Инвестиционный климат и его определение во вэд. Корпоративный инвестиционный рейтинг. Региональный инвестиционный климат

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами - без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Мы живем в трудное и интересное время, именуемое выживанием. Для России с ее тысячелетней историей такое состояние общества, рынка и людей вполне естественно. При этом экономические субъекты учатся не закрываться от большого мира. Все осознают, что планета – это единый экономический «дом», «котел», «глобальная среда». Стране нужно найти внутренние резервы развития, не отвергая возможности внешней инвестиционной поддержки. Поэтому инвестиционный климат – одна из важнейших институциональных категорий в государственной и региональной экономической политике.

Определение инвестиционного климата

Слово «климат» в инвестиционной сфере возникло не случайно. Метафорически «климат» хорошо подходит к комплексной совокупности факторов, благодаря которым субъекты различного уровня выигрывают конкурентную борьбу за ресурсы. Ученые считают, что с незапамятных времен переселение народов было обусловлено климатическими изменениями. В современную эпоху помимо человеческой миграции мы наблюдаем движение гигантских сумм капитала из одного мирового региона в другой.

Географический климат представляет собой комплекс метеорологических явлений, которые свойственны конкретному региону и в той или иной степени комфортны человеку. В этот комплекс входит динамика температуры, влажности, атмосферного давления, ветра и т.д. Точно так же допустимо рассмотреть и инвестиционный климат. Его можно представить, как комплекс характеристик, свойственных странам, регионам, отраслям, которые в той или иной степени привлекают инвесторов. В комплекс входят следующие виды предпосылок:

  • политические;
  • экономические;
  • правовые;
  • социальные;
  • организационные;
  • социокультурные.

Инвестиционный климат обладает чертами многоплановой интегрированной и дифференцированной категории. Это означает, что понятие обладает системностью. То есть климат сам является системой и взаимодействует с экономическими субъектами, как часть некой системы. С настоящим моментом следует разобраться. Поэтому мы обращаемся к понятийному полю, в которое включен наш предмет. В него входят также следующие компоненты.

  1. Институциональная система государства.
  2. Инвестиционная привлекательность.
  3. Инвестиционная активность.
  4. Инвестиционный потенциал.
  5. Инвестиционные риски.

Инвестиционный климат синонимичен одноименной среде. Одним из целостных компонентов системы можно назвать явление, именуемое «инвестиционная среда». Она дифференцирована с разными уровнями экономики. На нее влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Ей свойственны риски, зависящие как от уровня климата, так и от присущих ему неразвитости, рассогласованности и противоречий. В среде всегда имеются определенные потенциальные возможности, составляющие основу климата. Среда институционально поддерживается государством как через законодательную базу, так и в прямой проектной форме.

Схема потенциальных предпосылок и опасностей инвестиционной среды

Ссылаясь на нашу природно-климатическую метафору, рассмотрим аналогию с благоприятными климатическими условиями и рисковыми явлениями, именуемыми непогодой. В этой связи понятие инвестиционного климата следует рассматривать как с точки зрения привлекательности субъекта деятельности, так и сопутствующих инвестиционных рисков. Именно поэтому предпочтение отдается определению, представленному авторским коллективом под руководством Грязновой А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359).

Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата

Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:

  • три ветви власти;
  • промышленность и сфера услуг;
  • сельское хозяйство;
  • силовые структуры;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • наука;
  • СМИ и т.д.

«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:

  • законодательство;
  • финансовая подсистема;
  • бюджетная подсистема;
  • безопасность;
  • информационная подсистема;
  • культура и национальные традиции.

Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.

Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.

Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.

Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий

Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.

Модель регионального инвестиционного климата

Инвестиционная политика государства

Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей , которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.

Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.

Главные направления государственной инвестиционной политики

В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.

В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.

Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата

Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.

Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.

Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом

Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности

Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:

  • Institute for Management Development;
  • The Ecomomist;
  • Fortune;
  • Arthur Andersen;
  • Standart&Poor’s;
  • Moody’s.

Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый . В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:

  • динамика распределения накопления и национальных доходов;
  • развитие процессов приватизации;
  • динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
  • уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
  • уровень развития фондового и денежного рынков.

Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.

  1. Фактор рыночной среды.
  2. Экономический потенциал.
  3. Условия хозяйствования.
  4. Финансовый фактор.
  5. Группа политических факторов.
  6. Группа социальных факторов.
  7. Социокультурный фактор.
  8. Организационно-правовой фактор.

Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.

Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата

Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.

Кредитные рейтинги и отечественная практика оценки

Формы инвестиционной практики разнообразны. Одна из них – заимствования, производимые как на межгосударственном уровне, так и на региональном и корпоративном. В мире активно практикуются кредитные рейтинги для оценки надежности заемщиков. Достаточно авторитетными считаются рейтинги от таких именитых агентств, как Arthur Andersen, Standart&Poor’s, Moody’s. Вашему вниманию предлагается наиболее часто публикуемый в России формат рейтинга от экспертного агентства Standart&Poor’s.

Настоящий рейтинг носит долгосрочный характер, на его основании оценивается способность субъекта вовремя и полностью обслуживать принятые долговые обязательства. Для большинства рейтинговых позиций (кроме ААА, СС, С и D) могут применяться корректирующие знаки – «плюсы» или «минусы», расширяющие ранговую гамму рейтинга.

В России с конца 2015 года активно создается Российское рейтинговое агентство. Пройдут долгие годы, пока она заслужит хоть какой-то авторитет на международной арене. А пока рейтинговое агентство «Эксперт» является самым известным агентством в нашей стране. Немногим менее 20 лет агентство исправно предоставляет серьезно проработанные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. субъектов оценивается из набора показателей по выделенным группам параметров. Составляющие общего потенциала включают следующие локальные потенциалы:

  • ресурсно-сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский;
  • инфраструктурный;
  • инновационный;
  • трудовой;
  • институциональный;
  • финансовый.

Помимо потенциала оцениваются также и следующие инвестиционные риски, присущие тому или иному региону:

  • политический;
  • экономический;
  • социальный;
  • криминальный;
  • экологический;
  • финансовый;
  • законодательный.

Для выработки интегральных регионов применяется корреляционный анализ показателей потенциала и рисков. Далее применяется глубокий факторный анализ, в результате которого устанавливается вклад каждого индикатора в величину локального показателя. Аналитическая разработка завершается ранжированием регионов по их потенциалу и риску на основе кластерного анализа. Веса вкладов показателей оцениваются экспертным путем. Из экспертных оценок выводятся средневзвешенные значения инвестиционных потенциалов и рисков, которые и ложатся в основу вывода интегрального рейтинга.

Роль агентства стратегических инициатив

В 2011 году Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ). Его деятельность нельзя обойти вниманием. Заложенный потенциал и уровень современных подходов к решению национальных инвестиционных задач, как мне представляется, должен привести к прорыву рано или поздно. Источники деятельности агентства открыты, корпоративный портал радует интерактивным дисплеем решаемых задач с эмулятором процента их выполнения. Все последующие материалы взяты из открытого доступа ресурса Asi.ru .

Интерес представляют уставные цели и задачи агентства, которые тесно связаны с улучшением инвестиционного климата в стране. Далее приводится выписка из устава АСИ.

Выписка из Устава Агентства стратегических инициатив

Деятельность по улучшению инвестиционной среды в федеральных субъектах основывается, в первую очередь, на повышении качества и скорости государственных процедур. Агентство предлагает не только стратегические инициативы, но и непосредственно участвует в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Модель кругооборота деятельности АСИ по улучшению климата в сфере инвестиций, состав целевых рынков по предмету внимания агентства в рамках НПИ и пример «on-line» дисплея решаемых задач последовательно приведены ниже.

Модель кругооборота основных процедур АСИ

Целевые рынки в рамках дорожной карты НПИ

«On-line» дисплей решаемых АСИ задач

Инвестиционный климат в субъектах РФ со стороны АСИ с 2014 года ежегодно начал получать глубоко проработанную оценку в форме издаваемого национального рейтинга. Импонирует, что среди целей рейтинга не только оценка факторов инвестиционного климата, но и эффективности властей в регионах по его улучшению. Оценка производится по четырем комплексным направлениям.

  1. Регуляторная среда.
  2. Институты для бизнеса.
  3. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры.
  4. Эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства.

Все материалы, связанные с методологией расчета показателей, их динамикой, лучшей практикой и собственно рейтинги открыты. Ниже приводится несколько таблиц из национального рейтинга 2015 года.

Есть опасения, что я буду обвинен в PR-акции в адрес АСИ. Допускаю такую возможность. Вместе с тем считаю, что деятельность данного агентства реально несет пользу для формирования благоприятного инвестиционного климата. И это свежий опыт, обладающий рядом красивых решений, имеющих перспективы. Чего только стоит возможность мотивации региональных команд с ясным и прозрачно рассчитываемым KPI. Кроме того, расширяются возможности настоящего капиталистического соревнования между регионами на ниве улучшения инвестиционной среды.

К сожалению, формат статьи не позволяет развернуть всю аналитику по проблемам и потенциалу улучшения инвестиционных процессов в РФ. Из всего многообразия следует единственный вывод: не все так плачевно . Несмотря на санкционный пресс, многие стратегические и институциональные инвесторы не утрачивают интереса к нашей стране и внимательно следят за развитием событий. У меня растет уверенность, что перелом с инвестициями Запада и Востока произойдет. Необходимо подавить коррупционную практику, развить законодательство, развернуть региональные и муниципальные инициативы, поддерживаемые АСИ и другими государственными институтами. И улучшение наступит, общий инвестиционный климат станет более благоприятным.

Инвестиционный климат связан с установлением уровня требований к сфере хозяйственной жизни общества. Он должен создавать стимулы для производителя, обладающего ресурсами и коммерческим опытом, расширять свое дело и вкладывать в него чистые инвестиции. 1 Инвестиции должны стать привлекательными.

Инвестиционный климат не может существовать вне предпринимательского. Последний зависит от содержания кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политики; масштабов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. При этом имеется ввиду, что экономическая политика государства может формировать ту хозяйственную среду, при которой предпринимательство было бы выгодным и безопасным. Содействие предпринимательству означает и стимулирование его разрастанию, а последнее возможно при благоприятном инвестиционном климате, сформированном в значительной мере именно государством.

Для России понятие «инвестиционный климат» относительно новое. В советском союзе инвестиционную деятельность осуществляло преимущественно само государство, реализуя свои интересы. Поэтому ему не требовалось применения стимулов инвестиционной деятельности предприятий. Это объясняет тот факт, что термин "инвестиционный климат" не был востребован.

Само понятие напрямую связанно с понятием «инвестиции». Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно со статусом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Также инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

  1. Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий - предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность оных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.

Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.

Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.

Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.

Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.

Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.

Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики.

Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.

Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства. Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции.

Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.

Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценения капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.

По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя.

После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики. Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.

Таким образом, экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида - инвестиционного бизнеса.

Внутренние источники инвестирования.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Компания, располагающая свободными финансами, может направить их по различным путям инвестирования. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление. При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в инфраструктуре.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

Выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

Поддержание научно-производственного потенциала;

Выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Критерии оценки инвестиционного климата страны .

Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.

Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами. 2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.

В первом случае, говорят о дефектном политическом процессе (ДПП). Он характеризуется во-первых, слабостью государственной власти; во-вторых, высоким уровнем конфликтности, то есть отсутствием договоренности между ветвями государственной власти, Центром и периферией, между властью и населением, а также данным государством и зарубежьем (ближним или дальним); в-третьих, кризисностью; в-четвертых, наличием несовершенной законодательной базы, тормозящей социально-политическое и экономическое развитие; в-пятых, коррумпированностью государственных служащих; в-шестых, разрастанием бюрократического аппарата.

Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.

Состояние вышеперечисленных процессов формируют факторы инвестиционного климата. На оценку инвестиционного климата влияют следующие параметры:

– политическая стабильность и предсказуемость;

– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

– качество банковской системы и других финансовых институтов;

–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;

– открытость экономики;

– уровень развития инфраструктуры;

– качество рабочей силы;

– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;

– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.

Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.

Этим можно объяснить инвестиционную непривлекательность России в первые семь лет после падения советского союза. Нестабильная ситуация в стране наряду с криминогенной обстановкой и наличием конфликтов между ветвями власти создавали нестабильность. Иначе говоря, существовал политический риск для инвесторов.

Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.

Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.

Установочными критериями являются:

1) политическая стабильность (удельный вес – 12);

2) отношение к иностранным инвестициям (6);

3)возможность национализации (6);

4) влияние девальвации (6);

5) состояние платежного баланса (6);

6) состояние экономического роста (10);

7) конвертируемость валюты (10);

8) уровень зарплаты и производительности труда (8);

9) возможности получения прибыли (8);

10) условия формирования уставного капитала (8);

11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);

12) возможность реализации проекта (6);

13) возможность получения консультационных услуг (2);

14) состояние инфраструктуры (4);

15) возможность кооперирования в сфере производства (4)

Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.

Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.

Для начала стоит дать определение инвестициям. Они представляют собой совокупность затрат трудовых, денежных, материальных ресурсов, вложенных в расширенное воспроизводство, основные фонды отраслей народного хозяйства.

Для российской экономики данный термин - относительно новый. Если говорить о централизованной плановой системе, тогда было адаптировано такое понятие, как валовые капвложения, которые складывались из затрат на воспроизводство ОФ, в том числе издержек на их ремонт.

Из чего складывается рассматриваемое понятие?

Термин «инвестиции» подразумевает более масштабное понятие: в него входят реальные инвестиции (по содержанию близкие к капвложениям) и портфельные (вложения в облигации, акции, прочие ценные бумаги, которые привязаны напрямую к титулу собственника и дают право на получение по ним дохода от собственности).

Вторые также называют финансовыми. Их можно расценивать либо как дополнительный источник капвложений, либо как предмет биржевой игры. Однако определенная часть финансовых инвестиций представляет собой вложения именно в акции преуспевающих предприятий разных отраслей материального производства. Они по природе - те же самые прямые инвестиции в производство.

Задачи грамотной инвестиционной политики

Сюда входит:

  1. Формирование инвестиционного климата, благоприятного для повышения инвестиционной активности преимущественно негосударственного сектора.
  2. Господдержка наиболее важных жизнеобеспечивающих производств и соцсферы на фоне повышения эффективности капвложений.
  3. Привлечение частных иностранных и собственных инвестиций в целях реконструкции предприятий.

Инвестиционный климат: факторы

В России этому фактору уделялось совсем недавно недостаточно внимания, сейчас же государство начало осознавать всю необходимость грамотно выстроенной инвестиционной политики и, главное, стало предпринимать правильные действия. Так, за последние несколько лет можно наблюдать ряд сдвигов в ее изменении: например, постепенно происходит ликвидация структурных перекосов в нашей экономике. Однако государство осознает отсутствие быстрого автоматического эффекта в качестве увеличения инвестиций и роста производства при снижении уровня инфляции, процентных ставок.

Прежде всего это связано с 2 факторами:

1. Отсутствием готовности получения инвестиций: предприятия не готовы к грамотному освоению средств из-за плохого качества управления.

2. Отсюда вытекает и неготовность инвесторов осуществлять капвложения в нереформированные предприятия ввиду высоких рисков (наличие незащищенности прав собственности, существенный риск невозврата вложенных средств по причине неграмотного управления) и невозможности установления адекватного уровня риска (непрозрачность текущего финансового состояния компаний, их ликвидность и инвестиционная деятельность).

Инвестиционный климат: определение, роль

Его значимость определяется селективностью направляемых инвестиций, которая связана с тем, что рынок капитала постоянно складывается в пользу именно продуцента, так как потребности в так называемых свободных финресурсах, как правило, превышают возможности накопления таковых.

Итак, инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, финансово-экономических, социально-культурных, правовых условий, сложившихся в определенной стране, устанавливающих эффективность инвестирования, качество инфраструктуры (предпринимательской), степень рисков при капвложениях.

Чаще всего капитал направляется в такие зоны, которые обеспечивают высокую прибыльность, устойчивую ликвидность и безопасность. Инвесторы в первую очередь учитывают вероятность инвестиционных рисков в качестве возможности недостижения (неполного достижения) поставленных целей.

Для установления инвестиционных рисков применяются специальные методы расчета критических точек, вероятностной постадийной оценки, корректировки параметров, анализа чувствительности и пр.

Факторы, способствующие притоку инвестиций

Иначе говоря, такие, которые формируют благоприятный инвестиционный климат, а именно:


Факторы, мешающие развитию инвестиционной активности

Неблагоприятный инвестиционный климат подразумевает:

  1. Политическую нестабильность.
  2. Неблагоприятные макроэкономические показатели (высокий уровень ставки рефинансирования, инфляции, внешнего, внутреннего долга, негативная динамика развития экономики, дефицит бюджета и платежного баланса).
  3. Высокий уровень транзакционных издержек.
  4. Социальную напряженность (религиозные, этнические беспорядки, коррупция, бюрократия, забастовки, снижение уровня жизни среднего класса).
  5. Неразвитость законодательства, которое регулирует как инвестиционную сферу, так и инвестиционную инфраструктуру в целом.
  6. Неблагоприятную с производственной точки зрения амортизационную политику.

Это основные факторы, которыми может быть охарактеризована инвестиционная привлекательность, особая роль среди них отведена правовой стабильности, она в законодательстве большинства стран фиксируется в качестве оговорки о неприменении на протяжении установленного промежутка времени новых законодательных актов, которые ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, ухудшают условия для ее осуществления относительно ранее существующих.

С чем связаны возможности привлечения инвестиционного климата?

Объективно они связаны с тем, какой инвестиционный климат существует в конкретной стране. Субъективно данные возможности зависят от существующего инвестиционного имиджа, сформированного под влиянием реальных процессов эволюции предпринимательства, и осуществляемых как внутри страны, так и на мировой арене специальных целевых поощрительных либо ограничивающих приток зарубежных инвестиций акций.

Инвестиционный климат в России регулируется государством посредством:

  1. Расширения ресурсного потенциала, развития нормативно-правовой базы, рыночной инфраструктуры.
  2. Разработки специальных мероприятий господдержки, защиты инвесторов (налоговые льготы, гарантии, субсидии и пр.).

Наше государство всячески способствует образованию и дальнейшей стабилизации обозначенного инвестиционного имиджа посредством работы Консультационного совета, который курирует иностранные инвестиции в России, а также эмиссии акций в соответствии с Мюнхенским переговорным процессом, исключению так называемого двойного налогообложения, укреплению деятельности законодательных органов касательно обеспечения образования наиболее важных инвестиционных направлений (создание благоприятного режима, условий функционирования зарубежных инвестиций, составление концессионных договоров, разного рода соглашений относительно раздела продукции, образование зоны специального экономического статуса).

Оценка инвестиционного климата осуществляется с использованием специальных методов. Так, для стран, имеющих переходный тип экономики, а также для развивающихся государств применяется метод «Бери-индекса». Это синтетический показатель, представляющий собой сумму баллов экспертных оценок специальных индикаторных факторов, устанавливающих отдельные стороны инвестиционного климата. Затем по итогам расчетов проводится ранжирование стран, в дальнейшем учитываемое в процессе принятия инвестиционного решения.

Прямые и портфельные зарубежные инвестиции в нашей стране

Основные способы привлечения зарубежных инвестиций:

  1. Регистрация на российской территории компаний, которые полностью принадлежат иностранному капиталу.
  2. Благоприятный инвестиционный климат региона путем образования СЭЗ.
  3. Привлечение зарубежного капитала в предпринимательской форме за счет формирования совместных предприятий (включая продажу иностранным инвесторам крупных пакетов акций наших акционерных обществ).
  4. Привлечение зарубежного капитала на базе концессий, соглашений касательно раздела продукции.

Для того чтобы прямые иностранные инвестиции в России увеличивались, необходимо разработать комплексную госпрограмму. Исходя из опыта большинства зарубежных стран, помимо мер, нацеленных на общее улучшение макроэкономической, политической ситуации, необходимо внедрить и другие:

  1. Формирование реально действующей комплексной льготной системы для зарубежных инвесторов в отдельно взятых отраслях, регионах, за счет чего увеличится и инвестиционная привлекательность.
  2. Внедрение стабильного экономического, внешнеторгового законодательства, а также нормативную базу в отношении раздела продукции и концессии.
  3. Введение частной земельной собственности.
  4. Четкое разделение собственности как между хозсубъектами, так между местными и федеральными властными структурами.
  5. Снижение тяжелого налогового бремени, упрощение налоговой структуры.
  6. Разработка механизмов страхования зарубежных инвестиций.

Что касается портфельных, то их целью выступают вложения инвестируемых средств в ценные бумаги преуспевающих предприятий, эмитируемых госорганами либо местными властями для получения максимальной выгоды на вложенные денежные средства. Важно отметить, что портфельный инвестор занимает позицию так называемого стороннего наблюдателя относительно предприятия - объекта инвестирования, он чаще всего не вмешивается в его управленческие процессы.

Привлечение зарубежных финансовых инвестиций также выступает для нашей экономики важной задачей. Посредством иностранных портфельных инвесторов становится возможным решение ряда экономических задач:

  • аккумулирования заемных средств отечественными предприятиями в целях реализации соответствующих проектов за счет размещения долговых ценных бумаг наших эмитентов среди иностранных финансовых инвесторов;
  • эффективной реструктуризации российского внешнего долга посредством его конвертации в гособлигации с дальнейшим их размещением среди иностранных инвесторов;
  • пополнения собственного капитала наших предприятий для долгосрочного развития за счет размещения акций отечественных акционерных обществ среди иностранных портфельных инвесторов;
  • пополнения местного, федерального бюджета субъектов РФ посредством размещения долговых ценных бумаг, выпущенных определенными органами власти, среди зарубежных инвесторов.

Два главных потока привлекаемых в нашу страну зарубежных финансовых инвестиций:

  1. Вложения финансовых инвесторов в облигации, акции отечественных акционерных обществ, которые свободно обращаются как на нашем, так и на зарубежном рынке.
  2. Вложения иностранных финансовых инвесторов во внутренние, внешние долговые обязательства РФ, ценные бумаги, которые выпущены субъектами РФ.

Основные пути улучшения инвестиционного климата в нашей стране

Все большую роль играет на сегодняшний день либерализация инвестиционной деятельности. Улучшение инвестиционного климата может быть достигнуто за счет применения специальных мер по либерализации всего инвестиционного процесса, в частности внедрения льготного режима проведения инвестиций, либерализации регулирования прав собственности, упрощения разрешительных процедур, ослабления госконтроля.

Суть Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ

Это элемент целостной системы улучшения ИК в регионах нашей страны посредством развития мотивационных инструментов региональных органов власти, действенного механизма обмена результативными практиками. Национальный рейтинг инвестиционного климата основан на диалоге власти с бизнесом.

Его цель - оценка ключевых факторов формирования благоприятного ИК. Анализ того, насколько улучшился инвестиционный климат региона благодаря усилиям региональных властей.

Сущность инвестиционного прогноза

Очевидно, что для расширенного воспроизводства необходим поиск допматериалов и финресурсов. Таким образом, поиск таких источников, а также установление необходимого объема - это наиболее острые проблемы, решить которые возможно используя инвестиционный прогноз.

Средне- и краткосрочные прогнозы базируются на долгосрочных вычислениях. Среди долгосрочных прогнозов главенствующее место занимают инвестиции, инновации. Их важная роль обосновывается необходимостью осуществления долговременных действий, а также присутствием значительного капитала. В связи с этим задачей рациональной работы фирмы выступает определение оптимального объема производства продукции (объема реализации) и требуемых для этого затрат с учетом уже существующих (перспективных) технологий.

Итак, главное при установлении оптимального объема продукции и затрат - расчет требуемой величины основного капитала для дальнейшего развития.

Из всей совокупности принимаемых фирмой решений наибольшей сложностью, риском и неопределенностью обладает обоснование долговременных издержек, а именно капвложений, затрат на НИИ и инвестиций. Именно они в перспективе будут определять положение компании на рынке. Так, инвестиционная политика - часть ее стратегии, которая направлена на прирост активов для получения существенной прибыли в будущем. Точно так же, как и любой другой стратегический план, инвестиционная политика должна включать прогноз степени эффективности проекта.

Чтобы провести инвестиционные прогнозы, необходимо обосновать выбор соответствующих проектов, а затем лучшего из них. Это можно сделать посредством следующих методов:

  • нормы рентабельности вложенного капитала;
  • потока денежной наличности;
  • дисконтирования средств.

Заключение

В статье речь шла о таких понятиях, как инвестиции, инвестиционная политика и ее факторы. Подробно рассмотрен инвестиционный климат в России, пути его улучшения.

Если резюмировать все вышесказанное, то можно подчеркнуть, что привлечение зарубежных инвестиций в нашу экономику выступает одним из наиболее необходимых условий выхода России из сложившейся экономической ситуации. Для этого требуются значительные нормотворческие, организационные усилия и от российских властей (федеральных, региональных), и от отдельно взятых предприятий, финансовых институтов. Обобщенно последние должны быть ориентированы на следующее:

  • улучшение российского инвестиционного климата, стабилизацию законодательной, экономической ситуации, а также создание эффективно действующего экономического законодательства;
  • организацию грамотного внутрироссийского рынка капиталов, который должен обеспечивать полноценную взаимосвязь рынка ценных бумаг и реального сектора.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом Инвестиционный климат в России.Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С. А., Пирогов М.В. Коллективная монография под ред. акад. Е.А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2001, стр. 12-17.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны, своеобразным «барометром» для иностранных инвесторов.

Согласно другому определению, инвестиционный климат региона представляет собой систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального характера и подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивого побуждения к инвестированию, оказывающего существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющего целесообразность и эффективность инвестиций Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности регионов. Инвестиции в России, №8, 2003, с.13...

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье -- так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому по сути риск -- характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

По мнению В.В. Кирюхина В.В. Кирюхин «Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности» // Проблемы современной экономики - 2006. - № 3(19)., существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (Рисунок 1.)

Рисунок 1. Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат

Относительно данного подхода можно сделать следующие замечания. Согласно приведенным определениям, инвестиционный климат - это совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения, т.е. инвестиционная активность - результативный признак не только для инвестиционной привлекательности, но и для инвестиционного климата. Таким образом, являясь результатом (следствием), инвестиционная активность никак не может быть составной частью инвестиционного климата.

Согласно еще одного подхода, инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. -- СПб.: Питер, 2009. с. 192-193.

Проанализировав существующие подходы к соотношению понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, можно сделать вывод о том, что не совсем корректно отождествлять их:

инвестиционный климат региона - интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения.

При этом инвестиционная привлекательность региона - это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.

Можно условно сказать, что инвестиционная привлекательность - это скорее субъективное понятие, т.к. она сильно зависит от типа инвестора и его целей, а инвестиционный климат - скорее объективное, поскольку отражает тенденции, влияющие на всех участников инвестиционного процесса.

Так же, важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности является инвестиционный риск.

Ивестиционный риск - неотъемлемый элемент практически любого инвестиционного процесса и его оценка лежит в основе методик определения качества инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Кирюхин В. В..

Инвестиционный риск определяется как возможность обесценивания капитальных вложений в результате действий органов государственной власти и управления или как предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже ожидаемых.

Инвестиционный риск - характеристика более качественная, чем количественная, и потенциально быстро меняющаяся, так как в отличие от инвестиционного потенциала зависит от качественных составляющих (политической, социальной, экономической, экологической, криминогенной и других характеристик региональных условий инвестирования), которые, как правило, весьма динамичны.

Существует множество классификаций, как факторов инвестиционного риска, так и его составляющих.

Приведем лишь некоторые из критериев классификации инвестиционного риска:

Сфера проявления,

Характер проявления,

Источники возникновения,

Вид риска, возможность страхования,

Степень сложности,

Характер воздействия,

Возможные последствия,

Степень управляемости,

Возможность прогнозирования и т.д.

Многообразие классификаций инвестиционного риска также связано с множеством различных проявлений риска.

Попытаемся определить некоторые виды инвестиционного риска, на которые должен обратить внимание инвестор, рассматривающий возможность вложения в определенный регион Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Кирюхин В. В.:

Экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

Финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

Политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

Социальный (уровень социальной напряженности);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

Законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Различают следующие виды инвестиционного климата Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] / В. В. Литвинова // Молодой ученый. -- 2011. -- №4. Т.1. -- С. 161-169.:


Рисунок 2. Виды инвестиционного климата

Необходимо также отметить, что применение термина «инвестиционный климат» возможно лишь для сферы предполагаемых вложений, но не для конкретного объекта инвестирования. Такое понятие, как «инвестиционный климат компании (предприятия)», не употребляется. Это еще один аргумент в пользу того, что инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность не являются тождественными понятиями.

Между тем инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Дело в том, что привлекательность отражает то, насколько данный инвестиционный объект соответствует конкретным целям определенного инвестора Мельников В.С. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Сибирская финансовая школа. - 2003. - № 3..

Таким образом, базовой характеристикой инвестиционной привлекательности территории является инвестиционный потенциал.

А инвестиционный климат в свою очередь - условие реализации инвестиционного потенциала с известной степенью инвестиционного риска - ограничителя принятия инвестиционных решений.