Внешний и внутренний долг. Что такое внутренний долг государства. Причины возникновения государственного долга


Внутренний долг - долг в национальной волюте. Предельный объем внутреннего долга утверждается законом о бюджете на соответствующий год.
Предельный объём может быть превышен, если это снижает расходы по обслуживанию госдолга.
В Законе О бюджете утверждается предельный объём заёмных средств, направленный Российской Федерацией субъектам РФ или муниципальном образовании на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъектов РФ этот предел не должен превышать 30% дохода бюджета на текущий, финансовый год без учёта финансовой помощи из бюджета, а для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета.
Предельный размер расходов на обслуживание госдолга не должен превышать 15% расхода бюджета соответствующего уровня, если эти расходы > 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета,
- передача исполнения бюджета под контроль Министерства Финансов,
- иные меры.
Предельный объём внешнего государственного долга утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Внешние долги включают четыре категории:
1 категория - долги перед банками западных стран под гарантии правительства или при условии их страхования в государственных структурах (Парижского круга).
2 категория долгов - долги Лондонского клуба, куда входят банкиры - кредиторы на неофициальной основе (долги частным банкам). Эти долги предоставлены без государственных гарантий.
3 категория - задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам связанным с поставкой товара и оплатой услуг.
4 категория - долги международным финансово-кредитным организациям: МВФ, МБРР, (международный банк реконструкции развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
Кроме того, в структуру внешнего долга РФ включены долги бывшей Российской империи, принятые на себя Российской Федерацией.
Управление госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашения её займов, изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.
Управление государственным долгом осуществляется:
1. Изменением доходности займов,
2. Увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займов,
3. Объединение нескольких займов в один,
4. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько старых обмениваются на одну новую,
5. Отсрочка погашения займа,
6. Аннулирование государственного долга (когда происходит смена государственной власти, или государство объявляет себя банкнотом),
7. Реструктуризация задолженности т.е. изменения структуры долга.
Эти формы относятся и к внутреннему и внешнему долгу.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:
- финансовое размещение - финансирования инвестиционных проектов и развитие экономики.
- бюджетное использование, когда происходит финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита гос. бюджета, в т.ч. обслуживания внешнего долга;
- смешанное бюджетно – финансовое размещение.
Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников погашения: бюджетных средств, золотовалютных ресурсов, новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.
В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования.
При управлении внешним долгом необходимо: а) оптимизировать его структуру по срокам, видам долга, по доходности; б) использовать проекты, финансируемые за счёт связанных кредитов; в) осуществлять конверсию долга: обмен на национальную валюту, выкуп долга с дисконтом, обмен на экспорт, обмен на собственность, обмен долга на долг;
г) управление внешними финансовыми активами: инвентаризация имущества РФ за рубежом, возврат долгов России и российского золота, создание АО на основе российского имущества, находящегося на территории иностранных государств с передачей контрольных пакетов федеральным государственным унитарным предприятиям для эффективного управления капиталом.

Еще по теме Государственный внутренний и внешний долг, управление государственным долгом.:

  1. 2. Внутренние и внешние государственные займы и особенности их правового регулирования Управление государственным долгом
  2. 3. Государственный долг РФ. Управление государственным долгом
  3. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

Сложно найти такую страну, которая бы, проводя экономические преобразования, не прибегала к помощи внешних Правильно использованные иностранные займы и кредиты ускоряют экономическое развитие, решают некоторую часть социально-экономических проблем.

Понятие государственного долга

Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг. Под ним понимаются все виды долговых обязательств которые возникли несколько лет назад или только что, перед теми или иным кредиторами. Сюда же относятся обязательства по предоставлению РФ государственных гарантий, выраженных в валюте страны (рублях). проявляется в выплате всех основных сумм долга и процентов по нему. Если говорить простым языком, то государственный долг - это та величина, которую государство должно всем своим кредитором.

Государственный внутренний и внешний долг

В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ - это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Такой долг рассматривают как заем населения самому себе. При этом он не оказывает влияния на общий размер совокупного богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением. Его наличие существование вполне нормально, за исключением тех случаев, когда его сумма становится очень высокой. Если говорить более точно, то государственный внутренний долг РФ состоит из следующего: номинальной суммы по ценным бумагам РФ, объема основного долга по кредитам, полученным РФ, объема основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены государством от бюджетов иных уровней, а также из объема обязательств РФ по государственным обязательствам, предоставленным ею самой.

России - это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. включает в себя обязательства Правительства РФ, выраженные в иностранной валюте. То, что у России имеется внешний долг - это также вполне нормальное явление, и не только для нее, но и для любой другой страны. Правда, есть границы, выйдя за которые, государственный внешний долг становится достаточно опасным. Большое количество внешних займов может привести к тому, что страна начнет зависеть от кредиторов. Международный банк реконструкции и развития классифицирует внешнюю задолженность следующим образом: низкий ее уровень должен быть менее 18% по отношению к экспорту товаров и услуг, умеренный - 18-30%. Соответственно более высокие показатели носят угрожающий характер для развития экономики и государства в целом.

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.

Таким образом, государственный внутренний и внешний долг является нормальным явлением для современного развития Российской Федерации. Он просто необходим в том случае, если не хватает собственных средств на развитие новых отраслей производства или когда нужно как можно быстрее вывести экономику их тяжелого положения.

Общегосударственные нужды в своем большинстве финансируются из денежных средств, которые получает государство в виде обязательных платежей и налогов. В условиях, когда резко снижаются, появляется необходимость в покрытии своих расходов за счет финансовых средств, полученных из других источников. Таким образом и образуется государственный долг, под которым подразумевается совокупность кредитных отношений между заемщиком (государством) и кредиторами (юридическими или физическими лицами). В сфере государственных отношений государство может быть одновременно как заемщиком, так и кредитором.

В настоящее время существуют такие виды как внутренний и внешний. Следует обратить внимание на то, что в России такое разделение имеет несколько другой подход, чем в других странах. Согласно закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который был принят в 1992 году, деление государственного долга на внешний и внутренний проводится по валютному критерию. Следовательно, все заимствования России делятся на внешние и внутренние, ввиду валюты возникающих обязательств. Проще говоря, внутренний государственный долг - это рублевые долги, а внешний - валютные долги. В мировой практике внутренний государственный долг определяется как долг государства перед своим населением. Исходя из той же мировой практики, формы государственного внутреннего долга могут быть такими, как полученные правительством займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, полученные бюджетные ссуда и а также некоторые другие долговые обязательства.

Внутренние можно условно разделить на рыночные (существующие в виде и не рыночные (образующиеся по результатам исполнения федерального долга и выпускаемые в счет погашения образовавшейся задолженности).

Внутренний государственный долг несет гораздо меньшую опасность, чем внутренний государственный долг. Утечки услуг и товаров при его погашении не происходит, хотя в то же время практически невозможно обойтись без определенных изменений в экономической жизни, которые в большинстве случаев имеют весьма значительные последствия. И чем выше будет внутренний государственный долг, тем большими будут негативные последствия. Например, выплата процентов по долгу приводит к тому, что образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.

Внутренний государственный долг, по сравнению с внешним, гораздо меньше, поэтому в последнее время наблюдается трансформация последнего в первый. Внешний государственный долг погашается из тех средств, которые заимствуются на внутреннем рынке. В связи с этим, начиная с 2002 года, государство начало увеличивать объем внутреннего государственного долга. Следует отметить, что это замещение длиться до сих пор.

Внутренний государственный долг не является либо только положительной, либо только отрицательной стороной экономики. Исходя из сегодняшнего состояния экономики, он занимает, скорее всего, нейтральную позицию. Ожидать, что через несколько лет надобность во внутреннем государственном долге отпадет, вряд ли стоит, но попытаться свести его объемы к минимуму, это прямая обязанность государства.

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.

Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе » и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

§ погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

§ для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

§ действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

§ население;

§ корпорации;

§ другие финансовые и кредитные учреждения.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на:

§ рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг

§ нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.

Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести:

§ государственные краткосрочные облигации (ГКО)

§ облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ)

§ облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

§ облигации внутреннего валютного займа («вэбовки»)

к нерыночным инструментам можно отнести:

§ векселя Министерства финансов

§ задолженность Центральному банку и пр.

Число видов государственного внутреннего долга только в 1997 г. увеличилось в полтора раза, в основном за счет нерыночных инструментов. В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения сроков заимствования и уменьшения процентных ставок в июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ).

Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные финансовые результаты:

выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ

Игнорирование экономической сущности происходящих процессов приводит к значительному искажению бюджетных показателей.