Как экономика влияет на политику примеры. Социальная и экономическая сферы. Способы воздействия государственной политики на экономику

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2009.-С.186..

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

Организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

Установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

Система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает -- важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 2007.- С.135..

Центральная проблема в формировании соответствующих условий -- процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики -- это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов -- процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения -- важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М., 2007.- С.251..

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

В свою очередь, политика оказывает серьезное влияние на экономику. Принципиальная связь экономики и политики в том, что «политика является концентрированным выражением экономики» (В.И. Ленин Полн. Собр., соч. т. 37, с. 278), так как в политике находят обобщенное выражение интересы всех классов и слоев данного общества. Политика призвана регулировать интересы классов, а потому не может не играть активную роль по отношению к экономике.

Определяясь экономикой, политика в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает существенное обратное воздействие на экономику. Это проявляется в следующих ключевых моментах:

1) По Энгельсу политика проявляет себя как сознательное использование экономических законов. Активность воздействия политики на экономику проявляется в том, что, во-первых, политика учитывает законы экономического развития, чем способствует развитию экономики страны. Во-вторых, политика противоречит законам экономического развития. В конечном счете такая политика терпит крах. И, в-третьих, политика учитывает действие законов экономического развития частично и поэтому в одних направлениях может ставить преграды экономическому развитию, в других – способствовать развитию экономики (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 37, c. 417).

2) Воздействие государства на экономическую систему диктуется необходимостью противодействовать ущербу развитию экономики страны в целом и социальной стабильности в обществе в частности. К этому приводит безудержная погоня за прибылью в условиях свободной рыночной экономики. Известна характеристика капитала К. Марксом, который говорил, что тот при 300% прибыли готов на любое преступление даже под страхом смерти (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 23 с. 770.)

3) Государственное вмешательство в экономику связано также с тем, что существует целый ряд важных для общества сфер и отраслей, которые не вызывают большого коммерческого интереса для капиталистов (социальная инфраструктура, дороги, транспорт, благоустройство, подготовка научных кадров, фундаментальная наука, освоение космоса и т.д.).

4) В условиях перелома, в чрезвычайных обстоятельствах (война, кризис) должен быть безусловный приоритет политического подхода к решению любых вопросов, в том числе экономических. Политический подход представляет собой совокупность решений и действий, направленных на завоевание, сохранение и воспроизводство политической власти тем или иным классом. Особенно велика роль политического подхода в условиях переходного периода от одного общественного строя к другому. Им неоднократно руководствовались российские политики, причем разной политико-идеологической направленности в недавнем прошлом. Так, В.И. Ленин и большевики пошли на проведение нэпа не только и не столько для перелома действовавших в начале 20-х годов экономических тенденций, чтобы накормить, обуть и одеть население России, сколько обеспечить социальную стабильность и союз между рабочим классом и крестьянством и тем самым сохранить и укрепить советскую власть. И в начале 90-х годов антикоммунистическое руководство России в жестких рамках «рекомендаций» Запада опиралось и до сих пор опирается на политический подход в проведении реформ. Так, важнейшей целью приватизации в постсоветской России стало не повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства, а не допущение прихода коммунистов к власти в результате быстрого создания класса капиталистов, которые, получив собственность, просто так ее не отдадут и будут надежной опорой новой власти.

5) Политика выступает средством решения экономических проблем. Роль политики состоит в том, чтобы, опираясь на интересы масс, концентрировать требования экономической жизни и превращать их в содержание экономической политики, в принятие законов, стимулирующих развитие экономики. Создавая условия для реализации интересов социальных групп, политика повышает их активность в сфере экономики.

В рамках страны или региона пути решения экономических проблем и развития экономики определяется не автоматически, а проистекают из политики, которая есть та или иная реакция господствующих политических сил на социальные запросы классов и групп. Функция управления не является нейтральной. Пути решения экономических проблем разные классы и группы видят по разному, исходя из своих интересов. Выбор экономического курса – это всегда результат борьбы классов и представляющих их политических сил: партий, лобби, групп интересов, политических элит. При этом правящей политической элитой под влиянием ряда факторов (величина давления оппозиции на власть, уровень привлекательности и распространенности в обществе ее идей, что отражается на соотношение классовых сил, степень политической ответственности и способности власть имущих оценить новые тенденции общественного развития и в своей политике отразить их и встать над узкоклассовыми интересами) могут приниматься решения самые разные – от реакционных, компромиссных - до прогрессивных. В конечном счете, проблемы экономики могут быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными или их решение значительно усложняется, если их оценка и пути решения даются с позиций групп людей, преследующих узкие, олигархические интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии.

Меры в области экономики, предпринимаемые правительством России в последние 20 лет, пока не дали эффективных результатов. И не дадут, пока политика, проводимая российским правительством, будет служить главным образом интересам российской и мировой олигархии и бюрократии. Такая политика непременно будет подпитывать социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Имени Р.Е. Алексеева

Министерство образования и науки Российской Федерации.. федеральное государственное бюджетное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тесты для итоговой аттестации
1.1. Политология как наука: возникновение, развитие и особенности 1.2. Политика как общественное явление 1.3. Механизм формирования и функционирования политической власти

Методы исследования и функции политологии
Политология каких-либо специфических методов познания мира политики не выработала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу п

Современное состояние политологии
Политологию можно условно разграничить надва уровня функционирования и развития: теоретический и прикладной. Теоретическое исследование политики направлено на выявление ее

Античная и средневековая политическая мысль
Первоначально научное знание о политике складывалось в русле философской мысли, тесно связанной с религией и мифологией. Постепенно политические идеи освобождались от влияния этики,

Формы идеального государства
Однако не во всяком государстве люди могут быть счастливы, не проявлять своих низменных кач

Политические идеи средневековья
Исторический период с конца 5 по начало 17 века, вбирающий в себя эволюцию феодального строя, принято называть средними веками или средневековьем. На протяжении всей политической истории западноевр

Марксистская концепция политики
Марксистская концепция политики была разработана немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). Критически осмыслив философско

Развитие политической мысли в России
Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию, а также определялась влиянием целого ряда внешних факторов: географического положения, кл

Ких потрясений. к светским твенно к власти религиозных деятелей и пророков(моисея, Магомета
В политической науке в соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: 1) социологические, характеризующие политику через другие общественны

Происхождение политики
Политика существовала не всегда. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знают политики. Управление внутри них было основано на естественных связях (кровнородственных отношениях) и рег

Основные элементы политики и основные области политики
Политика вбирает в себя важнейшие структурные элементы: политическая деятельность, политические отношения, субъект политики, предмет политики, объект политики, виды и области полити

Диалектика экономики и политики
Политика органично связана с другими сферами общественной жизни: с экономикой, правом, моралью. Эта связь двойная: с одной стороны, политика оказывает воздействие на эти сферы, а

Роль экономики в политике
Роль экономики в политике характеризуют несколько важнейших моментов. 1) Экономика составляет материальную основу политики. Экономические ресурсы в современных демократических странах явля

Общее и различия между политикой и моралью
Главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от вып

Определение власти, элементы властных отношений, виды власти
Власть - первооснова социальной жизни, универсальный механизм интеграции людей, согласования, взаимодействия людей, реализующих собственные интересы. Власть появилась с возникновени

Виды власти
В соответствии со сферами общественной жизни власть может быть разделена на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную. Экономическая власть – это кон

Понятие, признаки, структура и функции политической власти
Появление политической власти результат длительной эволюции форм власти. В первобытном обществе, отличавшемся примитивностью отношений, власть носила общественный характер, поскольку регулировала в

Структура политической власти
В структуру политической власти входят субъект и объект власти, основания и ресурсы власти. В зависимости от степени вовлеченности в политическую деятельность выделяют субъекты и объекты пол

Основания власти
Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами, мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед насилием. Формула повиновения, осн

Ресурсы политической власти
Способность одного субъекта влиять на другого связана с наличием у субъекта власти определенных ресурсов. Ресурсы - это совокупность средств и методов, с помощью которых реализуется властна

Легитимность и легальность политической власти
Для подчинения необходимо, чтобы народные массы видели во властвующей элите агентов эффективной реализации их интересов, следовательно, властвующей элите необходима легитимность. Легитимность раскр

Сущность и структура гражданского общества
Повседневная жизнь людей, ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества. Большинство людей занято удовлетворением своих собственных индивидуальных потребностей и интересов и интер

Функции гражданского общества
Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражда

Особенности формирования гражданского общества в России
Формирование гражданского общества в разных странах имеет свои особенности. Так, в США созданию государства исторически предшествовала разветвленная система институтов гражданского

Политическая система общества
1. Политическая система общества: понятие и механизм функционирования Появление категории «политическая система» связано с развитием системного анализа Т.

Механизм функционирования политической системы
В модели функционирования политической системы Д. Истона она погружена в окружающую внешнюю среду (экономическую, социальную, культурную) и международную среду. Обмен ресурсами и взаимодействие пол

Структура политической системы
Политическая система общества состоит из следующих подсистем или элементов: 1. Институциональная подсистемаили система органов власти, которая включает государство, центра

Функции политической системы
Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Политическая система призвана обеспечить стабильность общества и его прогресс через сбалансированность различных групп интер

Понятие политического режима
Государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между классами, организациями и отдельными людьми с помощью определенных средств и методов. Этот аспект функционирования власти отражает

Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX века. Вперв

Авторитарный режим
Это диктаторский режим, как и тоталитарный. Их сходство - в первом критерии политического режима (методы господства и управления): господствуют преимущественно насильственные методы управления. Вся

Проблема перехода к демократическому политическому режиму
Вопрос перехода к демократии представляет в современном мире большой теоретический и практический интерес. Существует даже раздел политической науки – транзитология, изучающий поли

Демократический режим
Демократия выступает как ведущий элемент режима. Государственное политическое устройство общества основано на признании народа в качестве источника власти на принципах равенства и с

Понятие и признаки демократии
Смысл политики - обеспечить стабильность и одновременно развитие общества. Западные политологи выдвигают два условия социальной стабильности: 1. Обеспечение социальной мобильности (вертика

Теории демократии
Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления. 1. Либеральная теори

Формы демократии
В зависимости от того, кто: народ или его представители непосредственно осуществляет властные функции, различают непосредственную (прямую) демократию и представительную (демократию участия).

Условия успешного функционирования демократии
Демократия: благо или нет? Что необходимо для успешного функционирования демократии? Это зависит от условий в стране: демократия - благо, когда она соответствует экономическим, соци

Функции и роль выборов в политической системе
Система выборов власти является одним из важнейших элементов современных политических систем. Выборы - это способ формирования по определенным правилам органов власти с помощью политической воли на

Основные принципы избирательного права
Во время выборов должны соблюдаться демократические принципы избирательного права: 1.Всеобщность на право участия в выборах кроме нескольких категорий людей; 2. Р

Типы избирательных систем
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Сущность, теории происхождения, признаки, функции государства
Государство - это организация, обладающая верховной властью на определенной территории и осуществляющая управление обществом. Важнейшей чертой государства является наличие суверени

Признаки правового государства
1. Признание народа единственным источником власти. 2. Верховенство права. Государство, все его органы и чиновники, а также рядовые граждане подчиняются закону. 3. Равенство всех перед законом, при

Формы государственного правления
Формы государства включают в себя: 1. Формы правления. 2. Формы государственного устройства. Под формой правления принято понимать способ организации высш

Республика и ее формы
Республиканская форма правления прошла долгий путь в своем развитии. Первые республики возникли в греческих городах – государствах: Афинах, Коринфе, Фивах и других. Долгое время существовала респуб

Форма правления Российской Федерации
В современной России установилась смешанная республика. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства и главнокомандующим Вооруженным

Формы государственно-территориального устройства
Форма государства включает три формы государственно-территориального устройства:унитарное государство, федеративное и конфедеративное. Вопрос о форме государственно

Политические партии и партийные системы
1. Политическая партия: определение, функции и структура Среди реальных политических субъектов, действующих открыто на политической арене, самой влиятельной силой являются

Типология политических партий и партийных систем
Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на ана

Тенденции формирования партийной системы в современной России
Первые политические партии в России появились в конце XIX века (социал-демократическая рабочая партия, партия социалистов-революционеров) однако возникновение партийной системы в стране относится к

Виды субъектов политики
Политика не безлика, ее осуществляют участники политической жизни - субъекты политики. Субъектами политики являются те социальные силы, которые осознали свои интересы и свободно и самостоят

Понятие политической элиты
Ответ на этот вопрос, кто конкретно осуществляет власть в обществе, дает изучение теории элиты. Как известно, субъектами политики являются классы, группы, организации, инди

Происхождение, связь политической элиты с обществом, виды и функции элит
Происхождение элит связано с естественным процессом разложения родового строя в результате развития производительных сил и усложнения общества, потребовавшего для управления его делами профессионал

Политическая элита современной России
В краткой форме место и роль политической элиты в жизни современной России можно выразить в следующих положениях. Во-первых, не сумев выполнить свою миссию построения справедливого обществ

Природа и сущность лидерства
Понятие лидер происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении ор

Типы лидеров и их функции
Многочисленные попытки ученых типологизировать проявления лидерства обусловлены стремлением прогнозировать их поведение на основе тех или иных признаков. Одну из первых типологий создал М.

Функции лидерства
Функции лидерства зависят в конкретном общества от степени экономической, политической культурной зрелости сфер его жизни, культуры населения, политического режима, индивидуальных качеств самого ли

Специфика политического лидерства в России
Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. 1. Вплоть до Февральской буржуазно-демокр

Понятие политической культуры и ее элементы
Для выполнения разнообразных политических ролей, эффективного участия в политике с целью защиты и реализации своих интересов требуется политическая культура. Политическая культура раскрывает качест

Типы политической культуры
Каковы условия формирования политической культуры? На формирование политической культуры оказывают влияние такие факторы, как особенности исторического развития, географическое положение страны, со

Особенности политической культуры России
Современной состояние и развитие отечественной политической культуры невозможно понять без обращения к ее истокам, особенностям исторического пути России. Российская политическая культура

Политическая социализация
Социализация в широком смысле слова - это процесс передачи обществом и усвоения индивидом социального опыта человечества. Существуют разные виды социализации: правовая, экологическая, политическая

Сущность и функции идеологии
Направление политической деятельности и ее содержание во многом зависит от политической идеологии. Идеология (первоначально - наука об идеях) - система идей и взглядов, теор

Взаимовлияние идеологии и политики
Роль идеологии в политике: 1. Она служит теоретической основой политики. Политическую идеологию вырабатывают идеологи, политические мыслители, способные генерировать и рас

Либерализм как политическая идеология
Исторически первой формой идеологии был либерализм. Начало либерализму положил англичанин Джон Локк (1632-1704). Его идеи продолжили Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Б. Констан (1767-1830), И. Кант (172

Консерватизм как политическая идеология
Первые буржуазные революции в Европе в XVII - XIX вв. проходили под знаменем либерализма. Феодально-аристократической реакцией на Французскую буржуазную революцию, защиту феодальных устоев и дворян

Социализм как политическая идеология
Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности. В соответствии с ними строилась жизнь первых христиан. Но св

Контроль знаний студентов
1.Тесты для итоговой аттестации 1.1. Политология как наука: возникновение, развитие и особенности 1.1 В какой исторический период

Политика и общество
2.1. Что означало первоначально греческое слово политика 1) власть народа 2) искусство управления государством 3) управление делами города 4) власть немногих

Механизм формирования и функционирования политической власти
Вставьте пропущенное слово или словосочетание 3.1. Совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их отношений, в которых реализуетс


4.1. Признак любого государства (возможно более одного правильного ответа) 1) общность людей, объединенных по этнокультурному признаку 2) установление податей, налогов 3)

Субъекты политики
5.1. Вставьте пропущенное слово Социальная группа, имеющая следующие признаки 1) привилегированное положение 2) система льгот, в том числе материальных 3) социал

Социокультурные аспекты политики
Вставьте пропущенное слово или словосочетание 6.1. Система исторически сложившихся, относительно устойчивых знаний и убеждений, ценностей и ориентаций, моделей поведения индивидов и групп,

ДОКЛАД

по дисциплине

__________РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ __________
наименование дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
тема

Преподаватель ____________ __Стакутис С.З. __
подпись, дата инициалы, фамилия

Студент ЮЮ11-09Б161105801 ____________ Рыжков В.К.
номер группы номер зачётной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2014

ВВЕДЕНИЕ. 3

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ПОЛИТИКУ.. 4

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. 6

ИНЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПОЛИТИКУ.. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10


ВВЕДЕНИЕ

Несомненным является тот факт, что уровень и характер экономической системы любого государства во многом зависят и предопределяются политической средой: формой политического правления и политическим режимом, характером политической власти и уровнем ее легитимности, уровнем развития гражданского общества, личностью политического лидера страны, составом политической элиты, степенью развития политической системы страны и т.д. Как писал Ч.Мерриам: `В действительности политика и экономика никогда не были отделены друг от друга. Практически нет такого политического движения, в котором не отражались бы экономические интересы, или такой экономической системы, в сохранении которой политический порядок не выступал бы важнейшим фактором. Одна из основных проблем социальной организации - это отношение между экономическими и политическими частями организации и властью. Оно оказывает влияние на характер организации городского, государственного, национального и международного уровня`. Аналогичной точки зрения придерживается известный французский политолог Ф.Бенетон: `Функционирование экономики подчинено политике разными способами: экономика свободна только тогда, когда политика не навязывает командной экономики, эта свободная экономика предполагает безопасность обмена и, следовательно, общественный порядок, она предполагает также систему прав собственности, которую вновь может установить только политическая власть`.

В свою очередь, несомненно и то, что политическая система общества не может нормально функционировать, не имея соответствующего экономического обеспечения политических процессов. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической систем общества - универсальное явление, характерное для всех государств во все периоды их истории. Практика показывает, что воздействие экономической системы на политическую проявляется во многом. В США существует поговорка: `Экономисты льют пули, которыми юристы стреляют друг в друга`. Имеются в виду юристы-политики, выступающие в роли законодателей или работающие в государственных органах исполнительной власти.


ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ПОЛИТИКУ

Основными аспектами влияния экономики на политику являются следующие.

Во-первых, уже сам приход к власти того или иного политика, партии (политического блока) предопределяется программой экономических мероприятий, которые они обязуются реализовать в случае обретения власти. Масштабные, обещающие экономический подъем страны и повышение благосостояния народа программы склоняют избирателей голосовать за тех, кто их выдвигает. При этом нельзя не заметить, что в современных демократических странах пришедшие к власти лидеры (политические партии) обязаны выполнять и, как правило, выполняют экономические программы, выдвинутые в ходе предвыборной борьбы. Поэтому избиратели относятся к предвыборным обещаниям кандидатов как к реальным программам. И многие кандидаты, предложившие проведение новых экономических преобразований, победили на выборах. Например, традиционно, избирательные кампании кандидатов на пост президента США проходят под определенным девизом, цель которого - привлечь на свою сторону избирателей, установить эмоциональный контакт с ними. Приведем примеры таких девизов. В избирательной кампании Ф. Рузвельта - `Новый курс`, Г. Трумэна - `Справедливый курс`, Дж. Кеннеди - `Новые рубежи`, Л. Джонсона - `Великое общество`, Р. Никсона - `Вместе вперед!`, Дж. Картера - `Новые горизонты`, Р. Рейгана - `Эра национального обновления`, Б. Клинтона - `Назрела необходимость перемен`.

В России в 1995- 1996 гг.: НДР - `Стабильность и развитие, демократия и патриотизм, уверенность и порядок`, КПРФ - `Россия, труд, народовластие, социализм`, `Яблоко` - `Достоинство, порядок и справедливость`, `Женщины России` - `Вера в любовь, надежда на семью, любовь к России`, АПР - `Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние`.

Таким образом, уже с самого начала своего становления политическая власть активно опирается на возможности экономической системы. И коль скоро речь идет о становлении политической власти, следует упомянуть о тех огромных финансовых средствах, которые требуются для проведения избирательных кампаний. Например, десятки миллионов долларов расходуются на выборы президента в США: частично из государственного бюджета (деньги налогоплательщиков) и частично - пожертвования частных лиц и организаций.

Во-вторых, политическую власть можно завоевать, но не менее важно ее удержать. Здесь также роль экономической системы трудно переоценить. В этом отношении многое зависит от проводимой политической властью экономической политики, политического курса. Народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан. Поэтому не случайно уже многие десятилетия (особенно после глубочайшего в истории мировой экономики кризиса 1929- 1933 гг.) политики и возглавляемые ими правительства уделяют самое серьезное внимание разработке программ экономического развития своих стран. Здесь уместно подчеркнуть, что на экономическую сферу приходится наибольшая часть активности властных структур. Это проявляется в форме разработки и реализации экономической политики.

В-третьих, важная роль экономической системы в развитии политических процессов проявляется в том, что все крупномасштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройки хозяйства, реализация мероприятий по ускорению темпов развития хозяйства страны и др.) требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения. Например, широкомасштабная программа построения в СССР коммунистического общества к 1980 г., провозглашенная в начале 60-х годов политическим руководством страны, по ряду причин была обречена. Главная причина - отсутствие соответствующих экономических ресурсов для достижения поставленной цели. По этой же причине была обречена на неуспех и другая программа - догнать США по производству ряда важных продуктов питания. В связи с этими историческими фактами следует упомянуть обстоятельство, о котором в бывшем СССР предпочитали не говорить. Названные программы были восприняты в США как `вызов русских`. Слова `russianchallenge` наводнили американские средства массовой информации. Ответом на данный `вызов` были многочисленные, проведенные в США мероприятия по стимулированию дальнейшего экономического роста, что способствовало радикальному экономическому подъему в стране.

В-четвертых, влияние экономической системы на политическую проявляется в том, что уровень и состояние развития экономики инициируют и стимулируют также политически направляемые процессы и мероприятия: реформы, перестройки и т.п.. Низкий экономический уровень развития страны, а тем более кризисное состояние экономики с неизбежностью рождают государственно-политические мероприятия, направленные на подъем экономики, выход из кризисного состояния. Высокий экономический уровень развития страны также не оставляет политику безучастной.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Когда говорят о политической власти, то имеют в виду конкретные политические институты: парламент, президентскую власть, совет министров, верховный суд и т.д., то есть аппарат реализации политической власти.

Экономическая же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богатства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые политические решения, на государственную политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования, воздействуют на законотворческий процесс в своих интересах.

Как отмечает политолог М.Дюверже: `Экономическое принуждение очень близко по своему происхождению к физическому. Тот, кто может лишить человека средств к существованию, легко добивается его пови-новения. К тому же политическая власть и экономическое принуждение тесно связаны. По общему правилу во все исторические эпохи класс, владеющий средствами производства и богатством, обладает и политическим влиянием и удерживает власть. Без сомнения, экономическая и политическая власть не обязательно концентрируются в одних и тех же руках. Верно, что в либеральных государствах XIX в. `власть денег` существовала практически в чистом виде. Сегодня это уже не столь верно: профсоюзы, рабочие партии, разного рода группы, высокопоставленные чиновники образуют большое число центров силы, соперничающих с финансовыми и промышленными магнатами. Ситуация подобного `плюрализма` гарантирует, впрочем, некоторую свободу. Но она очень хрупка: само развитие техники побуждает квсе большему вмешательству государства в экономику, что порождает тенденцию к концентрации политической и экономической власти в невиданных ранее размерах`.

В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации экономической власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции, которые возвращаются в виде влияния на властные политические структуры. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей.

Однако, как показывает мировой опыт, финансовая сторона деятельности политических партий по возможности скрывается. Еще М. Вебер в свое время отмечал: `По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав`. Это высказывание не потеряло своего значения и применительно к современности. Не случайно экс-спикер палаты представителей американского конгресса однажды заметил, что у избирательных кампаний четыре составляющие: кандидат, круг поднятых им проблем, организующий кампанию аппарат и денежные средства на ее проведение. Если денег нет, то первые три составляющие теряют всякий смысл. Финансирование избирательных кампаний - один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь - переход бизнесменов в политическую сферу, а политиков - в коммерческие структуры.

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Политика и экономика

контрольная работа

3. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов?

Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса.

Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2009.-С.186..

Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

Организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

Установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

Система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает -- важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д, 2007.- С.135..

Центральная проблема в формировании соответствующих условий -- процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики -- это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов -- процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения -- важнейшая задача политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и интересов мирового сообщества.

На решение этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного типа экономического сотрудничества проявляется не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического курса носят порой прогностический характер. Следует трезво оценивать устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М., 2007.- С.251..

Из изложенного вытекает, что правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

Брахманизм

Брахманизм. Учение ведической цивилизации

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы...

Политическое влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. В демократических государствах преобладает рациональная модель массовых коммуникаций...

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Связь католической культуры с политикой не сводится к одной лишь политической практике католиков (как иерархии, вплоть до папского престола, так и мирян, в том числе избирателей-католиков), а также политической идеологии...

Методы исследования политических процессов

Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает: динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта; совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Таким образом...

Образ политического лидера в современности

На сегодняшний день все больше исследователей говорят о персонификации политического процесса. По определению Ланса Беннета, профессора Вашингтонского университета...

Общественное мнение и его место в политическом процессе

Термином "процесс" (от лат. рrocessus - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий...

Политика и экономика

Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Тезис о том...

Политический процесс

Термином «процесс» (от лат. processus - продвижение) - обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий...

Политический процесс

Политический процесс

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды...

Проблемы политического лидерства в России

Нa сегодняшний день, политические лидеры, выражaя интересы больших групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий. Учaствуя в политической деятельности, они вырaжaют и свои личностные черты...

Сравнительная политология

Политический процесс любого общества основывается на традициях, опыте, политической культуре, организационных, управленческих, финансовых, социальных и иных факторах, которые носят внешний и внутренний характер...

Сущность политического процесса и пути разрешения политических конфликтов

Общие и частные политические процессы Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные...

Характеристики политических процессов

политический процесс Под процессом вообще (от лат. Processo - продвижение) понимается ход какого - либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития...

Общество - это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем - система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:

  • Политическая.
  • Экономическая.
  • Социальная.
  • Духовная.

Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия разберем подробнее в данной статье.

Политическая сфера

Сферы - это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.

Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

К ней относятся:

  • Президент.
  • Правительство.
  • Органы государственной власти на местах.
  • Силовые структуры.
  • Политические партии и объединения.
  • Органы местного самоуправления.

Экономическая сфера

Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой - абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди - потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.

Ключевые понятия в экономической сфере:

  • Производство.
  • Обмен.
  • Потребление.

В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.

Взаимодействие политической и экономической сферы

Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

  • Удорожание продуктов.
  • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
  • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример - так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

Социальная сфера

Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

Политическая и социальная сферы

Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.

Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.

Социальная и экономическая сферы

Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.

Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.

Этот пример можно разобрать на составляющие:

  • Политическая - нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
  • Экономическая - девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
  • Социальная - туризм относится именно к этой сфере.

Духовная сфера

Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

Помимо нее, сюда относятся:

  • Наука.
  • Образование.
  • Культура.

Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями - все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование - это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

Духовная и политическая сферы

Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран - религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

Духовная и экономическая сферы

Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются - все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.

Другой пример - Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты - сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.

Духовная и социальная сферы

Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты - все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).

Примеры взаимодействия сфер общества из истории

Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:

  • ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
  • освоить пустующие земли Сибири;
  • накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.

Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.

Другая ситуация - раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.

Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

«Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.

Вся информация из источника, который относится к Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.

Вывод

Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.

В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право - скрепляющий инструмент над ними.