Инфляция и индексация доходов населения. Смотреть страницы где упоминается термин индексация доходов. Смотреть значение Индексация Доходов в других словарях

Cтраница 1


Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично.  

Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции.  

Индексация доходов населения - полное или частичное возмещение потерь в доходах в результате роста цен на товары и услуги; одна из форм социальной защищенности граждан.  

Индексация доходов населения является важнейшим методом государственного регулирования экономических процессов и средством социальной защиты населения от инфляции.  

В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.  

В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий.  

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920 - х гг. Сейчас индексация доходов в связи, с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.  

Согласно Инструкции о порядке индексации доходов населения с ростом цен на потребительские товары и услуги, принятой МФ РБ и Государственным комитетом РБ по труду и социальной защите населения от 15.03.199 3 г., заработная плата работающих подлежит индексации, если имеется рост потребительских цен более 5 % в месяц по данным Министерства статистики и анализа РБ.  

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134 - ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.  

С помощью ИПЦ решаются вопросы индексации доходов населения. В практических расчетах строятся как изолированные индексы, так и системы взаимосвязанных индексов. На их основе проводится анализ изменения сложных явлений по факторам. Однако, проводя аналитические расчеты с помощью индексов, помните, что строгость их формул, взаимные увязки, количественные оценки (относительные и абсолютные) вкладов отдельных факторов в совокупное изменение нельзя воспринимать как абсолютную истину. Не обольщайтесь кажущейся точностью, отнеситесь к результатам критически.  

Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ.  

Одновременно с повышением квартирной и арендной платы необходимо предусмотреть индексацию доходов населения, включая пересмотр минимума заработной платы, индексацию пенсий, пособий, стипендий.  

С этой целью рекомендуется ввести с 1 декабря 1990 г. систему индексации доходов населения. Установить, что выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия), а также фиксированные доходы в отраслях непроизводственной сферы индексируются в соответствии с индексом потребительских цен за счет бюджетных ассигнований.  

Условием организованного проведения реформы ценообразования, своевременной текущей корректировки регулируемых цен и индексации доходов населения является создание в кратчайшие сроки эффективной системы наблюдения за динамикой цен.  

Именно поэтому он широко используется в самых различных целях - от теоретического анализа до практических расчетов индексации доходов населения.  

Индексация доходов населения

Индексация доходов населения - изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются:

а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения;

б) процент повышения доходов;

в) период индексации;

г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и профсоюзами и коллективных договоров.

Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично.

Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции.

Отрицательный подоходный налог

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества - низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

Отрицательный подоходный налог - налоговая система, основанная на поступлении платежей от домашних хозяйств с высокими доходами и трансфертных выплатах малоимущим семьям.

Трансфертные платежи в натуральной форме

Еще один способ оказания помощи малоимущим - прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и одеждой. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане - обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением по­требительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни;компенсация - пря­мой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определен­ные группы товаров широкого потребления;индексация доходов населения -основная форма социальной защиты населения,

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий час­тично или полностью возместить ему удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Она направлена на поддержание поку­пательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами -пенсионеров, инвалидов, непол­ных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация дохо­дов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различаютиндексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) иретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошед­ший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразова­ния и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6).При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Механизм индексации доходов населения,заложенныйЗаконом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24декабря1991г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994г. до 19 700руб.,с февраля 1995г. назначена сумма компенсации 39 360руб., с августа того же года - 50тыс. руб.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования -до 40%годовых, посрочным вкладам -до 80%.на детей со сроком хранения вкладов свыше 10лет -до 120%)не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40до 10%годовых).По срочным вкладам -с 12до 9%ежемесячно, целевойвклад на детей -со 190до 170%годовых и т. д. С ноября 1996г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 %в январе до 0,3%в сентябре1996г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является ре­альной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя ча­стично их снижает).

В зарубежных странах принят широкий диапазон дифферен­циации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому про­центная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируют­ся в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирова­ния сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7до 9,2%,Англии -от 3.0до11,2%,Франции- от 4,5до 7,5%годовых.

Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсаци­онных выплат владельцам сбережений.

В экономически развитых странах индексация доходов насе­ления выступает одной из форм их государственного регулиро­вания наряду с налоговой системой и политикой цен. По некото­рым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг.Сейчас ин­дексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсою­зов игосударства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобри­тании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характе­ра и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Шве­ция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных до­говоров, т. е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других -шкала процентов (в США, Бельгии, Люксем­бурге, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах на­чинает терять свое значение. Заработная плата все больше ста­вится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%)снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальныхставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.


Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения.
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индекса
ции не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
С 1 января 2002 г. вступили в силу новые федеральные законы, касающиеся пенсионного обеспечения. По новому законодательству в трудовой стаж при расчете так называемой «трудовой пенсии» время учебы не засчитывается, а время ухода за ребенком определяется в регламенте 1,5 года при одном ребенке и 3 года - при двух и более детях. Рассчитываемый индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) базируется на трудовом стаже и заработной плате. Базовый ИКП по трудовому стажу равен 0,55 при трудовом стажер женщин 20 лет, у мужчин - 25 лет. За каждый дополнительный год работы ИКП увеличивается на 0,01, но значение ИКП ограничено сверху: он не может превышать 0,75. При расчете пенсии выбираются либо любые шестьдесят месяцев (подряд), либо последние два года - в зависимости от того, когда заработная плата работника была выше. Средняя зарплата в выбранный период делится на среднюю зарплату по стране и получается еще один коэффициент, верхний уровень которого тоже ограничен: он не может превышать Затем первый и второй коэффициенты перемножаются. Это дает окончательное значение ИКП, которое умножается на принятую среднюю заработную плату в России. Принимая среднюю зарплату равной 1671 руб., максимальный размер пенсии по старости у нас в стране будет такой: 0,75 (при трудовом стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин) х 1,2 х 1671 =1503 руб. Величина средней заработной платы 1671 руб. «заморожена» с августа 2001 г., при установлении другой величины все трудовые пенсии будут пересчитаны. Работающие пенсионеры у нас в стране получают пенсию полностью. С 1 февраля 2002 г. все трудовые пенсии проиндексированы на 6,5%.
Действуют положения, касающиеся определенных номинаций пенсионеров: увеличен размер базовой пенсии для лиц, достигших 80 лет, для инвалидов 1-й группы пенсия не может быть менее 900 руб. Если же на их иждивении находится один нетрудоспособный член семьи, базовая пенсия увеличивается до 1050 руб., двое -до 1200, трое и более -1350 руо. Жители блокадного Ленинграда получают специальную добавку к пенсии. Более высокими пенсиями отмечены государственные служащие, имеющие не менее 15 лет государственной службы, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Для этих категорий пенсионеров с 1 января 2002 г. принят специальный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Начинается формирование накопительных пенсий, которые будут действовать для тех, кому предстоит выйти на пенсию начиная с 2003 г.

Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии - от 3,0 до 11,2%, Франции - от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность

заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год, в Италии - 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других - шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Литература к главе 5 Бедность в России: государственная политика и реакция населения / Под ред. Джени Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1992. Доклад о развитии человека за 1998 год. - ПРООН, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998. Елисеева И. И., Костеева Т. В., Хоменко Л. Н. Международная статистика. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. КирутаА. Я., Шевяков А. Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на генеральную совокупность. - М.: ЦСЭИ, 1999. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.
Национальноесчетоводство:Учебник/Подред. Г. Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика. 1997. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Организационно-методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств в системе государственной статистики // Вопросы статистики. - 1999. - № 8. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. - 1995. - № 5. Полляк Г. Бюджет и семья // Экономическое обозрение. - 1934. - № 3. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1997. СиденкоА. В., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. - М.: Дело и сервис, 1999. ХиксДж. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1998.