Модели экономических систем: американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики. Американская модель экономики

Сущность экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Типы и модели экономических систем

Элементы экономической системы
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Врамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика
(современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1
Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения .

Административно-командная система
(централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику (например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990).

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованногпланирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Смотри также статью:

Модели в рамках систем

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.


Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономии! отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы
  • экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики - это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.
Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:
  1. высокая степень огосударствления экономики;
  2. почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;
  3. длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;
  4. искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;
  5. неконкурентоспособносгь отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основные условия формирования рыночной экономики в России:
  1. развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;
  2. создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;
  3. эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;
  4. эффективная система социальной защиты населения;
  5. открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

Определение и сущность американской модели

Американская модель - это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и остро, как в США.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди которых можно выделить минимум две: во-первых, США возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера. Во - вторых, европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

Эволюция американской модели экономики

На рубеже 70-80х годов американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р.Рейгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В приятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана под претенциозным названием "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широким применением микроэлектроники и информационных систем, производством новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с действием третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает мировую торговлю, экспорт капитала, систему энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается тенденция к относительному отстаиванию США в ряде областей по сравнению с другими центрами империалистического соперничества. Эта тенденция отражает характерную для империалистической стадии капитализма закономерность усиление неравномерности политического и экономического развития отдельных государств. Сформулированная В. И.Лениным накануне первой мировой войны, эта закономерность с особой силой и остротой проявляется ныне в условиях научно-технической революции фактора, вносящего серьезные коррективы в соотношение уровней достигнутых основными странами капитализма.

Развитие американского капитализма показывает, что тенденция к относительному отставанию США отнюдь не прямолинейна. В изменении соотношения сил между основными центрами империалистического соперничества можно различить два периода.

Первый охватывает 60-70е годы. В этот период Западной Европе и Японии удалось заметно увеличить свою долю в мировом промышленном производстве, международной торговле, экспорте капитала, накоплении золотовалютных резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 70-80х годов, характеризуется некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных случаях даже их расширением. Соединенным Штатам удалось благодаря интенсивной технической перестройке промышленности, по крайней мере, в ряде областей, переломить тенденцию к относительному отставанию.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять крупнейших американских банков снова вернули себе первое место в мире по размерам активов, которое они уступили в 70-х годах западноевропейским и японским банкам. Около 80% всех международных кредитных операций совершается ныне банками США.

И все же укрепление позиций США в мировой торговле, международном движении капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х годов, нельзя считать прочным. Уже к середине текущего столетия во всех этих областях снова обозначились неблагоприятные для США тенденции сокращение доли в мировом капиталистическом экспорте некоторых видов наукоемкой продукции, массированный импорт иностранного капитала, резкие колебания курса доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно со времени окончания второй мировой войны. Но в 80х годах XX в. милитаризм больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской внешней политики американского империализма. Неудивительно, что за пятилетие 19811985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько за всю вторую мировую войну. Общий объем военных расходов США за последние 40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богатством США, составляющим, по данным на 1980 г., 7.8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы взвалить основное бремя экономических трудностей и противоречий на широкие массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся стран. В 80е годы американский государственно-монополистический капитализм активно осуществляет эту реакционную экономическую стратегию и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США, в течение, ряда лет преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. заграничные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.

И все же изменения финансового статуса США отражает возросшую нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли и дальше расти внешняя задолженность США или под влиянием падения курса доллара начнется массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще не вполне ясно.

Острая борьба развернулась в 80-х годах вокруг социальной политики государства. Монополистический капитал требует радикального сокращения социальных программ, которые изображаются как одна из главных причин снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных дефицитов. Буржуазное государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета средства на военные цели, беззастенчиво урезывает ассигнования на социальные нужды жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия по безработице, профессионально-техническое обучение и переподготовку рабочей силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общественные работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем прежде, переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения.

Наступление монополий и ужесточение социальной политики государства привели к заметному снижению жизненного уровня трудовой Америки. Усиление поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности, трудовых и расовых конфликтов. Правительство пытается сдержать выражение массового протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных явлений в экономике и политике американского империализма вызвало заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего благоденствия" в США стоит перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Проблемы американской модели экономики и её опыт для других экономик

В сложившейся к настоящему времени экономической структуре США имеется ряд устойчивых явлений, в частности явно негативного характера, которые постоянно воспроизводятся или не могут быть преодолены, несмотря на вековые усилия самого различного характера. Среди таковых на первое место явно претендует проблема неравенства.

Сам факт устойчивого существования значительных очагов бедности (по разным оценкам от 12% до 17% населения (39 млн человек на 2007 г.) является основанием всесторонней научной, политической и публицистической критики в адрес американского государства и общества. Непосредственными причинами бедности является то, что, во-первых, на типичную семью в этом сегменте приходится всего 800 часов занятости в год, во-вторых, в нем преобладают неблагополучные семьи, неполного состава во главе с матерями-одиночками. Именно на такие семьи приходятся две трети бедных детей, само наличие которых оценивается как накопление "социального динамита" для ближайшего будущего страны. Различные, в том числе новейшие формы неравенства (такие как "цифровое") находятся под постоянным статистическим и социологическим наблюдением и являются объектом законодательного и административного регулирования.

Главные средства борьбы с бедностью, которыми почти до конца прошлого века были продуктовые талоны, предоставление муниципального жилья и бесплатная медпомощь, оказались антагонистичными трудоустройству и нормальной семье. Отличительным свойством новых программ по развитию человеческого потенциала страны является переход от преобладания социального вспомоществования к системе помощи в возвращении к нормальной жизни и к производительному труду. В 2007 г. подводились десятилетние итоги действия Закона о персональной ответственности и упорядочении возможностей трудоустройства (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act, 1996), который также известен как "Реформа системы государственной социальной помощи" и включает систему мер по организации трудоустройства, образования и профессиональной подготовки при федеральной финансовой поддержке. С 1970 г., то есть в течение четверти века до начала этой реформы в 1997 г., доля негритянских детей в бедных семьях стабильно держалась на уровне 42%, а затем резко снизилась до 30%. Это означает, что улучшение охватило до 1 млн детей. Из ряда других актов можно также назвать Закон о медицинском страховании детей из семей c низкими доходами, по которому в распоряжение штатов было направлено в течение 10 лет 40 млрд долл., а в настоящее время администрацией заявлено продолжение финансирования. На будущее страны работает национальная программа "Ни один ребенок не должен быть заброшен", предусматривающая комплекс дошкольных и школьных мероприятий по развитию, обучению и оздоровлению детей из бедных семей. На очереди в конгрессе стоит комплексная иммиграционная реформа, направленная на упорядочение процесса приема и адаптации потока иммигрантов, который служит одним из источников бедности и неравенства в США. Действие дифференцированных налоговых ставок уменьшает разрыв между крайними децилями группировки плательщиков по размеру доходов в три раза. Антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли 2003 г. и аналогичные последующие антикризисные меры реально препятствуют социально неприемлемому обогащению элитарного слоя населения страны.

Сохраняются и прямые формы социальной помощи, в частности льготы для покупки жилья (выплата первого взноса, облегчение налоговых платежей и т.п.). В проведении этих мероприятий, как правило, осуществляется кооперация федерального правительства со штатными и местными государственными органами, поддержка роли гражданских организаций и церкви при неукоснительном соблюдении принципа отделения церкви от государства. Вся эта работа опирается на постоянный мониторинг различных аспектов благосостояния семей национальные обследования американских домохозяйств.

Говоря о стратегической ориентации развития США, не следует упускать из виду американский опыт продвижения в решении социально-политических и социально-культурных проблем. К их числу относится формирование национально смешанного общества, успехи в сдерживании преступности, борьба с распространением СПИДа, ограничение курения и наркомании, а также стимулирование здорового образа жизни. Американское общество более однородно, чем в Европе, и возможно, что опыт США предугадывает будущее европейской политики, если последней удастся справиться с нарастающими опасностями мусульманской иммиграции.

В рамках экономики США, для которой органичны технологии двойного военно-гражданского назначения, изменилась экономическая значимость военного производства. Поскольку развитие экономики опирается на реализацию более двух третей ВВП в сфере индивидуально-семейного спроса, гражданский компонент является не только несравненно более масштабным, но и ведущим. Он более сложен в техническом и коммерческом отношении. Нужно учитывать то, что доля военных расходов в общественном продукте США не может быть произвольно низкой по ряду объективных причин, не связанных с текущими военными операциями и приготовлениями к ним, а также в силу действия постоянных факторов, таких как высокий уровень материального обеспечения военнослужащих, огромный масштаб военно транспортных операций, затраты на обновление приоритетов развития вооруженных сил. Тем не менее, относительная величина базовой части военных расходов США остается стабильной на уровне от 4% до 4,2% ВВП. В эту цифру не вошли прямые чрезвычайные расходы на военные операции в Ираке и Афганистане, которые финансируются отдельно по смете, представляемой Белым домом и утверждаемой конгрессом США. По данным бюджетного управления конгресса, они составили в 2004 фин. г. 111 млрд долл., в 2005 г. - 81, в 2006 г. - 120, в 2007 г. (до утверждения в конгрессе) - 170 млрд долл.

При оценке степени оправданности уровня военных расходов в стране требуется иметь в виду, что запросы правящей администрации находятся под постоянным жестко критическим контролем (обычна практика скрупулезной проверки и сокращения) конгресса США. Если к приведенным выше расходам на оборону добавить значительные, ставшие постоянными затраты на обеспечение национальной безопасности, антитеррористические мероприятия, затраты по статьям других ведомств, а также затраты на обширные льготы ветеранов, то размер подобных затрат оценивается экспертами на предкризисный 2007 г. в 850-900 млрд долл., то есть до 7% ВВП.

Американская система экономических механизмов самодвижения и средств государственного регулирования имеет ряд сильных сторон. К их числу относятся, во-первых, комплексность обеспечения эффективности крупных государственных мероприятий. В первую очередь это относится к законодательству, содержащему те или иные социальные инновации. В каждом из таких случаев прописывается степень участия и роль не только государственных структур - федеральных, местных и штатных органов власти, но и институтов гражданского общества. В общественных обсуждениях такого рода законодательных актов детально обнажается воздействие предлагаемых мероприятий на конкретные интересы всех слоев населения и общественных групп. Таким образом, окончательное решение, как бы не расценивались его качество и результаты, представляет собой итог разнонаправленного давления интересов всех политических сил страны.

Во-вторых, способность адаптироваться к изменяющимся конкретным требованиям сменяющих друг друга экономических циклов. Размерность цикличности укладываются в восьмилетний срок допускаемого конституцией времени пребывания президента в должности. Тем самым появляется возможность избегать издержек застоя и убывающей эффективности политического пакета средств регулирования экономики, которые вырабатываются каждой из двух регулярно сменяющих друг друга у власти политических партий.

В-третьих, ориентированность на постоянное совершенствование экономических и социальных институтов. Бизнес и население США в доступных для него политических и других институциональных формах гражданского общества, с одной стороны, требуют подтверждения эффективности от каждого законодательного мероприятия. Но с другой стороны, они давно пришли к пониманию того, что нет постоянных законодательных и административных панацей от социальных болезней. Как и многие аналогичные меры по поддержанию социального баланса (антимонопольная и антикоррупционная практика, совершенствование финансовой отчетности, изменения в налоговой системе, реформирование социального обеспечения и здравоохранения, способов обеспечения доступа населения к образованию, совершенствование системы выборов и т.д.) это бесконечный итерационный процесс, без которого демократические институты вырождаются.

В-четвертых, это ярко выраженный расчет на то, что успех политики обеспечивает ориентация на решительные прагматические действия в данных конкретных условиях. Гарантией успеха является не подбор политики под доктрину, а подбор доктрин под сформировавшиеся общественные потребности. Примером может служить борьба с коррупцией. В 2003-2004 гг. прокуратура обвиняет в уголовном преступлении руководство десятков крупнейших компаний страны, суд выносит по этим делам быстрые и реальные приговоры, Конгресс немедленно принимает жесткий антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли, а в области политической деятельности закон Мак-Кейна-Файнгольда об упорядочении пожертвований в партийные кассы.

Особого внимания заслуживают решительные и в то же время демократически согласованные шаги американской администрации по купированию кризиса 2007-2009 гг. Сейчас пока еще трудно дать оценку результативности этих мер и об эффективности использования огромных бюджетных ассигнований. Однако имеется полное основание отметить огромный объем деятельности по решению принципиально новых проблем внутреннего и глобального характера. Антикризисный план Обамы является беспрецедентным не только по масштабам, по своевременности осуществления, но также и по своей экстраординарной открытости для всеобщего контроля. Примером решительных и в то же время тщательно подготовленных действий правительства США может служить антикризисный закон о восстановлении экономики и реинвестировании. Наибольшая часть из общей суммы расходов - более трети от 787 млн долл. была брошена на долговременное и дозированное поддержание потребительского спроса в форме снижения налогов, которое затронуло 95% работающих американцев. Следующая треть была направлена на прямую поддержку дефицитных бюджетов штатов (это позволило, в частности, избежать массовых увольнений учителей и работников коммунальных служб) и нуждающихся в помощи частных лиц (в области безработицы, медстраховки и ипотеки). Таким образом, две трети ассигнований представляли собой средства, которые были направлены на личное и общественное потребление. Оставшаяся треть расходов предназначена на 30 тыс. разнообразных программ, в том числе на программу дорожного строительства, самую большую с тридцатых годов прошлого века, строительные проекты на военных базах, портах, мостах, туннелях, экологические мероприятия, в том числе по развитию альтернативной энергетики, реконструкцию устаревших систем сельского водоснабжения, реконструкцию общественного транспорта в городах. Все эти и другие подобные мероприятия в равной мере необходимы для текущего создания рабочих мест и для поддержки диверсифицированного экономического роста в будущем. Подчеркивается, что закон разработан не для единовременного толчка экономики, а как мероприятие по постоянной поддержке ее в течение продолжительного периода.

В-пятых, принятая в принципе, хотя еще далеко не всегда выдерживаемая на практике стратегическая ориентация всех аспектов развития на основе растущего понимания того, что процессы в реальном времени - это заключительный этап событий прошлого, а управлять на основе текущих показателей и рефлекторных тактических решений означает дезориентировать политику. Анализируя антикризисные мероприятия администрации Обамы легко констатировать в них преобладание мер, нацеленных на обеспечение послекризисного социального и экономического преобразования облика страны над текущими авральными компонентами.

Главным экономическим приоритетом США является укрепление лидерства страны в глобальной инновационной системе в равной мере в отношении как к решению крупных научно-технических проблем, так и к стимулированию формирования новых производств на территории страны. Это нужно для роста производительности, обеспечения запаса конкурентоспособности и формирования рациональной структуры занятости. Решение этой задачи усложняется в условиях необходимости отвлекать средства на преодоление кризиса и решение острых социальных проблем. Об активных действиях в этом направлении, в частности, о стремлении сочетать текущие и стратегические задачи свидетельствует новая волна ориентации на развитие человеческого потенциала страны - инвестиции в образование, включая решение социально-воспитательных, национально-культурных и демографических проблем, в развитие науки, сферы здравоохранения и экологии. От этих инвестиций и непосредственно, и в конечном счете зависит весь успех долгосрочного и глубокого перехода на новую структуру национальных потребностей и новые контуры образа жизни, соответствующие условиям XXI века.

Главным процессом саморазвития страны в направлении такой перестройки является активный поиск и выдвижение новых инновационных локомотивов роста и перестройка инструментов, которые в государственном, корпоративном, гражданском и индивидуально-семейном секторах экономики опосредствуют выбор приоритетов и мобилизацию материальных и общественных стимулов на их осуществление. По содержанию это целевая ориентация на поиск магистральных социально и экологически приемлемых перспективных потребностей населения и соответствующее регулирование развития новых технологий. В настоящее время ориентированный на непосредственно будущее прогностический процесс находится на ранних ступенях, когда в ходе проб, ошибок и преодоления социальной инерционности системы определяется общий состав направлений развития.

Главная из созревших острых экономических проблем - обеспечение сложного комплекса условий для сохранения равновесия при рискованном балансировании страны, когда на одной стороне - экономический, инновационный, политический и силовой вес США, а на другой - груз внешних и внутренних задолженностей, отягощенный пороками американской и мировой финансовой систем. Решение этой проблемы упирается в успешное налаживание международной кооперации в деле глобального финансового оздоровления и в реализацию инновационных подходов в дело строжайшей экономии средств при проведении дорогостоящего комплекса антикризисных мероприятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

Факультет физического воспитания

Тема реферата:

Американская модель экономики

Выполнила: Морозова Елизавета Сергеевна

Введение

1. Роль государства в экономике

1.1 Обеспечение экономической стабильности и роста

1.2 Регулирование и контроль

1.3 Прямые услуги и помощь

2. Роль собственности в экономике

3. Механизмы

4. Плюсы и минусы модели

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день существует различные национальные модели экономики. Американская модель входит в число самых успешных и показательных экономических моделей мира. Важно понять её структуру, механизмы функционирования и роль государства и частной собственности в сфере экономики.

1. Роль государства в экономике

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы претерпел изменения государственный сектор. Доля государственных расходов в экономическом росте снижается, это связано с фактором геополитического плана - окончанием холодной войны, возможностью уменьшения расходов на военные нужды. Стратегическими представляется и повышение степени приоритетности в социальном бюджете федерального правительства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значения ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение.

Несмотря на это, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США, по крайней мере, в четырех сферах.

1.1 Обеспечение экономической стабильности и роста

Самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

1.2 Регулирование и контроль

Регулирование частного предпринимательства осуществляется федеральными властями США многими способами. Меры регулирования подразделяются на две основные категории. Задачей экономического регулирования является прямой или косвенный контроль за уровнем цен. Традиционно государство стремилось удержать монополии, например, электроэнергетические компании, от повышения цен выше уровня, обеспечивающего им прибыль в разумных пределах. В отдельные периоды времени государство подвергало мерам экономического регулирования и другие отрасли промышленности. После Великой депрессии оно разработало сложную систему стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которые подвержены значительным колебаниям в результате быстрых изменений в сфере спроса и предложения.Целью еще одного способа экономического регулирования - антитрастового законодательства - является укрепление рыночных сил с тем, чтобы сделать прямое регулирование излишним. Государство, а иногда и частные предприниматели прибегали к этому законодательству для запрещения или предотвращения деловой практики или корпоративных слияний, которые могли бы неправомерно ограничить конкуренцию.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в том числе охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды.

1.3 Прямые услуги и помощь

Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих.

2. Роль собственности в экономике

Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. государство собственность американский экономика

Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

3. Механизмы

Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м.Влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным. Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом.В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое - с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.Механизм цикла изменился не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной системы /ФРС/, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет позволяют в нужное время или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать ее рост. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2004 году. В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации - использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ. Последнее предполагает и активные меры по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в Соединенных Штатах, необходимо отметить его качественно новую черту - стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, невзирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации.Несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций, сформированных и демократической, и республиканской партиями США. Республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала своих оппонентов. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 годов, так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

4. Плюсы и минусы модели

Главный социально-экономический приоритет нынешней американской администрации - развитие высшего образования. Введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах.За последние годы было принято несколько новых программ, расширяющих доступ американцев к услугам здравоохранения, особенно для детей и лиц, потерявших работу в возрасте 68-61 года, а также для не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62-бб лет.

Одним из плюсов американской экономики является высокая трудовая мораль, основанная, прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.Во-вторых, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно. В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение. Поддержка частного предпринимательства со стороны государства. К негативным факторам стоит отнести обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.

Заключение

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Американская модель экономики характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм.

Список используемой литературы

1. Барчук, И.Д. Америка: рыночная экономика и образ жизни./ И.Д. Барчук:.2003.-200с.

2. Зименков, Р.И. США в мировой экономике: состояние и перспективы./ Р.И.Зименков:. 1998.-150с.

3. Проховский, А.А. Экономический образ Америки: взгляд из России./ А.А. Проховский:.2008.-300с.

4. Супян, В.Б.Американская экономика: особенности современной модели./ В.Б. Супян:.2000.-210с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Американская система" как основа глобальной экономической стабильности. Исследование американской экономической и политической системы как основы "нового мирового порядка" в мире после окончания второй мировой войны. Взгляды на "Доктрину Клинтона".

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Проблема темпов экономического роста. Модели экономического роста: многофакторная и двухфакторная. Цикличность экономического развития. Модель межотраслевого баланса национальной экономики. Условия стабильности и цели эффективности экономического роста.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2008

    Анализ теории Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Объективная необходимость государственного вмешательства в решение ее проблем. Функции государства в экономике.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Командная экономика как тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Основные черты централизованной системы. Краткая характеристика главных преимуществ и недостатков рыночной экономики страны.

    доклад , добавлен 18.09.2013

    Характерные черты смешанного регулирования национального хозяйства. Функции государства в управлении и регулировании национальной экономики. Задачи социальной политики государства, сравнительная характеристика европейской и американской моделей.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2010

    Раскрытие сущности и комплексный анализ преимуществ и недостатков рыночной экономики. Оценка роли государства и характеристика методов государственного регулирования экономики. Определение оптимального соотношения рынка и государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Кейнсианство и причины его возникновения, отличительные особенности и этапы развития данного экономического учения, оценка его главных преимуществ и недостатков, место и значение на современном этапе. Государственное регулирование экономики в России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Экономическое учение Дж.М. Кейнса. Концепции экономической роли государства. Основное содержание кейнсианской революции. Неокейнсианская концепция "экономического роста". Кейнсианские течения и модель государственного регулирования экономики ХХ века.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Сущность, стадии и основные типы и классификации факторов экономического роста. Факторы экономического роста, способствующие развитию экономики. Модели равновесного экономического роста и их характеристика. Анализ экономического роста в России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Сущность общественной экономической системы. Роль предпринимательства в ее успешности. Главные черты и особенности функционирования американской социально-экономической модели. Основные секреты успеха и рычаги влияния на ее направления развития.

Существующие модели национальных экономик и направленность их развития зависят: от географического положения; от наличия природных ресурсов; от исторических условий развития; от традиций населения и его обычаев; от уровня развития производительных сил; от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: наличие многообразных форм собственности; преобладание свободных цен на товары и услуги; развитая система свободной конкуренции; распространение предпринимательской деятельности; определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

Американская модель национальной эконоки. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

Малый удельный вес государственной собственности.

минимальная регулирующая роль государства в экономике.

Всемерное поощрение предпринимательства.

резкая дифференциация на богатых и бедных;

Большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель
национальной эконоки . Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов. К основным чертам японской модели относятся:

высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики.

Составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.

широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

социальная направленность модели.

Немецкая модель национальной эконоки . Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;

Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель
национальной эконоки . Отличительной особенностью шведской модели является:

социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

Французская модель
национальной эконоки . Она не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование.

Южно-корейская модель национальной эконоки. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну.

В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:

планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган - Совет экономического планирования.

в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере.

регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

Китайская модель национальной эконоки. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как основных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет. Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находящейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повышенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при формировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейшего развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Венгрии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии - с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон - государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование - на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии Товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности.

Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются различные макроэкономические показатели.

Ряд таких показателей предназначен для оценки величины суммарного объема национального производства. К ним относятся: валовой общественный продукт (ВОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), промежуточный продукт (ПП).

Первые три показателя долгое время являлись основными при оценке результатов годового производства в нашей стране. В основе методологии их исчисления лежала марксистская доктрина о делении общественного производства на материальное и нематериальное и соответствующем делении общественного труда (как единственного источника создания стоимости выпускаемого продукта) на производительный и непроизводительный. Производительным считался только труд, затраченный в сфере материального производства, понятие которого связывалось с созданием продукции, имеющей натурально-вещественную форму, и доведением ее до конечных потребителей.

Статистически валовой общественный продукт исчислялся как сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, обслуживающая производство, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивался сам факт/создания продукта, вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет. Методика исчисления данного показателя путем суммирования валового выпуска взаимосвязанных отраслей предусматривала включение в его состав промежуточного продукта ПП, т. е. продукта, используемого в течение года в процессе производства. В результате возникал повторный счет затрат сырья, материалов, инструментов, топлива и энергии, учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.

В целях исключения повторного счета использовался показатель конечного общественного продукта, рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктом. С помощью этого показателя оценивались затраты денежных средств на выпуск предметов потребления и инвестиционных товаров.

По своему материально-вещественному составу КОП состоит из предметов потребления и продуктов инвестиционного назначения, включающих, во-первых, созданные в течение года средства труда, направляемые как на возмещение выбывших, так и на их увеличение; во-вторых, прирост запасов предметов труда» продукции на складах предприятий. В стоимостной структуре КОП выделяются два основных элемента - амортизационные отчисления А и денежный эквивалент произведенного ЧОП, который согласно марксистскому пониманию труда интерпретировался как вновь созданная стоимость, т. е. национальный доход НД. В составе НД на стадии его использования выделяются такие элементы, как фонд потребления ФП, фонд накопления ФН и чистый экспорт (ЧЭ - разница между экспортом и импортом). Таким образом, в его состав не включаются средства труда, идущие на возмещение выбывших из процесса производства.

Связь между различными макроэкономическими показателями может быть представлена следующим образом:

ВОП -ПП = КОП; КОП-А = ЧОП = НД = ФН + ФП + ЧЭ.

Валовой внутренний, продукт. Этот показатель является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. Единственным компонентом ЧИП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Поэтому величина последних при исчислении НД вычитается из денежного объема ЧНП.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения, и как таковой отражает перераспределительные процессы в движении НД. При расчете личного дохода из НД вычитаются налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной, прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии,пособия).

Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики

Структура национальной экономики в макроэкономическом плане характеризуется системой фактически сложившихся отношений между имеющимися в стране производственными ресурсами; объемами их распределения между экономическими агентами, выделившимися на основе общественного разделения труда; между объемами производства этих агентов, а также между составными частями национального продукта, сформировавшимися в процессе его производства, распределения, обмена и потребления.

На формирование экономической структуры оказывают влияние многообразные факторы: сложившаяся рыночная конъюнктура, емкость и уровень монополизации рынков, степень включенности национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, уровень развития производительных сил, масштабы, характер и темпы развития научно-технического прогресса, качество производственных ресурсов, протяженность-и инфраструктурная обеспеченность территории.

Количественные отношения между макроэкономическими показателями, характеризующие структурные связи в экономике, называются пропорциями. По степени агрегированности они разделяются на:

1. Общеэкономические - пропорции между агрегатами, формируемыми без учета структуры общественного разделения труда (между валовым национальным продуктом и национальным доходом, между потреблением и накоплением, инвестиционным и потребительским спросом, между производством инвестиционных и потребительских товаров и т. д.).

2. Пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда. В составе второй группы выделяются:

Межотраслевые - пропорции между различными отраслями национального производства, характеризующие долю отдельных отраслей в общем объеме производства и структуру отраслевого распределения производственных и финансовых ресурсов;

Внутриотраслевые - количественные соотношения между подотраслями производства (например, производством хлопка и шерсти, нефти и нефтепродуктов);

Межрегиональные, характеризующие удельный вес отдельных регионов в составе произведенного и использованного национального дохода страны, структуру распределения государственных инвестиций по территории страны и т. д.;

Межгосударственные - количественные соотношения между объемами экспорта и импорта, отдельными отраслями производства различных стран, уровнями производительности труда в различных странах и др.

При макроэкономическом анализе производства с точки зрения перспектив его развития важное значение имеет рассмотрение воспроизводственной и отраслевой структур национального продукта.

Воспроизводственной называется структура, отражающая деление составных частей общественного продукта в зависимости от их функционального назначения. Впервые комплексный анализ воспроизводственной структуры общественного продукта был проведен К. Марксом. Согласно разработанным им принципам в экономической теории в качестве основных выделяются следующие воспроизводственные пропорции:

Пропорции между объемом производства средств производства и объемом производства предметов потребления, характеризующие натурально-вещественный состав произведенного валового общественного продукта;

Пропорции между необходимым и прибавочным продуктом, описывающие структуру распределения производственного национального дохода между трудом и капиталом;

Пропорции между фондами возмещения и накопления, выражающие структуру распределения валовых накоплений;

Пропорции между фондами накопления и потребления в составе использованного национального дохода, отражающие структуру его распределения в зависимости от той роли, какую выполняют разные части в удовлетворении текущих потребностей (фонд потребления) и формировании продукта для удовлетворения будущих потребностей (фонд накопления).

Отраслевая структура производства характеризует сложившуюся систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности, а также долю отдельных отраслей в общем объеме национального производства. Отраслевая структура в ходе экономического развития претерпевает изменения, динамика которых характеризуется степенью и интенсивностью осуществления.

Для измерения степени структурных преобразований в национальной экономике используются два показателя: индекс структурных изменений С и индекс сходства двух сравниваемых структур.

Первый показатель основан на оценке долей различных отраслей в национальном производстве или занятости за два сравниваемых периода:

C=(aij–ai2)

где aij–ai2- выраженные в процентах доли отрасли в общем объеме производства и занятости в периоды 1 и 2.

Второй показатель - индекс сходства двух структур - является зеркальные отражением индекса структурных изменений и определяется по формуле:

S =100% -С.

Значение индекса сходства изменяется от 100 до 0. В том случае, когда индекс сходства достигает своего наибольшего значения, отраслевая структура не претерпевает никаких изменений. Нулевое значение индекса свидетельствует о полной инверсии отраслевой структуры за рассматриваемый период.

Для оценки интенсивности структурных изменений в каждый данный период используется показатель отраслевой эластичности роста /.. Он рассчитывается как отношение темпов прироста отраслевого выпуска к темпам прироста всего национального производства:

li= di/d

где di, d - темпы прироста отраслевого и национального объемов производства.

В зависимости от величины показателя l все отрасли можно разделить на четыре основные группы:

Отрасли с высокой эластичностью роста (li > 1);

Отрасли, развивающиеся средними темпами (li =1);

Отрасли с низкой эластичностью роста (0 < li < 1);

Отрасли с отрицательной эластичностью роста (li < 0).

В индустриально развитых странах наиболее быстрые структурные изменения характерны для отраслей обрабатывающей промышленности. Поэтому большинство рассмотренных показателей применяется для оценки внутриструктурных изменений в данной группе отраслей. По всем показателям структурных изменений лидерство в данной группе отраслей в современных условиях принадлежит наукоемким отраслям.

Для структурных изменений в экономике характерна общая закономерность:

большие агрегаты более устойчивы во времени, чем мелкие. В межотраслевой структуре производства эта закономерность находит свое проявление в относительной стабильности удельного веса таких крупных групп отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг на сравнительно непродолжительных временных интервалах.