Организация обязательного медицинского страхования на современном этапе развития здравоохранения

Важнейшими элементами финансового механизма ОМС в Российской Федерации являются:

  • 1) базовая программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинских услуг;
  • 2) система медицинских стандартов;
  • 3) порядки оказания медицинской помощи;
  • 4) федеральный подушевой норматив финансовых затрат на оплату бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год;
  • 5) одноканальная система финансирования;
  • 6) тарифы оплаты медицинской помощи;
  • 7) тарифы страхового взноса на ОМС.
  • 1. Базовая программа ОМС устанавливает единые требования к территориальным программам ОМС и утверждается Правительством РФ.

Обязательное требование для всех территориальных программ - перечень заболеваний, виды и объем медицинской помощи в территориальной программе ОМС не могут быть меньше, чем в базовой программе. Они только могут корректироваться исходя из соотношения в населении разных половозрастных групп населения, распространения заболеваемости, климатической зоны и т.д. При этом методика учета территориальной специфики разрабатывается для регионов федеральными структурами управления, и она тоже (по опыту последних лет) претерпевает корректировки.

  • - расстройства питания и нарушения обмена веществ;
  • - болезни нервной системы;
  • - болезни крови, кроветворных органов;
  • - отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
  • - ряд других болезней.

Дополнительный объем медицинской помощи в территориальных программах допускается при условии, что они финансируются за счет регионального бюджета.

Правительство РФ имеет право при утверждении базовой программы ОМС устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в программу. Например, в 2012 г. субъектам РФ при определении объема финансового обеспечения территориальных программ ОМС рекомендовано:

  • 1) учитывать численность определенного круга лиц и категорий населения:
    • - работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;
    • - населения закрытых административно-территориальных образований;
    • - населения городов наукоградов;
    • - населения территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами;
  • 2) оплачивать за счет средств ОМС скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, оказываемую в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими организациями, работающими в системе ОМС, по заболеваниям и состояниям, входящим в базовую программу ОМС;
  • 3) оплачивать первичную медико-санитарную помощь, оказанную в центрах здоровья, во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики;
  • 4) оплачивать восстановительное лечение (медицинская реабилитация), оказываемое, в том числе в условиях санаториев, как этап в общем процессе лечения отдельных заболеваний в соответствии со стандартами медицинской помощи и порядками ее оказания .
  • 2. Система медицинских стандартов - это усредненный для однородной группы больных норматив, который устанавливает медицинские процедуры и компоненты лечения при соответствующем заболевании с указанием напротив каждого пункта (процедуры, лекарственного препарата, препарата крови, лечебной диеты и др.) частоты его предоставления в этой группе пациентов.

Если стоит 1,0 - этот компонент требуется каждому больному, если 0,1 - каждому десятому, если 0,01 - одному из ста и т.д.

На основании стоимости услуг, цен на лекарства и прочих компонентов лечения, просчитывается стоимость стандарта, т.е. усредненная стоимость лечения одного случая заболевания. Зная показатель заболеваемости конкретным видом заболеваний (патологией), можно рассчитать стоимость лечения всех больных как в целом для страны, так и для отдельного региона.

Совокупная стоимость медицинской помощи, рассчитанная на основе установленных стандартов и рассчитанная с учетом данных медицинской статистики, определяет совокупную величину затрат на все виды медпомощи, предоставляемой россиянам. Стандарты используются при обосновании стоимости конкретной медицинской услуги для оплаты ее медицинской организации, работающей в системе ОМС . Стандарты важны как основа единых требований к качеству медицинской помощи.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи. В то же время превышение норматива может быть обосновано только в исключительных случаях с учетом:

  • - более высокого, чем в среднем по России, уровня заболеваемости населения, требующей госпитализации;
  • - демографических особенностей региона;
  • - низкого уровня территориальной доступности медицинской помощи на основе бюджетных услуг (плотность транспортных путей постоянного действия, расселение и проживание жителей в труднодоступных, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доля населения, проживающего в мелких населенных пунктах).
  • 3. Порядки оказания медицинской помощи - это рекомендованная последовательность оказания медпомощи на разных этапах обращения пациента за помощью и ее оказания - от получения полиса ОМС до окончательной реабилитации. Они вводят обязательные требования к ЛПУ и стандарты их оснащения. Кроме того, порядки закрепляют временные периоды, в рамках которых помощь можно считать своевременной.

Для каждого подразделения ЛПУ стандарты определяют нормы оснащения медицинским оборудованием, а также штатное расписание. Тем самым порядки оказания медицинской помощи служат ориентирами развития каждой профильной медицинской службы, а также критериями для лицензирования медицинской деятельности ЛПУ, возможности допуска их к оказанию конкретных видов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи разрабатывает и утверждает орган федеральной орган власти (Минздрав России). А порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС регулируется приказом ФФ ОМС .

Правила обязательного медицинского страхования регулируют правоотношения субъектов и участников ОМС и устанавливают порядки:

  • - выбора застрахованным гражданам СМО;
  • - выдачи застрахованным гражданам полиса ОМС;
  • - ведения единого реестра СМО и медицинских организаций, работающих в системе ОМС;
  • - оплаты медицинской помощи;
  • - расчета и утверждения дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения;
  • - расчета тарифов на оплату медицинской помощи;
  • - заключения и исполнения договоров ТФ ОМС со СМО.

С целью координации порядка реализацию всех обязательств в области ОМС на уровне субъектов РФ созданы Комиссии по разработке территориальной программы ОМС .

В состав Комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта РФ и всех участников системы ОМС: территориального фонда, СМО и медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ.

Основная функция Комиссии - координация деятельности участников ОМС, принимающих решения по территориальным программам государственных гарантий (ТПГГ). Комиссия:

  • 1) разрабатывает проект территориальной программы;
  • 2) распределяет объемы предоставления медицинской помощи между СМО и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 1 января года, на который осуществляется распределение;
  • 3) осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения;
  • 4) устанавливает иные сроки подачи медицинскими организациями уведомления об осуществлении деятельности в сфере ОМС для вновь создаваемых медицинских организаций;
  • 5) определяет порядок представления информации членами Комиссии.

При разработке территориальной программы Комиссией учитываются стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структура заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта РФ, транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.

4. Федеральный подушевой норматив финансовых затрат на оплату бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год. Это расчетная величина, которая должна определяться как частное от деления запланированного объема финансирования Программы государственных гарантий на общую численность населения в стране. Запланированный объем должен предусматривать сбалансированный объем и потребность в ресурсах, исходя из потребности населения и возможности (степени) ее удовлетворения.

Общий объем финансирования Программы - это сумма средств, утвержденная в консолидированном бюджете страны на Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и планируемой суммы страховых взносов на ОМС на предстоящий год. Последняя составляющая определяет объем и долю финансирования Базовой программы ОМС в Программе государственных гарантий.

5. Одноканальная система финансирования предполагает объединение и целевое использование всех средств, предназначенных для финансирования медицинских услуг по Базовой программе ОМС в ТФ ОМС. Из ТФ ОМС через систему СМО финансируются медицинские организации за медицинские услуги, предоставленные застрахованным гражданам. Одноканальная система финансирования является ключевым звеном построения централизованной системы управления в здравоохранении страны.

С внедрением ОМС в стране сложилась практика раздельного движения финансовых ресурсов, компенсирующих медицинским организациям затраты на медицинские услуги ОМС. Страховые средства работодателей за работающих и частично платежи за неработающих граждан из региональных бюджетов концентрировались в ТФ ОМС. Они покрывали лишь часть текущих расходов медицинских организаций на медицинскую помощь, не включали расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств. Эта часть расходов финансировалась непосредственно из региональных бюджетов.

Одноканальная система финансирования, апробированная в ходе эксперимента, проводимого в пилотных регионах (в 17 субъектах РФ), позволила законодательно закрепить ряд норм и распространить ее на все регионы.

К ним относятся следующие новации:

  • - изменение статуса платежей за неработающих граждан, которые приобрели статус страховых взносов, что важно для всей системы учета и бюджетирования ОМС;
  • - расширение статей расходов на медицинские услуги, финансируемые за счет средств ОМС;
  • - закрепление ответственности за реализацию территориальной программы ОМС за органами власти субъекта РФ.
  • 6. Тарифы оплаты медицинской помощи.

Оплату медицинским организациям медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам, осуществляют СМО, работающие с медицинскими организациями на территории субъекта РФ. В случае отсутствия на территории субъекта РФ (или на отдельной территории в составе субъекта РФ) СМО, оплату услуг медицинских организаций осуществляет ТФ ОМС.

С 1 января 2011 г. тариф на оплату медицинской помощи базовой программы ОМС разрешено включать расходы:

  • - на оплату труда (или их часть) и начисления на выплаты по оплате труда;
  • - услуг связи;
  • - транспортных и коммунальных услуг;
  • - работ и услуг по содержанию имущества;
  • - расходы на арендную плату за пользование имуществом;
  • - оплату программного обеспечения;
  • - социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
  • - прочие расходы;
  • - расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу .
  • 7. Тарифы страхового взноса на ОМС.

Тариф страхового взноса на ОМС устанавливается гл. 34 НК РФ, для неработающих - Законом № 354-ФЗ. Ставка тарифа для всех субъектов РФ всегда устанавливалась и устанавливается единая, вне зависимости от факторов, влияющих на уровень региональной потребности в медицинской помощи всех застрахованных.

Следует отметить, что при разработке проектов бюджета ФФ ОМС не проводится экономического обоснования тарифной ставки по регионам страны. В то же время, при проведении такой работы, когда были осуществлены расчеты по обоснованию тарифной ставки, ее результаты аргументировано продемонстрировали, что ставка страхового взноса должна быть дифференцированной по регионам, а ее диапазон целесообразно устанавливать в пределах от 8% до 18% от размера заработной платы.

С 2011 г. проводятся изменения в тарифной политике, которые должны увеличить объем финансовых ресурсов для ОМС.

Во-первых, в 2011-2012 гг. к традиционной ставке взноса для работающего населения 3,1% добавились 2 п.п. для финансирования региональных программ модернизации здравоохранения РФ и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. Дополнительный взнос для финансирования региональных программ поступает в ФФ ОМС, откуда в виде субвенций поступает в ТФ ОМС. В итоге размер страхового тарифа составляет 5,1% от ФОТ.

Во-вторых, выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов (в том числе и фондов ОМС), в связи с существующей практикой пониженных тарифов страховых взносов для некоторых плательщиков страховых взносов, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с общей ставкой, и суммой страховых взносов по льготной тарифной ставке.

В-третьих, предпринят ряд мер по урегулированию порядка оплаты взносов за неработающее население:

  • - упорядочен порядок организации сбора страховых взносов, состоящий в том, что органы исполнительной власти субъектов РФ назначают уполномоченный орган исполнительной власти, наделяемый функцией страхователя неработающего населения и обязанностью уплаты взносов за неработающее население. Страхователи должны вести учет средств, перечисляемых в ФФ ОМС и регулярно представлять в ТФ ОМС отчет о начисленных и уплаченных страховых взносах. В случае неуплаты в установленный срок предусмотрены штрафные санкции ;
  • - установлен предельный объем задолженности по взносам за неработающее население в предыдущие годы и порядок постепенного его погашения. За 4 года ее сократили в 2,26 раза. В 2012 г. задолженность уже отсутствовала в 53 субъектах РФ.

С 2012 г. введено новое правило установления тарифа взноса за неработающее население. Законом № 354-ФЗ установлен размер (тариф) страхового взноса в размере 18 864,6 руб. на одного человека в год, предусмотрен порядок его расчета на последующие годы.

  • См.: письмо Минздрава России от 23 декабря 2016 г. № 11-7/10/2-8304 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственныхгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы» (вместе с Методикой планирования ресурсов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, Методикой оценки эффективностииспользования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда).
  • См.: п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона № 326-ФЗ.
  • См.: ст. 24, 25 Закона № 326-ФЗ.

Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.

На мой взгляд, одной из основных социальных проблем является здравоохранение. Так как здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, её места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико. Есть веские основания рассматривать достижение высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержание общегосударственной задачей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России личное здоровье человека неизбежно становится фактором, определяющим не только характер и образ жизни, но и потенциал конкурентных возможностей. В наступившем веке именно здоровье народа в его физическом, духовном, социальном, психическом проявлениях должно быть как целью, так и основной движущей силой общественного прогресса. Какова бы ни была формула российской общегосударственной, общенациональной идеи, эта идея не станет жизнеспособной при надорванном здоровье нации, которое восстанавливается трудно и долго.

В отношении населения РФ Конституция России 1993 г. закрепила право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Важнейшим нормативно-правовым актом, послужившим фундаментом для создания самостоятельного подразделения системы права - отрасли медицинского права, явились принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ и проектов по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.

В сфере здравоохранения в России довольно успешно реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», основными целями которого являются:

  • - укрепление здоровья населения России;
  • - снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • - повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • - укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
  • - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
  • - увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
  • - укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи.

На 2008-2009 годы запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации дополнительных мероприятий на 2008-2009 годы составит 20,9 млрд руб., из них на 2008 год - 11 млрд руб., на 2009 год - 9,9 млрд руб

С целью целенаправленного аккумулирования и дифференцированного распределения финансовых средств, в 1994 году в России внедрена система обязательного медицинского страхования.

Сложившийся в период социализма механизм государственных закупок весьма дорогостоящих медицинских услуг с последующим бесплатным их распределением среди населения в начале 90-х годов перестал отвечать финансовым возможностям государства. Кроме того, укоренившийся принцип остаточного финансирования системы здравоохранения являлся отражением того, что бюджет перестал быть устойчивым и надежным источником финансирования.

Поэтому, в условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) явилась тем политическим и экономическим решением, которое позволило сохранить здравоохранение как отрасль и создать предпосылки для формирования нового социального института, сочетающего принципы страхования и качественно иные подходы к финансированию медицинской помощи.

Медицинское страхование (Health insurance) в РФ - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

В правовом отношении этот вид страхования опирается на закон, определяющий правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь.

Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, или иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Медицинское страхование на территории РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, а добровольное проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Каждая из этих форм страхования имеет свои особенности.

Медицинское страхование как предмет специализации страхующей организации мало совместимо с другими областями страховой деятельности. Об этом свидетельствует высокая специфичность предмета страхования - здоровья, необходимость иметь дело с массовым контингентом страхующихся, повседневный характер взаимоотношений с клиентами по поводу наступления страховых случаев, наконец, значительный объем страхового возмещения. Таким образом, распорядителями средств медицинского страхования должны стать, прежде всего специализированные страховые организации и действующие автономно территориальные страховые фонды.

О своем здоровье следует заботиться и чем раньше, тем лучше. На Руси о здоровье обычно вспоминают - если вспоминают - с невосполнимым запозданием.

В странах с развитой рыночной экономикой медицинское страхование является один из важнейших элементов системы поддержания здоровья.

Медицинское страхование, или, точнее, страхование медицинских расходов, наряду с пенсионным, представляет важную составляющую социальной инфраструктуры любой развитой страны. Этот вид страхования лидирует, как по числу застрахованных, так и в денежном измерении.

В настоящее время в России действует как государственная система, так и частное медицинское страхование.

Государство оплачивает расходы медицинских учреждений через посредников - страховые компании. По сути дела это распределительная система с элементами страхования. Что касается частного медицинского страхования, то у нас оно реализуется только страховыми компаниями и в самых различных формах.

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.

Здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, её места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико. Есть веские основания рассматривать достижение высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержание общегосударственной задачей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп. В условиях становления и развития рыночных отношений в России личное здоровье человека неизбежно становится фактором, определяющим не только характер и образ жизни, но и потенциал конкурентных возможностей. В наступившем веке именно здоровье народа в его физическом, духовном, социальном, психическом проявлениях должно быть как целью, так и основной движущей силой общественного прогресса. Какова бы ни была формула российской общегосударственной, общенациональной идеи, эта идея не станет жизнеспособной при надорванном здоровье нации, которое восстанавливается трудно и долго.

Медицинское страхование в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. 5

В Условиях лицензирования страховой деятельности на территории РФ понятие медицинского страхования определено как «совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования».

Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. 6

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, или иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Медицинское страхование на территории РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, а добровольное проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Каждая из этих форм страхования имеет свои особенности.

Отличия обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) состоят в следующем:

1. Обязанность страхования при ОМС вытекает из закона, а при ДМС - основана только на договорных отношениях, что, однако, не исключает необходимости осуществления ОМС путем заключения договора страхования страхователем со страховщиком (ст.936 ГК РФ ч.2).

2. Главное различие между ОМС и ДМС лежит в сфере отношений, возникающих между их субъектами при предоставлении медицинской помощи за счет страховых средств. Если ОМС осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан, работодателей и интересов государства, то ДМС реализуется лишь в целях обеспечения социальных интересов граждан (индивидуальных или коллективных) и работодателей.

3. Из предыдущего отличия вытекает, в частности, и различие в том, кто является страхователями при ОМС и ДМС: при ОМС - это органы исполнительной власти и работодатели, при ДМС - граждане и работодатели.

4. Отношения по ДМС так же, как и ОМС, относятся к социальному страхованию, преследующему цель организации и финансирования предоставления застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества, но по программам ДМС (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Основные отличия систем ДМС и ОМС

ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Вид финансово-коммерческой деятельности, относящийся к личному страхованию.

Часть системы государственного социального страхования.

Индивидуальное и коллективное добровольное страхование.

Всеобщее обязательное страхование.

Страхователи - юридические и физические лица.

Страхователи - работодатели, государство (органы местной и исполнительной власти).

Осуществляется за счет страховых взносов работодателей или личных средств граждан.

Для работающего населения осуществляется за счет взносов, отчисляемых предприятиями в обязательном порядке.

Для неработающего населения осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов органов

государственного управления и местной

администрации.

Программа страхования (перечень услуг) определяется договором страховщика и Страхователя. Обеспечивает гражданам получение дополнительного объема медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

Программа страхования (гарантированный минимум услуг) определяется Территориальными фондами ОМС и утверждается органами государственного управления субъекта Федерации, Федеральным фондом ОМС. Обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи.

5. Вследствие вышесказанного, преследуя общие цели и имея общий объект страхования - ОМС и ДМС существенно различаются по субъектам страхования - у них различные не только страхователи, но и страховщики. У ДМС - это негосударственные организации, имеющие любую организационно-правовую форму, у ОМС - государственные организации.

6. ОМС и ДМС также отличаются по источникам поступления средств. У ДМС - личные доходы граждан или доходы организаций, у ОМС - сборы и налоги.

Отличий может быть перечислено много, например, по механизмам правового регулирования, но перечислены были только самые основные.

Медицинское страхование в РФ регулируется :

    Гражданским кодексом РФ часть II от 26.01.1996г. (ред. от 02.02.2006г.);

    Налоговым кодексом РФ (часть вторая) (ред. от 31.12.2001 г.);

    Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.97г. (ред. от 21.07.2005г.);

    Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 (ред. 23.12.2003г.);

    «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 02.02.2006г.;

    другими специальными нормативными актами.

Обязательное медицинское страхование

В обязательном медицинском страховании к числу основных его субъектов относятся:

Застрахованный, или гражданин;

Страховая медицинская организация (страховщик);

Медицинские учреждения;

Страхователь;

Федеральный и Территориальные фонды ОМС.

К застрахованным лицам относятся лица, в пользу которых осуществляется медицинское страхование. Такими лицами, например в России, являются граждане РФ, как работающие, так и не работающие, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. При наступлении страхового случая их обеспечение медицинскими услугами осуществляется за счет страховых средств.

В настоящее время в ОМС страховщиками являются страховые медицинские организации (СМО) , которые выступают юридическими лицами, осуществляющими медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами любой формы собственности.

Страховая медицинская организация выполняет: проведение расчетов и оплату медицинских услуг лечебно-профилактическим учреждениям, организацию непосредственного контроля за объемом и качеством медицинского обслуживания, защиту прав и интересов своих клиентов, обеспечивает выдачу и учет страховых полисов.

Участниками страхового процесса в системе ОМС являются также медицинские учреждения . Таковыми в системе ОМС являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Страхователями могут быть и отдельные граждане, уплачивающие страховые взносы из личных заработков в фонды ОМС. Это относится как к наемным работникам, так и к иным категориям населения (самозанятые, индивидуальные предприниматели и др.) В этом случае страхователь и застрахованный, совмещены в одном лице.

В качестве страхователя выступает также и государство. Эту роль оно выполняет, во-первых, внося взносы за работников госпредприятий, во-вторых, оно выступает как плательщик страховых взносов за неработающее население.

Федеральный Фонд ОМС (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Федеральным органам государственной власти. Бюджет фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ.

Финансовые средства фонда образуются за счет:

Единого социального налога в части средств единого социального налога в размере 1,1% от фонда оплаты труда;

Взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ;

Ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

Доходов от использования временно свободных денежных средств фонда за счет размещения этих средств на банковских депозитах и в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

К функциям Федерального Фонда ОМС относятся:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования ОМС за счет предоставления финансовой помощи;

Финансирование целевых программ в рамках ОМС;

Утверждение типовых правил ОМС граждан;

Разработка нормативных документов;

Участие в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ;

Участие в организации территориальных фондов ОМС;

Международное сотрудничество в области медицинского страхования;

Осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач по финансированию ОМС;

Проведение научно-исследовательской работы и подготовки специалистов для ОМС.

Территориальные Фонд ОМС (ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:

Единого социального налога в части обязательного медицинского страхования в размере 2,0% от фонда оплаты труда;

    средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (тариф или норматив отсутствуют);

    доходов, получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;

    средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;

    средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Главной задачей Территориальных Фондов ОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщ­ности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

Со страховыми медицинскими организациями заключают договоры медицинского страхования плательщики взносов - страхователи (работодатели, местные администрации). Страховая медицинская организация заключает договоры с выбранными ею медицинскими учреждениями на оказа­ние своим застрахованным медицинских услуг. При наличии у страховой организации: а) лицензии, б) заключенных договоров со страхователями работающего и (или) неработающего населения и в) договоров с услугодателями (медицинскими уч­реждениями). Территориальный фонд обязательного медицинского страхования передает ей на основании договора доверительного управления денежные средства в объеме, пропорциональном количеству застрахованных граждан.

Таким образом, формируется система взаимосвязанных договоров, заключенных в интересах и в пользу застрахованных граждан: страхователи <=> СМО, СМО <=> Территориальный фонд, СМО <=> ме дицинские учреждения.

В соответствии в базовой программой ОМС РФ гражданам гарантируется:

Обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь;

Диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и доврачебную помощь);

Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;

Стационарную помощь.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами ОМС. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов по ОМС, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях – за счет личных средств граждан.

В соответствии с типовым договором ОМС страховщик принимает на себя оплату медицинских и иных услуг, оказываемых гражданам в объеме, определяемом страховой программой; выдает каждому застрахованному страховой медицинский полис (идентификационную карточку) установленного образца с приложением к нему страховой программы и перечня медицинских учреждений, которые будут оказывать услуги, указанные в программе. Страховой медицинский полис имеет силу по всей территории РФ. Максимальная ответственность страховщика по индивидуальному риску (стоимость медицинской помощи, оказанной конкретному лицу в течение срока действия договора) не определяется.

При невозможности оказать застрахованному помощь надлежащим образом и в объеме программ ОМС, медицинское учреждение обязано за свой счет обеспечить пациенту требуемую помощь в другом учреждении с уведомлением об этом в страховую медицинскую организацию.

В случае необходимости оказать пациенту медицинской услуги, на которую данное учреждение не имеет лицензии, оно обязано организовать перевод пациента за счет средств страховщика в другое учреждение, имеющее соответствующую лицензию.

Добровольное медицинское страхование

3акон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в качестве объекта добровольного медицинского страхования определяет риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая». При этом в Законе указывается, что добровольное медицинское страхование «обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг и иных услуг сверх установленных программами обязательного страхования».

Объектами ДМС выступают две группы страховых рисков:

1) возникновение расходов на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации, уходу;

2) потеря дохода в связи с невозможностью осуществления трудовой деятельности, как во время заболевания, так и после - при наступлении инвалидности.

Таким образом, законодательство РФ ограничило объект медицинского страхования только возмещением затрат на медобслуживание.

С экономической же точки зрения ДМС представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением страхового случая – (в ДМС) обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезнет необходимость дальнейшего лечения.

При ДМС стра­ховщик не производит денежных выплат непосред­ственно застрахованному или назначенному им лицу (как при имущественном страховании), а осуществ­ляет только оплату услуг медицинских организаций.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

В соответствии с законодательством, ДМС могут заниматься как специализированные медицинские страховые компании, так и компании, имеющие лицензии на осуществление различных видов страхования, в том числе медицинского. Механизм реализации российской модели добровольного медицинского страхования представлен на рисунке в Приложении 12.

Страховые компании, работающие на рынке добровольного медицинского страхования, можно разделить на три группы.

Первая группа : дочерние компании крупных финансово-промышленных холдингов. Их основная задача - организация медицинского обслуживания головной структуры и аффилированных к ней компаний. Как правило, эти страховщики работают в регионах, в соответствии с географией бизнеса учредителей. Также они предлагают свои услуги их партнерам и иным предприятиям, работающим в этих регионах. Зачастую данные компании прибегают к возвратному страхованию, когда часть страховых взносов, неизрасходованных на оказание медицинских услуг, по окончании срока действия договора страховщик возвращает на расчетный счет страхователя.

К первой группе можно отнести практически всех лидеров: «Газпроммедстрах» и «Согаз» (учрежденные Газпромом), имеющую партнерские отношения с НК «Славнефть» страховую компанию «Сибирь», входящие в страховую группу «ЛУКОЙЛ» компании «Медведь ЛК» и «ЛУКОЙЛ», страховые компании «Прогресс-Гарант» (НК «ЮКОС»), «Интеррос-Согласие» (холдинг «Интеррос»), «Энергогарант», традиционно страхующий региональные энергопредприятия и близкие к электроэнергетике компании. Среди перечисленных страховщиков на московском рынке рискового ДМС работают «Интеррос-Согласие», «Прогресс-Гарант» и «Сибирь».

Вторую группу представляют компании, работающие в системе ОМС и на его основе строящие свою маркетинговую политику. Известное для потенциальных страхователей имя, возможность координировать финансовые потоки, идущие по каналам ОМС и ДМС, а также налаженные отношения с ведущими поликлиниками и больницами позволяют этим страховщикам занимать лидирующие позиции и в ДМС. В первую очередь к числу таких компаний можно отнести МАКС, РОСНО и «Спасские ворота».

Третья группа - это компании, ориентированные исключительно на рыночную клиентуру. Они работают только с теми клиентами, которых удалось привлечь грамотным маркетингом. В каждой из этих компаний можно купить любую из существующих на рынке страховых программ, предоставляющих амбулаторное, стационарное или реабилитационное лечение. К числу таких страховщиков можно отнести ведущие российские универсальные страховые компании: «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс Страхование» и др.

Страховые компании реализуют программы ДМС на основе договоров по предоставлению медицинской помощи, которые заключаются ими с лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их формы собственности или с частнопрактикующими врачами. При этом на договорной основе могут привлекаться любые медицинские, социальные и оздоровительные организации (учреждения), имеющие лицензии на право заниматься медицинской деятельностью, с установлением оплаты за конкретные медицинские услуги. Тарифы на медицинские и другие услуги по ДМС утверждаются по согласованию между страховой медицинской компанией и лечебным учреждением.

Лечебно-профилактические учреждения, также как и при ОМС, в соответствии с договором несут административную, экономическую и иные установленные российским законодательством виды ответственности за сроки, объемы и качество предоставляемых ими медицинских услуг. В случае несоблюдения лечебно-профилактическим учреждением или иной медицинской организацией медико-экономических стандартов страховаяорганизация вправе частично или полностью не оплачивать стоимость медицинских услуг.

Правила добровольного медицинского страхования разрабатываются страховщиками индивидуально, утверждаются органом страхового надзора (ФССН) и являются непременным условием при заключении договоров ДМС.

Если Правила ДМС характеризуют экономико-правовые аспекты предлагаемых страховщиком видов медицинского страхования, то пр ограммы ДМС содержат:

Перечень медицинских услуг, входящих в страховое покрытие;

Шкалу страховых сумм, в пределах которых может заключаться страховой договор;

Лимиты ответственности страховщика по видам медицинских услуг;

Опционы с указанием размеров дополнительного страхового взноса;

Шкалу страховых премий, соответствующих шкале страховых сумм;

Перечень медицинских учреждений, обслуживающих данную программу;

Период страхования.

В зависимости от объема страхового покрытия различают:

Полное страхование медицинских расходов;

Частичное страхование медицинских расходов;

Страхование расходов только по одному риску.

Полное медицинское страхование предоставляет гарантию покрытия расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение. В отличие от полного частичное страхование покрывает затраты либо на амбулаторное лечение, либо на стационарное, либо специализированное лечение (стоматология, санаторно-курортное лечение и т.п.) по выбору страхователя.

По типам применяемых страховых тарифов медицинское страхование классифицируют следующим образом:

По полному (комбинированному) тарифу;

По тарифу с собственным участием страхователя;

    по тарифу с лимитом ответственности страховщика;

Страхование по полному тарифу предполагает оплату страхователем премии за гарантию покрытия всех расходов по амбулаторному и/или стационарному лечению с включением дополнительной оплаты за выбранные опционы.

Страхование по принципу собственного участия страхователя предполагает франшизу, в зависимости от которой медицинские расходы покрываются либо начиная с оговоренной в договоре суммы, либо при каждом страховом случае страхователь самостоятельно оплачивает согласованную со страховщиком часть произведенных затрат на лечение.

Тарифы с лимитом ответственности позволяют страховщику ограничить свое участие в покрытии медицинских расходов страхователя в пределах суммы, за которую страхователь в состоянии заплатить премию и которая соответствует его потребностям. Ли мит ответственности может устанавливаться тремя путями:

Согласовывается сумма страхового покрытия за год, в пределах которой страховщик производит оплату медицинских расходов страхователя;

Устанавливаются предельные суммы покрытий для определенных видов медицинских услуг;

Определяется доля участия страховщика в покрытии медицинских расходов страхователя.

Полное покрытие по ДМС гарантирует оплату следующих расходов:

    затраты, связанные с амбулаторным лечением, включая: врачебную помощь (посещения врача, обследования, консультации специалистов, проведение операций в амбулаторных условиях); лабораторные анализы и диагностику; лекарства; лечебные средства иного характера (физиотерапия, массаж, оптика, протезы, аппараты для анализа, сердечной стимуляции, инвалидные коляски и т.п.);

    затраты, связанные со стационарным лечением: врачебная помощь, включая операции, доставка в клинику, содержание в стационаре, затраты на диагностику, лекарства и иные лечебные средства.

    затраты на стоматологические услуги.

В правилах страхования ДМС аналогично другим видам страхования приводится стандартный набор исключений из страхового покрыти я . Страховая выплата не производится страховщиком в случае, если:

Заболевание явилось результатом несчастного случая вследствие военных действий или военной службы;

Заболевание наступило вследствие преднамеренных действий застрахованного;

Лечение производилось методами, не признанными официальной медициной или в клиниках, не имеющих официальной аккредитации или лицензии;

Заболевание или травма явились результатом попытки поку­шения на самоубийство;

Заболевание или травма явились следствием алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В России стандартные страховые программы ДМС, включающие вышеперечисленные комбинации медицинских услуг (или рисков) могут быть:

С возможностью свободного посещения застрахованным любого медучреждения из всех, входящих в программу (так называемое сетевое обслуживание);

С посещением медучреждений, входящих в программу сетевого обслуживания, только по направлению «личного врача»;

С прикреплением к конкретному медучреждению (так называемая программа управляемой медицинской помощи).

В соответствии со статьей 255 Налогового Кодекса РФ (глава 25), вступившей в силу с 1 января 2002 года, страховые взносы на добровольное медицинское страхование сотрудников могут быть исключены из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (включены в себестоимость продукции, работ, услуг) в пределах 3% от суммы расходов на оплату труда на предприятии.

На основании Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая), ст. 238, п. 7 "на страховую премию, внесенную по договору добровольного медицинского страхования, не начисляется единый социальный налог".

В соответствии с пунктом 5 статьи 213 Налогового Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.

ОМС призвано обеспечить всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС, как составной части Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В системе ОМС объект страхования — страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При этом страховой риск — это предполагаемое, возможное событие, а страховой случай — уже совершившееся событие, предусмотренное договором страхования (заболевание, травма, беременность, роды).

Участники (субъекты) ОМС — это гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) (рис. 8.1). Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.


Рис. 8.1. Субъекты обязательного медицинского страхования


Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления; для работающего населения — организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор обязательного медицинского страхования или который самостоятельно заключил такой договор, получает страховой медицинский полис, имеющий одинаковую силу на всей территории РФ.

Граждане Российской Федерации в системе ОМС имеют право на:
. выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача;
. получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
. получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
. предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.

Наряду с гражданами РФ такие же права в системе ОМС имеют находящиеся на территории России лица, не имеющие гражданства, и постоянно проживающие в России иностранные граждане.

Функции страховщиков в обязательном медицинском страховании выполняют страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В обязательном медицинском страховании граждан могут участвовать страховые медицинские организации с любой формой собственности, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Основная задача страховой медицинской организации — осуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой гражданам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. СМО осуществляют контроль объема и качества медицинских услуг, а также обеспечивают защиту прав застрахованных, вплоть до предъявления в судебном порядке исков медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение материального или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Финансовые средства системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на всех работающих и неработающих граждан. Размер страхового взноса на работающее население устанавливается федеральным законом как процентная ставка к начисленной оплате труда каждого работника в составе единого социального налога. В 2008 г. размер взноса на ОМС работающего населения составлял 3,1%, Размер страхового взноса на неработающих граждан ежегодно устанавливается органами государственной власти субъекта РФ при утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за счет средств, предусмотренных на эти пели в бюджете субъекта РФ. Эти взносы аккумулируются в Федеральном и территориальных фондах ОМС.

Финансирование страховых медицинских организаций осуществляют ТФОМС на основе дифференцированных подушевых нормативов и числа застрахованных граждан. Финансовые отношения между страховыми медицинскими организациями и ТФОМС регулируются договором о финансировании ОМС и территориальными правилами ОМС, которые утверждаются соответствующими органами государственной власти субъекта РФ.

Важную роль по защите интересов граждан при получении медицинской помощи выполняют эксперты страховых медицинских организаций, которые осуществляют контроль объема, сроков и качества оказания медицинской помощи (медицинских услуг) при возникновении страхового случая.

Федеральный и территориальные фонды ОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, реализующими государственную политику в области ОМС. Федеральный фонд ОМС создается высшим органом законодательной власти России и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Фонды ОМС это юридические лица, и их средства отделены от средств государственного бюджета. Фонды ОМС предназначены для накопления финансовых средств, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают организации здравоохранения любой формы собственности, получившие соответствующую лицензию в установленном порядке.

В условиях децентрализации управления государственными и муниципальными медицинскими учреждениями со стороны государственных органов управления здравоохранением механизм лицензирования позволяет решать вопросы оптимизации структуры медицинской помоши и повышения уровня технической оснащенности медицинских учреждений, приводя объемы и условия оказания медицинской помощи застрахованному населению в соответствии с программами ОМС.

Последние годы вошло в практику допускать организации здравоохранения частных форм собственности к участию в реализации территориальных программ ОМС на конкурсной основе. Это способствует созданию конкурентной среды и является фактором повышения качества и снижения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным.

Медицинские учреждения финансируются страховыми медицинскими организациями на основании предъявляемых счетов. Оплата счетов осуществляется по тарифам в соответствии с объемом медицинской помощи, оказанной учреждением. Для амбулаторно-поликлинических учреждений такой единицей помощи является врачебное посещение, для стационарных — законченный случай госпитализации.

Анализ внедрения ОМС в отдельных субъектах РФ показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре модели организации ОМС в различных субъектах РФ.

Первая модель в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государствен ной политики в области ОМС. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует финансовые средства и по договорам со СМО осуществляет их перевод для финансирования деятельности организаций здравоохранения, СМО заключают договора непосредственно с медицинскими организациями и со страхователями.

Вторая модель представляет комбинированную систему ОМС. Это означает, что страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС.

Третья модель характеризуется отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций. Эти функции выполняют ТФОМС и их филиалы.

Четвертая модель характеризуется отсутствием в регионах системы ОМС как таковой. В этих субъектах РФ Закон РФ «Об обязательном медицинской страховании граждан в Российской Федерации» выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Этими средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранения, финансируя напрямую медицинские учреждения.

Анализ многолетнего опыта становления системы ОМС в Российской Федерации показал, что для обеспечения эффективного расходования финансовых средств и предоставления населению качественной медицинской помощи наиболее подходит первая модель организации обязательного медицинского страхования.

Таким образом, являясь составной частью государственного социального страхования, ОМС носит выраженный социальный характер. Его основные принципы — это:
. всеобщий и обязательный характер: все граждане Российской Федерации независимо от пола, возраста, состояния.здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС;

Государственный характер обязательного медицинского страхования: реализацию государственной финансовой политики в области охраны здоровья граждан обеспечивают Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные организации. Все средства ОМС находятся в государственной собственности;

Общественная солидарность и социальная справедливость: страховые взносы и платежи перечисляются за всех граждан, но расходование этих средств осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»); граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение бесплатной медицинской помощи (принцип «богатый платит за бедного»); несмотря на то, что расходы на оказание медицинской помощи гражданам в старшем возрасте больше, чем в молодом, страховые взносы и платежи перечисляются в одинаковом размере за всех граждан, независимо от возраста (принцип «молодой платит за старого»).

Главное направление дальнейшего совершенствования системы ОМС — создание условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи в рамках базовой и территориальных программ ОМС.

Для этого необходимо последовательное решение целого ряда задач:
. обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и обязательств государства по предоставлению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи застрахованным гражданам;
. разработать правовые механизмы ответственности исполнительной власти субъектов Российской Федерации за выполнение обязательств страхователя неработающего населения, проживающего на данной территории;
. разработать новые подходы к формированию базовой и территориальных программ ОМС в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Важнейшей задачей остается поиск механизмов увеличения объемов финансирования системы ОМС.

Дополнительным источником финансирования могут быть средства Пенсионного фонда РФ на финансирование расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам.

По мере развития реформы ОМС должны решаться задачи, связанные с расширением участия населения в системе ОМС. При этом увеличение доли финансового участия населения должно сопровождаться повышением качества и расширением перечня медицинских услуг. Обязательным условием цивилизованного развития системы ОМС должна стать выработка правовых и финансовых механизмов, позволяющих исключить неформальные платежи пациентов медицинским работникам.

Одной из форм участия граждан в медицинском страховании могут стать предоставление возможности добровольного отказа от участия в системе ОМС и решение вопроса оплаты медицинской помощи через систему добровольного медицинского страхования.

И наконец, главное направление реформы обязательного медицинского страхования — создание в перспективе единой системы медико-социального страхования, которая смогла бы обеспечить население необходимым комплексом социальных гарантий, включая оказание гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.

Обязательным условием этого должен быть переход на одноканальное финансирование системы здравоохранения.

О.П. Щепин, В.А. Медик