Аудиторская деятельность и аудиторские проверки. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Список использованной литературы

1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

2. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

5. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

3. Аудит существенно отличается от ревизии по целому ряду признаков. Под ревизией понимается обследование деятельности юридического лица вышестоящей или контролирующей организацией с целью проверки правильности и законности действий этого экономического субъекта. Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии - это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных.По характеру деятельности: аудит - предпринимательская деятельность; ревизия - исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации (при ведомственном контроле) или государства (при государственном финансовом контроле). По практическим задачам: аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента; ревизия - сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

4. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.Под сопутствующими услугами понимаются: услуги по разработке рациональной модели бухгалтерского учета для целей финансового анализа, по оптимизации налогообложения, по определению будущих потребностей в финансировании. Аудит в сфере управления помогает оптимизировать структуру предприятия, аудит в сфере экономического анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности способствует повышению экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Аудит - это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и, безусловно, представляющая в этих аспектах интерес для предпринимателей.

6 . Сторонами по договору при осуществлении аудиторской деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы - как аудиторские фирмы, так и работающие самостоятельно. Перечню экономических субъектов соответствуют общий и отраслевые виды аудита: банковского аудита, аудита страховых организаций и аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Вид аудита определяется в лицензии. Одна и та же аудиторская фирма (аудитор) может обладать лицензиями для осуществления нескольких видов аудиторских проверок. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы могут быть частными, государственными, муниципальными, принадлежать общественным объединениям (организациям).

7. К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести характер деятельности (выполняемые функции) и объем реализуемых услуг. По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.Аудиторские организации можно подразделить на «большие», «средние», «малые». Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения выполняемых функций могут быть разделены на следующие группы: руководители аудиторской проверки; старшие аудиторы (руководители звеньев); рядовые участники аудиторских проверок (помощники, ассистенты аудиторов); прочие специалисты (к числу прочих специалистов относятся бухгалтеры-эксперты, программисты, экономисты и др.). Крупные аудиторские организации могут иметь сложную структуру управления включающую департаменты, отделы. В крупной аудиторской фирме имеются заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по проведению аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности - административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью. Если у аудиторской организации имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с этими подразделениями.

8. Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия. Аудитор – это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам проверки. Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу в бизнесе.

9. Основные права и обязанности аудиторов, аудиторских организаций и проверяемых субъектов определены Законом об аудите и могут быть конкретизированы при заключении договора. В соответствии с Законом индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют, в частности, право: самостоятельно определять формы и методы аудита; проверять у аудируемых лиц документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки. Данным правам аудиторов и аудиторских организаций соответствуют обязанности проверяемого субъекта Закона об аудите. Закон предусматривает широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских организаций). Так, аудиторы (аудиторские организации) обязаны: а) соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства; б) предоставлять аудируемому лицу по его требованию необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы; в) в срок, установленный договором, передать заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица.

10. А. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг; Б . При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

11. В Федеральном законе "Об аудиторской дсятельности" отмечено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Это касается и обеспечения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами сохранности сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Аудиторскую тайну должен хранить и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности. В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом сведений аудируемого лица, составляющих аудиторскую тайну, виновные несут ответственность и должны возместить причиненные убытки.

12. Независимость аудитора - один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно проверяемого экономического субъекта, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

13. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

14. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

15. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

17. Обязательный аудит (производство, торговля, услуги). Цели: проверка достоверности финансовой отчетности; Аудиторское обслуживание . Проведение в течение года квартальных (полугодовых) аудиторских проверок с выдачей в конце года заключения. Инициативный аудит. Цели определяет заказчик, часто это: консультирование по вопросам бухгалтерского и налогового учета; анализ и проверка данных бухгалтерского учета ; проверка расчетов; проведение инвентаризаций активов и обязательств. Оценка бизнеса (инвестиционные компании и брокеры, негосударственные пенсионные фонды, фонды всех типов, биржи). Цели: проверка достоверности бухгалтерской отчетности и целевого использования денежных средств; Налоговый аудит. Цели: Подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов; Сбор необходимой информации для оптимизации налогообложения; Минимизация налоговых выплат.

18 . АКТИВНЫЙ АУДИТ

Одним из самых распространенных видов аудита является активный аудит. Это исследование состояния защищенности информационной системы с точки зрения хакера (или некоего злоумышленника, обладающего высокой квалификацией в области информационных технологий). Зачастую компании-поставщики услуг активного аудита именуют его инструментальным анализом защищенности, чтобы отделить данный вид аудита от других. Суть активного аудита состоит в том, что с помощью специального программного обеспечения (в том числе систем анализа защищенности) и специальных методов осуществляется сбор информации о состоянии системы сетевой защиты. Под состоянием системы сетевой защиты понимаются лишь те параметры и настройки, использование которых помогает хакеру проникнуть в сети и нанести урон компании.

19. Данный вид аудита заключается в анализе определенной финансовой и

хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Соответствие требованиям:

Проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу; - проверка правильности начисления заработной платы и других выплат работникам; - проверка правильности начисления налогов и сборов в бюджеты различных уровней, а также во внебюджетные фонды; - обосновано производится ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) и не занижается ли при этом прибыль. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов (Инспекция федеральной налоговой службы, Контрольно-ревизионное управление.

20. Обязательный общий аудит осуществляется в случаях, если: организация имеет организационно - правовую форму открытого акционерного общества; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом. В настоящее время критерии для проведения аудита определяются исходя из МРОТ, равного 100 рублям.

21. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. Согласно ГК РФ по договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя, то есть аудиторской организации. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, - выгодоприобретателя, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.

22. По объектам аудита: банковский аудит, аудит страховых органов институтов и биржевых фондов.Пример банковский аудит: основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

23. По назначению: аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, аудит на соответствие требованиям, ценовой аудит, управленческий, аудит хозяйственной деятельности. Аудит финансовой отчетности: основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета. Налоговый аудит -это независимая проверка систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет: правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период времени; состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; соответствия систем бухгалтерского и налогового учета требованиям действующего законодательства.

24. По времени осуществления: первоначальный, согласованный (повторяющийся) оперативный: Первоначальный аудит - вид аудита, который проводится впервые данным аудитором (аудиторской фирмой) для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и другие виды услуг). Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита.

25. Организация государственного регулирования, а также контроля аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

26. Многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает 4 основных уровня. I уровень: федеральное законодательство. Закон «Об аудиторской аудиторской деятельности».II уровень: стандарты аудита. Федеральные правила (стандарты), до принятия которых действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. III уровень: внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. IV уровень: внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

27. Правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам

аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом

Президента Российской Федерации. Целью правила (стандарта) является определение действий

аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве

индивидуального предпринимателя, по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы.

40 . Аудиторские доказательства - информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, финансовом состоянии и перспективах развития экономического субъекта.

А.д. базируются на документальных источниках, документации (первичных документах и регистрах) бух. учета, заключениях экспертов, результатах проведенных опросов, а также на сведениях из др. источников. А.д. могут быть внешними, внутренними и смешанными.

41. Аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в РФ, имеющий официальное значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, предназначенный для любых пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

43. Аудиторское заключение заведомо ложное - под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное либо без проведения аудиторской проверки, либо по ее результатам, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для проверки и рассмотренных аудиторской орг-цией. Заведомо ложным аудиторское заключение признается только по решению суда. Составление такого заключения влечет за собой ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской ор-гции лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, его подписавшего, также аннулирование квалификац. аттестата аудитора и привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

37. Первым этапом аудита является подготовительный этап. Целью этого этапа является выяснение потребностей клиента и заключение договора. Для получения максимального объема информации аудитору необходимо заранее подготовить вопросы, подлежащие обсуждению. Эти вопросы целесообразно включить в макет протокола встречи. Кроме того, необходимо иметь ответы на весь перечень вопросов, указанных в анкете. Следует отметить, что сведения, содержащиеся в анкете, используются во всех последующих бланках и процедурах. В блоке документов “Заключение договора” есть макет Договора на аудит , составленный с учетом Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФПСАД) , а также Приложение к договору , содержащее перечень дополнительных услуг, предоставляемых клиенту. Из двух образцов писем: письма-предложения и письма-обязательства, последнее является обязательным. В нем раскрывается смысл аудита и отражена ответственность клиента и аудитора.

Аудиторские проверки осуществляются независимыми организациям и частными аудиторами. Они содержат несколько обязательных этапов, включающих в себя сбор, анализ и оценку полученных сведений. А это, в свою очередь, способствует увеличению работоспособности компании, налоговой и административной безопасности организации, и, как следствие, стабилизации её денежного положения.

Аудиторская деятельность – это оказание услуг финансовой ревизии, осуществление сопутствующих ей услуг; такая деятельность может проводиться объединениями аудиторов, частными специалистами – закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст.1, п.2 .

Для положительной динамики работы предприятия следует периодически проводить ревизии, которые демонстрируют эффективность его управления, правильность распределения внутренних ресурсов и материальных средств. Одним из самых распространённых методов сбора сведений и анализа разобщённой информации о работе организации, является осуществление финансовых проверок.

Само понятие «аудит» означает проверку отчётности, которая является совершенно независимой, подвергает изучению все внутренние процессы организации, выпускаемую продукцию и проекты . По определению закона такая проверка называется бухгалтерской или финансовой (№307-ФЗ, ст.1, п.3 ; N 402-ФЗ).

Ревизор, осуществляющий проверку, выражает по её итогам своё мнение. Отчётность по ревизии обязательно документируется и представляет собой аудиторское заключение.

Регулирование в России

Главным официальным документом, устанавливающим нормы аудита в РФ, является закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В нём даётся исчерпывающее определение аудита, аудиторской организации, прав, обязанностей, ответственности, а также раскрыты условия аттестации, получения права на деятельность.

В нем же определены органы, которые обязаны контролировать такие компании, прослеживать их соответствие закону РФ. К таким органам относятся:

  • Минфин;
  • аккредитованные саморегулируемые организации (СРО).

В Минфине имеются несколько ведомств, между которыми распределены сферы контроля финансовой отчётности:

  1. Департамент регулирования госконтроля аудиторской и бухгалтерской деятельности. Это учреждение осуществляет нормотворческую работу, регистрацию и учёт аудиторов, СРО и др.
  2. Совет по аудиторской деятельности: этот орган рассматривает проекты законов, вносит предложения, контролирует качество. Это учреждение выступает экспертом, аналитиком (приказ Минфина России от 29.12.2009 N 146н (ред. от 26.07.2017) «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа»).
  3. Специальный рабочий орган при Совете для ведения документооборота, вынесения постановлений.

Как видно, государственное регулирование данной сферы осуществляется на нескольких уровнях.

Кто может заниматься аудиторской деятельностью

Осуществлять финансовые проверки (аудит) на территории РФ имеют право физические лица (частные специалисты) и юридические лица (фирмы). При этом юридические лица именуются фирмами независимо от вида собственности.

Фирмы могут быть отечественного и зарубежного происхождения. Допускается совместная деятельность российских организаций с физлицами, юридическими лицами других государств с отечественными компаниями. Регистрируются они как организации для осуществления аудита.

При создании они могут выбрать, практически, любой вид организационно-правовой формы, однако как ОАО они зарегистрироваться они не могут.

Как стать аудитором

Для того чтобы получить статус самостоятельного аудитора претенденту потребуются следующие основания:

  1. Высшее профильное образование, в аккредитованном образовательном учреждении.
  2. Стаж работы по специальности. При этом образование может быть по смежной профессии, но в таком случае опыт работы должен составлять от трёх лет, а отработать его необходимо в аудиторской компании.
  3. Сдача специального экзамена Минфина.

Экзамен проводят специальные учебные учреждения, входящие в реестр Министерства финансов. Он состоит из тестирования, письменной работы, устного опроса. Экзаменуемый кандидат обязан на каждом этапе набирать определённое количество баллов.

Вся процедура занимает не более трёх рабочих дней. Результаты сданных работ отправляются на проверку в Минфин. При положительном результате экзамена выдаются аттестаты, но они имеют установленные сроки действия, то есть их требуется периодически обновлять и продлевать.

Что такое аудиторская организация

Аудиторская организация – это коммерческое объединение, которое осуществляет аудит, предоставляет сопутствующие ему услуги.

Объединения для осуществления инспекции охватывают, прежде всего, частный экономический сектор. Работают они на возмездной основе, после заключения договора . Однако процесс проверки может быть осуществлен по требованию любого заказчика, который подписал с организацией соглашение.

Клиентами фирмы могут быть физические и юридические лица. Если по ходу ревизии объектов контроля фирма обнаружила нарушения закона, то она обязана сообщить об этом заказчику, а также предупредить о возможном наказании.

Права и обязанности

Права и обязанности фирм и частных аудиторов определены ст. 13 закона 307-ФЗ . Аудиторы имеют право:

  • выбирать форму и методику ревизии;
  • проводить инвентаризацию, получать информацию в полном объёме;
  • требовать устранение недочётов бухучёта, отчётности;
  • получать сведения от третьих лиц, привлекать для этого в определённых случаях государственные органы;
  • привлекать к ревизии на договорной основе иные фирмы, частных ревизоров, других специалистов;
  • отказаться от инспекции, если нет необходимой документации, либо если существует угроза безопасности;
  • получать за выполненную работу денежное вознаграждение;
  • иные права, которые вытекают из самой сути оказания услуг, но не противоречат закону.

Кроме прав при проведении финансовых проверок на лиц, компаний, которые их осуществляют, возлагаются установленные законодательством обязательства. К основным из них относятся:

  • совершение ревизии согласно законам РФ и ФЗ №307 ;
  • по требованию нанимателя подтверждать претензии к документации законами;
  • совершение проверок в сроки, определенные договором о проверке, своевременная передача заключения о результатах заказчику;
  • неразглашение конфиденциальных сведений, кроме случаев, прописанных в законе, обеспечение сохранности документации.

При отсутствии лицензии, а также при наличии родственных, денежных, должностных связей членов фирмы и заказчика, фирма обязана отказать ему в проверке.

Если потребовалась помощь других сотрудников, например, вследствие высокого объема работы, а соглашение с заказчиком уже подписано, руководство компании обязано поставить его об этом в известность.

Цель и виды

Основной целью осуществления финансовой инспекции является сбор объективных, реальных, точных сведений об исследуемом объекте. А также совершается анализ имеющихся недочётов, осуществляется подготовка к ревизии со стороны государственных органов. Частный экономический сектор проводит такую инспекцию с целью выявления недобросовестных членов команды, оптимизации работы, анализа эффективности сотрудников.

Финансовая ревизия помогает установить правильность составления баланса, отчёта об убытках, прибыли, достоверность данных пояснительной записки. Основными целями проверки являются:

  • аналитика работы и экономического состояния;
  • просчёт оптимизации работы;
  • разработка плана деятельности;
  • установление правил ведения бухучёта.

Компании аудиторов по характеру деятельности распределяются на следующие категории:

  • общая – это ревизия всей структуры предприятия;
  • банковская;
  • страховая ревизия;
  • биржевая ревизия;
  • инвестиционная – исследование целесообразности запланированных денежных вложений;
  • аудит внебюджетных фондов.

Методы и стандарты

Когда подразумевают методы и приёмы, имеются в виду тактика или система действий, применяемые для финансовой проверки. В целом, методы осуществления ревизии можно разделить на два направления:

  • организация аудита;
  • получение доказательств.

Организация аудита, в свою очередь, делится на следующие способы проверки:

  • сплошная – это доскональное исследование всей первичной документации и отчётности;
  • выборочная – это вид несплошного наблюдения;
  • смешанная – это соединение сплошной и выборочной проверок;
  • документальная – это установление наличия определенных бумаг, правильности их оформления;
  • фактическая – это инвентаризация ценностей и остатков запасов (товаров, сырья и материалов).

Доказательства для формирования выводов о состоянии дел получают с помощью:

  • запроса (поиск информации у имеющих её лиц, находящихся внутри или за пределами исследуемого объекта);
  • подтверждения (ответ на запрос о сведениях из документации бухгалтерии);
  • пересчёта (исследование исходных документов, а также записей бухгалтерии на корректность);
  • наблюдения (контролирование процесса или процедуры, совершаемого другими);
  • аналитических процедур (аналитика сведений) и др.

Более подробно методы финансовой ревизии описаны в протоколе Совета при Минфине N 41 от 22.12.2005 . Каждая фирма применяет методы по своему усмотрению.

Стандартами аудиторской деятельности называются единые алгоритмы, которых обязаны придерживаться в процессе работы все сотрудники этой сферы. Они применяются для обучения сотрудников внутри организации и для защиты интересов компании в суде.

Имеются четыре группы стандартов:

  • национальные;
  • внутренние – регламентируют работу коллектива внутри одной компании;
  • международные.

Подробно о стандартах, а также их классификации говорит ст.7 закона 307-ФЗ и закон о бухучете 402-ФЗ .

В сфере аудита значение стандартов очень велико. Они регламентируют поведение ревизора в конкретных ситуациях. Их исполнение гарантирует высокое качество ревизии. Они способствуют включению в практику сотрудников научных достижений и новых технологий.

Порядок проведения проверки и оформление результатов

Для получения точных сведений финансовой отчётности, требуется правильное планирование процесса. Поэтому аудит делится на этапы, осуществляемые строго по очередности:

  1. Подготовительный – сбор, аналитика сведений о нанимателе, определение объемов проверки, направления деятельности и др.
  2. Планирование – разработка плана инспекции.
  3. Проведение – сбор бумаг, исследование документооборота.
  4. Аудиторское заключение – оценка корректности составления документации. Оно может быть немодифицированным (без замечаний), модифицированным (недочёты обнаружены).

Основаниями для административной ответственности аудитора служат:

  • подложные документы, благодаря которым было получено право на работу;
  • постоянное игнорирование предписаний лицензионных условий;
  • незаконность выдачи лицензии.

Административное наказание для фирм выражается в лишении лицензии или её приостановлении. Осуществление деятельности без этого документа запрещается . Нарушение данного вида повлечет за собой штраф согласно ст. 14.1 КоАП РФ .

Период приостановления лицензии не может превышать 6 месяцев, а решение доводится до фирмы за трое суток до вступления. Если претензии не устраняются в положенный период, то лицензия аннулируется.

Уголовная ответственность наступает за разглашение конфиденциальных сведений частными аудиторами и злоупотребления полномочиями с целью получения выгоды, ст. 202 УК РФ . Наказание при этом может быть следующим.

При раскрытии секретных сведений с целью получения выгоды или нанесения вреда частный специалист может получить:

  • денежное взыскание – оно рассчитывается прожиточными минимумами;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы до 3-х лет (с запретом работы в этой сфере ещё на три года).

При повторном совершении преступления происходит ужесточение наказания:

  • денежное взыскание – размер выплаты увеличивается;
  • арест до 5 лет с дисквалификацией.

Специалист финансовой проверки при выполнении своих функций обязан отвечать за все аспекты собственной деятельности. Он несёт ответственность за своевременность и качество выполнения услуг.

Более подробно о проведении проверок разного типа компаний рассказано в сюжете.

1. Понятие аудиторской деятельности

2. Цели и задачи аудита

3. Виды сопутствующих аудиту услуг

4. Принципы аудита

5. Субъекты обязательного аудита

6. Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки


Введение

В этой теме рассмотрены понятия аудиторской деятельности, аудита, его цели и задачи. Здесь же рассмотрены принципы аудита, а также виды сопутствующих аудиту услуг. Отдельно определены субъекты обязательного аудита и ответственность аудируемого субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.


1. Понятие аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В Законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита.

1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и / или юридических лиц - это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Работники указанных организаций не всегда умеют квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в деятельности экономического субъекта, но не вполне квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности.

2. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

С точки зрения развития аудита в научной литературе выделяют три функции аудита: подтверждающую, системно-ориентированную и функцию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая - характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Так как аудит - это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированная - предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес - планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

Исходя из приведенной классификации, целесообразно рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого сформулированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

2. Цели и задачи аудита

В п.3 ст.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" отмечено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью и на основании п.7 ст.9 Закона: "Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности". Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

Введение

Тема моей курсовой работы выбрана неслучайно. Жизнь современного человека неразрывно связана с различными предприятиями и организациями. Они производят, закупают, продают, оказывают тому самому современному человеку услуги всех мыслимых и немыслимых направлений. Однако, при всех своих различиях, организации должны подчиняться одним и тем же законодательным нормам и стандартам. Вот тут и наступает время упомянуть об аудите, основная задача которого - выявление нарушений законодательства и отклонений от принятых стандартов.

Однако, не стоит относиться к аудиторам как к «стервятникам», выискивающим как можно больнее ошибок и несоответствий в деятельности организации. Они не только укажут на недостатки в работе, но и помогут их исправить, а также привести деятельность предприятия в установленный российскими законами порядок. Несомненно, что достоверность используемой в работе информации позволяет повысить эффективность работы организации. Так вот, аудит, по сути своей, направлен именно на то, чтобы информация (в частности финансовая) не была искажена в процессе деятельности компании. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия. Итак, я подошла к актуальности темы своей работы. Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности позволит разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Объект моих исследований - аудиторская деятельность, а предметом соответственно, сущность аудита.

Своими задачами в данной работе я выбрала изучение сущности, целей и видов аудита, анализ законодательства РФ об аудиторской деятельности, рассмотрение программы аудиторской проверки, а так же анализ аудиторских процедур. Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе я дам определение аудиту и проанализирую историю его возникновения. Вторая глава будет состоять из понятий, описывающих виды аудита. В третей главе я опишу стадии аудиторских проверок.

1. Определение ауд ита и история его возникновения

Точное определение аудиту (аудиторской деятельности) даёт Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ: «это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

В настоящее время ответственной организацией за установление стандартов и инструкций аудита является Совет по аудиторской практике, дающий аудиту несколько иное определение: «это независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом». Аудиторскую деятельность осуществляет аудитор, являющийся фирмой либо частным лицом. Иногда под «аудитором» подразумевается аудиторский персонал, надёленный делегированными полномочиями.

Аудит, по сути, является процессом сбора и оценки свидетельств об экономических действиях организации и преследует цель определить степень соответствия этих действий и их последствий действующим нормам и законам. По завершению аудита его результаты предоставляются заинтересованным пользователям. Здесь нужно отметить, что оценка должна быть объективной (независимой от влияния различных факторов). Аудитор не подтверждает абсолютную точность представленных данных, а выражает свое мнение по поводу их верности и обоснованности. Проверка, как правило, проводится в интересах лиц, мнения и ожидания результатов проверки могут кардинально различаться, поэтому критерии проверки строго регламентированы (в международной финансовой отчетности это общепринятые принципы бухгалтерского учёта).

Однако, настоящему времени, к сожалению, не выработано единой системы финансового контроля и не определены принципы её построения, что указывает на необходимость разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в РФ».

Возникновение аудита связывают дифференцированием интересов управленцев и инвесторов предприятия. Инвесторы, вкладывая средства в деятельность и развитие организации, не желали (да и не могли) со стопроцентной уверенностью доверять той финансовой информации, которую им предоставлял управляющий сегмент. Риск финансовых вложений был очень велик.

Инвесторам была нужна уверенность в том, что представленная отчётность адекватно и точно отражает финансовое положение организации. Как раз для проверки правильности отчётов и точности финансовой информации и нанимались аудиторы, которым инвесторы могли доверять.

Первые упоминания об аудите относятся к 1844 году, когда в Англии впервые появились законы, согласно которым руководство компаний обязано нанимать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчёта перед акционерами, причём, не реже, чем раз в один год. В России аудит (как и многие другие европейские инновации) появился во времена правления Петра I. Аудиторов называли «присяжными бухгалтерами» и вменяли им в обязанности работу одновременно делопроизводителей и прокуроров. К середине 40-х годов ХIХ века, по окончании экономического кризиса, требования к качеству аудиторских проверок значительно ужесточились. Они стали обязательными для всех организаций. Профессия аудитора становится весьма престижной, требующей нескольких лет учёбы и, безусловно, практики.

Подводя итог, укажу, что потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

2. Виды аудита

На практике различают довольно большое количество видов аудита. Их характеристики целесообразно привести в таблице.

Таблица №1. Характеристики видов аудита

Наименование аудита

Характеристика

Обязательный

Представляет собой проверку, проводимую на предприятиях (определяются в законодательном порядке) ежегодно. Основанием для проведения такой проверки может быть санкция прокурора, налоговой полиции, суда или поручение государственных органов дознания.

Цель этого вида аудита - установить достоверность финансовой отчетности организации и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам. Воспрепятствование организации проведению проверки (либо отклонение от неё) влечет за собой штрафы от 500 до 1000 МРОТ.

Инициативный

Проводится по инициативе организации в сроки, обусловленные между аудитором и предприятием заключённым договором. Помимо подтверждения достоверности финансовой отчетности, целью такого аудита может быть: оценка и прогнозирование финансовой устойчивости организации, выбор метода ведения бухгалтерского учёта, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации.

Проводится специализированной аудиторской фирмой.

Внутренний

Проводится штатными сотрудниками предприятия (назначаемыми ревизорами и их комиссиями). Фактически, это система внутреннего контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского и финансового учёта и правильностью функционирования самой системы контроля, организованная в интересах собственников организации. Главной задачей такого аудита является оценка правомерности и результативности затрат предприятия и определение резервов производства.

Малых предприятий

Проводится, как стандартный аудит, но с учётом специфики малых предприятий. Так, особое внимание уделяется таким факторам как: нерегулярность ведения бухгалтерских записей, непонимание требований к исправлению обнаруженных в ходе проверок ошибок, отсутствие должного контроля из-за небольшого числа учётных работников, использование наличных денежных средств в расчетах и т.п. Такой вид аудита регламентируется стандартом «Особенности аудита малых экономических субъектов» от 11.06.2000г.

Внутрибанковский

Представляет собой проверку экономической деятельности банков и качества обслуживания ими клиентов.

На соответствие

Цель такой проверки - выявление фактов несоблюдения организацией процедур и правил, установленных государством. Например, проверке подвергаются договора (на соответствие законодательству) или порядок выдачи зарплаты (на соответствие всем нормативам).

Финансовой отчетности

Представляет собой проверку качества и полноты информации представленной финансовой отчетности (отчёте о прибылях и убытках, отчёте о движении собственного капитала, балансе, отчете о движении денежных средств).

Налоговый

Проводится с целью оценки правильности порядка формирования, отражения в учёте и уплаты организацией налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также оказанию иных услуг, связанных с налоговыми вопросами. Объектом такого аудита будут налоговые и бухгалтерские отчёты организации. Данный вид аудита регламентируется стандартом «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам» от 11.06.2000г.

Операционный

Является проверкой текущей (или операционной) деятельности организации для оценки её эффективности. Кроме изучения бухгалтерского учёта во время такой проверки анализируются все основные системы жизнедеятельности организации (документооборот, финансовые потоки, маркетинг и др.).

Регулярный

(согласованный)

Представляет собой проверку соблюдения конкретных процедур, правил деятельности и норм. Предметом такой проверки являются методы работы организации и её сотрудников. Проводится, как правило, по заказу руководителей организации.

Экологический

Это независимая оценка деятельности организаций на соответствие требованиям национального природоохранительного законодательства, с целью определения масштабов экологических рисков от его деятельности и разработки мер по их снижению либо устранению. Объектом такого аудита является определение финансовых рисков, связанных с ответственностью за нарушение допустимых уровней воздействия на окружающую среду (загрязнений). Данный вид аудита регламентируется "Руководящими указаниями по экологическому аудиту. Квалификационными критериями для аудиторов в области экологии" от 1998г.

Отмечу, что экологический аудит в некоторых источниках подразделяют на внешний и внутренний. Внешний осуществляется сторонней аудиторской организацией. Проводится в интересах инвесторов и финансовых институтов для оценки экологических рисков и внедрения систем экологического менеджмента. При проведении такого вида аудита по инициативе финансовых институтов, - его результаты используются при принятии решения о выделении займа или инвестировании проекта.

Внутренний экологический аудит осуществляется специально обученным персоналом по инициативе организации для оценки мероприятий, принятых для устранения ранее выявленных нарушений природоохранительного законодательства. Результаты такой проверки могут быть направлены как на оценку соответствия общим требованиям природоохранительного законодательства, так и на специальные оценки (обращение с отходами, охрана воздуха и т.д.).

Мне хотелось бы более подробно остановиться на теме внешнего и, особенно, внутреннего аудита, т.к. он чаще применяется на предприятиях, и его теоретическими аспектами необходимо владеть каждому менеджеру. Внутренний и внешний аудиты, как правило, дополняют друг друга. При решении многих задач внешние и внутренние аудиторы могут использовать одинаковые методы, - разница заключается лишь в степени детальности применения этих методов. В Таблице № 2 представлены основные особенности и отличия внешнего и внутреннего аудитов.

Таблица №2. Особенности внешнего и внутреннего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством организации, исходя из потребностей управления её подразделениями или организацией в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: организацией и аудитором

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом учёта и отчётности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством аудиту: оценку достоверности финансовой и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно либо определяются стандартами внутреннего аудита

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская

Предпринимательская

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководителю организации, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты

Сотрудники организации

Независимые лицензированные эксперты

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства организации

Регламентируется государством

Начисление з/п

Оплата услуг по договору

Ответственность

Перед руководством

Перед клиентом согласно законодательным актам

Одинаковы при решении одинаковых задач. Различия лишь в детальности и точности.

Отчётность

Перед руководством

Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного ведения бухгалтерского учёта и надежности функционирования внутреннего контроля. Потребность в таком аудите возникает в связи с тем, что руководители организации не контролируют повседневную деятельность её структур. Внутренний аудит подтверждает отчёты менеджеров и даёт представление об их повседневной деятельности в целом. Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных задач управления и разработка (либо проверка) информационных систем предприятия. Функции внутреннего аудита, чаще всего, выполняют группы при бухгалтериях и подчинённые финансового директора. К этим функциям относят:

Проверку систем финансового (бухгалтерского) учёта и разработку рекомендаций по их улучшению;

Изучение отдельных статей отчётности, детальную проверку операций и остатков по бухгалтерским счетам;

Расследования случаев по подозрению в злоупотреблениях;

Проверку соблюдения законов и других нормативных актов, требований учётной политики, инструкций, решений;

Проверку деятельности различных звеньев управления;

Оценку эффективности механизма внутреннего контроля и изучение контрольных проверок в филиалах организации;

Оценку используемого организацией программного обеспечения;

Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит решает следующие задачи :

Контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Если на предприятии клиента организован отдел внутреннего аудита, перед проверкой внешний аудитор обязательно должен решить, может ли он полагаться на результаты его работы. Для этого проверяется квалификация штата (опыт работы, образование и т.п.), оцениваются результаты их предыдущих проверок.

Систему внутреннего аудита рассматривают по следующим позициям :

Численность, квалификация и опыт работы специалистов отдела внутреннего аудита;

Степень независимости аудитора от руководства организации;

Масштаб и цели внутреннего аудита;

Методическая основа деятельности внутреннего аудита;

Характеристики предоставленных аудитору средств контроля;

Проверка наиболее рискованных областей;

Периодический контроль работы внутреннего аудиторского отдела со стороны менеджеров;

Соответствие программ и объёма работ внутреннего аудита целям внешнего;

Качество внутренних аудиторских отчётов.

Для ознакомления с системой внутреннего аудита необходимо получить документы , отсутствие которых укажет на то, что эффективно функционирующей системы внутреннего аудита на предприятии нет, а именно:

Документы, подтверждающие создание и функционирование системы внутреннего аудита (приказ о создании системы внутреннего аудита, штатное расписание с должностью аудитора или аудиторского отдела и т.п.);

Подтверждение деятельности аудиторского отдела (планы, протоколы, отчёты).

Внешним аудиторам следует помнить, что не стоит всецело полагаться на работу внутренних аудиторов, и необходимо периодически проводить проверки их работы, т.к. независимо от того, данные внешнего или внутреннего аудита использовались при проверке, ответственность за достоверность аудиторского заключения несет внешний аудитор. По результатам ознакомления с системой внутреннего аудита внешний аудитор выражает своё мнение об эффективности её функционирования, и о том, можно ли положиться на предоставленные результаты при выборе методов проверки.

В этой же главе я хотела бы упомянуть о с опутствующи х аудиторски х услуг ах , т.к. в настоящее время аудиторская деятельность включает в себя не только аудит, но и дополнительные услуги, полноценно оказать которые могут только сотрудники аудиторских организаций, имеющие наибольшую квалификацию в области бухгалтерского учёта, права, налогообложения и анализа хозяйственной деятельности.

В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сопутствующие аудиту услуги это: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП, экономическое, финансовое, правовое и управленческое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение ИТ, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, оценка предпринимательских рисков, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов, проведение маркетинговых исследований, проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другие услуги.

В соответствии со стандартом «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» эти услуги можно классифицировать по принципам их совместимости с различными видами аудита и по их содержанию. Данная классификация представлена в Приложении Б.

Как мы видим, аудит весьма разносторонен, и, преследуя различные цели, предприятия могут проводить проверки различных видов, а так же прибегать к сопутствующим аудиту услугам.

3. Аудиторский процесс и его стадии

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Организации самостоятельно выбирают фирму и заключают с ней договор, в котором указываются направления и особенности проверки. Договор содержит не только время проведения проверки, виды услуг и сумму оплаты, но и права и обязательства обеих сторон.

Что касается стадий проверки, то единого подхода в определении их количества и названий не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии.

Организационная стадия состоит из выбор а объекта аудита и его организ а ционно - методическ ой подготовк и . Основываясь на виде деятельности организации, выясняют, каких специалистов нужно привлечь к проверке. Затем издаётся приказ либо распоряжение руководителя компании, в котором указывается вид аудита, период и сроки проведения проверки, а также перечисляют всех членов аудиторской комиссии с указанием их должностей. Организационно-методическая подготовка аудита начинается с определения экономического состояния организации. Ещё до выезда в проверяемую организацию аудиторская комиссия изучает планы финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, а также их выполнения. Для этого проверяют бизнес-план, бухгалтерскую и статистическую отчётность, акты предыдущих проверок и иные документы. На этапе проверки финансовой отчетности используют аналитические процедуры, такие как:

Сравнение финансовых показателей (фактических с плановыми или фактических с аналогичными за предыдущие годы);

Сравнение показателей с соответствующими показателями аналогичных предприятий;

Определение отклонений.

После этого руководитель аудиторской комиссии разрабатывает программу аудита, которую утверждает руководитель предприятия. В программе указывается объект контроля, последовательность проверки, и т.п. Затем выбирается методика аудита и составляется план-график аудита, в котором указывается срок проверки каждого раздела и исполнителей, проводящих проверку. Так организовывают внутренний аудит. Подготовка внешнего аудита отличается лишь кругом вопросов, поставленных заказчиком.

Исследовательская стадия осуществляется аудиторами в самой организации. Эта стадия делится на два этапа: предысследовательский и исследовательский.

Предысследовательский этап предполагает определённые действия, направленные на создание необходимых условий для проведения аудита. А вот и сследовательский этап представляет собой непосредственно выполнение контрольно-аудиторских процедур.

Завершающая стадия контрольно-аудиторского процесса - это обобщение результатов проверки. При нём обобщают выявленные недостатки и нарушения и излагают их в аудиторском заключении совместно с мерами по предупреждению недостатков в дальнейшем.

На завершающей стадии процесса аудита выделяют три этапа:

Оценка и анализ результатов;

Составление отчёта, подготовка предложений и ознакомление с ними заказчиков;

Написание заключения и подписание акта выполненных работ. На этапе оценки анализа результатов руководитель аудиторской комиссии выясняет, достаточно ли собранных доказательств для подтверждения достоверности финансовой отчетности. Спорные вопросы согласовываются с руководителем проверяемого предприятия. Затем аудитором составляется заключение, в котором указываются сильные и слабые направления деятельности предприятия. Там же отражаются предложения, направленные на улучшение бизнеса организации - клиента и усовершенствование системы внутреннего контроля. Форма и содержание аудиторского заключения регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" (Приложение В).

После составления заключения аудитор и заказчик подписывают акт выполнения работ, что является завершающим этапом процесса аудита. Кроме этого, аудиторские фирмы выполняют различные услуги: анализ финансовой отчётности, консультации по экономико-правовым вопросам, налогообложения и т.п. От характера услуг зависит не только методика и процедура аудита, но и этапы их исполнения.

Таким образом, говоря о стадиях аудиторской проверке, стоит упомянуть, что аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Заключение

Подводя итог своей курсовой работы, хотелось бы вернуться к её основным моментам.

Итак, потребность в услугах аудиторов возникла в связи с рядом обстоятельств, таких как: огромная зависимость последствий принимаемых руководством компании решений от качества предоставленной информации, возможность необъективного информирования инвесторов управленцами компаний, необходимость специальных знаний, подготовки, квалификации и опыта для проверки информации.

Аудит весьма разносторонен. Различают такие его виды как: обязательный, инициативный, внешний, внутренний, аудит малых предприятий, внутрибанковский, аудит финансовой отчетности, аудит на соответствие, налоговый, операционный, регулярный (согласованный), экологический, а так же сопутствующие аудиту услуги. Такое многообразие обусловлено различными целями, которые преследуются организацией, принявшей решение провести проверку своей деятельности.

Аудиторские фирмы ведут работу на договорной основе. Единого подхода в определении количества и названий стадий проверки не существует. Однако, как правило, выделяют начальную (организационную), исследовательскую и завершающую стадии. Итог проверки подводится в аудиторском заключении, форма и содержание которого регламентировано стандартом "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Аудиторские проверки направлены на проверку достоверности информации, используемой в работе организаций, что, несомненно, позволяет повысить эффективность их работы и свести возможные предпринимательские риски к минимуму. Грамотная организация контроля за финансовой информацией способствует укреплению договорной и расчётной дисциплины, сокращению задолженностей (дебиторской и кредиторской), ускорению оборачиваемости оборотных средств, и, в итоге, улучшению финансового состояния предприятия.

Подробное освещение сущности аудита и аудиторской деятельности, проведённое в данной работе, позволило разъяснить задачи и цели проверок финансовой деятельности организаций, дифференцировать виды этих проверок и повысить уровень знаний в области основ аудита на предприятиях.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119- ФЗ

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 №129-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 №34-н.

6. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.

7. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 №135.

8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении бланка квалификационного аттестата аудитора» от 25.04.2002 №34.

9. Белуха Н.Т. Аудит. Учебник.//«Знания» КОО., 2000 - 157с.

10. Подольский В.И. Аудит. Учебник для вузов.//М., 1997 - 210 с.

11. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.// М., 2000 - 138 с.

12. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Учёт и анализ на предприятии.// Издательское объединение «ЮНИТИ», 2002 - 208 с.

13. Коротков А.П. Антикризисное управление. Учебник для ВУЗов.//М., 2000 - 312 с.

14. Савин А.А. Аудит.//«ACADEMIA», 2002 - 202 с.

15. Подольская Л.В. Основы аудита.// М., 2004 - 312 с.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Аудит и аудиторская деятельность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье раскрыта сущность аудита и определена специфика аудиторской деятельности.

Слово аудит происходит от латинского audio, что означает буквально "он слышит". Аудиторская деятельность в классическом понимании этого слова – независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.

Вместе с тем, проведение аудита может быть инспирировано как внутренними, так и внешними по отношению к предприятию субъектами, что не отменяет обязательный характер независимости проведения аудиторской проверки.

В сфере аудиторской деятельности произошло расширение спектра услуг, которые оказывают аудиторы. Наряду с проведением аудиторских проверок и сопутствующих услуг, аудиторы оказывают услуги в рамках консультирования по вопросам организации бухгалтерского учета, налогообложения, а также по постановке управленческого учета, автоматизации учета и т.п.

Понятие и сущность аудита

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

Согласно положению Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В ходе аудита также проверяется соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит проводит контрольный орган внутри самого предприятия. Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Основная часть аудиторских проверок относится к внешнему аудиту.

Внешний аудит может быть добровольным, который проводится по желанию предприятия, и обязательным, проводимым в соответствии с законодательными актами. Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.

Внешний аудит предполагает оценку системы отчетности, проверку и оценку активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита – установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за определенный период.
Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит включает в себя два направления:

  • оценка адекватности систем контроля – проверка контроля учета, устранение выявленных недостатков и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности – анализ различных сторон функционирования предприятие, разработка предложений по их совершенствованию.

Специфика аудиторской деятельности и ее роль

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об аудиторской деятельности":

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Под достоверностью при этом понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчетность должна быть достоверной, чтобы ее пользователи могли делать на ее основе правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения.

В системе аудиторской деятельности выделяют следующие организационные формы:

1. Государственный контроль - обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством, соблюдение законности.

2. Специальный контроль - возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.

3. Внутриведомственный контроль - осуществляется в виде ревизий вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

4. Вневедомственный контроль - предполагает проведение аудиторских проверок независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

5. Внутрихозяйственный контроль - аудит осуществляется внутри организации собственными силами.

6. Независимый аудит – осуществляется независимыми аудиторами, имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане.

7. Общественный контроль - базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, средствами массовой информации. Результаты общественного контроля не являются юридически значимыми, но могут послужить основанием для проведения контрольных проверок или аудита органами власти.

Потребность в аудиторской деятельности создали следующие условия:

Несовпадение интересов составителей информации и пользователей;

Опасность принятия хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, что приведет к негативным экономическим последствиям;

Необходимость специальных знаний для оценки достоверности бухгалтерской отчетности, которыми не обладают ее пользователи.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

2. Баханькова Е.Р. Аудит. – М.: Инфра-М, 2013.

3. Макарова Л.Г., Штефан М.А., Ковина А.К. Основы аудита. – М.: изд-во ВШЭ, 2013.

4. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2013.

5. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус, 2015.