Международный банк реконструкции и развития учредители. Система Международного банка реконструкции и развития. Стадия подготовки проекта

(МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:

Штаб-квартира Группы располагается в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США.

(МБРР ) широко известный как Мировой банк, является основным кредитным учреждением группы Всемирного банка (создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г). В отличие от , ВБ предоставляет кредиты для экономического развития стран . МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

(МАР ), созданная в 1960 г. Ее цель — оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

(МФК), созданная в 1956 г. Ее цель — стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов.

(МАГИ). (Создано в 1982 г.) Цель организации — оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков.

К таким рискам могут относиться военные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, — 50 млн. долл. США. Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран.

(МЦУИС). (Создан в 1966 г.) Цель организации — стимулирование потока инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Группа Мирового банка (МБРР, MAP, МФК, МАГИ)

Группа Мирового банка (Группа Всемирного банка — В Б) является специализированным финансовым институтом ООН, в состав которого входит несколько взаимосвязанных специализированных организаций ООН:

  • Международный банк реконструкции и развития — МБРР;
  • Международная ассоциация развития — MAP;
  • Международная финансовая корпорация — МФК;
  • Международное агентство по гарантированию инвестиций — МАГИ.

Группа возглавляется единым руководством. Основная цель ее деятельности — оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран. Но каждая структура руководствуется обшей целью, и ее деятельность подчинена общей стратегии Группы.

За время своего существования Группа Всемирного банка стала одним из ведущих мировых инвестиционных центров, на долю которого приходится около половины ежегодного объема инвестиций, выделяемых международными организациями развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития — МБРР является головной организацией в Группе. Создан в 1944 г. одновременно с МВФ в рамках Бреттон-Вудских соглашений. Декларируемые в соответствии с Уставом цели Банка определены следующим образом:

  • содействие развитию стран-членов путем поощрения иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран;
  • поощрение частных иностранных капиталовложений путем выдачи гарантий Банка или прямым финансированием проектов;
  • содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли и поддержанию платежных балансов через развитие производственного потенциала стран — членов Банка при помощи иностранных капиталовложений.

Финансовые ресурсы Банка складываются из взносов стран- членов в Уставный капитал, банковской прибыли от его деятельности, а также из привлеченных средств в виде займов на международных рынках ссудного капитала.

Уставный капитал формируется по типу акционерного общества путем подписки на акции. Страны-члены оплачивают 20% квоты — 2% в свободно конвертируемой валюте и 18% в национальной. Остальная часть неоплаченной квоты является резервным фондом, под который Банк путем выпуска облигационных займов осуществляет заимствования на международном рынке ссудных капиталов для финансирования кредитуемых им инвестиционных объектов. При необходимости Банк может востребовать от стран- членов неоплаченную часть квот. Но на практике пока Банку удается более 90% ресурсов привлекать на мировом финансовом рынке путем выпуска облигаций.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, а исполнительным органом — Директорат. Как и в МВФ, Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками. Для принятия важных решений один раз в год собирается на сессии совместно с МВФ.

Директорат состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами, обладающими наибольшим количеством голосов, — это США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. При этом США имеют 20% голосов, что обеспечивает им право вето при голосовании по наиболее важным вопросам, когда для принятия решения требуется 85% голосов. По одному директору от страны выбирают Китай, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 16 директоров избираются каждый от группы стран. Директорат избирает Президента Банка, традиционно гражданина США. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.

В настоящее время членами Банка являются практически все страны, что оправдывает его название Мирового (Всемирного) банка.

Формально это учреждение дсполитизировано. Оно четко декларирует направленность своей деятельности на содействие демократическому развитию в рамках открытой рыночной экономики, экономическому росту, на борьбу с бедностью. Но методы достижения целей не лишены политических пристрастий ведущих стран Запада, имеющих большинство голосов в руководящих органах. Оно обеспечивается принципом взвешенного голосования: количество голосов каждой страны зависит от ее доли в уставном капитале.

Кроме того, согласно учредительным документам МБРР в ряде случаев обязан ориентироваться на решения МВФ. Проводимая странами — членами Банка валютно-финансовая политика должна соответствовать Уставу МВФ. Поэтому членами МБРР могут быть только те страны, которые вступили в МВФ.

Таким образом, МВФ и МБРР как два одновременно созданных Брсттон-Вудских финансовых института в своей деятельности дополняют друг друга, но каждый из них выполняет свои специфические функции.

МВФ занимается регулированием валютной системы, содействует внешним расчетам между странами — членами Фонда через механизм предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных и расчетных балансов. Кредитами МВФ могут пользоваться все члены — и богатые, и бедные страны, гак как от финансового положения стран зависит стабильность мировой валютной системы.

МБРР является прежде всего кредитным учреждением. Его цель — содействовать преодолению бедности развивающихся стран, их экономическому росту и интеграции в мировую экономику. Он предоставляет займы только развивающимся странам.

Особенность кредитной политики Банка заключается в том, что он аккумулирует средства мирового рынка капиталов и за счет этого выдает ссуды тем государствам, которые имеют ограниченный доступ к этому рынку, либо непосредственно их правительствам, либо под правительственные гарантии, фактически он выполняет роль посредника.

Не изменяя цели и механизма кредитования, МБРР меняет направления, методы и формы деятельности в зависимости от условий, складывающихся в мире и в отдельных регионах, учитывая накопленный опыт работы.

После Второй мировой войны деятельность Банка была направлена на оказание помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран и Японии, а с середины 50-х годов, когда экономика этих стран была восстановлена, его деятельность переместилась в развивающийся мир и направлена на развитие государств, освободившихся от колониальной зависимости.

Позднее деятельность Банка распространилась и на страны с переходной экономикой.

До 80-х годов Банк в основном выделял кредиты под проектное финансирование. Причем кредитами Банка покрывалось не более 30% стоимости кредитуемого объекта. Остальная часть расходов должна покрываться за счет внутренних источников. Это стимулирует инвестиционный процесс в стране. Но кредиты Банка имели связанный характер. И, как отмечали критики, при существенных нарушениях в экономике стран проектное финансирование не могло эффективно повлиять на общеэкономическую ситуацию в этих странах.

Разразившийся в 1982 г. долговой кризис подтвердил правоту таких выводов. И в 80-х годах Банк вводит в практику предоставление несвязанных кредитов на поддержку экономических реформ. Но все-таки ведущая роль сохраняется за проектным финансированием. В целях привлечения дополнительных ресурсов для кредитуемых им объектов МБРР практикует совместное финансирование. Соинвесторы имеют определенные выгоды при совместном финансировании: Банк проводит экспертизу проекта и снимаете них риск неплатежей.

Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. повлиял на кредитную политику Банка. Он переориентировал свою деятельность на регион Юго-Восточной и Восточной Азии, являвшийся эпицентром кризиса. В 1998 финансовом году кредиты, выделенные странам этого региона, составили 1/3 в общей сумме кредитных средств, предоставленных Банком. Одновременно значительно, с 27 до 39%, выросла доля кредитов, не привязанных к конкретным объектам. И большая сумма кредитов была выделена финансовому сектору, его доля составила 22% против 6% по сравнению с предыдущим годом.

После распада Советского Союза в орбиту деятельности МБРР попадают страны — бывшие республики СССР, а также государства Центральной и Восточной Европы. Они также становятся получателями кредитов Банка. Банк выделяет им кредиты на структурную адаптацию, на поддержку экономических реформ. Эти кредиты не являются связанными, обычно предоставляются под определенные программы и быстрее осваиваются.

Требования МБРР при выделении кредитов на поддержание программ экономических реформ аналогичны тем, которые выдвигает МВФ. Это либерализация цен, ослабление государственного воздействия на экономику и опора на частный капитал.

Основные объемы займов МБРР развивающимся странам направляются в сельское хозяйство, так как, по мнению руководства, именно в сельскохозяйственных районах концентрируется максимальная бедность и отсталость, борьба с которыми является первостепенной задачей Банка. Выделенные займы идут на развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, образования, здравоохранения. Гораздо меньше кредитов выделяется на развитие обрабатывающих отраслей.

МБРР предоставляет кредиты на длительный срок от 15 до 20 лет, что значительно превышает сроки кредитования коммерческими банками.

Стоимость кредитов определяется конъюнктурой мирового финансового рынка, так как основную часть своих ресурсов Банк аккумулирует путем эмиссии облигаций. Но маржа на кредитные средства невысокая, от 0,25 до 0,5%, поскольку получение прибыли не является целью деятельности Банка.

МБРР защищает частный капитал, поэтому кредиты, предоставляемые Банком, носят также обусловленный характер. Требования к заемщикам со стороны Банка довольно жесткие. От них требуется создание благоприятного правового и административного климата для деятельности ТНК, освобождение иностранных инвесторов от налогов, обеспечение свободного вывоза прибыли. Страна-заемщик должна значительно сократить или отменить субсидирование внутренних потребителей, провести либерализацию внешнеэкономической деятельности, девальвацию национальной валюты и т.д.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (MAP ) создана в 1960 г. для расширения круга развивающихся стран, допущенных к кредитным ресурсам. Формально она независима от Банка, а фактически является его филиалом. Ими руководят единый орган управления и один президент.

К 60-м годам прошлого века выявилась часть развивающихся стран, для которых кредиты МБРР оказались недоступны. Во-пер- вых, из-за их высокой стоимости. А во-вторых, для них были неприемлемы условия кредитования. Это были самые бедные, самые отсталые страны. Они нуждались в льготном кредитовании. Специально для предоставления таким странам заемных средств на льготных условиях и была создана Банком Международная ассоциация развития. Поэтому получить льготные кредиты имеют право только те страны, которые являются членами МБРР и имеют низкий доход на душу населения. В 1997-1999 гг. лимит ВВП на душу населения, дающий право на льготное кредитование, составлял 925 долл. в год.

Кредиты MAP предоставляются в национальной валюте страны-заемщика только правительствам государств на срок до 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет. Проценты по кредитам не взимаются. Заемщик покрывает только административные издержки в размере 0,5% годовых.

Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран- доноров, являющихся членами организации, и чистой прибыли МБРР.

Предоставление льготных условий кредитования за счет указанных источников не следует рассматривать как благотворительную деятельность. Ведь целью деятельности М БРР является борьба с бедностью. А механизм кредитования на условиях Банка оказался неэффективным для ряда развивающихся стран. Создав возможность льготного кредитования через MAP, Банк значительно расширил свое влияние на развивающиеся страны.

Характер кредитов, предоставляемых MAP, носит социальную направленность. Наибольший удельный вес в структуре заемных средств ее клиентов имеют кредиты на развитие здравоохранения, образования, сельского хозяйства и сельских районов. В отличие от МБРР эта организация практически не направляет средства в финансовую сферу. Поскольку клиентами MAP являются бедные страны, не интегрированные в мировой финансовый рынок, их не затрагивают финансовые кризисы.

Таким образом, в стратегическом плане МБРР и MAP выполняют общие задачи, но функции между ними разделены.

Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. как специализированное учреждение ООН. Юридически и в финансовом отношении является самостоятельной организацией. Однако фактически это филиал МБРР. Они имеют общее руководство. Высший орган МФК — Совет управляющих, обязанности членов которого но совместительству исполняют члены Совета управляющих МБРР. Функции председателя Директората МФК также по совместительству выполняет Президент МБРР.

Цель деятельности Корпорации — содействие развитию частного сектора в экономике развивающихся стран, привлечение притока в этот сектор национальных и иностранных инвестиций.

Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов. При этом кредиты выделяются частному сектору без предоставления правительственных гарантий. Поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов.

Заемные средства Корпорация предоставляет на срок до 15 лет, процентная ставка — на уровне среднегодовых ставок мирового рынка ссудных капиталов по аналогичным кредитам. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой они были предоставлены.

Ресурсы МФК формируются из разных источников. Во-первых, за счет взносов стран-членов. Наибольшую сумму внесли

США, являющиеся инициатором создания этой организации, а также Англия, Франция и другие развитые страны. Во-вторых, в распоряжении МФК имеется ряд фондов, которые были созданы специально для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Кроме того, МФК имеет право привлекать внешние ресурсы с мирового рынка капиталов, как и МБРР. Но механизм их привлечения иной. Она приобретает акции компаний, осуществляет и собственные инвестиции в акционерный капитал строящихся в развивающихся странах предприятий без намерения закрепиться на них в качестве собственника. Приобретенные активы в дальнейшем перепродаются частному капиталу.

Однако по сравнению с МБРР и даже в сравнении с MAP финансовые ресурсы, которыми располагает Корпорация, значительно меньше. Но несмотря на ограниченные финансовые возможности, МФК играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны, а также в формировании развивающихся фондовых рынков.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. в дополнение к МБРР для многостороннего гарантирования прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Капитал в размере 1 млрд долл. США образован за счет стран-членов.

МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
  • Срок гарантии — от 15 до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

Круг рисков, на которые распространяются гарантии МАГИ, широкий. Агентство страхует указанные инвестиции от политических рисков на случай войн, гражданских волнений, экспроприации имущества инвестора, невыполнение контрактных обязательств вследствие принятия политических решений руководством государства (например, запрет на ввоз товара в страну) и другие политические катаклизмы.

Инвестиции могут быть застрахованы от некоммерческих рисков в финансовой сфере, таких, как, например, отмена конвертируемости валюты и возникшие в связи с этим препятствия по выводу прибыли из страны.

Невыполнение контрактных обязательств, связанных с инвестициями, по форс-мажорным обстоятельствам также может быть застраховано МАГИ.

Помимо страхования некоммерческих рисков, МАГИ занимается консультированием правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики и программ по привлечению иностранных инвестиций. Для этого оно организует встречи и переговоры правительств заинтересованных стран с международными деловыми кругами.

Таким образом, МБРР, MAP, МФК и МАГИ образуют четыре тесно связанных между собой международных финансовых института. Они объединены общей целью деятельности, которая заключается в оказании финансовой поддержки развивающимся странам. В рамках этой цели каждый из них выполняет свои, отведенные ему функции. Вместе они образуют группу Всемирного банка — крупнейшего в мире инвестиционного института, задачей которого является борьба с бедностью и отсталостью развивающихся стран, содействие экономическому росту и развитию рыночных отношений в этих странах и странах с переходной экономикой.

МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США) и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения. Штаб-квартира - г. Вашингтон (США).

Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам.

Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов -- около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами -- около 26 млрд. долл.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и не кредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях

Участники МБРР - 181 государство. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда (МВФ).

Уставный капитал Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 188,220 млрд.долл.США. Он делится на 1581724 акции, предоставляемые только по подписке. Минимальное число акций, на которые подписывается государство-член, определяется Банком. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ.

Доля России в капитале МБРР - 44795 акций (около 5,403 млрд.долл.США - оплачено акций на сумму около 333,9 млн.долл.США) или 2,7 % от общего количества голосов при принятии решений.

Колоссальное значение для мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений играют специализированные организации. Одной из таких организаций является Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия. Он представляет собой главную кредитную организацию Всемирного банка.

Банк МБРР

Международный банк развития МБРР представляет собой специализированную организацию ООН, инвестиционный инструмент, который был учреждён вместе с МВФ согласно постановлению Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Задача фонда заключалась в поддержании стабильности всей мировой валютной системы, а банка — в стимуляции долговременного экономического развития государств-участников. Общая цель эти организаций - оказание помощи прозрачной рыночной экономике в мире.
Договор о МБРР, который является одновременно и его уставом, получил официальную силу в 1945 г., однако работа банка началась лишь в 1946 г. Расположен он в Вашингтоне.
Изначально МБРР работал как специализированный орган Организации Объединенных Наций (ООН), и не зависел в решениях от нее. Однако дальнейшее развитие МБРР привело к тому, что образовались четыре родственных ему структуры:

  • Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г.,
  • Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г.,
  • Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — 1966 г.
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — 1988 г.

Сегодня все эти организации входят в структуру Группы Всемирного банка, центральный офис которого расположен в Вашингтоне. Участники группы являются партнерами в формировании рынков, становлении экономического потенциала, а также оказывают помощь в повышении уровня жизни населения, главным образом, в самых бедных из развивающихся государств.
МБРР - это самое мощное подразделение группы, которое имеет акционерный капитал в объеме примерно 200 млрд долл. Количество учредителей по последним данным насчитывает более 180 государств. Обязательное условие присоединения к банку и родственных ему подразделений - это участие в МВФ. Все государства, исходя их размера квоты в МВФ, имеют персональную долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Основные цели МБРР

К основным целям создания и работы МБРР можно отнести:

  • предоставление помощи по реконструкции и развитию экономики государств, входящих в состав организации
  • предоставление помощи частным зарубежным вкладчикам
  • способствование сбалансированному росту международной торговой отрасли и сохранение равновесия платёжных балансов
  • сбор и распространение статистических данных.

Самая первая цель МБРР состояла в стимуляции частных вложений в западноевропейских государствах при помощи аккумуляции бюджетных средств капиталистических стран и вовлекаемых средств инвесторов. Как известно экономика этих стран существенно пострадала в процессе военных действий, связанных со Второй мировой войной. Однако, уже в середине 50-х годом, когда государства Западной Европы начали приводить в порядок свою экономику, работа МБРР стала перенаправляться на государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Что делает МБРР?

Международный банк реконструкции и развития выдает займы для экономического роста, чем и отличается от МВФ. МБРР является наиболее масштабным кредитором проектов развития в развивающихся государствах, имеющих средний уровень дохода на душу населения, а также в кредитоспособных бедных странах.
Государства, которые хотят присоединиться к МБРР, должны состоять в МВФ.
Еще одним отличием от МВФ является тот факт, что МБРР не применяет типичных условий кредитования. Период, суммы и проценты займов МБРР определены особенностями кредитуемого проекта. Чаще всего кредит выдается на 15-20 лет с отсрочкой платежа от трёх до пяти лет.
В процессе принятия решения о выдаче денег специалисты Банка требуют развернутые данные об экономической и финансовой ситуации в таких странах, оправляет в них свои экономические комиссии. В составе комиссий - представители промышленно развитых государств. Они занимаются исследованием экономики и финансов государств-членов, оказывают влияние на формирование и реализацию национальных программ их экономического роста. При составлении рекомендаций миссий МБРР предпочтение остается за развитием частного сектора экономики и привлечением зарубежных средств в развивающиеся государства.
Суммарный объем займов, которые представил Банк на протяжении 47 лет своей истории составил 235 млрд. долл.. Интересно, что свыше 30% этих средств, а именно 80 млрд. долл., были выделены с 1989 по 1993 год.
Займы Банка, чаще всего покрывают примерно 30% общего объема кредитуемых объектов. Остальные расходы по объекту обеспечиваются внутренними источниками кредитования или прочими внешними источниками. Еще с середины 70-х годов при выдаче займов специалисты Банка обращают все больше внимания на социальные аспекты развития, в особенности борьбу с бедностью.
Чаще всего кредиты предоставляются для развития здравоохранения, образования, планирования семьи, развития сельскохозяйственной отрасли. Немаловажным является и охрана окружающей среды.

Россия и МБРР

Сотрудничество России с МБРР началось в 1992 году. На протяжении этих лет суммарный объем кредитов, которые Россия получила от банка, достиг 8.93 млрд. долларов. Потрачено из этой суммы 7.95 млрд долларов. Главные области привлечения кредитов МБРР:

  • электроэнергетическая (31%)
  • транспортная (19%)
  • финансовая (12%)
  • развитие городской инфраструктуры (11%)
  • здравоохранение и соцзащита (10%)
  • сельское хозяйство (5%)
  • образование (3%)
  • охрана окружающей среды (3%).

Объем помощи развитию (ОПР) от России посредством группы Всемирного банка постоянно увеличивается. К примеру, в 2004 году - 100 млн. долларов США, а в 2014 - уже 876 млн. долларов США.
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов объем помощи России достиг 785 млн. долларов США. Помимо этого, в те годы Россия выступила инициатором формирования инновационной антикризисной системы сотрудничества - Евразийского фонда стабилизации и развития.
Российская Федерация - партнер Международной организации развития (МАР) с девятого наполнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. Четыре года назад главным предметом взаимодействия России и Банка было 17-ое пополнение активов МАР (МАР-17). Россия оказала колоссальную поддержку МАР в предоставлении всеобъемлющей помощи саамы бедным государствам.
Кроме этого Россия занимается финансированием трастовых фондов. Суммарное количество - 21 трастовый фонд МАР/МБРР. Из этого числа 15 действуют. Общий объем инвестиций в эти программы составил практически 261 млн. долларов США. Главные векторы работы российских трастовых фондов, управляемых МБРР:

  • борьба с инфекционными заболеваниями
  • повышение уровня школьного образования
  • доступ к энергоресурсам
  • преодоление последствий продовольственного кризиса
  • программы соцподдержки граждан.

Стоит отметить, что Россия, вместе с прочими донорами по международной помощи в целях развития, поучаствовала в ряде важных глобальных инициатив, среди которых списание задолженности для государств с высоким уровнем внешнего долга, борьба со СПИДом, туберкулезом и малярией.

C целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была созвана представительная международная валютно-финансовая конференция.

Одним из главных ее результатов стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировой валютной системы, а банк- стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось содействие открытой рыночной экономике в мире.

МБРР начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) - в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) - 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе взятые образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР - родоначальника и центральное звено группы вместе с MAP именуют Всемирным банком. Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл.,

а число его учредителей в настоящее время превышает 180 стран. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей капитала около 3%.

Совет управляющих - высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Срвет состоит из 24 человек - по одному представителю от крупнейших акционеров и от 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

Функции МБРР:

Инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений - от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

Аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

Постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;

Посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл, ежегодно), хотя ее максимизация не является.его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности МБРР придерживается следующих принципов:

Выделение ресурсов - только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

Принятие инвестиционных решений - исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

Предоставление кредитов - только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

Отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;

Направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Главным направлением деятельности МБРР до середины 1950-х годов было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь значительная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемом им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 17.1 и 17.2). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.

Почти за 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 350 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиции МВФ. Объем кредитования в 2003 финансовом году превысил I 1 млрд долл. Участие в банке почти всех

Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

Таблица 17.1
Активы на 30 июня Пассивы на 30 июня
2000 г. 1999 г. 2000 г. 1999 г.
Задолженность 691 697 Заимствования 110 379 115 739
Инвестиции 24 941 30 345 Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме 102
Ценные бумаги, приобретенные по соглашениям о перепродаже 101 6 Суммы к оплате по валютным свопам 82 584 81 985
Необращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписного капитала 1670 1846 Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала 56 111
Причитающиеся суммы по валютным свопам 78 548 79 012 Прочие пассивы 5502 4487
Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного капитала 432 527 Итого пассивы 198 521 202 424
Другие суммы к получению 2385 2188 Капитал 29 289 28 021
Непогашенные 116 244 113 305 Итого пассивы и капитал 227 810 230 445
Прочие активы 2798 2519
Итого активы 227 810 230 445


Источник: Годовой отчет Всемирного банка 2000 г.: Ежегодный обзор и итоги финансовой деятельности. С. 128, 129.

Таблица 17.

Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

Доходы, расходы и результаты На 30 июня
2000 г. 1999 г.
ДОХОДЫ
Доходы по займам 8153 7649
Торговые операции 1581 1421
Ценные бумаги, хранящиеся до погашения 284
Доходы от покупки ценных бумаг по соглашениям о продаже 12 15
Доход от фонда пенсионного обеспечения персонала 166 255
Прочие доходы 133 134
Итого ДОХОДЫ 100 459 9758
РАСХОДЫ
Расходы на заимствования 7128 6846
Проценты по ценным бумагам, проданным по соглашениям об обратном выкупе 4 36
Административные расходы 935 965
Взносы в специальные программы 126 129
Расходы по программам дополнительных выплат сотрудникам после их увольнения 10 10
Резервы на покрытие возможных убытков по ссудам -166 246
Прочие расходы 17 8
Итого расходы 8054 8240
ЧИСТЫЙ ДОХОД 1991 1518


стран мира позволяет действовать глобально.

Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Труппы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные ка- тталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, m финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий - от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Главными принципами деятельности МФК являются: финансирование не более 25% обшей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обязательства 2003 финансового года превысили 2,4 млрд долл. Совокупный портфель обязательств - около 22 млрд долл. Участниками МФК являются 174 страны.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 80 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 850 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит значительный вклад в пополнение ресурсов ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, M AP во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. Напомним, что МБРР вместе с MAP называют Всемирным банком. Совокупный объем кредитования превышает 130 млрд долл. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 125 проектам на общую сумму около 4,5 млрд долл., ее членами выступает 161 страна.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и

иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами является 131 страна, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 75. Число разбирательств, зарегистрированных в 2003 финансовом году, составило 12.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.

В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем выданных гарантий превышает 7 млрд долл. Гарантии, выданные в 2003 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАГИ являются 152 страны.

Деятельность в Российской Федерации Группы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. C 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию свыше 50 проектов России было выделено займов на сумму более 11 млрд долл. Крупнейшие из них представлены в табл. 17.3. В последние годы наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай - 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2003 г. Российская Федерация выплатила долгов

га сумму более 900 млн долл, по ранее полученным кредитам. В то же время Россия не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в России этот показатель составляет примерно 12,5 долл., то, например, у Армении - более 24 долл.

Крупнейшие займы, предоставленные России Всемирным банком

Таблица 17.3 bgcolor=white>1994
Наименование займа Финансовый год Сумма, млн долл.
Реабилитационный заем 1993 600
Первый нефтяной реабилитационный заем 1993 426
Заем на ремонт и содержание шоссейных дорог 300
Второй нефтяной реабилитационный заем 1994 495
Жилищный проект 1995 400
Второй реабилитационный заем 1995 600
Заем на ремонт мостов 1996 350
Заем на структурную перестройку угольного сектора 1996 500
Заем на структурную перестройку экономики 1997 600


Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд долл, в год. Однако в России нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн долл, (три транша по 300, 200 и 300 млн долл.). В свою очередь, в соответствии с Программой Правительства России по оживлению инвестиционной деятельности в период 1997-2000 гг. также предполагалось усиление сотрудничества с банком. В частности, намечались заимствования средств на реализацию проекта развития портов (200 млн долл.), проекта водоснабжения и канализации (300 млн долл.), проекта разработки Приобского месторождения нефти (500 млн долл.), проекта газификации городов и сельских районов европейской части России (800 млн долл.) и др.

Банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества со Всемирным банком. В целом масштабы получаемых Россией кредитов уменьшились, а ее политика заимствова,- ний стала более сдержанной. Основные кредиты для Российской Федерации, одобренные банком после 1998 г., представлены в табл. 17.4.

Основные кредиты, одобренные Всемирным банком в посткризисный период*

* Сотрудничество: Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. 2000. № 13-14 (декабрь) и № 17-18 (июль).


Изыскивая новые формы взаимодействия с правительством России, Всемирный банк стал использовать схему гарантийных операций. Примером может служить известный проект «Морской старт» с участием США, Норвегии, России и Украины. Банк выставил финансировавшему проект «Чейз Манхэттен бэнк» гарантии от некоммерческих рисков на сумму 100 млн долл. В свою очередь, правительство России обеспечило встречные гарантии для Всемирного банка и, если бы страховая ситуация наступила, было бы обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия предпочтительнее для страны, нежели прямое кредитование, поскольку сопровождается относительно небольшим приростом внешнего государственного долга.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем по 20 проектам превысил 400 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: вы-

деление ресурсов на реструктуризацию предприятий в послепри- ватизационный период, развитие фондового рынка и агропромышленного комплекса, инвестиции в нефтяную промышленность и др.

Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международными организациями. Например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили совместный заем на реализацию проекта развития финансовых учреждений в России. Для повышения эффективности российского банковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитованные в рамках проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обеспечения и т.д. Подробнее этот проект будет рассмотрен ниже.

Помимо рассмотренных банков в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб" идр. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации урегулировать проблемы выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долларов. Страны оплачивают 20 % своих квот в уставном капитале, причем 2 % - в конвертируемой валюте, а 18 % - в национальной валюте.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР - первый межгосударственный институт, который был учрежден одновременно с МВФ. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы. МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

МБРР как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР . Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors) непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год. Совет Управляющих может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете Управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов, т. е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1.8 и 0.8%).

Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка (Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной групп стран.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет, он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка. Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968-1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен – бывший президент Bank of America – одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост занимал бывший член конгресса США Б. Коннейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. К тому же штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне, - все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров – Западной Европы и Японии.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Формирование ресурсов МБРР . Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкие увеличения капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть расписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из ПРС в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией – самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР, задолженность по которым к середине 1993 г. достигла 92 млрд. долл. Получая по этим высоко котируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

В последние годы МБРР выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 70-х годов МБРР выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долл. ежегодно, а в 1993 г. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долл. (из 7% годовых). Тем самым МБРР поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, МБРР с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других ПРС широким потоком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

    среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

    подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

    финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гранты. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей ПРС, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двусторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, предоставленных Банком за период с 1946 по 1993 год его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходилось на 1989-1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредит на кредиты здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.

МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям – способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с МАР, направляющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов.

Показательно, что для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся экономики в ключевой объект приложения частного капитала. Характерно, что МБРР осуществляет кредитования промышленного сектора развивающихся стран прежде всего косвенно, через местные банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства, непосредственно кредитуя небольшие частные предприятия. В этом плане МБРР действует параллельно с МФК и чаще через последнюю.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15 – 20 лет (льготный период – 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). Кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов МБРР – более 7 млрд. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 г.

В условиях резко обострившегося кризиса платежеспособности многих развивающихся стран МБРР активизировал свою деятельность, используя для этого ряд новых инициатив, программ и процедур. Среди них ведущее место занимает совместное финансирование. При совместном финансировании инвесторы получают ряд выгод: МБРР сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Для развивающихся стран-заемщиков подобные кредиты в связи с участием в них коммерческих банков и других организаций приводят к ухудшению условий кредитования вследствие удорожания заемных средств и в связи с сокращением сроков кредитов.

Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки. Банк увеличил к концу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов МБРР составляла 10 – 12%. Таким образом за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хозяйственных структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. В частности, в 1993 г. было выделено 1,6 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. было предоставлено России в качестве реабилитационных займов для кредитования крайне необходимого импорта (600 млн. долл.) и реконструкции нефтедобывающих мощностей в Западной Сибири (610 млн. долл.) и еще двух займов в поддержку приватизационной программы (90 млн. долл.) и развития служб занятости и системы социальной защиты (70 млн. долл.). Реабилитационные займы предоставляются и другим бывшим союзным республикам. Все это свидетельствует о возросшей гибкости и диверсификации кредитной политики крупнейшего международного банка развития.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития (МАР) - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов. Кредиты МАР практически не предусматривают ежегодных выплат и выдаются на длительный срок - 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период. Подобные кредиты предоставляются странам с годовым доходом на душу населения менее $925. Средства предоставляются не на безвозмездной основе и должны быть возвращены. Ежегодно МАР предоставляет беднейшим странам около $6 миллиардов.

Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией.

Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Один из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация (МФК). Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогостроительного оборудования. Ежегодно Банка финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Критерии Банка, по которому оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного превышает минимум, требуемый в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.

Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность в организациях типа Всемирного Банка была минимальной. В действительности необходимые проекты часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.

Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.

В 1994 году МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т. д.).

Заключение.

Международные финансовые и кредитные институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

    Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

    Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

    Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

    объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

    осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

    совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

Список используемой литературы:

    Жуков Е.Ф. Деньги Кредит Банки Учебник третье издание Москва Юнити 2007 год

    Лаврушина О.И. Российская банковская энциклопедия

    Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование Учебное пособие Москва 1996 год

    Салихов Б.В. Экономическая теория: Курс лекций Москва 2000 год