Этапы развития советского союза. B. Привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады

Советский Союз - государство, аналогов которому в мировой истории не было. Ему присущи мощная исполнительная власть, директивный метод управления, вождизм, своеобразное соотношение судебной власти и других ветвей, практически трудовая повинность и многое другое.

Образование Советского Союза состоялось в результате крушения старой государственной системы управления, революционной ситуации, Гражданской войны, а также мощной теоретической и идеологической разработки и пропаганды идей советского государства.

Мы можем выделить несколько этапов развития советского государства и сопутствующие им реальные события.

1. Военный коммунизм (1918-1921)

Это один из самых сложных периодов становления нового, советского государства. Закончившаяся Первая мировая война нанесла непоправимый урон всему экономическому хозяйству страны. Тысячи предприятий были разрушены, по всей стране свирепствовал голод. Политическая нестабильность, массовое недовольство населения и отдельных социальных групп вылились в вооруженное противостояние, которое вошло в историю как Гражданская война 1917-1922 годов.

Молодая республика одновременно вела борьбу против белых армий и интервентов. Гражданская война закончилась полной победой молодой советской республики, и начались первые действия по восстановлению разрушенного хозяйства.

2. НЭП (1921-1924)

«Новая экономическая политика» - такое название получила программа большевиков, принятая на Х съезде РКП(б). Первоочередными задачами программы стали восстановление экономики, нормализация отношений города и деревни, решение проблемы стабилизации денег и успокоение деревни, недовольной продразверсткой, которая провоцировала крестьян на усиление повстанческого движения. Перед страной стояла задача и восстановления международных отношений.

В итоге НЭП дал положительные результаты. Начался рост экономического развития. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым. Активно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то что во многом программа была успешной, она начала постепенно сворачиваться. Сказалось усиливающееся противоречие между экономикой и политикой. Частный сектор стремился обеспечить свои политические гарантии, что шло вразрез с генеральной линией большевиков. Это спровоцировало и внутрипартийную борьбу.

Многим партийным руководителям стало ясно, что без обеспечения должного уровня экономического развития, без невероятного скачка науки, без развития оборонной и тяжелой промышленности уже не обойтись.

3. Период индустриализации и коллективизации (1924-1937)

В декабре 1925 года на XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которую планировалось провести в максимально сжатые сроки.

Главной целью явилось стремление ликвидировать гигантскую пропасть в экономическом развитии между СССР и западными странами.

Был разработан первый пятилетний план - на 1928-1932 годы. В управление народным хозяйством вносились плановые начала, на предприятиях разворачивалась борьба за экономию ресурсов и финансов, с тем чтобы направить сэкономленные средства на строительство новых заводов и фабрик. Основу новой экономики должен был составить государственный сектор, частнику же в ней места не было. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время отходило на второй план.

В это же время страна переходит и к массовой коллективизации сельского хозяйства. Одной из ее причин стало изыскание средств для финансирования индустриализации. Деньги было решено взять из деревни. Коллективизация проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются Великим переломом.

Результатом неимоверных усилий Советского Союза стал гигантский рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год было построено 8,5 тыс. крупных предприятий. Среди них: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многое другое. В это время в основном была выполнена программа электрификации страны (ГОЭЛРО). Завершалась культурная революция.

Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века. Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран.

Но наряду с вопросами экономического развития приходилось решать вопросы и защиты Отечества от проявлений внешней агрессии.

В 1929 году начался Советско-китайский конфликт. Это вооруженное столкновение было спровоцировано китайской стороной из-за совместного пользования Китайско-Восточной железной дорогой, которая была построена в конце XIX века Российской империей.

Начались провокации на границе СССР, КВЖД была захвачена, 200 граждан Советского Союза, обслуживающие дорогу, были арестованы. Для защиты от китайской агрессии была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера, которая разгромила китайские войска, и по Хабаровскому протоколу восстановилось прежнее положение на КВЖД.

В 1938 году японские милитаристы провели проверку боеспособности Советского Союза в районе озера Хасан в Приморском крае. Три японские дивизии, кавалерийский полк и механизированная бригада сделали попытку вторгнуться на территорию СССР. 6-9 августа советские войска разгромили вторгшуюся японскую армию и восстановили границы в прежнем положении.

Наиболее масштабным стал вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь началась боевая операция японских милитаристов против Монголии. Их целью был разгром противостоящей советской группировки. В ходе трехдневных боев японцы были отброшены на прежние позиции. Боевые действия продолжались до 15 сентября. В результате советско-монгольскими войсками были уничтожены японские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.

О масштабности проведенных операций советских и монгольских войск говорит тот факт, что за эти бои 73 участника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие командиры воинских частей, принимавших участие в этих боях, выросли в крупных военачальников и командиров. Г. К. Жуков стал Маршалом Советского Союза, И. И. Федюнинский - генералом армии, К. Н. Абрамов и Г. М. Штерн - генерал-полковниками.

4. Период мобилизационной модели экономики (1937-1953)

Этот период для страны можно назвать наиболее тяжелым. СССР продолжал наращивать темпы экономического развития. По-прежнему строились заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Вместе с тем в это время обостряются противоречия внутри партии.

Усиление личной власти способствовало и усилению тоталитарного общества. Идеология формировала новое мышление и восприятие.

В в 1937 году начался период массовых репрессий. Практически без руководства осталась Красная Армия.

В этих условиях продолжалась активная работа по перевооружению армии, созданию новых образцов вооружения.

Правительство СССР понимало угрозу, исходящую от фашистской Германии, и принимало меры для создания коллективной безопасности в Европе. К сожалению, его усилия не нашли откликов у правительств европейских стран. Советский Союз был вынужден заключить пакт о ненападении с Германией, чтобы обезопасить, хотя бы на время, свои границы. В 1939 году Красная Армия совершила освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию. После распада Польши появились предпосылки для воссоединения западных земель Украины и Белоруссии, утраченных в ходе войны 1920 года. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла государственную границу и заняла утраченные территории. Боевых столкновений с польскими войсками не было. В ноябре 1939-го освобожденные от польского ига земли были приняты в состав нашего государства.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Поводом для войны стали многочисленные и безуспешные попытки заключения договора между СССР и Финляндией об обмене территориями. Этот обмен был жизненно необходим для обеспечения обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Отказывая, финская сторона стала устраивать провокации на границе. 30 ноября Красная Армия перешла границу и начала боевые действия. Война продолжалась более трех месяцев и показала слабые стороны подготовки Красной Армии. Не хватало современного оружия, теплой одежды и умелого руководства. Только 13 марта в Москве был подписан договор, по которому необходимые территории перешли Советскому Союзу. Решился вопрос защиты Ленинграда.

До июня 1941 года в стране принимались беспрецедентные меры подготовки к возможной войне с Германией. 22 июня 1941 года Германия и ее сателлиты внезапно напали на Советский Союз. Война стала для страны оборонительной и справедливой и получила название Великой Отечественной. Советская армия уничтожила фашистских агрессоров, освободила Советский Союз и сорвала планы по уничтожению нашего государства. Были освобождены народы Европы.

Победа в этой войне была обеспечена беспримерным мужеством и стойкостью советского народа, проявившимися не только в регулярной армии, но и в партизанском движении, в тылу. Победе способствовал и высокий профессионализм советских военачальников.

Героями не рождаются - героями становятся. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, 12 городов и одна крепость были удостоены звания Городов-героев.

Высокого звания Героя Советского Союза за годы войны были удостоены 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды Героя - 108 (из них 8 посмертно). Высокое звание получили 90 женщин (из них 49 посмертно). Полными кавалерами ордена Славы стал 2671 человек. В СССР они приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза.

9 мая 1945 года была подписана капитуляция фашистской Германии, а уже 9 августа Советский Союз начал войну против империалистической Японии. Эта война была начата в соответствии с обязательствами, взятыми на себя СССР как союзником стран Западной коалиции. Советские войска разгромили Квантунскую армию. Освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курилы. Наша страна вернула себе ранее утраченные территории - Южный Сахалин и Курилы.

Доблесть советских воинов в войне с Японией была высоко оценена: 308 тыс. человек, отличившихся в боях, были отмечены правительственными наградами. 87 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, из них шестеро стали дважды Героями.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 27 миллионов советских людей. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей.

Окончание Великой Отечественной войны поставило на повестку новые задачи, в первую очередь восстановление разрушенного хозяйства.

Усилия советских людей дали положительные результаты. Только за период первой послевоенной пятилетки объем промышленного и сельскохозяйственного производства по сравнению с 1940 годом вырос на

73 %, капитальные вложения - в три раза, производительность труда -

на 37 %, а произведенный национальный доход - на 64 %.

5. Период устойчивого развития и Перестройка (1953-1991)

Новый этап в жизни советского государства начинается со смертью И. В. Сталина в марте 1953 года. Этот период в развитии советской государственности характеризуется началом демократизации общества. Прекращаются репрессии, ликвидируется ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации невинно пострадавших.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В рассматриваемый период принимаются меры по повышению эффективности управления народным хозяйством. Происходят изменения в трудовом законодательстве, в направлении повышения материального и социального обеспечения граждан. Принимается план построения материально-технической базы коммунизма.

Активно развивается атомная энергетика и электроника. Первый человек отправлен в космос. Начинается освоение целинных и залежных земель, расширяется доля легкой промышленности.

Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор.

В этот период страна втягивается в затяжную войну в Афганистане, которая продолжалась более десяти лет. Она началась в 1979 году и была вызвана

обязательствами нашей страны по советско-афганскому договору, а также объективной угрозой нашим границам. Военные действия стали и защитой советских стратегических интересов в этом регионе.

Трагическим итогом войны стали 13 835 погибших советских солдат. 86 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, эта война не принесла желанного мира на землю Афганистана. В 1992 году Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами.

К середине 80-х годов нарастает напряженность в экономическом секторе, снижается уровень жизни населения, усиливается коррупция, ухудшается трудовая дисциплина.

Начинается период перестройки. Одной из ее задач стала попытка перевести централизованное планово-экономическое хозяйство на рыночную, товарно-денежную основу.

В это время появляются законы об индивидуальной трудовой деятельности.

Периоду способствует и кризис политической власти, вводятся элементы парламентаризма, и происходит разделение властей. Состоялся первый съезд народных депутатов.

6. Переходный период к рыночной экономике (1991 - настоящее время)

В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация.

Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.

Итогом всех событий стали распад Советского Союза и создание целого ряда суверенных государств, объединившихся в формальный союз СНГ.

В новых условиях начались радикальные экономические реформы.

  • Гапсаламов Алмаз Рафисович

Ключевые слова

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Гапсаламов Алмаз Рафисович

Исторический опыт функционирования командной экономики в Советском Союзе показал несостоятельность данной системы. Советский механизм хозяйствования под влиянием внешних и внутренних факторов на определенном этапе исторического развития был разрушен. В то же время сегодня, по прошествии относительно длительного периода времени, мы можем однозначно выделить не только негативные последствия функционирования данной системы, но и положительные. К одним из таких положительных аспектов, которые можно достаточно успешно использовать и в современной практике хозяйствования, относятся, по нашему мнению, организационные изменения в системе управления промышленностью , способствовавшие, в некоторые периоды своего проведения, росту отечественной экономики. В этой связи целью исследования будет являться изучение теоретических особенностей системы управления промышленности Советского Союза . В статье анализируются вопросы: сущности организационной структуры управления промышленностью , связей, которые здесь устанавливались, а также воздействия факторов внутренней среды на систему управления . Показана классификация уровней управления промышленностью на общегосударственный, межотраслевой, территориальный, отраслевой, объединения, предприятия, и его эволюция на протяжении всего существования СССР. Особое внимание в исследовании отводится вопросам соотношения отраслевой и территориальной модели управления .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Гапсаламов Алмаз Рафисович,

  • Реорганизация форм управления промышленностью и строительством в 1957 г. : попытка совершенствования хозяйственного механизма советского общества

    2018 / Горлов Владимир Николаевич
  • Территориальное управление промышленностью (1957-1965 гг.) в Украине: современная Российская и украинская историография

    2014 / Коробка Юлия Витальевна
  • От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957-1965 гг

    2015 / Борисюк Н.К., Ермакова Ж.А.
  • Развитие государственного управления национальной промышленностью и экономикой: опыт и проблемы

    2015 / Цыпин Игорь Сергеевич, Цыпина Светлана Игоревна
  • Управление пищевой промышленностью региона

    2016 / Климов В.А., Бычкова Л.В., Масловская Л.Ф.

The historical experience of the command economy functioning in the USSR showed inefficiency of that system. The Soviet economic mechanism was destroyed under the influence of external and internal factors on a certain stage of its historical development. At the same time nowadays, within a relatively long period of time, we can uniquely identify not only the negative consequences of this system functioning, but also positive ones. To our way of thinking one of such positive aspects which can be successfully used in modern practice of management, is the organizational changes in the system of industry management which helped the native economy to grow in some periods of its being carried out. In this respect, the goal of the study will be to examine the theoretical features of the system of industry management of the USSR. The issues which have been analyzed in the article: the nature of organizational structure of industry management, the contacts that were established there, as well as the influence of the factors of internal environment on the management system. It is presented the classification of industry management levels on national, cross-sectoral, territorial, sectoral, associations, enterprises, and its evolution during the entire existence of the USSR. The special attention in the research is paid to the questions of the ratio of sectoral and territorial management model.

Текст научной работы на тему «Система управления промышленностью советского Союза: теоретический аспект»

УДК 338.244+338(091)

Гапсаламов Алмаз Рафисович

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета,

Россия, Елабуга

Доцент, и.о. зав. кафедрой экономики и менеджмента Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Система управления промышленностью Советского Союза:

Аннотация: Исторический опыт функционирования командной экономики в

Советском Союзе показал несостоятельность данной системы. Советский механизм хозяйствования под влиянием внешних и внутренних факторов на определенном этапе исторического развития был разрушен. В то же время сегодня, по прошествии относительно длительного периода времени, мы можем однозначно выделить не только негативные последствия функционирования данной системы, но и положительные. К одним из таких положительных аспектов, которые можно достаточно успешно использовать и в современной практике хозяйствования, относятся, по нашему мнению, организационные изменения в системе управления промышленностью, способствовавшие, в некоторые периоды своего проведения, росту отечественной экономики. В этой связи целью исследования будет являться изучение теоретических особенностей системы управления промышленности Советского Союза.

В статье анализируются вопросы: сущности организационной структуры управления промышленностью, связей, которые здесь устанавливались, а также воздействия факторов внутренней среды на систему управления. Показана классификация уровней управления промышленностью на общегосударственный, межотраслевой, территориальный, отраслевой, объединения, предприятия, и его эволюция на протяжении всего существования СССР. Особое внимание в исследовании отводится вопросам соотношения отраслевой и территориальной модели управления.

Ключевые слова: Теория управления; управление; система управления;

промышленность; Советский Союз; органы управления; аппарат управления; централизация и децентрализация; отраслевая модель; территориальная модель.

Идентификационный номер статьи в журнале 92БУЫ613

теоретическии аспект

Almaz Gapsalamov

Elabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Yelabuga E-Mail: [email protected]

The system of management industry in the USSR: a theoretical aspect

Abstract: The historical experience of the command economy functioning in the USSR showed inefficiency of that system. The Soviet economic mechanism was destroyed under the influence of external and internal factors on a certain stage of its historical development. At the same time nowadays, within a relatively long period of time, we can uniquely identify not only the negative consequences of this system functioning, but also positive ones. To our way of thinking one of such positive aspects which can be successfully used in modern practice of management, is the organizational changes in the system of industry management which helped the native economy to grow in some periods of its being carried out. In this respect, the goal of the study will be to examine the theoretical features of the system of industry management of the USSR.

The issues which have been analyzed in the article: the nature of organizational structure of industry management, the contacts that were established there, as well as the influence of the factors of internal environment on the management system. It is presented the classification of industry management levels on national, cross-sectoral, territorial, sectoral, associations, enterprises, and its evolution during the entire existence of the USSR. The special attention in the research is paid to the questions of the ratio of sectoral and territorial management model.

Keywords: The theory of management; management; the system of management; industry; the USSR; the bodies of management; management apparatus; centralization and decentralization; the industry model; territorial model.

Identification number of article 92EVN613

Руководство промышленным производством в Советском Союзе на всем протяжении его существования осуществлялось большим количеством различных органов управления. Сюда относились центральные плановые органы и местные плановые комиссии, центральные органы хозяйственного руководства промышленностью в масштабах страны и союзных республик, отраслевые министерства, руководства советами народного хозяйства и территориально-промышленных комплексов, отраслевыми производственными объединениями. Замыкающим звеном данного ряда, на которое, в конечном счете, было направлено руководство, являлось промышленное предприятие. В результате чего образовывалась взаимосвязанная и взаимозависимая структура элементов управления.

По нашему мнению, организационной структурой аппарата управления промышленностью является состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимосвязь. На формирование и развитие организационных структур влияют многообразные факторы и, прежде всего, отношения собственности на средства производства. Структура представляет одну из форм их реализации и интегрирует различные элементы производства и управления в единое целое.

Понятие организационной структуры управления позволяет рассматривать ее с двух позиций: в узком и широком смыслах. В узком смысле - в рамках отдельного органа, в широком смысле - в масштабах всей государственной системы управления, народного хозяйства, отдельных его отраслей, а также по соответствующим отраслям промышленности. В нашей работе мы будем оперировать широким определением.

Важными элементами структуры являются органы и звенья управления, которые имеются как в системе управления народным хозяйством, так и в его отраслях (промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и др.) и отраслях каждой из них. К органам управления могут относиться отдельные работники или группы работников, связанные отношениями разделения труда. Звеньями управления является совокупность определенных линейных и функциональных органов на одном из уровней иерархии в системе руководства экономикой. В данную группировку можно включить еще и ступени управления. Они показывают последовательность подчинения одних звеньев другим снизу доверху (по вертикали). Между органами, звеньями и ступенями управления существуют связи.

В зависимости от характера отношений между органами управления и их составными частями, выделяют вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные связи, связи при отношениях технического взаимодействия.

Согласимся с А.М. Рубиным который считает , что вертикальные связи возникают в тех случаях, когда один из органов управления или его составная часть (структурное подразделение, должностное лицо) наделяется властными полномочиями, дающими право указывать другому, что и когда тот должен делать, какие ресурсы для этого использовать, либо должен воздержаться от совершения действия. Сложившиеся при этом отношения характеризуются как распорядительство - подчинение. В данных условиях подчиненный орган (подразделение) должен выполнять полученные указания. Такого рода отношения обусловливают иерархичность структуры управления, поскольку орган в силу сложности своих задач способен находиться в различных отношениях с другими ее органами. Горизонтальные же связи, наоборот, возникают при отношениях, характеризуемых равноправием взаимодействующих органов управления или их составных частей в процессе принятия решений. Эти взаимоотношения складываются при разработке взаимоприемлемых оценок проблем, альтернатив их решения и т.д.

Линейные связи включают воздействие управляющей подсистемы на объекты управления и соответствующие обратные связи. Функциональные связи основаны на обмене

информацией с внешней средой, включая требования находящихся в коммуникации компонентов и их воздействие, нормативно-методическую информацию. Сюда также относятся функциональные связи по обмену информацией в процесс принятия решений. Для осуществления при этом функционального руководства характерно то, что в пределах указанных линейным руководителем целей уточняются конкретные задачи, необходимые ресурсы, условия и т.д.

Организационная структура управления промышленностью СССР (Союз Советских Социалистических Республик) на всем протяжении своего существования представляла собой взаимодействие нескольких форм связей:

Линейной, обеспечивающей вертикальную соподчиненность между взаимосвязанными звеньями воспроизводственного процесса;

Функциональной, призванной обеспечить межотраслевые, межтерриториальные и межступенчатые (иерархические) связи в процессе воспроизводства;

Предметно-продуктовой, отражающей предметную отраслевую и территориальную специализацию органов управления .

В иерархической структуре наиболее важными считались линейные связи, так как они отражали принципы единоначалия и соподчиненности на каждом уровне и в каждом звене системы управления. Функциональные связи прослеживались во взаимосвязи между структурными подразделениями или самостоятельными органами, осуществляющими одну и ту же функцию и ведущими свою работу на основе согласованных форм и методов. Помимо указанных типов связей, в практике управления выделялись и межфункциональные связи, возникающие между разными подразделениями, как правило, одного уровня управления.

На построение организационной структуры управления влияли разнообразные факторы, которые можно разделить на группы:

Социально-экономические факторы: собственность на средства производства, специфические задачи социально-экономического развития страны на конкретных этапах своего развития и др.;

Производственно-технические факторы: уровень механизации производства и управления;

Организационно-экономические факторы: специализация и кооперирование, тип производства, производственная структура, степень централизации функций управления и др.;

Территориальные факторы: размещение производства по территории страны, объем и характер внешних связей, особенности природно-климатических условий и др.;

Социально-политические факторы: национально-государственное устройство и административное деление страны, особенности исторического развития регионов, значение данного производства в укреплении внешнеэкономических связей и др.;

Управленческие факторы: особенности развития механизма управления,

требующие создания соответствующих органов, социально-психологические отношения в коллективе и др.

В советской модели управления промышленностью при ее построении на структуру аппарата управления, по нашему мнению, оказывало большое воздействие состояние

материально-технического оснащения производства на разных временных промежутках государственного строительства.

Профессор Д.М. Крук выделяет несколько факторов управленческого порядка, повлиявших на формирование организационной структуры управления промышленностью Советского Союза. К ним относятся:

Соотношение между линейной, функциональной и другими формами организации управления производством;

Степень соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства;

Соотношение между централизованными и децентрализованными формами управления;

Соотношение между отраслевой и территориальной формой управления;

Сочетание специализации процессов управления с концентрацией однородных управленческих работ;

Уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда;

Зависимость между численностью подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Эффективность управления во многом зависела от особенностей построения структуры аппарата управления: чем структура была совершенней, тем эффективнее осуществлялось воздействие управления на процесс производства, был рациональнее процесс функционирования системы управления. Для этого она должна была удовлетворять ряду требований, таким, как оптимальность, информированность, экономичность и некоторым другим. По мнению ученых , организационная структура управления должна была обеспечивать выполнение следующих правил:

Ведущая роль общегосударственных интересов, тесная увязка действий между ведомствами, органами, отвечавшими за тот или иной участок работы;

Органичное сочетание централизованного планового руководства с самостоятельностью, инициативой предприятий, объединений;

Четкое распределение компетенции между различными уровнями управления линейным и функциональным руководством, предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагало более полной информацией;

Соответствие функций, прав, обязанностей и ответственности каждого органа управления и должностного лица; обеспечение единства распорядительства и персональной ответственности;

Оперативность управления, наиболее быстрое прохождение информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя и реализация принятых решений;

Гибкость управления, способность к быстрой реакции на изменения управляемой системы и внешней среды;

Экономичность управления, осуществление органами управления всех задач с наименьшими затратами.

Согласимся с необходимостью выполнения этих правил. Но, как показал опыт руководства советской индустрии, на практике некоторые из них не были реализованы. Данный факт объяснялся рядом причин. К примеру, в отечественной индустрии была очень слабой реакция структуры управления в ответ на влияние внешних и внутренних побудителей среды. Громоздкие структуры оказывались практически неспособными к кардинальному их переустройству, обновлению. Как следствие, по многим отраслям промышленности советские продукты значительно уступали по количеству и, особенно, по качеству западным.

Классифицировать структуру органов управления социалистической системы хозяйствования можно на основе различных признаков: типа органов (государственные, общественные, партийные), государственного устройства СССР (органы Союза, союзных и автономных республик), административно-территориального деления (органы краев, областей, городов, районов и т.д.), масштаба деятельности (центральные и местные органы), характера компетенции, способа создания и др. При этом основными уровнями управления здесь являлись: общегосударственный, межотраслевой, территориальный, отраслевой,

объединения, предприятия. Каждый из указанных уровней имел особенные черты в построении органов управления на разных временных промежутках, в разных условиях осуществления организационных преобразований.

В свою очередь внутри указанных уровней управления можно выделить подуровни. К примеру, общегосударственная система управления подразделялась на союзную, республиканскую и местную. Внутри территориальных органов существовали органы, осуществляющие контроль за республиками (территориально-производственными комплексами, крупными экономическими районами, административно-территориальными единицами). Отраслевые органы управления (министерства и ведомства) различались в специализации в производстве продукции или в выполнении соответствующих видов работ.

В компетенцию органов общегосударственного управления входило: разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР; определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; обеспечение народнохозяйственных пропорций, прогрессивных сдвигов в общественном производстве, в размещении производительных сил; руководство единой денежной и кредитной системой, установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета страны; организация учета и статистики; установление и согласование цен, тарифов, ставок заработной платы и других важнейших условий хозяйствования, подлежащих регламентации в народнохозяйственном масштабе; руководство отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзного подчинения; общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения; установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов управления; мероприятия по развитию связей с социалистическими странами и т.д.

В ведении органов отраслевого и территориального управления находились: обеспечение пропорционального развития отраслей народного хозяйства и предприятий внутри отраслей и территориальных комплексов; определение потребности в основных видах конечной продукции; установление темпов и пропорций воспроизводства; распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов; решение проблем концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства и т.д.

По нашему мнению, важно проследить различия существовавшей системы управления по отраслевому и территориальному принципу.

Основу управления промышленностью составляла отраслевая модель управления, основанная на иерархическом принципе построения. Отрасль представляла собой совокупность взаимосвязанных предприятий, специализирующихся на производстве какого-либо продукта или выполнении определенного вида работ и общественно необходимых функций.

Особенности отраслевого управления определялись технико-экономическими, организационными, историческими и иными условиями развития. Выделение отраслевого управления в относительно самостоятельное звено являлось продуктом длительной исторической эволюции.

В условиях командно-административной экономики отраслевой разрез позволял проводить единую научную, техническую, организационную, кадровую и иную политику. Главное место здесь занимали государственные органы, среди которых выделялись общесоюзные органы, выполнявшие функции управления производством, и органы государственного управления (исполнительно-распорядительные органы). Государственные органы, к которым относились Верховные Советы, Президиумы и их постоянные комиссии, Советы народных депутатов и их комиссии, лишь частично управляли производством. Управленческая деятельность представительных органов выражалась главным образом в выработке и установлении общих положений, определяющих развитие народного хозяйства и системы управления в целом (принятие законов, утверждение планов, бюджетов, образование органов управления и др.) . Органы государственного управления, к которым относились Советы министров, исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и другие, непосредственно осуществляли руководство экономикой страны в целом и ее отраслями в частности.

Общее государственное управление народным хозяйством осуществлял Совет народных комиссаров (в поздний период - Совет Министров СССР). Его основной задачей являлось выделение наиболее важных народнохозяйственных потребностей, установление необходимых для их удовлетворения ресурсов, определение направления развития всего народного хозяйства и отдельных ее отраслей. СНК-Совет Министров СССР координировал деятельность всех органов хозяйственного управления, его постановления были обязательными к неукоснительному выполнению всеми звеньями экономики .

В структуре управления промышленностью возникли и прижились межотраслевые органы, возникшие из потребностей отраслевой специализации. Спецификой деятельности этих органов являлось то, что сфера воздействия их управленческих решений была ограничена определенными локальными рамками и не затрагивала все отрасли промышленности в целом. В состав государственных органов управления (союзных, республиканских и местных) входили межотраслевые (функциональные) и отраслевые органы. К межотраслевым относились Госплан СССР, Министерство (наркомат) финансов СССР, преобладающая часть комитетов и ведомств. Межотраслевое управление было призвано обеспечить надлежащее выполнение необходимых функций отраслевыми органами. Так, Госплан СССР осуществлял разработку планов развития народного хозяйства, предоставлял их на рассмотрение правительства и утверждение сессий Верховного Совета СССР, которые определяли законодательную силу выработанной партией и правительством экономической политики. К тому же Госплан СССР осуществлял методическое руководство планированием, подготавливал обязательные для всех министерств, ведомств и предприятий методические указания и положения по планированию, осуществлял контроль над ходом подготовки и обоснования планов, координировал и регулировал требуемые для выполнения народнохозяйственного плана производственные связи и тем самым выступал в качестве исполнительно-распорядительного органа управления . На Госплан СССР была

возложена ответственность за состоянием планирования в народном хозяйстве, за экономическую обоснованность разрабатываемых проектов планов развития.

Выполнение решений функциональных органов, имеющих «надведомственные» полномочия, были обязательны для всех отраслевых министерств.

Важное место в системе органов управления народным хозяйством принадлежало органам отраслевой компетенции. К ним относились союзные и союзно-республиканские министерства, отраслевые ведомства и управления исполкомов местных Советов, которые должны были осуществлять непосредственное руководство производством в пределах своей компетенции. Управленческие связи наиболее часто здесь представляли собой иерархическую структуру по линии «министерство (в довоенный период - наркомат) - объединение (трест) -предприятие». В существовавшей модели достаточно легко отследить права и обязанности каждой единицы управления. В основе специализации министерств как высших органов отраслевого управления лежала специализация отраслей, связанная с выпуском конкретного продукта .

По форме подчинения органы отраслевого управления были представлены тремя группами министерств (наркоматами): союзного, союзно-республиканского и

республиканского подчинения. Конкретная форма подчинения зависела от нескольких факторов - времени, места и назначения отрасли в общественном разделении труда, а также общего числа предприятий и объема выпускаемой продукции.

Отрасли, имеющие общесоюзную специализацию, производящие средства производства и составляющие техническую базу развития других отраслей народного хозяйства, находились в союзном подчинении и возглавлялись союзными министерствами. Это отрасли тяжелой промышленности, машиностроения и другие. Именно они должны были осуществлять прогресс во всей экономике и оснащать отрасли хозяйства новой техникой.

В союзно-республиканском подчинении находилось большинство добывающих и перерабатывающих, а также ряд обслуживающих отраслей промышленности. Это отрасли легкой, пищевой, мясной и молочной промышленности, некоторые отрасли тяжелой промышленности.

Республиканское подчинение было характерно для отраслей, большая часть продукции или услуг которых не выходила за пределы республики и успешное функционирование в решающей мере было обусловлено местными условиями. Республиканская промышленность была представлена такими отраслями, как топливная и местная промышленность.

Во главе отраслевой системы стоял министр (нарком), который нес персональную ответственность за работу министерства и подведомственных ему предприятий и объединений отрасли.

Структура аппарата министерства зависела от масштабов отрасли, ее роли в экономическом развитии страны. Аппарат министерства состоял из отраслевых и функциональных подразделений.

Отраслевые подразделения отвечали за состоянием и развитием соответствующих подотраслей, решали многие производственные вопросы, связанные с деятельностью подчиненных им предприятий и объединений (при трехзвенной системе управления отраслью эти вопросы находились в компетенции всесоюзных и республиканских промышленных объединений). Функциональные подразделения выполняли определенные, возложенные на них функции в рамках всей системы министерства .

В структуре «министерство (наркомат) - предприятия» важными были промежуточные звенья, в виде главных управлений, производственных объединений (комбината), трестов и

т.д., координирующих деятельность отдельных предприятий. Количество уровней управления показывало структуру с точки зрения ее сложности. Наличие звеньев на том или ином уровне управления зависело от объема работ по выполнению соответствующих функций.

Как показала практика, большое количество промежуточных звеньев

(многоуровневость) очень часто служило помехой нормальному функционированию отрасли. Довольно часто руководство первичным звеном управления (предприятием) осуществлялось через четыре или пять, а иногда и шесть промежуточных ступеней. В результате увеличивались сроки прохождения распорядительных документов, ухудшался оперативный контроль, усиливался бюрократизм и т.д., что в конечном итоге вело к снижению общих показателей. Опыт социалистического строительства показал, что наиболее эффективными являлись двух-, трехуровневые, в ряде случаев четырехуровневые системы управления.

При двухуровневой системе:

Общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ведомство) -производственное объединение (комбинат), предприятие;

производственное объединение (комбинат), предприятие.

При трехуровневой системе:

Общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР -всесоюзное промышленное объединение - производственное объединение (комбинат), предприятие;

производственное объединение (комбинат), предприятие;

Республиканское министерство (ведомство) союзной республики -

республиканское промышленное объединение - производственное объединение (комбинат), предприятие;

Республиканское министерство (ведомство) союзной республики -

министерство автономной республики - производственное объединение (комбинат), предприятие.

При четырехзвенной системе управления:

Союзно-республиканское министерство (ведомство) СССР - союзнореспубликанское министерство (ведомство) союзной республики -

республиканское промышленное объединение (министерство автономной

республики, управление исполкома) - производственное объединение (комбинат), предприятие .

Дополнением является тот факт, что в одной отрасли управление могло осуществляться на разных уровнях, то есть одновременно по двух-, трех- и даже четырехзвенной системе. Переход управления промышленностью на двух- и трехуровневую систему, помимо устранения многоступенчатости, также способствовал ликвидации лишних промежуточных звеньев, повышению оперативности, четкости и гибкости в работе аппарата управления.

Отраслевой подход к управлению, как показала практика, имел недостатки. Так, например, он не позволял полно выявлять и учитывать территориальную общность различных предприятий, имеющих региональные особенности. К тому же использование только

отраслевых принципов управления в пределах народного хозяйства или отдельного региона приводило к диспропорциям, негативным образом отражалось на экологии и т.д. В результате с первых лет советской власти стали оформляться и территориальные органы управления народным хозяйством. Главной целью территориального планирования являлось комплексное экономическое и социальное развитие народного хозяйства отдельных административнотерриториальных единиц и территориально-экономических образований в интересах наиболее эффективного развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

Территориальное управление понимается в широком и узком значении. В первом случае это деятельность всех центральных и местных органов хозяйственного руководства по развитию данной территории. При этом хозяйственный комплекс рассматривается как определенная социально-экономическая целостность с соответствующими элементами (населением, производством, жизненной средой и т.д.), историческими, природными, национальными, географическими и другими особенностями. В узком смысле слова под территориальным управлением понимается деятельность местных органов хозяйственного руководства по обеспечению комплексного экономического и социального развития данной территории и, прежде всего, конкретных административно-территориальных единиц . В нашем случае мы будем использовать второе (узкое) определение.

Необходимость территориальных органов управления промышленностью была обусловлена несколькими задачами:

Обеспечение роста производства в регионе;

Организация рационального территориального разделения труда, выражающегося в планомерном размещении и использовании по территории страны трудовых, материальных и природных ресурсов;

Обеспечение эффективного межотраслевого и межтерриториального управления на территории;

Совершенствование взаимодействия отраслевого и территориально управления в регионе;

Координация деятельности всех предприятий и организаций, расположенных в регионе;

Создание условий для успешного функционирования на соответствующей территории производственных объектов, развитие производственной и жилой инфраструктуры;

Учет местных (национальных) особенностей, специфики, исторических традиций, сложившихся в производстве данного региона .

Территориальный аспект управления народнохозяйственным комплексом страны позволял более эффективно регулировать разделение труда в масштабе страны, совершенствовать размещение производительных сил по различным регионам, устанавливать оптимальные территориальные пропорции развития экономики и обеспечивать научно обоснованную специализацию и комплексное развитие всех регионов . Внедрение данного подхода в систему управления промышленности имело плодотворное значение в силу огромной территориальной протяженности СССР.

Субъектами территориального управления, обеспечивающими территориальный подход при командном управлении, являлись директивные органы страны и межотраслевые (функциональные) органы. Они обеспечивали при разработке перспектив развития народного хозяйства и при организации текущего управления территориальный подход к решению

общегосударственных проблем . Объектом территориальной организации управления служило сочетание отраслей на определенной территории, тот экономический и производственный комплекс, который формировался на данной территории независимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности объединений, организаций и учреждений, расположенных на данной территории. Набор функций управления, выполняемых местными территориальными органами управления по отношению к отдельным предприятиям и организациям, был чрезвычайно разнообразным и варьировался от полного подчинения этих организаций местным органам до осуществления местными органами лишь функции контроля. Вне зависимости от ведомственной подчиненности все предприятия и организации, расположенные на территории местного Совета народных депутатов, были подконтрольны ему в вопросах использования земель, недр, лесов, вод, охраны природы. При этом деятельность местных органов управления была четко ограничена пределами той или иной административно-территориальной единицы.

В целом систему советского государственного управления можно показать как систему, состоящую из:

1. надстроечной базы, состоящей из общего руководства народным хозяйством (общей компетенции) - ВСНХ (на раннем этапе), Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов; функциональных межотраслевых (специальной компетенции) органов - союзных, республиканских, местных (государственные комитеты Совета Министров СССР (плановый, по науке и технике, по труду и социальным вопросам), некоторые министерства, а также плановые комиссии, финансовые отделы исполкомов и др.);

2. отраслевой структуры, состоящей из: а) высшего звена - министерств (наркоматов) и государственных комитетов отраслей, главных управлений, комиссий и других органов (ведомств) Совета Министров СССР, Совета Министров союзных и автономных республик, отраслевых отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов; б) среднего звена - всесоюзных и республиканских производственных объединений, отраслевых управлений министерств и ведомств; в) аппарата управления первичными звеньями народного хозяйства - производственными, научнопроизводственными и другими объединениями, предприятиями;

3. территориальной структуры управления, состоящей из Советов народного хозяйства, территориально-промышленных комплексов и т.д.

Формы сочетания отраслевого и территориального управления в рамках командноадминистративной системы управления были многообразными и с течением времени претерпевали заметные изменения. Главной формой этого сочетания являлось планирование. Именно на основе государственных планов шло согласование отраслевого и территориального развития. В схемах размещения производительных сил делались попытки заблаговременного увязывания общегосударственных, отраслевых и региональных интересов. Другая форма была связана со стремлением сочетать интересы отраслей и регионов экономическими методами - организацию управления, включающую систему двойного подчинения (ряд предприятий подчинялись и «по вертикали» - министерствам, и «по горизонтали» - территориальным органам управления) и др.

Многолетний опыт функционирования советской экономики показал, что взаимодействие отраслевых и территориальных форм управления не всегда было согласованным и результативным. В ряде случаев отраслевые органы управления под теми

или иными предлогами игнорировали интересы территориально-административных единиц,

и, наоборот, на уровне территориальных органов управления возникали местнические тенденции, что мешало общегосударственному развитию . Несмотря на это, отраслевое и территориальное управление в социалистической системе хозяйствования были очень тесно связаны между собой, их сочетание становилось объективно необходимым. И та и другая модель отражали особенности разделения и кооперации труда. Как показал опыт реформ, их результативность во многом зависела от органичного сочетания отраслевых и территориальных форм управления и рациональных границ их существования.

В завершении, надо отметить, что созданная система управления народным хозяйством на протяжении всего периода своего существования СССР строилась на механизмах, свойственных только командой экономике.

Она состояла из органов управления, определенным иерархическим способом связанных друг с другом системой коммуникаций. На формирование и развитие организационных структур влияли многообразные факторы и, прежде всего, отношения собственности на средства производства. Важными элементами структуры являются органы и звенья управления, которые имеются как в системе управления экономикой, так и в его отраслях (промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и др.) и отраслях каждой из них. В течение всего времени своего существования система управления находилась в постоянном развитии, что было вызвано рядом объективных и субъективных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация процессов управления / Под ред. Г.Х. Попова. - М., 1975.

2. Организация управления общественным производством / Под ред. Г.Х. Попова, Ю.И. Краснопояса. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Основы научного управления социалистической экономикой / Под ред. Р.А. Белоусова, В.И. Сенченко, Е.В. Мазалова. - М., 1985.

4. Основы научного управления социалистической экономикой / Под ред. Г.И. Зинченко, Д.И. Правдина, А.А. Синягова. - М.: Мысль, 1977.

5. Основы управления социалистическим производством / Под ред. Д.М. Крука. -М.: Экономика, 1985.

6. Рапопорт В.С. Развитие организационных форм управления научнотехническим прогрессом в промышленности. - М., 1979.

7. Рубин А.М. Организационно-правовые проблемы структур государственного управления промышленностью в СССР: дис... докт. юрид. наук. - М., 1984.

8. Шамов А.А. Территориальное управление народным хозяйством. - М., 1984.

9. Гапсаламов А.Р. Исторические аспекты деятельности органов управления региональной промышленностью (1917 - 1941 гг.): на материалах Республики Татарстан. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 196 с.

10. Гапсаламов А.Р. Региональная промышленность и реформы системы органов ее управления (1941 - 1980 гг.): на материалах Республики Татарстан. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 248 с.

Рецензент: Васильев Владимир Львович, кандидат экономических наук, доцент, Елабужский филиал Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ)-КАИ.

Organizacija processov upravlenija / Pod red. G.H. Popova. - M., 1975.

Organizacija upravlenija obshhestvennym proizvodstvom / Pod red. G.H. Popova, Ju.I. Krasnopojasa. 2-e izd. - M.: Izd-vo MGU, 1984.

Osnovy nauchnogo upravlenija socialisticheskoj jekonomikoj / Pod red. R.A. Belouso-va, V.I. Senchenko, E.V. Mazalova. - M., 1985.

Osnovy nauchnogo upravlenija socialisticheskoj jekonomikoj / Pod red. G.I. Zinchenko, D.I. Pravdina, A.A. Sinjagova. - M.: Mysl", 1977.

Osnovy upravlenija socialisticheskim proizvodstvom / Pod red. D.M. Kruka. - M.: Jekonomika, 1985.

Rapoport V.S. Razvitie organizacionnyh form upravlenija nauchno-tehnicheskim progressom v promyshlennosti. - M., 1979.

Rubin A.M. Organizacionno-pravovye problemy struktur gosudarstvennogo upravlenija promyshlennost"ju v SSSR: dis... dokt. jurid. nauk. - M., 1984.

Shamov A.A. Territorial"noe upravlenie narodnym hozjajstvom. - M., 1984.

Gapsalamov A.R. Istoricheskie aspekty dejatel"nosti organov upravlenija regional"-noj promyshlennost"ju (1917 - 1941 gg.): na materialah Respubliki Tatarstan. - M.: Flin-ta: Nauka, 2013. - 196 s.

Gapsalamov A.R. Regional"naja promyshlennost" i reformy sistemy organov ee upravlenija (1941 - 1980 gg.): na materialah Respubliki Tatarstan. - M.: Flinta: Nauka, 2013. - 248 s.

Проблема взаимодействия средств массовой информации и власти на всех исторических этапах развития Российского государства представляет большой научный и практический интерес. В зависимости от того, как складываются эти отношения, можно судить о степени свободы, существующей в обществе, а значит о политическом режиме той или иной страны.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х гг. оказала большое влияние на дальнейшее развитие России, хотя долгие годы в научном мире существовала точка зрения о том, что это время было наполнено ошибками и непоследовательными действиями руководства, о которых в советское время предпочитали не вспоминать. Эпоха Н.С. Хрущева историками оценивается неоднозначно. Но отрицать того, что именно им была предпринята попытка смягчения тоталитарного режима, сложившегося при И.В. Сталине, путем либерализации общественной жизни; произведена перестройка экономики, пусть и не всегда успешная; именно с его именем простые люди связывали улучшение своего уровня жизни, и, наконец, развенчание «культа личности Сталина». Несмотря на импульсивный и часто отрывочный характер проводимых Н.С. Хрущевым реформ, они вызвали значительные перемены во всех сферах жизни общества, в том числе и деятельности средств массовой информации. Все эти изменения затронули и Краснодарские СМИ. Поэтому, рассматривая особенности развития масс-медиа тех лет, можно с уверенностью заявить, что те же изменения происходили и в развитии краевых средств массовой информации.

«Оттепель» в общественно-политической жизни отразилась и на системе СМИ. С одной стороны, ослабление цензуры, некоторая свобода слова спровоцировали бурное развитие средств массовой информации и формирование диалога общества и власти. В то же время существующий тоталитарный режим, хоть и смягченный, продолжал оказывать влияние их функционирование. СМИ использовались как одно из главных средств пропаганды. Общественная жизнь в СССР была пронизана идеологией правящей партии, а у советских средств массовой информации многие годы был имидж самых идеологизированных СМИ в мире. Отражением названных процессов стали материалы средств массовой информации.

В годы «оттепели» наблюдается активное участие средств массовой информации в жизни общества и формирования их как социального института. Одной из предпосылок такого положения СМИ послужила разработка и внедрение в жизнь модели «общенародного государства», пришедшей на смену многолетней большевистской доктрине . По своей идеологической значимости данная теория соизмерима с вопросом о «культе личности» И.В. Сталина. Привлечение широких масс трудящихся к управлению в рамках «общенародного государства» становится стратегической задачей. Однако проведение этого курса не могло быть реализовано на практике тех лет. Серьезным препятствием являлась существующая политическая система.

Средствам массовой информации отводилась значительная роль в формировании «общенародного государства». Они должны были способствовать выявлению недостатков в работе органов власти, отражать успехи и достижения народного хозяйства тех лет. Общество, в свою очередь, могло через СМИ высказывать свое отношение к происходящим событиям, и даже принималась обоснованная критика просчетов в хозяйственной деятельности. Но все это было возможно в определенных рамках, поскольку цензура не отменялась, а просто была немного смягчена.

Во время «Оттепели» конца 1950-х начала 1960-х гг. именно средства массовой информации и пропаганды наиболее эффективно обеспечили взаимодействие интересов общества и личности, общества и власти, открыли большие возможности для проявления активности всех членов общества. СМИ оказывали прямое влияние на все социальные группы населения и каждого человека. Проникая во все сферы производственной и социально-бытовой деятельности общества, они охватывали все социальные, профессиональные, возрастные, национальные слои и группы людей нашей страны, все государственные и общественные организации2].

К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Средства массовой информации в эти годы стали рассматриваться КПСС не только как средство пропаганды, но еще и как один из институтов советской социалистической демократии. Отражая те процессы, которые происходят в экономике, политике, культуре, они, с одной стороны, информировали граждан о деятельности государственных и общественных организаций, отдельных руководителей, а с другой - ежедневно передавали информацию "снизу», вынося на газетные полосы, в радио- и телеэфир мнения, советы, размышлении и предложения людей, открыто подвергая критике те или иные негативные явления и поддерживая передовой опыт, помогая тем самым составлять планы, корректировать проекты решений. Они давали возможность выявлять мнение граждан по определенным вопросам, узнавать их настроение.

С другой стороны, бурное развитие СМИ в СССР тех лет являлось важнейшим средством в создании не только массового, но и контролируемого общества. Положение журналистики по-прежнему оставалось неизменным в системе командно-административного управления. Она, как и прежде, находилась, в полной зависимости от этой системы. Советские СМИ способствовали объединению людей в социальное и культурное целое посредством трансляции ценностей официальной идеологии в формах массовой культуры, унифицировали вкусы и потребности массового реципиента. СМИ стали не только носителями культуры, но и мощным средством манипулирования сознанием и настроениями людей с помощью продуктов этой культуры. КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы.

Использование возможностей средств массовой информации стало основой для формулирования так называемой «советской теории прессы» . В соответствии с этой теорией, средства массовой информации должны были выполнять функции агитатора, пропагандиста и организатора. В целом же в советской системе СМИ за счет постоянного партийного контроля была достигнута беспрецедентная для истории прессы управляемость и охват населения страны. В СССР «советская» теория прессы по понятным причинам была непререкаемой догмой.

В Советском Союзе функционировала стройная и регламентированная система управления информационными потоками, в которой не последнюю роль играл контроль за фактическим и идеологическим содержанием деятельности органов печати, радио и телевидения. Это была жестко централизованная иерархическая отраслевая структура.

Печатные СМИ подчинялись Комитету по делам печати, фактически - всесоюзному министерству. Электронные медиа находились в сфере ответственности Комитета по телевидению и радио. Аналогичные комитеты существовали в каждой союзной республике, и в каждом областном и краевом центре. Кадровый и идеологический контроль за деятельностью всех видов СМИ на союзном уровне осуществлялся отделом пропаганды и агитации Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, внутри которого имелись секторы печати, радио и телевидении. Эта же схема управления действовала и на уровне ЦК республиканских компартий, а также на уровне нижестоящих обкомов, горкомов и крайкомов партии. Цензурные функции реализовывались Управлением по охране государственной тайн в печати при Совете Министров СССР.

В краях, областях и республиках Советского Союза существовала своя система управления средствами массовой информации. Так, масс-медиа Краснодарского края тех лет подчинялись Краевому комитету КПСС, Краевому управлению печати и Краевому комитету по телевидению и радиовещанию Крайисполкома. Идеологическое руководство всеми краевыми, городскими и районными средствами массовой информации Краснодарского края осуществлял сектор периодической печати, радио и телевидения отдела пропаганды и агитации краевого комитета КПСС.

С 1953 года управлением деятельностью печатных СМИ занимался отдел издательств и полиграфической промышленности Управления культуры Исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся. В 1964 году оно было преобразовано Управление по печати Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся . Последнее несло ответственность за содержание материалов прессы, а также занимался техническим обеспечением ее деятельности.

Краевой комитет по телевидению и радиовещанию руководил 44 редакциями районного радиовещания и подчинялся Комитету радиоинформации при Совете министров СССР. В подчинении комитета находилось 73 радиоузла других ведомств (узлы колхозов, совхозов, МТС).

В соответствии с постановлением №39350 Совета министров СССР от 12.10.1951 года «О сокращении количества радиовещания, имеющих недостаточно развитую радиотрансляционную сеть» были сохранены самостоятельные редакции в следующих городах Краснодарского края: Краснодаре, Армавире, Ейске, Кропоткине, Новороссийске, Сочи, Лабинске, Туапсе, а также приказом Комитета радиоинформации при Совете министров СССР №161 от 19.02.1952 года организовался Адыгейский комитет радиоинформации, и была упразднена областная редакция в городе Майкопе.

В структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации (до 1961 года) входили следующие редакции общественно-политического вещания по радио: редакция последних известий, редакция сельхозпередач, редакция промышленных передач, редакция для детей и юношества, редакция литературно-художественных передач, редакция музыкального вещания, редакция по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

С 1957 года в структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации добавился отдел - студия телевидения, которая имела такую же структуру редакций за исключением редакции по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

Для наиболее эффективного управления работой средств массовой информации, тем более, что в крае появилось новое масс-медиа - телевидение, в соответствии с Приказом Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР №1332 от 12.08.1961 года и решения Исполкома Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся №1054 от 24.10.1961 года с 01.11.1961 года произошло объединение Краснодарского комитета по телевидению и радиовещанию и Краснодарской студии телевидения.

Краснодарский комитет по радиовещанию и телевидению осуществлял руководство радиовещанием и телевидением в крае и нес ответственность за идейно-политический и художественный уровень телевизионных и радиопередач, за состояние и дальнейшее развитие технических средств, использующихся для создания телевизионных и радиопередач. Он подчинялся Государственному комитету Совету министров СССР по радиовещанию и телевидению.

Для управления и контроля за таким важным средством пропаганды, как СМИ, существовала целая система форм и методов партийного руководства СМИ. Отдельного закона, регулирующего деятельность СМИ в СССР, не было, поэтому в различных правовых актах (конституция СССР и РСФСР, ГК РСФСР законах о выборах) были нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой видимой связи между ними не было, и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования. Отсутствие правового регулирования компенсировалось постановлениями ЦК КПСС. Именно они регламентировали порядок создания газет и журналов, назначение главных редакторов, тематические планы и так далее.

Руководящими указаниями для прессы были не только решения партийных органов, но также выступления, речи и даже юбилейные приветствия Генерального секретаря ЦК КПСС, других первых лиц партийной иерархии. Эти материалы обязательно печатали все газеты, им посвящались передовые статьи, на них ссылались, их цитировали в различных публикациях.

В 1950-60-е годы ЦК КПСС приняло ряд постановлений, касающихся деятельности средствах массовой информации: «О повышении действенности выступлений советской печати» (1953); «О порядке разрешения на издание многотиражных газет и об изменении названий местных газет» (1956); «Об улучшении освещения в советской печати и по радио жизни социалистических стран» (1958); «Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати» (1958); «О дальнейшем развитии общественных начал в советской печати и радио» (1960); «Об улучшении советского радиовещания» (1960); «О дальнейшем развитии советского телевидения» (1960); «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» (1962); «О повышении действенности выступлений советской печати» (1963); «Об организации государственного комитета Совета министров СССР по печати» (1963); «Об улучшении информации на радио» (1964); «Об учебно-образовательной программе телевидения» (1965); «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» (1967) .

Традиционными методами партийного руководства СМИ , методами, проверенными длительным опытом активного участия советской журналистики в хозяйственном и культурном строительстве, являлись: постановления ЦК КПСС, определяющие основные направления развития средств массовой информации; координация действий различных редакций средств массовой информации и пропаганды местными партийными комитетами; систематическое участие партийного комитета в определении тематики и основных направлений деятельности редакционных коллективов; проверка действенности публикаций; развитие общественных начал в работе редакций (привлечение широкого актива, создание необходимых условий для развития творческой инициативы внештатных сотрудников редакций и прочее); всемерная поддержка со стороны партийных комитетов важных, принципиальных выступлений журналистов, особенно критических выступлений.

В системе регулирования отношения средств массовой информации, общества и государства центральное место занимает государственная информационная политика. Информационная политика СССР в годы «оттепели», с одной стороны, была направлена на смягчение сталинского тоталитарного режима, с другой власть все-таки всеми силами старалась не допускать чрезмерной демократизации общества. Государство продолжало обладать исключительной монополией на информацию и контролировало все информационные потоки.

В Советском Союзе сформировался определенный тип отношения субъектов медиадеятельности с обществом и властными структурами. СМИ выполняли четко регламентированные функции посредника между гражданами и властью. Однако очевидно, что такой директивный тип вертикального управления профессиональным медиасообществом практически исключает возможность обратной связи: от аудитории к субъектам информационной деятельности.

На рисунке видно, что практиковалась односторонняя модель распространения информационных потоков. Никакой обратной связи населения с властью не было. Но в тоже время, доверие к СМИ как источнику необходимых знаний об окружающей реальности, как пропагандисту, агитатору и организатору деятельности различных слоев населения было значительным, что является характерной чертой тоталитарного режима. Недаром в советской время в обывательской среде бытовало мнение: «Если в газете написали, значит, это правда».

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов, внесшая множество изменений в общественную жизнь, повлияла и на отношения масс-медиа с государством. СМИ Советского Союза по-прежнему оставались главным инструментом пропаганды, но именно в эти годы начинает практиковаться двусторонняя модель коммуникации, т.е. власть пыталась организовать обратную связь с гражданами страны. В 1950-60-е годы эти отношения можно представить схемой (Рис. 2).

Главным звеном всей этой конструкции являются СМИ как субъект, так и объект информационной деятельности. Они действуют как посредник между аудиторией и властью. Обратная связь, столь важная для сферы СМИ, здесь существует на разных уровнях отношений, но не является сплошным, структурообразующим элементом. Информации, доводимой до граждан страны, было ровно столько, сколько было необходимо для поддержания стабильности требуемых общественных настроений и морально-психологического обеспечения государственных и партийных действий и решений.

Соответствующим образом обработанную и оформленную информацию советскому гражданину поставляли именно печать, радио и телевидение, при этом они играли очевидную роль медиаобслуживания господствующей политической системы. Иного варианта при государственной монополии на медиадеятельность и доминирующую идеологию быть не могло. Привычные формы общения власти и прессы (пресс-конференции, выступления в СМИ ответственных лиц и руководителей) практиковались только в исключительных случаях и, как правило, под давлением мирового сообщества.

СМИ играли роль социального института, частично контролирующего различные сферы деятельности от имени народа. Популярными во многих периодических изданиях были рубрики со вполне внятными функциями обратной связи: «Газета выступила. Что сделано?», «По следам наших выступлений», «Письмо читателя позвало в дорогу», Народный контроль» и так далее. Помимо этого особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тот факт, что в 1950-60-е годы практикуется такая форма обратной связи, инициируемая властями, всенародное обсуждение. «В 1956-1957 гг. было проведено по одному всенародному обсуждению проекта закона о государственных пенсиях и тезисов по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством; в 1958 году - тезисов по развитию колхозного строя реорганизации МТС и об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. В 1959 году обсуждение коснулось четырех законопроектов - проекта основ законодательства о труде СССР и союзных республик, проекта закона о повышении роли общественности в борьбе с нарушениями советской законности и правил социалистического общежития, проекта примерного положения о товарищеских судах, проекта примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также прошло всенародное обсуждение тезисов о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР в 1959-1965 годы» .

Во время «оттепели» конца 1950-х начала 1960-х годов происходит окончательное формирование системы средств массовой информации. Так, помимо ставших привычными для миллионов людей радио и печати, активно развивается телевидение. Именно в это время оно становится общедоступным, благодаря широкому распространению в стране телевизоров. В ноябре 1955 в Краснодаре вступил в строй малый экспериментальный телецентр. 7 ноября осуществлена первая трансляция телевизионной передачи на Кубани. Но уже в октябре 1959 года был открыт Краснодарский мощный телецентр.

Что касается радио, то именно в 1950-60-е годы оно становится многопрограммным. Появляется первая круглосуточная музыкально-информационная программа «Маяк», молодежная радиостанция «Юность». Начато вещание на зарубежные страны.

В этот период существенно обновляется структура прессы, возникает ряд новых всесоюзных газет - «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия», «Московские новости» (на нескольких европейских языках) и так далее. Впервые у самой крупной республики Советского союза появилась собственная газета - «Советская Россия». Происходят изменения и в местной печати, в частности начали выходить колхозные многотиражные газеты, предпринята попытка межрайонных изданий, газет колхозно-совхозных управлений. В числе новых журналов представлены как литературно-художественные, «толстые» - «Москва», «Ленинград», «Нева», «Молодая гвардия», так и общественно-политические - «Вопросы истории КПСС» и др. Всего в стране в 1960 г. насчитывалось более 7 тыс. газет и около 4 тыс. журналов изданий журнального типа .

Кроме прессы, радио и телевидения в систему массовой информации СССР входили и информационные агентства. В Советском Союзе официальным источником информации являлось Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), основанное в 1925 году. Как указывалось в Большой Советской энциклопедии, «государственная информационная система СССР возглавляется Телеграфным агентством Советского Союза» . Известная формула «ТАСС уполномочен заявить» не допускала альтернативных точек зрения как на источник фактов, так и на их интерпретацию. Информационный поток носил директивный характер.

В 60-е годы прошло заметное техническое переоснащение ТАСС. Развивалась информационная служба агентства, расширялась сеть его корреспондентов и корреспондентских пунктов. Корреспондентская сеть фотохроники ТАСС также охватила всю страну. «Информацию и фотоиллюстрации получали около 12 тыс. подписчиков различного типа и уровня периодических изданий, органов телевидения и радио, кроме того, около 300 зарубежных агентств, газет, теле- и радиокомпаний. Однако основу иностранной информации ТАСС составляли сообщения его собственных корреспондентов, работавших в более, чем 100 странах мира» . Информация ТАСС поступала подписчикам в основном по телетайпам, по фототелеграфу, по проводным линиям связи и по радио, а также рассылалась по почте в виде бюллетеней. Внутри СССР сетью телетайпных связей было охвачено более 200 городов. Общая протяженность ее линий - 140 тыс. км, а продолжительность передач агентства за границу на шести языках - русском, английском, испанском, арабском, французском и немецком - исчислялась сотнями часов в сутки.

Для создания направленного потока информации о положении в стране, о ее достижениях в 1961 году была создана общественная информационная организация - Агентство печати «Новости» (АПН), учредителями которого явились Союз журналистов СССР, Союз советских писателей, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. «В 85 странах мира АПН имело своих представителей. На материалах АПН издавалось для зарубежных читателей 51 журнал, 10 газет и 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экз.» Агентство имело также свое издательство, которое выпускало литературу на иностранном и русском языках.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов стала очень важным периодом в развитии средств массовой информации, поскольку именно в это время телевидение становится массовым, появляются новые печатные издания и радиостанции. Одним из основных итогов функционирования СМИ в этот период можно назвать создание интерактивных масс-медиа и формирование диалога общества и власти.

Литература

советский массовая информация пресса

  • 1. Беспалов А.Г., Конилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики (издание третье, дополненное). - Москва - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2004. - 426 с.
  • 2. Большая советская энциклопедия // http://www.bse.sci-lib.com .
  • 3. Государственный архив Краснодарского края: Фонд 1530 Опись 1.
  • 4. Засурский И. Масс-медиа второй республики// http://www.smi.ru .
  • 5. Ильиченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. - СПб., 2005. - 105 с.
  • 6. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды (Издание второе, дополненное). - М.: Политическая литература, 1987. 607 с.
  • 7. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении (Сборник документов и материалов). - М.: Мысль, 1972. 635 с.,
  • 8. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е годы). - М.: Издательство МГУ, 1999. - 304 с.
  • 9. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель»: 1953 - 1964. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 510 с.

A. Банком.

B. Центром.

C. Жиробанком.

D. Ипотекой.

570. Денежные операции в Древнем Риме выполняли:

A. Аргентарии.

B. Депозитарии.

C. Бухгалтеры.

D. Квесторы.

571. Для ликвидации монополии храмов по осуществлению денежных операций древние государства с VII в. до н.э. стали самостоятельно осуществлять:

A. Торговые сделки.

B. Обменные операции.

C. Чеканку монет.

D. Прием вкладов.

572. В Древнем Риме меняльным делом занимались:

A. Консерваторы.

B. Комиссионеры.

C. Нумулярии.

D. Тамкары.

573. Первые банки современного типа возникли:

A. В Италии.

B. В Германии.

C. Во Франции.

D. На Руси.

В древние века кредитные операции носили в основном... характер.

A. Ростовщический.

B. Инновационный.

C. Фондовый.

D. Потребительский.

Аргентарии в Древнем Риме создавали..., деятельность которых закладывала основы денежного предпринимательства.

A. Корпорации.

B. Кооперации.

C. Федерации.

D. Ассоциации.

576. Торговые дома Древнего Вавилона осуществляли выдачу кредита под:

A. Заклад товаров, пользующихся спросом на рынке.

B. Залог недвижимости.

C. Поручительства.

D. Гарантийные письма.

577. С появлением кредитных денег банки начинают выпол­нять... операции.

A. Кассовые.

B. Расчетные.

C. Залоговые.

D. Эмиссионные.

В России банковское дело с начала 80-х гг. XIX в. развивалось преимущественно на базе... банков.

A. Государственных.

B. Частных.

C. Акционерных.

D. Иностранных.

579. Лица, осуществлявшие в государственном казначействе Древней Греции прием и выдачу денег, именовались:

A. Кассирами.

B. Наукрариями.

C. Менялами.

D. Индоссантами.

580. В практике Государственного банка Российской империи получили развитие операции, производимые:

A. По результатам анализа его деятельности.

B. На основе распоряжения министра экономики или его заместителя.

C. По специальной докладной министра финансов и с разре­шения императора.

D. На основании оценки кредитоспособности его клиентов.

ТЕМА 3.8. Понятие и элементы банковской системы

581. Национальная банковская система - это совокупность:



A. Международных кредитных институтов.

B. Кредитных институтов внутри страны и взаимосвязей меж­ду ними.

C. Эмиссионных банков и лизинговых компаний.

D. Форм и методов организации денежного обращения в стране.

582. Элементом банковской системы не является:

A. Центральный эмиссионный банк.

B. Небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на право совершения банковских операций.

C. Коммерческий банк.

D. Казначейство.

В условиях административно-командной системы управления экономикой функционирует... банковская система.

A. Рыночная.

B. Распределительная.

C. Переходная.

D. Переменная.

Для распределительной централизованной банковской системы характерна... на формирование банков.

A. Олигополия государства.

B. Свобода юридических лиц.

C. Монополия государства.

D. Свобода физических лиц.

Современная банковская система России - это система... типа.

A. Рыночного.

B. Переходного.

C. Распределительного.

D. Централизованного.

586. Рыночная банковская система отличается от распределительной:

A. Наличием ограничений форм собственности на банки.

B. Единообразием форм собственности на банки.

C. Возможностью функционирования только государственных банков.

D. Многообразием форм собственности на банки.

587. К особенностям банковской системы относится ее..., обус­ловленная национальными традициями и историческим опытом развития страны.

A. Значимость.

B. Уникальность.

C. Дифференцированность.

D. Простота.

588. По ... банки делятся на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

A. Форме организации.

B. Характеру операций.

C. Числу филиалов.

Банковская система активно развивается в условиях... экономики.

A. Депрессивного состояния.

B. Кризиса.

C. Подъема.

D. Гиперинфляционной.

В Советском Союзе функционировала... банковская система.

A. Одноуровневая.

B. Двухуровневая.

C. Трехуровневая.

D. Многоуровневая.

591. По ... банки подразделяются на региональные, межрегио­нальные, национальные, международные.

A. Функциональному назначению.

B. Сфере обслуживания.

C. Форме организации.

D. Размерам капитала.

Одним из свойств банковской системы является то, что она выступает как система... типа.

A. Закрытого.

B. Открытого.

C. Смешанного.

D. Полуоткрытого.

593. Возможность проведения центральным банком независимой денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что банковская система выступает как:

A. Разбалансированная.

B. Нерегулируемая.

C. Управляемая.

D. Зависимая.

594. По ... банки делятся на универсальные и специализиро­ванные.

A. Сфере обслуживания.

B. Характеру операций.

C. Масштабам деятельности.

D. Функциональному назначению.

595. ... банки выполняют весь набор банковских услуг для всех категорий клиентов.

A. Специализированные.

B. Инновационные.

C. Универсальные.

D. Депозитные.

Операции по указанию органов исполнительной власти и финансирование государственных программ осуществляют... банки.

A. Специальные.

B. Торговые.

C. Консорциальные.

D. Трастовые.

597. ... инфраструктура включает информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение жизнедеятельности кредитных учреждений.

A. Денежная.

B. Экономическая.

C. Рыночная.

D. Банковская.