Национальная экономика как наука

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

Трубицына Тамара Ивановна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

курс лекций (издание 2-е, дополненное)

Саратов 2007

УДК 330ю1 (470) (072.8)

ББК 65.01(2)я73

Трубицына Т.И.

R-63 Национальная экономика. Курс лекций. Саратов.

Издательство «Научная книга», 2007. 148 с.

ISBN987-5-9758-0525-6

Проблемы изучения национальной экономики в настоящее время являются важнейшими в экономическом образовании. Высшая школа, формируя экономические знания будущих специалистов, непременно должна обеспечивать знание ими современной национальной экономики. Обеспечение учебными пособиями этого курса недостаточно в отечественном вузовском образовании. Предлагаемый курс лекций в определенной степени сокращает величину этого пробела в учебной литературе.

Книга будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям экономики, широкому кругу читателей, интересующихся закономерностями развития национальной экономики.

Рецензенты:

Доктор экономических наук, доцент Землянухина С.Г.

Кандидат экономических наук Огурцова Е.В.

УДК 330.1 (470) (072.8)

ББК 65.01(2)я73

ISBN 987-5-9758-0525-6 © Трубицына Тамара Ивановна, 2007

Введение

Курс лекций по национальной экономике призван дополнить систему учебной литературы, которая в настоящее время формируется усилиями ряда ученых страны. Национальная экономика как система знаний является динамичной отраслью экономических знаний, постоянно развивающейся.

Выпускники специальности «Национальная экономика» экономического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского должны обладать хорошими знаниями своеобразия национальных экономик мира, российской национальной экономики, ориентироваться не только в общих закономерностях развития таких экономик, но и знать особенности национальной экономики России. Преобразования национальной экономики перманентны, многоаспектны и определяются самыми различными факторами. Умение учесть все это является задачей специалиста. Успешность современных российских реформ во многом зависит от того, насколько они будут соответствовать логике развития национальной экономики страны.

Национальное хозяйствование должно изучаться всеми экономистами. Студентам же, осваивающим специальность «Национальная экономика», необходимо как можно глубже знать хозяйственную систему страны, уметь соотносить ее с хозяйственными системами других стран. Предлагаемый курс лекций ориентирован на получение студентами именно этих знаний.

Хозяйственный порядок национальной экономики определяет повседневную жизнь страны, ее взаимоотношения с другими странами, отношение к стране на мировой арене. Авторитет страны, реализация потенциальных возможностей национальной экономики, разработка и осуществление программ социально-экономического развития страны определяются ее хозяйственным порядком. Параметры хозяйствования страны познаются студентами на протяжении обучения в вузе, но упорядочиваются именно в учебном курсе по национальной экономике.

Автор курса лекций надеется, что книга принесет определенную пользу студентам и преподавателям при формировании и освоении базового курса «Основы национальной экономики». Предлагаемый текст является доработанным, сформированным на базе первого издания учебного курса «Национальная экономика».

Автор глубоко благодарен коллективу кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, особенно заведующему кафедрой, доктору экономических наук, профессору Пороховскому Анатолию Александровичу за неоценимую помощь при разработке основных теоретических позиций курса лекций.

Автор благодарит ассистентов кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского госуниверситета и. Н.Г. Чернышевского Оберт Татьяну Борисовну и Палагина Юрия Александровича за помощь в техническом оформлении текста.

Лекция 1. Что изучает “Национальная экономика”

1.1 Предмет курса национальной экономики.

Национальная экономика формируется как учебный предмет и одновременно идет осмысление теоретических проблем этих сложных экономических отношений, тех особенностей, которыми обладают экономики различных стран при одновременном понимании общих характеристик, присущих экономике любой страны на земном шаре. Курс национальной экономики является составным элементом общей теории экономики. В национальной экономике изучается существование субъектов хозяйствования в стране, проблемы развития страны. Национальная экономика формируется постепенно как учебный предмет. Отечественная экономическая теория ряд лет изучала национальную экономику как народное хозяйство.

Национальная экономика как область научного и практического знания формируется в виде отражения взаимодействия политических, социальных, юридических, экономических, технологических, психологических и других характеристик реального бытия той или иной страны. Развитие научного понятия «национальная экономика» идет постепенно. До настоящего времени не сформировалось общепринятое понимание предмета этой учебной дисциплины. Не вошла пока национальная экономика и в систему научного экономического знания как общепризнанная область этого знания. Академик Л.И. Абалкин пишет: «Овладение знаниями этого курса позволяет не только оценить прошлое и настоящее состояние национальной экономики России, но и определить подход к ее будущему» 1 .

Проблема понимания национальной экономики давно существует в науке, но как специальный предмет изучения на нее стали обращать внимание ученые сравнительно недавно, хотя ученые, практики постоянно обращали внимание на необходимость особого изучения национальной экономики как таковой, поскольку от ее развития зависит реальная жизнь каждого гражданина определенной страны. Еще в царской России министр финансов С.Ю. Витте писал: «Покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными учениями… и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильной экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния» 2 . С.Ю. Витте был одним из разработчиков реформ в России начала ХХ века. Но его воззрения до сих пор оказывают влияние на реформаторские процессы современной России. Названная позиция С.Витте отражает необходимость учитывать при организации национальной экономики многие ее характеристики, в том числе исторические и иные корни развития страны.

Для понимания национальной экономики как особого феномена необходимо осмысление модели ее экономического, политического развития. Нужен исторически и логически обоснованный выбор цели развития национальной экономики. Это – самые сложные процессы, но их необходимо учитывать и обращать на них внимание. Иначе говоря, национальная экономика как учебный предмет требует соединения исторического знания, знания общей экономической теории и знания ряда других учебных дисциплин, причем не только экономического цикла.

Существует два основных подхода, которые научно стремятся представить предмет изучения национальной экономики. Во-первых, одни ученые считают, что национальная экономика – это экономика конкретной страны, со всеми ее особенностями, спецификой существования (то есть - это экономика, например, России, США, Китая или любой другой страны). Сторонником такого подхода являлся немецкий экономист Густав Шмоллер (1838 – 1917 гг.), который считал, что объектом теоретического анализа национальной экономики является народное хозяйство конкретной страны. В книге «Основы общего учения о народном хозяйстве» он высказал именно такое мнение. Реально этот подход существует как генетический подход в исторической школе изучения экономики. Генетический подход выявляет причинные связи социально-экономических явлений и доказывает, что поведение экономического субъекта (например, индивида, группы) является результатом взаимодействия различных факторов. Применительно к предмету национальной экономики это воспринимается как воздействие на эту экономику самых различных факторов (психологических, социологических и прочих). В определенной мере к сторонникам этого направления понимания предмета национальной экономики можно отнести и американского экономиста Т. Веблена, который считал важнейшим для национальной экономики развитие производства, основанное на технологии. При этом подчеркивалось, что взгляды людей, их традиции отстают от технологического развития национальной экономики. Поэтому необходимо постоянное приспособление этих взглядов и традиций к технологическому развитию как разрешение противоречий между устаревшими экономико-общественными институтами и новой технологической средой. Но все эти процессы происходят в рамках определенной страны, ее экономики.

Вторым направлением понимания предмета национальной экономики является макроэкономический подход, подчеркивающий общие закономерности национальной экономики любой страны мира, проявляющиеся, конечно, в особых специфических формах в каждой стране как таковой. Такое понимание предмета национальной экономики можно найти в работе Вальтера Ойкена «Основы национальной экономии». В.Ойкен подчеркивает практическое осуществление экономической политики, хозяйственных порядков в стране. Главным в теории В.Ойкена применительно к предмету национальной экономики является то, что он на первый план выдвигал проблему «хозяйственного порядка», то есть макроэкономические процессы страны. Одновременно в этой теории учитывается и исторический подход, поскольку сам В.Ойкен, как известно, был историком. Не случайно определенным продолжением и развитием теории Ойкена являются работы созданного А.Шюллером Института сравнительного анализа систем экономического регулирования при Марбургском университете Германии. Теорию хозяйственного порядка развивает, и Институт Макса Планка по изучению хозяйственных систем в Йене. Есть, конечно, и другие характеристики предмета «национальной экономики». Ряд современных авторов сводят его к рыночной экономике.

В настоящее время существуют в отечественной экономической литературе несколько учебников национальной экономики. Они различно определяют предмет национальной экономики. Так, одни авторы считают предметом национальной экономики «…взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны» 3 . В другом российском учебнике предмет национальной экономики определяется как «сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система» 4

При определении предмета национальной экономики теорию и историю противопоставлять нельзя. Поэтому, на наш взгляд, предметом национальной экономики являются макроэкономические процессы, протекающие в конкретной стране, основанные на генетическом ее развитии, на воплощении исторической памяти, как единство прошлого, настоящего и будущего в хозяйственном порядке страны. Национальная экономика существует как единство экономических, социальных, политических, экологических, технических и иных процессов. При этом страна существует как составная часть общемирового процесса, мировой экономики. Конкретные формы национальной экономики могут быть различные: рыночная, социально-рыночная, централизованно-административная и т.д.

Изучение национальной экономики нами будет вестись в основном на примере экономики России, но в сравнении с экономиками других стран, хозяйственным порядком в различных странах. Нельзя гипертрофировать общие характеристики национальной экономики, поскольку в таком случае экономика страны предстанет как набор общеэкономических макроэкономических характеристик. Но нельзя сводить изучение национальной экономики только к детальному описанию конкретных особенностей определенной страны. Г.Шмоллер писал, что « если общая теория идет от общего к специфическому, то национальная экономия отправляется от конкретного единичного и подробно разбирает причины его возникновения. Но оба эти направления дополняют друг друга по содержанию и методу» 5 .

При изучении национальной экономики необходимо использовать различные методы познания. К таким методам относятся единство логического и исторического, единство конкретного и абстрактного, сочетание общего и особенного. Нужно применять статистический метод, графический, экономико-математический и т.д. Иначе говоря, вся система методов научного познания, формирования знания должны применяться. Это не всегда возможно сделать в лекциях, но при самостоятельной работе студенты должны обогащать познавательные подходы.

      Основы национальной экономики

Экономика страны всегда развивается как воплощение интересов народа страны, наций, народностей, предприятий, поселений, регионов. В этом развитии переплетаются политические, социальные, психологические, экономические, культурные и другие отношения. Особенности национальной экономики определенной страны зависят именно от этих взаимодействий.

Каждая национальная экономика существует как определенная страна, имеющая политические границы, географическое положение. Географическое положение страны определяет ее климат, наличие полезных ископаемых, природных богатств и прочее. Поэтому при характеристике национальной экономики исходным является ее географическое положение, природно-климатические характеристики, находящиеся в пределах политические границ страны.

Страна отличается от другой страны конкретными политическими характеристиками. Каждая страна самостоятельна, независима, развивается как суверенная. Политическими основами национальной экономики являются:

    суверенитет страны как независимость государства во внутренних и внешних действиях, как самостоятельность государства данной страны. В России носителем суверенитета является многонациональный народ страны и распространяется этот суверенитет на всю территорию России;

    укрепление межнациональных отношений внутри страны. Россия является федеративным государством, субъекты которого равноправны. Поэтому укрепление межнационального согласия в России является важнейшей политической основой национальной экономики;

    федерализм в политике России одновременно проявляется в федеративных отношениях в экономике при формировании бюджетов, поддержании политической и экономической целостности страны, в единстве системы государственной власти;

    наличие местного самоуправления и решение на этом уровне многих социальных и экономических проблем жизнедеятельности населения страны;

    наличие общественного и государственного контроля экономических действий субъектов страны;

    обеспечение гарантий безопасности всех видов законной деятельности, передвижений и т.д.

Существуют экономические основы национальной экономики, которые позволяют развиваться стране как единому экономическому пространству. Такими основами являются:

    равноправие всех видов собственности на территории страны, отсутствие предпочтения для одной или нескольких форм собственности;

    существование многоукладности экономики, наличие одинаковых экономических прав и экономических обязанностей всех субъектов национальной экономики;

    обеспечение свободного движения товаров, капитала, труда по всей территории страны, не ограничиваемое субъектами страны. Это обеспечивает свободный выбор приложения капитала, применения труда, обмена товарами;

    существование общей финансовой системы, построенной на единых принципах, независимо от того, на какой территории страны осуществляются финансовые действия;

    наличие единой налоговой системы;

    существование единой и единственной денежной системы национальной экономики страны, во всех ее субъектах. При этом бартерный обмен не должен превалировать над товарно-денежным обменом во всех субъектах национальной экономики;

    наличие рыночной системы выступает как одна из экономических основ национальной экономики;

    осуществление единой таможенной политики, обеспечивающей протекционизм экономического развития страны;

    развитие конкуренции, ограничение монополизма в рыночных отношениях страны.

Есть еще множество экономических основ развития национальной экономики. Мы их рассмотрим специально в других темах курса лекций.

Национальная экономика любой страны представляет собой взаимодействие множества регионов. От того, как развиты, как взаимодействуют эти регионы, от того, как центральная власть создает условия для их нормального и самостоятельного развития, зависит в целом состояние всей национальной экономики. Поэтому проблема региональной экономики является составляющей развития национальной экономики в целом. Иначе говоря, национальная экономика существует в мировой экономик и взаимодействует с ней. Экономика регионов страны взаимодействует с национальной экономикой, формирует эту национальную экономику и зависит от степени ее развитости. Внутри самой национальной экономики есть микроэкономические процессы: экономическое развитие фирм, домашних хозяйств и прочее. Именно поэтому важно вычленить те проблемы, какие имеют непосредственное значение для понимания национальной экономики как экономики страны в целом, не подменяя таким предметом экономического знания, как макроэкономика.

Национальная экономика выполняет ряд функций:

    обеспечение общеэкономического развития страны как единого целого хозяйствования;

    формирование хозяйственной системы, адекватной отношениям собственности, существующим в данной стране;

    развитие многообразия хозяйственных механизмов, обеспечивающих синхронное развитие субъектов хозяйствования, сегментов экономики страны, активизации научно-технического прогресса как технологической необходимости;

    решение множества социальных проблем, которые не могут быть решены рыночным хозяйствованием субъектов экономики, создание современных условий нормальной жизнедеятельности всех наций, народностей страны;

    создание единых рамочных условий осуществления всех социально-экономических процессов страны, всех возможных форм и механизмов хозяйствования;

    обеспечение развития и предоставления общественных благ в интересах населения страны;

    обеспечение экономической безопасности страны в целом;

    создание благоприятных экономических условий природопользования, развития экологически безопасной жизнедеятельности населения страны;

    формирование системы экономики, ориентированной на обеспечение роста производства, благосостояния населения, нормального развития человеческого потенциала страны.

Для осуществления этих функций национальная экономика должна обеспечивать демократизацию управления страной и формирование таких экономических институтов, которые бы позволяли свободно, в рамках законов страны развиваться бизнесу, осуществлять современные формы жизнедеятельности населению. Практически национальная экономика представляет собой единство многообразных способов хозяйствования, жизнедеятельности населения, управления и организации, форм собственности и прочее.

Оценка эффективности функционирования национальной экономики производится по экономическим и социальным показателям. При этом определенные части национальной экономики могут быть экономически неэффективными, но жизненно необходимыми для всей страны в целом. В таком случае осуществляется интеграция показателей эффективности таких частей национальной экономики и выводится интегральный общий показатель. Именно по такому принципу оценивается эффективность национальной экономики любой страны мира.

Национальная экономика представляет собой организованную в рамках конкретного государства экономическую систему. Государство поддерживает экономику своими институтами. Экономическая организация страны имеет собственную структуру. Она может меняться в зависимости от тех задач, какие решает на определенный момент национальная экономика. Это зависит и от типа национальной экономики, существующей в стране. В системе национальной экономики осуществляется непрерывный процесс воспроизводства, когда производство, распределение, обмен и потребление представляют собой единый процесс, имеющий определенные закономерности.

Организация национальной экономики постоянно воспроизводится, поскольку институты меняются, развиваются, исчезают, но функции национальной экономики исполняются постоянно. Национальная экономика - саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Все это осуществляется с учетом внутренних и внешних обстоятельств развития страны.

При помощи государства субъекты хозяйствования национальной экономики объединяются, развиваются по общим правилам, им создаются одинаковые условия развития на основе разделения труда и развития обмена. Реально именно государство создает для национальной экономики возможности синергетических эффектов взаимодействия субъектов хозяйствования, секторов и сегментов экономики. Национальная экономика только тогда развивается активно, когда создается государством заинтересованность всех субъектов страны в успехах национальной экономики, соблюдении правил экономического и социального поведения, поддержания национальной экономики в дееспособном состоянии. Государство защищает экономические интересы страны, обеспечивает военную безопасность, взаимодействие с другими странами мира.

Каждый субъект национальной экономики имеет собственные экономические интересы. Но выгода совместного действия приводит к тому, что эти интересы не просто сосуществуют, а сочетаются. Единство интересов национальной экономики проявляется в том, что необходимо:

    обеспечить синергетический эффект получения общей выгоды;

    повышать уровень жизни населения, уровень культуры народа;

    создавать непрерывную экономическую, социальную и другие виды национальной безопасности с учетом того исторического опыта, культурного исторического слоя, который есть в определенной стране.

Национальные экономики складываются исторически, проходя достаточно длительный путь развития. Одни страны имеют тысячелетнюю историю, другие – несколько столетий. Некоторые страны формируются буквально на глазах нынешнего поколения людей. Но в любом случае политически закрепленные границы страны позволяют очертить рамки национальной экономики. Независимо от того – большая или маленькая страна – в каждой из них развивается собственная национальная экономика, ориентированная на особенности географического положения, наличие природных богатств, места в международном разделении труда и т.д.

      Типы национальных экономик

Выделение типов национальных экономик представляет собой довольно сложный познавательный процесс. Существует много различных подходов к определению типов национальных экономик. Классификация этих типов осуществляется в науке по разным основаниям. В каждой стране существует много признаков, по каким можно отнести эту национальную экономику к тому или иному типу. Поэтому мы приведем различные классификации типов национальных экономик.

Распространенной классификацией типа национальных экономик является разделение стран на развитые, на страны со средним уровнем экономического развития и развивающиеся страны (в 70-е годы ХХ столетия такие страны называли странами «третьего мира»). Эта классификация основывается на уровне доходов в среднем за год, приходящемся на душу населения в стране, или на размере валового внутреннего продукта на душу населения. К развитым странам относят обычно страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения превышает 15 тысяч долларов в год. Странами со средним уровнем развития считаются такие страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения примерно 1000 долларов. Развивающимися странами считают страны с величиной этого показателя от 600 до 250 долларов.

Таблица 1

Производство ВВП на одного занятого в 2003 г. 6 (в тыс. долл.)

В народн. хоз-ве В промышлен. В сельск. х-ве

США 79,1 96,4 59,2

Франция 72,3 68,6 53,3

Япония 68,1 56,3 19,1

Германия 62,9 61,5 28,5

Великобритания 62,3 65,8 39,9

Россия 6,2 34,9 3,6

Китай 1,9 19,0 0,5

Анализ таблицы позволяет понять, каково соотношение в мире между рядом национальных экономик по величине созданного в промышленном и сельскохозяйственном производствах продукции и по созданному ВВП в национальной экономике в целом.

В настоящее время Россия относится к лучшим экономикам мира, критерием определения которых является произведенный за год валовой внутренний продукт (ВВП). Всемирный банк опубликовал рейтинг стран по объему ВВП. По этому документу, ВВП России равнялся в 2006 году 970 миллиардам долларов. Место России в этом рейтинге по состоянию на начало 2007 года таково (в триллионах долларов):

1. США – 13,2,

2. Япония – 4,34,

3. Германия – 2,9,

4. Китай – 2,7,

5. Великобритания – 2,35,

6.Франция – 2,2,

7. Италия – 1,8,

8. Канада – 1,3,

9. Испания – 1,2,

10. Бразилия – 1,1,

11. Россия – 0,97,

12. Индия – 0,91.

Иначе говоря, Россия находится буквально в одном шаге от десятки ведущих стран мира по производству ВВП. Всего в этом рейтинге участвовали 183 страны мира. По прогнозам специалистов, если в России сохранятся темпы развития, как сейчас, то через 12 лет наша страна войдет в пятерку ведущих мировых экономик.

До недавнего времени национальные экономики классифицировали по признаку господства определенной формации в стране: феодальной, капиталистической, социалистической и другим. Сейчас эта классификация используется чисто в научных целях, но практическое применение при определении, какой тип имеет та или иная национальная экономика имеет очень ограниченно (например, говорится о том, что в России развивается особый тип капитализма, в Швеции существует специфическая форма социализма и т.д.).

Нередко проводят классификацию национальных экономик с использованием понятия «цивилизация». При этом ученые различно понимают это явление. Одни говорят о западной и восточной цивилизациях, другие – о западной, исламской, индо-буддийской, конфуцианско-буддийской и прочее. При этом цивилизация одними учеными понимается как определенный вид культуры, другими – как ступень развития человеческого общества с учетом материальной и духовной культуры, третьими – как развитость и неразвитость обеспечения народа достижениями научно-технического прогресса, гигиены и прочее. Мы не будем использовать этот вид классификации применительно к национальным экономикам в виду спорности самого понятия и неопределенности признаков отнесения страны к какому-либо виду цивилизации. Кроме того, цивилизационный признак очень часто имеет явный пропагандистский, политиканствующий характер. Это неприемлемо для экономического анализа.

В зависимости от того, как национальная экономика включена в мировые хозяйственные процессы, принято различать национальные экономики открытого типа и национальные экономики закрытого типа. Национальные экономики закрытого типа в настоящее время практически не существуют, поскольку любая страна в большей или меньшей степени включена в мирохозяйственные процессы. Но все же есть страны с преимущественно закрытым типом экономики, хотя их становится с каждым годом все меньше. Такие страны сравнительно мало участвуют в мирохозяйственных процессах, не допускают на своей территории развитие производств, принадлежащих другим странам. Однако неравномерное распределение ресурсов по территории земного шара, необходимость удовлетворять потребности населения, производств, государства требует развития товарного обмена между странами. Происходящая интеграция национальных хозяйств в масштабах мира требуют развития открытых экономик. Но и полностью открытых экономик не существует. Есть более открытые или менее открытые экономики стран. Например, Макао, Гонконг, Тайвань имеют очень высокую степень открытости, а Австрия, Бельгия, Ирландия, Франция, Япония – намного меньше открыты в экономическом смысле. Считаются еще менее экономически открытыми странами Китай, Индия, США, Россия.

Есть экономические показатели, которые помогают определять степень открытости и закрытости национальной экономики. Если доля валового национального продукта, обмениваемого во внешнеторговом обороте страны, равна 15-18%, то такая страна считается национальной экономикой закрытого типа. Но это не значит, что у таких стран нет международной экономической поддержки. Политическая активность таких стран позволяет им участвовать в получении экономической помощи. Известно, что развитые страны имеют дополнительный доход за счет разницы между собственным экспортом и импортом. Значит, показатели экспорта и импорта тоже определяют, является ли данная страна открытой или закрытой экономически. Еще одним таким показателем является размер иностранных инвестиций в страну и их доля в общем размере инвестиций в национальную экономику. Есть еще ряд экспертных оценок, которые тоже помогают определить тип экономики (закрытый или открытый).

Тип национальной экономики определяется и по структуре хозяйства национальных экономик: выделяются страны индустриально развитые, индустриально-аграрные страны, аграрно-индустриальные страны и аграрные страны. Это зависит от того, какая структура народного хозяйства по отраслям преобладает в стране.

Очень часто используется классификация типов национальных экономик в зависимости от степени развитости в ней рыночных отношений, рыночного хозяйствования. Нередко степень рыночности национальной экономики определяют по тому, каков удельный вес частной собственности в экономике, есть ли свободная конкуренция, существует ли множество автономных частных товаропроизводителей в воспроизводстве. Но это все являются косвенными характеристиками развития экономики стран.

Рыночной или нерыночной является национальная экономика можно определить по тому, как рынок участвует в регулировании экономики, является ли рынок «весами», которые определяют необходимость любого производства, любого экономического института, любого экономического действия. Преимущественное участие рынка в определении эффективности хозяйствования, необходимости наличия различных структур экономики позволяет делать вывод о степени рыночного развития национальной экономики. В тех странах, где рыночные отношения насчитывают столетия, нет необходимости объяснять, что такое рыночная экономика. В России же рыночные отношения имеют небольшой период развития. Поэтому важнейшие характеристики рыночной экономики нужно выделять. Характеристиками рыночной экономики являются: 1) многообразие форм собственности и равноправие этих форм в экономических процессах, когда только эффективность той или иной формы собственности определяет необходимость ее развития; 2) развитие конкуренции как одной из главных движущих сил экономики, антимонопольные процессы в национальной экономике; 3) ориентация интересов субъектов хозяйствования на получение выгоды, доходов, прибыли.

Очень часто рынку придаются некие мистические черты. В подтверждение этого приводится высказывание классика политической экономии Адама Смита о «невидимой руке», будто бы относящееся к роли рынка в экономике. На самом деле А.Смит рассуждал о первенстве интересов общества, о приоритетах внутреннего рынка, об объективных началах деятельности частного человека. В связи с этим он писал: «В этом случае, как и во множестве других, он направляется к достижению целей, о которых он вовсе не помышляет, и для общества не всегда бывает невыгодно отсутствие таких целей в частном человеке» 7 . Этой «невидимой рукой» является объективный процесс реализации интересов общества, хотя рыночное поведение человека преследует совершенно другие – своекорыстные - интересы. Для формирования системы рыночной экономики важно уравновешивание различных конкурирующих сил. В этом-то и проявляется особая роль государства в национальной экономике.

Современный тип рыночной экономики представляет собой регулируемую рыночную экономику. Это означает, что регулируют экономические процессы государство, монополии. Существуют интегрированные крупнейшие товаропроизводители. Нередко возникает видимость, что интересы этих монополий есть ничто иное, как интересы национальной экономики. На самом деле, конечно, это не так. Интересы даже крупнейших монополий не являются интересами национальной экономики в целом, а могут представлять только часть ее интересов 8 . Именно поэтому современное развитие рыночных отношений базируется на мощном развитии малого бизнеса, частной собственности малых предприятий. Ими нужно управлять с позиций интересов национальной экономики. Эту функцию выполняет государство в регулируемой рыночной экономике. Современный тип рыночной экономики называют государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Всю систему национальной экономики при этом государство не может регулировать. Современный тип рыночной экономики – одна из стадий развития национального хозяйствования.

Исторически в недавнем прошлом существовал в ряде стран такой тип национальной экономики как централизованно планируемая экономика, административно-командная экономика. Этому типу национальной экономики были характерны следующие признаки:

    господство государственной формы собственности (до 90% всех объектов собственности страны было государственными). Одновременно существовала колхозно-кооперативная форма собственности (10% объектов собственности). Практически вообще не было частной собственности;

    централизованное директивное установление плановых заданий развития отраслей, предприятий. Это стало юридическим основным законом страны. Таким же планово централизованным директивным было распределение результатов труда. Существование единого экономического центра – Госплана приводило к снижению ответственности, развитию приписок, показывающих якобы выполнение плановых заданий в срок;

    высокая степень монополизации важнейших отраслей экономики;

    централизованная координация деятельности отраслей, предприятий, регионов. Это сдерживало свободу экономических действий товаропроизводителей;

    идеологическое воздействие на экономические процессы, искажающее реальную роль экономики в жизни общества.

Этот тип национальной экономики имеет не только отрицательные, но и положительные черты. Он позволяет, во-первых, достаточно быстро наращивать объемы производства; во-вторых, формировать интеллектуальные прорывы в тех отраслях науки и техники, которые являются самыми прогрессивными и передовыми; в-третьих, наращивать интеллектуальный потенциал страны; в-четвертых, создать общество социальной защищенности населения, гарантировать населению позитивные социально-экономические перспективы; в-пятых, формировать у населения оптимистическое отношение к будущему, к целям существования национальной экономики. Главным при этом является способность концентрировать в руках государства ресурсы, фонд накопления, инвестиции, выбирать направление развития страны на перспективу и материальное обеспечение этого развития, ускоренно обновлять основные фонды отраслей и предприятий. Одновременно этот тип национальной экономики ведет к тому, что формируется иждивенческое отношение к жизнедеятельности производителей и потребителей, наращиваются военные расходы, и происходит милитаризация экономики.

В России в конце ХХ – начале XXIвека идут три процесса. Происходит, во-первых, крушение множества экономических структур и институтов, экономических отношений, которые были характерны централизованно планируемой или командно-административной экономике. Этот распад не завершен, хотя существует более 15 лет. Однако пройдет еще, как минимум, 15-20 лет, прежде чем завершится исчезновение этих структур и отношений. Во-вторых, осуществляется создание рыночной экономики, возникновение рыночной инфраструктуры. Сейчас уже понятно, что не создание какого-то абстрактного рынка важно, а речь идет о создании конкретных отраслевых, региональных рынков. Происходит изменение формы существования товарно-денежных отношений в связи с развитием рыночной экономики. Созданные в России рыночные отношения пока далеки не только от идеала, но и от тех рыночных отношений, которые господствуют в ряде развитых стран. Теоретически ясно, что рынок есть форма существования товарно-денежных отношений. Но излишняя политическая ангажированность рыночных отношений, еще продолжающая господствовать в стране, сказывается на усилении дифференциации доходов населения, на непредсказуемости экономического поведения крупных корпораций, не всегда оправданной экономической политике государства и регионов. Третьим современным процессом в экономике России является формирование модели хозяйствования, ориентированной на удовлетворение дифференцированных потребностей населения и производства, на осуществление информационных технологий, которые позволяют производству не только учитывать спрос населения, но развивать, прогнозировать этот спрос и соответственно развивать хозяйственные процессы.

В настоящее время мировое сообщество признало экономику России рыночной. Но это имеет значение только для мирохозяйственных отношений. Внутри страны многие рыночные характеристики еще не сформированы. Поэтому верно характеризовать национальную экономику России пока как переходный тип экономики, когда происходит переход к рыночным отношениям. При этом важно не терять те преимущества, какие имела отечественная экономика в прошлом типе национального развития.

Лекция 2. Структура национальной экономики

Национальная экономика - это сложившаяся в ходе исторического развития система воспроизводства в масштабах всей страны, которая представляет собой целый комплекс взаимосвязанных отраслей и производств, имеющих принадлежность к определенному государству.

С точки зрения макроэкономической теории национальная экономика включает в себя четыре макроэкономических субъекта: домашние хозяйства, сектор предпринимателей, госсектор и сектор заграницы.

Сектора формирует факторы производства, которые находятся в доходы от продажи этих факторов используются на потребление и сбережение. Этот сектор стремится добиться максимального потребления и наименьших затрат на него.

Предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность частных фирм страны, у которых есть спрос на факторы производства, формирует предложение товаров и услуг, производит инвестирования. Данный сектор в своей деятельности стремится получить максимальную предпринимательскую прибыль.

Государственный сектор нацелен на создание (безопасности, науки, услуг инфраструктуры). Он также стремится к извлечению прибыли и создает условия для наилучшего функционирования экономики страны.

Сектор заграницы - это совокупность иностранных государственных институтов и субъектов за границами страны. Его состояние свидетельствует о и валютном курсе.

Все сектора находятся во взаимодействии. Через рынок факторов производства от домашних хозяйств приходят факторы производства (земля, капитал, предпринимательство, труд). Затем через рынок благ к домашним хозяйствам от предпринимательского сектора поступают материальные, а также и нематериальные блага. Движение всех реальных потоков ресурсов и одновременно сопровождается двигающимися им навстречу потоками денежных средств.

Государственное управление экономикой предполагает прямое участие государства во всех перечисленных процессах. Оно аккумулирует налоги с домашних хозяйств и фирм, одновременно предоставляя ими трансферты и субсидии.

Национальная экономика часто понимается как народное хозяйство страны. В нем неразрывно связаны и выступают в единстве обмен, производство, распределение, потребление услуг, благ и ценностей.

Национальная экономика является продуктом развития общества. Признаками национальной экономики являются: общее экономическое пространство; единое законодательство, денежная единица, общая кредитно-денежная и финансовая система; тесные связи между хозяйственными субъектами с общегосударственным воспроизводственным контуром; территориальная определенность с единым экономическим центром, которому отводится выполнение регулирующей и координационной роли.

Каждый субъект национальной экономики имеет свои экономические интересы. Их согласование осуществляется посредством действия объективных экономических законов.

Национальная экономика стремится к эффективности, стабильности, справедливости посредством проведения важных мер, таких как обеспечения роста объема национального производства, стремления к существованию максимального уровня занятости, стабильного уровня цен и поддержанию уравновешенного внешнего баланса, которое обеспечивает государственное управление в сфере экономики. В этом направлении госорганы действуют с помощью применения различных инструментов макроэкономического регулирования: фискальной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и политики регулирования доходов.

Главная цель национальной экономики - приращение национального экономического богатства, максимально эффективное использование увеличение объемов прибыльных производств товаров и услуг.

Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

В самом первом и поверхностном определении экономика страны и национальная экономи-
ка - это одно и то же, понятия-синонимы.
Однако при более глубоком рассмотрении экономики страны обнаруживается, что экономические процессы, происходящие в стране, настолько многообразны, что требуется их научная систематизация. Она предполагает ответы на многие вопросы: о принципах организации экономической жизни страны или ее экономической системы, источниках, ресурсах и внутренних факторах развития, об экономических интересах и экономической безопасности страны и ее населения и т.д. Эти и другие кардинальные вопросы остро стояли и стоят перед любым государством на всех этапах его развития. Все они требуют специального теоретического анализа.
Как показывает история экономики, вопрос о национальной экономике и принципах ее функционирования становится особенно острым в условиях становления национального хозяйства или коренных преобразований в стране, затрагивающих основы ее развития.
Экономика страны изучается различными науками: экономической географией, экономической историей, экономикой народного хозяйства, прогнозированием народного хозяйства, экономикой сфер народного хозяйства и т.д. Основополагающее значение в изучении национальной экономики имеет исследование основ ее экономической жизни в единстве с конкретными формами развития, или теория национальной экономики. Это позволяет перейти от описательного подхода к экономике страны к ее целостностному, системному анализу. В центре внимания здесь оказывается экономический строй (устройство) страны как определенным образом субординированная структура экономических отношений. Свойственные любой экономике, любому экономическому строю необходимость координации экономической деятельности (формы хозяйствования) , формы распределения факторов и результатов экономической деятельности (собственность), формы распределения и перераспределения доходов, формы индивидуального и общественного воспроизводства, экономический механизм общества, его институты и организации, система индивидуальных отношений обладают не только общими свойствами для ряда стран, но и значительным своеобразием. Последнее диктуется особым преломлением этих общих для любой экономики элементов экономического строя через особенности данной страны.
Экономика каждой страны - воспроизводящаяся система. Это означает, что вопрос о внутренних источниках ее простого и расширенного воспроизводства - центральный вопрос экономического выживания страны. Соответственно, определение этих источников, эффективное использование экономических ресурсов страны, оптимальной структуры экономики, распределения прав собственности, финансовых механизмов, типа социально-трудовых отношений, форм связи с внешним миром, системы управления экономикой в целом, экономических границ национальной экономики - все это ключевые проблемы любой национальной экономики. И здесь мы также видим своеобразие воспроизводства национальных экономик разных стран.
Даже самый общий взгляд на современные национальные экономики в начале XXI в. в мире показывает, что имеются экономики, кардинально

различающиеся с точки зрения своеобразия экономического строя. Наряду с развитыми рыночными экономиками смешанного типа (С^ША, Западная Европа) воспроизводятся централизованные экономики нерыночного типа (КНДР); страны с преобладанием традиционных форм хозяйствования (ряд стран Африки) и страны, развивающиеся на базе постиндустриальных технологий, развивающиеся страны Запада. Одни страны воспроизводят сложившуюся экономическую систему, а другие находятся на этапе становления собственной национальной экономической системы.
В основе этого многообразия национальных экономик в каждом конкретном периоде находятся два основных фактора:
во-первых, экономика стран различается в силу специфики экономических систем, которые воспроизводятся в данных странах;
во-вторых, экономика различается в силу неэкономических, присущих только данной стране особенностей ее развития и положения.
В каждой стране формируется особая национальная экономическая система, которая отражает как общие закономерности для всех или для группы стран, так и специфические особенности данной страны в их единстве.
Национальная экономика представляет собой, таким образом, национальную экономическую систему в единстве с конкретными формами ее функционирования и развития, с ресурсами и возможностями воспроизводства, институтами и организациями, существующими в данной стране. Экономика страны, развиваясь на основе национальной экономической системы, является более конкретной экономической дисциплиной, которая специально анализирует различные формы движения экономики в народнохозяйственном, отраслевом и других сторонах экономической жизни страны.
Предметом теории национальной экономики являются национальные экономические системы.
Экономическая теория и теория национальной экономики связаны самым тесным образом. Эта связь определяется прежде всего содержанием как экономической теории, так и теории национальной экономики, особенностями их предметов и структуры.
Теория национальной экономики развивается на основе всех составных частей экономической теории, однако ее связь с различными частями осуществляется по-разному.
Теоретический анализ национальной экономики базируется прежде всего на социально-экономической и институциональной экономической теории. Это объясняется тем, что непосредственным предметом данных частей экономической теории является анализ социально-экономических систем, экономической структуры общества (социально-экономическая теория) и функционирование институтов, в том числе и неэкономических, которые включены в экономическую жизнь общества (институциональная теория). Теория рационального использования ресурсов объясняет функционирование рыночной системы и не претендует на объяснение экономического строя общества в различных экономических системах, взаимосвязи и взаимодействия экономических и неэкономических факторов.
Теория национальной экономики, развиваясь на базе экономической теории, является вместе с тем частной экономической теорией по отно

шению к экономической теории, как таковой. Различаются и их научные источники. Если экономическая теория развивается на базе выводов всех направлений науки, то теория национальной экономики базируется, с одной стороны, на развитии экономической теории, как таковой, а с другой - на развитии национальных школ (направлений) экономической мысли. Последние, опираясь на исторический опыт и на неэкономические особенности страны, анализ других национальных экономических систем и моделей, стремятся выработать соответствующие реальностям страны и ее этапу развития представления о национальной экономической системе и экономической политике страны.
Следовательно, теория национальной экономики как частная экономическая теория вместе с тем является более конкретной и специальной теоретической наукой. Именно теория национальной экономики служит непосредственной базой для анализа экономики страны.
Данный анализ предполагает, что получены ответы на принципиальные вопросы: какая экономическая система формируется (сформирована в стране); в чем состоит особенность данной экономической системы по сравнению с другими национальными экономическими системами; какие принципы неизбежно должны быть реализованы в экономической политике страны исходя из объективных экономических закономерностей, особенностей и возможностей страны; на каком этапе развития находится страна; какие принципы функционирования ее экономики на данном этапе отмирают, а какие - получают развитие; какие неэкономические преимущества имеются в стране и каким образом их использовать для развития; как осуществляется реальный процесс воспроизводства экономики страны.
Ответы на эти и другие вопросы являются предметом дискуссий. Их острота состоит в том, что национальные школы общественной мысли (в том числе экономической) служат базой для деятельности различных политических сил и выбора курса страны. Отсюда огромная значимость научного теоретического анализа общемировых и национальных закономерностей и принципов развития экономики в их единстве. Обращение только к универсальным мировым тенденциям, как и абсолютизация национальных особенностей развития страны, ведут неизбежно к односторонности и ошибкам в выборе экономического курса. Все это придает особую значимость развитию теории национальной экономики.
"Российская школа экономической мысли в своем развитии прошла ряд этапов. В ее истории существовал и развивался ряд направлений, которые внесли свой вклад в общие достижения мировой экономической науки. В силу особенностей исторического пути России, становления ее государственности, особенностей цивилизационных основ общества российская экономическая мысль обладала и обладает рядом важных отличительных черт, которые свойственны ей независимо от этапа развития. Становление России как великого государства, острые противоречия такого становления, особый уклад жизни, роль православия, переплетение духовных традиций евразийских народов, взаимодействие и само-

определение в политике с другими цивилизационными образованиями (прежде всего Европой) не могли не сказаться на подходах к исследованию и осмыслению экономической жизни общества.
Российская школа экономической мысли в силу этого всегда придавала существенно большее значение нормативному подходу, выявлению глубоких взаимосвязей экономических, социальных и институциональных сторон жизни общества. Это предполагало более широкий взгляд на экономическую жизнь страны, осмысление опыта других стран и народов через призму собственной истории и укрепление российской государственности. Не случайно отличительной чертой российской экономической мысли независимо от особенностей позиции авторов (либеральной или государственнической) было стремление к государственному строительству и в конечном счете - преобладание народнохозяйственного подхода к оценке мер экономической политики.
Отсюда важнейшее свойство рыночной экономической мысли: российская школа экономики - это, по существу, российская школа национальной экономики. Она противоречиво впитала две ветви развития экономической мысли - общемировую и национальную. Это неизбежно требовало от ее представителей широкой теоретической и методологической культуры, особого внимания к социальным противоречиям России, к путям их решения. Полемичность, столкновение противоречивых позиций по вопросам развития страны всегда характеризовали российскую школу национальной экономической мысли.
Она никогда не замыкалась на одном господствующем направлении науки (за исключением советского периода). Многостороннее восприятие мира и судеб страны всегда были интеллектуальной средой, оберегающей российскую экономическую мысль от односторонности на различных этапах ее истории. Не случайно она не только стремилась дать оригинальную трактовку достижениям экономической науки Запада, но также создала ряд новых подходов к экономическому пониманию мира.
Взгляды меркантилистов получили развитие в России во второй половине XVII в. в трудах Афанасия Ордин-Нащокина, Федора Салтыкова; взгляды физиократов развивались Дмитрием Голицыным и Йозефом Лангом. Аграрная тематика была широко представлена в трудах участников Вольного экономического общества. Учение А. Смита получило развитие в России в последней трети XIX в. в трудах Ивана Третьякова и Семена Десницкого. Оригинальные взгляды Г. Шторха в начале XIX в. не только развили учение классической английской политэкономии, но и обогатили исследования природы ренты и стоимости на основе полезности.
Развитие исторической школы, марксизма, маржинализма и других направлений экономической науки во второй половине XIX и начале ХХ в., в условиях перехода страны к этапу стремительного экономического развития, нашло выражение в значительных теоретических достижениях экономической школы России и обогащении ею основных направлений мировой экономической мысли.
Развивая идеи исторической школы, С.Ю. Виэте пошел значительно дальше в отстаивании идеи теории национальной экономики и обосновании роли протекционизма с позиции индустриального развития страны. Он наиболее ясно и последовательно обосновал необходимость развития

теории национальной экономики как особой проблемы науки. В своем знаменитом труде «Национальная экономика и Фридрих Лист» (1889) С.Ю. Витте противопоставил классическую политическую экономию как науку «космополитическую» национальной экономике, которая «должна принимать идею национальности за точку отправления» .
Российской экономико-философской мысли было свойственно обоснование особого внимания к своеобразию национальной экономики России и путей ее развития.
Учитывая историю, традиции поземельной общины, основы православия, славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.) отстаивали еще в дореформенный период, в 40-50-х гг. XIX в., идеи необходимости «русской точки зрения» на все основные социально-экономические процессы, которые, по их мнению, принципиально отличны от западнического пути. Философско-экономическая традиция более широкого цивилизационного подхода к экономическому развитию была внутренне присуща другим направлениям российской мысли. Народники В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и др. отстаивали во второй половине XIX в. идеи некапиталистического пути развития страны, ее вступления в социалистическую стадию, минуя капитализм. Данные представители народничества провели анализ противоречия капитализма в России, проблемы реализации общественного продукта, что способствовало более глубокому пониманию капитализма XIX в. И.Я. Данилевский не только обогатил мировую социально-экономическую мысль идеями цивилизационного подхода к развитию, но и показал, что самобытный историко-культурный тип России сосуществует с другими цивилизационными типами развития, и прежде всего европейскими. Тем самым Данилевский выступил против противопоставления национально-экономического развития различных стран и обосновал идею их совместного развития.
В силу особенностей исторического развития и острых противоречий в России особое развитие получило одно из господствующих во второй половине XIX в. направлений экономической мысли - марксизм. В дореволюционный период это направление было представлено как сторонниками капиталистического пути развития, так и сторонниками радикального классового подхода, ориентированного на революционный путь замены капиталистической системы социалистической. Если легальные марксисты (П. Струве, М.И. Туган-Бароновский) развивали идеи реформирования капитализма, то радикальные марксисты во главе с
В.И. Лениным отстаивали идеи быстрейшего перехода к новой социалистической формации. Используя идеи марксистского подхода, В.И. Ленин в дальнейшем развивал концепцию создания новой экономической системы России с учетом ее практических условий. Сложившаяся в результате победы Октябрьской революции 1917 года в России национальная экономическая система « огосударствленного социализма» во многом была своеобразным результатом специфических общественно-политических и цивилизационных особенностей страны.
Российская экономическая школа не могла остаться в стороне от исследований маржиналистского направления мировой экономической

мысли. Выдающийся вклад в развитие этого направления В.К. .Дмитриева (1848-1913) и Е.Е. Слуцкого (1880-1948) общепризнан в мире. Завоевание приоритетов в области исследований экономической конъюнктуры (Н.Д. Кондратьев - теория длинных волн), аграрного развития в многоукладной экономике (А.В. Чаянов) явилось подтверждением высокого потенциала и возможностей российской экономической мысли ХХ в. К сожалению, процесс свободного развития экономической науки в России был прерван в 20-х годах прошлого столетия, что не могло не привести к тяжелым последствиям для экономических исследований и к отрыву от основных направлений экономической мысли Запада.
Однако и в этот период национальные школы экономической мысли обогатили мировую экономическую мысль рядом новых оригинальных подходов и идей, касающихся определения принципов и методов планирования и прогнозирования экономики народного хозяйства. Исследования в области общественного воспроизводства, баланса народного хозяйства, исчисления народнохозяйственных показателей исторически определили макроэкономический анализ в западной экономической науке и статистике. Работы С.Г. Струмилина, А.И. Ноткина, А.И. Петрова, П.В. Фельдмана и других экономистов внесли значительный вклад в эту особую область изучения экономики. Не случайно практические результаты при разработке первого баланса народного хозяйства России легли в основу исследований межотраслевого баланса Нобелевского лауреата Василия Леонтьева, а исследования структуры национального богатства С.Г. Струмилиным во многом остаются актуальными и сегодня.
При всей спорности и неоднозначности подходов, традиции системного и целостного восприятия национальной экономики получили воплощение при создании учебников по политической экономии и циклов работ по экономической теории Л.И. Абалкина, Г.А. Козлова,
В.А. Медведева, К.В. Островитянова, А.М. Румянцева, И.А. Цаголова и других экономистов.
Преодоление разрыва с ведущими направлениями мировой экономической мысли создает новые возможности для стремительного прогресса российской экономической мысли при условии уважения к ее ценностям и традициям. Отстаивание многополярного подхода к национальной экономике, острая социальная полемичность, признание необходимости учета в исследованиях неэкономических ценностей и сегодня должны являться общими принципами и объединяющими подходами к исследованиям национальной экономической системы России.

Ответ

В рамках курса национальной экономики изучаются явления и процессы, связанные с функционированием экономической системы определенной страны. Кроме этого, в рамках предмета национальной экономики отчасти рассматриваются проблемы эволюции, а также перспектив развития хозяйственной системы страны.

Деление экономической науки на микроэкономическую и макроэкономическую составляющие, сложившееся в середине прошлого века, отводит предмету «национальная экономика» особое место в разделе «макроэкономика» как рассматривающему один из наиболее крупных хозяйственных объектов – хозяйство страны в целом. Таким образом, национальная экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве.

Проблемы, изучаемые в рамках национальной экономики, являются также объектом для изучения других научных дисциплин – демографии, экологии, политологии, регионалистики, экономической истории.

Особенно тесно связан с национальной экономикой предмет экономической географии, в рамках которой изучаются фактически те же самые проблемы, за исключением финансовой составляющей хозяйственной системы.

Внутреннее членение предмета национальной экономики не является общепринятым и устоявшимся; тем не менее можно выделить в структуре науки такие разделы, как «природно-ресурсный потенциал страны», «отраслевая структура национальной экономики», «финансовая система страны», «экономические районы страны».

Имеется термин-синоним, которым также можно обозначать национальную экономику, – в зависимости от государства, хозяйственная система которого подвергается анализу, можно говорить об экономике России (как в данном случае) или об экономике любой другой страны.

В рамках изучения национальной экономики используются общенаучные методы исследований – такие, как индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Важнейшую роль играет сбор и обработка статистической информации, являющейся основой для межрегиональных сравнений. Использование экспериментального метода в рамках национальной экономики, как, впрочем, и вообще в макроэкономике, является затруднительным, поскольку в данном случае достаточно сложно создать условия, необходимые для чистоты эксперимента.

К числу основных функций национальной экономики относятся познавательная, прогностическая, прагматическая (практическая), а также связанная с последней нормативная функция. Она выражается в том, что ученый, вооруженный знанием экономических процессов, происходящих в стране, в состоянии предлагать способы решения тех или иных проблем, возникающих в процессе функционирования хозяйственной системы.

В качестве особой функции многие ученые выделяют также этическую функцию, выражающуюся в выявлении особых принципов и норм поведения как макро-, так и микросубъектов в рамках их взаимодействия на национальном рынке.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1. Программа курса «История экономики» Тема 1. Введение в историю экономикиПредмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1.1. Предмет истории экономики и его эволюция Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора

3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

2. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Структура национальной экономики Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.Выделяют следующие виды структуры

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

5. Отраслевая структура национальной экономики Отраслевая структура национальной экономикизаключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

42. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

1. Структура национальной экономики Национальная экономика государства – совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы.При нарушении гармоничного соотношения

Из книги автора

1. Макроэкономика: предмет и методы Экономика – понятие широкое, поскольку она может включать хозяйственную деятельность и операции разного уровня (административного масштаба). В соответствии с этим экономика имеет несколько уровней:1) номоэкономика (или хомоэкономика)

Из книги автора

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

Из книги автора

Вопрос 1 Предмет, методы и функции курса мировой экономики Ответ В рамках курса мировой экономики изучаются явления и процессы, связанные с взаимодействием тех аспектов деятельности национальных экономик, которые так или иначе связаны с международным рынком, а также

Из книги автора

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги автора

Вопрос 87 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели,