Основные понятия, цели и задачи региональной политики. Сущность, цели и задачи региональной политики

Проблемы классификации регионов

Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.

Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:

1. депрессивные регионы , демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2. стагнирующие регионы , отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

3. пионерные регионы или регионы нового освоения;

4. микрорегионы или первичные экономические регионы;

5. экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

6. программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

7. уникальные регионы , связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:

q Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.



q Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский

q Приграничные: Калининградская область, Северный Кавказ.

q Экологически опасные: Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского моря.

Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.

Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика – сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием – изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Федерализм – принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.

Регионализм – подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Тенденции этих взаимодействий в современной России показаны на схеме 71.


В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;

расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

преодоление общего кризиса и реформирование экономики;

преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Осуществление региональной политики тесно связано и с решением проблем экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. В общих чертах структура региональной экономической безопасности представляется как комплекс факторов, призванных обеспечивать предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональных структур в условиях кризиса и будущего развития; защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость финансового положения страны; условия и образ жизни, достойные цивилизованного человека и возможности устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Для анализа региональной безопасности в литературе предлагается использовать систему индикаторов, определяющих в виде количественных показателей параметры социальной действительности, несоблюдение которых обусловливает превращение потенциальных угроз нарушения социального равновесия в реальные. Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и региону (таблица 31).

Таблица 31.

Пороговые значения и фактическое состояние социальных индикаторов экономической безопасности в Российской Федерации и региону

Показатели Пороговые значения Фактическое состояние Вероятные последствия для страны
РФ Регион
Отношение числа умерших к числу родившихся 1, 63 1, 6 Интенсивная депопуляция
Доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума 10% 20-25% 42% Люмпенизация населения
Децильный коэффициент 8 раз 15 раз 17-18 раз Рост социальной напряженности
Соотношение минимальной и средней заработной платы 1: 3 1: 10 1: 13 Деквалификация и пауперизация рабочей силы
Уровень безработных 8-10% 13% 15, 9% Рост обездоленных слоев населения

Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в регионе, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. При этом центр тяжести должен смещаться от общих экономических проблем на региональный уровень, к оценке рациональности развития отдельных районов в рамках единого экономического пространства государства. Поэтому в региональной политике развитых государств обычно используется следующая совокупность соподчиненных мер: определение границ региона, требующего поддержки; выработка концепции специализации данного региона; координация деятельности субъектов экономики, которые реализуют региональную политику. Повышение эффективности государственного регулирования регионального развития требует активизации всех функций управления, особенно прогнозирования и планирования.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тульский филиал РАНХиГС

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «Региональная экономика и управление»

на тему «Региональная политика России в условиях формирования рыночных отношений»


Введение. 3

Глава 1. Региональная политика: цели, задачи, основные методы. 5

1.1. Цели и задачи региональной политики. 5

1.2. Методы государственного регулирования регионального развития . 7

Глава 2. Типы экономических районов в России и первоочередные задачи их регионального развития. 11

2.1. Северный экономический район . 11

2.2. Северо-Западный экономический район . 12

2.3. Центральный экономический район . 14

2.4. Центрально-Черноземный экономический район . 15

2.5. Волго-Вятский экономический район . 17

2.6. Поволжский экономический район. 18

2.7. Северо- Кавказский экономический район . 19

2.8. Уральский экономический район . 20

2.9. Западно-Сибирский район. 20

2.10. Восточно-Сибирский район . 22

2.11. Дальневосточный экономический район. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 26


Введение

Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:

Систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам;

Создание плановой системы расселения по территории;

Осуществление мероприятий в области природных ресурсов и ОС.

Развал СССР привел к возникновению в России новых приграничных регионов. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике приводит к социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы 3 группы регионов:

Регионы с высокой концентрацией пр-в ставших не рентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос;

Регионы, удаленные от основных экономических центров;

Регионы, получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

Основными типами проблемных регионов становятся слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

Для перспективного регионального развития особенно важны государственные региональные программы. Данные программы финансируются из федерального. бюджета и федеральных внебюджетных средств. Усиление эк-кой и финансовой самостоятельности регионов не только не исключает, но и предполагает со стороны органов власти организацию более строгого контроля за расходованием поступающих в регионы средств из федерального бюджета. Правительство намерено формировать и осуществлять активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Для сильных регионов - поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих экономику регионов и страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слабых регионов - формирование условий для привлечения в них инвестиций; осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами; разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.


Глава 1. Региональная политика: цели, задачи, основные методы.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Цели и задачи региональной политики.

По определению, данному в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ 3 июля 1996 года, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

В этом же правовом документе в общей постановке определены цели и задачи этой политики. К ним относятся:

Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации;

Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

Предотвращение загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита регионов и др.

Цели региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование многообразия экономических возможностей регионов, эффектов региональной агломерации, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие, как отмечено в «Основных положениях региональной политики…», является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

Исходя из целей региональной политики, формируются и ее задачи. При этом они, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них пришли из прошлого, например, такие как:

Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций, модернизация их инфраструктуры, оздоровление экономической среды;

Преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока;

Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями;

Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Вместе с тем, трансформируясь в изменившихся условиях, эти задачи требуют и новых подходов к их решению.

С происходящими изменениями связаны новые задачи региональной политики. К таким задачам можно отнести:

Переспециализацию новых приграничных районов, создание здесь новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом притока беженцев и вынужденных переселенцев;

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;

Формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров ускоренного использования достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;

Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), не только обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики, но и решающих общероссийские проблемы.

Реализация задач регионального развития должна быть тесно связана с проводимой структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и другими видами общероссийской политики, осуществления того или иного варианта развития.

Государственная региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны.

Региональной политике отводится ведущая роль в обеспечении интеграции российских территорий.

Следовательно , региональной политикой можно считать такую систему действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами.

Государственная региональная политика и политика регионов — не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.

Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов.

Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния региона, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развития социально-экономической инфраструктуры.

Цели региональной политики.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

Предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

Максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Среди важнейших положений региональной политики в Российской Федерации:

· децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ

· возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти;

· обеспечение действия принципа равноправия субъектов Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти.


Эти меры призваны способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства России.

Методы реализации региональной политики.

Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения:

· региональной экономической политики;

· региональной социальной политики;

· национальной политики.

Фундаментальные методы реализации региональной политики — административное, правовое и экономическое регулирование.

В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция).

«Политика выравнивания » — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и т. д. Примером проведения «политики выравнивания» является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-х гг.

«Теория полюсов роста » методологическая основа перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-х гг. — была выдвинута экономистами-регионологами Ф. Перру й Ж. Будевилем.

Суть теории — констатация и объяснение неравномерности социально-экономического развития, которое в пространственном плане выступает в виде образования «полюсов роста», способных оказывать сильное влияние на основные факторы производства — капитал и рабочую силу.

«Региональный полюс роста» — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния.

Образование «полюсов роста» происходит только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль промышленности, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП).

Теория не только научно объясняет неравномерность экономического развития регионов, но и указывает один из возможных путей интенсивного решения региональных социально-экономических проблем посредством создания в менее развитых регионах искусственных «полюсов роста», способных оказать сильное организующее воздействие на подъем экономики в регионе.

Выравнивание пространственных диспропорций.

Поскольку сегодня существование пространственных диспропорции в уровне и качестве жизни населения по регионам Российской Федерации признается в качестве национальной проблемы — пространственные диспропорции чрезмерны, угрожают единству и целостности РФ, — необходимо проведение государственной региональной политики выравнивания.

Вмешательство государства в рамках данной региональной политики должно быть направлено на решение социальных и политических проблем (социальная справедливость, интеграция страны и т. д.). Экономические проблемы лучше решает рынок, но он же усиливает пространственные диспропорции в стране. В то же время региональная политика, несмотря на главенство социально-политических целей, может действовать только через экономику. Без подъема последней в кризисных ареалах невозможно устойчивое их развитие и, следовательно, выравнивание пространственных диспропорций качества жизни населения в стране. Но экономика выступает лишь как инструмент для достижения социально-политических целей региональной политики.

Выравнивающая региональная политика невозможна без перераспределения средств (прямого или косвенного) от богатых регионов (ареалов) к бедным. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточны для развития бедных и не должны блокировать развитие богатых. Перераспределение это возможно лишь через федеральный центр.

При этом следует учитывать , что новые механизмы выравнивающей региональной политики предлагаются не взамен ныне существующей региональной политики упорядочивания, а в дополнение к ней. Кроме того, следует учитывать еще и тот факт, что территориальная структура общества и хозяйства достаточно стабильны и инерционны, значимые сдвиги в них требуют десятилетий. Естественно, и выравнивающая региональная политика может дать зримые результаты лишь в течение того же временного периода.

Формирование новой региональной политики требует совершенно иного подхода к выбору объектов помощи. Федеральная помощь должна поступать лишь действительно наиболее кризисным ареалам. Необходима территориальная концентрация ресурсов в избранных ареалах, иначе эффективность региональной политики будет очень низка. Необходимо провести классификацию выделяемых кризисных территорий в соответствии с основными причинами и характером проявления кризиса. Можно разделить их на депрессивные (с подразделением на промышленные и аграрные) и слаборазвитые (с подразделением на аграрные и северные). Как правило, площади ареалов первого типа будут больше.

Для официального включения ареалов в сферу действия региональной политики и их отнесения к той или иной категории кризисных территорий должна быть разработана абсолютно формализованная процедура.

При этом можно использовать всего три показателя:

· спад промышленного производства;

· среднедушевой доход (с поправкой на региональные различия в покупательной способности рубля);

· уровень общей безработицы.

Для проведения региональной политики выравнивания желательны концентрация основных прав и ресурсов в рамках одного института (Министерства региональной политики или его преемника) и четкое разграничение их с министерствами экономики и финансов. Для реализации региональной политики избранный институт должен иметь работоспособную региональную сеть (не обязательно в субъекте, но охватывающую всю страну - возможно, по крупным экономическим районам).

Для возникновения и реализации выравнивающей региональной политики необходим специальный федеральный закон, прописывающий цели вмешательства государства, всю процедуру выделения кризисных территорий, объемы и методы помощи и т. д. Возможно в качестве его приложения дать список всех официально выделенных кризисных территорий (их карту). Закон может потребовать внесения изменений в принятые ранее законодательные акты, в том числе регулирующие взаимоотношения трех территориальных уровней власти. Все затраты на реализацию региональной политики, прописанные в данном законе (в абсолютных или относительных показателях), должны быть отражены в ежегодных законах о бюджете. Только после этого можно всерьез говорить о реализации региональной политики. Положения закона должны быть четко отражены в постановлениях и распоряжениях правительства, положениях и структуре «вовлеченных» министерств.

Основным источником финансирования региональной политики выравнивания являются федеральные доходы (бюджет). Все средства должны идти на капиталовложения, дабы коренным образом изменить ситуацию в ареале, придать импульс его развитию за счет расширения экономической базы. Причем средства, поступающие на эти цели не должны вести к сокращению платежей, предоставляемых данной территории из любых других источников.

Текущие социальные, экономические проблемы должны решаться за счет иных источников финансирования.

Политика вообще — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Политика — это интересы в действии.

Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.

Региональная политика в России , так же как и за рубежом, проводится в жизнь комплексом законодательных, административных, социально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осуществляемую региональными властями на подведомственной им территории. При этом все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны государства должен сохраняться.

Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Региональная политика России имеет несколько основных направлений, среди которых региональная экономическая политика занимает одно из первых мест. В Основных направлениях региональной политики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, многообразие форм собственности изменили критерии рациональности размещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов требует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала , институциональной и рыночной инфраструктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализации систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

Совершенствование экономического районирования страны.

Главным условием реализации этих задач является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершенствования производства, бюджетных отношений, экономических и других проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.

Важнейшими исходными пунктами должны стать:

· прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения;

· изучение региональных рынков;

· оценка финансовых и других возможностей регионов;

· выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Последние годы ознаменовались усилением внимания исполнительной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой экономической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе — идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.

Программа открывает перед страной три базовых пути развития:

1. Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджетные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.

2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он предполагает, что правительство будет активно инвестировать реальный сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В условиях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом случае, результатам.

3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынешнего компромиссного курса.

Ближайшее время покажет , какой из этих путей развития общество и Президент изберут и как они проявятся на региональном и местном уровнях.

До настоящего времени региональная политика России в целом, и экономическая в частности была непоследовательной и противоречивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверенитета столько, сколько сможете», сегодня — под лозунгом укрепления вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою региональную политику, делая ставку на собственные возможности (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая политика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Томская область в региональной политике ориентируется на развитие нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внимание при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса (АПК).

Региональная политика - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов между собой.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики , среди которых основными являются:

1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

4. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

5. Экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.

6. Научно-техническая (инновационная) политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения.

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

В соответствии с «Основными положениями региональной политики РФ », утвержденными Указом Президента от 3 июня 1996 г. главной целью экономической и всех других направлений региональной политики являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

Большое внимание региональной политики должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации . Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо. Т.о., стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости. В общем, потенциал структурной перестройки экономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.

Понятие "особая экономическая зона", цель создания ОЭЗ, особенности и проблемы их формирования в России. Основные положения Федерального закона «Об особых экономических зонах» (от 22.07.2005).

Понятие особой экономической зоны

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Цели создания особых экономических зон

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Типы особых экономических зон

1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны.

2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

3. Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

4. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

5. На территории особой экономической зоны не допускается:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

6. При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

Условия создания особых экономических зон

1. Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

2. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.

3. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

4. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

5. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Типология регионов России по уровню социально-экономического развития. Характеристика регионов-доноров, депрессивных, кризисных районов. Критерии инвестиционной привлекательности экономических районов и субъектов Российской Федерации.

Группировка регионов по социально-экономическому признаку

Доноры (не получающие финансовой помощи федерального правительства)

Реципиенты (формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему страны)

Производящие наибольший объем промышленной продукции в стране

С максимальным объемом инвестиций

Крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения)

С высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности трудоспособного населения)

С максимальным уровнем регистрируемой безработицы

С низкой покупательной способностью зарплаты

Регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Основные угледобывающие регионы

Регионы-доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом, который позволяет создавать налоговую базу, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.

Депрессивные регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-техни­ческого потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в
дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более
ухудшилось;

Новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период
поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы
попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода
из него.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регио­ны широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономи­ческого кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

Критерии инвестиционной привлекательности экономических районов и субъектов Российской Федерации :

1) Географическое положение

Местоположение района на карте, его климатические условия, соседство с другими регионами и странами – один из основных критериев инвестиционной привлекательности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов. Анализ проблем федеральных округов при реализации новой региональной политики, законодательной базы осуществления региональной политики, региональной политики в Сибирском федеральном округе.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2013

    Основные принципы эффективной региональной политики. Внутренняя политика регионов. Основные задачи региональной научно-технической политики. Направленность национальной политики в России. География сотрудничества Республики Татарстан, внешняя торговля.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Проблемы региональной экономической политики. Чрезмерность бюджетных расходов на центральную власть, отсутствие финансового обеспечения местного и регионального развития. Причины несовершенства местного самоуправления и пути оптимизации его работы.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2009

    Сущность и принципы региональной политики, особенности и нормативно-правовые основы ее реализации в России. Краткая характеристика и социально-экономическое положение г. Санкт-Петербург, анализ и оценка, совершенствование региональной политики в нем.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2017

    Основные понятия, проблемы и направления государственной региональной политики Российской Федерации, приоритеты и принципы, на которых она основывается. Особенности региональной политики Новосибирской области, дальнейшие перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2010

    Органы государственного управления: цели, задачи. Анализ реализации региональной политики в Павлодарской области: качественный состав госслужащих, бюджетное планирование, административная реформа. Перспективы социально-экономического развития области.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2011