, умножив первоначальный прирост автономных расходов, вызванный увеличением располагаемого дохода, на мультипликатор:

где - мультипликатор налогов, или налоговый мультипликатор.

Рис. 4.6.

Налоговый мультипликатор по абсолютной величине меньше мультипликатора государственных расходов, поскольку по сравнению с процессом мультипликации автономных расходов в случае изменения налогов отсутствует первый шаг - рост дохода в связи с ростом автономных расходов. Все последующие шаги аналогичны случаю изменения

автономных расходов (например, инвестиций или государственных расходов): рост располагаемого дохода ведет к увеличению потребления; увеличение потребления означает рост расходов на ту же величину bΔТ а; производство возрастает, чтобы удовлетворить спрос, - выпуск (доход) увеличивается на bΔТ а. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы, теперь уже на b(bΔТ а) = Ь 2 ΔТ а, а возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д.

Посмотрим, как будет выглядеть налоговый мультипликатор с учетом полной налоговой функции в открытой экономике. В этом случае автономные расходы

При изменении автономных налогов изменение автономных расходов составит

Соответственно, увеличение равновесного уровня дохода, вызванное снижением автономных налогов, в соответствии с уравнением (4.22) будет равно

Мультипликатор автономных налогов будет равен

В отличие от изменения автономных налогов, которое интерпретируется графически сдвигом кривой планируемых расходов на расстояние bΔТ а, изменение ставки подоходного налога t графически отражается изменением угла наклона кривой планируемых расходов.

Увеличение или сокращение трансфертов, так же как и изменение налогов, воздействует прежде всего на рас

полагаемый доход. Потребление возрастает на величину, равную произведению объема трансфертов на предельную склонность к потреблению bТr. Далее процесс мультипликации протекает аналогично случаю изменения налогов. Мультипликатор трансфертов равен налоговому мультипликатору, но с положительным знаком, а изменение равновесного уровня дохода в этом случае равно

Совокупное изменение дохода в случае одновременного изменения государственных расходов, автономных налогов и трансфертов можно определить, просуммировав изменения каждого компонента автономных расходов, умноженные на соответствующий мультипликатор:

Заметим, что если по каким-то причинам, например в ожидании спада, домохозяйства решают увеличить сбережения и меньше потреблять, то через эффект мультипликатора это может привести к падению дохода гораздо большему, чем снижение потребления (при этом объем сбережений может остаться прежним или даже снизиться в дальнейшем). Этот феномен получил название "парадокса бережливости". Однако если при этом будут увеличиваться инвестиции (именно сбережения высвобождают ресурсы для инвестиций, ограничивая потребление), то снижения дохода не произойдет. Объем производства и занятость останутся прежними, но в структуре выпуска вырастет доля инвестиционных и снизится доля потребительских товаров.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста ; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую . Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводятсдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие какпроцент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Налоговый мультипликатор (m t) - это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Сила эффекта мультипликатор а. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.

Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).

Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.

Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.

Источники:

  • Расчет предельной склонности к потреблению в 2019

Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения.

Сущность налогового мультипликатора

В экономике действуют так называемые мультипликационные эффекты. Она возникают в тех случаях, когда изменение расходов ведет к большему изменению равновесного ВВП.

Наиболее известным является Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.

Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.

Более сильное влияние государственных расходов на внутреннее потребление обусловлено их непосредственным вхождением в совокупный спрос.

Каким образом действует налоговый мультипликатор? Так, при снижении налогов для населения у потребителей появляется возможность больше тратить, соответственно, они увеличивают свои расходы на потребительские товары. Снижение налоговой нагрузки для предпринимателей стимулирует рост инвестиционных вложений.

Воздействие госрасходов и налогов на величину дохода и потребления является главным при выборе государством инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики. При приоритетном расширении государственного сектора экономики увеличиваются и расходы. Это приводит к увеличению доходов населения, производства товаров, а также к снижению безработицы. Однако такие положительные эффекты достигаются только в том случае, если рост госрасходов обусловлен не только увеличением налоговой нагрузки.

Более сильное влияние государственных расходов на внутренне потребление обусловлено тем, что они непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения отражаются на его величине.

При необходимости сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Сегодня бюджетно-фискальная политика является одним из основных средств достижения устойчивого поступательного экономического развития.

Если госрасходы и налоги одновременно увеличиваются на одну и ту же величину, то равновесное производство также возрастет на ту же величину. При сбалансированном бюджете мультипликатор всегда равен единице.

Расчет налогового мультипикатора

Изменение налоговой политики обычно имеет возможность оказать влияние на экономику разнонаправленное воздействие. Именно налоговый мультипликатор позволяет перевести меры воздействия в количественную величину. Он равен отношению предельной способности к предельной способности с минусовым значением.

Например, значение предельной способности к потреблению составляет 0.9, а к сбережению - 0.3. Тогда налоговый мультипликатор будет равен -3. Соответственно, рост налогов на 1 долл. уменьшает на 3 долл.

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор может действовать в обоих направлениях.

Как ни парадоксально это может показаться, хотя российская мультипликация по праву считается одной из лучших в мире, мультипликаторов в стране – считанные единицы. При этом всегда находится множество желающих получить эту увлекательную творческую профессию.

Начальный этап подготовки мультипликатора

Молодые люди, мечтающие о профессии мультипликатора, скорее всего, представляют себя в будущем художниками-постановщиками анимационных фильмов. Однако эта сфера деятельности предполагает и другую, интересную, но кропотливую работу по созданию многочисленных изображений, из которых и состоит мультфильм, в технических цехах киностудии.

Готовят специалистов для работы в цехах лишь в одном учебном заведении Российской Федерации. Это Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии №333. Прием в него ведется на базе полного среднего образования. Однако поступить сюда далеко не просто. Для начала абитуриент должен представить на конкурс не менее 10 творческих работ, а затем сдать экзамены по рисунку, раскадровке и языку. На протяжении двух лет обучения студенты изучают как классические художественные дисциплины (академический рисунок, живопись и т.д.), так и предметы, относящиеся непосредственно к процессу создания анимации: например, фазовка и прорисовка. По окончании лицея, выпускникам присваивается квалификация «художник-мультипликатор».

Кроме этого уникального учебного заведения, существует немало профессиональных лицеев, где проходит подготовка по специальности «дизайнер со знанием компьютерной графики и анимации». Туда также можно поступить после окончания 11-ти классов, успешно сдав экзамены по рисунку, живописи и русскому языку. Разумеется, здесь не учат классической анимации, но ведь большинство современных студий давно не работают по старой технологии. Она является гораздо более дорогостоящей, чем компьютерная, и настоящих специалистов по ней немного. Так что знание современных компьютерных технологий, используемых для создания анимации, даже более актуально.

Путь к вершинам профессии

Те, кто хочет приблизиться к вершинам профессии, создавая собственные анимационные фильмы, могут продолжить образование в высших учебных заведениях. Базовым вузом, где готовят художников-мультипликаторов, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Правда, поступить туда очень трудно. Конкурс в него огромен, а отбор очень строг. Абитуриенты, поступающие на специальности «художник мультипликационного фильма» или «художник компьютерной графики и анимации», сначала должны представить работы для участия в предварительном творческом конкурсе. После его успешного прохождения им предстоит выдержать экзамены по живописи, рисунку, композиции, истории, русскому языку и литературе.

Дальнейшая судьба художника-мультипликатора зависит исключительно от его таланта и трудолюбия. Если ему удастся создать действительно яркие, интересные, самобытные анимационные фильмы для детей и взрослых – ему будут рады на любой киностудии.