Функция рефинансирования коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков

Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

Под рефинансированием Центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

  • - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • - методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
  • - сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
  • - целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентов по депозитам денежного рынка) и самых высоких при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения:

  • кредиты, обеспеченные рыночными активами
  • кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.

Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Сентябрь

Итого за 2010 г.

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий «договорной» механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться.

Ставка рефинансирования является и «неким» сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования.

Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ России.

Влияют ли изменения ставки рефинансирования на финансовое положение населения? Да, влияют! В ситуации, когда понижается ставка ЦБ, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования, это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения (пересмотры) коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков России подтверждает это. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции, а это значит, что помимо снижения прибылей, проценты по большинству депозитов оказываются ниже уровня инфляции и вклады постепенно еще и обесцениваются.

Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками.

Отправить другу

Рефинансирование банков является важнейшей функцией центральных банков, а также инструментом реализации денежно-кредитной политики государства. При использовании данного инструмента центральные банки осуществляют безналичную денежную эмиссию и регулируют денежное предложение экономике.

Рефинансирование банков имеет назначение на микро и макроуровне: как косвенный инструмент денежно-кредитного регулирования и воздействия на денежные агрегаты; способ регулирования банковской ликвидности; один из источников ресурсной базы банков для проведения активных операций.

В международной практике денежно-кредитного регулирования накоплен большой опыт в области рефинансирования банков. Формы и виды данных кредитов различают по широкому кругу критериев. Это сроки предоставления, обеспечение, целевое направление, механизм предоставления и др.

В России рефинансирование Центральным банком коммерческих банков в своем развитии проходит такие этапы: - С 1990 г. до 1995 г. осуществлялась выдача Центральным банком страны прямых целевых кредитов. - С середины 1990-х гг. на смену вышеназванного порядка приходит этап использования рыночных элементов в рефинансировании банков. - С конца 2008 г. начинается этап активизации рефинансирования и комбинирования как косвенных рыночных, так и прямых административных элементов в использовании данного инструмента денежно-кредитного регулирования.

В начале 1990-х гг. рефинансирование банков Центральным банком нашей страны еще не имело рыночного характера. Кредиты преимущественно выдавались лишь банкам, созданным на базе государственных, специализированных для поддержания предприятий приоритетных отраслей экономики - конверсионных, топливно- энергетического комплекса, агропромышленного комплекса.

Таким образом, данные кредиты имели строго целевой характер, что контролировалось Центральным банком, по ним устанавливалась процентная маржа в целях прямого ограничения доходности банка от размещения полученных ресурсов, обеспечения по таким кредитам им не требовалось.

Только к середине 1990-х гг. рефинансирование банков постепенно приобретает рыночную природу, присущую данному инструменту денежно-кредитного регулирования. Это выразилось в переходе к обеспеченному, ломбардному кредитованию - вначале предметом залога были только государственные долговые обязательства, позже Банк России расширяет ломбардный список.

Кроме того, рефинансирование банков стало осуществляться не только по фиксированным процентным ставкам, но и в форме кредитных аукционов. Кредитные аукционы имеют такие отличительные особенности в сравнении с прямыми целевыми кредитами Центрального банка: отбор коммерческих банков с учетом их финансовой устойчивости и, следовательно, возможностей погашения кредитов рефинансирования; участие банков - потенциальных заемщиков в формировании процентной ставки по кредиту рефинансирования; отсутствие прямых ограничений и контроля по направлениям использования полученного кредита.

В настоящее время именно аукционная форма предоставления кредитов рефинансирования получает наиболее широкое распространение в отечественной практике. Так, задолженность кредитных организаций перед Центральным банком РФ по кредитам рефинансирования под залог векселей финансово устойчивых эмитентов и под поручительство банков в конце 2013 г. составила 863,7 млрд руб., при этом лишь 56,9 млрд руб. пришлось на кредиты рефинансирования, размещенные по фиксированной процентной ставке, т.е. 6,6 % от совокупной задолженности по данному виду кредита.

По срокам кредиты рефинансирования Центрального банка РФ всегда носили ярко выраженный краткосрочный характер, использовались, главным образом, как регулятор банковской ликвидности, особую роль всегда имели внутридневные кредиты и кредиты овернайт, предназначенные для завершения расчетов с контрагентами при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка.

В условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. в РФ Банк России существенно изменяет политику рефинансирования кредитных организаций, направляя ее на устранение сформировавшегося впервые за долгие годы дефицита банковской ликвидности и пополнение ресурсной базы банков. Это выразилось в предоставлении банкам беззалоговых необеспеченных кредитов сроком до 6 месяцев, долгосрочных субординированных кредитов, которые были размещены на льготных условиях среди отдельных системообразующих банков - ОАО "Банк ВТБ", ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Россельхозбанк", в увеличении сроков кредита рефинансирования до одного года.

Что касается субординированных кредитов, то они были предназначены для наращивания капитализации банков и получения возможности расширения кредитных операций, прежде всего, с организациями приоритетных отраслей экономики.

Как и в начале 1990-х гг., Банк России осуществляет контроль за целевым использованием данных кредитов через своих уполномоченных представителей во избежание направления полученных банками централизованных ресурсов на валютный рынок либо в другие сферы, что в конечном итоге может способствовать росту инфляции.

Таким образом, механизм рефинансирования банков Центральным банком РФ в кризисных условиях получает дальнейшее развитие, сочетая в себе как элементы косвенного характера - ломбардное кредитование, кредитные аукционы, так и прямого, административного характера - предоставление прямых необеспеченных кредитов, контроль за их целевым направлением, по аналогии с зарубежной практикой в подобных ситуациях.

Потребность банков в кредитах рефинансирования с учетом их предназначения, о котором говорилось выше, всегда зависит от состояния банковской ликвидности, выражающейся в наличии добровольных резервов, т.е. остатков денежных средств на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

В последние годы в банковской системе России имеет место структурный дефицит совокупной ликвидности кредитных организаций, когда по мере развития, расширения банковских активных операций спрос на ликвидные средства банков превышает предложение этих средств, что отражает естественное состояние банков и не связано с кризисными явлениями, как, например, в конце 1990-х гг., в 2008 г.

Неслучайно объемы кредитов рефинансирования Центрального банка РФ постепенно увеличиваются, растет их доля в структуре активов баланса Центрального банка РФ. Так, если на начало 2011 г. доля кредитов рефинансирования в суммарных активах баланса Банка России составляла 3 %, то к началу 2013 г. увеличилась до 15 % и к концу 2013 г. уже достигла 17,5 %.

Наиболее распространенным по срокам и целевому назначению является внутридневной кредит Банка России, доля которого в общем объеме предоставленных банкам кредитов в 2013 г. составила 96,2 %, за период с 2010 г. по 2014 г. суммарно он вырос примерно в 2 раза. Таким образом, рефинансирование банков по-прежнему носит сверхкраткосрочный характер.

Вместе с тем в 2013 г. Банк России впервые проводит аукционы на нерегулярной основе по предоставлению кредитов рефинансирования, обеспеченных активами и поручительствами по плавающей процентной ставке на сроки 12 месяцев и 3 месяца. В качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредита принимается значение ключевой ставки Банка России. В настоящее время ключевая ставка, введенная регулятором в сентябре 2013 г., является важнейшим индикатором денежно-кредитной политики. Ее значение соответствует уровню процентных ставок по операциям предоставления и изъятия ликвидности на аукционной основе сроком на одну неделю.

Альтернативными формами размещения ресурсов у банков в последние годы выступают операции прямого РЕПО, проводимые Банком России во взаимодействии с кредитными организациями, а также операции "валютный своп". За рубежом операции прямого РЕПО классифицируются как разновидность кредитов рефинансирования, поскольку имеют то же назначение - увеличение ликвидности банков - и базируются на тех же принципах срочности, возвратности и платности.

В России объектом операции РЕПО выступает широкий перечень ценных бумаг, который регулярно пополняется, как и ломбардный список Банка России. В перечне ценных бумаг, помимо государственных долговых обязательств, обязательства финансово-устойчивых организаций, в том числе банков, а также ипотечных агентств, субъектов РФ, международных финансово-кредитных организаций.

В качестве примера можно назвать облигации таких эмитентов, как ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Ростелеком", ОАО "Транснефть", ОАО "Норильский никель", ОАО «Банк "Зенит"», ОАО "МДМ Банк", ООО "Русфинанс банк", ОАО "Газпромбанк", Международный банк Реконструкции и развития и др.

Расширение перечня ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, входящих в ломбардный список Центрального банка РФ, способствует повышению доступности для банков кредитов рефинансирования и других инструментов предоставления ликвидности, выступает фактором роста объемов кредитования Банка России, а также предпосылкой для развития рынка ценных бумаг. За 2013 г. задолженность по операциям прямого РЕПО, проводимым на сроки 1 день и 1 неделя выросла с 1,8 трлн руб. до 2,4 трлн руб., т.е. в 1,3 раза, а среднедневное значение данного показателя увеличилось в 1,6 раза.

Одной из предпосылок существенного расширения объемов операций РЕПО в сравнении с традиционным рефинансированием было то, что с 2013 г. были внесены изменения в технологию операции, дающие право банкам осуществлять замену ценных бумаг, проданных Банку России, на другие ценные бумаги, предусмотренные в ломбардном списке, что важно заемщику с точки зрения управления портфелем ценных бумаг и поддержания его оптимальной структуры. Операции "валютный своп" использовались ограниченно, в основном в связи с нехваткой или отсутствием у банков ценных бумаг из ломбардного списка, принимаемых в качестве обеспечения по кредиту Банка России.

Развитие политики Центрального банка РФ в области рефинансирования проявляется и в расширении перечня предметов обеспечения кредитов для банков в целом. На протяжении ряда лет осуществляется кредитование банков под поручительство финансово устойчивых кредитных организаций, под залог прав требований по кредитным договорам, под залог золота в слитках. Все это дает банкам РФ дополнительные возможности для получения кредитов рефинансирования с учетом наличия конкретных видов ликвидных активов.

Что касается банков - поручителей по кредитам рефинансирования, то в настоящее время такой статус имеют 69 финансово-устойчивых банков РФ, таких, например, как, ОАО "АЛЬФА-БАНК", ОАО "Банк ВТБ", ЗАО "ЮниКредит Банк", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Газпромбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК" и многие другие.

Оценка экономического положения банков, выступающих в качестве поручителей, осуществляется Центральным банком РФ по отдельной методике, позволяющей изучить различные аспекты: капитальную базу банка, качество его активов, уровень ликвидности, рентабельность, уровень банковского менеджмента.

Таким образом, анализируя современное состояние рефинансирования банков Центральным банком РФ можно выявить следующие тенденции. В последние годы наблюдается увеличение объемов рефинансирования Центрального банка РФ и постепенное его превращение в важнейший и определяющий источник денежного предложения. Одновременно с этим происходит заметное снижение участия Банка России на внутреннем валютном рынке, благодаря которому долгие годы операции по покупке иностранной валюты являлись доминирующим направлением безналичной денежной эмиссии, что делало эмиссию непосредственно зависящей от внешнеэкономического фактора.

Кредиты рефинансирования Центрального банка РФ носят преимущественно краткосрочный характер, что следует считать совершенно естественным. Их основная роль - регулирование банковской ликвидности, использование данного инструмента в качестве источника фондирования активов банков на среднесрочной и долгосрочной основе осуществляется нерегулярно, как показывает отечественная практика.

В рефинансировании банков в России используются в основном рыночные элементы, такие как ломбардное кредитование, кредитные аукционы, плавающая процентная ставка Центрального банка РФ. Административные элементы применяются в условиях кризиса как временные меры - прямые целевые кредиты, необеспеченные кредиты, контроль за направлением использования кредита.

В условиях роста спроса банков на ликвидные средства становятся популярными альтернативные рефинансированию Банка России инструменты, такие как операции РЕПО, "валютный своп". Данные инструменты позволяют банкам оперативно управлять портфелями своих активов. В качестве важнейшего направления развития рефинансирования коммерческих банков Центральным банком РФ можно считать формирование единого пула обеспечения кредитов рефинансирования.

Представляется, что это позволит сформировать совокупный пул обеспечения, состоящий из рыночных активов - ценные бумаги из ломбардного списка, а также нерыночных -векселя, права требования по кредитным договорам, под которые банк сможет получить несколько кредитов. Причем "привязка" конкретного вида кредита рефинансирования к конкретному обеспечению осуществляться не будет, как в настоящее время, согласно действующему порядку кредитования Банка России.

В сформированном едином пуле обеспечения банки получают возможность заменять конкретные виды активов, а Центральный банк РФ, в свою очередь, контролирует только соотношение между стоимостью данного залогового пула и общей задолженностью по всем кредитам рефинансирования, предоставленным под единый пул. Таким образом, процедура кредитования банков Центральным банком РФ будет иметь более унифицированный характер, что полностью соответствует международной практике.

Тершукова Марина Борисовна - кандидат экономических наук, профессор

то есть предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности центрального банка на открытом рынке.

В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

· формы обеспечения (учётные и ломбардные);

· методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

· сроков предоставления (краткосрочные от 1 дня до 1 мес., среднесрочные 1-3 мес., долгосрочные 3-4 мес. и более);

· цели предоставления кредита (кредиты для завершения расчётов текущего дня, сезонные кредиты и др.)

Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей, т.е. посредством покупки у банков векселей до истечения срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

· требованиями к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· лимитом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом переучёта векселей для одного кредитного института;

· учётной ставкой центрального банка.

Ломбардные кредиты - это процентные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под залог ценных бумаг. Как и учётные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу.

Рефинансирование в рамках залоговой политики также имеет ряд требований:

· требования к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· процент по залоговым кредитам;

· количественное ограничение залоговых кредитов.

В качестве залога при выдаче ломбардных кредитов обычно используются коммерческие и государственные ценные бумаги, отвечающие определённым требованиям центрального банка. Как правило, в каждом центральном банке разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг (ломбардный список). Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к центральному банку.

Сроки предоставления ломбардных (залоговых) кредитов могут колебаться от 1 дня до 4-5 месяцев. При необходимости срок кредита может быть увеличен. Наибольший удельный вес (более 80 %) в общем объёме рефинансирования центральных банков развитых стран сегодня занимают краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые банкам на очень короткий срок при отсутствии у них других возможностей получения необходимых ресурсов.

Кредитные (депозитные) аукционы - широко используемая форма предоставления кредитов (приём в депозиты) центральным банком коммерческим банкам.

Существует следующий порядок проведения кредитных (депозитных) аукционов.

1. Потенциальные заёмщики направляют в центральный банк заявки с указанием желаемого объёма кредита (размещения депозита) и уровня процентной ставки по нему.

2. На основе полученных заявок центральный банк определяет общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления и устанавливает минимальную сумму запрашиваемого кредита.

3. При определении исходной процентной ставки по предоставляемым кредитам используют 2 способа – американский и голландский.

4. При использовании американского способа выигрывают заявки, указавшие наиболее выгодную процентную ставку.

5. Во втором случае устанавливается минимальная процентная ставка, ниже которой заявки к участию не допускаются.

6. Все, указавшие ставку выше ставки отсечения, получают кредит по этой ставке пропорционально заявкам.

Помимо этого, политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы путём изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие на рынок). Это оправдано, прежде всего, в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг. Однако у рефинансирования как метода проведения структурных операций на открытом рынке (по сравнению с операциями с ценными бумагами) есть ряд особенностей, значительно снижающих его эффективность при воздействии на рынок:

· во-первых, эффективность политики рефинансирования, в отличие от «независимого характера» операций с ценными бумагами, полностью зависит от желания или потребности банков в дополнительных ресурсах;

· во-вторых, эти инструменты являются менее точными и с позиций регулирования объёма ликвидности денежного рынка: трудно точно спрогнозировать как потребности в кредите, так и процентную ставку, им соответствующую;

· в-третьих, реализация, например, политики кредитной рестрикции путём ужесточения условий рефинансирования банков негативно отразится на кредитно-инвестиционном спросе со стороны реального сектора экономики;

· в-четвёртых, изменение ставок по кредитам центрального банка влечёт за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Повышение ставок на рынке, вызванное ростом ставок по кредитам центрального банка, снижает спрос на рынке ценных бумаг. (Для экономических субъектов более выгодными по сравнению с ценными бумагами, становятся депозиты, для банков – кредиты). В свою очередь, падение спроса на ценные бумаги ставит под угрозу обеспечение безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Помимо этого, следующее за падением спроса на ценные бумаги снижение цен на них влечёт за собой рост доходности, что в перспективе увеличит выплаты из бюджета.

· свобода действий центрального банка при проведении той или иной политики рефинансирования ограничивается ещё и тем, что ставки центрального банка обладают так называемым «сигнальным эффектом», то есть служат информационным средством для делового мира о направлении действий центрального банка (рестрикция, экспансия).

Все отмеченные моменты уменьшают возможную широту диапазона, а также гибкость и оперативность рефинансирования как метода денежно-кредитного регулирования центрального банка, особенно при проведении долговременной денежно-кредитной политики.

Главная задача денежно-кредитной политики ЦБ - сохранение стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение бесперебойной и надежной системы денежных платежей и расчетов. Существует три основных инструмента денежно-кредитной политики, которые центральные банки используют в своей деятельности:

· операции на открытом денежном рынке, включая покупку и продажу государственных ценных бумаг, а также покупку и продажу иностранной валюты;

· изменение учетной ставки;

· изменение резервных требований.

Посредством этих инструментов центральные банки могут регулировать объемы денежной массы в экономике

Современные коммерческие банки являются финансовыми посредниками между вкладчиками и заемщиками, оказывая, кроме того, своим клиентам различные расчетно-кассовые и платежные услуги. Привлеченные банками средства многократно превышают их собственный капитал, и поэтому даже относительно небольшие потери, возникающие в частности при кредитовании, могут стать причинами сокращения и потери банковского капитала, и, как результат, банкротства банка. Не возврат заемщиками кредитов приводит к снижению ликвидности, обесценению банковских активов и ухудшению финансового состояния.

Дефицит ликвидных средств может возникнуть также в случае единовременного обращения вкладчиков и других кредиторов с требованиями возвратить их вклады и вложения в результате появления в обществе реальной или мнимой информации о проблемах с ликвидностью у банка или наличии других проблем.

Потенциальная неустойчивость банковской деятельности требует использования специфических инструментов, таких как, например, кредитование в последней инстанции , для смягчения воздействия кризиса ликвидности, как на отдельный банк, так и банковскую систему в целом. Кредитование в последней инстанции тесно связано с понятием "рефинансирования банков" - кредита, предоставляемого центральным банком с целью ограничения последствий временного кризиса ликвидности отдельного коммерческого банка, не вызванного проблемами неплатежеспособности, то есть нарушением равновесия его балансовых счетов в долгосрочной перспективе.



Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Деятельность центрального банка по рефинансированию преследует три главные цели :

· содействие реализации денежно-кредитной политики;

· обеспечение регулярного функционирования платежной системы;

· предотвращение возникновения банковских кризисов или ограничения их воздействия на банковскую систему.

Целью заемщика - решение следующих задач:

· получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов;

· получение нового кредита с целью продления срока кредитования. Кредиты ЦБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции:

· ставка рефинансирования,

· учетная,

· депозитная,

· ломбардная ставка.

В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования . Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка - учетная . Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Ставка рефинансирования - инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Банком России для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Ставка рефинансирования является и "неким" сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования – сейчас 8,25%.

Петрозаводская банковская школа ЦБ России

Курсовая работа на тему:

Исполнитель – студент __ курса

№__ группы заочного отделения

________________________

Руководитель:

________________________

Петрозаводск, 1999 г.

1.Введение.

2.Виды рефинансирования, метод совершения и оформления операции.

1 Кредиты, предоставляемые банком – санатором.

2 Учётные (дисконтные) кредиты.

3 Ломбардные кредиты.

4 Кредиты овернайт.

5 Краткосрочные (корректирующие) кредиты.

3.Политика рефинансирования европейских центральных банков.

4. Выводы. Современное осуществление и направление рефинансирования.

Введение

Начиная с конца 70-х годов индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно–кредитной политики. Последние выражается в том, что из пяти контролирует цену и бьём предложений своих обязательств – резервных денег, что оказывает большое воздействие на процентные ставки, количество денег, объём кредитования в банковской системе.

К инструментам косвенного воздействия можно отнести целый комплекс мер центральных банков по рыночному изменению денежно – пред. отношений в регулировании денежной массы, включающий в себя резервные требования коммерческим банкам, ломбардные кредиты, депозиты небанковских институтов, кредитные аукционы, первичную продажу ценных бумаг центрального банка (операции открытого рынка), валютные операции вторичного рынка (операции репо).

При проведении центральными банками денежно-кредитной политики применяются меры длительного и краткосрочного характера.

Долгосрочные инструменты обеспечивают реализацию стратегии денежно-кредитной политики и, как правило, являются в основном традиционными инструментами регулирования – политика обязательных резервов открытого рынка, рефинансирования, валютная политика.

Инструментами, применяемыми центральными банками для гибкого и оперативного управления банковской ликвидностью, являются валютная политика, операции с определёнными ценными бумагами, депозитные операции и прочие.

Специальные механизмы рефинансирования, включающие способы заимствования или депонирования средств, создаваемых по инициативе кредитных (финансовых) учреждений и действующих в рамках лимитов, устанавливаемых центральным банком. Кредитование комбанков с использованием этих механизмов обязательно осуществляется под залог ценных бумаг.

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве инструментов регулирования их ликвидности и потому по ним начисляются штрафные процентные ставки.

В соответствии с характером функционирования рефинансовые механизмы в настоящее время имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью ком. банков со стороны центрального банка.

Развитие системы рефинансирования исторически предполагало желание центральных банков обеспечить стабильность финансовой системы. Варьирование сроков кредитов в банковской системе – один из старейших способов использования инструментов денежной политики.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование всё чаще стало использоваться как инструмент предоставления финансовой помощи коммерческим банкам.

Кредиты рефинансирования дают им возможность свести до минимума запасы своих ликвидных средств, позволяя при необходимости позаимствовать их у центрального банка. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых резервов. Однако доступ к кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от:

Методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

Формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты);

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. И краткосрочные – на 1 или несколько дней);

Целевого характера (корректирующие кредиты и продлённые сезонные кредиты).

Согласно ст. 36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредиты могут предоставляться банкам в пределах общего объёма выдаваемых Банком России кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Кредиты, предоставляемые банку, отнесённому к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 №457 "О критериях определения финансового состояния банков", осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. Кредит, предоставляется банку – санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка.

Кредит предоставляется банку в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объёма финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России. Под указанной финансовой помощью для целей настоящего Положения понимается предоставление денежных средств банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.

Процентная ставка по кредиту изменяется пропорционально изменению ставки рефинансирования Банка России. Указанное условие устанавливается в кредитном договоре.

Кредит предоставляется банку траншами по мере выполнения плана финансового оздоровления (санации) проблемного банка. Размер транша не может превышать 50% от суммы финансовой помощи, перечисленной банком – санатором на корреспондентский счёт проблемного банка. Транши перечисляются на корреспондентский счёт банка – санатора в трёхдневный срок после предоставления банком – санатором Банку России подтверждающих документов. Подтверждающими документами, в частности, являются соответствующие договоры, копии платёжных документов, выписка по корреспондентскому счёту проблемного банка, открытого в учреждении Банка России.

Кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Кредиты предоставляются в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и кредитным договором. Решение о предоставлении кредита принимается Советом директоров Банка России на основании заявления банка - санатора, подготовленного с учетом требований настоящего Положения.

Банк России вправе пересмотреть условия кредитного договора в части размера траншей, величины процентной ставки с учетом выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка и изменения ситуации на финансовом рынке.

Порядок рассмотрения Банком России заявления банка - санатора, порядок бухгалтерского учета операций, связанных с получением и погашением кредита, и регламент предоставления кредита устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.

Условия предоставления кредита

Банк России предоставляет кредит только банкам - санаторам, осуществляющим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных банков, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы.

Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

1) размер обязательств не менее 3,5 млн. руб.

2) размер обязательств по вкладам населения не менее 300 тыс. руб.

Кредиты предоставляются финансово стабильным банкам–сенаторам, обладающим достаточным капиталом и ресурсами, для осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка. Банк - санатор должен обладать следующими критериями:

1) иметь генеральную лицензию на осуществление банковских операций;

2) функционировать не менее 3 лет;

3) на шесть последних месячных отчётных дат относиться к категории финансово стабильных банков;

4) своевременно и в полном объёме выполнять обязательные резервные требования Банка России;

5) не иметь просроченной задолженности по своим обязательствам;

6) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка не приведёт к нарушению пруденциальных норм деятельности со стороны банка – санатора.