Инструменты операций на открытом рынке. Операции Банка России с ценными бумагами. Сделки «валютный своп»

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России.

Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует-

ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе-

церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст-

венной Думой, о деятельности ЦБР.

ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно-

польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России

проводит кредитно-денежную политику.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностран-

ной валюте и Евро;

Развитие и укрепление банковской системы Российской

Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функциони-

рования системы расчетов.

Получение прибыли не является деятельностью Банка России.

Банк выполняет следующие функции :

Совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ-

ляет единую государственную денежно-кредитную политику по

защите и устойчивости Российской валюты (рубля);

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга-

низует их обращение;

Разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас-

четов в РФ;

Устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско-

го учета и отчетности банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея-

тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии

кредитных и аудиторских организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-

зациями на основе федеральных законов;

Осуществляет валютное регулирование и валютный кон-

троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

Участвует в разработке прогноза и составлении платежного

Составляет платежный баланс.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля

Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ

у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига-

ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют:

Государство (через ЦБ);

Коммерческие банки;

Население.

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы-

ступает государство, а коммерческие банки и население выступа-

ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке способствуют уменьшению

или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти-

мулирование или сдерживание роста экономики.

Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст-

ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях



возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если

они способствуют получению большего дохода покупателями по

сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об-

ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги,

гарантирующие более высокую доходность.

Разберем механизм, позволяющий государству реализовать

новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению.

Государство гарантирует обязательную выплату процента и

скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа-

телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об-

лигаций приводит к увеличению их предложения по известному

нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность

растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо-

дя из номинальной (а не реальной) цены облигации.

Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 %

годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла-

дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле:

Доход = Дивиденд / Цена покупки 100 %

В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка - 70 руб.,

Доход-10- 100/70=14,3%

Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п

сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще-

ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором

развития инфляции.

Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа-

ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои

возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы-

зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем

приблизило к соответствию количество товара и количество денег.

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на-

блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не

хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа-

ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В

условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные

бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели

облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо-

вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная

денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз-

можность кредитования и...

55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Социальная политика государства во всех развитых странах

сегодня занимает первое место.

Главная ее задача - разработка и внедрение комплекса мер,

направленных на обеспечение условий для удовлетворения по-

требностей населения, повышение благосостояния и создания

системы социальных гарантий.

Цель данной политики заключается в поддержании отноше-

ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно-

го уровня населения; нейтрализации негативных последствий

функционирования рыночной экономики; создании реально дей-

сгвующей системы защиты населения.

Основой социальной политики является система формирова-

ния доходов населения.

Распределение дохода в условиях рыночных экономических

отношений строится на том, что каждый собственник факторов

производства (а это земля - как источник всех сырьевых ресур-

сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса

и предложения на этот фактор и от предельной производительно-

сти каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз-

дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости

от их производственной деятельности, уровня образования,

классификации, условия труда. Труд в данном случае является

основой получения дохода. Собственники средств производст-

ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо-

да страны в зависимости от размеров капитала и условий его

применения.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле-

жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям

реализации собственности.

Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что

распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд,

рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель-

ский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход

общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя

из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе-

ние дохода между отдельными группами населения происходит

неравномерно.

Конечной целью функционирования рыночной экономики

является достижение определенного уровня жизни, который соз-

дает нормальные условия для достойной жизни человека

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав-

ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были

одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега-

телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас-

пределения могла бы не возникать.

Большое внимание в социальной политике уделяется соци-

альному партнерству, когда правительство, предприниматели и

профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со-

гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные

трансферты. Это дает возможность решать основные социальные

вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто-

рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом

его циклического характера.

В период спадов и кризисов в экономике государственные ор-

ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их

семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие.

В период стабилизации экономики решаются вопросы повы-

шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами-

ки существующей инфляции.

Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка-

питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество

нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы

заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного

спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне

тройственного совещания, - государство, профсоюзы, предпри-

ниматели.

Для определения неравенства в доходах между различными

группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен-

ца»). Макс Лоренц - американский статистик и экономист

На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в

процентах, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими

группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 %

доходов, 40 % населения - 40 % дохода и т. д.

Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца

При равном распре- Доход, %

делении зависимость вы-

глядела бы в виде бис-

сектрисы. При абсолют-

ном неравенстве в рас-

пределении доходов все

100 % доходов получил

бы один человек (ОЕ).

Но в реальной жизни нет

ни абсолютного равенст-

ва, ни абсолютного нера-

венства; настоящая кар-

тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли-

нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину

отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства

в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек-

трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как

следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри-

нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко,

то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать

социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно-критическое

соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед-

ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в

России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5

пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при-

ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых - 30 % сово-

купного дохода1.

Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь-

ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс-

фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю-

да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб-

ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит

к некоторой сглаженности в распределении (больше доход -

выше ставка налогообложения).

Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз-

работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884-

1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента

Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры

ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь-

ника ОЕМ.

G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ.

Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна-

чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога-

че, а бедные беднее.

В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф-

фициент Джини составил около 0,15-0,17.

56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.

Либерализация цен в России. Основная часть либерализации

"экономики пришлась на 1991-1993 г. В основе либерализации

предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов

экономики. За государством остались цены на те товары, которые

сам рынок сработать не может, это в основном социально необ-

ходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги,

которые регулировались только государством, это было необходим^

как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^

кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в

СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие,

наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-»

ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;"

выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк.

Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз

деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй

чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде-

ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как

регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение

на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп-

ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра-

боту включались механизмы рынка.

В экономике есть очень важное понятие разгосударствление,

т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство

устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо-

лии, и соглашается с существованием других форм собственно-

сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу-

дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации:

отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов

и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.

57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.

Приватизация -это передача части государственных пред-

приятий в частную собственность.

Объектами приватизации стали: предприятия материальной

и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали Российские физиче-

ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные

физические и юридические лица.

Цели приватизации - создание рыночного механизма регу-

лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов,

пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ-

водства и его объемов, повышение стимулов к труду.

Приватизация собственности шла по формам - частное

предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме-

стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры-

тые акционерные предприятия.

Средства , которые привлекались на приватизацию, были:

ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения,

приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий,

вклады иностранных инвесторов.

Способы приватизации были различными:

бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др.

Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще-

ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости,

остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако

из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен-

ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить

предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от

приватизации, правительство планировало направить на погаше-

ние долга, финансирование основных социальных и экономиче-

ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще-

ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса,

погашение государственного долга, социальное обеспечение.

1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля

1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей

(Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на-

чала экономических реформ и распада СССР.

В это время начинается процесс разгосударствления, пред-

приятия получают от государства все свое имущество в собст-

венность, и получают права на полное хозяйственное ведение.

Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои

паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя-

тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно-

го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес-

се растаскивания собственности.

С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб-

ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается

массовое создание кооперативов на базе государственных пред-

приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена-

родной собственности.

Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом

оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны

приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма,

который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным.

На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест-

венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер -

приватизационный чек, документ, дающий право на участие в

безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на

акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн.

ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый.

На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто

рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных

бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры.

За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще-

ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма-

лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур-

су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили

их же коллективы.

Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала,

который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток

первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж-

дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина

банальна - народ просто многое недопонимал. Средства массовой

информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст

ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых

обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и

компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не-

выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо-

вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но

дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные,

что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи-

валась только одна сфера более или менее надежного применения

ваучера - это покупка акции своего предприятия по закрытой под-

писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера,

одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что

послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились

люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон-

трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре-

так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не

было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия

останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со-

циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во

всех странах развитых рыночных отношений является основой эко-

номической стабильности.

Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку-

пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне-

ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи-

ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало

повышение цен на него. Данный этап распределил собственность

и сформировал новую социальную структуру общества. Появился

массовый слой средних собственников, к которым относятся ак-

ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и

высококвалифицированные специалисты. Основной критерий

среднего класса в России - величина собственности. Сегодня

основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего

класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается

в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап

приватизации сформировал определенную группу собственников,

сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, - поя-

вились олигархи.

Смысл современного этапа приватизации - продажа круп-

ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи-

тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз-

можности перераспределения прав собственности. Прежде всего,

исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона

экономической ответственности местной власти велика, а круп-

ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют

уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты

акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од-

ной стороны, создала условия для формирования рыночных от-

ношений, с другой - государственное имущество, созданное

трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а

основная масса осталась вне собственности.

Частная деприватизация заключается в усилении контроля со

сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями.

Национализация - переход под контроль государства пред-

приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На-

ционализации подвергаются предприятия, которые малорента-

бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны

для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст-

ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики.

Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от-

расли в свою пользу для последующей организации на них про-

изводства и реализации продукции. Происходит концентрация

государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве

функционирующих предприятий (свыше 70 %).

Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи-

ческого регулирования, основой которого является перераспре-

деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных

фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред-

приятиях - это амортизационные, инвестиционные и другие об-

разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка

всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура,

реорганизовалась и укрепляется банковская система.

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Операции Центрального Банка на открытом рынке»


ВВЕДЕНИЕ - 3

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ - 4

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ - 12

3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ОТКРЫТОМ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23

ЛИТЕРАТУРА - 24

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.

Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.

Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.


2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

История первого государственного банка России начинается еще в ХХУШ веке. В 1769 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы первые ассигнационные банки, которые в 1786 г. трансформировались в единый Государственный ассигнационный банк. Главная задача нового банка состояла в кредитовании расходов правительства посредством выпуска бумажных денег, получивших название ассигнаций.

По уставу 1860 года управление всеми операциями возлагалось на Правление банка, а согласно уставу 1894 г. Государственный банк был подчинен лично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и на Управляющего банком.

Декретом советской власти от 14 декабря 1917 г. о национализации банков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечные банки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем и остальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку, который стал называться Народным банком РСФСР, который прекратил свое существование 19 января 1920г. и в соответствии с декретом СНК был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление в ведении Наркомфина.

Однако, уже переход к новой экономической политике привел к частичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г. был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. о создании Государственного Банка РСФСР.

В дальнейшем был проведен ряд преобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурным изменениям.

Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государственной власти.

Начало коренных преобразований ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усиления их воздействия на повышение эффективности экономики».

Была создана новая система банков, определены основные направления и сферы их деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системе было принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности» и «Закона о Государственном банке СССР». Однако эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской системы России (Центральный банк – коммерческие банки).

Сегодняпринципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации , Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Понятие Центральный Банк стали употреблять в связи с расширением функций банков.

Местонахождение Центрального Банка России – г.Москва.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Центральный Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

В систему ЦБ РФ входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

В соответствии статьи 2 Закона Уставный капитал и иное имущество ЦБР являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Высшим органом Центрального Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

Об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

О величине резервных требований;

Об изменении процентных ставок Банка России;

Об определении лимитов операций на открытом рынке;

Об участии в международных организациях;

Об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О применении прямых количественных ограничений;

О выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

О порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и другие функции согласно своей компетенции.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются (статья 3 Закона):

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.


Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Кроме вышеперечисленных целей и задач, Центральный Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

В соответствии действующим законодательством Российской Федерации:

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);

Представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

Проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей и др.


Относительно к экономике Российской Федерации в соответствии статьи 4 Закона основными функциями Центрального Банка Российской Федерации являются:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14)для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.


Важным звеном банковской системы Российской Федерации является расчетно-кассовый центр.

Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в состав РФ, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москва и Санкт-Петербург.

Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся с разрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующего Главного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций, уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальной отдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонные РКЦ.

В РКЦ открываются корреспондентские счета банкам, счета по учету доходов и расходов бюджета, пенсионного фонда, фонда стабилизации экономики и других фондов, переводные счета предприятиям Минсвязи, Госстраха, Сбербанка, счета бюджетным организациям, а также счета, временно открываемые другим юридическим лицам.

В РКЦ могут открываться корреспондентские субсчета филиалами банков с согласия Главного управления, в котором открыты счета этим банкам.

На РКЦ возлагаются функции по хранению ценностей резервных фондов денежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные фонды) и оборотной кассы, а также по кассовому обслуживанию банков и других юридических лиц.

РКЦ по поручению Главного управления осуществляет операции, связанные с реализацией облигаций государственных займов, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг, их погашением и выплатой процентов по ним.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.

Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами, а в случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Рассмотрим основные инструменты с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Один из основных экономических методов регулирования объема находящейся в обращении денежной массы является определение норм обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или кредитными учреждениями в Центральном банке России.

Депонирование части средств, привлеченных коммерческими банками или кредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет целью обеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Через депонирование средств в фонде обязательных резервов коммерческие банки или кредитные учреждения содействуют выполнению Центральным Банком России основных направлений денежно-кредитного регулирования и осуществлению антиинфляционных мер.

Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

И наконец только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием Центрального Банка практически к нулю.


3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

В состав пассивных операций Центрального банка России входят формирование их уставных капиталов, эмиссия денег, хранение денежных средств государственных местных бюджетов и резервов коммерческих банков.

В группу активных операций Центрального банка России входят кредитование коммерческих банков, расходов государства, покупка золота и иностранной валюты. По этим каналам эмиссионные ресурсы Центрального Банка поступают в денежное обращение соответствующих стран.

Заметим, что постепенно методы денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке.

Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (статья 39).

Под валютными интервенциями Центрального Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (статья 40).

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от -

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.


Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного

регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37).

По характеру экономических процессов и условий их осуществления операции Центрального банка принципиально отличались от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период формирования новых экономических реалий.

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по сравнению с январем 1999 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе на инвестиционную продукцию.

Динамика макроэкономических показателей за период 2000-2002 гг - умеренный рост потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг, относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.

Таким образом, политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществляется в контексте принципов денежно-кредитного регулирования.

Основными операционными задачам на открытом рынке, на решении которых было сосредоточено внимание Центрального Банка России, являлись:

1. Активное использование обменного курса рубля в качестве инструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровень инфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных с правительством Российской Федерации пределов, т. е. проведение предсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”).

2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту.

3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка Российской Федерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложения на иностранную валюту на всех его институциональных и территориальных сегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля по текущим валютным операциям.

4. Формирование и управление золотовалютными резервами с целью обеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантирования интервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса в пределах заданной траектории.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций на открытом рынке Центральный Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

Золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

Иностранная валюта;

Векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

Государственные ценные бумаги.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 - 2003 годы определен прирост денежной массы, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса.

В 2000-2003 гг. Центральный Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой.

Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга.

В период 2000-2003 гг. году усилия Центрального Банка России направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно-кредитной политики на открытом рынке, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором экономики и населением.

В целях повышения привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора экономики Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает не только механизмы рефинансирования банков под векселя, закладные и кредитные договоры, при дальнейшем развитии действующиех кредитных и депозитных механизмов Банка России, но и операции Банка России на открытом рынке.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Анализируя показатели за период 2000-2001 гг., видим, что инфляция в российской экономике составила 2,3% - цены на продовольственные товары в среднем за месяц возросли на 2,2%, цены на платные услуги выросли на 3,4%, при этом наиболее высокими темпами росли цены на услуги связи, наибольший рост цен отмечался на транспорте. Прирост тарифов на грузовые перевозки составил за этот период 13,7%.

Безусловно, наблюдаются определенные трудности на рынке внешних долговых обязательств России, где имеет место тенденция к снижению доходности по всем видам ценных бумаг (наиболее показательным в этом отношении было снижение доходности по ОВВЗ: в частности, доходность 4 транша - погашение в мае 2003 г. - за год снизилась с 32% до 10% годовых, доходность еврооблигаций с погашением в 2003 году понизилась с 15% до 6,5% годовых), в январе 2002 года котировки всех российских ценных бумаг резко выросли. В частности, доходность к погашению по ОВВЗ опустилась с 10–13% до 7,5–12% годовых, а по еврооблигациям – до 4,7–11% годовых. Такой рост цен российских долговых обязательств объясняется преимущественно ростом спроса на них со стороны международных инвестиционных фондов.

Продолжается рост курс доллара, начавшийся в середине декабря 2001 года. В дальнейшем атаки на курс рубля продолжились, в настоящее время курс доллара составляет в среднем 31 рубль 50 коп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральным звеном денежной политики государства является Центральный Банк России. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.

Банк Росии сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.

Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ее эффективность, однако достижение поставленных целей по операциям Центрального Банка на открытом рынке зависит от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

ЛИТЕРАТУРА

2. Конституция СССР 1936 г. с изм. и доп., принятыми на I и II сессиях Верховного Совета СССР 3 созыва. -М., Госюриздат, 1951.

3. Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ от 5 февраля 1996 г. N 6, ст. 492.

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ,от 27.12.95 N 210-ФЗ, от 27.12.95 N 214-ФЗ,от 20.06.96 N 80-ФЗ, от 27.02.97 N 45-ФЗ).

5. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1.

6. Инструкция ЦБ РФ от 16.07.93 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с изм. и доп.).

7. Временное типовое положение о расчетно-кассовом центре территориального Главного управления Центрального банка РСФСР (Банка России) // «Бизнес и Банки», № 25, -1992.

8. Положение ЦБ РФ от 6.03.98 г. № 19-П «О порядке предоставления Банком России крдитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп.).

9. Положение ЦБ РФ от 30.03.96 г. № 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ (с изм. и доп.).

10. Андрюшин С.А. «Истоки и эволюция кредитного хозяйства России» // Банковское Дело №9 -1995.

11. Борисов С. М. Комментарий новых законов «Федеральный закон о изменениях и дополнениях в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Деньги и кредит №11. -1995.

12. Банковское дело. / под ред. В.И. Колесниковой и Л.П.Кроливецкой. Учеб.пособ.М., «Финансы и статистика»,1999 г.

13. Государственный Банк и коммерческий кредит // Банковские услуги №№ 8, 9, 10, 11, 12 -1995.

14. «Деньги, кредит, банки» под ред.О.И.Лаврушина. Учебное пособие.М., «Финансы и статистика»,1999.

15. Парамонова Т.В. Денежно-кредитная политика Центрального Банка и его роль в достижении макроэкономической стабилизации. // Деньги и кредит №10. -1995.

16. Подборка журналов «Деньги» и «Эксперт», январь-июнь 2002 г.

17. «Рынок ГКО. Два года существования.» // Вестник Банка России 23.05.95

18. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России / -М.: «Дело Лтд» -1995.

19. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.: «Проспект»,2000.

20. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,1998.

  • 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
  • 7. Денежная система России и ее элементы.
  • 2] Виды денег и порядок их выпуска в обращение
  • 4] Порядок, ограничения и регулирования денежного обращения
  • 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
  • 1. Парижская валютная система 1867г.
  • 2. Генуэзская валютная система 1922г.
  • 3. Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • 4. Ямайская валютная система 1976 г.
  • 9. Валютные зоны и валютные союзы.
  • 10. Денежный оборот: понятие, структура.
  • 11. Понятие и виды эмиссии денег.
  • 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
  • 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
  • 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
  • 15. Формы международных расчетов.
  • 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации.
  • 17. Сущность и формы проявления инфляции.
  • 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
  • 19. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
  • 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
  • 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
  • 1) Общеэкономические
  • 2) Финансово-кредитные
  • 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
  • 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
  • 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
  • 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
  • 27. Рынок ссудных капиталов.
  • 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
  • 29. Понятие и элементы системы кредитования.
  • 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
  • 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
  • 32. Кредитный процесс и его стадии.
  • 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
  • 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
  • 36. Понятие банковской системы и ее элементов. Типы банковских систем.
  • 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
  • 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
  • 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
  • 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
  • 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
  • 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 43. Процентная политика Банка России.
  • 44. Валютная политика Банка России.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.
  • 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
  • 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
  • 48. Содержание надзорной функции Банка России.
  • 49. Система страхования банковских депозитов.
  • 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
  • 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 52. Активные операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 53. Внебалансовые операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
  • 55. Риски в банковской деятельности.
  • 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
  • 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков.
  • 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовых инструментов.
  • 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
  • 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.

    Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом Директоров Банка России.

    Операции на открытом рынке подразделяют на:

      операции купли-продажи;

      операции с обратным выкупом (операции РЕПО).

    Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный Банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращения свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

    Банк России применяет для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги: ГКО – государственные краткосрочные облигации и ОФЗ – облигации федерального займа.

    Портфель ОФЗ состоит из инвестиционного и торгового портфелей, а также ценных бумаг, приобретенных с обязательством обратной продажи (сделки РЕПО).

    Инвестиционный портфель включает ценные бумаги, которые Банк России намерен удерживать в течение неопределенного периода времени.

    Ценные бумаги, находящиеся в торговом портфеле Банка России, представляют собой ценные бумаги, с которыми Банк России намерен проводить операции купли - продажи на рынке ценных бумаг.

    Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

    Операции РЕПО : Экономический смысл операций РЕПО состоит в том, что одна сторона, имеющая некоторый избыток денежных средств, предоставляет их на время другой стороне за определенную плату. При этом первоначальный владелец денежных средств получает в качестве обеспечения ценные бумаги. Таким образом, операция РЕПО выступает как кредитование под ценные бумаги. Право собственности поочередно переходит от одной стороны к другой.

    46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.

    Политику резервных требований Банк России использует какмеханизм регулирования общей ликвидности банковской системы идля контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора . Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путемувеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

    Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка , позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функциюстрахового резерва . В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

    Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается . На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации ,быть единовременно изменены более чем на пять пунктов , при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

    [С 1 марта 2013 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФсоставляет:

      по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %.]

    Операции на открытом рынке (OOP), осуществляемые цен­тральным банком по собственной инициативе, являются основ­ными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денеж­но-кредитной политики. Их главной отличительной чертой яв­ляется инициатива центрального банка или его обязательное согласие на проведение той или иной операции.

    Операции на открытом рынке могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе аукционах) или в любое время и в любом объеме по усмотрению центрального банка.

    Исходя из частоты проведения, различают следующие виды OOP:

    - регулярные плановые операции , о проведении которых центральный банк объявляет заранее (аукцион по продаже кре­дитов, депозитов и пр.);

    - нерегулярные операции , которые используются централь­ным банком по мере возникающей необходимости, например в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономичес­кого равновесия, и поэтому не могут планироваться заранее. Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее неиз­вестна) и двусторонние операции, о которых прочим бан­кам не сообщается ни до, ни после их проведения.

    По цели OOP подразделяются следующим образом:

    - корректирующие (защитные) операции , призванные ком­пенсировать краткосрочные нежелательные изменения в струк­туре банковских резервов;

    - структурные операции , ставящие своей целью долговре­менное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.).

    Операции на открытом рынке подразделяются на три основ­ных типа:

    Проведение операций с ценными бумагами;

    Рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

    Проведение операций с иностранной валютой.

    Операции центрального банка с ценными бумагами пред­ставляют собой покупку или продажу центральным банком на открытом рынке твердопроцентных ценных бумаг по собствен­ной инициативе и за свой счет.

    Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на цен­ные бумаги (деньги поступают в экономику); если же его целью является уменьшение резервов банков, то он выступает на рын­ке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточ­ной ликвидности).

    Необходимо отметить два важных момента, делающих воз­можным достижение центральным банком поставленных целей. Во-первых, операции центрального банка (в отличие от коммер­ческих банков) не связаны с приоритетом доходности, поэтому они проводятся по наиболее оптимальным ценам, которые не мо­гут предложить коммерческие банки. Во-вторых, указанные операции осуществляются с дисконтными облигациями, доход и цена которых находятся в обратной зависимости (чем выше цена (курс), тем ниже доход по данной ценной бумаге). Таким образом

    центральный банк, воздействуя на экономические интересы субъектов регулирования, достигает поставленных целей.

    Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от следующих критериев:

    Условий сделки - купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покуп­ка-продажа ценных бумаг - «прямые» сделки, продажа-по­купка - «обратные» сделки);

    Объектов сделки - операции с государственными или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные цен­ные бумаги (последние не могут свободно обращаться на вто­ричном рынке);

    Срочности сделки - краткосрочные (до 3 месяцев), сред­несрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

    Сферы проведения операций - банковский или откры­тый, первичный или вторичный рынок;

    Способа установления процентных ставок - определяют­ся ЦБ или рынком.

    Операции с иностранной валютой проводятся с целью как стерилизации избыточной денежной массы, так и увеличения предложения ликвидности. Частота данных операций (в част­ности, как средства связывания избыточной денежной массы) зависит от наличия у центрального банка достаточного объема иностранных резервов.

    Различают следующие виды операций с иностранной валютой:

    Покупка-продажа центральным банком иностранной ва­люты без обязательной обратной операции (чаще всего исполь­зуются как структурные операции, целью которых является долговременное воздействие на обменный курс национальной денежной единицы);

    Купля-продажа валюты с условием обязательной обратной операции. Данные операции используются центральным бан­ком в качестве корректирующих, так как, проводимые на ко­роткий срок, они не оказывают влияния на обменный курс на­циональной денежной единицы.

    Операции с иностранной валютой, так же как и с ценными бумагами, могут быть прямыми (покупка-продажа) и обратны­ми (продажа-покупка).

    Таким образом, на основании рассмотренных типов опера­ций на открытом рынке можно определить тактику централь­ного банка при их использовании:

    1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций: периодические прямые покупки «до погашения» долгосрочных ценных бумаг, приобретение иностран­ной валюты, увеличение объема краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть ком­пенсирован путем увеличения объема краткосрочных креди­тов. Помимо этого, центральный банк может производить пря­мые покупки краткосрочных ценных бумаг, проводить прямые краткосрочные РЕПО и СВОП.

    2. Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк вправе: предложить им на выгодных услови­ях краткосрочный депозит в центральном банке; произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погаше­ния; продать векселя с условием обратного выкупа в ближай­шем будущем (короткое обратное РЕПО); провести короткие об­ратные СВОПы.

    Если центральный банк не уверен в длительности колеба­ний спроса на ликвидность, то более предпочтительными явля­ются краткосрочные операции (операции тонкой настройки), так как они воздействуют на рынок непродолжительное время. Кроме того, при проведении любых операций центральный банк должен либо воздействовать на объем ликвидности (став­ка при этом определяется рынком), либо установить процент­ную ставку и позволить банкам самостоятельно определять объ­ем ликвидности. Следовательно, центральный банк, проводя денежно-кредитное регулирование, делает возможным получе­ние обратной информации (обратная связь) от банковской сис­темы и может оценить достоверность, обоснованность и, в ко­нечном счете, эффективность своих действий.

    Операции на открытом рынке Национального банка Рес­публики Беларусь предоставлены следующими видами.

    Аукционные OOP являются основным инструментом регули­рования ликвидности банковской системы со стороны Нацио­нального банка, инициируются им и проводятся на аукционной основе с целью сглаживания относительно долгосрочных колеба­ний ликвидности (до 30 дней по операциям поддержания, до 180 дней - изъятия ликвидности). Ставки по аукционным опера­циям могут определяться либо НБ, либо на конкурентной осно­ве; лимиты по ним не устанавливаются.

    На аукционной основе проводятся следующие операции:

    Покупка-продажа государственных ценных бумаг и цен­ных бумаг Национального банка на условиях РЕПО;

    Эмиссия краткосрочных облигаций НБ; . депозитный аукцион;

    Ломбардный аукцион.

    Двусторонние OOP ориентированы на ограниченную поддер­жку ликвидности в банках в случаях ее непредвиденного значительного оттока; проводятся по индивидуальным заявкам банка сроком до 14 дней. Особенностью данных операций является не­обходимость согласования с Национальным банком объемов, срока рефинансирования, а также вида используемого инстру­мента. Ставка по двусторонним операциям носит штрафной ха­рактер; лимиты по ним также не устанавливаются.

    На двусторонней основе проводятся следующие операции: ломбардный кредит по фиксированной ставке, покупка у бан­ков иностранной валюты на условиях СВОП и операции по встречному размещению депозитов.

    К операциям структурной настройки относятся: покуп­ка-продажа государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг НБ на условиях до погашения. Данные операции иници­ируются Национальным банком и проводятся с целью коррек­тировки долгосрочных параметров денежного предложения с учетом целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Став­ки по этим операциям ориентируются на аукционные сделки; лимиты по ним не устанавливаются.