Правительство засекретило план выхода из кризиса. Пути выхода из экономического кризиса

Урок географии в 9 классе.

Тема урока:«Россия в современной мировой экономике».

Цели и задачи:

Образовательные.

Вскрыть особенности постиндустриальной стадии развития. Дать понятия центра и периферии, полупериферии мирового хозяйства. Показать пути развития России в обозримой перспективе.

Развивающие:

Содействовать формированию общеучебных умений и навыков работы с учебником, картой,классификации и систематизации информации. Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость нового материала.

Воспитательные:

Способствовать формированию целостного мировоззрения.Поощрять самостоятельный подход к приобретению знаний,пользоваться различными источниками знаний, учить выступать с сообщениями, воспитывать уважение и внимание к выступлениям одноклассников. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию. Прививать чувство любви к родине.

Предметные результаты: знать определения терминов по теме урока. Уметь обсуждать важнейшие социально- экономические проблемы России и возможные сценарии ее инновационного развития.

Тип урока: комбинированный.

К уроку учащиеся получили предварительные задания, одно из которых продумать пути выхода из экономического кризиса.

Межпредметные связи: география - история, география - обществознание, география - физика.

Оборудование: учебник В. П.Дронов, В.Я. Ром «География России население и хозяйство.» Дрофа 2012 г. Политическая карта мира. Материалы газет и журналов. Материалы опережающих заданий.

Ход урока:

1. Краткое повторение пройденного .

Что такое хозяйство России? Что такое отрасль хозяйства? Привести примеры.

На какие сферы делится хозяйство России? В чем различие между сферами? Назвать ведущие отрасли в каждой из них. Что такое МОК? Ваши примеры.

Назвать 3 сектора экономики.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.

На данном уроке предстоит определить место России в мировой экономике.

Вступление.

Чтобы определить роль и место России в экономике мира, необходимо знать, что хозяйство развивается не по прямой линии, а проходит взлеты и падения, похожие на волны. Эту периодичность или цикличность экономики обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.(1892 - погиб от репрессий в 1938 году). Суть теории больших циклов заключается в том, что каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Затем спад волны - спад производства, депрессия, кризис. Каждый цикл примерно 50 лет.

Сообщение учащегося.

В 70-80 годы в мире сформировались центры мирового хозяйства. (рисунок 23 стр. 55 учебника). Это США, страны Европейского союза, Япония. Эти страны к концу 80 годов прошли кризисы, осуществили переход к ресурсосберегающим технологиям. В настоящее время экономически развитые страны переходят к следующему циклу, который называют по- разному: «информационная экономика», «технотронная эра», а чаще всего -» постиндустриальная стадия».На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью - не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Сегодня центры мирового хозяйства - США, ведущие страны Европы, Япония (показ по карте) определяют ход развития мировой экономики. Вокруг них огромная периферия - беднейшие страны. Для развития они используют внешние кредиты, у них остры экономические, социальные, экологические проблемы, часто возникают вооруженные конфликты. Это страны с высокими демографическими показателями. Таким образом на периферию накладываются все трудности развития человечества.

Россия находится в положении полупериферии. Она в целом прошла стадию индустриализации, за исключением окраин.(Калмыкия, Тыва, Чукотка)(показ по карте) . Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно- промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. У России богатейшие природные ресурсы. В России уже сформировались отдельные ядра, экономика которых вступает в постиндустриальную стадию развития. Это Московская, Санкт- Петербургская, Новосибирская(показ по карте) и ряд других агломераций, где формируются технопарки и технополисы. Вывод: Россия, находясь на полупериферии, имеет возможность войти в информационную цивилизацию с новым технологическим укладом. Пути: экспортная направленность сегодняшней экономики должна быть использована для накопления средств с целью коренной реконструкции экономики. Инновационная перестройка хозяйства. Особое внимание современным отраслям с наукоемкой продукцией.

Вопросы промежуточного контроля:

В чем отличие доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития хозяйства?

Одинаково ли разные этапы проходят в разных частях страны?

Какие территории страны послужат локомотивом при переходе к постиндустриальной экономике всей страны?

Сообщение учащегося на тему: «Социально-экономические недостатки развития хозяйства страны».

В настоящее время, к сожалению, Россия находится в глубоком кризисе, едва оправившись от кризиса 2008-2009 годов. Наблюдается падение курса рубля, нет роста экономики, низкие цены на нефть, санкции западных стран. Развитию страны мешают такие факторы как теневая экономика, неконкурентноспособность некоторых товаров, не комплексное использование сырья, монополизация экономики, диспропорции в развитии по регионам, милитаризация хозяйства, слабое развитие малого и среднего бизнеса, коррупция. Все эти недостатки необходимо преодолеть в самое ближайшее время.

Предложи свой проект выхода страны из кризиса.

1. В книге «Унесенные ветром» Скарлетт - главная героиня, которая жила во время гражданской войны в США, поняла, что после войны потребуется восстанавливать дома и будет спрос на пиломатериалы и открыла лесопильное предприятие. У нас в стране, где огромные лесные ресурсы, надо активнее развивать глубокую переработку древесины, производство других строительных материалов, строить дешевые дома. Будут так создаваться рабочие места. Будут заказы у транспортников. Строительство подтолкнет к развитию многие отрасли. Люди получат жилье.

2. Люди у нас в стране малоактивны. Я читала в газете как почти наши ровесники стали миллионерами. Один открыл мини- гостиницу с 2-3 постояльцами в одной комнате за маленькую плату. Пользуется спросом. Другая организовала быструю заморозку овощей. Девушка открыла прачечную в студенческом общежитии - доход около 3 миллионов рублей в год. Еще молодой человек наладил продажу тревожных кнопок для одиноких, больных, пожилых людей. Всем надо учиться добывать полезную информацию, получать знания, быть активными, добиваться цели.

3. Сейчас все большее число россиян стремятся жить в частных домовладениях с приусадебными участками. Много садоводческих хозяйств, много людей живет в селах и деревнях. Все выращивают овощи, фрукты. Потребляют сами,делятся с другими, но все равно много остается излишков. Их можно было бы сдавать на перерабатывающие предприятия, но их нет. Поэтому яблоки и сливы гниют под деревьями, а мы покупаем импортные компоты, джемы, соки, сухофрукты. Это не по хозяйски. Нужны кредиты под низкие проценты и тогда переработкой займутся малые предприятия, а своими налогами они пополнят казну страны.

4. Считаю, что страна должна больше денег тратить на развитие науки. Больше лабораторий, лучшее их оснащение. Тогда из страны не будут уезжать те, кого она подготовила. В сегодняшнем мире знания востребованы как никогда. Через развитие науки, информации Россия укрепит свои позиции среди экономик мира. На этом выводе можно поставить точку в нашей теме урока.

  1. Итог урока.

Объявление оценок. Используя технику «Светофор»учащиеся оценивают свое участие в материале урока, как он усвоен и много ли времени потребуется дома для его закрепления.

4. Домашнее задание: § 12.

Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.

Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.

«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.

В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.

Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.

«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».

План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. ). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. ).

Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. ).

Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.

Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.

Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».

На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.

Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.

«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.

И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.

Проект разработан в сотрудничестве следующих специалистов:

▪ доктор технических наук, профессор, автор теории субстратно-оптимального управления Румянцев Анатолий Александрович, г. Краматорск, http://www.kegi.com.ua/naychnaja%20shkola.htm

▪ кандидат экономических наук, доцент по специальности «Экономика», магистр (MBA) Терещенко Виктор Иванович, г. Минск; http://vikte.ru/

▪ экономист-аналитик и практик, разработчик концепции и описания проекта
Довгель Евгений Станиславович, г. Минск, http://dovgel.com/ob_avt.htm

ДОСТИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
В результате многолетних целенаправленных научно-практических поисков, специалистами в области экономики, менеджмента, социологии и теории систем, на уникальной методологии субстратной оптимизации систем и процессов управления, выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, цен, безработицы. Разработаны имитационные модели, показывающие процесс углубления кризиса в каждой из стран. И найден метод оптимального преодоления кризисных явлений в экономике любой из стран путем субстратной оптимизации общественных производственных отношений. Особое значение имеет этот метод для освоения рациональных результатов научных разработок и максимизации до предельно возможного уровня конкурентоспособности национальных экспортеров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Применение вышеуказанных научных достижений для субстратной оптимизации общественных производственных отношений в любой из заинтересованных стран с преодолением в кратчайший срок кризисных явлений в ее национальной экономике, получением высокого экономического, политического и социального эффекта. Концепция преодоления в стране кризисных тенденций, явлений и оптимизации производственных отношений включает следующие блоки:

национальная денежная система как источник государственных инвестиций в эффективные и перспективные бизнес-проекты и средство удовлетворения потребностей национальной экономики в деньгах без инфляции;

налоговая система как инструмент активизации и оптимизации национального производства, максимизации конкурентоспособности продукции национальных производителей и обеспечения бездефицитности госбюджета;

▪ система по созданию в стране условий высоких мотиваций работникам к заинтересованному труду и вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов с наибольшей выгодой для предприятий, корпораций, государства, собственников и работников предприятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Разработки имеют принципиальную новизну и не имеют аналогов.
Любое заинтересованное государство, системно применив их, сможет в течение 9 ‑ 12 месяцев вывести свою страну из-под влияния условий мирового финансово-экономического кризиса, организовать безинфляционное развитие национальной экономики с ростом числа рабочих мест, создать в стране условия высоких мотиваций населению к труду, предпринимательству, сбережениям и инвестициям, обеспечить бездефицитный госбюджет, рациональные темпы экономического роста, с устранением в производстве антагонистических противоречий и удовлетворением всех слоев общества реальной динамикой роста их уровня жизни.

Выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, безработицы, цен. Разработаны имитационные модели, показывающие, как действуют эти механизмы в экономике, ведя к углублению кризиса в каждой из стран. Разработаны методы преодоления кризисных явлений и субстратной оптимизации производственных отношений в экономике любой страны (http://dovgel.com/zenyi.htm).

Накоплен, научно обоснован и оптимизирован уникальный опыт разработки и внедрения систем высоких мотиваций для работников на предприятиях. Разработан метод изучения и измерения вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов. Подготовлен семинар для руководителей, экономистов и профкомов предприятий на тему «Теория и опыт по созданию высоких мотиваций работникам к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства».

Продумана система мер и правовых норм, необходимых для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений, формирования бездефицитного госбюджета, устранения экономических причин преступности в любой из стран с учетом их специфики, традиций, верований.

Подготовлена программа учебного курса на 20 учебных часов, планы лекций и тексты докладов, видеоролик (на 1 час) для специалистов предприятий.

Реализация разработок возможна по следующей схеме:

1. Контакт заинтересованных с разработчиками проекта. Совместная организация в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи, на русском языке с возможностью синхронных переводов) и представление заинтересованной аудитории базисного доклада «Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны» с наглядной демонстрацией на математических (имитационных) моделях механизмов кризиса и механизмов будущего экономического роста.
План базисного доклада см. в конце страницы.
Для полной версии доклада необходимо 2 часа. В целях предварительного ознакомления
основные положения доклада могут быть представлены в кратком изложении за 40 минут.

Тезисы доклада в самом кратком объеме (6 стр. + 4 стр. ответы на вопросы) в виде главы из книги профессора Румянцева А.А. «Теория и практика субстратной оптимизации систем и процессов управления», уже опубликованной издательством LAMBERT Academic Publishing (Германия), представлены Основные положения доклада в более полном объеме (30 стр.) см. http://dovgel.com/zenyi.htm .

2. Организация совместно заинтересованными сторонами и разработчиками проекта занятий в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи на русском языке с возможностью синхронных переводов) для руководителей и специалистов органов госуправления, корпораций, предприятий по изучению учебного курса «Проблемы современной экономики и пути их оптимального решения в любой стране» объемом на 20 учебных часов (по 2 часа в день, с дополнительными занятиями при необходимости);

3. Подготовка по итогам занятий специалистами заинтересованных государств к зачету по изученному курсу концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, а также планов по реализации разработанных концепций с целью субстратной оптимизации в своей стране производственных отношений на всех уровнях национального производства;

4. Консультирование разработчиками проекта специалистов органов госуправления, корпораций, организаций, прошедших обучение по пунктам 2 и 3, в вопросах практической реализации разработанных ими концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, внедрения субстратно-оптимальных решений в экономику их реальных объектов. Проведение экономических экспериментов различного масштаба (предприятие, населенный пункт, район, отрасль производства) в любой из стран, для предварительной проверки эффективности и оптимизации разработанных мер.

Проект на начальном этапе требует информационной поддержки. В остальном же он рассчитан на полную самоокупаемость, самофинансирование, получение в любом из государств достаточных доходов на его саморазвитие с должной прибылью для инвесторов. Источником доходов будут заказы на внедрение субстратно-оптимальных решений в экономику государств, корпораций, организаций и отчисления заказчиков по договорам от экономического эффекта при внедрении проектов в экономику их объектов.
----------------


ПЛАН БАЗИСНОГО ДОКЛАДА
«Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны»
(необходимое время – 120 минут)

I. Доклад с раскрытием вопросов:

ВСТУПЛЕНИЕ. «Думать – самая трудная работа из всех существующих – поэтому так мало людей занимаются ею» (Генри Форд).
Думать – это значит ДЕЛАТЬ ЧТО И КАК ИМЕННО?
Суть методологии субстратной оптимизации экономических систем и управления ими.

1. О типичных проблемах в экономике стран СНГ и других стран
(показ общих проблем на статистических примерах Республики Беларусь).
1.1. Инфляция национальных денег. Суть явления и в чем его неверно понимают.
1.2.«Модель-инфляция-экспорт». За счет чего девальвация, инфляция национальных денег временно повышают конкурентоспособность национальных экспортеров и механизм закономерного падения их конкурентоспособности в дальнейшем.
1.3.Показ истинного масштаба роста цен в мире и СНГ.

2. Причина и экономические механизмы мирового валютно-финансового и долгового кризиса, инфляции, роста цен…
2.1. Суть причины мирового кризиса (модель механизма).
2.2. Механизм обесценения денег, демонетизации и долларизации экономик, роста цен.
2.3. Сравнение количества национальных денег к ВВП и на душу населения в СНГ с тем, что имеют к ВВП и на душу населения страны с высоким уровнем доходов населения (Япония, Англия, Швейцария и др. – графики сравнения).

3. Слагаемые закономерно снижающейся в настоящее время конкурентоспособности товаров из стран СНГ в зоне влияния ВТО.
3.1.Показ всеобщих тенденций в кредитно-денежных системах (модель 1).
3.2.Показ принципиальной невозможности роста на кредитных схемах (модель 2).
3.3.Показ принципиальной ошибки в налоговых системах (схема 3).
3.4.Показ нерациональности условий в странах СНГ (схема 4) для инвесторов, работников и государств в сравнении с передовыми странами.
●Показ негативных тенденций в экономике стран СНГ, если не оптимизировать систему денежно-кредитных, налоговых и мотивационных отношений.

4. Как рационально, без общественных противоречий трансформировать экономику в любой из стран из ее современного состояния в субстратно оптимальное.
●как оптимизировать национальную денежную систему в стране;
●как изыскать достаточный национальный источник для инвестиций, оптимизировать налоги в стране, обеспечить освоение эффективных научных разработок, высокую конкурентоспособность национальных экспортеров и бездефицитный госбюджет;
●как создать оптимальные для общества и государства условия высоких мотиваций населению к сбережению средств, инвестициям, предпринимательству; работникам – к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства; решить проблему надежного источника для трудовых пенсий, не повышая пенсионный возраст;
●алгоритм внедрения и последовательного расширения внутрихозяйственного хозрасчета на предприятиях в условиях общественно целесообразных мотиваций для работников.
4.1.Пути, ресурсы и время для практической реализации концепции и разработок.

4.2.Обоснование целесообразности для стран СНГ создания общей валюты СНГ.
4.3.Как оптимально создать общую (не единую!) валюту СНГ (при сохранении и стабилизаци всех национальных валют) и выйти из финансово-экономического кризиса всей территорией СНГ.

II. Полные и доказательные ответы разработчиков на вопросы
по докладу до их полного исчерпания.

Последние надежды на новую власть растворились в киевском смоге. Каждый день в новостях говорят о новых коррупционных скандалах, и даже патрульная полиция уже радует меньше. Без паники. Условия, в которых оказалась Украина, не новы: так было в других странах. И как справиться с проблемами, мы тоже знаем по опыту реформаторов прошлого.

Стала первой компанией, запустившей череду кризисов, от которых мировая экономика страдает до сих пор. Но во всем можно рассмотреть плюсы, даже в этом: другие страны выбирались из кризисов так много раз, что Украине есть на кого смотреть и учиться.

Отвергнутый остров Сингапур стал недостижимым идеалом для других стран

Единственная территория, от которой добровольно отказалось другое государство, Малайзия, — Сингапур — стал примером современного экономического чуда. За годы независимости ему удалось поднять ВВП в сотни раз — до на душу населения. В Украине, по прогнозу, в 2016 году ВВП составит не более $9 000.


Как это получилось?

1. Патриотический, образованный диктатор. официально занимал должность премьер-министра, но фактически был единоличным и авторитарным правителем. Его можно критиковать за чрезмерную жесткость, но он поставил цель — сделать остров без ресурсов развитой страной, и у него это получилось. Строгие законы и жестокое, неотвратимое наказание за их нарушение сделали Сингапур значимым во всем мире: это туристический и финансовый центр региона.

2. Самая непримиримая борьба с коррупцией в истории. Чтобы победить взяточничество, власти поощряли доносы, а наказанием была смертная казнь. Сложно требовать взятку, когда знаешь, что за это тебя лишат жизни : полиция тогда работала отлично.

3. Упрощение налоговой системы. Никто не хотел инвестировать в затерянный в Южно-Китайском море остров, который вынужден покупать даже воду. Поэтому правительство сознательно пошло на резкий шаг : на несколько лет отменило пошлины и налоги. В стране осталось лишь 5 налогов.

4. Бесплатное обучение для всех. Сингапур до сих пор ежегодно тратит 20% бюджета на образование своих граждан.


Уроки для Украины. Стать богатой страной помогут неизбежные наказания за преступления, понятная налоговая система и образованное население.

В Бразилии за коррупцию сядут все

В 1993 году в Бразилии были четырехзначные показатели инфляции. После нескольких неудачных экспериментов, в том числе государственных переворотов, начался период экономического роста.

Как это получилось?

1. Необразованный, но прагматичный президент-патриот. , который стал президентом в 2003 году, делал все ради благополучия своей страны. Он даже дружил одновременно и с Уго Чавесом, и Джорджем Бушем-младшим, а также назначал на государственные должности своих оппонентов.

2. Развитие приоритетных индустрий. На полученные от приватизации неэффективных предприятий $19 млрд Бразилия начала развивать химическую промышленность — производить полупроводники и медикаменты — и модернизировать сельское хозяйство.

3. Образование молодежи. Власти разработали специальную социальную программу: беднейшим жителям была предложена финансовая помощь в обмен на обязательное образование детей.

За годы роста экономики в начале 2000-х удалось вытащить 70% граждан за пределы черты бедности.


Впрочем, не обошлось без минусов. Воодушевленное улучшением уровня жизни население не обращало внимания на взяточничество, а зря. Все заработанное растащили благодаря коррупционным схемам, а от экономического чуда не осталось и следа. Но даже в этой ситуации нам есть чему поучиться у Бразилии, ведь сейчас возбуждены дела против 60% депутатов нижней палаты парламента: как раз по обвинениям во взяточничестве. Нынешний президент Дилма Русефф отстранена от должности.

Урок для Украины. Выход из кризиса без очищения власти невозможен.

Греческое экономическое чудо было недолгим, но ярким

Сейчас это звучит неправдоподобно, но Греция раньше показывала удивительные темпы экономического роста. С 1950 по 1973 год греческая экономика росла на 7% в год — тогда это был второй показатель в мире после Японии.


Как это получилось?

1. Военная диктатура. Противостояние между республиканцами и монархистами в Греции длилось еще с 1920-х годов. В стране были гражданская война, череда смены правительств. Потом власть захватили военные — этот период назван эпохой . Тогда в Греции правила самая настоящая хунта. Но именно в те годы удалось запустить экономический рост.

2. Развитие приоритетных индустрий. За счет инвестиций по плана Маршалла удалось создать химическую промышленность и развить туризм.

Со временем диктатура полковников рухнула, и демократия вернулась на свою историческую родину. Но также рухнул и ВВП, экономика частично ушла в тень. Говоря о сегодняшнем положении дел в Греции, чаще всего употребляют слова "ленивые", "дотации" и "Германия".

Уроки для Украины. Это именно тот случай, когда нужно посмотреть на пример и сделать наоборот.

Германское экономическое чудо: из аутсайдера в кормильцы ЕС

После Второй мировой войны страна была полностью разрушена. Разбомбленные города, отсутствие промышленности, оккупация и безработица — сложно даже представить, как тогда жилось. США выделили европейским странам, в том числе и Германии, помощь для восстановления экономики, известную как . Благодаря ему, Германии удалось стать одним из самых развитых государств в мире.

Как это получилось?

1. Модернизация машиностроения, химической отрасли и сельского хозяйства.

2. Внешний контроль за расходованием средств, кредит под низкие проценты.

3. Реформы, направленные на развитие внешнеевропейских торговых отношений позволили немцам выйти на довоенный уровень экономики уже к началу 50-х годов, а к 1956 году удвоить экономические показатели 1950.

С тех пор экономика Германии, как хорошая немецкая машина, практически не пробуксовывала. А в наши дни эта страна активно разрабатывает уже для Украины. Если получится, шансы у нас есть.


Уроки для Украины. Потратить деньги на инвестиции в промышленность — потратить их с умом, потратить на снижение тарифов на газ — обречь страну еще на два десятка лет нищеты.

Южнокорейское экономическое чудо построено на доверии народа

К началу 50-х годов Южная Корея была нищей с ВВП меньшим, чем у Папуа-Новой Гвинеи, голодная, разрушенной войной страной, без природных ресурсов, населенная безграмотными людьми. Финансовую помощь от США распределяли коррумпированные чиновники. Демократическое управление не смогло существенно повысить уровень жизни, и в 1961 году к власти пришли военные.


Как это получилось?

1. Авторитарное правление. Обычно, когда военные руководят государством, экономических рывков ждать не приходится. Они не умеют управлять экономикой. Но в этом случае именно военные запустили корейское экономическое чудо.

2. Снижение налогового бремени и отказ от социальных программ. Социальные расходы в стране остаются низкими до сих пор.

3. Финансовое поощрение доносов на коррупционеров.

4. Поддержка крупного бизнеса. Проведена национализация и введена плановая экономика. Активно поддерживался местный крупный олигархический бизнес — , которые стали современными корпорациями Samsung, Hyundai, Daewoo и LG. Вместе с дешевой рабочей силой и пропагандой поддержки отечественного производителя это дало колоссальные результаты.

5. Готовность корейцев терпеть ограничения ради того, чтобы в будущем было лучше. Несмотря на бурный рост экономики, в 1997 валюта Южной Кореи обвалилась, а золотой запас почти истощился. Тогда правительство попросило граждан пожертвовать свои золотые изделия государству. Беспрецедентный случай : люди стояли в очередях в банки, чтобы продать за копейки или вообще бесплатно подарить собственные драгоценности государству. Собранные 250 тонн золота помогли Южной Корее выплатить долг МВФ и восстановить золотой запас.

А еще корейцы работают .

Уроки для Украины. Будущее страны — ответственность каждого ее жителя.

Ирландское экономическое чудо было экономным

Последняя на данный момент история успеха — Ирландия.

В начале 2000-х Ирландию настиг строительный бум : дома возводились в небывалых количествах, банки активно выдавали кредиты, безработица почти исчезла.


Но в 2008 году разразился мировой финансовый кризис : ипотечный пузырь лопнул, недвижимость стала никому не нужна, банки разорялись, а рабочие места сокращались. В 2010 году Ирландия запросила финансовую помощь и получила ее при условиях строжайшей экономии.

Как это получилось?

1. Ирландия согласилась повысить НДС.

2. Многие банки были национализированы.

3. Сокращена зарплата чиновникам.

Уже в 2013 зеленый остров смог отказаться от внешней финансовой помощи, а его экономический рост составил 5% в год.

Уроки для Украины. Во время кризиса стоит экономить на всем.


Главное, чему учат эти примеры — у каждой страны собственный путь. Ни одно государство не сумела скопировать опыт другой, да и не ставила такую цель. Ли Куан Ю, автор сингапурского экономического чуда, говорил, что благополучие Западной Европы вдохновляло его, но он никогда не стремился сделать так же. Единственное чему не место во время кризиса — это компромиссам.

Мир вступил в период сильнейшей геополитической турбулентности. Над планетой нависла угроза небывалого цивилизационного противостояния. От мировых лидеров зависит, какой будет история человечества в ближайшие годы – омраченной войнами или все-таки тяга к мирному развитию окажется сильнее. При этом немногие страны мира могут предложить свой вариант выхода из кризиса. Одна из них Казахстан, претендующий стать непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. еще и для того, чтобы легче было реализовать выработанные предложения. Внешнеполитические инициативы Казахстана в условиях глобальных перемен обсудили участники экспертного круглого стола, состоявшегося накануне на историческом факультете МГУ им.М.В. Ломоносова.

Эксперты признали, что Казахстан занимает традиционно активную позицию в международной повестке. «Страна – инициатор и организатор многих важных международных форматов: от ШОС до ОБСЕ, от СВМДА до ОИК, в ходе которых президент Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив по решению региональных кризисов. Он также является автором создания Ассамблеи народа Казахстана и Съезда лидеров мировых и традиционных религий», – напомнил руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. И последнее выступление Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, как отметил эксперт, «вызвало определенный отклик в СМИ и в политических кругах».

Напомним, что Назарбаев использовал трибуну ООН для продвижения новых концептов устойчивого мирового развития. Он призвал объединить усилия стран-членов ООН для решения ряда общепланетарных проблем – от разработки наднациональной мировой валюты, отвечающей задачам глобального устойчивого развития, до принятия декларации о создании мира, свободного от ядерного оружия. Более того, Елбасы предложил перевести штаб-квартиру ООН в Азию и преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Глобальный совет развития, куда кроме государств – членов ООН могли бы входить представители и международных финансовых организаций. А также его предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития. Есть все основания полагать, что у этих инициатив большое будущее.

Собравшиеся в МГУ эксперты отметили, что, несмотря на то, что не все предложенные инициативы Казахстана удалось реализовать. В этом есть как субъективные, так и объективные причины. Тем не менее, по словам Собянина, «Казахстан обречен по фундаментальным причинам играть более важную роль, чем он играл в советское время или даже сейчас, когда мы привыкли в нем видеть более динамичного в экономическом смысле второго такого же верного союзника одного из двух главных евразийских союзников». Он считает наиболее значимой инициативу Назарбаева об евразийстве, которую удалось реализовать – в 2015 году стартовал проект по созданию Евразийского экономического союза. А вот реализация идеи Большой Евразии, с которой президент Назарбаев выступил на упомянутой сессии Генассамблеи ООН, вызывает у экспертов сомнения.

Впрочем, как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, Казахстан может сыграть роль некоего «стабилизатора» в отношениях между Россией и Западом, какими были в период холодной войты Франция и ФРГ. «Действия Франции и ФРГ называли «разрядкой» в отношениях великих держав. Вот в этой логике мне бы хотелось рассматривать инициативы Казахстана. Не просто, как самостоятельные инициативы, а как тот рычаг, который может с позиции третьего угла треугольника повлиять на ситуацию», – сказал Журавлев. При этом эксперт отметил, что даже если все инициативы не всегда доходят до конца, то они «создают кредитную историю». По его мнению, важно то, что Казахстан и лично Назарбаев обладают авторитетом. «Даже, несмотря на то, что Казахстан – это не самая мощная экономки, не самая мощная армия, его авторитет велик. Возможно, несравнимо больше, чем та экономическая мощь, которой обладает иное государство», – отметил Журавлев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов поддержал коллегу, сказав, что Казахстан, «учитывая всего лишь 25-летнюю историю независимой государственности (16 декабря отметим эту дату) вполне состоявшееся государство, более того, в его отношении вполне применимо более лестное определение – региональная держава». «И, конечно же, личность президента Нурсултана Назарбаева, бессменного лидера, утвердившего широко в мире свой авторитет, что сделало хорошо узнаваемой и его страну», – подчеркнул Дубнов. Вместе с тем, он считает, что все имиджевые проекты сегодня отходят на задний план, уступая главному – борьбе с терроризмом и исламским экстримом.

«Именно здесь Назарбаев может и должен продемонстрировать все свои ресурсы и амбиции регионального лидера одного из самых опасных районов мира. И здесь не помогут ссылки на значение центра мировых религий, которым хочет выглядеть Астана, – сегодня это не более, чем риторические упражнения. Кажется, действительно пора создавать форум исламских авторитетов, которые бы могли говорить от имени мировой исламской уммы, чтобы назвать вещи своими именами: ИГИЛ – это жуткое извращение ислама, а лидеры ИГИЛ (организация запрещенная в РФ и ряде других стран) должны быть прокляты от имени этого мирового исламского форума», – считает эксперт. По словам Дубнова, возможно, эта задача выглядит наивной, но только Назарбаеву она может оказаться по плечу, «если он стремится остаться в современной истории миротворцем».

«Есть еще одна роль Казахстана и его лидера, которая крайне востребована может быть уже сегодня – это консолидация усилий стран Центральной Азии по противостоянию угрозам из Афганистана, что становится крайне актуальным в самое ближайшее время. Я вижу такую необходимость тем больше, чем более явно наблюдается тенденция отторжения некоторыми странами региона предложений о такой помощи со стороны России… из-за опасений, связанных с утратой части суверенитета в результате усиления российского военного присутствия в регионе. Такая работа требует тонкой дипломатической настройки», – подчеркнул Дубнов.

Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН, оценивая эффективность дипломатии Казахстана, отметил ее достаточно высокий уровень. «Те задачи, которые ставит перед МИДом президент Нурсултан Назарбаев, как правило, реализуются. Так было с председательством республики в ОБСЕ в 2010 году и проведением первого за многие годы саммита этой организации. Другой вопрос связан с Сирией. Казахстан на всех уровнях признается ближайшим российским союзником и стратегическим партнером России на международной арене. Также как и Москва, Астана признает ИГИЛ вызовом для Казахстана даже в силу того, что многие казахстанцы отправляются сражаться на стороне исламистов. В такой ситуации не совсем понятна позиция Астаны, которая до сих пор официально не поддержала операцию в Сирии, которая, во-первых, направлена против общей для всех угрозы, а во-вторых, проходит строго в рамках юридических норм и не противоречит международному праву», – сказал Притчин.

Тему ИГИЛ продолжил заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, который отметил, что все называемые цифры, граждан уехавших на войну в Сирию или Ирак из стран ЦА относительны. Они не представляют опасности для региона и даже при той ограниченности ресурса у всех стран ЦА, собственного потенциала спецслужб, чтобы нейтрализовать эти вызовы хватит вполне. По мнению Грозина, для Казахстана одним из вызовов могут стать экономические потрясения, которые создают очень серьезный элемент риска для внутренней социальной стабильности, для сохранения единства элиты и единства общества. По его словам, именно ухудшение экономического положения, на которое влияние руководства Казахстана ограничено, и есть главный вызов. «Это не ИГИЛ, а мировая конъектура на сырьевых рынках создает ситуацию, при которой Астане придется решать в оперативном порядке сложные задачи и реагировать на большие риски», – сказал Грозин.

Экономические риски оценила главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, которая напомнила, что Нурсултан Назарбаев открыто предупредил общество о надвигающемся экономическом кризисе. В Астане предприняли меры для смягчения последствий. По ее словам, Казахстан отличается от всех постсоветских стран комплексностью стратегий и целей движения в экономике. В республике реализуется две программы «Нурлы жол» (Светлый путь) и План нации «Пять институциональных реформ». По ее мнению, равномерно позиционируя и выравнивая отношения в экономической сфере со многими партнерами, у Казахстана не изменилось качество экономики, ее структура, и ее конкурентоспособность будет базироваться на экспорте энергоресурсов. Казахстан обречен существовать в тех условиях, и участвовать в той борьбе, которые существуют сегодня. Поэтому Казахстану придется активизировать свои политические инициативы. Долго оставаться нейтральным по многим вопросам геополитики Астане не удастся. Вопросы многовекторности Казахстана можно использовать через партнерство в ЕАЭС, как тот экономический мостик, где можно было бы смягчать падения и увеличивать достижения, подчеркнула Мигранян.