Методы статистической оценки теневой экономики. Теневая экономика: понятие, сущность, структура

Определения, классификация теневой экономики

Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.

Это сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления.

Существуют разнообразные виды деятельности, которые противостоят полезному развитию экономики, наносят вред обществу и создают теневую экономику — экономику деформирующую и общественно опасную. Выявление подобных негативных образований, их блокирование и преодоление — непременное условие полноценного развития общества.

Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, увидеть внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность вскрыть условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления, присущего любой общественной формации.

Тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.

Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака:

  • противоправная деятельность в целях получения исключительно в собственных интересах неконтролируемого дохода;
  • получение дохода, который полностью или частично выведен из- под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод.

Термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. В отечественной научной литературе использование термина связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности после введения УК СССР 1961 г.

К середине 1980-х гг. в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Это было обусловлено причинами, связанными с разрастанием неформальной экономики, криминализацией и повышением роли теневой экономики в народном хозяйстве. Масштабы нелегальных услуг становились значительными, их недоучет резко снижал достоверность их фактических и прогнозных оценок потребности населения в услугах. Исследованиям этих проблем посвящены работы А. Гурова, Т. Корягиной, А. Крылова, О. Осипенко, М. Шабановой, В. Рутгайзера, В. Силласте и др. Однако в трактовке теневой экономики преобладали криминальные тенденции, статистическая методология оценки теневой экономики практически не рассматривалась.

В период становления и развития теневая экономика соединяла в себе три укрупненных элемента: неофициальная, куда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производства товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения и т.д.; фиктивная — приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с передачей денег; подпольная — запрещенные законом виды экономической деятельности. Оценивался этот феномен как негативное явление, а как положительные могли рассматриваться аспекты, связанные с формированием новых рыночных отношений.

Со второй половины 1990-х гг. поток отечественной литературы о проблемах теневой экономики стремительно растет — ею занимаются социологи, экономисты, криминологи, статистики, историки, политологи и др.

Однако исследователями проблематики теневых экономических процессов до настоящего времени не выработано единого, общепринятого, универсального понятия теневой экономики. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

В российской и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению явления, которое сегодня обозначается термином «теневая экономика».

Зарубежная теория и практика в понятие теневой экономики вкладывают два аспекта:

  • занижение или укрывательство от учета доходов от разрешенной в государстве деятельности;
  • запрещенную в государстве экономическую и другие виды преступной деятельности, которые лишь перераспределяют уже созданные доходы.

Таким образом, теневая экономика — это хозяйственная деятельность, носяшая как противоправный, так и не запрещенный законом характер: О производство товаров и оказание услуг населению за плату, которая не фиксируется в официальной статотчетности; О система экономических связей и отношений между субъектами хозяйствования и управления в сфере производства, распределения и присвоения материальных благ в личных целях.

Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства. Считается, что границы понятия «экономическое преступление» в силу его условности вообще очень трудно определить в строго уголовно-правовом смысле. Следует разграничить две группы экономических преступлении.

Первая группа — это деятельность предпринимателей, вынужденных укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Таким образом, причиной распространения теневой экономики в широких масштабах является несостоятельность государственной власти, ее интеллектуальная непригодность, когда правила ведения законной предпринимательской деятельности вынуждают предпринимателей искать обходные пути, чтобы сохранить свой бизнес и не пополнить ряды безработных. Следовательно, государство должно привлечь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы разработать такие нормативные правовые акты (или законы), которые позволяли бы привлечь большинство предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя мотивацию труда, моральную и материальную заинтересованность. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес предприятий, которые ведут законную деятельность, значительно больше, чем в странах с переходной экономикой.

Вторая группа — это экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом. Торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных средств и т.н. — все это экономические преступления, являющиеся одновременно и уголовными. Для них требуются совершенно иные меры пресечения, чем для первой группы. Незаконно нажитый капитал, отвлекая существенные финансовые ресурсы общества, провоцирует обострение финансового кризиса, подрывает экономическую среду функционирования законного капитала и, легализуясь, определяет приоритеты инвестиционной политики государства.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:

Теневая экономика — это часть экономики, образуемая преступной (незаконной) экономической деятельностью двух типов — предпринимательской и уголовной, масштаб распространения которой зависит от уровня экономического развития страны.

Классификация видов теневой экономики

Типологизация разновидностей теневой экономики (рис. 1.1, табл.1.1) по трем критериям — их связь с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности — выделяет следующие секторы теневой экономики:

  • «вторая» («беловоротничковая»);
  • «серая» («неформальная»);
  • «черная» («подпольная») теневая экономика.

Таблица 1.1. Критерии типологизации теневой экономики

Критерий

«Беловоротничковая» теневая экономика

«Серая» теневая экономика

«Черная» теневая экономика

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна

Рис. 1.1. Структура теневой экономики

«Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой».

Под «беловоротничковой» преступностью, например в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях и т.д.

В целом «беловоротничковая» преступность означает, что:

  • субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются «порядочные» представители общества и деловых кругов — должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;
  • преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;
  • это преступления, совершаемые без применения насилия, нос использованием экономических методов, правовых «дыр» в законодательстве, служебного положения;
  • это высокая степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;
  • преступления совершаются с использованием самых совершенных технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершаются преступления.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например наркобизнес и рэкет.

В экономической литературе условно выделяют три группы субъектов теневой экономики:

  • первая группа — сугубо криминальные элементы, находящиеся на ее вершине, и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки, коррумпированные представители органов власти и управления;
  • вторая группа — теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»);
  • третья группа — наемные работники физического и умственного труда, мелкие и средние государственные служащие, более половины доходов которых составляют взятки.

В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризую щая эту составляющую. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.

Западные ученые часто рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько «расширяют» данное определение К.Пасс, Б. Лоуз и Л.Дэвис, которые «теневой экономикой» обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».

Синонимами «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, - «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п. Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются».

Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми».Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

Аналогичное определение предлагают Б. А. Райзберг, Л.И.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. «Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы». Все названные российские авторы теневую экономику « подразделяют» на криминальную, «скрытые» и «неформальные» экономические явления. В то же время А. Нестеров и А.Вакурин полагают, что «криминальная экономика» - это более широкое понятие, чем «теневая экономика» и включает последнюю как составную часть.

Налицо теоретическая путаница, которую предопределяют следующие основные моменты.

Во - первых, имеет место некорректная интерпретация двух понятий «shadow economy» и «black economy» , заимствованных из англоязычных источников. Часто термин «black economy», означающий «черная экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика»

Во – вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана с помощью норм существующего права. По мнению Д.Макарова, часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы». Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» – экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь то уголовные или административные. Она имплицитно содержит незаконную часть.

В- третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делится на «белую» и «черную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета»

На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы. Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения.

Следует отметить, что в силу этих и других причин до сих пор не существует подлинно научного определения «теневой экономики». Встает задача переоценки или перегруппировки существующего законодательства и выделения в экономике наиболее негативных и связанных между собой явлений, которые могли бы иметь самостоятельное название «теневая экономика», с одной стороны, и соответствовать этимологическому значению понятия «теневая экономика» с другой. Необходимость этого возникает еще и потому, что при действующем законодательстве, да и на практике в принципе трудно представить себе полностью легальную, т.е. соблюдающую все имеющиеся нормативные экономическую деятельность. Поэтому для дальнейшего рассмотрения генезиса сложившихся в российском обществе «теневых» экономических отношений и характеристики их видов вполне подходящим представляется следующие рабочее определение. «Теневая экономика - параллельная подпольно функционирующая экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идет о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности.

Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства)

Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая версия, принятая в 1993г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН), излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.

Первая из названых-теневая-характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Согласно методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002г. с учетом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на наблюдаемую и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведенными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно скрывается от государства».

Деятельность нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

    законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

    неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

    неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально;

б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;

в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в границы производства.

С учетом вышесказанного термином « теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер.

      Структура теневой экономики и её институционализация.

Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.

Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. П.Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками (или даже козлами) считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и денежного дефицита.

В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций(налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих –узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок- зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.

Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка- это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен «несунов»).Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.

Черный рынок-это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.

Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так4 и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от5% до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчетам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому я считают, будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латов Ю.В., с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.

Таблица №1 : Структура экономики с учетом теневых секторов.

Теневая экономика причины возникновения, принципы функционирования

1.2 Факторы, обуславливающие развитие теневой экономики

теневой экономика бизнес денежный

Теневая экономика является исключительно опасной «болезнью» российского общества, поскольку масштабы ее развития все более охватывают все сферы его экономической и социальной жизни.

Негативным последствиям, порождаемым теневой экономикой, способствуют множество факторов.

Для выяснения факторов, обусловливающих развитие теневой экономики, обратимся прежде всего к опыту западных стран.

В 60-е годы теневая экономика имела наибольший вес в США (6,4% ВВП), Нидерландах (5,6%), Франции (5%), Италии (4,4%) и ФРГ (4,6%), а наименьший - в Японии, Ирландии и Швейцарии (1-2%). С начала 80-х годов ситуация изменилась. В числе лидирующих стран находятся Швеция (13,2%), Бельгия (12,1%), Дания (11,8%), Италия (11,4%), Канада и Англия (8 - 9%).

По мнению специалистов Института немецкой экономики, масштабы теневой экономики в ФРГ не превышают 5,5% ВВП. Однако ученые Кильского Института мирового хозяйства трактуют эту цифру как нижнюю границу «затенения», оценивая верхнюю в 10%.

Как правило, западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого на душу населения дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора. С учетом этих факторов ведущие западные страны разбиты на три группы.

В первой группе (10 стран) масштабы теневой деятельности являются наибольшими, а в третьей (две страны) - минимальным (она практически отсутствует). При этом наименьшее влияние на теневую экономику оказывает размер доходов. Это закономерно, поскольку в экономически развитых странах высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от теневой деятельности.

Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода, шесть (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Италия, Финляндия и Ирландия) характеризуются наибольшим удельным весом теневой экономики. В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа). Здесь работники располагают большим объемом свободного времени, а значит, имеют больше возможностей для побочных занятий. Лишь три страны (Канада, Австрия и Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в данную группу.

В начале 80-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был относительно невысоким (в 13 странах - менее 4%) и не оказывал существенного влияния на распространение теневой деятельности. При этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна Канада не попала в десятку лидеров теневой экономики. И только в трех странах из этой десятки безработица оставалась ниже 3%.

Существенным фактором теневой экономики являются масштабы государственного сектора и государственного регулирования важнейших параметров хозяйственной деятельности. Государство способно активно выталкивать предпринимателей в «тень», в связи с чем из стран первой группы только в Нидерландах, Италии и ФРГ удельный вес госпредприятий (по занятости) не превышает 15%.

Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг. Показательно, что среди лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция и Австрия) не попали в это число. Поэтому уровень налогов и социальных отчислений в размере, превышающем 33% ВВП, можно считать критическим в плане провоцирования роста теневой экономики.

Следовательно, распространенность теневой экономической деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. По нашему мнению, этот вывод в равной степени является справедливым для всех стран, в том числе для России. В данной связи представляются интересными умозаключения перуанского ученого Эрнандо де Сото, особенно если учесть, что по масштабам и темпам развития теневого сектора Россия становится сопоставимой со странами Латинской Америки. Суть их сводится к следующему:

1. «Внелегальная» экономика есть стихийная реакция населения на неспособность государства удовлетворять его основные потребности.

2. «Черный» рынок есть реакция трудящихся масс на общественную систему, которая ставит их в положение жертв своего рода правового и экономического апартеида. Система изобретает законы, делающие неосуществимым естественное стремление народа иметь работу и крышу над головой. В результате массы отвергают закон, выходят на улицы, чтобы продать то, что могут, заводят собственные магазины и строят дома на склонах холмов или на свободных клочках земли. Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до той поры не имело и понятия.

3. Вовлеченные в теневую деятельность слои общества живут более благополучно, когда нарушают закон, чем когда уважают его. Незаконная деятельность процветает, если правовые ограничения превышают социально приемлемый уровень, если закон не признает ожиданий и выбора тех, кто не имеет доступа к нему, и при этом государство не обладает достаточной силой принуждения.

4. Личности сами по себе - не «тени», теневыми являются их действия и деятельность. Те, кто действует нелегальным образом, не составляют детерминированный или статичный сектор общества. Крайне редко теневая деятельность нарушает все законы, в большинстве случаев нарушаются лишь отдельные их положения.

5. Обратившись к причинам явления, можно определить теневую экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей. Это понятие характеризует прежде всего институциональные рамки, которые определяют границы в нелегальной экономической деятельности.

Речь идет, по сути, о том, что в условиях, когда в теневой сфере начинает преобладать заведомо преступная деятельность (производство и торговля оружием и наркотиками, бандитизм и т.п.), экономическое содержание этой сферы кардинально меняется. Данный вывод вполне применим к российскому теневому сектору, масштабы распространения которого были обусловлены адекватным развитием дестимулирующего экономического механизма.

По нашему мнению, такой механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования в России, включающей: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) стихийное «открытие» экономики внешнему миру; г) деструктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг отечественных товаропроизводителей.

В основу дестимулирующего механизма изначально была заложена масштабная приватизационная модель, которая обернулась закрытием предприятий и массовыми банкротствами. Сегодня в федеральной собственности находится лишь треть предприятий страны (15 тыс. унитарных предприятий, около 30 тыс. учреждений, свыше 5 тыс. акционерных обществ). Однако эффективность управления госсобственностью остается исключительно низкой.

По данным МВД России, с начала приватизации в этой сфере было выявлено более 50 тыс. экономических преступлений. С развитием теневого сектора экономики госсобственность продавалась за бесценок. Так, Подольский завод цветных металлов был продан за 1 млн. 604 тыс. долл. США, Калужский турбинный завод - за 1 млн. 554 тыс., Череповецкий сталепрокатный - за 1 млн. 453 тыс. долл. США. Гигант отечественной индустрии «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) был продан за 3,72 млн. долл., Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долл., Ковровский механический завод, обеспечивающий оружием всю армию, МВД России и спецслужбы (10,5 тыс. рабочих), продан за 2,7 млн. долл., Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) продан за 2,2 млн. долл. Для сравнения: средняя пекарня в Европе стоит около 2 млн. долл., средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долл., цех по разделке леса и выпуску «вагонки» - 4,5 млн. долл. США. После первого этапа приватизации собственниками, реально управляющими имуществом, оказались теневые структуры, часть номенклатуры и директорского корпуса. Если бы приватизации не предшествовала «шоковая терапия», после которой большинство населения лишилось накоплений, спектр национальной базы легальных российских собственников оказался бы существенно шире.

Необходимо наметить комплекс мер по управлению госимуществом и государственными пакетами акций в акционерных обществах и частных фирмах, возложив ответственность за эффективную деятельность государства на соответствующие министерства, ведомства, комитеты и службы, в связи с чем уточнить их функции и расширить права. Для государственных предприятий следует создать специальный механизм управления, включающий четкое планирование, действенный контроль и эффективный менеджмент.

На наш взгляд, следует произвести инвентаризацию основных фондов на территории России независимо от форм собственности, привлечь для этой цели органы государственной статистики, заинтересованных министерств и ведомств, федеральных и региональных служб. При этом особое внимание уделить инвентаризации объектов, приобретенных иностранными фирмами и частными лицами с участием иностранного капитала. Представляется, что эти меры позволят противостоять развитию теневого сектора в сфере приватизации государственного имущества.

Важнейшим фактором развития теневой экономики явилась также ценовая либерализация, когда примерно 80% всех цен на российском хозяйственном пространстве единовременно стали «свободными». К примеру, в ФРГ к началу 70-х годов не менее 30% основных цен регулировались государством. Последующий многократный ценовой «скачок» обусловил широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства (в 1992 г. он достиг 20%), дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, резкое снижение жизненного уровня населения. Для сравнения: в 1985 г. годовой доход на душу населения России составлял 5300 долл. США. По этому показателю страна занимала 13-е место в мире. Однако уже в 1995 г. этот показатель составил 2200 долл., и, соответственно, Россия опустилась на 97-е место в мире. Другие показатели аналогичны. В таких условиях «одномоментное» открытие российской экономики для внешних стран, неоправданная либерализация системы внешнеэкономических связей нанесли серьезный ущерб отечественному производству и стимулировали рост теневого сектора. К примеру, до начала рыночных «реформ» производство и реализация алкогольной продукции давали почти треть всех поступлений в госбюджет. Однако в 1992 г. государство добровольно рассталось с монополией на алкоголь и табак. В спиртовой и ликерно-водочной промышленности оно еще сохранило за собой от 20 до 50% акций. А производство пива и сигарет полностью перешло в частный сектор.

Сегодня 80% табачной промышленности и 60% пивоваренных заводов уже принадлежат иностранным компаниям. В стране нелегально производится около 50% водки. Доходы теневых структур от реализации «левого» спиртного составляют около 20 млрд. руб. в год. Приблизительно такая же сумма была заложена в бюджете 2001 г. на поддержку всего сельского хозяйства и рыболовства в России.

Еще одним фактором, стимулирующим развитие теневой экономики, является действующая система налогообложения. Отметим только, что по мере постепенного уменьшения легального сектора хозяйствования, являющегося главным «донором» бюджета, стремление к ужесточению налогового прессинга возрастает. Тем самым воспроизводится порочный механизм: «рост теневого сектора - сокращение сферы легальной экономической деятельности - необходимость увеличения налогов на легальное производство - рост теневого сектора». Устранить его возможно в том числе путем снижения налогов. По некоторым данным, уже сегодня 52% зарегистрированных в России юридических лиц не представляют налоговую отчетность или представляют нулевые бухгалтерские балансы.

К числу факторов, определяющих масштабы и динамику теневой экономики, относятся дестабилизация материального положения основной массы населения и резкое ухудшение условий его жизнедеятельности. При этом падение уровня жизни является не только фактором, но и следствием развития теневого сектора.

Все более серьезным фактором развития теневой экономики становится безработица

По оценкам Минтруда России, в начале 2008 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. безработных граждан, что составляет 4,5% экономически активного населения. Однако в России лишь 1 млн. 750 тыс. официально зарегистрированных безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу. Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7 - 8 млн. чел., тогда как по официальным данным - 4-5 млн.

Длительность безработицы в среднем по России составляет 7,5 месяца. Характерной особенностью безработицы в России является то, что она значительно ниже, чем следовало ожидать исходя из темпов общего спада производства в стране. Такое несоответствие во многом связано с наличием скрытого от официальной статистики теневого сектора. Согласно имеющимся данным, до 80% скрытых безработных имеют теневые источники доходов. Оборотная сторона скрытой безработицы - скрытая занятость.

Принятые федеральные законы не позволяют эффективно бороться с безработицей и ее последствиями. В этой ситуации в рамках государственной программы занятости населения целесообразно усилить акцент на укрепление служб занятости, переподготовку незанятых граждан, финансирование создания новых рабочих мест (особенно учитывая предстоящее реформирование армии и других силовых структур).

Однако Правительство Российской Федерации за последние 10 лет решило отказаться от подготовки федеральной целевой программы по содействию занятости, стремясь переложить решение этих проблем на регионы.

К другим факторам, стимулирующим теневую экономику, относятся:

Коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

Неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

Несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Обобщенный анализ факторов, стимулирующих развитие теневой экономики в России, позволяет сделать вывод, что отечественной экономической системе все более становятся присущи черты и особенности так называемой латиноамериканской модели экономического развития. Последняя связана с масштабным развитием теневого сектора и его проникновением практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства.

Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения

Институциональные ловушки

Мы живём в эпоху перемен и реформ, которые помимо положительной стороны, несут с собой и развитие теневой экономики, т.к. проводимые реформы ещё недостаточно отточены и имеют недочёты. теневая экономика (точнее...

Национальная экономика

Экономический рост является сложным в своей оценке показателем, который широко используется для сравнения уровня экономического развития национальных экономик между собой, а также отдельных отраслей национальных экономик...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности (на примере Республики Беларусь)

В 2007-2008-ых годах экономика Беларуси развивалась достаточно динамично. Государственная статистика показывает, что в 2007 году рост ВВП составил 8,2 %, а в 2008- более 10 %. Инфляция в 2008 году была на уровне 13,3 %...

Теневая экономика

Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей. Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”...

Теневая экономика

Исходными в исследовании любого явления, как известно, является выяснение природы его возникновения. Что же касается природы теневой экономики, то следует отметить, что в научной литературе данный вопрос решён не однозначно...

Теневая экономика в России

Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...

Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

В настоящее время теневую экономику следует рассматривать как мощный социально-экономический фактор, оказывающий серьезное влияние на все аспекты жизни общества. Теневой и официальный секторы экономики теснейшим образом переплетены...

Теневая экономика как социально-экономический феномен

Понятие теневой экономики. До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов...

Теневая экономика России

1. Низкий уровень реальной раскрываемости экономических преступлений. 2. Проявляющаяся тенденция снижения уровня профессиона-лизма сотрудников, в компетенцию которых входит борьба с эконо-мическими преступлениями. Например...

Теневая экономика России

Первая крупная сфера теневой экономики -- это государствен-ное производство и управление бюджетными средствами, пол-ностью освобожденное от контроля со стороны общества полити-ческой силой государства...

Результатом производственной деятельности предприятия является запланированный объём выпуска продукции. Увеличение объема выпуска продукции, при прочих равных условиях, обуславливает увеличение прибыли...

Теневая экономика характеризуется своими негативными последствиями для экономики страны и всего общества. Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом. И при этом считается, что нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества: практикующим ее предприятиям – увеличение прибыли; работникам – получение возможности трудиться; потребителям – возможность получить товары и услуги по более низким ценам.
Теневая экономика приводит к снижению уровня собираемости налогов, занижению экономических показателей и т. д. Теневые экономические отношения негативно влияют на развитие предпринимательства. Так, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой отрицательно сказывается на создании эффективно работающих предприятий, поскольку необходимо выделять определенные ресурсы на то, чтобы вас не обнаружили. Часто это ведет к ограничению размера предприятия, сдерживает его рост, препятствует приему людей на работу и осуществлению технологической модернизации. Нередко такая ситуация на руку фирмам, которые лучше приспособились к полулегальным условиям, например тем фирмам, которые вкладывают больше средств в поддержание хороших отношений с чиновниками. Эти фирмы не обязательно выжили бы в условиях чистой конкуренции. В итоге потенциально более эффективным "чистым" фирмам оказывается сложно конкурировать. Иными словами, деформируется конкуренция, один из основных факторов экономического роста. Как уже было отмечено, теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, пользуясь при этом многими ресурсами, созданными за счет последних, например дорогами и прочими видами инфраструктуры, поэтому она увеличивает затраты официального сектора экономики. Система неформальных отношений, установленных в теневом секторе, стала главным камнем преткновения на пути реализации правительственных реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Интересы привилегированных групп и коррумпированные государственные служащие стали сильными препятствиями на пути реформ».
Проведенные исследования позволяют выделить основные негативные последствия, которые теневая экономика оказывает на общество:
– Отрицательное воздействие на состояние государственных финансов, прежде всего на формирование доходов бюджетов всех уровней.
– Ограничение финансирования расходов, связанных с осуществлением функций государства, таких как управление, оборона, развитие фундаментальной науки.
– Отрицательное воздействие на кредитно-денежную систему, что связано с обращением в сфере теневой экономики значительных денежных ресурсов, которые не поддаются официальному учету также значительная часть этих средств используется в наличных расчетах.
– Официально неучтенные денежные потоки затрудняют государственный контроль за их структурой, а также планирование денежной эмиссии.
– Влияние на эффективность осуществления макроэкономической политики, что объясняется тем, что теневая экономическая деятельность сокрыта от официальной статистики, данные которой являются основой для принятия экономических решений на макроуровне.
–Деформации развития отдельных секторов легальной экономики. Неполные статистические данные не позволяют своевременно принять обоснованные решения по стимулированию развития той или иной отрасли экономики.
– Негативное влияние на экономический рост и развитие отраслей легальной экономики, связанное с тем, что часть покупателей находят необходимые им товары и услуги в теневой сфере, тем самым снижается потребность в товарах и услугах, производимых в легальной экономике, а, следовательно, замедляется ее экономический рост, тормозится развитие.
– Отрицательное влияние на инвестиционные процессы в легальной экономике. Поскольку средств для инвестиций в легальную экономику оказывается недостаточно, так как под влиянием теневой экономики, доходы легальной экономики снижаются.
– Негативное влияние на развитие конкуренции - одного из важнейших условий рыночной экономики. Предприятия официального сектора экономики находятся в заведомо невыгодном, с экономической точки зрения, положении по сравнению с предприятиями, относящимися к теневой экономике, что связано с высокой налоговой нагрузкой.
– Препятствие повышению эффективности деятельности предприятий, которая во многом определяется производительностью труда, достигаемая, прежде всего, за счет внедрения передовых технологий, прогрессивных материалов, нового оборудования. При осуществлении деятельности: в теневом секторе – владельцам бизнеса невыгодны капитальные вложения т.к. их бизнес сразу становится заметным; в официальном секторе – отсутствие необходимых денежных средств, которые можно направить на финансирование капитальных вложений.
– Отрицательное воздействие на условия для воспроизводства рабочей силы в легальной экономике. Как известно, теневая экономическая деятельность предполагает неуплату установленных государством налогов. Это дает возможность предприятиям, работающим в теневой экономике направлять больше средств на выплату официально неучтенной заработной платы, и таким образом создавать лучшие финансовые возможности для привлечения квалифицированной рабочей силы, не заботясь о ее воспроизводстве.
– Серьезная угроза для экологии. Поскольку эта деятельность официально не учитывается, то не учитываются и вредные последствия для окружающей среды. Таким образом, никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, предприятия, работающие в теневой экономике, не предпринимают, хотя вред окружающей среде они наносят.
– Развитие теневой экономики в значительных масштабах отрицательно влияет на международные экономические отношения, что обусловлено нежеланием иностранных инвесторов, работать в неадекватных экономических и правовых условиях и с их опасениями криминальных структур, имеющих значительное влияние в теневой экономике.
– Деформация структуры потребления. Это объясняется тем, что деньги в теневой экономике направляются прежде всего в те сферы, где можно за счет бесконтрольности со стороны государства, пробелов в законодательстве, за короткий срок при минимальных затратах получать высокие доходы.
– Способствование росту криминальной экономики, преступности, в том числе организованной, и коррупции в обществе. Таким образом, теневая экономическая деятельность является одним из источников финансирования преступности, включая такое опасное ее проявление, как терроризм.
Существует и другая точка зрения, заключающая в том, что последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно скрытая и неформальная) объективно помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
И здесь мы готовы согласиться с мнением швейцарского экономиста Дитера Кассела, который выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
– «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в сектор теневой экономики, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);
– «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
– «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Проблема теневой экономики двоякая. Нельзя категорически заявлять, что теневой бизнес это плохо. Теневая экономика – это сокращение безработицы, возможность для субъектов предпринимательства улучшить материально-техническую базу, рост реального сектора экономики. Но нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков в т.ч. в конкуренции с официальном сектором экономики. Исследования доказывают, что соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит и от ее масштабов, на это обращает внимание в своих исследованиях Ю. В. Латов. Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения масштабов теневой экономики, что объясняется увеличением дестабиллирующей функции.
Конечно, в целом влияние теневой экономики на общество является негативным. Наибольший вред нелегальной теневой экономики заключается в следующем: происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, теневых предпринимателей, частично преступного мира), уменьшающее благосостояние общества в целом; резко снижается эффективность системы управления экономикой. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. При этом теневая экономика всегда имеет стремление к формам криминальной экономической деятельности, из которых наибольшую опасность представляют деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой, а затрагивают практически все стороны общественной жизни. Необходимо отметить негативное последствие действия теневой экономики: препятствие становлению и развитию цивилизованного предпринимательства.
Теневая деятельность физических лиц в неформальном секторе экономики имеет свои специфические моменты.
Стремление субъектов этого сектора к получению дополнительного дохода, направляемого на поддержание текущей жизнедеятельности и повышения уровня жизни, весьма неоднородно и его можно разделить на четыре уровня:
– первый уровень связан с элементарным физиологическим выживанием человека;
– второй уровень – это физиологическое и духовное выживание; – третий уровень связан со стремлением человека развиваться, совершенствоваться;
– четвертый уровень – это стремление человека заложить материальный фундамент развития для будущего.
Поэтому и количественная потребность (величина дополнительного дохода), к которой стремится человек, различается между собой значительно.
Факт широко распространенных неформальных отношений в любых сегментах экономики, как и малая результативность запретительных мер по отношению к ним говорят о функциональности данного феномена и его положительном восприятии населением. В сфере неформальных трудовых отношений – ситуация, как кажется, тоже всех устраивает: работодатели избегают излишних затрат, связанных с налогами и социальным обеспечением работников, а неформально занятые получают более высокие «черные» зарплаты и «моральное оправдание» работать не в полную силу, не задумываясь о соблюдении трудовой дисциплины.
Теневая деятельность делится на две составляющие:
– Недетерминированная (случайная, стохастическая), связанная в основном с незаконной предпринимательской деятельностью физических лиц в неформальном секторе экономики, имеющих небольшие, нерегулярные и случайные заработки при производстве и оказании различных услуг (торговля на рынке продукцией огородов, старыми вещами, сдачей в аренду комнат и квартир и т.д.). Получаемые денежные доходы от такой деятельности идут на поддержку текущих потребностей и не создают дополнительного капитала. В основном к этой деятельности относятся субъекты предпринимательской деятельности неформального сектора теневой экономики.
– Детерминированная (организованная) деятельность физических лиц, предпринимателей, предприятий и организаций направленная на получение денежных доходов с целью увеличения капитализации собственности и по различным причинам не попадающая в официальную отчетность. К этой деятельности относятся субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в нелегальном секторе и секторе скрытой и фиктивной теневой экономики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность теневой экономики. Основные причины появления теневой экономики в России. Анализ структуры теневой экономики, ее составляющие. Факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России. Система мер по борьбе с теневой экономикой.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Понятие теневой экономики, ее структура и институционализация. Теневая экономика: причины и последствия, масштабы, регулирование. Размеры теневой экономики России. Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

    Теневая экономика: сущность и причины возникновения. Проявления теневой экономики в мире. Группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики. Наиболее значимые сферы теневой экономики в современной России. Пути выхода из теневой экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Теневая экономика в современном мире. Определение и виды теневой экономики. Закономерности развития различных видов теневой экономики. Причины возникновения и развития. Теневой сектор экономики в Украине, его формирование, особенности и методы борьбы.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Причины появления теневой экономики, ее структура. Основные причины коррумпированности экономики. Определение теневой экономики и формы проявления. Просчеты государственного управления экономикой в 90-е годы. Борьба с теневой экономикой.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2004

    Изучение понятия и сущности теневой экономики, ее видов, форм, причин и последствий. Рассмотрение взаимосвязи с легальным и реальным сектором. Ознакомление с основами деятельности "беловоротничковой", "неформальной" и "подпольной" теневой экономикой.

    контрольная работа , добавлен 31.07.2014

    Структура, причины возникновения теневой экономики, формы ее проявления. Теневая деятельность в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности в современной России. Предложения по повышению эффективности борьбы с организационной преступностью.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Изучение понятия, происхождения теневой экономики и основных форм ее проявления. Описания функций и масштабов теневой экономики в современной России. Анализ фиктивной экономики, экономики приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.