Принципы построения налоговой системы рф. Принципы налоговой системы

Рис. 2.9. Особенности установления налогов и сборов и их обязательность

Налоговая система современной России, несмотря на короткий срок существования, прошла значительный путь, полный поражений и побед. Совокупность налогов и сборов, введенная с 1 января 1992 г. строилась по федеративному принципу исходя из особенностей нового бюджетного устройства страны. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. При этом налоговую систему образовывали: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

В настоящее время основы законодательства о налогах и сборах представлены в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть I), в ст. 3 сформулированы основные моменты, которые схематично можно представить следующим образом (рис. 2.1 ):

Первая часть НК РФ была принята в 1998 г., очевидно, что за прошедшие годы она претерпела весьма существенные изменения (поправки были внесены более, чем тридцаттью федеральными законами, Определением и Постановлением Конституционного суда РФ, Таможенным кодексом РФ).

В НК РФ (ст. 3) установлены основные принципы налогового законодательства РФ:

1. принцип всеобщности налогообложения - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. принцип равенства налогообложения - предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

3. принцип справедливости - учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

4. принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5. принцип экономической целесообразности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

6. принцип единства налоговой системы и экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Кроме того, определено, что ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие законодательство о налогах и сборах, должны соответствовать положениям, установленным НК РФ, должны быть сформулиро­ваны таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Прежде, чем рассматривать классификации налогов и сборов, необходимо дать определения таким важным понятия как налог и сбор.

Согласно п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно п. 2. ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассматривая общность и различия налогов и сборов, следует отметить отличительный признак сбора - обязательность. Те услуги, за которые уплачивается сбор, могут быть оказаны исключительно тем органом, в пользу которого он взимается. Таким образом, плательщик сбора ограничен в возможности удовлетворения своих потребностей (никто более не может оказать ему требуемые услуги), отсюда и вытекает обязательность сбора. Однако данный признак не дает нам возможности отграничить налог от сбора, но для этого рассмотрим другой признак сбора - возмездность. Возмездность проявляется в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. При этом встречность имеет односторонний характер, т.к. в случае уплаты сбора именно встречность требований отсутствует. Уплата сбора - одно из условий совершения юридически значимых действий публичным субъектом. Кроме этого, можно рассмотреть и третий признак сбора (несмотря на то, что он непосредственно не следует из законодательного определения сбора) - цель взимания сбора. В Определении Конституционного Суда N 284-О от 10.12.2002 указано на компенсационный характер сбора и отмечено, что сборы «предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти». При этом, конечно, следует отметить ограниченность такой позиции, т.к. из нее следует, что размер сбора должен соответствовать реальным затратам органа, осуществляющего юридически значимые действия. На самом деле, цель уплаты сбора - финансирование общих затрат публичной власти.

Рассматривая сборы, можно отметить, что они имеют как общие с налогами признаки, так и существуют различия (см. табл. 2.1 ).

Таблица 2.1. Общность и различия признаков налогов и сборов

Согласно ст.17 НК РФ, налог является установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Впервые бегло о составе налога сказал А. Смит, включив в него следующие элементы:

  • размеры налога,
  • время его уплаты,
  • порядок исчисления налога.

А. Смит писал: «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица».

Российский экономист И.И. Янжул рассматривал 3 элемента:

  • субъект налога;
  • объект (или источник);
  • мера налога.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ, условия установления налогов можно представить следующим образом (рис. 2.2 ).

Обязательные элементы налога представлены на рис. 2.3 .

К дополнительным (факультативным) элементам НК РФ относит льготы. Согласно п.2 ст.17 НК РФ, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом под льготами согласно п.1 ст.56 НК РФ признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Однако налогоплательщик может отказаться от использования льгот, в том числе и приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов (если иное не предусмотрено НК РФ). Законодательство допускает установление льгот по федеральным законом, установленных региональным или местным законодательством в части сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет.

При определении сборов также должны быть определены плательщики сборов и конкретные элементы.

Рассмотрим основные понятия, связанные с процессом установления налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (см. рис. 2.3 ).

Согласно п. 2 ст.11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

При это следует учитывать особый статус некоторых физических лиц в случае регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей или глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

К организациям в НК РФ отнесены (рис. 2.4 ):

  • юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации);
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории РФ физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Соответственно, можно рассмотреть подход к классификации налогов и сборов, основанный на налогоплательщиках (плательщиках сборов) (рис. 2.5 ).

Рассмотрим более детально обязательные элементы налога. Начнем с объекта налогообложения. Достаточно сложно дать определение объекта налогообложения, учитывая все многообразие условий, которые, по мнению законодателя, должны порождать обязанность налогоплательщика уплатить налог. Фактически, объектом налогообложения следует признать некое условие, знаменующее собой возникновение отношений между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. Именно появление объекта налогообложения приводит к возникновению отношений по поводу уплаты налогов, в которых государству принадлежит право требовать уплаты налога, а обязанному субъекту - налогоплательщику навязывается юридическая обязанность произвести налоговый платеж.

В соответствии со ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Фактически, законодатель не дает легального определения, ограничившись приведением открытого перечня отдельных видов объектов. Такой подход к определению важнейшего элемента налогообложения представляется не совсем удачным, поскольку не дисциплинирует законодателя при конструировании им соответствующих норм права, определяющих объект налогообложения по отдельным налогам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью Второй НК РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне НК РФ независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Налоговая база - элемент налогообложения, который позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить налоговую ставку при исчислении налога. Иными словами, налоговая база - это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Законодатель не очень удачно сформулировал определение налоговой базы, не указав на то, что именно количественная характеристика объекта налогообложения рассматривается в качестве налоговой базы. Вместе с тем последующее определение налоговой ставки позволяет судить, что налоговая база имеет единицу измерения, а следовательно, представляет собой количественную характеристику объекта. Налоговая база должна определяться НК РФ независимо от вида налога.

Ставка налога представляет собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК. Данное требование напрямую является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно заявлял, что наделение законодательного органа РФ конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.

Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу.

Можно выделить следующие виды ставок (рис. 2.6 ), где:

  • твердые ставки (специфические) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;
  • пропорциональные ставки (адвалорные) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы вне зависимости от ее изменений;
  • комбинированные ставки (смешанные) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы;
  • прогрессивные ставки - увеличиваются по мере роста налоговой базы, при этом в налоговых системах бывает две разновидности - простая и сложная прогрессия;
  • регрессивные ставки - уменьшаются с уменьшением налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Они применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Однако, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, для того, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Такие ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин (напомним, что таможенные пошлины не входят в состав налогов и сборов и регулируются Таможенным кодексом РФ). По примеру Европейского союза комбинированные ставки стали использоваться при установлении акцизов, в частности - акцизов на табак.

Прогрессивные ставки наиболее часто применяются в отношении налогообложения доходов физических лиц (в современной России это было в период действия закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», т.е. до введения 23 главы НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Например, в последней редакции закона, ставки были следующие (табл. 2.2 ):

Таблица 2.2 Ставки подоходного налога в РФ (последняя редакция закона 1998-1)

Регрессивные ставки в отечественной налоговой системе наиболее были ярко представлены в Едином социальном налоге (ЕСН), который отменен с 1 января 2010 года. Регрессия, т.е. уменьшение ставок при росте налоговой базы была сделана для того, чтобы работодатели не стремились уводить «в тень» заработную плату, т.е. чтобы победить зарплату «в конвертах» и при этом стимулировать работодателей повышать заработную плату, выплачиваемую официально.

Можно сказать, что «налоговая база по сути представляет собой объект налогообложения, подвергшийся необходимой корректировке и «готовый» для применения налоговой ставки и исчисления суммы подлежащего уплате налога». Однако налоговая база, как количественная характеристика объекта налогообложения, с течением времени может меняться в силу разных причин, например: стоимость имущества может увеличиваться или уменьшаться, доход налогоплательщика может со временем увеличиваться и т.п. При этом, поскольку налоговая база является основой для исчисления налога, необходимо определить тот временной промежуток времени, за который следует определять налоговую базу. Для решения проблемы используется такой элемент налогообложения, как налоговый период. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Более того, при установлении некоторых налогов законодатель определяет различные налоговые периоды применительно к разным налогоплательщикам. Следует обратить внимание, что налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Однако важно отличать понятие «налоговый период» от понятия «отчетный период», причем налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Несмотря на отсутствие четкого определения отчетного периода, исходя из положений части второй НК РФ, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. При этом, поскольку отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Элемент «Порядок исчисления налога», несмотря на название, не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога (рис.2.7 ).

При установлении налога выбирается тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, целесообразно не возлагать на налогоплательщика обязанность исчисления налога, лучше переложить это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган. Например, налог на доходы физических лиц (в основном исчисление и уплата налга роисходит через источник выплаты доходов), а по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу налоговый орган присылает физическом лицу уведомления для уплаты налога.

Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты:

  • уплата налога производится единовременно или по частям;
  • уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Пункт 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о н алге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Рассмотрим вопросы, связанные с порядком вступления в силу законодательства о налогах и сборах, а также действие нормативно-правовых актов во времени. В связи с тем, что осенью 2008 года нашу страну, как и другие страны, затронул экономический кризис, в НК РФ были внесены изменения. «Антикризисные поправки» отменяли обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика (они вступили в силу с момента опубликования). В общем порядке акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (ст. 5 НК РФ). Особенности вступления в силу законов о налогах и сборах представлен в табл.2.3 .

Таблица 2.3 Вступление в силу законов о налогах и сборах

Налоговые законы

Момент вступления в силу

Акты законодательства о налогах, вносящих изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах, вносящие изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы

Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Наглядно вышесказанное можно представить следующим образом (табл.2.4 ):

Таблица 2.4 Действие во времени актов законодательства о налогах и сборах

Налоговые законы

Действие во времени

Устанавливающие новые налоги и (или) сборы

Повышающие налоговые ставки, размеры сборов

Устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

Обратной силы не имеют

Акты законодательства о налогах и сборах:

Устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей

Имеют обратную силу

Акты законодательства о налогах и сборах:

Отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов)

Устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение

Могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это

Поскольку понятия «налог» и «сбор» очень многогранны, очевидно, что в вопросе их классификации существуют различные подходы. Одним из главных подходов к классификации исторически явилось разделение налогов на прямые и косвенные. Впервые деление налогов на прямые и косвенные было дано в XVII веке Д. Локком, и в качестве базового критерия классификации выдвигалась способность того или иного налога к переложению. Так, например, Дж. Милль, А. Вагнер полагали, что прямой налог - это тот налог, который должен лечь на налогоплательщика непосредственно, а косвенный - это налог, который должен быть им так или иначе переложен на другого экономического субъекта. Несмотря на эволюцию теоретических воззрений на природу налогов, их функции, до сих пор одним из важнейших оснований при классификации налогов.

В настоящее время рассматриваются следующие подходы к классификации налогов и сборов:

  • по способу взимания;
  • по объекту налогообложения;
  • по субъекту налогообложения;
  • по органу, устанавливающему налог;
  • по бюджету, в который зачисляется налог;
  • по цели установления;
  • по лицу, исчисляющему налог;
  • по порядку введения;
  • по форме;
  • по регулярности уплаты и др.

По способу взимания во многих странах налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются из валовых доходов, т.е. они участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне хозяйствующего субъекта, оказывая прямое влияние на формирование его финансовых результатов. В то же время косвенные налоги уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне предприятия-налогоплательщика. Это вызвано тем, что объектом косвенного налогообложения является оборот, т.е. реализация товара, услуги. Особенность косвенных налогов заключается в том, что на счет поставщика в банке поступают суммы косвенного налога, уплачиваемого покупателем в составе цены, которые не являются доходами поставщика и должны быть внесены. Косвенные налоги участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне общества.

Возможность уплаты в бюджет прямых налогов связана с получением хозяйствующим субъектом прибыли от реализации, величина которой и определяет его финансовую и инвестиционную активность.

Финансовую и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в рамках государственного регулирования можно повысить путем установления оптимального уровня прямого налогообложения, поскольку прямые налоги непосредственно влияют на финансовые результаты. В целях сокращения бюджетного дефицита, создавшегося в результате снижения ставки совокупного прямого налога, государство может повысить ставки косвенных налогов, хотя их повышение также оказывает сдерживающее влияние на финансовую активность хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим структуру налогов и сборов, действующую в настоящее время (рис. 2.8 ) и обусловившую структуру Второй части НК РФ.

Статья 12 НК РФ детально прописывает и дает определения налогам и сборам каждого уровня. Так, зная, к какому уровню системы налогов и сборов относится тот или иной законно установленный обязательный платеж, можно определить территорию его действия - федеральные налоги и сборы обязательны для уплаты на всей территории РФ, региональные - только на территории соответствующего субъекта РФ, местные - на уровне соответствующего муниципального образования. Установлено, какими актами устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать - федеральные налоги только на основании НК РФ, региональные на основании НК РФ и законов субъектов РФ, а местные на основании НК РФ и актов представительных органов местного самоуправления. Также определено, какими актами возможно установление тех или иных элементов налога или сбора - все элементы федеральных налогов обязательно устанавливаются НК РФ, тогда как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы региональных и местных налогов могут устанавливаться соответственно законами субъектов и актами представительных органов местного самоуправления.

Следует учитывать, что принадлежность налога или сбора к конкретному уровню системы не означает полного поступления сумм этого налога или сбора в бюджет соответствующего уровня, поскольку законодатель может закрепить иное распределение доходов от налогов и сборов.

На рис. 2.8 в составе налоговой системы РФ были упомянуты специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения или же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Действующий НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима (см. таблицу 2.5 ).

Таблица 2.5 Специальные налоговые режимы

На рис. 2.10 представлены федеральные налоги и сборы.

К региональным НК РФ относит: (рис. 2.11 ).

Местные налоги в налоговой системе РФ представлены следующими налогами (рис. 2.12 ):

Следует учитывать, что налогообложение имущества физических лиц производится в соответствии с Законам Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", при этом уплата налога осуществляется на основе налогового уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@

НК РФ (ст. 9) определяет участников налоговых отношений следующим образом (рис. 2.13 ):

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 21 НК РФ. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 22 НК РФ, налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, нарушают его права. Они могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 138 НК РФ).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 139 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать посредством письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

В последние годы налоговые органы стремятся к снижению количества обращений налогоплательщиков в суды, для чего создаются специальные подразделения налогового аудита, предназначенные для досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиком. Например, Федеральная налоговая служба Приказом от 10.11.2008 N ММ-3-4/588@ утвердила Положение об Управлении налогообложения и Положение об Управлении досудебного аудита. Управление досудебного аудита занимается рассмотрением налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие должностных лиц, а также на акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства о налогах и сборах.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 23 НК РФ следующим образом:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это требуется по законодательству о налогах и сборах;
  • подавать в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации на основании названного Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, перечисленных выше, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня их открытия (закрытия). Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
  • о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим права и обязанности таких участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).

Институт налоговых агентов не является новым для современного российского законодательства. Лица, на которых законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, упоминаются в целом ряде налоговых законов, действовавших до введения НК РФ(например, в законе РФ «О подоходном налоге с физических лиц», законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в законе РФ «О налоге на добавленную стоимость»). При этом характерной особенностью правового статуса налоговых агентов, действовавшего до принятия НК РФ, было отсутствие в законодательстве четко обозначенных и закрепленных общих начал их деятельности. НК РФ не только дает определение понятия «налоговый агент», но и устанавливает им права и обязанности, ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Права налоговых агентов не отличаются от прав налогоплательщиков. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются согласно ст. 22 НК РФ.

Что касается обязанностей налоговых агентов, то кроме исчисления, удержания и перечисления налогов на них возлагаются обязанности по учетно-отчетной работе с налоговыми платежами. Таким образом, обязанности налоговых агентов сводятся к следующему:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, которые нужны для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиками.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность по законодательству РФ. Наиболее существенна роль налоговых агентов при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость.

Прежде, чем рассматривать права и обязанности налоговых органов, следует рассмотреть их структуру.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Становление современных налоговых органов было начато еще в 1990 г., когда была образована Главная государственная налоговая инспекция Минфина СССР, а в 1991 г. - Государственная налоговая служба - отдельный и независимый от Минфина России орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998г. Госналогслужба России переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена новая структура органов, согласно которой Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано, его функции переданы Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004г. и в настоящее время действует в редакции от 15.07.2009. Согласно Положению, ФНС России находится в ведении Минфина РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Структура ФНС на Интернет-сайте ФНС представлена следующим образом:

  • центральный аппарат ФНС;
  • межрегиональные инспекции;
  • территориальные налоговые органы.

Налоговые органы

Права налоговых органов определены ст. 31 НК РФ. НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые ставки: сущность, классификация.

  • Укажите структуру налоговой системы РФ.
  • В чем различия между налогоплательщиком и налоговым агентом?
  • Назовите способы исчисления налогов.
  • Какова структура налоговых органов РФ?
  • Назовите участников налоговых отношений.
  • В чем суть различий между прямыми и косвенными налогами?
  • Какова роль специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ?
  • Принципы построения налоговой системы определяют взаимоотношения налогоплательщиков и государства. Какая система действует натерритории России? Каковы принципы построения системы налогов в РФ? Об этом мы поговорим в данной статье.

    История построения налоговой системы в нашем государстве

    Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

    Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

    В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

    В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

    Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

    При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

    О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?» .

    Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

    Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

    В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

    Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

    В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

    Принципы построения налоговой системы в РФ

    Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

    Об характеристиках основных элементов налога читайте

    В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов .

    Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

    Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

    • Принцип определенности

    Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

    • Принцип справедливости

    Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

    • Принцип удобства

    Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

    • Принцип экономии

    Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

    • Принцип равенства

    Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.


    К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.
    Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы. Многие организационные принципы были сформулированы в Постановлении Конституционного Суда России от 21 марта 1997 г. «О проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»".
    В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
    1) принцип единства;
    2) принцип подвижности (эластичности);
    3) принцип стабильности;
    4) принцип множественности налогов;
    5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
    И. Горский, характеризуя организационные принципы российской налоговой системы, справедливо отмечает, что «нет идеальных налоговых систем, тем более только что появившихся». Однако, пишет далее И. Горский, налоговая система должна иметь такую организационную основу, которая позволяла бы ей развиваться с наименьшими издержками. При этом необходимо учитывать социально-историческую обусловленность налогов национальными традициями, общественной психологией, а также имеющийся опыт зарубежных стран2.
    1. Принцип единства налоговой системы
    Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подп. «б» ст. 114, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).
    Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.
    Именно поэтому, согласно Конституции России, не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства страны, т. е. недопустимо как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, что позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий.
    2. Принцип подвижности (эластичности)
    Данный принцип был сформулирован в конце XIX века немецким экономистом А. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.
    Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (так, с 1992 года в Закон о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 (!) изменений и дополнений, в Закон о налоге на прибыль - 14, в Закон о налоге на имущество - 8, в Закон об акцизах - 5), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем. В частности, в 1992 году в Германии в законодательство по подоходному налогу было внесено 125 поправок3.
    Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов4 в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. В то же время подвижность означает в первую очередь постепенное внутреннее развитие налоговой системы, но никак не ее качественное реформирование.
    Тем не менее реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым они отказываются работать в России. Это вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяет произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижает ее инвестиционный рейтинг5.
    3. Принцип стабильности
    Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нор-мотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Именно такое правило предполагается установить в налоговой системе России путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон об основах налоговой системы6.
    Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно повлечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, и для восстановления равновесия потребуется несколько лет.
    4. Принцип множественности налогов
    Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
    Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.
    Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление7.
    Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно повлечет за собой рост платежей по другому налогу.
    В последнее время в странах Западной Европы, США и России широко обсуждается вопрос о замене множества налогов так называемым «единым налогом» (flat tax - плоский налог). Так, в марте 1997 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вышло с законодательной инициативой, по которой множество налогов, перечисляемых регионами в федеральный бюджет, заменяется одним - фиксированным и выраженным в минимальных размерах оплаты труда8. За отмену множества налогов и замену их на 2-3 вида налоговых платежей выступает и российская Партия сторонников снижения налогов9.
    Как мы указывали выше (см. § 1.3 настоящего пособия), идея единого налога не нова, однако она пока не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира.
    Действительно, следует согласиться с предложениями об отмене «надуманных» и неэффективных налогов, об объединении в один налог платежей со сходным объектом (например, введение единого социального налога взамен четырех самостоятельных отчислений предприятиями во внебюджетные фонды). Кроме того, представляется необоснованным, когда государство стремится на каждую бюджетную проблему ввести какой-нибудь фискальный сбор, как было, например, со специальным налогом на поддержание некоторых отраслей промышленности (отменен с 1996 года) или по обсуждавшемуся в конце 1996 года налогу на финансирование «силовых» ведомств. Именно поэтому эффективное функционирование множественности налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью.
    Однако практически всегда необходимо учитывать, что любая налоговая система только тогда эффективна, когда она предусматривает множественность налогов, так как установление единого налога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков. Функционирование единого налога нарушает принцип подвижности (эластичности) налоговой системы. Примером политических недостатков является то, что отмена всех других налогов, в частности таможенных пошлин, лишит государство способности осуществлять протекционистскую политику по поддержке отечественных товаропроизводителей. Что касается этических недостатков, то достаточно сказать, что обложение какой-либо одной группы субъектов приводит к нарушению принципа справедливости налогообложения.
    5. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма как основного способа разделения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Стержень идеи - распределение налоговых доходов между различными уровнями бюджета на оптимальной научной основе10.
    В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» п. 2 ст. 18 Закона об основах налоговой системы был дополнен положением, согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Иными словами, данный принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей, не предусмотренных Законом об основах налоговой системы, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Кроме того, этот принцип составляет основу разграничения полномочий в налоговой сфере.
    Следует отметить, что данный принцип не был последовательным и однозначным в процессе развития налоговой системы страны. Так, с 1 января 1994 года после Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 региональным и местным органам власти были предоставлены самостоятельные права на установление и введение налогов. Даже после отмены этого положения (Указ Президента РФ от 18 августа 1996г. № 1214) органы власти на местах продолжали практику «налогового творчества». Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов нашел свое окончательное воплощение только после того, как вопрос о возможности региональных и местных органов власти стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 21 марта 1997 г. указал, что данный принцип фактически закреплен во взаимосвязанных п. 2 ст. 18, п. 1 и п. 2 ст. 20 Закона об основах налоговой системы. Подробнее об этом см. в § 5.4 и § 5.5 настоящего пособия.
    1. «Российская газета» от 1 апреля 1997 г.
    2. Горский И. Парадоксы налоговой системы // Экономика и жизнь, 1994. № 38.
    3. Горский И. К разговору о качестве налогов // Экономика и жизнь, 1997, № 12.
    4. Пробелы (в праве) - отсутствие (полное или частичное) правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения, находящиеся в сфере правовой регламентации.
    5. Джоханссон К. Частные изменения законодательства не позволяют сделать долгосрочных инвестиционных прогнозов // Налоговый вестник, 1995. № 12. С. 26.
    6. «Эксперт», 1997. № 13.
    7. Налоги в механизме хозяйствования. М.: Наука, 1991. С. 5.
    8. «Коммерсанта», № 40. 28 марта 1997 г.
    9. Дюрягин В. Налоги, которые мы выбираем // Деловой экспресс, 1996. № 31. С. 10.
    10. Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // Финансы, 1992. № 12. С.

    В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

    Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

    Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

    • виды налогов и сборов;
    • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
    • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
    • формы и методы налогового контроля;
    • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
    • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

    Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

    1. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
    3. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
    4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
    6. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
    • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
    • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
    • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

    В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

    При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Федеральные налоги и сборы

    Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина.

    Региональные налоги

    Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

    К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

    • налог на имущество организаций;
    • налог на игорный бизнес;
    • транспортный налог.

    Местные налоги

    Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

    К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц.

    Специальные налоговые режимы

    Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

    К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

    Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725--1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

    1. Принцип справедливости. Налоги -- законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот -- не справедливо для того, у кого отнимают.

    С точки зрения права «справедливость» -- чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения -- это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -- все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения -- большее зло, чем неравномерность налогообложения.

    3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. Они сводятся к следующему:

    1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

    2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

    7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Таким образом, для того что бы усовершенствовать налоговую систему РФ, следует держаться современных принципов налогообложения. Ведь налоги являются главной составляющей бюджета страны, что непосредственно влияет на благосостояние нации. Главной задачей современной налоговой системы является искоренение теневой экономики.