Законодательное и фактическое удушение обнала: что дальше? Теперь налоговики могут запустить процедуру банкротства компании. Некоторые посредники – не налоговые агенты

2017 год стал переломным в сфере налогового законодательства. Более 500 новых законов, тысячи новых нормативных актов, которые в сотый раз вводят новые правила игры, которые совершенно не понятно, как применять. Ответственность всем своим имуществом за любой долг перед бюджетом, возможность признания бизнеса банкротом налоговиками в упрощенной форме, наказание за прошлое законное дробление бизнеса, правила которого поменялись в одно мгновение – это лишь микроскопическая капля от общего вала новых подавляющих правил.

Чего только стоит эта идея (№335-ФЗ от 27.11.2017 года) платить НДС при покупке металлолома (и не только) напрямую в бюджет. И это только начало: новые правила будут распространены на все отрасли, всю хозяйственную жизнь.

Но давайте по порядку.

Теперь налоговики могут запустить процедуру банкротства компании

266-ФЗ от 29.07.17. В случае, если компания не может расплатиться по своим долгам, ФНС в праве начать упрощенную процедуру банкротства.

Самое интересное в этом законе то, что налоговики сами назначают лицо, контролирующее должника. То есть выбирают, кто будет нести ответственность по долгам. Делается это просто. Более того, постановление правительства РФ от 29 мая 2004 года № 257 в редакции от 21 июля 2017 года № 858. объясняет, как обеспечить права налоговиков при исполнении норм 266-ФЗ.

Нельзя снижать налоги по операциям, которых на самом деле не было

Если совсем упростить ее, то снижение налогов не может быть единственной деловой целью. То есть, если вы умышленно совершали какие-то операции для того, чтобы заплатить меньше налогов, то перечислить налог вас заставят. И по сделкам, чья реальность, по мнению налоговой, сомнительна, придется предъявить доказательства или выплатить доначисления.

Этот закон неприятен еще и потому, что практически любую сделку с НДС можно записать под умышленное снижение налога. Но, к счастью, я разработал несколько методов, как противостоять доначислениям в рамках этой статьи.

Официальное разъяснение того, как применять статью 54.1 НК

Автор документа рассказывает о том, как собирать доказательства для суда. Но тут у нас, уважаемые коллеги, огромное преимущество. Вся судебная работа налоговой строится на поиске «кривых» схем оптимизации. Если вы все сделали правильно и в рамках закона, то вас это не коснется.

17 признаков, свидетельствующих о незаконном дроблении бизнеса

Письмо ФНС от 11 августа 2017 года № СА-4-7/15895, этот документ создан в помощь налоговикам для вычисления схем, связанных с «обналом». Основываясь на опыте предыдущих лет, они выработали эти критерии, которые помогут в 2018 году выявлять цепочки фирм-«однодневок».


Изучив эти критерии, я пришел к выводу, что они все так или иначе касаются несоблюдения принципов самостоятельности, которые получают участники моих семинаров.

Прямая уплата НДС в бюджет

На сладкое – тот самый 335-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Кроме эксперимента по уплате НДС покупателями лома черных и цветных металлов и сырых шкур он внес большое количество изменений в Налоговый Кодекс. Например, закон расширил список контролируемых сделок, запретил вычет НДС по товарам, купленным за счет бюджетных субсидий, изменил так называемое «правило 5%». Повторюсь, поправок очень много.

Все перечисленные документы будут разбираться на двухдневном семинаре-практикуме Владимира Турова «Законное снижение налогов без «обнала» и защита активов в условиях 2018 года», который пройдет в Новосибирске 5-6 марта 2018 года. Также участники мероприятия получат решения по статьям Налогового Кодекса, вступившим в действие с 1 января 2018 года, узнают законные способы, как снизить налоги своих компаний и как противостоять блокировке счетов банками в наступившем году, и получат 80 законов правильного дробления бизнеса.

Возрастное ограничение 18+

Удивительно то, насколько у наших чиновников получается «вроде что-то делать» и при этом не доводить это до конечного результата, который, что называется, можно «пощупать руками». Еще несколько лет тому назад в кулуарах Государственной Думы ходили разговоры о необходимости «наказывать» работодателей за то, что те выплачивают «слишком большие» заработные платы. Если не изменяет память, речь там шла о суммах, превышающих восемь размеров МРОТ. Как-то со временем эти разговоры поутихли, после чего последовал одиозный поступок со стороны Минкомсвязи, дающий право главе «Почты России» назначить себе заработную плату в размере 10 миллионов рублей в месяц, что абсолютно несоизмеримо с тем уровнем дохода, который получает линейный персонал его компании. Ну, да ладно. Это совсем другая история. Сегодня же нас интересует то, как парламентарии и ключевые государственные чиновники планируют бороться с «серыми» зарплатами на рынке труда, что предполагает «заботу» и «защиту» рядовых граждан нашей страны со стороны государства. Защитой там, правда, не пахнет, но все равно получилось довольно забавно. Что ж, судите сами…

В «серой» зарплате виноват работник!

По оценкам специалистов, около 20% от общего числа трудоспособного населения нашей страны задействовано в теневой экономике. Предполагаем, что эксперты брали в расчет граждан, кто нигде официально не трудоустроен. С некоторой натяжкой к этому числу можно прибавить и тех из нас, кто получает «серую» зарплату. Соответственно, представьте, насколько здесь автоматически увеличивается процент «не совсем честных» людей. Если говорить в более обширном смысле, то это серьезная проблема, которая, уверены, аукнется всем нам спустя несколько десятков лет. Это же, вероятно, понимает и Светлана Марчукова, начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Липецкой области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. С ее стороны последовало предложение привлекать чуть ли не к уголовной ответственности лиц тех, кто не выдает, а ПОЛУЧАЕТ «серую» зарплату. По ее мнению, работник, соглашаясь на такие условия, вступает в сговор с юридическим лицом. Наверное, очень удобно выдвигать схожие инициативы, когда у самого зарплата «белая». К сожалению, чиновник не уточнила, как работнику бороться с этой несправедливостью и при этом сохранить хорошие отношения с руководством организации. Предложить – мало, нужно еще и объяснить, как это должно быть воплощено в жизнь. На фоне этого наши клиенты по услуге « » в большинстве своем высказались за то, что данная инициатива крайне неудачна по своей сути.

Научить граждан «писать кляузы»

Инициатива не нова, и все же она прозвучала снова, на этот раз от руководства ОПФР по Республике Ингушетия. Чиновники активно склоняют граждан всеми возможными силами писать жалобы в ФНС, прокуратуру, полицию, даже к ним самим, лишь бы они проявляли, куда большую сознательность, чем сейчас. Кстати, в крупных городах России (в метро особенно) по прежнему можно слышать сообщения, начинающиеся со слов: «Прокуратура разъясняет»… Ведомство гарантирует абсолютную анонимность, что, в теории, должно подвигнуть граждан к более решительным действиям. Насколько это работает, судить сложно, однако руководство страны всерьез раздумывает над тем, какие еще предложить россиянам гарантии безопасности в случае подобного обращения. Тема защиты прав работника здесь перекликается с вышеупомянутой инициативой. Радует хоть то, что некоторые чиновники понимают всю опасность для гражданина, которая может исходить от его начальства за подобные «кляузы», чего нельзя сказать о представителе Липецкого отдела ФНС …

Штрафы за низкую заработную плату

Тоже «интересное» предложение, но едва ли осуществимое. Впервые оно прозвучало в мае 2017 года и его инициаторами стали члены Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). По мнению авторов данного «мессанджа», работодателям будет невыгодно платить низкие заработные платы, точнее, указывать уровень окладной части в договорах с работниками, приближенный к МРОТ. Считается, что подобная мера вынудит большинство кампаний указывать в договоре, скажем, не 16000 рублей, а, например, 26000. В противном случае, они все равно понесут соответствующие расходы в виде штрафов. Дать оценку сей инициативе довольно затруднительно, однако это может вынудить компании отказаться от части своего персонала, что, в любом случае, станет причиной роста безработицы. Одно лечим – другое калечим. Что уж там сказать…

Изменить ставку страховых взносов

На этот раз автором инициативы стал не «кто-то там», а сам глава Минфина России Антон Силуанов. Суть его предложения свелась к тому, чтобы изменить ставку страховых взносов таким образом, чтобы компаниям было не выгодно уклоняться от выплат отчислений за работников. Что уж там говорить, приведем его цитату (орфография сохранена):

«Теневой сектор экономики по-прежнему остается значительным. Многие предприниматели не хотят платить зарплату в белую, поскольку почти треть суммы забирается в виде страховых взносов. Проще обналичить деньги (хотя это сейчас тоже немало стоит) и выдать работникам в конвертах ─ все или частично. Чем ближе мы подведем уровень начислений на заработную плату к стоимости «черной» экономики, тем больше стимулов появится у компаний не прятаться в полукриминальной зоне, а работать открыто. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно. В этом и заключается смысл маневра»…

Как мы видим, по данному вопросу Силуанов придерживается более «мягкой» политики, чего нельзя сказать о чиновниках рангом ниже. Правда, инициатива так и осталась на словах и реальных шагов для воплощения этого в обозримом будущем не предвидится. По крайней мере, именно в таком виде.

Проводить анонимные опросы среди работников

На сей раз речь идет об общественной инициативой, которую поддержало немалое число граждан нашей страны. В том случае, если она заслужит должное внимание со стороны власть имущих, то уже в 2018 году будут созданы полноценные комиссии в городах, целью которых будет выявление случаев выплаты «серой» заработной платы. Предполагается, что сотрудники этого негосударственного объединения будут проводить социологические опросы среди населения. Проблема заключается в том, что для чистоты эксперимента они не смогут быть полностью анонимными, т.к. для подтверждения сведений о нарушении трудового законодательства со стороны компаний, потребуются персональные данные работников (как минимум, попросят сообщить название организации, ФИО респондента, должность и компанию, где он работает). Во всяком случае, идея неплохая и граждане вряд ли будут скомпрометированы. Считается, что данные инициативные группы будут находиться в косвенном подчинении прокуратуры, что, в некоторой степени, обнадеживает. Посмотрим. Пока 2018 год еще не наступил. Уважаемые коллеги, скажите, а лично вы стали бы участвовать в подобном опросе на улице или в магазине?

Почему нужно что-то другое?

Если посмотреть на описываемую нами проблему отвлеченно, то уже хорошо, что мы на сегодняшний день можем лицезреть такое разнообразие инициатив по борьбе с «серыми» зарплатами. По идее, здесь можно сделать вывод, что и государству, и рядовым гражданам нашей страны не безразлична эта тема. И все же при всем своем многообразии мы не можем назвать ни одно из предложений действительно эффективным. То, что предложил Силуанов – хорошо, но суметь «обогнуть» рамки со страховыми взносами будет возможно. Назначить штрафы на низкую заработную плату тоже можно, но не разорится ли наш малый бизнес после этого? Научить людей жаловаться? Тогда подскажите, пожалуйста, господа чиновники, как им сделать это так, чтобы в итоге добиться своей цели – получать относительно высокую, но все-таки «белую» зарплату? Наказать-то компанию прокуратура сможет без проблем, да только решится ли проблема? Про уголовное преследование работников мы вообще говорить не будем, ибо это вопиющий случай, простите, самодурства. Получается, что наиболее оптимальный вариант, как всегда, предложили сами люди, не задействованные в государственном аппарате. Действительно, если создать некоммерческие организации, целью которых будет проведение социологических опросов на тему заработных плат, может, действительно что-то изменится? Но и здесь, к сожалению, тоже есть подвох. Наш человек на улице, как правило, угрюмый и скрытный. Разве будет можно ожидать от него откровенного рассказа о своих невзгодах? По мнению нашего клиента по услуге « », в принципе, можно. Единственное, для этого потребуется профессиональное обучение интервьюеров, которым придется «по-человечески» объяснять респондентам то, зачем они к нему подошли и что от него хотят.

Что ж, дорогие читатели, посмотрим, что нас действительно будет ожидать. Желаем нашим законодателям благоразумия в принятии ключевых решений, а также побольше светлых идей. Они все-таки на благо общества должны трудиться, ибо не народ – слуга государства. Все наоборот.

Благодарим за внимание.

Обналичка денег в 2018: риски, ответственность, расходы, альтернативы

“Обналичка”, крестовый поход против которой недавно государство руками банков и налоговой, имеет два аспекта. Первый — это уклонение от уплаты налогов. Этот риск случается ежегодно только у 1% налогоплательщиков — примерно столько налогоплательщиков проверяется ежегодно выездными налоговыми проверками. Второй аспект — операционный. В России практически невозможно вести бизнес без использования “кэша”, а доставать его становится все сложнее и сложнее. Это риск касается большинства предпринимателей, потому что влияет на бесперебойную работу бизнеса.

Основная потребность в “кэше” формируется за счет трех главных составляющих:

а) “конвертные” зарплаты;

б) спецрасходы (тут не только откаты клиентам, но и любые траты денег, там, где надо “подмазать” чтобы хорошо ехало);

в) личный доход собственника.

В последующих статьях постараюсь подробно разобрать каждый вид. Сейчас приведу общие мысли о том, что делать когда цена “обналички” уверенно стала двузначной и сопровождается ростом сроков выдачи и уменьшением объемов.

Прежде считаю важным отметить два момента.

1. Тренд на удорожание “обналички” сохранится. Этому поспособствуют несколько факторов:

  • Расширение с 1 сентября 2017 года полномочий налоговых органов по внесудебному исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 129-ФЗ “Об ООО”) — для исключения требуется, чтобы запись о недостоверности “висела” в реестре свыше шести месяцев, поэтому этот инструмент еще не заработал и свое в цене “обнала” не отыграл.
  • Повсеместное внедрение онлайн-касс тоже еще не отыграло полностью в цене налички из-за разного рода отсрочек — посмотрим что будет после 1 июля 2018 года (а некоторым категориям предпринимателей отсрочку продлили до 1 июля 2019 года федеральным законом от 27 ноября 2017 года 337-ФЗ).
  • Эксперимент по прямому перечислению НДС в бюджет для металлоломщиков — большая часть клиентов, несущих расходы на содержание “однодневок” уйдет;
  • Ужесточение финансового мониторинга в банках приводит или будет приводить к сокращению средней время жизни аля подобных “сервисных” юридических лиц. Сейчас такой срок жизни, на наш взгляд, не превышает двух месяцев (!!!) — все это исключительно заслуга банкиров.

То есть, себестоимость создания и сопровождения “однодневок” теперь ложится не на двух-, трехлетний оборот, а на двухмесячный. При этом и сами обороты средние уже не те. “Срок жизни” и далее будет снижаться. Поэтому я уверен, что за год цена вырастет еще на 3%-4%, если не больше.

2. У всех Ваших конкурентов аналогичная ситуация.

Выводы. Их будет тоже два:

1. Я думаю через 2-3 года “фирмы-однодневки” либо вовсе иссякнут, либо будут нерентабельным и высокорискованным способом получения “кэша”. Речь даже не идет о налоговых рисках, отправленные на “обнал” деньги попросту могут к Вам не вернуться вообще. Поэтому необходимо задуматься как вести бизнес без использования таких каналов. Направлений тут два: первое — отказываться от “наличных” расходов и пытаться реорганизовать бизнес-процессы так, чтобы снизить потребность в “кэше” в хозяйственных операциях; второе — переходить на иные, более легальные, но при этом более дорогие и более лимитированные источники наличных денег.

Причем реструктуризацию бизнеса надо начинать уже сейчас, чтобы Вы уже в ближайшее время могли в случае каких-либо перебоев работать по более надежным хоть и дорогим каналам.

2. Всегда есть конкуренты, живущие сегодняшним днем и в случае перехода на более дорогую низкорисковую схему, разработанную в п. 1, можно и не дождаться светлого будущего, когда такие конкуренты вместе с “обнальщиками” постепенно исчезнут.

Поэтому на ближайшие 2-3 года возможно имеет смысл предусмотреть в работе Вашего бизнеса “байпассов” (технари знают что это такое) для поддержания конкурентноспособности. Таких, риски от которых не способны перекинуться на основной бизнес. И таких, от использования которых можно легко отказаться, как ящерица отбрасывает свой хвост при необходимости. Естественно, что любые из вариантов должны быть законными и не образовывать составов административных, уголовных или иных правонарушений.

Под конец года отечественные законодатели традиционного постарались и подготовили ряд изменений по НДС с 2018 года. Кого они затронут и в каких ситуациях, об этом – в нашем обзоре всех новшеств по НДС в налоговом законодательстве. Разбираем пакет поправок.

Некоторые покупатели стали налоговыми агентами

В первую очередь, свежие новости про изменения в НДС в 2018 году принёс Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). Согласно ему, с 01 января приобретатели ряда товаров должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Касаются эти изменения в НДС лома металлов с 2018 года. А также (новый п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • отходов чермета и цветмета;
  • сырых шкур животных;
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Реализация в России этих видов товаров теперь больше не освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть покупатель как налоговый агент исчисляет НДС. Исключение сделано только для обычных физлиц, у которых нет статуса ИП.

Напомним, что налоговые агенты должны рассчитать и перечислить в казну соответствующую сумму НДС независимо от того, лежат ли на них обязанности плательщика данного налога.

Налоговые агенты на общей системе (ОСН) вместе с исчислением налога могут заявить соответствующий вычет. То есть фактически не перечислять деньги в казну.

Некоторые посредники – не налоговые агенты

Ещё новое в НДС с 2018 года заключается в том, что поправки не признают налоговыми агентами следующих посредников (п. 10 ст. 174.2 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ):

1. Субъектов общероссийской платежной системы.

2. Операторов связи, которые указаны в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Когда нет права на вычет входного НДС

Также изменения в НДС с 1 января 2018 года затронули получателей субсидий и инвестиций из казны. С этой даты у плательщиков нет права брать к вычету входной НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет указанных госсредств (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Права на вычет НДС нет и в том случае, когда если субсидия идёт в уставный капитал предприятия.

В связи с этой поправкой более детально прописан механизм восстановления налога, когда субсидия оплачивает стоимость покупки, но частично.

Нулевой НДС для реэкспорта: условия

Операции по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта, коснулось в 2018 году изменение ставки НДС на нулевую (Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее – Закон № 350-ФЗ). При этом обязательное условие НДС 0% – если ранее товары (в т. ч. продукты переработки, отходы, остатки) проходили следующие таможенные процедуры (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону;
  • свободный склад.

По закону, чтобы подтвердить нулевой НДС при реэкспорте нужно подать в ИФНС, помимо прочего, следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта;
  • оригинал или копию таможенных деклараций;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Расширено право на НДС 0%

Также новый порядок уплаты НДС в 2018 году распространён на некоторых участников экспортных сделок. Так, до недавнего времени плательщики, которые предоставляли ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки товаров на экспорт, могли применять НДС 0% только, если они у них в собственности либо арендованы.

С 2018 года данное ограничение больше не действует. То есть, стало больше лиц, которые могут заявить нулевой НДС по этому основанию.

Право на отказ от нулевого НДС при экспорте

Стал возможен отказ от нулевой ставки НДС при экспорте и смежным с ним услугам – это очередное новое в уплате НДС в 2018 году благодаря Закону № 350-ФЗ (новая редакция ст. 164 НК РФ).

Данные изменения дают экспортерам право отказаться от ставки НДС 0%:

  • непосредственно при экспорте товаров;
  • их перевозке.

Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок – до 1-го числа квартала, с которого фирма хочет отчислять НДС по ставке 10 или 18%.

Причём нельзя:

  • применять разные ставки к товару, даже когда его приобретают разные лица;
  • выборочно отказываться от нулевого НДС по конкретным сделкам.

Кроме того, при отказе от нулевого НДС вернуться к нему можно лишь через 1 год.

Общий смысл этих поправок по НДС в 2018 году в следующем:

  • экспортный нулевой НДС применять непросто, так как нужно доказывать право на такую ставку, иначе – налог придется отчислять в размере 18% за всю цепочку контрагентов;
  • можно принимать НДС к вычету по счетам-фактурам с НДС 18, а не 0%.

Документы для нулевого НДС с посылок за границу

При экспорте товаров почтой нулевую ставку НДС новый закон с 2018 года разрешает подтверждать платёжками (оригиналы или копии) и декларацией по форме CN 23:

Помимо платёжек, можно выбирать, что представить из 2-х вариантов (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ):

Суть в том, что на 2017 год отдельный список подтверждающих документов для международных почтовых посылок в НК РФ не был чётко прописан.

Положительные изменения по НДС в 2018 году для юридических лиц в том, что при отправке за границу почтовых посылок внешнеторговый контракт для подтверждения НДС 0% не нужен (изменения внёс Закон № 350-ФЗ).

Напомним, что обосновать экспортный НДС нужно за 180 календарных дней после начала этой таможенной процедуры. Документы подают вместе с декларацией по этому налогу.

Уточнено «правило пяти процентов»

В части НДС новое в законодательстве в 2018 году затрагивает фирмы, у которых есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. Изменения внесены Законом № 335-ФЗ.

Так, уточнён п. 4 ст. 170 НК РФ, который говорит о «правиле пяти процентов». В частности:

  • его соблюдение позволяет брать входной НДС к вычету целиком, при этом с 01.01.2018 не вести при этом раздельный учет нельзя;
  • данное правило не применимо, когда товар задействован только в необлагаемых НДС операциях.

На чеке нужно выделять НДС

С 01.01.2018 уточнён п. 6 ст. 168 НК РФ. Теперь при торговле товарами (работами, услугами) в розницу чеки и иные документы, выдаваемые потребителям, исключены из перечня документов, на которых не указывают НДС. Поправку внёс Закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

На ярлыках и ценниках товаров это можно по-прежнему не делать.

Закон о tax free

Для иностранцев изменения в уплате НДС с 2018 года будут особо актуальны. Дело в том, что Закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ с 1 января наконец-то ввёл в России механизм tax-free. Это право иностранцев (не из стран ЕАЭС) на возврат НДС с покупок, сделанных в России (tax free).

Причём на подакцизные товары новая система возврата НДС точно не действует. Не исключено, что Правительство РФ расширит этот стоп-лист.

Для возврата НДС иностранцу необходимо в течение суток приобрести товары на сумму от 10 000 рублей. Вернуть налог можно безналом либо наличными через оператора в аэропорту. Это регулирует новая статья 169.1 НК РФ.

Важно, что продавцы, которые участвуют в механизме tax free, смогут брать к вычету НДС, который вернули иностранным физлицам. Считается, что это очень выгодная система для бюджета нашей страны.

Но кто может приобрести статус такого продавца? Для этого нужно соответствовать 3-м обязательным условиям:

1. Предприятие (её обособка) занимается торговлей в розницу.

2. Оно отчисляет НДС.

3. Входит в специальный реестр Минпромторга России.

И это не всё. Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает:

  • места размещения таких торговых фирм;
  • условия, которым они должны соответствовать, чтобы входит в систему tax free.

По требованию иностранца придётся оформить в одном экземпляре на основании одного или нескольких кассовых чеков чек для возрата НДС. Обязательного бланка чека tax free не будет, но требования по его обязательным реквизитам остаются.

В итоге продавцу налог вернут на основании чека tax free с отметкой таможни о вывозе товара и при условии, что НДС по нему компенсирован иностранцу. Вычет продавцу положен в течение 1 года с дня, когда иностранцу компенсирован НДС.

Налоговики не вправе отказать продавцу в вычете, если в чеках tax free есть неточности, которые не мешают установить сведения:

  • о розничном продавце;
  • стране, которая выдала иностранцу паспорт;
  • названии товара;
  • сумме НДС.

Уточним, что компенсировать иностранцам НДС будут непосредственно торговые фирмы или другие плательщики, заключившие с ними соглашения. Данные услуги подпадают под НДС 0%. Право на нулевой налог, конечно, придётся подтверждать. Но с 01.10.2018 делать это будет проще.

Перечень аэропортовых услуг установит Правительство РФ

Как известно, нет НДС по услугам, оказание которых идёт непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но какие именно это услуги в аэропортах? Похоже, давней неразберихе в этом вопросе пришёл конец.

Так, Закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ с изменениями в НК РФ говорит, что с 01.01.2018 список аэропортовых услуг, которые свободны НДС, определяет отдельным документом Правительство РФ.

НДС 0% по воздушным перевозкам в Калининградской области

Закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл нулевой НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области. Это новый подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Нет НДС при передаче целевого имущества в особых экономических зонах

На основании Закона от 27.11.2017 № 351-ФЗ с 01.01.2018 нет НДС при безвозмездной передаче региональным и муниципальным властям имущества, созданного для воплощения в жизнь соглашений о создании особых экономических зон – ОЭЗ (ст. 146 и 170 НК РФ).

Пример

Акционерное предприятие, 100% акций которого принадлежит РФ, созданное в рамках ОЭЗ, передаёт имущество созданными с его участием обществам – управляющим компаниям ОЭЗ.

Вдобавок, АО и УК ОЭЗ больше не обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее взятые к вычету по такому имуществу.

Нет НДС при выпуске матценностей из госрезерва

В силу Закона от 14.11.2017 № 316-ФЗ с 01.01.2018 освобожден от НДС выпуск материальных ценностей ответственным хранителям и заемщикам из государственного резерва по причине:

  • их освежения;
  • замены;
  • в порядке заимствования.

Также регламентированы особые правила определения налоговой базы и порядок определения ставки НДС при реализации матценностей ответственными хранителями и заемщиками.


«НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2018: КАК ЖИТЬ БЕЗ ОБНАЛИЧКИ И ФИРМ-ОДНОДНЕВОК И НЕ РАЗОРИТЬСЯ. КАК ВЫЖИТЬ В УСЛОВИЯХ БАНКОВСКОГО И НАЛОГОВОГО «ГЕНОЦИДА» МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

Время проведения: с 10.00 до 18.00

Семинар ориентирован на финансовых директоров и руководителей компаний, собственников бизнеса, главных бухгалтеров, налоговых юристов, специалистов по налоговому планированию.

Семинар ведет: Кузьминых А. Е. - Управляющий партнёр компании КУЗЬМИНЫХ & ПАРТНЕРЫ (K&P), консультант по налоговому планированию и построению холдинговых структур, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и НИУ ВШЭ. Имеет большой опыт практической работы по планированию налогообложения и финансовых потоков в рамках торгово-промышленного холдинга, а также в области налогового и организационно-финансового консалтинга. Обладает глубокими знаниями и большим опытом в области рационального построения интегрированных холдинговых структур, налогового планирования деятельности отдельных предприятий и групп компаний, регулярно разрабатывает и внедряет новые схемы и методы планирования налогообложения и финансовых потоков. Автор десятков статей по налоговому планированию для ведущих профессиональных изданий. Среди клиентов - компании сферы производства, оптовой и розничной торговли, строительства, услуг населению и B2B. Автор и ведущий регулярных практических семинаров по налоговому планированию.

Программа семинара:

С 2017 года государство в лице налоговиков, судов, Следственного Комитета и Центрального Банка резко усилило своё давление на налогоплательщиков. ФНС применяет относительно новую стратегию борьбы с налоговыми схемами - сочетание риск-ориентированного контроля с понуждением налогоплательщиков к самостоятельному пересмотру налоговых обязательств и уплате дополнительных налогов. В начале семинара даётся обзор последних изменений в сфере налогового контроля и администрирования налогов - введение в НК РФ понятий, ранее известных как «необоснованная налоговая выгода» и «деловая цель», различные письма и рекомендации ФНС, Центрального Банка и Следственного Комитета, изменение (ужесточение) политики банков в отношении «сомнительных операций» и «сомнительных клиентов», а также знаковые судебные решения, формирующие новую стратегию борьбы с «серыми» и «черными» схемами.

Очевидно, что в современных условиях, особенно с учётом эффективной работы АСК НДС-2 и ввода в эксплуатацию АИС «Налог-3» (т.н. «проблема электронного НДС»), использование таких традиционных способов псевдооптимизации, как обналичка и фирмы-однодневки стало более опасным, дорогим и малодоступным. А по мнению многих специалистов - и вовсе невозможным! Тем более, что в 2017 году ещё больше ужесточилось налоговое администрирование и запущены в практическую эксплуатацию концепции «сомнительной (налоговой) задолженности» и «выгодоприобретателя» налоговой схемы. А банки под давлением ЦБ превратились едва ли не в ещё один правоохранительный/фискальный орган и «играют» на стороне налоговиков против клиентов - блокируют и закрывают счета, вносят в «черный список», так что говорят даже о банковском «геноциде» малого и среднего бизнеса!

Цель семинара - помочь компаниям, применяющим «серые» и «черные» схемы оптимизации налогов, уйти от них, и при этом не разориться, не уступить конкурентам, не уйти с рынка. Найти законные альтернативы таким схемам, платить налоги, но не переплачивать - вот основная идея налогового планирования без «помоек» и «черного нала».

Нужно платить «правильные» налоги - то есть столько, сколько вы должны, а не столько, сколько хотят с вас взять налоговики для выполнения своих плановых заданий по сбору.

1. Договоримся о терминах: что такое «черные», «серые» и «белые» схемы, обналичка, фирма-однодневка и т.п. Как выявить внешнего контрагента-однодневку и исключить отношения с ним. Новая стратегия ФНС по борьбе с «черными» и «серыми» схемами: последние изменения законодательства и практики его применения, судебные решения, письма/рекомендации ФНС, СК РФ и ЦБ РФ.

2. Однодневки. Для чего используются:

Псевдооптимизация НДС и налога на прибыль;
. «серый импорт»;
. «серая конвертация»;
. незаконная деятельность.

3. Проблема «электронного НДС» в налоговых схемах. Автоматическое выявление всех цепочек перепродажи товаров (работ, услуг), включающих в себя компании-однодневки на любом этапе. Как это может отразиться на включённые в эти цепочки «белые» компании. Риск признания их «получателями необоснованной налоговой выгоды» («выгодоприобретателями» схемы). АСК НДС-2, АИС «Налог-3» и как их «обмануть». Концепция «сомнительной (налоговой) задолженности» и выгодоприобретателя необоснованной налоговой выгоды, ужесточение налогового администрирования НДС. Есть ли альтернатива «серым» схемам, дающая тот же результат, но без однодневок? «Светло-серые» схемы без фирм-однодневок:

. «элитная однодневка» (компания с «сомнительной задолженностью»), «кающийся директор» и «недоимщик-банкрот»;
. агент не может удержать НДС при выплате дохода принципалу-нерезиденту.

4. Законные альтернативы однодневкам (только для законных целей!):

Перевод всех или части оборотов на специальный налоговый режим или иного неплательщика НДС. Условия применения - наличие покупателей (заказчиков), реализацию которым можно проводить без НДС, их выявление или искусственное «создание». Манипулирование добавленной стоимостью (перераспределение расходов между плательщиками и неплательщиками НДС, трансфертное ценообразование, в т.ч. разовые убыточные сделки с обоснованием цены, создание «безНДСных» доходов). «Биржа НДС»;
. затратные механизмы или трансфертное ценообразование с участием низконалоговых субъектов;
. прямой импорт с использованием или не использованием трансфертных цен и затратных механизмов - вместо «серого импорта»;
. выплата нерезидентам дивидендов, роялти, процентов, вклады в их уставные капиталы, покупка акций, инвестиции и т.п. - вместо «серой конвертации».

5. Обналичивание. Для чего используется:

. «черная» зарплата и доходы собственников бизнеса;
. оплата расходов, которые не хочется проводить официально;
. незаконная деятельность (взятки, откаты, финансирование политической деятельности…);

Законные альтернативы (только для законных целей!):

В каком случае выплата зарплаты на спецрежимах сохраняет актуальность. Льготы по страховым взносам и уменьшение на них налога при УСН и ЕНВД;
. дивиденды от компаний на спецрежимах или от компании-нерезидента. Нюансы, рекомендации. Выплата квартальных дивидендов ежемесячно частями. Выплаты из прибыли в АО, ООО, производственном кооперативе. Расчет эффективности,
. договоры с предпринимателем: возмездного оказания услуг, выполнения работ, агентский, транспортные услуги, механизм трансфертных цен, штрафные санкции, аренда, проценты, роялти и пр. Риски переквалификации в трудовые отношения, в т.ч. с учетом Определения Верховного суда № 302-КГ17-382 от 27.02.2017г. Минимизация рисков имущественной ответственности предпринимателя. Расчет эффективности,
. дарение физлицом наличных денег, заработанных в качестве ИП, как легальная альтернатива обналичиванию. Как получать наличные и избежать блокировки/закрытия расчетных счетов - способы получения наличных предпринимателем: по чеку (кэш-карте, корпоративной карте), через личные (карточные, текущие, депозитные, накопительные, инвестиционные и иные) счета. Свободно используемые безналичные средства ИП - альтернатива «кэшу»? Проблемы, ограничения и нюансы. Рекомендации по выбору банков с учётом последних усилий ЦБ РФ по снижению объёма «сомнительных операций»;
. зарплата в большом размере - льготная (в некоторых случаях - нулевая) ставка страховых взносов («директорский фонд»);
. корпоративные и личные пластиковые карты иностранных банков. Перевод на них или на карты российских банков подотчетных сумм, зарплат, компенсаций, гонораров и иных легальных доходов от нерезидентов.