Смешанная экономика - это рыночная экономика, регулируемая государством. Смешанная экономика - это основанная на различных формах собственности экономическая система, в которой хозяйственное развитие регулируется свободными рынками, централизованными решениями государства и традициями. Современная экономика практически всех стран носит смешанный характер в том смысле, что не только рынок регулирует экономику, но и значительную роль в ее регулировании играет государство (правительство).
Государство в рыночной экономике выполняет следующие основные функции:
- 1. Правовая. Она заключается в защите частной собственности и свободного предпринимательства. Сюда же относится и обеспечение выполнения контрактов, договоров между экономическими субъектами.
- 2. Защита конкуренции. Современная экономика и сама конкуренция объективно ведут к концентрации производства, а следовательно, к вытеснению конкуренции. Поэтому конкуренция нуждается в защите и поддержке со стороны государства в виде антимонопольной политики.
- 3. Перераспределение доходов. Опыт показал, что рынок в ходе конкуренции вырабатывает механизм эффективного производства, однако приносящий в жертву многих людей в виде неравенства и доходов. Через прогрессивные налоги и государственный бюджет государство должно сглаживать социальную несправедливость.
- 4. Производство общественных благ. Каждое общество помимо индивидуальных потребностей имеет и общественные (коллективные), которые рынок или не способен удовлетворить или лишь частично способен удовлетворить. К этим коллективным потребностям относятся: образование, оборона, здравоохранение и т.д. Коллективные потребности в отличие от индивидуальных не знают принципа исключения, т.е. поскольку продукт коллективного пользования произведен, то все получают доступ к нему. Тогда как, чтобы использовать индивидуальное благо, надо купить, заплатить за него. Коллективное благо фактически, наделе исключает выбор предпочтений индивидов. И поскольку рынок не способен удовлетворить коллективные потребности, то государство берет на себя эту функцию.
- 5. Стабилизации экономики. Рыночная экономика носит циклический характер, фазы подъема, процветания сменяются фазами спада и депрессии. А государство своей налоговой политикой, политикой своих расходов может или сдерживать чрезмерный экономический рост, вводя более высокое налогообложение, или стимулировать экономическую активность, снижая налоги.
Опыт показал, что на основе господства государственной собственности оказалось невозможным включить рынок как эффективный механизм регулирования экономики. Хотя рынок и существовал, тем не менее не удалось обеспечить оптимальное (эффективное) сочетание плана и рынка. На основе господства частной собственности индустриальным странам удается рационально сочетать взаимодействие рыночных сил и элементов государственного регулирования, в том числе и планирования. Сущность государственного регулирования состоит во вмешательстве государства в воспроизводственный процесс, когда правительство активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны. Современное государство индустриальных стран является и довольно крупным собственником и особенно крупным потребителем ВНП (табл. 1.1). Смешанная экономика состоит из двух секторов - государственного и частного.
Таблица 1.1
Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., %
Германия |
Франция |
Велико британия |
Италия |
Япония |
СССР/РФ |
||
Однако сочетание рыночного и государственного регулирования - это в общем и закономерность, и возможность, которой непросто умело воспользоваться. Опыт современной России это подтверждает.
В современных условиях социально ориентированная рыночная экономика является исходной, базовой моделью экономического развития. Экономические модели - это теоретические построения, которые используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, упрощая их и делая доступными для анализа. Модели современных экономических систем содержат как общие, так и специфические черты. Общепризнанными моделями экономических систем являются: американская, японская, шведская и немецкая модели, а китайская модель представляет интерес как модель реформирования экономики любой страны.
Для американской модели характерны следующие особенности:
- размеры государственной собственности невелики;
- преобладают частный предпринимательский сектор и его поддержка;
- правительство и государственный сектор обслуживают экономику, а не руководят ею;
- высоко развит механизм конкуренции и рыночного ценообразования;
- высоки различия в доходах населения.
Японскую модель отличает:
- активная роль государства в модернизации экономики;
- мощная поддержка государством предпринимательских структур;
- значительная роль планирования в отдельных сферах экономики;
- ориентация на сбережение, производство и экспорт при определенном отставании уровня жизни населения от роста производительности труда;
- социальная ориентация фирм (пожизненный наем, партнерство, коллективная ответственность).
Шведская модель отражает:
- развитый государственный сектор;
- партнерство работников и предпринимателей при посредничестве государства;
- преобладающую роль государственного бюджета в перераспределении доходов населения;
- сужение рыночного ценообразования за счет вмешательства государства.
Немецкая модель определяется, как социальное рыночное хозяйство, отличающееся:
- высокой степенью ответственности государства за обеспечение социальной стабильности;
- значительной долей государственной собственности;
- большими объемами государственных расходов в ВВП;
- поддержкой мелких и средних предприятий, фермерских хозяйств;
- активным влиянием государства на цены, пошлины и технические нормы.
Китайскую модель характеризует:
- наличие двух противоположных секторов в экономике: рыночного и административного;
- система свободных экономических зон;
- значительная роль домашнего хозяйства;
- слабая дифференциация в доходах;
- высокая доля накопления и развития за счет иностранных инвесторов.
Перечисленные модели современных экономических систем и их содержание несут в себе лишь наиболее общие черты и не раскрывают всех тайн национального «чуда». По какому сценарию пойдет развитие мировой экономики? По мнению представителей мировой науки, XXI в. - это век экологии и психологии. Следовательно, эти две доминанты и будут формировать новые экономические модели.
Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.
Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства - его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.
Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.
Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:
Система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
Обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;
Главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги - госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.
Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.
Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:
В обеспечении частного сектора правительственными заказами;
В развитии ВПК;
В финансировании НИОКР;
В финансировании социальной сферы и т. д.
Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980-1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий - телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
Французская модель. Система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция - единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии - это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:
Обширным государственным сектором;
Высокоразвитым крупным частным бизнесом;
Укладами, оставшимися от раннего капитализма;
Большим удельным весом малого бизнеса;
Развивающимся кооперативным сектором.
Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.
Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).
Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии - оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80% помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.
Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. XX в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса - «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.
Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.
С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.
К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность - сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.
В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.
Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.
Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.
Экономическая система представляет собой упорядоченную совокупность социально-экономических и организационных взаимоотношений производителей и потребителей товаров и услуг.
Существуют такие виды экономики:
- Традиционная.
- Командная.
- Рыночная.
- Смешанная.
Что такое смешанная экономика?
Смешанная экономика - это организация экономических отношений таким образом, когда земля и капитал являются частной собственностью, а ресурсы распределяют рынки и государство.
Возникла такая система в связи с неспособностью рыночной экономической системы в полной мере справляться с некоторыми необходимыми для общества задачами. Смешанная система экономики сочетает в себе два вида систем, что позволяет ей решать эти задачи. Работа государства направлена на смягчение негативных последствий деятельности рыночной экономики. К примеру, уменьшение слишком больших различий уровня благосостояния населения, предотвращение нанесения ущерба окружающей среде деятельностью фирм, работающих на коммерческой основе.
Смешанная система экономики сочетает частную собственность и ограниченную государственную собственность. Государство решает экономические вопросы не путем планирования, а посредством централизации распоряжения экономическими ресурсами, которые оно распределяет путем компенсирования некоторых слабостей рыночного механизма. Данная концепция позволяет более широко раскрыть ответ на вопрос, что такое смешанная экономика.
Государство в странах с такой системой экономики берет на себя основную долю расходов на нужды малоимущих, инвалидов, престарелых, безработных, а также финансирует сферы образования, здравоохранения, науки, обороны и других.
Страны, которые выбрали данную модель управления, стали развиваться более индивидуально, что имеет колоссальное значение и для формирования мировой экономики, и для развития каждой отдельной страны. Концепции смешанной экономики каждого государства отличаются друг от друга своими вариациями и моделями. Отличия состоят в степени самостоятельности частных секторов, в степени вмешательства правительства и т.п.
Формирование данной системы экономики происходит и за счет национальных особенностей, таких как культурные, социальные. Это и объясняет существование в мире различных ее моделей. К примеру, японская характеризуется более быстрым повышением производительности относительно уровня жизни населения страны. Это способствует ощутимому снижению себестоимости продукции, что делает ее конкурентоспособной на мировом рынке.
Смешанная экономическая система призвана решать следующие задачи:
- Обеспечивать занятость.
- Правильно использовать производственные мощности.
- Стабилизировать цены.
- Обеспечивать параллельный рост производительности труда и заработной платы.
- Уравновешивать платежный баланс.
Признаки смешанной экономики
В основе концепции большинства развитых стран лежит смешанная система экономики, при которой юридические и физические лица принимают решения о распределении и движении денежных средств самостоятельно. Они имеют право владения и управления средствами производства, а также перемещают, приобретают и продают товары, нанимают и увольняют работников. Хотя общество и правительство оставляют за собой основной приоритет в решении финансовых вопросов, однако все же на фоне мирового рынка такие юридические и физические лица имеют равные возможности в решении денежных вопросов.
Также при такой форме хозяйствования инфраструктура финансируется из бюджетных средств или государством. Субсидии предоставляются библиотекам, детским садам, школам, больницам, коммунальным хозяйствам, и сельским хозяйствам.
Можно выделить следующие характерные признаки смешанной экономики:
- Частичное обобществление производства в рамках нации и за ее пределами.
- Государственная и частная формы собственности объединены.
- Отсутствие бюджетного ограничения.
- Стимулирование производительности труда факторными доходами.
- Организация производства по принципу «спрос соответствует предложению».
- На рынке присутствует конкуренция.
- Государство активно регулирует национальную экономику, тем самым стимулируя спрос и предложение, борется с безработицей и кризисами.
- Присутствует теневая экономика на товары, которые запрещены правительством.
Модели смешанной экономики
В качестве моделей смешанной экономики условно можно выделить следующие:
- Неоэтатистская - при такой модели управления развит национализированный сектор, активная антициклическая и структурная политика, которая проводится соответственно индикативным планам, развита система трансфертных платежей.
- Неолиберальная - также характеризуется антициклической политикой, однако главным условием при такой модели является стремление государства обеспечить условия для эффективной работы рынка.
- Модель согласованного действия характеризуется согласованной работой и взаимодействием таких представителей социальных структур, как правительство, профсоюзы, работодатели.
Американская модель смешанной экономики
Различные национальные модели смешанного типа экономики базируются на трех ее основных национальных разновидностях:
- На американской либеральной модели, характеризующейся стремлением к минимальному участию государства в регуляции экономических процессов.
- Западноевропейской социал-демократической модели, где акцентирование внимания направлено на социальную политику государства.
- Японской патриархально-корпоративной модели, где стратегию роста экономики регулирует и формирует государство.
Одним из примеров настоящего свободного экономического развития в сочетании со значительной долей участия в регуляционных процессах государства является американская модель смешанной экономики. Главная характерная для этой модели черта - сравнительно малый государственный сектор экономики. В Америке экономические решения принимают частные лица, предприятия и государство в равных долях.
В государственном регулировании можно выделить два главных уровня:
- Регулирование федеральными органами власти.
- Регулирование штатами и местными органами власти.
Важнейшим инструментом управления в экономике Америки является федеральный бюджет. Применение правительством такого способа регулирования позволяет сводить к минимуму острые кризисные явления и создавать стимул к увеличению темпа роста экономики.
Таким образом, государство в смешанной системе экономики США играет роль регулятора законодательной, налоговой и денежно-кредитной политики.
Основные черты смешанной экономики американской модели управления следующие:
- Возможность рынков работать самостоятельно, без регулирования их деятельности правительством.
- Возможность физических и юридических лиц иметь частную собственность без регулирования этих вопросов правительством.
- Производители работают на конкурентной основе, что обеспечивает более высокое качество услуг и товара, а также более низкие цены.
- Потребитель имеет возможность определять своим спросом производство товаров и услуг.
Частная экономическая свобода и государственное регулирование, сочетаясь, формируют экономику, поощряющую к накоплению богатства. Однако следует отметить, что главным условием здесь является справедливая основа управления. Американская модель смешанной экономики ориентируется на частную собственность, что обеспечивает частным лицам личный экономический успех.
Видео о смешанной экономической системе
Недостатки смешанной экономики
Смешанная система экономики имеет и свои недостатки. Среди основных можно выделить неэффективную работу государственного сектора, который зачастую страдает из-за таких факторов, как низкая производительность, коррупция, а это, в свою очередь, не позволяет увеличивать объемы производства и снижать затраты.
Следующим недостатком являются сложные отношения между государственным и частным секторами.
В случае занятия частным сектором преобладающего положения в экономике, государство может потерять возможность его регулировать и утратить жизненную силу. И наоборот, в случае, если государственный сектор займет преобладающие позиции, он попросту задушит частный.
Положительные характеристики смешанной экономики заключаются в экономической стабильности и правильном распределении ресурсов, быстром развитии рыночной экономики и возможности сосуществовать, несмотря на сопернические отношения, государственному и частному секторам на международном уровне.
Считаете ли Вы смешанную систему экономики эффективной? Поделитесь своим мнением в
Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.
Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.
Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.
Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.
Особенности смешанной рыночной экономики
Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.
В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.
Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.
Виды смешанной экономики
Условно различают три основные модели смешанной экономики:
Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;
Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);
Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).
Считается, что самая древняя система экономики - это традиционная. Она являет собой такой способ формирования экономической жизни, при котором в общем владении находятся капитал и земля, а производственные вопросы решаются на основании традиций, переходящих из поколения в поколение.
Централизованно-регулируемая система основывается на государственном монополизме. При такой экономической организует производство и распоряжается хозяйственными ресурсами, соответственно принятому заранее плану. Экономическое управление осуществляется с использованием командно-административных приказов, поощрений, наказаний и прочего).
Представляет собой структуру, в которой решения потребителей и производителей способны определять схему распределения трудовых, финансовых и Таким образом, формируется саморегулирующаяся и быстроразвивающаяся структура.
Страны со смешанной США, Италия, Швеция, Великобритания и другие) отличаются наличием высокоэффективного производства в комплексе с высокой степенью удовлетворения потребностей населения. В этих государствах сочетаются преимущества рыночной, командной и традиционной экономики. Так, например, в Японии большое значение имеют национальные обычаи и традиции.
Таким образом, смешанная система экономики является системой, основанной на разных формах собственности. Ее развитие регулируется цивилизованными решениями, традициями и рынком.
Смешанная экономическая система отличается тем, что большая часть экономических благ и ресурсов находится у частных владельцев, а меньшая - у государства. В различных странах процент вмешательства в экономику государства составляет от 10 до 50%. Другими словами, государство контролирует определенный процент услуг и товаров или обладает определенной долей экономических благ, которую и распределяет по своему усмотрению.
Смешанная экономическая система отводит значительную роль потребителям, производителям и государству при решении производственных задач. При такой взаимосвязанной структуре создаются условия для достижения высокой эффективности в производстве. Изобилие экономических благ, свобода в производстве и потреблении, высокий уровень доходов и жизни людей в государстве со смешанной экономикой наглядно подтверждают достоинства системы.
В рамках этой структуры к выводам экономистов прислушиваются участники хозяйственной деятельности, в ней исполняются экономические принципы и законы. Таким образом, формируется успех структуры.
Смешанная экономическая система включает в себя национальные модели формирования хозяйства. К ним, в частности, относятся японская, шведская, американская, немецкая модель. Реализация их на практике привела к образованию «экономического чуда», проявившегося в стремительном развитии экономики в соответствующих государствах.
К достаточно перспективным формам для образования хозяйства специалисты относят «социальную рыночную экономику» по модели Такое хозяйство являет собой свободную конкуренцию в комплексе с обеспечением защиты общества от негативного воздействия рыночной экономики. Благодаря ответственности и активности всех участников модели обеспечивается согласие и социальный мир с имеющимся порядком.
Смешанная экономическая система развивается по определению государства, которое направляет и регулирует процессы, происходящие в ней. Это осуществляется посредством законов, налогов и прочих методов косвенного, прямого и юридического управления.
Вместе с этим государство способствует созданию условий для функционирования всей смешанной системы в целом.