Государственные финансы и их роль в рыночной экономике. I. Понятие государственных финансов. Состав государственных финансов

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?


  • Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
    По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
    С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
    В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
    Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
    Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
    Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
    Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
    Таблица 5.1.
    Состав государственных финансов
    .
    Уровни
    Звенья
    Бюджет
    государства,
    в т.ч. Внебюджетные
    целевые
    фонды
    в т. ч. Государственный
    кредит
    в т.ч. Финансы
    государств.
    сектора
    в т.ч.
    Общегосу-
    дарственные
    финансы

    Государст-
    венный бюджет
    Общегосудар-
    ственные
    фонды
    Государствен-
    ные
    займы Финансы
    государств.
    предприятий
    и организаций
    Местные
    финансы

    Местные
    бюджеты
    Региональные
    фонды
    Местные
    займы Финансы
    коммунальн.
    предприятий
    и
    организаций
    Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
    Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
    Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
    Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
    Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
    обоснование и осуществление права собственности;
    прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
    использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
    государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
    другие.
    Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
    налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
    прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
    предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
    административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
    другие.
    Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
    изменение объемов и структуры государственных расходов;
    изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
    мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
    осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
    другие.
    Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
    Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
    Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
    государственные доходы;
    государственные расходы;
    государственный кредит.

    На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

    Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

    Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

    Основные понятия государственных финансов

    Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

    В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

    Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

    Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

    Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

    Этапы развития понятия « государственные финансы »

    Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

    В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

    До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

    После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

    В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

    При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

    В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

    Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

    • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
    • Финансы отраслей хозяйствования;
    • Финансы государственных предприятий.

    Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

    Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

    В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

    Понятие государственных финансов было расширено за счет:

    • Нового Бюджетного Кодекса;
    • Определение трехуровневой бюджетной системы;
    • Определение понятия государственного долга;
    • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
    • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

    Функции государственных финансов

    Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

    1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

    2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

    3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

    4) Создания и защиты способов обмена информацией;

    5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

    6) Производство общественных благ.

    Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

    1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
    1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
    1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
    1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
    1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

    Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

    1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
    2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
    3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
    4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

    Структура государственных финансов

    Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

    Государственные финансы включают :

    • Государственный бюджет;
    • Государственные внебюджетные фонды;
    • Государственные кредиты;
    • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
    • Бюджеты региональных и местных органов власти.

    Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

    1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

    Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

    1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

    К этим внебюджетным фондам относятся :

    • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
    • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

    Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

    Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

    1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Введение

    Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

    Прошедшие годы показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса, финансовых отношений в Российской Федерации. Становится ясным, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансами, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

    Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.

    Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

    Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

    Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

    Проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,

    Проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,

    Дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

    Государственные финансы и их роль в рыночной экономике

    Общее понятие о государственных финансах

    Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-С.42

    Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Как известно, экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; органы государственного управления; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и с другими секторами образует финансы секторов экономики и финансовую систему страны в целом, а общий объем финансовых ресурсов институциональных единиц и экономических секторов характеризует величину финансовых ресурсов страны. Совокупность финансов институциональных единиц государственного сектора образует систему государственных финансов.

    Мотивы финансовой деятельности государства отличаются от мотивов деятельности других субъектов экономической жизни. Основным мотивом деятельности домашних хозяйств является получение прибыли и доходов в виде заработной платы, процентов, дивидендов и т.п. В сфере предпринимательской деятельности определяющим фактором принятия решений является получение финансовой выгоды, что оказывает воздействие на формирование материально-вещественной структуры воспроизводства. Основным мотивом финансовой деятельности государства является образование и расходование фондов денежных средств для реализации им своих функций.

    Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

    Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.

    Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

    Потребность в государственных финансах порождается самим фактом существования государства и необходимостью денежного обеспечения выполняемых им функций. В наиболее общем виде основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства.

    Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.

    Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков. Финансы, денежное обращение, кредит. /Л.А. Дробозина и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-С.45


    Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
    Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
    Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
    Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


    Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
    Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
    В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
    К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
    Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
    Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
    В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
    Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
    Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
    Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
    Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
    • это всегда денежные отношения;
    • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
    • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
    Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
    К сфере государственных финансов относятся отношения между:
    • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
    • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
    • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
    С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

    Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

    1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
    2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
    3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
    4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
    5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
    6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
    7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -