Демографическая миграция как источник опасностей. Демографическая безопасность россии

«Безопасность, - по определению В.К. Сенчагова, - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз…» (1.с.35). Естественно, что базовым понятием выступает «национальная безопасность». Её компоненты - экономическая, экологическая, финансовая, ресурсная, продовольственная, демографическая и другие виды безопасности.

Опираясь на базовое определение, демографическую безопасность можно представить как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность – это функционирование и развитие популяции как таковой в её возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение её с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса.

Первая, внутренняя сторона безопасности выражается в таких определениях как выживание, обезлюживание, вырождение, вымирание, самосохранение, самодостаточное воспроизводство, демографическое развитие, демографический кризис, депопуляция и т.д. Главная угроза здесь - возможное вымирание, вследствие затяжной и глубокой депопуляции, в определение которой входят лишь характеристики естественного движения населения: рождаемость и смертность. Замещающая миграция, когда естественная убыль компенсируется иммиграцией, ведет не к сохранению популяции, а к её изменению со всеми этно-культурными и социальными последствиями. В этом случае через определенное время кардинально меняется этнический и генетический облик населения страны. (2.с. 149-160)

Внешняя сторона демографической безопасности состоит в формировании таких совокупностей людских (переселенческих, мобилизационных, трудовых) ресурсов, которые должны соответствовать всему кругу геополитических интересов государства: заселенности территории, охране её границ, поддержанию оборонного потенциала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами и др. Следовательно, демографический фактор должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности по всем её направлениям. К сожалению, в результате затяжной депопуляции (уже более 17 лет), охватившей преобладающую часть регионов страны, и обусловленную наряду с чрезвычайно низким уровнем рождаемости также катастрофически высоким уровнем смертности, демографическое развитие страны все более втягивается под пресс не только внутренних, но и перспективно смертельных для Российской Федерации внешних угроз. Без преувеличения, можно считать, что самым решающим для сохранения российской государственности в ХХI веке становится демографический фактор. Его значимость проявляется по трем направлениям:

Укрепление геополитического статуса российского государства;

Сохранение территориальной целостности страны;

Обеспечение национальной безопасности России.

Первое . Десятилетие самостоятельного развития России к наступлению ХХI века поставило перед ней дилемму: либо сохранить многовековой статус великой державы, либо превратиться в третьеразрядную страну, как правило, сателлита другого более сильного государства. Ныне Россия, как преемница Великой державы – Советского Союза, получила в геополитической сфере его статус. Она сохранила место постоянного члена (с правом вето) в Совете Безопасности ООН, является наряду с США самым мощным ядерным государством, обладает пока еще необходимыми арсеналом ракет стратегического назначения, военно-космическими силами, воздушным и морским флотами, современной артиллерией и бронетехникой, средствами информационного воздействия, химической защиты и т.д. Считается, что к началу нового века в России сохранялось 3/5 военного потенциала, которым обладал СССР, свыше половины ядерного арсенала и почти четверть обычных вооружений (1. с.18). Несмотря на утрату в связи с развалом СССР кооперативных связей, существенным физическим и моральным износом оборудования и технологий, в России продолжает функционировать военно-промышленный комплекс, способный создавать новые и модернизированные образцы современной техники и оружия для всех родов войск.

Следовательно, в геополитическом и военном отношении Россия, хотя и ослабла, но, тем не менее, продолжает оставаться пока второй по уровню оборонного потенциала державой, наличием у неё военных ресурсов, достаточных для обеспечения независимости и суверенитета государства. Состояние, в котором находилась Россия на стыке ХХ - ХХI веков, можно выразить, перефразируя слова идейного недруга нашей страны З.Бжезинского: современная Россия ещё не настолько слаба, чтобы не считаться с её национальными интересами, но она уже и не настолько сильна, чтобы их учитывать в полной мере. Ярчайшее подтверждение этой мысли З. Бжезинского – агрессия США в марте 2003г. против Ирака, предпринятая, несмотря на возражения со стороны России, Китая, Франции, Германии и большинства других стран, отсутствия поддержки Совета безопасности ООН и многомиллионных протестов в мире. Несколькими годами раньше подобное произошло и с Югославией и Россия, чувствуя свою слабость, а возможно и нежелание сориться с более сильным партнером, уступила свои позиции на Балканах и, по сути, перестала играть там сколько-нибудь заметную роль, будучи самым крупным и самым мощным славянским государством, которое в своей истории много раз приходило на помощь братским народам. В прошлом такое было невозможно в мире: США вынуждены были, не солоно хлебавши, уйти из Вьетнама, а Советский Союз вывести «ограниченный» контингент войск из Афганистана, поскольку за спиной Вьетнама стоял СССР, а сопротивление в Афганистане, опиралось на помощь США. Ныне, если отбросить иллюзии, мир пока однополюсный и место в нём России существенно ослабло. И партнёрство с мировым лидером – это всего лишь был легкий флирт, а не настоящая любовь, которая предполагает равных партнёров, а не рекордсмена- тяжеловеса и неумелого танцора.

Слабость нынешней России – не в военно-стратегической области, а в её противоположно направленных уровнях экономического и демографического развития. Несмотря на обладание колоссальными природными ресурсами, Россия среди развитых стран мира в производстве продукции ныне занимает достаточно скромное место. В свое время Советский Союз в мировом промышленном производстве был вторым после США, на его долю приходилась примерно пятая часть, большая половина которой, производилась на территории России. Ныне в производстве мирового валового продукта на долю России приходится в 5-6 раз меньше, чем доля США. России принадлежит место в четвертом - пятом десятке стран.

Правда она преуспевает в эксплуатации своих топливно-сырьевых ресурсов, занимая пока первое место по добыче газа, третье – по добыче нефти, четвертое по выработке электроэнергии и производству чугуна, пятое – по добыче угля. Такая направленность российской экономики превращает её, как это было и до революции, в сырьевой придаток развитых стран, ставит в технологическую зависимость от них и грозит в обозримой перспективе будущим поколениям остаться и без развитой обрабатывающей промышленности, и без аграрного сектора, и без достаточных для формирования бюджета топливно-энергетических ресурсов.

Специфика нынешней экономики в том, что многое из того, что может производиться в России (промышленное оборудование, товары широкого потребления, продукция животноводства, птицеводства, овощеводства и др.) завозится из США, Японии, Западной Европы и ряда развивающихся стран. Вместо возрождения и развития собственной экономики, Россия инвестирует зарубежные компании, способствует созданию во многих странах новых рабочих мест, т.е. по сути, кормит старое зарубежье, обрекая на нищету и безработицу собственные народы. Какова экономика, такова и социальная сфера. Её деградация в девяностые годы привела к снижению не только уровня и качества жизни, но и качества населения, ухудшению его образования, здоровья и росту смертности, а также духовному опустошению нации, её разобщению и потери чувства здорового патриотизма.

Нет необходимости доказывать, что с социально-экономическим развитием связана в той или иной мере интенсивность демографических и миграционных процессов. Системный кризис ускорил, наступившую в начале 90-х годов в стране депопуляцию. На фоне затяжной и интенсивной естественной убыли (до середины нового десятилетия ежегодно терялось 0.6% населения) и уменьшением притока иммигрантов в стране происходит падение численности населения (ныне оно меньше 142 млн. по сравнению со 148 млн. в начале 90-х гг.) и, как следствие, сокращение людских ресурсов: репродуктивных, трудовых, военнообязанных, образовательных и др.

Более двух столетий назад А. Смит высказал мысль о том, что самым бесспорным свидетельством процветания любой страны служит возрастание численности её населения. В его времена самым мощным государством была Франция с населением в 22 млн. человек, столько же проживало в остальных европейских государствах. Во времена Наполеона Бонапарта по численности населения с Францией могла сравниться только Россия. Это предопределило и победы Наполеона и его поражение. Но времена изменились. В современном информационно-технологическом мире заметно снизилась роль демографического компонента как производственного фактора и как военно-оборонного потенциала. Тем не менее, значимость количественных и структурных параметров населения и его динамики не могут рассматриваться вне естественно - исторического контекста. Многие страны, к примеру, Бельгия, Швеция имеют высокий уровень экономического развития (находятся в верхнем ряду по душевому производству и потреблению), но их экономическая мощь не велика, т.к. малы объемы производства, трудовые и другие людские ресурсы. Именно это их отличает от США, Японии и других стран «восьмерки».

Душевые показатели - это индикаторы социального развития, а не экономической мощи государства. Экономическая же мощь зависит от двух компонент: производительности общественного труда, т.е. технологического обеспечения, и численности населения, его экономически активной части. Поэтому, происшедшее в 1992-2002гг. сокращение численности населения России на 2.5%, переместило её по величине этого показателя в мировом демографическом пространстве с 4-го на 9 место. Сначала Россия уступала Китаю, Индии и США, затем пропустила вперёд Индонезию и Бразилию, потом - Пакистан и Бангладеш. На подходе Нигерия, Эфиопия, Вьетнам, Республика Конго, Мексика и Иран. К 2050г. Россия вместе с Японией, Филиппинами, Турцией и Египтом могут занимать 14-17 места.

Сокращение численности населения и изменение места в мировом «табеле о рангах» неминуемо ведет и к падению экономической значимости государства, снижению её сравнительной военной мощи и как следствие, к ослаблению политического влияния в мире. Именно поэтому, Россия вынуждена была «проглатывать» такие акции со стороны США как: расширение НАТО на восток, прием в него в прошлом партнёров по Варшавскому блоку и даже бывших союзных республик; появление в сопредельных районах соседних государств иностранных военных баз и воинских контингентов; облет границ самолетами-шпионами, фотографирующими российскую территорию на большую глубину; дискриминацию в торговле, поддержку сепаратистов, открытое вмешательство во внутрироссийские дела (например, требование закрыть иракское посольство и заморозить счета иракского правительства); угрозы отечественным предприятиям военно-промышленного комплекса санкциями и многое другое, наносящее ущерб национальным интересам страны. Где уж тут любовь, то бишь, «стратегическое партнёрство», здесь и легким флиртом не пахнет.

Экономическая слабость России, обусловленная падением объемов производства почти вдвое в 90-е годы, это явление было временным. Ныне Россия восстановила количественные параметры производства. Но ей нужны еще многие годы, чтобы существенно возрос её экономический потенциал, без чего не возможно укрепление оборонной мощи государства. Но этому поступательному процессу уже противостоит ослабление демографического потенциала страны. За 10 лет (1992-2001гг.) население России сократилось на 3.3%. Согласно последней переписи, явно завысившей численность постоянного населения страны, сокращение составило 2.2%. По прогнозам Росстата, демографического департамента ООН, российских научных учреждений численность населения России еще долго будет снижаться. Демографическое оживление, наступившее в 2007-2008гг., улучшило прогнозное ожидание на ближайшие годы, но не создало пока предпосылок для будущего демографического роста. Тенденции сокращения и ослабления демографического потенциала устойчивы и долговременны и будут противоречить экономическому развитию страны. Они на многие годы станут фактором, тормозящим укрепление геополитического статуса российского государства.

Второе . Россия – это самая крупная по размерам территории страна в мире. Ей принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Площадь России 17.1 млн.кв.км. Затем идут Канада (10 млн.), Китай (9.6 млн.) и США (9.4 млн.). Будучи в значительной мере северной страной (примерно 2/3 территории), Россия, тем не менее, обладает огромными сельскохозяйственными угодьями, среди которых - лучшие в мире чернозёмы. Это дает возможность стране быть самодостаточной, т.е. формировать баланс продовольствия и сельскохозяйственного сырья за счет собственного производства.

Россия - это лесная страна, что в полной мере обеспечивает её нужды деловой древесиной, сырьем для производства целлюлозы, картона, бумаги и т.д. Общий запас древесины превышает 80 млрд. кб. м. В России достаточно нефти, газа, угля, руд чёрных и цветных металлов, гидроресурсов, минеральных удобрений, строительных материалов и т.д. Страна обладает колоссальными мировыми запасами пресной воды (только в Байкале объем пресной воды составляет 23 тыс. кубических километра, что равно примерно одной пятой мировых запасов)

Считается, что Россия обладает пятой частью (21%) мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес её территории (12.6%) , не говоря уже о доле страны в мировом населении (2.4%). На долю России приходится 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля и т.д. (3.с. 247). Прогнозные запасы ресурсов России к началу нового века оценивались в 140 трлн. долларов США (1.с.17).

Россия занимает выгодное географическое положение и в Европе, и в Азии. Она имеет и на западе, и на востоке достаточно выходов в мировой океан: северные акватории (прежде всего, Баренцево море), Балтийское, Черное и Японское моря, Тихий океан. Это - объективное условие развития военного, торгового и рыбодобывающего флота, эксплуатации нефти и других ресурсов прибрежных шельфов.

Поэтому утверждение, что Россия одна из богатейших стран мира, и что многие её поколения, при соответствующей государственной политике, могут быть обеспечены почти всеми необходимыми природными ресурсами, отнюдь не декларация, а непреложный факт. Это её плюс. А минус состоит в том, что, вплоть до ХХI века большая часть территории страны оставалась мало освоенной и слабо заселенной.

Россия – это государство, возникшее в результате многовекового процесса объединения земель, населенных вначале единым, а затем и другими этносами вокруг Московского княжества с последующим присоединением к нему как новых, так и утраченных ранее территорий. Колонизовались сопредельные с основной частью страны слабозаселенные или вовсе пустующие земли в связи с чем, этот процесс не сопровождался, как в истории освоения новых территорий другими странами, сгоном, уничтожением и угнетением коренного населения (Северная Америка, Индия, Австралия и т.д.). Преумножая и без того огромную территорию, Россия не в состоянии была её заселить достаточно плотно. Несмотря на сравнительно большие по условиям дореволюционной России масштабы переселений, восточные районы оставались слабо заселенными. В 1897г. на огромной территории за Уральским хребтом проживало лишь 5.7 млн. человек, что составляло 0.4 человека на кв. км. Накануне революции плотность населения Сибири и Дальнего Востока составляла менее 0.7 человек на кв.км.(4. с.11).

Интенсификация освоения восточных и северных районов страны в советские годы, хотя и увеличила плотность их населения, но не изменила кардинально уровень заселенности этих территорий. Поэтому, наряду со сравнительно плотно заселенными центральными областями страны, всегда были и слабо освоенные окраины, сколь бы значимыми в геополитическом отношении они не были для России (табл. 1) Плотность и доля восточных районов в населении страны повышалась вплоть до начала 90-х годов. За этим ростом в каждом восточном регионе - страницы самоотверженного освоения природных ресурсов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Здесь и БАМ, и нефтегазоносные месторождения Тюменского севера, и Ангарские гидростанции, и полиметаллические руды Красноярского края, и Якутские алмазы и многое, многое другое.

В 90-е годы, спустя более чем полтора столетия с начала освоения Дальнего Востока, не говоря уже о Восточной Сибири, кардинально изменились демографические тенденции в этой части страны. Здесь не только стал снижаться уровень заселенности, но и еще более интенсивно сокращается доля в населении России в целом, т.е. разрушается демографический и трудовой потенциал.

Таблица 1

Динамика показателей плотности населения России по данным переписей, (человек на кв.км.)

в т. ч. восточные районы*

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

доля восточных районов (в %)

*Включая Тюменскую область

В настоящее время показатели плотности населения восточных районов России примерно в 30 раз ниже среднего уровня заселенности всего азиатского материка. Но и старообжитая часть страны не столь уж плотно населена. Уровень её заселенности в 2 с лишним раза ниже, чем в остальной Европе. Причина этому не только в динамике населения России в ХХ веке, но и в том, что огромные массы людей из центральной части страны переселялись в города Средней Азии, на целинные земли Казахстана и др. К началу 1989г. в Среднеазиатских республиках и Казахстане только русских насчитывалось свыше 9.5 млн. человек.

Сейчас легко обвинять советскую власть в неправильной миграционной политике. Но не надо забывать об идейной стороне политики государства в целом, одним из принципов которой был интернационализм, выражавшийся, в том числе, и в подъеме отсталых национальных окраин. Лишь теперь многое осознано, в том числе и то, что в советские времена не союзные республики кормили Россию, а скорее, наоборот. Да и ныне синдром помощи бывшим союзным республикам не прошел. Если бы ресурсы (людские, финансовые и др.) России направлялись на освоение собственных окраин, то сегодня они не выглядели бы столь плачевно. Но страной в советские годы всегда руководило не российское, а интернациональное политбюро (Микоян, Кунаев, Рашидов, Алиев, Шеварнадзе, Пельше, Сталин, Каганович, Берия, Молотов, Щербицкий, Бодюл, Брежнев, Хрущев и др.), члены которого в большинстве своем не были представителями России, которая, кстати, не имела даже собственного ЦК. Поэтому политика тех лет могла быть только такой. И напрасно сегодня продолжают всех бывших советских людей считать русскими, как и всех нуворишей, появившихся на постсоветском пространстве - новыми русскими.

Интернациональная политика советского государства в области размещения производительных сил во многом объясняет, почему уровень заселенности, в первую очередь приграничных, а вообще восточных регионов России, оказался столь низким. Это может привести к непоправимым геополитическим результатам. В истории России достаточно примеров, чтобы подтвердить этот тезис. Первый исторический урок – это цивилизованная потеря Аляски (свыше 1.5 млн. кв.км.), проданной Соединенным штатам в 1867г. Но на российскую территорию были не только покупатели. Она всегда манила захватчиков. Наличие богатых, слабо заселенных, земель - одна из причин, пусть даже не главная, польской интервенции во время Великой смуты в начале ХVII в., нашествия Наполеона на Россию в 1812г. Это все прелюдии к нападению гитлеровских полчищ на Советский Союз, цель которого состояла в том, чтобы очистить территорию страны от её жителей. Гитлер, готовя нападение на СССР, разъяснял, что расширение жизненного пространства для немецкого народа может произойти только за счет России (5.с.28). Но российская, как и другие в то время советские территории, оказались не только лакомым куском для захватчиков, но и одним из факторов, благодаря которым молниеносная победа фашистов обернулась их сокрушительным разгромом.

ХХI век – это век глобализма и веры в человеческий разум, что, однако, не исключает из возможных вариантов развития России и мрачных перспектив. Одна из них – потеря российских территорий. Этот вполне возможный сценарий будущего, основывается на учете трех разных, но взаимосвязанных обстоятельств. Первое из них - это ускорение процесса обезлюживания стратегически важных регионов страны. Как в дореволюционное, так и в советское время с разной интенсивностью, но, тем не менее, последовательно шло освоение и заселение восточной части страны, особенно дальневосточных районов. В начале ХIХ в. Население Дальнего Востока (без Якутии) составляло около одного млн. человек, а к концу столетия – 6.1 млн. Только в 1951-1990гг за счет миграции население Дальнего Востока возросло почти на 1.2 млн. человек (1158.5 тыс.). Но уже в девяностые годы только этот регион в результате миграции потерял 686.1 тыс. человек.

К началу 2002г. население приграничных субъектов РФ, начиная с Читинской области и заканчивая Приморским краем, по сравнению с 1989г. сократилось на 0.7 млн. человек или почти на 12%. Это же происходит и на северных рубежах России. За тот же период население Мурманской и Архангельской областей сократилось на 12.5%. Темпы сокращения населения тех и других регионов примерно в 5 раз превышают средние по России! Таким образом, с каждым годом падает плотность населения в стратегически важных приграничных районах страны, в заселение которых вложены огромные материальные и людские ресурсы.

Второе обстоятельство имеет для будущего России решающее значение. Оно с определенной условностью может быть представлено как этно-демографическое давление на российские территории. Мягкая, пока в небольших объемах, демографическая экспансия в виде иммиграции из ряда стран со временем, если не направить её в нужное русло, может превратиться в мощный фактор изменения не только численности, но и этнической структуры населения России. Этот сценарий вполне реален. На востоке страны, на протяжении свыше, чем 4.3 тысяч километров слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Уже в настоящее время в приграничных с югом Дальнего Востока регионах Китая проживает примерно 110 млн. человек (6.с. 181). Там в безлюдных в недалеком прошлом, районах возникли и продолжают расти многолюдные города и другие поселения, интенсивно развивающиеся, в том числе и за счет российских инвестиций, одна из которых строительство КВЖД.

Рост объемов иммиграции и соответствующее формирование в приграничных районах этнических диаспор из соседних стран может привести к тому же, с чем столкнулась в свое время Мексика. Мексиканский Техас, начав заселяться в первой половине ХIХ в. колонистами из соседней страны (Мексика под давлением США вынуждена была дать согласие на это), уже в 1845г. вошел в состав США на правах штата. За Техасом последовали Калифорния, Аризона, Новая Мексика, Луизиана и Флорида. Слабая Мексика не могла противостоять сильным и агрессивным США (7.с.13-24). Вероятность подобного сценария для России основана на том, что в Китае пока не отправлен в лету «исторический реестр», согласно которому должен быть возвращён один млн. кв.км. Российской территории (6.с.189).

Российские приграничные регионы, прежде всего Приморье и Приамурье, смогут избежать подобной участи, но только при последовательном проведении такой политики, которая отвечала бы как национальным интересам России, так и национальным интересам Китая. Фундамент этой политики – прочность и крупномасштабность экономических отношений между этими странами, обреченными жить по соседству. Особый блок этой политики должна составлять долголетняя миграционная программа. Её суть - создание таких предпосылок, которые позволят иммиграцию, прежде всего незаконную, заменить временной трудовой миграцией. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, для чего могут быть использованы различные организационно-экономические формы.

Демографическая экспансия в будущем возможна не только со стороны стран тихоокеанского региона. Она вероятна и в районе южных границ России. За их пределами формируется мощное сообщество исламских государств, в состав которого рано или поздно втянется часть среднеазиатских и закавказских государств, бывших союзных республик СССР. В странах этого сообщества быстро возрастает население, условия занятости которого, ограничены из-за малоземелья и аграрной направленности экономики. К началу ХХI века в Казахстане, Средней Азии, Азербайджане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, других арабских странах зоны Персидского залива, Иране, Пакистане и Турции проживало примерно 450 млн. человек, в основном исламского вероисповедания. Согласно прогнозам ООН к 2050г. численность их населения достигнет одного миллиарда, причем в каждой из трех последних стран число жителей будет превышать российское.

Ожидаемый в первой половине наступившего столетия в ряде стран демографический взрыв (в Узбекистане, Пакистане, Ираке и некоторых других население удвоится), концентрация многомиллионных армий безработных, как правило, лиц неквалифицированного труда, в обстановке исламизации бывших союзных республик и усиления их связей с соседними масульманскими государствами может существенно изменить геополитическую ситуацию на юге России, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Для России эти миграционные процессы не будут только её внутренним делом. Они становятся уже предметом интереса международного сообщества. Очевидно, что Россия должна направить миграционные процессы в русло её собственных национальных интересов, т.е. своевременно определить на этом гео- политически важном направлении соответствующую внешнюю миграционную политику, не сводимую лишь к заполнению миграционных карт. В миграционной политике, наряду с ужесточением контроля за въездом и пребыванием в стране иностранных граждан, должны быть упрощены и облегчены процедуры интеграции той их части, которые соответствует российским национальным интересам.

Третье обстоятельство - наличие территориальных претензий к России, начиная от Сахалинской области и заканчивая Калининградским анклавом. Не затухает пятидесятилетний спор с Японией относительно нескольких Южно-Курильских островов. Все Курильские острова достались России, как преемнице Советского Союза, победителя во Второй мировой войне. В свое время Япония ведь тоже полвека удерживала, захваченный ею Южный Сахалин, не говоря уже о временной оккупации и Северного Сахалина. Южные Курилы – это проблема будущих отношений, а ныне – это пограничный спор о части российской территории.

Ещё более давняя история территориальных споров с Китаем. В процессе многолетних переговоров были найдены решения многих приграничных вопросов. Полное исключение территориальной проблематики в отношениях между Россией и Китаем во многом будет зависеть от взаимовыгодного экономического сотрудничества двух стран, в первую очередь в эксплуатации природных ресурсов.

Будущее развитие отношений России с Казахстаном, Украиной и Белоруссией во многом будет зависеть от своевременного и обоюдовыгодного превращения в прошлом административных границ в государственные. Пока этого нет –возможны сценарии, подобные тем, которые лихорадили Россию и Украину в 2002г. по поводу границ на Азовском море. Общая протяженность границ с названными государствами - свыше 1.1 тыс. км. Территории этих стран, непосредственно примыкающие к России, населены в значительной мере русскими. Проблема статуса этих территорий, ставших частями суверенных государств, в том, что они всегда считались русскими и заселялись также как и коренные русские регионы. К примеру, на севере Казахстана русская диаспора, достаточно развитая и в дореволюционный период (это значительная часть бывшей Оренбургской губернии), лавинообразно возросла 45-50 лет назад, когда шло освоение целины. Повторим, что демографическое, как впрочем, и экономическое, «донорство» России в советский период стало одной из причин истощения воспроизводственного потенциала её Европейской части.

Царская империя, превратившись в Советский Союз, была разделена между братскими союзными республиками без учета реальных этнических пропорций на тех или иных территориях. Собственно и передача Казахстану части сибирских пространств и ряда волостей Астраханской губернии с последующим преобразованием автономии в союзную республику, да и дарение Крыма Украине, все это базировалось на презумпции «тысячелетнего» Союза. Поэтому развал единой страны, осуществленный бездумным «волеизъявлением» лидеров трех славянских стран (кстати, вопреки желаниям народов), но без специального урегулирования вопросов о границах и гражданстве, стал катализатором возможных в будущем межгосударственных проблем этнического характера. Любое сколько-нибудь серьезное ухудшение отношений России с бывшими союзными республиками превратит демографический фактор из стабилизатора межгосударственных отношений в его противоположность.

В интересах не только России, но и других стран СНГ, чтобы не превратились в конфликты территориальные недоразумения в процессе крупномасштабной демаркации границ. Чем цивилизованнее станут государства, бывшие союзные республики, тем легче разрешатся эти вопросы. Тем не менее, уровень заселенности этих приграничных субъектов Федерации, допустимые объемы формирования там диаспор из соседних государств не должны находиться вне миграционной политики России.

Несколько иначе обстоит дело с вероятными (при смене политического курса) территориальными претензиями таких стран как Германия и Финляндия. «Шингенский» вариант связей Калининградского анклава с остальной Россией - один из фрагментов клубка межгосударственных противоречий, существующих относительно будущего этой территории, а интересы к ней проявляет не только Германия, но также Польша, Литва и даже Швеция. Претензии Латвии и Эстонии к российским землям это уже просто исторический казус. Тем не менее, пограничная тема может вернуться на уровень межгосударственных отношений с ними вновь, также как и между Литвой и Россией, если станет камнем преткновения Клайпедский анклав (6. с.82-83).

Пути развития и разрешения реальных и вероятных территориальных споров с сопредельными государствами предсказать невозможно, потому что слишком многое будет зависеть от позиции самой России, степени её внутренней политической и социально-экономической стабильности и, соответственно, наличия ресурсов и рычагов для адекватного реагирования на возможные угрозы.

Третье . Сохранение территориальной целостности России и статуса Великой державы, требует всемерного поддержания на должном уровне её национальной безопасности. Суть этого процесса состоит, как сформулировано в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в обеспечении безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Основным направлением в реализации этих задач является подъем и поддержание на таком уровне оборонного потенциала России, который может обеспечить адекватное реагирование на все внешние угрозы военного характера. России нужна современная армия, которая могла бы защитить страну не только в локальных войнах (с этой задачей российская армия плохо или хорошо, но справляется), но и, главным образом, в глобальных столкновениях. В свете сказанного нельзя оспорить двух фактов.

Во-первых, оборонная мощь современного государства прямо не зависит от численности призывных контингентов. Время, когда мощь и величие государств определялось количеством подданных и численностью армии давно прошло. Тем не менее, и в настоящее время без сравнительно большой армии невозможно сохранить мощь и величие страны, тем более у которой самая большая в мире территория и протяженные морские и сухопутные границы.

Во-вторых, российская армия в её нынешнем состоянии не соответствует геополитическим и оборонным интересам страны и нуждается в реформировании. Но, независимо от того, какая будет армия: полностью профессиональная, вся состоящая из призывников или смешанная в любых пропорциях, в любом случае она комплектуется из населения определенного возраста, причем из тех его групп, которые формируют и трудовые ресурсы, и студенческие контингенты, и кадры других силовых структур.

Ныне потребности армии не обеспечены имеющимися призывными контингентами в большей мере из-за узаконенных отсрочек, медицинской непригодности части молодежи к службе и прямого уклонения от призыва (за деньги или дезертирством) в ту армию, в которой слишком высок процент погибающих и становящихся инвалидами в мирное время. По завершении первого десятилетия ХХI века комплектование вооруженных сил станет одной из труднейших проблем российского государства. Вследствие обвального падения рождаемости в 90-е годы, вооруженные силы России не будут укомплектованы даже при двойном сокращении их численности. Если в 2002-2006 гг. численность лиц, достигших призывного возраста, ежегодно составляла примерно 2.3-2.4 млн. человек, включая и женщин, то, начиная с 2010г., она снизится до 1.3-1.4 млн. Пополнение армии женщинами вряд ли решит проблемы, тем более что они одновременно составляют и репродуктивные контингенты. Иметь красавиц в армии хорошо, но лучше все же - в родильных домах.

Другим направлением поддержания национальной безопасности является контроль и охрана государственных границ России, устранение их «прозрачности». Россия обладает примерно вдвое меньшим по сравнению с СССР экономическим и демографическим потенциалом и, одновременно, почти такой же протяженностью границ. Протяженность границ и морских, и сухопутных составляет 61 тыс. км. (38.8 тыс. морских и 22.1 тыс. – континентальных). Из них еще в начале нового века более чем 13.5 тыс. км. не были оформлены в соответствии с международным правовом. (8. с.257) Значительная часть сухопутных границ «прозрачна», т.е. практически открыта для перехода из сопредельных стран. Таковы сотни км. сухопутных границ на Кавказе, более 2.5 тыс. км. – с Украиной и Белоруссией и более всего (6846 км.) с Казахстаном (25.с.86). Через многие точки государственной границы в Россию, как потребителю и как стране-транзиту, переправляют наркотики из Центральной Азии и Закавказья, которые сами являются перевалочной базой; завозится и вывозится оружие, взрывчатые вещества; без усилий проникают нелегальные мигранты, часть которых оседает в России, а другая направляется на запад; перемещаются участники трансграничных организованных преступных групп, террористы; идут потоки контрабанды, в первую очередь алкоголь, табачные изделия, и т.д.

Решение всех перечисленных задач зависит от обеспечения пограничных войск, таможенной и миграционной служб необходимыми техническими средствам, обустройства новых (более 11 тыс. км.) участков границ: инженерного, зон дислокации войск и служб других силовых структур, инфраструктуры и др.(6.с.110). Но все это нуждается в достаточных людских ресурсах. Так для охраны такой же примерно протяженности границ в советское время (1985г.) в пограничных войсках было 200 тыс. человек (9.с.612). Людские ресурсы для комплектования пограничных войск черпаются из тех же возрастных контингентов, из которых формируются вооруженные силы, т.е. эти структуры сталкиваются с теми же трудностями.

Еще одним направлением поддержания национальной безопасности является борьба с преступностью и, ставшим в ХХI веке крайне опасным явлением - терроризмом, который в ряде случаев связан с подрывной деятельностью иностранных государств или, по крайней мере, их сочувствием террористам (финансовая поддержка, открытие представительств, информационных центров, попустительство созданию баз подготовки боевиков, предоставление политического убежища и др.). Обеспечение профессиональными кадрами системы МВД и ФСБ (в обеих структурах, по-видимому, занято до полутора миллиона человек), этих основных ведомств по борьбе с криминальными группировками и преступностью вообще, как и с террористическими организациями, черпается из общих людских ресурсов. По грубым прикидкам в этих и остальных силовых структурах занято не менее (с корректировкой на участие женщин) 7-9% всех мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.

Итак, чтобы Россия могла сохранить свой статус Великой державы, обладающей ядерно-космическим щитом, имеющей место постоянного члена в Совете Безопасности ООН; не растерять свои земли, с такой кровью и муками, некогда объединенными вокруг Московского княжества; обладать тем природным потенциалом, благодаря которому многие поколения не будут обречены на нищету; обеспечивать национальную безопасность, контролируя ситуацию на границах и внутри страны, необходимо, во-первых, преумножение численности населения, в том числе и за счет стимулируемого и одновременно контролируемого притока мигрантов, а, во-вторых, рациональное с геополитической точки зрения расселение российского населения и иммигрантов по территории государства.

Литература

1.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.2002

2. Рыбаковский Л.Л. Прикладная демография. М.2003

3. Осипов Г.В., Бородин П.П. Россия в ХХI веке.Социология и политология. Научно-теоретический журнал. 2003. №1

4. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.1973.

5. Вторая мировая война. Пер. с немецкого М.1997

6.Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России.М.2002

7. Иванов Р.Ф. Дипломатия Авраама Линкольна. М. 1987.

8. Проблемы глобальной безопасности. М.1995.

9. Гордиевский О., Эндрю К. КГБ – разведовательные операции от Ленина до Горбачёва. М.2000.

Современная ситуация с народонаселением России свидетельствует о неблаго­приятном демографическом развитии страны. За последние десять лет проявились и, более того, усилились следующие негативные тенденции:

Устойчивая депопуляция и прогрессирующее старение населения;

Низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспро­изводства населения;

Сверхсмертность населения трудоспособного возраста (особенно мужчин), вы­сокая младенческая смертность, неблагоприятная динамика показателей здоро­вья населения и ожидаемой средней продолжительности жизни;

Усложнение миграционной ситуации, обусловленной наличием нерациональ­ных потоков внутрироссийской и межгосударственной миграции;

Значительное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста.

В конце 1980-х гг. прирост населения стал быстро падать, и в 1992 г. прирост сменился убылью населения (возник «русский крест», когда рождаемость стала ниже смертности), и именно этому году соответствует наибольшая численность на­селения России - 148 млн 704 тыс. человек. В послании Президента РФ в 2000 г. с тревогой говорилось, что через 15 лет россиян может стать на 22 млн человек меньше: «Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой». По данным переписи населения 2010 г., в РФ проживало 142 млн чел. Ежегодная убыль населения составила около 900 тыс. человек. При этом миграци­онный прирост только на 64,0 % компенсировал численные потери населения. Если такая тенденция сохранится, то к 2016 г. ожидается сокращение численности насе­ления РФ до 134 млн, а без иммиграционного притока - до 125-130 млн чел. При таких темпах к 2050 г. население России сократится до 80 млн человек. Прогноз, выполненный до 2040 г., указал на возможность сокращения населения России к этому времени до 83,4 млн человек без учета миграции, а с учетом ежегодного ми­грационного прироста в 500 тыс. человек - до 107,7 млн человек.

Основной причиной снижения прироста населения является общая тенденция падения рождаемости, проявившаяся в России начиная с 1950 г. Этот год стал нача­лом постоянного снижения рождаемости как городского, так и сельского населения. В 2010 г. показатель рождаемости составил 12,1 родившихся на 1000 жителей, тогда как коэффициент смертности за это же время составил 14,2. Сегодня смертность в РФ превышает рождаемость более чем на 40 тыс. человек в год.

Указанное явление обусловлено такими процессами, как урбанизация, повыше­ние уровня образования, изменение положения женщин в обществе, необходимость больше сил и средств вкладывать в воспитание детей и др. На эту общую тенденцию сокращения рождаемости с середины 1990-х гг. наложился спад рождаемости, свя­занный с социальным стрессом периода перестройки, и рост смертности.

В 1960-е гг. началось снижение средней по стране продолжительности жизни: от 69,7 лет в 1965 г. она снизилась до 67,5 лет к 1980 г., в 1987 г. достигла 70,2 лет (как следствие антиалкогольной компании) и затем снизилась до самого низкого уровня в 1994 г. - 64,1 года, после чего тенденция несколько изменилась: начался постепен­ный прирост продолжительности жизни, которая в 2010 г. составила 66,7 года.

По информации Госкомстата России (2010 г.), средняя продолжительность жиз­ни российских мужчин сейчас составляет всего 61,8 года, женщин - 73,2 года. Осо­бенно трагично эти цифры выглядят на фоне других развитых стран, где средняя продолжительность жизни населения растет и составляет 77-84 года. Основные причины такого сокращения продолжительности жизни в России - увеличение смертности от несчастных случаев, отравлений, травм (обусловленных злоупотреб­лением алкоголя и ухудшением криминогенной обстановки в стране), а также уве­личением смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний - сердечно-сосудистых, органов дыхания, пищеварения, онкологических.

Подробно вопросы демографической ситуации в РФ освещены в учебном пособии «Осно­вы медицинских знаний» серии «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В, Петрова.

Демографическую ситуацию в России осложняют также огромные людские по­тери за счет нездорового образа жизни и травм бытового и производственного харак­тера. Ежегодные людские потери в России за последнее время составляют:

    На дорогах: - погибает 34 тыс. человек;- 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15 % умирает).

    На пожарах: - погибает 19 тыс. человек;- 20 тыс. человек получают телесные повреждения (примерно 10 % умирает).

    От криминальных действий: - убитых - 34 тыс. человек;- 50 тыс. человек - пропавших без вести (50 % из них - убитые);- 180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения (20 % из них умирает);- всего около 15 млн человек страдают от различных криминальных посяга­тельств.

    От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков: - 50 тыс. человек от передозировки наркотиков;- 40 тыс. человек от отравления алкоголем.

    От утопления: - 20 тыс. человек.

    От суицидов: - 50 тыс. человек.

    От болезней, спровоцированных табакокурением: - более 1 млн человек.

    Бытовой и производственный травматизм составляет до 100 тыс. погибших.

Если в ЧС погибают до 2-3 тыс. чел. в год, то в повседневных менее опасных ситуациях - 250-300 тыс. чел.

Оценивая демографическую ситуацию в целом, можно констатировать, что в России шли процессы снижения рождаемости и сокращения численности населе­ния, которые соответствовали тенденции развитых стран. В то же время показатели смертности, особенно детской, структура причин смертности и продолжительность жизни расходились с показателями указанных стран, будучи существенно хуже.

Число избыточных смертей устойчиво держится на отметке выше 50 %, что указывает на худшие условия жизни и работы, меньшую социальную защищен­ность, плохое питание населения, распространение нездорового образа жизни, кризис системы здравоохранения, худшие экологические условия. По мнению

В.И. Данилова-Данильяна и К. С. Лосева, по сути дела, в течение многих лет в России шло разбазаривание трудового ресурса, государство экономило на здоровье людей, в основном за счет гигантских затрат на военно-промышленный и ядерный комплексы. В бывшем СССР и в России расходы на здравоохранение никогда не превышали 3 % валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в США в 1960 г, эти расходы составляли 5 %, а в 2000 г. - Ц> %, ВВП, который, кстати, намного выше российского.

Расход 8-10 % ВВП на здравоохранение типичен для развитых стран. Постоян­ное увеличение расходов на здравоохранение в России при стабильном населении является одним из требований демографической политики устойчивого развития.

Особо следует подчеркнуть, что, согласно данным Госкомстата РФ, имеет ме­сто преобладающее вымирание русской нации, которая пока составляет в России более 80 % от всего населения. Наибольшие потери от превышения смертности над рождаемостью в 2010 г. наблюдались в Псковской, Тульской, Тверской, Новгород­ской, Ивановской, Рязанской и Ярославской областях. Из этого перечня очевидно, что основной демографический ущерб несут именно те области России, где доля русского населения максимальна (в пределах 97-98 %).

Известно, что здоровье человека в основном формируется в детстве. Согласно данным Минздрава и Роспотребнадзора России, лишь 10 % детей школьного воз­раста здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота на­рушений органов зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психические расстройства. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что соз­дает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

В свою очередь, уровень здоровья подрастающего поколения определяет состоя­ние здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Так, по имеющейся в Генеральном штабе ВС РФ информации об итогах призыва (январь 2011 г.), почти 50 % юношей освобождены от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Низок уровень физической подготовленности призывников, среди них 15 % регуляр­но употребляли спиртные напитки, около 12 % пробовали наркотики.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: Вооруженные силы Рос­сии, оснащаемые новыми видами вооружений и техники, нуждаются в здоровых призывниках, а государство, интересы которого призваны защищать армия и флот, фактически не может удовлетворить эти требования.

Ученые предупреждают о прогрессирующем распаде генетических программ человека (распаде генома), который сопровождает развитие цивилизации. Об этом свидетельствует значительное число индивидов с генетическими нарушениями, в частности, с психическими расстройствами, пограничными психическими состоя­ниями и умственно отсталых. В России количество таких людей достигает 6 млн че­ловек (т.е. каждый 24-й житель). Так, за последние 10 лет прирост количества боль­ных психическими заболеваниями превышал 2 % в год, а за этот же период число рождений детей с врожденными пороками развития увеличилось вдвое. С 2001 по 2010 гг. число инвалидов с психическими расстройствами увеличилось на 140 тыс., из них 40 % страдают шизофренией и 32 % - умственной отсталостью. Почти вдвое за те же годы выросло число заболеваний эндокринной системы, с которой связаны иммунная система, мозг, система воспроизводства. Этот рост происходил на фоне снижения численности населения и одновременно низкой продолжительности жиз­ни населения.

При продолжающемся распаде генома вполне вероятно, что через несколько по­колений такие люди могут составить большинство в том или ином обществе. На эту возможность следует обратить внимание незамедлительно, а не тогда, когда поздно будет что-то предпринимать.

Особенно остро стоит проблема сохранения здоровья населения Севера и Си­бири, что обусловлено действием на человека экстремальных климатогеографиче­ских и антропоэкологических условий высоких широт. Исследования выявили, что вследствие неадаптированности переселенцы на Севере поражаются хроническими заболеваниями уже в молодом возрасте. Они страдают от явлений преждевременно­го старения, сокращения продолжительности жизни; в то же время наследственные возможности адаптации снижены более чем у 10 % переселенцев. Темпы роста по­казателя общей смертности на Севере в 2-2,5 раза превышают темпы в средних ши­ротах, да и в целом по стране. Все это вызывает прогрессирующую убыль населения на севере России.

Известно, что патриоты России всегда связывали будущее страны с ростом чис­ленности ее народонаселения (и не только русского!) и с развитием его духовных и созидательных качеств. Об этом писал М. В. Ломоносов («...могущество россий­ское прирастать будет Сибирью»), эту тему развил Д. И. Менделеев. Основываясь на демографических показателях начала XX в., ученый определил как оптимальную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек.

Сложившиеся к настоящему времени тенденции демографического развития не только не отвечают стратегическим интересам России, но и представляют серьез­ную, если не самую главную, угрозу национальной безопасности страны. Общее сокращение численности населения и, как следствие, снижение плотности его рас­селения, особенно в Сибири, ослабляют политическое, экономическое и военное влияние России в мире, порождают у некоторых наших перенаселенных соседей желание захватить отдельные части территории Российской Федерации.

Мир уже сегодня перенаселен, в предстоящее десятилетие численность населе­ния Земли увеличится более чем на 1 млрд человек. Ресурсов, особенно невозобнов­ляемых, во многих странах не хватает. Огромная территория России за Уралом, где живет всего 30 млн человек, - едва ли не самая незаселенная часть суши. Наивно рассчитывать, что при темпах вымирания населения по 1 млн человек в год можно удержать эту территорию в сколько-нибудь серьезной исторической перспективе.

Сокращение численности молодежи в России обостряет проблему комплекто­вания Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что создает реальную угрозу сохранению оборонного потенциала страны. Снижение численности детей и подростков - это в будущем обострение проблемы форми­рования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшение численности квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, что, в свою очередь, создает в перспективе угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Старение населения ведет к дефи­циту рабочей силы, увеличению демографической нагрузки на трудоспособное на­селение, повышению нагрузки на систему здравоохранения, обострению проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

Общее сокращение численности населения сопровождается сокращением чис­ленности отдельных этнических групп, что может привести к полному исчезновению малочисленных народов. Стране грозит потеря национальной социокультурной идентичности, что неизбежно приведет к распаду Российской Федерации.

Задачами демографической политики Российской Федерации, как считают мно­гие исследователи, являются:

Увеличение населения за счет улучшения качества жизни, снижения числа пре­ждевременной, предотвратимой смертности в младенческом возрасте, при тех­ногенных катастрофах;

Увеличение продолжительности здоровой активной жизни, прежде всего путем сокращения травматизма, заболеваемости и инвалидности;

Улучшение качества жизни большинства населения, особенно жизни хрониче­ски больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

Всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

Улучшение репродуктивного здоровья населения путем разработки адресных мер помощи нуждающимся;

Создание стимулов для повышения уровня рождаемости путем постепенно­го перехода от преимущественно малодетного (1 ребенок) к среднедетному (2-3 ребенка) типу репродуктивного поведения семей;

Создание условий для самореализации молодежи;

Регулирование иммиграционных потоков с целью создания с их помощью эффективного механизма замещения естественной убыли населения Россий­ской Федерации (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), а также дости­жения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально- экономического развития страны.

Подчеркнем, что обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства - это итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества в целом. Нелишне отметить, что руко­водители многих государств и народов рассматривают рост демографического по­тенциала в качестве основной гарантии выживания в сложных и противоречивых процессах мирового и регионального соперничества и усиливающейся борьбы за природные ресурсы.

Для России на современном этапе развития демографическая проблема стала одной из определяющих уровень национальной безопасности страны и ее экономи­ческого развития. Уменьшение количества трудоспособного населения в среднем на 900 тыс. в год, увеличение в структуре населения пожилых и старых людей, низкая рождаемость, высокая смертность потребовали принятия государственных решений по стимуляции рождаемости, привлечения трудовых ресурсов из ближнего и даль­него зарубежья, разработки национальных проектов «Здоровье» и «Образование». В свою очередь, это может привести к миграционным проблемам.

ГОУ СПО Ивановский Энергетический Колледж

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Тема: «Демографическая безопасность России»

Выполнила

Студентка группы 26

Антошкина Людмила

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Демографический кризис в Российской Федерации - глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.

Относительно причин российского демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений. Взгляды учёных разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:

·Демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и пост-индустриальных странах и обществах вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации, независимо от качества жизни.

·Социо - экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма - общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей.

·Социо - медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности - вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.

·Социально - этические факторы, связанные резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и как следствие с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.

Миграция населения - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.

По абсолютному объему иммиграции Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США - государству с давними традициями иммиграции и отработанной системой ассимиляции приезжих.

Масштабы миграции настораживают своей стихийностью: за период 1992-2010 гг. только в поле зрения официальной статистики попали 8,4 млн. иммигрантов.

Даже, если согласиться с очень спорным предположением, будто большинство приехавших (около 2/3) - этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало 2,8 млн. человек с иной культурой и ментальностью.

Неблагоприятная ситуация сложилась и в эмиграционной сфере.

За период с 1992 г. по 2010 г. Россию покинуло более 3,6 млн чел.

В основном это были квалифицированные специалисты, пополнившие экономически активное население, а также интеллектуальный и репродуктивный потенциал других стран.

Только по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 г. из России выехали почти 900 тысяч женщин. Значительная часть из них преступным путем, под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы, оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности. Целесообразно предположить, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5-2 раза.

По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде нерождения 833 тысяч детей в ближайшем пятилетии.

Меры по увеличению численности населения согласно концепции демографической политики России до 2025 года

Снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 году на уровне не менее 140 млн человек и создание условий для постепенного перехода к ее росту в последующие годы так определяет цели государственной политики в области народонаселения концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Согласно национальному проекту «Здоровье» реализация положений концепции будет осуществляться поэтапно.

·На первом этапе (2007-2010 годы) предполагалось принять дополнительные меры по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи; усилить работу по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; повысить культуру здорового образа жизни.

В этот период была продолжена работа по обеспечению государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий семьям, имеющим детей. Государство озаботится также созданием условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности.

Отдельно оговаривались поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот, и создание необходимых условий для реализации органами исполнительной власти субъектов Федерации с 1 января 2008 года государственных полномочий по опеке и попечительству.

На первом этапе реализации концепции также решалась задача повышения эффективности миграционной политики.

·На втором этапе (2011-2015 годы) планируется реализовать меры, направленные на существенное улучшение здоровья населения, полную реализацию и изменение репродуктивных установок населения, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, формирование жизнесохранительного поведения и повышение ответственности населения за свое здоровье.

·На третьем этапе (после 2016 года) предлагается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации, принятию превентивных мер, своевременной коррекции программ и планов по сбережению населения, разработке мер, направленных на развитие комплекса действий, реализуемых на первом и втором этапах.

Демографическая безопасность - одна из важнейших составляющих безопасности любого государства. Демографическая безопасность - это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее - органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Особенностью демографической безопасности является то, что ее обеспечение зависит от состояния безопасности в других сферах - экономической, экологической, продовольственной, социальной, культурологической и др. А неблагоприятная ситуация в обществе приводит к снижению рождаемости и увеличению заболеваемости и смертности людей.

С другой стороны, неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности - возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны.

Цель демографической безопасности - обеспечение регулирования численности населения страны с сохранением этнопропорциональной структуры и генетического здоровья людей. Это означает, что у разных государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть разные задачи. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, поскольку быстрый рост населения существенно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей .

Критериями демографической безопасности являются сохранение и увеличение средней продолжительности жизни; улучшение генетического и физического здоровья людей; регулирование количества населения страны, (например, прирост в России, стабилизация или уменьшение в перенаселенных странах); сохранение этнопропорциональной структуры.

Угрозы демографической безопасности:

1. отсутствие в обществе возможностей регулирования количества населения страны (социальной поддержки многодетных семей и др.);

2. отсутствие заинтересованности граждан в регулировании численности семьи;

3. рост социальной безысходности, алкоголизма, наркомании;

4. деградация института семьи;

5. антисемейная политика средств массовой информации;

6. непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп.

С народами происходит то же, что и с каждым живым организмом отдельно. Они появляются, развиваются и исчезают, равно как и каждый отдельный представитель народа. Этими процессами интересуется одна из естественных наук -- демография. Один из демографических процессов нас интересует в данной дискуссии, потому как становятся явными его проявления в некоторых странах. И этот процесс -- депопуляция. Что такое депопуляция, ее сущность и причины, а также прочие факты, нас интересующие как неравнодушных к судьбе народов, рассмотрим в данной статье. Обозначение термина Итак, приступим к основному, что мы собирались разобрать сейчас.

Итак, депопуляция населения - это уменьшение количества населения в пределах определенной страны или отдельной территории, причиной которой при рассмотрении в целом послужило снижение воспроизводства населения. Обозначение самого термина "депопуляция», очевидно, заимствованного из других языков, рассматривалось еще в прошлом веке. Но в ранних научных трудах не было выделено такого понятия. В конце концов, истоки были найдены: термин был введен французскими исследователями, обеспокоенными подобными процессами в своей стране. Только один из трудов XIX века (французская энциклопедия Ларусса) содержал похожее слово «depopulation», произошедшее от «depeupler». Определение второго буквально можно перевести как "избавлять территории от жителей", "уменьшать численность населения территории". Толковать его актуальнее в свободной форме, что приведет нас к заключению - термин обозначает "обезлюживание". Примем к вниманию и тот факт, что такое "обезлюживание" имеется в виду через ряд катастрофических ситуаций и убыль рождаемости. Депопуляция и старение нации Депопуляция выражается в том, что каждое последующее поколение численно меньше предыдущего. Рядом с этим понятием (для полноты информации о демографическом процессе) стоит, на наш взгляд, упомянуть так называемое старение нации. Это как раз одна из сторон, в результате которой проявляется депопуляция. В качестве промежуточного итога резюмируем. Теперь мы знакомы с тем, что такое депопуляция, и даже с новым, возможно, термином "старение нации". Как и все демографические процессы, у депопуляции есть свои причины .

Остановимся на основных признаках депопуляции населения. По сути, мы перефразируем уже сказанное выше. Итак, признаки депопуляции - это: уменьшение численности населения (конкретнее - в результате повышения смертности); новое поколение количественно меньше предыдущего. Далее мы продолжим углубляться в тему, что такое депопуляция и какие вопросы ей сопутствуют. Депопуляция населения: причины Как мы уже знаем, депопуляция - это сокращение населения. Этот процесс имеет такие причины, как: превышение рождаемости смертностью; война - всегда была катастрофической точкой, после которой население страны долго восстанавливается; активная эмиграция (напомним, что эмиграция -- выезд из страны на ПМЖ, для работы, прочие причины переезда); эпидемии - характерны для прошлых исторических эпох, в которые развитие медицины не сдерживало распространение смертельных болезней; прочие природные и техногенные катаклизмы, вследствие которых погибла значительная часть населения. Депопуляция населения - это демографическая проблема, решаемая не за одно десятилетие. Ею занимаются на государственном (в отдельных случаях - международном) уровне. Частные случаи уменьшения количества населения

Мы рассмотрели обозначение понятия депопуляции и признаки этого процесса. Однако история дает нам примеры, когда уменьшение численности населения страны или конкретной ее части не считается депопуляцией. К таким случаям можно отнести действие таких факторов, которое быстро прекращается, а население вновь увеличивается. Так, мы помним, что ВОв забрала жизни 27 миллионов жителей Советского Союза. Однако после окончания войны наблюдался стремительный рост населения, и уже за 11 лет довоенные показатели были достигнуты. Процессы, связанные с миграцией, также часто не попадают под обозначение депопуляции. Так происходит потому, что нормальными остаются темпы естественного прироста населения на этих территориях. Уместно это лишь для отдельных стран. Подобным примером может послужить нам Ирландия. В начале XX века там вдвое уменьшилось количество жителей, так как то был период стихийной миграции в Америку .

При этом всем уровень рождаемости на острове был выше уровня смертности. Население и государство: решение проблем депопуляции Проблема снижения численности населения страны рассматривается не только с точки зрения демографии. С самого начала изучения она была в поле зрения политики, общественных деятелей. Рассматривается депопуляция как национальное бедствие. Даже если иммигранты из других стран компенсируют количественно убывающее местное население, это остается проблемой. На государственном уровне депопуляцию преодолевают политикой, направленной на улучшение условий для рождаемости. Это затрагивает и здравоохранение, и социальные программы, и в целом условия жизни. Цель таких программ - восстановление нормального темпа воспроизведения населения страны. Депопуляция населения в России Последние несколько десятков лет России грозит серьезная проблема депопуляции населения. Способствовал этому целый ряд причин как экономических, так и социальных. В целом мы видим тенденцию к обнищанию народа, катастрофическому снижению уровня жизни. Следствие этого - низкая рождаемость, высокая смертность. Депопуляция в России становится первостепенной проблемой. Снижение численности населения приводит к ухудшению ситуации с остальными сферами жизни страны, от той же экономической до научной, военной и прочими. Решение вопроса предусматривает комплексные меры со стороны лидеров. Через вопрос депопуляции мы приходим и к другому - проблеме вырождения нации. Это тот самый случай, когда смертность коренного населения страны не компенсируется приезжими мигрантами. Для России эта проблема также актуальна, как никогда. Смертность россиян категорически растет, а количество населения стремительно падает из года в год. Заключение В нашей статье мы постарались с научно-популярной стороны максимально осветить вопрос о том, что такое депопуляция. C этой целью было освещено значение термина и его происхождения, а также признаки и причины этого демографического процесса.

Актуально значение другого процесса - старение нации.

Под старением населения, или демографическим старением, понимают увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции.

Проблемам старения населения посвящено немало демографических исследований. Различают два типа старения населения:

Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости.

Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.

Учет тенденций и последствий демографического старения -- важнейшая задача демографической политики.

В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Так, в 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году -- уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Еще два десятилетия назад казалось, что демографическое старение населения, т. е. увеличение доли пожилых в общей численности населения, свойственно исключительно развитым странам. Однако сегодня стало очевидно, что этот процесс охватил практически весь мир. Что касается России, то здесь в 1959-2002 годах общая численность населения увеличилась примерно на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза .

Демографы ООН придерживаются следующей классификации обществ по степени старения: молодым называют население, в котором лиц в возрасте 65 лет и старше менее 4%; зрелым -- общество, где таких людей от 4% до 7%; если же их доля превышает 7%, то население считается старым. В России людьми трудоспособного возраста считаются мужчины от 16 до 59 и женщины от 16 до 54 лет. Людей старше предельного трудоспособного возраста относят к категории пожилых. Однако чтобы сопоставление было корректным, мы в соответствии с международной классификацией будем называть пожилыми лиц в возрасте 60 (или 65) лет и старше.

Для характеристики старения населения в демографических исследованиях используются такие показатели, как доли лиц определенного возраста в численности всего населения или его части: доля лиц старше 60 или 65 лет (обозначаемая 60+ или 65+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75 лет и старше (75+) в общей численности населения, доля лиц в возрасте 75+ или 80+ по отношению к численности возрастной группы 60+.

Одной из мер старения населения является индекс старения -- число лиц пожилого возраста на 100 детей. Вычисляется он как отношение численности или доли лиц старше трудоспособного возраста к численности или доле детей (возрастная группа 0-14 лет), умноженное на 100.

Для экономического анализа очень важны показатели старения, связанные с демографической нагрузкой, которая рассчитывается как отношение числа детей и/или лиц старше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения, умноженное на 100. Помимо общей демографической нагрузки, нас может интересовать показатель нагрузки, учитывающий только лиц старше трудоспособного возраста, и доля этого показателя в общей демографической нагрузке. В последние годы в исследованиях, связанных со старением населения, все чаще используется коэффициент поддержки родителей, играющий важную роль при оценке возможности неформальной помощи самым пожилым. Он вычисляется как отношение общего числа лиц в возрасте 85+ к числу лиц в возрасте 50-64 лет, умноженное на 100.

Старение населения -- это одно из проявлений трансформации его возрастной структуры в процессе демографического перехода, или демографической революции. Демографический переход, т. е. смена традиционного (экстенсивного) типа воспроизводства населения современным, совершается на протяжении последних двух столетий под влиянием изменений в экономической, психологической и других сферах жизни общества. Демографический переход совпадает по времени со вступлением человечества в эпоху индустриальных обществ. Доиндустриальным (аграрным) обществам и ранним стадиям развития индустриального общества свойствен экстенсивный тип воспроизводства. В условиях очень высокой смертности сложились традиционные нормы демографического поведения, ориентированные на то, чтобы не допустить вымирания. Для этого, естественно, необходима была высокая рождаемость, и в обществе господствовали и постоянно воспроизводились такие отношения, которые исключали возможность массового внутрисемейного регулирования деторождения. В процессе демографического перехода благодаря расширению контроля общества над природными и социальными факторами, вызывающими преждевременную смерть, резко возрастает средняя продолжительность жизни. В результате меняется шкала социальных ценностей, само отношение людей к жизни и смерти. С резким снижением смертности, в особенности детской, тесно связано становление нового, рационального типа рождаемости. Высокая рождаемость перестает быть объективно необходимой; социальные механизмы, воздействующие на рождаемость, теперь ориентированы на поддержание относительно низкого ее уровня, и внутрисемейное регулирование деторождения становится массовым явлением. Переход от традиционного, экстенсивного режима воспроизводства к современному сопровождается изменением возрастной структуры населения, которая графически изображается в виде возрастной пирамиды. На смену пирамиде с широким основанием и узкой вершиной приходит пирамида с узким основанием и расширенной вершиной -- такова обычная динамика возрастного состава населения в период демографического перехода. Сильнее всего возрастная структура изменяется на том этапе демографического перехода, когда начинается снижение рождаемости .

Социально-экономические последствия старения населения. Процесс старения населения порождает ряд экономических, социально-гигиенических и морально-этических последствий, которые по-разному рассматриваются и решаются в отдельных странах. По мнению ряда демографов и социологов старение населения увеличивает «нагрузку» на трудоспособное население. Однако при этом следует учитывать, что материальные и культурные блага, которыми располагают и которые умножают своим трудом молодые поколения, является в определенной мере результатом труда их предшественников, сегодняшних пенсионеров. Старение населения -- закономерный процесс, имеет необратимые последствия. Поэтому учет тенденций и последствий старения населения -- важная задача социальной политики.Одно из последствий старения населения -- рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».Опубликованный ООН сборник «World Population Policies 2003» наглядно демонстрирует, какое значение отводят правительства разных стран демографическим проблемам, в том числе старению населения.

С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

Старение населения и социальная политика в России. Со времени проведения Всероссийской переписи населения 2002 года демографическая ситуация по-прежнему остается одной из ключевых проблем в социально-экономическом развитии России. В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, идет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», введены меры государственной поддержки семей, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Весь комплекс этих мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации в стране. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Заключение Процесс старения населения представляет собой небывалое, невиданное в истории человечества явление. Увеличение доли пожилых людей (60 лет и старше) сопровождается уменьшением доли молодых людей (до 15 лет). К 2050 году число пожилых людей в мире впервые за всю историю превысит число молодых. Старение населения -- это всеохватывающее, глобальное явление, затрагивающее каждого мужчину, женщину и ребенка. Неуклонное увеличение более старых возрастных групп в национальном составе населения, как в абсолютной численности, так и в отношении населения трудоспособного возраста, оказывает прямое влияние на равенство и солидарность между поколениями и в рамках одного поколения. Старение населения -- это глубокое явление, имеющее важные последствия и влияние на все аспекты человеческой жизни. В экономической сфере старение населения влияет на экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки рабочей силы, пенсии, налогообложение и социальные трансферты. В социальной сфере процесс старения населения затрагивает проблемы здравоохранения и медицинского ухода, состав семьи и жизненные условия, жилье и миграцию. Процесс старения населения -- это устойчивая тенденция. В течение двадцатого века доля пожилых людей неуклонно увеличивалась, и эта тенденция, как ожидается, сохранится и в двадцать первом веке. Снижение рождаемости наряду с увеличением продолжительности жизни вызвали и будут вызывать беспрецедентные изменения в структурах всех обществ, особенно небывалое изменение в соотношении молодых и пожилых людей.

Глубокие, всеохватывающие и устойчивые последствия старения населения представляют собой как огромные возможности, так и огромные проблемы для всех обществ.

Современная демографическая ситуация в России характеризуется депопуляцией, снижением рождаемости и ростом смертности, старением населения, сокращением средней продолжительности жизни, проблемами в трудозанятости населения. Демографический фактор влияет на формирование трудового потенциала, во многом определяет развитие и размещение производительных сил страны. Детальный анализ динамики демографической ситуации необходим для принятия политических решений, затрагивающих интересы общества в целом: в области здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, страхования, социального обеспечения, пенсионной системы и других. Поэтому исследование демографических характеристик старения как с теоретической, так и с практической точки зрения является весьма актуальным.