Как проверить декларацию по НДС (контрольные соотношения)? НДС: камеральная проверка по-новому

Камеральная проверка по НДС проводится по правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Связанные с проведением камеральной проверки по НДС нюансы будут рассмотрены в этой статье.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация .

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018» .

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте .

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?» .

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета» .

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов» .

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас» .

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"» .

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Дуэль между налогоплательщиками и налоговыми органами при проверке НДС становится все ожесточеннее. Несмотря на периодические призывы властей «не кошмарить» бизнес, предприниматели и налоговики с трудом находят общий язык.

Бизнесмены пытаются защитить себя от претензий, тщательно собирая письма, высказывания и мнения властей (Минфин, ФНС, суды). Налоговые органы, в свою очередь, совершенствуют формы и методы налогового контроля.

К сожалению, не существует волшебного совета или правильного перечня документов, который должен иметь бизнесмен при камеральной налоговой проверке. Всегда остается риск получить претензии с формулировкой «необоснованная налоговая выгода» или «непроявление должной осмотрительности».

При этом «должная осмотрительность» – все чаще понятие мифологическое. Для одних оно становится голубой мечтой, для других – страшным сном, где проваливается план по собираемости налогов.

Поэтому мы на основе реальных актов проверки НДС налоговыми органами расскажем, что может стать признаком налогового преступления и как пройти без риска для бизнеса.

Признаки налогового преступления

В погоне за выгодой предприниматели стараются максимально сократить свои издержки, поэтому теневые схемы налогооблажения не перестают пользоваться популярностью. О самых непрятных из них мы рассказывали в материале . Сегодня же наш кейс посвящен взаимоотношениям дилеров и их поставщиков. Точнее, как налоговая может доказать что вы и ваш поставщик – это взимосвязанные компании, и имеет место «схема ухода от налогов».

Ситуация

В рамках проверки по НДС предпринимателя попросили предоставить пакет документов, подтверждающий приобретение товара. Его поставщик по запросу налогового органа в рамках проведения встречной проверки подал такой же пакет документов. Нюанс в том, что комплекты оказались не просто одинаковыми, а идентичными.

На двух экземплярах договора подписи с одинаковым наклоном и силой нажатия. Идентично, вплоть до миллиметра, расположены печати организаций. Даже небольшой подтек от ручки находится в одном и том же месте. Глядя на эти документы, сразу ясно, что человеку такая точность не под силу. Поэтому по результатам проверки налоговый орган сделал вывод о совпадении общих признаков:

  • содержания самих документов (названия, реквизиты, печати, подписи)
  • формы и содержания, имеющихся в документах оттисков печатей
  • конфигурации взаимного расположения штрихов в имеющихся подписях и записях
  • взаимном расположении реквизитов

Результат проверки НДС – фальшивые документы

Вывод вполне логичный: документы были составлены в одном экземпляре, а не в двух. У поставщика находился не свой экземпляр договора, а копия экземпляра предпринимателя-налогоплательщика. На основании этого налоговая инспекция вынесла заключение о том, что документы фальшивые, а реальной сделки между поставщиком и налогоплательщиком не было.

Вывод

В этой ситуации оптимальным вариантом станет просто сказать правду. О том, какие санкции грозят со стороны налоговых органов при провале подобных проверок, мы подробно рассказали в материале . Именно поэтому налогоплательщику стоит помнить, что желание ответить за контрагента, который молчит, может привести к обратному результату и ситуация повернется уже против него самого.

ФНС внедрила у себя специальную программу - Система управления рисками в рамках автоматизированной системы контроля «НДС-2» (СУР АСК НДС-2). Эта программа позволяет видеть всю цепочку поставщиков, отслеживать налоговые разрывы, а так же связи с фирмами-однодневками. Однако зачастую компания не платит налоги из-за операций, которые не подлежат обложению. Поэтому ФНС указывает своим подчиненным во время камеральных проверок учитывать:

  • уровень налогового риска, который присвоил компании СУР АСК НДС-2;
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций, в которых заявлены льготы по НДС.

Так же налоговые инспекторы должны истребовать у налогоплательщика пояснения налоговых льгот в виде реестра подтверждающих документов. Компании, которая заявила на льготы по декларации НДС, достаточно будет представить реестр по рекомендованной форме. Контролеры, должны определить объем документов для каждого кода льготной операции и истребовать у компании документы, которые подтверждают обоснованность применения льгот.

Как определяют уровень налогового риска налогоплательщика

Программа СУР АСК НДС-2 распределяет компании на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Налогоплательщикам с реальной деятельностью, которые в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства, присваивают низкий уровень налогового риска. Такие компании располагают трудовыми и материальными ресурсами, и проходят плановые выездные проверки.

Высокий налоговый риск присваивают компаниям с признаками фирм-однодневок. У таких организаций нет ресурсов, они перечисляют налоги в бюджет в минимальном размере или же вовсе их не платят.

Компании, которые не подпадают под критерии низкого или высокого налогового риска относят к среднему.

Какой объем документов нужен, чтобы подтвердить налоговые льготы

Порядок истребования документов, который подтверждает право на налоговые льготы по НДС, одинаков для всех трех категорий налогоплательщиков.

Сначала всем компаниям нужно представить налоговикам подтверждения обоснованности льгот виде реестра документов (приложение № 1 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

В реестре нужно указать код и суму операции, название контрагента, его ИНН и КПП, а так же наименование и реквизиты документов, которые подтверждают применение льгот. Пример такого документа можно посмотреть в приложении №3 к письму ФНС России от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Затем налоговики обрабатывают полученный реестр и рассчитывают объем документов, которые в дальнейшем потребуют от компании. По какому алгоритму действуют налоговики можно посмотреть в приложении № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@.

Следующим шагом налоговики проверяют документы, которые истребовали у компании. По результатам анализа инспекторы либо подтвердят обоснованность применения льгот, либо предъявят претензии и составят акт камеральной проверки.

Если же налогоплательщик не представит реестр, фиксалы запросят все документы по сделкам. То есть истребуют бумаги без использования риск-ориентированного подхода. Такой же подход налоговики применят к компаниям, которые представили реестр документов не по рекомендованной форме. Например, налогоплательщик не смог идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами или в реестре не указана сумма операции.

Обжаловать истребование лишних документов нецелесообразно. Кодекс не ограничивает их объем (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ). В требовании о представлении документов также нет никаких ограничений (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Ограничить право проверяющих на истребование документов, ссылаясь на письмо от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@, так же не получится. Если компания не предоставить реестр налоговикам, они вправе ее оштрафовать на 5 тыс. рублей, при повторном нарушении - на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Компании с высоким уровнем налогового риска. У такой организации результаты предыдущих камеральных проверок налоговики учитывать не будут. Они истребуют не менее 40 процентов от объема документов, которые подлежат истребованию в разрезе кодов операций, но не более 500 документов. Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, то инспекторы истребуют их в полном объеме (приложение № 2 к письму от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@).

Компании со средним уровнем налогового риска. Такие организации должны представить максимальное количество документов, если:

  • заявили льготу по коду операции впервые;
  • по результатам предыдущей камеральной проверки налоговики выявили нарушения в части конкретной льготы.

Если по результатам предыдущей камералки инспекторы не нашли нарушений в части конкретной льготы, они истребуют у компании уже не более 10 процентов от общего объема документов. При типовых договорах, налоговики попросят не более 5 процентов документов. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и при этом контролеры не выявили нарушений, то в течение трех периодов она может представлять только реестр.

Компании с низким уровнем налогового риска. У таких организаций попросят предъявить максимальное количество документов, только если налоговики выявили нарушения по итогам предыдущей камералки. Если компания первый раз заявила льготу, инспекторы запросят не более 10 процентов от общего объема документов. Если налоговики обнаружат нарушения, то в следующий раз запросят уже 40 процентов от объема документов.

Что налоговики считают нарушением?

Фактически любое нарушение, которое налоговики зафиксировали в акте предыдущей камералки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Часто налоговые правонарушения не связаны с занижением налоговой базы. Чтобы в акте проверки появились нарушения достаточно не представить один документ (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ). Ни в кодексе, ни в письме от 26.01.17 № ЕД-4-15/1281@ нет разъяснений, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции.

___________________________________________________________________________________________

Какие операции подпадают под понятие «налоговая льгота»

Во время камеральной проверке инспекторы в следующих случаях:

  • если компания заявила в декларации НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявление противоречий (ошибок) между операциями, отраженными в декларациях организации и ее контрагентов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если общество представило уточненку к уменьшению по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если декларацию подала иностранная организация, то инспекторы вправе истребовать документы, подтверждающие, что местом оказания услуг признается РФ (п. 8.5 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики могут систематически запрашивать документы, ссылаясь на необходимость проверки обоснованности применения льгот по НДС. А именно, пояснения и документы, подтверждающие право на (п. 6 ст. 88 НК РФ). Понятие «налоговая льгота» контролеры пытаются распространить на операции, которые не подлежат налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ).

Когда контролеры истребуют документы по льготам, они руководствуются мнением Пленума ВАС РФ (п. 14 постановления от 30.05.14 № 33). Льготы по налогам — преимущества, которые предоставляют отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Такое понятие нужно принимать во внимание при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ. Действие этой нормы распространяется на операции, которые не подлежат налогообложению и по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например, закон устанавливает налоговую льготу в отношении религиозных организаций, общественных организаций инвалидов, коллегий адвокатов (подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Так же под налоговую льготу в целях исчисления НДС подпадают операции, которые вправе совершать компании, имеющие соответствующую лицензию. Например, на оказание медицинских услуг.

Так же налоговики вправе потребовать по отдельным видам операций подтверждение того, что сделки совершает компания с определенным статусом. Например, если организация реставрирует объекты культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ), она должна представить фиксалам договор с контрагентом.

Контролеры не вправе запросить документы по операциям, которые не подпадают под объект налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). Тоже самое касается и документов по освобожденным от НДС операциям, когда такое освобождение не связано с предоставлением преимуществ определенной категории лиц. По таким операциям действует специальные правила обложения (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Например, сделки по выдаче займов, реализации долей в уставном капитале и т. д.

Если операции доступны налогоплательщикам любых форм собственности и не ограничены видом деятельности, они не предоставляют налоговых преимуществ. Поэтому такие операции нельзя отнести к разряду льготируемых (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12).

Так же налоговики рассказали, какую судебную практику будут использовать в работе.

Проверка декларации по НДС необходима для любого бухгалтера. Проводят ее перед представлением документа в ИФНС с целью выявления и устранения имеющихся несоответствий и ошибок. Существует определенный алгоритм: сначала сверяют декларационные данные с итоговыми цифрами по счетам бухгалтерского учета, объединенными в оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ), затем убеждаются в правильности составления формы данных по контрольным соотношениям. Напомним, какими инструментами оперирует бухгалтер, проверяя декларацию по НДС в арифметических и логико-форматных направлениях.

Как проверить декларацию по НДС по оборотке

Прежде всего, выверяют данные декларации с информацией по счетам бухгалтерского учета, задействованным в операциях по НДС.

В процессе необходимы данные ОСВ по счетам:

    результатов – , 91(объемы продаж по каждой применяемой налоговой ставке);

    расчетов – , , 76 (соответствие величин авансов и налога, относящегося к ним);

    учета сумм вычетов – 19;

    учета расчетов по НДС , формирующих итоговые данные декларации – 68/2.

Для наглядности мы объединили в таблицу расчетные формулы обозначений строк декларации, сведения по суммам начисленного, уплаченного НДС и вычетов по нему, которые подвергают проверке по ОСВ:

Где отражено в декларации по НДС

Что обозначает

Проверяется по формулам:

Сумма исчисленного НДС с продаж

Сч. 90/1 х 18 / 118

Сумма НДС с авансов, полученных в счет будущих поставок (ДО (дебетовый оборот) сч. 76.АВ)

КО сч. 62/2 х 18 / 118

Сумма НДС с предоплаты, подлежащая вычету (КО (кредитовый оборот) сч. 76.АВ)

ДО сч. 60 х 18 / 118

Сумма НДС, предъявленного к возмещению (КО сч. 19)

КО сч. 60 х 18 /118

НДС к уплате (формируют анализ сч. 68/2 в корреспонденции с взаимодействующими счетами)

ДО сч. 68/2 (за минусом КО сч. 51 (сумма уплаченного НДС)) = итог НДС по книге покупок

КО сч. 68/2 = итог НДС по книге продаж

Сальдо кредитовое по сч. 68/2 на начало + КО сч. 68/2 – ДО сч. 68/2 = кредитовое сальдо на конец отчетного периода

Проверка подлинности расчетных показателей, внесенных в декларацию необходима, но недостаточна, поскольку важна и логическая увязка всех показателей. Ее добиваются проверкой значений по контрольным соотношениям (КС).

Как проверить декларацию по НДС, применяя контрольные соотношения

Именно КС используются инспекторами ФНС при автоматизированной проверке декларации НДС. Эти соотношения перечислены в письме ФНС от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@ (с обновлениями от 06.04.2017). Формулы КС дают возможность сверить значения разделов с 1-го по 7-й, показатели внутри них, между ними и в увязке с показателями разделов с 8-го по 12-й. Все они аккумулированы в табличном варианте, что весьма удобно для пользователя. Поэтому самостоятельно осуществить проверку по КС может и бухгалтер, хотя в учетные программы, как правило, всегда встроены модули проверки декларации по КС и она проверяется автоматически.

Как определить правильность заполнения по КС? Анализируя данные декларации, показатели «прокручивают» по предлагаемым формулам, устанавливающим степень достоверности внесенных в форму значений или же допустимость подобных показателей.

К примеру:

    по п. 1.22 КС действует норма – значение стр. 005 приложения 1 к разделу 8 должно быть равно показателю стр. 190 раздела 8. Если же показатель стр. 005 прил.1 больше стр. 190, то налоговики могут констатировать эту ситуацию, как возможное завышение суммы НДС к вычету;

    по п. 1.44 КС – показатель стр. 070 раздела 12 = разности значений строк 080 и 060 12-го раздела. Если показатель стр. 070 ниже разницы строк 080 и 060, существует риск занижения суммы НДС, исчисленной к уплате.

Все результаты, полученные от проверки по КС, анализируют и при необходимости перепроверяют аналитику и достоверность отражения операций в учете. Перечислять в публикации все применяемые формулы смысла не имеет, поскольку их много и не все они используются для конкретного предприятия. Мы лишь указываем, как проверить декларацию по НДС по учетным данным и контрольным соотношениям, чтобы избежать отказа в приеме декларации или представления уточняющих форм.

Правила камеральных проверок декларации по НДС изменились. Данные этой отчетности будут обрабатываться в централизованном порядке. Специальная программа будет сопоставлять показатели деклараций разных налогоплательщиков. А именно: сумму вычета, которую заявляет покупатель по конкретному счету-фактуре, программа будет сравнивать с размером налога, который начислил продавец по этому документу.

Если вычет налога у покупателя меньше или равен начисленному НДС у поставщика, сложностей не будет. Если же вычет больше начисленного налога, инспекторы сначала направят покупателю уведомление с реестром ошибок (несоответствий). Для этого инспекторы планируют использовать типовой бланк запроса.

Тогда компания должна проверить данные в книге покупок. Если покупатель в пояснениях сообщит, что вычеты налога заявил правильно, то инспекторы запросят пояснения у поставщика. Ответ на запрос налоговиков, скорее всего, также нужно будет составлять по типовой форме.

При этом программа будет учитывать ситуации, когда поставщик и покупатель зарегистрировали счет-фактуру в разных кварталах. Так, начисление НДС по счету-фактуре должно предшествовать вычету у покупателя по этому документу. Если поставщик начислил НДС в одном квартале, а покупатель зарегистрировал счет-фактуру в следующем периоде, то инспекторы не должны предъявлять претензии к вычетам НДС.

Несоответствия данных в декларации поставщика и покупателя возможны из-за ошибок при вводе данных в книгу продаж или книгу покупок. Поэтому нужно оптимизировать этот процесс, чтобы минимизировать такие ошибки.

Для этого компания может обмениваться с контрагентами электронными счетами-фактурами. Данные из этих счетов-фактур будут автоматически загружаться в компьютерную программу. Это позволит избежать ошибок при вводе в книгу покупок и декларацию реквизитов входящих счетов-фактур.

Кроме того, советуем проверить данные о контрагентах в бухгалтерской программе. В счетах-фактурах также нужно проверять ИНН поставщика и покупателя. Именно по ИНН в декларациях инспекторы прежде всего будут идентифицировать контрагентов. Актуальные ИНН и КПП можно проверить на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы»>«Проверка корректности заполнения счетов-фактур».

Если в декларации указан неверный ИНН поставщика, инспекторы, возможно, не смогут проверить, начислен ли налог по этой отгрузке товаров. Тогда налоговики запросят пояснения у покупателя.

Кроме того, практически на любой проверке налоговики теперь могут потребовать счета-фактуры, первичные документы или провести осмотр помещений компании.

Запрос счетов-фактур и других документов. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если компания заявляла возмещение налога или использовала льготы, налоговики вправе были запросить подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же эти документы инспекторы будут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проверяющие могут запросить документы в следующих ситуациях. Первая – в декларации компании инспекторы выявили противоречия. Вторая – сведения в отчетности компании не соответствуют данным декларации контрагента или данным журнала учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Потребовать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно одних подозрений в занижении налога. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года. Новые права инспекторов при камеральных проверках действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы инспекторы смогут на камеральных проверках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация, это могут быть и периоды прошлых лет.

Кроме того, инспекторы по-прежнему вправе затребовать документы в некоторых других ситуациях, которые приведены в таблице ниже.

Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС
Ситуация Какие документы могут затребовать инспекторы
Налоговики выявили противоречия в отчетности. Либо данные декларации не соответствуют отчетности поставщика или другого контрагента Счета-фактуры, первичные и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога, через два года после срока сдачи первичной декларации Первичка и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Счета-фактуры, а также другие документы, обосновывающие право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Организация использует налоговые льготы Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые нужно сдать вместе с декларацией. Например, экспортеры должны передавать инспекторам документы, подтверждающие ставку 0 процентов (п. 7 ст. 88 НК РФ)

Квитанция о приеме требования налоговиков. С 1 января 2015 года компании, которые обязаны отчитываться по налогам по ТКС, должны обеспечить получение от инспекторов электронных документов. При этом у компании должна быть техническая возможность отправить электронную квитанцию, подтверждающую, что документ получен.

Квитанцию о приеме документов компания обязана отправить налоговикам в течение шести рабочих дней со дня отправки этих документов инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Таким образом, этот срок считают со дня, когда инспекторы отправили документ, а не когда его получила компания. Поэтому рекомендуем назначить ответственного сотрудника, который будет ежедневно проверять электронные документы ИФНС.

Если не отправить в срок квитанцию, инспекторы могут заблокировать счет. Но при условии, что инспекторы направили компании следующие документы:

1) требование о передаче документов;

2) требование о представлении пояснений;

3) уведомление о вызове в инспекцию представителя компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Если по этим электронным документам компания не отправит в ИФНС квитанцию о приеме документа, инспекторы вправе заблокировать расчетные счета. По другим документам, которые налоговики высылают в электронном виде, например решению инспекции о продлении сроков сдачи документов, задержка с квитанцией не критична.

Таким образом, если налоговики при проверке декларации по НДС затребуют пояснения, компания должна отправить квитанцию о получении этого документа. То же самое относится к ситуации, когда инспекторы запросили документы.

Налоговики могут принять решение о блокировке счета в течение 10 рабочих дней после того, как компания обязана была отправить квитанцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если налоговики заблокируют счет позже, компания может обжаловать решение инспекции и потребовать, чтобы ИФНС уплатила проценты с заблокированных сумм (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Добавим, что если налоговики заблокируют счет компании, то банк откажется открывать не только другой расчетный счет, но и депозит. Такие правила действуют с 5 декабря 2014 года.

ПРИМЕР 3

Инспекторы отправили компании требование о представлении счетов-фактур и первичных документов 10 февраля 2015 года. Значит, компания должна выслать квитанцию о приеме документов не позднее 18 февраля (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если не направить в этот срок квитанцию, то с 19 февраля по 5 марта 2015 года инспекторы смогут заблокировать расчетные счета компании.

Налоговики разблокируют счет только после того, как компания представит запрошенные документы, пояснения или представитель организации явится в инспекцию. Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

Налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки счета не позднее следующего рабочего дня после того, как компания направила квитанцию или выполнила требования инспекции. Затем не позднее следующего рабочего дня инспекторы должны отправить решение об отмене блокировки счета в банк.

Осмотр помещений компании. Теперь инспекторы также получили право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет налога. Поэтому, если налоговики требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе инспекторы могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете налога.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92 , п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Важные показатели декларации по НДС. Помимо сопоставления сумм налога в декларации поставщика и покупателя налоговики могут отслеживать высокую долю вычетов и другие показатели.

Основной показатель, который обычно контролируют налоговики, – это доля вычетов по отношению к исчисленному налогу.

Так вот, если доля вычетов составляет 89 процентов и более, контролеры посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС. Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый вариант – если налоговики запросят пояснения, доказывать, что такой показатель сложился объективно. При этом желательно сообщить контролерам, какие меры компания предпринимает, чтобы снизить долю вычетов. Можно также указать, в каком периоде нагрузка по НДС должна увеличиться, хотя это необязательно. Пример пояснений для налоговиков приведен ниже.

Второй вариант – снизить долю вычетов. Так, можно не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. Тогда компания заявит вычет, когда получит от поставщика товары. Еще один распространенный метод – это перенести вычеты налога на следующий период. Тем более что нередко сами инспекторы предлагают так поступить. С 1 января 2015 года право компании переносить вычеты на следующие кварталы прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 1.1 ст. 172).

А вот принимать НДС к вычету частично не советуем. Чиновники считают, что компания не вправе заявлять вычет по одному счету-фактуре частями (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408). Хотя судьи в этом вопросе обычно занимают сторону компании (постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2011 г. № КА-А40/1116-11).

Впрочем, есть ситуации, в которых частичный вычет можно заявить без спора с налоговиками. Они приведены в таблице ниже.

В каких случаях вычет НДС по одному счету-фактуре поставщика можно заявить частично
Ситуация Как заявлять вычет
При приемке товаров компания выявила недостачу или бракованную продукцию В книге покупок надо зарегистрировать счет-фактуру на стоимость товаров, фактически принятых на учет. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором поставщик уточнит количество товаров, регистрировать в книге продаж не нужно (письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-07-09/48)
Нормируемые расходы компания переносит на следующий квартал Допустим, представительские расходы за I квартал превысили лимит, установленный для налога на прибыль. В этом случае счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок пропорционально той части расходов, которая соответствует лимиту. Если по итогам II квартала расходы впишутся в норматив, то остальную сумму НДС по ним можно будет принять к вычету в этом периоде
Организация перечислила поставщику предоплату Чиновники считают, что вычет авансового НДС можно заявить частично (письмо Минфина России от 22 ноября 2011 г. № 03-07-11/321)
Компания ведет облагаемые и льготные операции. Или же совмещает общий режим и вмененку НДС по общехозяйственным и другим расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, нужно распределить пропорционально выручке. Таким образом компания определит часть входного НДС, которую можно заявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ , п. 13 правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137)

Добавим, что вместо того чтобы снижать сумму вычетов, можно увеличить налоговую базу по НДС. Это может быть более удобным, если компании нужно одновременно скрыть убыток в декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, инспекторы часто проверяют, правильно ли рассчитан НДС с авансов. Сначала рассмотрим тот авансовый НДС, который компания ставит к вычету после отгрузки товара. Продавцы отражают его в графе 3 строки 170 раздела 3 декларации. Инспекторы сравнивают этот показатель с суммой налога, начисленной с предоплаты (графа 5 строки 070 раздела 3). Если вычет авансового НДС окажется больше начисленного налога, то инспекторы могут запросить пояснения. Компания может пояснить различия в этих данных следующим образом. Возможно, компания отгружала товары в счет авансов, полученных еще в прошлом периоде. Тогда вычет НДС с предоплаты действительно может превысить начисленный налог, но нарушением это не является.

Кроме того, вычет авансового НДС у продавца контролеры сравнят с налогом, который был начислен с реализации (строки , раздела 3). Если вычет окажется больше, то, скорее всего, в учете допущена ошибка. Ведь принять к вычету НДС с авансов поставщик может только после того, как отгрузит товары покупателю (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так что вычеты по авансам, не закрытым поставкой, в книге покупок необходимо аннулировать.

Теперь об авансовом НДС, который компания заявляет к вычету как покупатель (строка 130 раздела 3). Налоговики проверят, не превышает ли этот вычет суммы восстановленного налога (строка 090 раздела 3).

Однако превышение вычета над восстановленным НДС может быть вполне обоснованным. К примеру, если поставщик в этом квартале не отгружал товары в счет предоплаты. Тогда компания не должна была восстанавливать налог с аванса.

Еще налоговики сравнивают данные отчетности по НДС и налогу на прибыль. А именно: доходы от реализации, указанные в декларации по налогу на прибыль, со стоимостью реализованных товаров, работ или услуг в отчетности по НДС.

Если доходы в декларации по прибыли превышают налоговую базу по НДС, инспекторы могут запросить пояснения. Так что это соотношение тоже лучше проверить. Действительно, выручка для целей НДС, как правило, должна быть не меньше той, которую компания отражает в налоговом учете. Но могут быть исключения. Например, если компания проводила операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ). Но в таком случае нужно заполнить раздел 7 декларации по НДС.