Рыночная экономика. Принцип «невидимой руки» рынка. Вопросы и задания для семинара

В современных условиях любая развитая рыночная экономика является смешанной экономикой в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования и государственного сектора в национальном хозяйстве.
Государственное регулирование экономики – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы для достижения стабильного экономического развития и решения социальных проблем.
Можно выделить два основных направления вмешательства государства в рыночное хозяйство:

  1. обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы;
  2. решение экономических и социальных проблем, перед которыми рыночный механизм оказывается либо несостоятельным, либо недостаточно эффективным.
На государство возлагается задача правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство устанавливает нормы и правила хозяйствования, регламентирует отношения собственности, правила создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в1990г. «Закон о собственности в Республике Беларусь» и дополнения к нему создают правовую базу в новых условиях хозяйствования.
Рынок не в состоянии справиться с регулированием так называемых внешних эффектов в экономике. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как затрагивают интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде, порождает отрицательный внешний эффект. Услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и другие порождают положительные внешние эффекты. Для устранения отрицательных внешних эффектов государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя с помощью мер прямого административного воздействия установить очистительное оборудование.
В каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана общественного порядка, государственное управление, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования, медицинское обслуживание и др. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Они называются общественными товарами. Их особенностью является то, что в них нуждаются все члены общества, их нельзя исключить из потребления, достаются они всем членам общества поровну. Поскольку производство общественных товаров не привлекает частный бизнес, но они необходимы для общества, их предоставляет населению государство.
Рыночная экономика не может самостоятельно противостоять монополизму, инфляции, спадам деловой активности. Ей объективно присущ циклический характер развития. Одной из основных фаз экономического цикла являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.
В отличие от рыночного механизма, государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты общественного производства. Именно государство осуществляет масштабные структурные изменения национального хозяйства по отраслям и регионам страны.
Наконец, рынок дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную нестабильность. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Вместе с тем государственное регулирование имеет существенные недостатки: слабо и с опозданием учитывает изменения потребительского спроса; медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре; государственный сектор, финансируемый за счет бюджетных средств, мало заботится о повышении эффективности производства. Учет этих недостатков позволяет определить оптимальные границы вмешательства государства в рыночный механизм.
Метод государственного регулирования можно разделить на административные (прямого регулирования) и экономические (косвенного регулирования).
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Они оказываются эффективными при прямом государственном контроле над монопольными рынками, при регулировании внешних эффектов в экономике, при определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (например, гарантированный уровень минимальной заработной платы, пенсии, пособия по безработице и т.д.) Административные методы применимы для защиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей – при установлении таможенных пошлин, лицензировании экспорта и т.д.
Экономические методы государственного регулирования включают бюджетно-налоговую (фискальную) политику; кредитно-денежную (монетарную) политику; социальную политику и др. Поскольку рыночная экономика представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, то воздействие на нее должно оказываться преимущественно косвенными, экономическими методами и инструментами.
Бюджетно-налоговая политика – это политика в области налогов и государственных расходов. Ее главными инструментами являются государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Налоги в экономике играют двоякую роль: с одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей.
Кредитно-денежная политика, влияя на объем денежной массы, может оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Она использует такие инструменты, как регулирование ставки рефинансирования (в настоящее время в РБ - 17%), изменение нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кредитно-денежная политика реализуется Центральным банком страны (Национальным банком РБ) и направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения. Кредитно-денежная политика, как и бюджетно-налоговая, могут служить целям стабилизации экономики. Действенность их использования определяется конкретной исторической ситуацией, а также приоритетными целями развития.

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой – функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйствообщественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок в своем развитии прошел длинный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт разви­тия человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с покорением огня, применением металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.

Актуальность данной темы очевидна, так как до сих пор не смотря на неутихающие споры экономистов, современное рыночное хозяйство – наиболее эффективная форма организации хозяйства.

Цель данной работы – изучение становления и формирования современного рыночного хозяйства.

В соответствии с поставленной целью были выработаны следующие задачи:

1. изучение эволюции основных форм ведения общественного хозяйства,

2. рассмотрение товарного производства как основной формы современного рыночного хозяйства,

3. описание основных характеристик современного рыночного хозяйства.

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует о том, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы.

Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.

Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования.

Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению.

Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.

Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:

1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.

2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда. Общественное разделение труда скорее является условием возникновения товарного производства, а экономическое обособление товаропроизводителей - причиной.

Необходимо различать два вида товарного хозяйства: простое и развитое капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Объединяет их частная собственность на материальные условия хозяйственной деятельности.

В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль - способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.

Товарная экономика - это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются. Навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Эти потоки стали быстро расширяться в период разложения феодального общества. Можно утверждать, что капитализм как особое социально-экономическое устройство общества вырос из товарного производства. Предпосылки для него формировались в процессе развития простого товарного хозяйства. Продукт частного труда с конкретными затратами на его создание приравнивался к общественному труду через рынок и тем самым находил общественное признание.

В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала. С одной стороны накапливается капитал в руках определенных групп людей, с другой - в лице обездоленных формировался класс людей, работающих по найму. Основу капитализма и составляют частная собственность на средства производства и труд юридически независимых, свободных работников, которые, не имея в своем распоряжении средств производства, вынуждены продавать на рынке труда единственный товар - свою способность к труду.

Товарное хозяйство при капитализме, таким образом, расширяется, становится основной формой экономической жизни.

При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений.

Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. И это происходит во многом благодаря тому, что современная рыночная экономика как единая система основана на действии различных экономических законов, важнейшим из которых можно назвать закон стоимости.

Рыночная экономическая система (как и всякая другая система) обладает свойством внутренней целости, которое позволяет ей сохранять себя во взаимодействии с внешней средой и саморазвиваться. Саморазвитие системы и взаимодействие ее элементов совершается по определенным законам.

Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства.

Экономические законы - это законы общественных действий людей. Они выражают сущность производственных отношений, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи в развитии экономических процессов и проявляются через повседневную деятельность людей в сфере хозяйствования как такового.

Сущность закона стоимости сводится к определению стоимости товаров общественно-необходимым трудом. Он проявляется как закон цен и его действие напоминает движение маятника: с повышением цены деятельность предпринимателя становится более активной, понижается цена - товаропроизводитель оказывается вынужденным свертывать производство и принимать меры к сокращению своих затрат, к удешевлению производства. Как крайность - он бывает вынужденным покинуть данную сферу приложения капитала и своих усилий. Тогда приток данного блага на рынок уменьшается и при прежнем объеме спроса цена снова пойдет вверх. Следовательно, закон стоимости, действуя в общей системе экономических законов через поведение людей, обеспечивает равновесие в хозяйственной деятельности.

Абсолютного равновесия и пропорциональности не бывает, но и длительные нарушения, и диспропорциональности невозможны. В этом плане можно говорить о том, что закон стоимости является регулятором распределения ресурсов между разными сферами производства.

Многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами , ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически приходящих форм товарообмена и товарораспределения.

Основные черты [ | ]

Рыночная экономика основана на принципах:

Основные черты:

Обладает следующими свойствами:

  • рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
  • любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Преимущества рыночной экономики [ | ]

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равные возможности.

К его преимуществам относят:

Недостатки рыночной экономики [ | ]

1. Рыночный механизм в большинстве случаев (исключение: Теорема Коуза) не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий . Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Её последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

2. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своём месте в обществе, что неизбежно ведёт к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость.

В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН , разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 году составлял 30:1, а в 2000 году - уже 74:1, в 2010 - 83:1.

Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год - 14,9, а в 2007-м - 15,4.

За 1998 год 20 % наиболее обеспеченных людей на Земле потребили 86 % мировой продукции и услуг, а 20 % наиболее бедных - всего 1,3 %.

К началу 2008 года доходы 10 % самых богатых слоев населения превышали доходы 10 % самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более ниже.

3. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причём наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 года безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12 %. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

4. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени, притом доступ к большей и качественной информации получают те, кто уже имеет в своём распоряжении значительные материальные ресурсы.

5. Субъекты, не обладающие сколько-нибудь значимыми экономическими ресурсами, в условиях рынка часто обречены на пребывание в порочном круге бедности , зачастую носящем наследственный характер (Пример: родители-алкоголики не способны дать ребенку хорошее образование, не получив его, повзрослевший молодой человек не может претендовать на высокооплачиваемое рабочее место и не обладает навыками и капиталом, необходимыми для открытия собственного бизнеса. В таких условиях велика вероятность, что он сам станет социально неблагополучным индивидом и передаст свою социальную неблагополучность потомкам).

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2) предприятие – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения;

3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

3) рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;

– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;

– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов: 1)фискальная;

2) контрольная;

3) распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) целевые налоговые льготы;

6) прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Исторические этапы развития денег:

1-й этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

2 -й этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным);

3– й этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

4– й этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую, непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Функции денег

Деньги обладают определенными функциями, такими как: 1) мера стоимости; 2) средство платежа; 3) средство обращения; 4) средство накопления (сбережения); 5) мировые деньги.

Виды денег

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: 1) действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: – золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

– золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

– золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

– золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до Первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. И постепенно золото исчезло из обращения; 2) заместители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

металлические знаки стоимости;

бумажные знаки стоимости.


Похожая информация.



3. Характеристика современного рыночного хозяйства.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. 5

Рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. 6

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики.

В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия)

При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы ит.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая

Является собственником какого-либо фактора производства;

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.

Домашние хозяйства занимают в экономике двойственное положе­ние, выступая в качестве владельцев производственных ресурсов (полу­чателей доходов) и расходующих групп. С первой функцией (получателей доходов) связано получение заработной платы за работу, ренты и процент за использование ресурсов. В качестве расходующей группы домохозяйства выступают как распорядители своих доходов. Часть из них в виде налогов поступает государству, а остальные идут на личное потребление и сбережение.

Фирма – это экономическая единица, которая

Самостоятельно принимает решения;

Стремится к максимизации прибыли;

Использует факторы производства для изготовления и продаж продуктов другим фирмам, домохозяйствам, государству.

Фирмы формируются на базе предприятий, где непосредственно осу­ществляется технологическое соединение средств производства с рабо­чей силой. Некоторые из них владеют одним предприятием, другие – рядом производительных единиц. Среди фирм, представленных несколькими предприятиями, можно выделить объединения, основанные на горизонтальном и вертикальном комбинировании, а так же конгломераты.

При горизонтальном комбинировании предприятия, принадлежащие фирме, находятся на одной из этих стадий. Вертикальное комбинирова­ние возникает тогда, когда фирмы владеют предприятиями, составляю­щими единый технологический процесс. Конгломерат охватывает пред­приятия, технологически совершенно не сопряженные. Группы фирм, производящих однородную продукцию, образуют отрасль. Это структурообразный элемент микроэкономики. Проникновение фирм – конгломератов в другие отрасли характеризуются как процесс диверсификации производства.

С точки зрения отношений собственности фирмы делятся на основные три вида: единоличные владения, партнерства, корпорации.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Последний из приведенного перечня основных субъектов эконо­мической системы – государство. Оно выполняет следующие функции:

Обеспечение правовой основы и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики (защита права собственности, регулирование отношений между производителями и потребителями, создание денежной системы);

Воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляции посредством дифференциации налоговых ставок, гарантирования цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательного определения минимальной заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществление государственных закупок и государственного предпринимательства;

Перераспределение доходов с целью сокращения уровня неравен­ства (выплата пособий по безработице, малообеспеченным слоя населения, стипендий учащимся, социальное страхование).

Эти функции государство выполняет, используя ресурсы из налоговых поступлений от фирм и домашних хозяйств.

Начиная с конца XIX в. экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. После "Великой депрессии" 1929-1933 гг. возникает система постоянного и активного вмешательства государства в рыночное хозяйство. На смену саморегулируемой рыночной экономике (чистому капитализму) приходит регулируемое рыночное хозяйство (смешанная экономика).

В современном хозяйстве государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:

    Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).

    Защита конкуренции, борьба с монополизмом.

    Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).

    Перераспределение доходов и богатства для смягчения социальной справедливости.

Иными словами, государство стремится "очеловечить" рыночный механизм, сделать его приемлемым для подавляющего большинства граждан.

Современная западная экономическая мысль экономические цели (или оценочные суждения) рыночной системы хозяйствования сводит к следующим:

1) экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;

2) экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах, ограниченных производственных ресурсах. Парето-эффективность - состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества;

3) полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

4) стабильный уровень цен. Серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникает напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляция и дефляция, которых крайне важно избегать;

5) экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

6) справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип "На равный капитал - равная прибыль" действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

7) экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов;

8) торговый баланс. Предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например, улучшение охраны окружающей природной среды и т.д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивации к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства.

Характеризуя современное рыночное хозяйство необходимо отметить о его достоинства и недостатки.

Достоинства современного рыночного хозяйства:

Обеспечение эффективного распределения ресурсов (конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается).

Гибкость производства к сложившемуся спросу.

Отсутствие дефицита.

Экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

Недостатки современного рыночного хозяйства:

Наличие людей, живущих за чертой бедности,

Экологические проблемы,

Наличие областей, где функционирование законов рынка затруднено или они не действуют совсем. Как правило, это социально значимые сферы, контроль над которыми принадлежит государству.

Угасание конкуренции: слияние фирм, тайные сговоры, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от его регулирующего воздействия.

Неравное распределение дохода: рынок позволяет наиболее способным и ловким предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причём право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Следовательно, рынок выделяет ресурсы на производство, предметов роскоши для богатых за счёт ресурсов, необходимых на производство предметов первой необходимости для бедных.

Нарушение рыночного механизма равномерного распределения общественных благ. Рынок учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка (автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона).

Неустойчивость. Рынок представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен (проблемы инфляции и безработицы).

Заключение.

Для российской экономики проблема становления современного рыночного хозяйства остается актуальной и в наши дни. Многие вопросы и проблемы, решенные в западных странах, в нашем государстве активно обсуждаются, идет поиск путей их преодоления. Например, до сих пор идут споры о степени вмешательства государства в современную рыночную экономику. Особенно остро стоит этот вопрос в наши дни. Как известно, ипотечный кризис в США отозвался во всех европейских странах, затронул он и российский фондовый рынок, что повлекло за собой новый, еще более интенсивный виток инфляции. Российское правительство предпочло вмешаться в рыночный механизм и установить «потолок» цен на жизненно необходимые продукты. Это решение повлекло ряд споров между экономистами: эффективна ли данная мера, поможет ли она избежать кризиса или только отсрочит его, после чего он ударит по экономике с еще большей силой?

Таким образом, нашей экономике предстоит преодолеть еще много проблем, найти выход из различных ситуаций, а для этого необходимо уделять особое внимание изучению теоретических аспектов современного рыночного хозяйства, принципов его устройства, благо западная экономическая мысль создала обширный фундамент в этом направлении.

Знание устройства и основных принципов современного рыночного хозяйства поможет избежать скоропалительных решений, подскажет выход из складывающихся кризисных ситуаций.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Россия в современном мировом хозяйстве. Энциклопедия рыночного хозяйства. Изд-во: Экономическая литература, - М.: 2003.

2. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории», М. – 2004.

3. Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное, М. 2004.

4. Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, М. 2004.

5. Савелло Л.Л., Иванова М.А., Карташов Б.А., Андреев Г.Н. Макроэкономика: основы теории рыночной экономики. Изд-во: Экономикс, - М. 2006.

1 Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2004. – С. 25

2 Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, 2004. – С. 39.

3 Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, 2004. – С. 42

4 Там же, С. 41

5 Савелло Л.Л., Иванова М.А., Карташов Б.А., Андреев Г.Н. Макроэкономика: основы теории рыночной экономики. Изд-во: Экономикс, - М. 2006. – С. 63

Рынка. Роль государства в современной рыночной экономике Модели рыночной экономики. Особенности белорусской... экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты...