Общее понятие статистики, ее отрасли. Основные категории и понятия статистики

Лекция 1. Элементы описательной статистики и теории вероятностей

Основные понятия в статистике. Классификация статистических методов. Сводка и группировка статистических данных.

В повседневной жизни, профессиональной деятельности, а также в научных исследованиях мы постоянно сталкиваемся с событиями и явлениями с неопределенным исходом. Например, торговец не знает, сколько посетителей придет к нему в магазин, бизнесмен - какой будет завтра или через месяц курс доллара, страховщик - когда и какое ему придется выплачивать страховое вознаграждение и т.д. При этом нам постоянно приходится принимать в подобных неопределенных, связанных со многими случайностями ситуациях свои решения, иногда очень важные. В быту или в несложном бизнесе мы можем принимать такие решения на основе здравого смысла, интуиции, предыдущего опыта. Однако в более серьезном бизнесе, в условиях жесткой конкуренции, решения должны приниматься на основе тщательного анализа имеющейся информации, быть обоснованными и доказуемыми.

Для решения задач, связанных с анализом данных при наличии случайных и непредсказуемых воздействий, за последние двести лет был выработан мощный и гибкий арсенал методов, называемых в совокупности математической статистикой (а также прикладной статистикой или анализом данных). Эти методы позволяют выявлять закономерности на фоне случайностей, делать обоснованные выводы и прогнозы, давать оценки вероятностей их выполнения или невыполнения.

Да́нные (от англ. data ) - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика изучает:

Массовые общественные явления при помощи статистических показателей (численность населения, количественно произведенной в стране конкретной промышленной, сельскохозяйственной, строительной и другой продукции за определенный период) и их динамику (изменение уровня жизни населения и т. д.);

Количественную сторону общественных явлений и дает количественное, числовое освещение общественных явлений;

Количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием; наблюдает в обществе процесс перехода количественных изменений в качественные (так, количественные изменения структуры экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике страны);

Количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения и занятости его по секторам экономики, объема производства, распределения доходов, потребления и т. д.); характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах;


Количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии; использует математические методы при исчислении ряда статистических показателей (ошибок выборки, тесноты связи и т. д.), в свою очередь гуманитарные и естественные науки широко применяют в своих исследованиях методы статистики для сбора, обработки и анализа данных.

Объектом изучения статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений.

В статистике пять основных понятий.

1. Статистическая совокупность - совокупность социально экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некой качественной основой, общей связью, но отличающихся отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной . Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Единица совокупности - первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак - качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

Признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными.К дискретным относятся количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения, без промежуточных значений между ними. Дискретные признаки, как правило, целочисленные. Это число членов семьи, количество этажей здания, комнат в квартире. Непрерывные , точнее, непрерывно варьирующие признаки способны принимать любые значения, конечно, в определенных границах. К непрерывным относятся расчетные вторичные признаки. Ведь их значения - результат деления, а оно может приводить к любым числам - целым, дробным, иррациональным;

Признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии - характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» - неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной; для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т. д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация - изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря - от одной единицы совокупности к другой. Обычно под вариацией мы понимаем обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Если же изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причем носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

4. Статистический показатель - понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений.

Статистические показатели могут быть объемными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчетными (средние величины). Они могут быть плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок).

Статистические показатели следует отличать от статистических данных.

Статистические данные - конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени.

Задачами статистики в этом направлении являются:

а) правильное определение содержания статистического показателя (валового национального продукта, национального дохода, производительности труда и т. п.);

б) разработка методологии подсчета и расчета статистического показателя.

5. Система статистических показателей - совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона - макроуровень; предприятий, фирм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. - микроуровень.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Термин "статистика" происходит от латинского "status", что означает положение, состояние явлений. От корня этого слова возникли слова "stato" (государство), "statista" (статистик, знаток государства), "statistiks" (статистика - определенная сумма знаний, сведений о государстве). Этот термин существует века, хотя содержание его неоднократно менялся.

В научной литературе слово "статистика" употребляют с XVIII века по содержанию как государствоведение. Однако статистика начала свое развитие значительно раньше - в середине XVII века.

В настоящее время термин "статистика" употребляют в нескольких значениях:

1) это - данные, характеризующие массовые общественные явления;

2) процесс сбора, хранения и обработки данных о массовых общественные явления, то есть область практической деятельности, направленной на получение, обработку, анализ и издание массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

3) это - наука, которая изучает величину, размеры и количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественной стороной этих явлений, с их социально-экономическим содержанием.

Научная система статистики состоит из статистической теории, статистической методологии и сводных результатов статистических исследований.

Статистическая теория представляет собой общее учение о размерах общественных явлений и статистических показателей, которые характеризуют. Она включает также изучение связей между статистическими показателями, развития, изменений содержания и формы статистических показателей.

Статистическая методология - это совокупность статистических методов исследования. Она разрабатывает вопросы сбора сведений о размерах общественных явлений, изучение связей между величинами и динамики, принципов и приемов анализа статистических данных.

Статистическая наука представляет собой неразрывное единство статистической теории и статистической методологии.

Сводные результаты статистических исследований - это совокупность конкретных научно обоснованных статистических данных (например, показатели количества животных по их видам на определенную дату, показатели объема продукции животноводства за определенный год и т. Д.).

Самым распространенным в статистической литературе является определение статистики как науки, сформулированное в 1945 году. На научной совещании по вопросам статистики: "Статистика - самостоятельная общественная наука. Она изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика изучает количественную сторону общественного производства в единстве производительных сил и производственных отношений, а также явлений культурной и политической жизни общества. Она изучает влияние природных и технических факторов на количественные изменения общественной жизни и влияние развития общественного производства на природные условия жизни общества ".

В научной литературе можно встретить и другое мнение по определению статистики как науки. Отдельные авторы считают, что статистика не имеет своего предмета исследования, а есть лишь своеобразным методом познания. Мы не согласны с таким мнением, ведь наук, которые не имеют своего предмета исследования, не может быть. То есть это, по сути, отрицает существование статистики как самостоятельной науки.

Согласно научной дисциплины (статистической науки) статистикой называют учебную дисциплину в высших и средних специальных учебных заведениях.

Термином "статистика" также называют совокупность цифровых сведений, характеризующих те или иные явления общественной жизни или их совокупность (например, статистика посевных площадей, статистика урожайности и т.д.).

Статистике в математической статистике называют некоторый параметр /, который зависит от Л 1, ^^ с ^^ х ". Значение параметра является одним из ряда возможных. Следовательно, каждая статистика в этом смысле имеет свое распределение вероятностей.

Пример. Предположим, х 1 - урожайность овса в / "- м хозяйстве района. Среднюю урожайность по всем хозяйствам района в таком случае назвать статистикой. Если урожайность хозяйств сравнить между собой, то максимальная или минимальная урожайность тоже будут статистиками. Особенностью содержания термина "статистика" в этом смысле является то, что здесь подчеркивается наличие четкого математического правила (алгоритма) получения величины параметра из совокупности наблюдений.

Статистика как самостоятельная наука прошла сложный путь своего становления. В процессе развития в ее составе выделились: математическая статистика, общая теория статистики, социально-экономическая статистика (в более узком смысле - социальная и экономическая статистика), отраслевые статистики.

Существует градация статистик и по сферам человеческой деятельности, сферами обращения, дифференциацией экономических наук.

Если рассматривать перечисленные выше виды как систему научных статистических дисциплин, следует назвать и некоторые новые разделы статистики, созданные под влиянием интеграционных связей с другими науками, это статистический моделирования, статистическое прогнозирование и др.

Рассмотрим кратко содержание каждого из видов статистики по традиционной схеме их разделения.

Математическая статистика - это область математических знаний. Она разрабатывает рациональные приемы (способы) систематизации, обработки и анализа данных статистических наблюдений массовых явлений с целью установления характерных для них статистических закономерностей, использование для научных и практических выводов.

В математической статистике большинство методов обработки статистических данных основывается на вероятностной природе этих данных. Область применения таких статистических методов ограничивается требованиями, чтобы явления, которые исследуются, были подчинены достаточно определенным вероятностным закономерностям. Математическая статистика абстрагируется от материального содержания массовых явлений, которые она характеризует, вооружает исследователя математическим аппаратом.

Важнейшие разделы математической статистики таковы: статистические ряды распределения, оценка параметров распределения, законы распределения выборочных характеристик, проверка статистических гипотез, дисперсионный, корреляционно-регрессионный, ковариационный анализ. В последнее время находят распространено использование методы многомерного статистического анализа - факторный анализ, метод главных компонент, кластерный анализ и др. Названные методы математической статистики несколько сложнее от указанных выше и требуют для их освоения определенных математических знаний. Они также изучаются как отдельные разделы математической статистики.

Математическая статистика выполняет роль основы для применения собственно математических методов, которые представляют собой инструментарий статистической науки.

Общая теория статистики содержит принципы статистической науки применительно к различным сторон общественной жизни, то есть общие правила и методы статистического исследования. Она разрабатывает понятийный аппарат статистической науки, систему категорий, рассматривает в общем виде методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных. Курс общей теории статистики построен согласно стадий статистического исследования.

Предметом познания общей теории статистики наиболее общие свойства количественных отношений социально-экономических явлений,. В составе ее изучаются такие важнейшие разделы: статистическое наблюдение, статистическое группировки, средние величины. Выборочное наблюдение, ряды динамики, индексы статистические графики.

Общая теория статистики разрабатывает общие показатели и методы изучения структуры явлений и изменений их во времени, закономерностей и тенденций их развития и причинно-следственных связей между ними, а также принципы и методы статистического моделирования и статистического прогнозирования. Показатели и методы общей теории статистики используются всеми другими отраслями статистики.

Социальная статистика - отрасль статистики, изучающая количественную и качественную стороны массовых общественных явлений и процессов, происходящих в социальной жизни, и разрабатывает Интегрированная система показателей осуществления социальных процессов и явлений. Такие показатели всесторонне характеризуют состояние и развитие социальных условий жизни, раскрывают существующие тенденции и закономерности развития социальных процессов, дают полную картину устройства и образа жизни человека в конкретных исторических условиях развития общества. Используя статистические методы, социальная статистика изучает политическую, плановую и идеологическую стороны жизни, такие социальные его аспекты, как формирование личности, семьи, благосостояние населения. К важнейшим показателям социальной статистики относятся показатели состава и устройства общества, структура и состав населения страны, уровень его образования и культуры, состояние здоровья и медицинского обслуживания, занятость трудовых ресурсов, уровень реальных доходов, потребления материальных благ и услуг, жилищно-коммунальные и бытовые условия, условия труда и отдыха и т.

В более узком смысле социальной статистике называют уголовную, клиническую, моральную, санитарную, статистику окружающей среды и т. Д. Условия социальных перестроек в обществе требуют отражения в показателях социальной статистики демократизации общественной жизни, самоуправления, рыночных отношений и т. Д.

Экономическая статистика как отрасль единой статистической науки, упираясь на положения общей теории статистики, изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в сфере материального производства с целью выявления пропорций тенденций и закономерностей их развития. То есть она количественно характеризует действие экономических законов, исследует объем, структуру и динамику явлений, показывает взаимозависимости экономических процессов с учетом конкретных природных и исторических условий развития общества. Экономическая статистика исследует всю экономику страны, давая ей числовую характеристику.

Объект изучения экономической статистики - процессы расширенного воспроизводства, его осуществления в условиях перехода к рыночным отношениям и конечные результаты для народного хозяйства в целом, ее предметом, как области практической деятельности государства, является количественная сторона массовых экономических явлений, которые в совокупности характеризуют народное хозяйство.

Отраслевые статистики изучают показатели процесса производства в отраслях материального производства (сельском хозяйстве, промышленности), в отраслях, где продолжается процесс производства в сфере обращения (торговля, связь, транспорт и т.д.); показатели работы отраслей непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, науки, физической культуры и спорта и т.д.). Отраслевых статистик относятся некоторые разделы статистики, связанные с функциональным аспектом дифференциации экономических наук: статистика труда, статистика финансов. Эти статистики развивают и дополняют методы и систему показателей, разработанных общей теорией статистики и экономической статистикой применительно к особенностям конкретных отраслей.

Как следствие интеграции статистики с информатикой и кибернетикой возникает раздел статистики - теория автоматизированной статистической информационной системы. В результате интеграции статистики по математической статистике и теории вероятностей наметился раздел статистики - статистическое моделирование и прогнозирование.

Статистика:

1.цифровой материал, характеризующий отдельные явления.

2.научное направление, занимающиеся сбором, обработкой, анализом и публикацией данных о массовых явлениях Статистика - (происходит от латинского «статус» - состояние).

Стати́стика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

1.статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений, объединенных некоторой качественной стороной, общей связью, но отличающиеся друг от друга отдельными признаками.

Совокупность называется однородной , если один или несколько существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность может быть однородной по одним признакам и разнородной по другим. В каждом отдельном случае однородность устанавливается путем качественного анализа и выяснением изучаемого явления;

2.единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации и основой ведущегося при обследовании счета;

3.признак – качественная особенность единицы совокупности.

Признаки делятся на 2 основные группы: 1)имеющие непосредственное количественное выражение (количественные признаки), 2)не имеющие количественного выражения, определяемые их содержанием, называются атрибутивными (качественные признаки), например уровень образования;

4.вариация – изменение (колеблемость) величины значения признака, при переходе от одного объекта к другому или от одной группы к другой;

Они могут быть показателями объема совокупности, суммарными, средними, плановыми, отчетными, прогностическими.

Задачами статистики в этом направлении являются: 1)правильное определение содержания статистического показателя; 2)разработками методологий подсчета и расчета статистического показателя;

6.система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающие взаимосвязи объективно существующих между явлениями. Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на разных уровнях: макро-уровень (страна, регион), микро-уровень (предприятия, населенные пункты);

7) закономерности, в которых необходимость неразрывно связана в каждом отдельном явлении со случайностью и лишь во множестве явлений представляют собой закон, называются статистическими совокупностями.

Каждое единичное явление рассматривается статистикой как особый частный случай изучаемой закономерности.

2.Предмет и методы статистики.

Предметом статистики является качественная сторона массовых, общественных явлений в неразрывной связи с их содержанием, а также количественное выражение закономерности общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает с помощью определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Специфика предмета статистики обуславливает специфику статистического метода. Он включает в себя: >сбор данных, >их обработку, >обобщение, >представление, >интерпретацию.

Статистические данные могут быть получены из разных источников. Поучение исходных данных является одной из наиболее трудных и важных задач статистики. Главное – использовать те данные, которым можно доверять.

Обработка и обобщение данных наблюдения включают группировку и сводку. Группировка – это разбиение общей совокупности однородных единиц. Сводка – обобщение значений признаков, сводные статистическими показателями для характеристики каждой частной совокупности, группы и совокупности в целом.

Для удобного использования результатов анализа интерпретации исходные данные должны быть представлены в подходящей форме: компактно и наглядно. Для этого в статистике используются графики и таблицы.

Выделение типов в результате классификации и группировки данных, обеспечивает их однородность, тем самым создается основа для расчета сводных показателей, анализа вариации и связей.