Страховые отчисления. Действие регрессивной ставки. Новый порядок заполнения платежных поручений

В 2017 году все работодатели и предприниматели, платящие страховые взносы столкнулись с некоторыми изменениями в порядке уплаты этих взносов. Главное новшество, которое их ожидает – передача контроля за сбором этих самых взносов Федеральной налоговой службе.

Передача таких полномочий произошла согласно указу Президента № 13 от 15.01.16 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины». Основной причиной появления такого указа стал недостаточный сбор платежей на страхование работников и предпринимателей. Так, например, задолженность по пенсионным фондам превышает 200 млрд рублей. Таким образом, под контроль ФСН передали взносы на пенсионное, медицинское страхование, а так же на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства.

Сами фонды, куда раньше платились страховые взносы не упразднены, у них всего лишь сократилась часть основных функций. Поэтому, взносы туда платить уже не надо. А сами платежи проводятся по реквизитам ФНС так же по новым КБК. Но, готовя отчетность в ИФНС, ее так же необходимо будет сдавать и в фонды.

Кроме того, взносы в 2017 году рассчитываются по тем же правилам и тарифам, как и прежде. Увеличились и обязательные взносы ИП за себя. Однако это вызвано не изменением порядка расчёта, а выросшим МРОТ, на основе которого рассчитывают минимальные фиксированные суммы.

Страховые взносы в 2017 году ставки, таблица

Ставки взносов в государственные социальные фонды являются весьма важными после налогов обязательными платежами. Ставка страхового взноса это величина, которая так или иначе ляжет на плечи нанимателей разного класса.

Что останется прежним

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и 9 месяцев

Расчетный период – год

Кто обязан платить – фирмы, ИП, адвокаты, нотариусы и иные частнопрактикующие специалисты

Объект – те же выплаты

Размеры пониженных тарифов страховых взносов

База для начисления взносов – правила те же

Что изменится

Бланки отчетности, ведь отправлять придется в налоговые органы

Сроки сдачи отчетов

Более детально прописаны критерии, которым нужно соответствовать, чтобы иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, так же пополнен перечень этих требований

Момент потери права на пониженные тарифы страховых взносов: указано, что это происходит «задним числом» – с начала года

Ниже показана таблица ставок по страховым взносам на 2017 год. Тарифная ставка или страховой тариф — это процент начисления взносов.

Исходя из данных таблицы видно, что тарифы взносов в фонды в 2017 году не поменялись. Ставки страховых взносов будут меняться при превышении порога лимита базы.

Что касается минимальных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то они продолжают действовать и в 2017 году. Однако рассчитывать на них смогут только избранные плательщики.

В следующей таблице показаны пониженные тарифы страховых взносов.

Тип страхователя и коды видов деятельности по ОКВЭД Тариф для расчета страховых взносов
ПФР ФСС ФФОМС
«Упрощенцы» с:
1) льготным видом деятельности;
2) доход от него – от 70% общего объема;
3) прибыль за год – не более 79 млн руб. (иначе потеря права на сниженный тариф с начала года)Коды: 13 – 16 и др.

«Вмененщики»: аптеки и коммерсанты с фармалицензией. Право на [пониженные тарифы страховых взносов] – только по фармаперсоналу.

Коды: 46.18.1; 46.46.1; 47.73.

ИП на патенте в отношении наемного персонала (для некоторых видов деятельности есть исключения)

Коды: 31.0; 74.20; 75.0; 96.01; 96.02 и др.

НКО на УСН (кроме госструктур) сферы:
социального обслуживания граждан;
науки;
просвещения;
охраны здоровья;
культуры;
искусства;
массового спорта.

Коды: 37; 86 – 88; 93 и др.

Благотворительные организации – «упрощенцы»
Коды: 64.9; 88.10.

IT-фирмы
Коды: 62; 63.

АО, ООО и партнерства на УСН, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые у бюджетных и автономных (в т. ч. научных) учреждений
Код: 72.

Подписано соглашение с органами управления особыми экономическими зонами на:
внедрение новых технологий;
развитие туристического кластера.
Коды: 65.20; 79.1; 94.99; 62.0; 63.1; 63.11.1 и др.

Выплаты и вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре (есть ряд исключений)
Код: 50.

Есть статус участника проекта «Сколково»
Код: 72.1

Есть статус участника свободной экономической зоны в Крыму
Коды: любой, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3.

Есть статус резидента территории опережающего развития
Коды: для каждой территории вид деятельности устанавливают индивидуально

Есть статус резидента свободного порта «Владивосток»
Коды: любые, кроме запрещенных (см. решение Наблюдательного совета этого свободного порта).

20 0 0

В 2017 году схема с лимитами остается прежней. При достижении порогового значения по доходам пенсионный тариф снижается до 10%, а социальные взносы по нетрудоспособности и материнству совсем перестают уплачиваться. Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат не зависит. Поэтому в 2017 году все выплаты без ограничения облагаются медицинскими взносами по тарифу 5,1 процента.

Тарифы страховых взносов по травматизму

Тарифы страховых взносов по травматизму в 2017 году, как и прежде, будут определяться в соответствии с классом профессионального риска. Он, в свою очередь, зависит от основного вида предпринимательской деятельности, указанной в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В 2017 году страховые взносы на «травматизм» нужно будет уплачивать в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.05 № 179-ФЗ. В этом законе предусмотрено, что тарифы страховых взносов составляют от 0,2% до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Если предприниматель уплачивает взносы за инвалидов I, II и III групп, то льготы для него в 2017 году сохранятся, а взносы выплачиваются в размере 60% от общеустановленных страховых тарифов. Причем, эти льготы государство планирует сохранить и на период с на 2018-2019 годы.

«законопроектом предусматривается, что такая льгота в 2017 году и в плановый период 2018 и 2019 годов, так же как в 2016 году, будет распространяться на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов. Это будет стимулировать работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс»

Таблица страховых взносов на 2017 год

Класс профессионального риска Тариф
I 0,2
II 0,3
III 0,4
IV 0,5
V 0,6
VI 0,7
VII 0,8
VIII 0,9
IX 1
X 1,1
XI 1,2
XII 1,3
XII 1,4
XIV 1,5
XV 1,7
XVI 1,9
XVII 2,1
XVIII 2,3
XIX 2,5
XX 2,8
XXI 3,1
XXII 3,4
XXIII 3,7
XXIV 4,1
XXV 4,5
XXVI 5
XXVII 5,5
XXVIII 6,1
XXIX 6,7
XXX 7,4
XXXI 8,1
XXXII 8,5

Куда платить страховые взносы в пфр в 2017 году для ип за себя?

Как уже отмечалось, уплата страховых взносов с 2017 года проводится через Федеральную налоговую службу. Причем перечисление этих взносов проводится уже и на новые КБК.

Что же касается сроков уплаты страховых взносов «за себя», то уплатить их необходимо не позднее 31 декабря 2017 года. Но, поскольку, 31 декабря в 2017 году выпадает на воскресенье, то крайний срок уплаты взносов перенесен на первый рабочий день 2018 года (п.7 ст. 6.1 НК РФ).

Если ИП в 2017 году прекратит свою деятельность, пенсионные и медицинские страховые взносы “за себя” нужно будет уплатить в срок: не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя.

Взносы в пенсионный фонд в 2017 году для ип без работников (за себя)

В 2017 году ИП выплачивают «за себя» такие страховые взносы, как на пенсионное и медицинское страхование. Страховые же взносы «на травматизм» предпринимателями в 2017 году не платятся. Причем заметьте, что уплата этих взносов для ИП не предусмотрена даже добровольно.

Для правильного расчета страховых взносов ИП «за себя», необходимо учесть несколько показателей (ст. 430 НК РФ):

— МРОТ на начало календарного года.

(На начало 2017 года МРОТ составляет 7500 рублей, а в 2016 году МРОТ был 6204 рубля).

— тарифы страховых взносов в соответствующий фонд.

(В 2017 году тарифы следующие: в ПФР - 26%, в ФФОМС - 5,1%, ФСС - 2,9%;

— период расчета страховых взносов «за себя».

(Этот период может составить как целый год, а так же может быть и меньше).

Таким образом, формула пенсионных страховых взносов, которую ИП должен оплатить «за себя» за весь 2017 год выглядит так:

При доходе ИП в 2017 году менее 300 000 рублей, сумма пенсионных взносов будет фиксированной и составит 23 400 руб.(7 500 руб. × 26% × 12 мес.)

Если же доход ИП составил более 300 000 рублей, то к фиксированной сумме в 23 400 рублей необходимо будет перечислить 1% от суммы дохода, превышающей указанную величину.

В пункте 1 статьи 430 НК РФ приведена формула, которая рассчитывает максимальную сумму пенсионных взносов. Соответственно, сумму, превышающую расчетную перечислять не нужно.

Как платят взносы те ИП, которые в 2017 году утратили свой статус (т.е., прекратили свою деятельность)?

Для таких ИП предусмотрена следующая формула расчета:

Расчет же страховых взносов за каждый отдельный месяц деятельности ИП производится по следующей формуле:

Пример расчета уплаты страховых взносов за неполные месяцы работы ИП.

Например, ИП работало с февраля по октябрь, но неполные месяцы.

В феврале 2017 года деятельность велась с 17 по 28 число (12 календарных дней). Поскольку в феврале 28 дней, то сумма пенсионных взносов за этот месяц составит:
835,71 руб. (7500 руб. × 26 % / 28 дн.× 12 дн.);

В ноябре 2017 года ИП работал с 1 по 13 ноября 2017 года (13 календарных дней). Так как в ноябре 30 календарных дней, сумма взносов составит:
845 руб. (7500 руб. × 26 % / 30 дн.× 13 дн.);

И за период с марта по октябрь 2017 года включительно (восемь полных месяцев) сумма взносов составит:
15 600 руб. (7500 руб. × 26 % × 8 мес.);

В целом, фиксированный страховой взнос ИП «за себя» в 2017 году, который начал и прекратил деятельность, составит:

17 280,71 руб. (835,71 руб. + 845 руб. + 15 600 руб.).

Таки вот изменения ожидают предпринимателей при уплате страховых взносов. Надеемся, что эти данные помогут сориентироваться и правильно составить платежные документы.

С начала 2017 года правительство, в целях сокращения и упорядочения отчетности, передало ведение контроля за страховыми взносами (пенсионными, социальными и на медицинскую страховку) в Федеральную налоговую службу.

Именно ФНС с 1 января 2017 года занимается контролем отчислений в казну по различным страховым взносам, обработкой и анализом этой информации, а также взысканием долгов. Передача контроля за «страховкой» к налоговикам преследует цель вернуть в бюджет большие суммы недоимок, накопившиеся за несколько предыдущих лет - в правительстве сочли, что ПФР (как и ФСС, и некоторые другие инстанции) с этой задачей не справились.

Более не действителен Федеральный закон №212, ранее регулировавший данную сферу. Вместо него Налоговый кодекс дополнен целой главой №34 «Страховые взносы» , подробно расписывающей, кто, кому и сколько.

Изменение законодательства в данной сфере не подразумевает изменения тарифа на отчисления в ПФР. Он составит те же 22% , если выплаты не превышают годовой лимит, и 10% , если годовой лимит превышен.

Лица, уплачивающие взносы на собственную пенсию, такие как индивидуальные предприниматели, частно практикующие адвокаты, нотариусы и так далее, по-прежнему будут выплачивать фиксированный взнос в ПФР. Поскольку МРОТ был установлен в размере 11 163 рублей, то фиксированный взнос на год составит 26 545 рублей .

Данная выплата конечна, только если годовой доход ИП, частно практикующего адвоката, нотариуса, врача и т.д. составил не больше 300 000 рублей. Если годовой доход был выше, то в Пенсионный фонд полагается доплатить. Размер доплаты составит 1% от суммы превышения дохода над порогом в 300 000, но не более 212 360 рублей.

Лимит на пенсионные взносы, превышение которого в течение года дает право на пониженную ставку, в 2018 году составляет 1 021 000 руб. Лимиты взносов на суточные при командировках по России и зарубежью - в первом случае они составят 700 рублей в день, во втором - 2500 рублей в день.

В ФНС предоставляют «Единый социальный страховой сбор» (ЕССС), для ПФР — «Отчет о страховом стаже» или СЗВ-стаж.

Для формы СЗВ-М срок сдачи отчетности - до 15 числа следующего месяца . Отчет СЗВ-стаж нужно будет сдавать раз в календарный год, и срок сдачи первого бланка - до 1 марта 2018 года

Льготные проценты начисления

Право на льготу, то есть уменьшенные отчисления на пенсионные счета, сохранили все 13 категорий льготников, и размеры ставок также не подверглись изменению. По 20% на страховую часть пенсии будут отчислять:

По 8% в 2018 году на пенсионную «страховку» будут уплачивать:

  • предприятия, занимающиеся сферой информационных технологий;
  • хозобщества и партнерства на , внедряющие результаты чужой информационной деятельности на производстве, то есть пускающие в дело изобретения, полезные модели и т.д.;
  • любые фирмы, получившие право от управляющих органов особых экономических зон вести в них деятельность по внедрению новых технологий и развивать туристический кластер.

По 6% «пенсионных» платят участники свободной экономической зоны «Крым», включая Севастополь, территории опережающего экономического развития и свободного порта «Владивосток», хотя в каждом конкретном случае есть местные ограничения по видам деятельности.

По 14% берется взнос с участников научного проекта «Сколково». И, наконец, 0% взносов, то есть ничего не платят в ПФР фирмы-владельцы морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, но только при выплате зарплаты и вознаграждения членам экипажа этих судов (также есть ограничения).

Переходный тариф

Как такового, переходного тарифа нет, поскольку сами тарифы не изменились . Но в связи с тем, что переход отчетности из фондов в налоговую привел к потере информации и путанице, особенно при наличии переплат по взносам, рекомендуется очень тщательно проверить и перепроверить все сведения по страховым взносам на всех сотрудников с начала 2017 года, во избежание переплат.

Действие регрессивной ставки

Регрессивной ставкой называется уменьшенная ставка пенсионных страховых отчислений , применяющаяся, если лимит страховой базы превышен. В 2018 году он составляет 1 021 000 рублей. Это значит, что если годовой доход сотрудника превышает эту сумму, то страховые отчисления для него на сумму сверх лимита рассчитываются по регрессивной ставке. Она составляет 10%.

Что это значит на примере? Допустим, зарплата работника (полностью) составляет 90 000 рублей в месяц. Итого в год она составит 1 080 000 рублей.

Взносы с суммы в пределах лимита стабильны. Они не могут превысить 224 620 рублей в год (ровно 22% с 1 021 000). Соответственно предприятие за этого сотрудника платит в казну 224 620 руб, плюс:

(1 080 000 - 1 021 000) * 10% / 100% = 5900 руб.

Итого общий пенсионный взнос за этого работника составит в год:

224 620 + 5900 = 230 520 руб.

По договорам ГПХ

В большинстве случаев договора гражданско-трудового характера (подразумевающие отношения не работодатель-работник, а заказчик-исполнитель) подразумевают отчисление страховых пенсионных взносов также, как и трудовые, но есть ряд исключений :

  • договор заключен с ИП, который платит страховые за самого себя;
  • договор заключен с иностранцем, который находится в России временно и не имеет российского гражданства;
  • договор заключен со студентов ВУЗа или ССУЗа дневной очной формы обучения.

Взнос в размере все тех же 22% осуществляется при оплате за выполнение стороной - Исполнителем оговоренной работы. При договорах иного смысла, например, на куплю-продажу недвижимости, ничего подобного делать не придется. Однако если Исполнитель имеет право на применение пониженной ставки в оговоренных выше случаях, то выплаты производятся именно по ней.

Закрытый, т.е. максимально полный перечень выплат, не облагающихся страховым взносом, приведен в статье 422 главы 34 Налогового кодекса РФ. Все выплаты, которые в ней не упомянуты, взносами облагаются.

К освобожденным относятся:

Обязательные и дополнительные ставки

Ставка в 22% является обязательной для всех кроме льготников. Но люди, занятые на вредной/опасной работе, имеют право на льготное пенсионное обеспечение - досрочный выход на пенсию. Поэтому в их отношении государство устанавливает дополнительные тарифы .

Дополнительный тариф устанавливается по определенным спискам, которые регулируют законы №400-ФЗ и 426-ФЗ (оба от 28.12.2013 года). Они продолжают действие и в 2018 году. Чем выше класс опасности работы, тем больше и дополнительный тариф. Он может варьироваться от 9 до 2% (вдобавок к основному - 22%).

Отчетность в фонды на 2018 год

«Единый социальный страховой сбор» для ИФНС объединил в себе несколько разных видов отчетности , предоставляемых по разных контролирующим инстанциям - по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, включая выплаты по больничным листкам и вопросам, связанным с материнством и отпуском по уходу за ребенком.

Срок сдачи для ЕССС - не позднее 30 числа следующего за отчетным периодом месяца, для ФСС по травматизму - не позднее 20/25 (в бумаге/электронном виде) следующего месяца, для СЗВ-М - не позднее 15 числа следующего месяца.

Изменения по страховым взносам на 2018 год представлены ниже.

Полномочия по администрированию страховых взносов

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы ФНС России.

Цель - реализация мер направленных на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Отчётность по страховым взносам в 2017 году

В связи с этим, расчеты РСВ-1 и 4-ФСС, предстчаляемые в ПФР и ФСС отменяются. Вместо них вводится Единый расчет , представляемый в налогоаве органы. В Едином расчёте отражаются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, ФФОМС и Фонд социального страхования. Его форму планируется утвердить к 1 октября 2016 года.

Единый расчет по страховым взносам будет ежеквартальным. Срок представления - не позднее 30 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Сроки представления в ИФНС России Единого расчета :

  • 30 апреля - за I квартал,
  • 30 июля - за первое полугодие,
  • 30 октября - за 9 месяцев,
  • 30 января* - за отчётный год.
    * года, следующего за отчетным.

Отчетность в ПФР и ФСС в 2017 году

C 2017 года ФНС Росии переданы только полномочия по администрированию страховых взносов. При этом ПФР продолжит ведение персонифицированного учета застрахованных лиц. Кроме того, назначение и выплата пенсий останется важнейшей функцией Пенсионного фонда. В ведении ФСС будет отвечать за выплату пособий. Следовательно, ПФР и ФСС необходимо получать соответствующую отчетность.

Отчетность в Пенсионный фонд в 2017 г.
  • Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М , (постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п)
    Представляется ежемесячно, с апреля 2016 г. *
  • Сведения о стаже работников (форму и формат готовит ПФР).

* Крайний срок представления ежемесячной отчетности по персонифицированному учету (форма СЗВ-М) - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
До вступления в силу Федерального закона N 1040799-6 срок представления СЗВ-М - 10-е число.

Отчетность в Фонд социального страхования в 2017 г.

В ФСС будут представляться сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форму и формат готовит ФСС).

Единый сбор вместо взносов в ПФР и ФСС

Срок уплаты Единого сбора - не позднее 15-го числа масяца, следующего за расчетым. Если день уплаты выпадает на выходной, то день уплаты переносится на ближайший рабочий. Сбор уплачивают в рублях и копейках.

Уплата будет производится на специальный КБК Единого сбора, который утвердит Минфин России.

Единый сбор администрирует налоговая служба. При этом Сбор не являлся федеральным налогом и к налоговым платежам не относится. Следовательно, проводить зачеты между единым сбором и налогами нельзя.

Переход

Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 и письмо ФНС России 02.02.2016 № БС-4-11/1539@

Мероприятия ФНС, ПФР и ФСС по передаче функций

  • До 1 февраля 2017 года ПФР и ФСС проводят сверку со всеми плательщиками взносов.
  • К 1 марта 2017 года ПФР и ФСС передают реестр плательщиков взносов, реестр застрахованных граждан и акты сверки в ИФНС (территориальные).

Результаты и возможные последствия

ФНС получит всю информацию по платежам страхователей и сопоставит данные, с учетом особенностей поступлений сумм НДФЛ и страховых взносов (в ПФР и ФСС). При обнаружении расхождений - проведет соответствующие проверки за период после 1 января 2017 года и за три предыдущих года: 2014г, 2015 и 2016 годы.

При обнаружении недоимок, не выявленных ранее ПФР и ФСС, потребует погашения. При этом штрафы, вероятно, взиматься не будут.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Главное изменение, которое ожидается с января – передача полномочий по контролю за перечислением страховых платежей и сдачей отчетности по ним от ПФР и ФСС к налоговой службе. То, какими будут страховые взносы в 2017 году и ставки покажет таблица в статье.

ФЗ № 212 прекращает свое юридическое действие, а ему на смену вступает в силу глава 34 Налогового кодекса. Переход администрирования к ФНС вызвал множество изменений в сфере выплат страховых взносов, но некоторые пункты правил останутся прежними.

Так, например, за отчетный период будут приниматься те же периоды – поквартально в течение года и итоговый по истечению 12 месяцев. Обязательства по выплате страховых взносов остаются у тех же лиц – предприниматели, организации и люди, которые занимаются частной практикой (нотариусы, адвокаты и т.д.). Объектами обложения взносами остаются те же платежи, практически такими же способами будет определяться база для расчета сумм, подлежащих уплате на страхование.

Тем не менее поменяется форма отчетности. Упраздняются бланки, предоставляемые ранее в ПФР и ФСС. На смену им утверждена единая форма отчета, который будет необходимо подавать в налоговую инспекцию по месту регистрации ежеквартально.

Как же изменятся страховые взносы и ставки в 2017 году? Глобальных перемен, затрагивающих страховые взносы на 2017 год, ставки и порядок начисления не предвидится.

Тарифы страховых взносов в 2017 году: таблица

Аналогично прошлому году, ставки по страховым взносам на 2017 год в сумме будут равны 30%. Для бизнесменов, перечисляющих платежи по страховым обязательствам только за себя, все остается по-прежнему. Изменится только получатель взноса и его данные и итоговая сумма.

Тарифные ставки для ИП без сотрудников останутся прежними. Сумма выплаты повысится исходя из повышения размера МРОТ. Напомним, что на январь 2017 года МРОТ составляет 7 500 рублей. Именно на эту цифру необходимо основываться ИП при произведении расчета по страховым взносам.

При этом следует учитывать установленные суммы предельных баз. Они пока остаются без изменений:

  • для ПФ – 796 тысяч рублей;
  • для ФСС – 718 тысяч рублей.

Однако планируется повышение предельных баз. Для ПФ до 876 тысяч рублей, для ФСС – 755 тысяч рублей с учетом инфляции.

Установленные тарифы на страховые взносы в 2017 году показывает таблица.

Плательщик взносов Вид страхового взноса База для начисления страховых взносов Ставки 2017
Организации и ИП, выплачивающие вознаграждения физлицам (пп. 1 п.1 ст. 419 НК РФ) ПФР 22%
выплаты, превышающие предельную базу для начисления взносов 10%
ФСС выплаты в рамках предельной базы для начисления взносов 2,9%
выплаты, превышающих предельную базу для начисления взносов взносы не начисляются
ФОМС предельной базы нет, начисляется на все выплаты 5,1%
ИП, адвокаты, нотариусы и прочие владельцы частных практик, не делающие выплат физлицам (пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ) ПФР (взнос «за себя») 26% (фиксированный взнос)
сумма дохода, превышающая 300000 рублей 1% (доплата по взносу)
*максимальная сумма всех взносов ПФР не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса
ФОМС (взнос «за себя») МРОТ, действующий на начало года х 12 5,1%

Как видно в таблице, регрессивная ставка страховых взносов в 2017 году сохраняется.

Пониженная ставка страховых взносов в 2017 году: таблица

Как и в прошлом периоде, пониженная ставка страховых взносов в 2017 году осталась неизменной. Законодатели более четко прописали в обновленном Налоговом кодексе, в каких случаях компания имеет право ими воспользоваться. Этот пункт регулируется в ст. 427 НК РФ. Для некоторых видов предпринимательской деятельности были скорректированы условия, позволяющие воспользоваться льготной ставкой по страховым взносам.

Также ужесточился контроль за соответствием правилам, установленным в налоговом законодательстве. Теперь предприниматель лишается возможности пользования льготным тарифом с начала отчетного года, если при проверке будет обнаружено несоответствие правилам применения сниженных ставок.

Сниженные тарифы страховых взносов в 2017 году показывает таблица.

Плательщики взносов (ст. 427 НК РФ) Тариф страхового взноса 2017
ПФР ФСС ФОМС
Применяющие УСН организации и ИП, чья деятельность является льготируемой и доход по ней равен не менее 70% от всех их доходов. Право на пониженные тарифы теряется с начала расчетного периода, если годовой доход превысит 79 млн. рублей. 20% 0% 0%
Применяющие УСН некоммерческие организации, чья деятельность проходит в сфере соцобслуживания граждан, научных исследований, образования, здравоохранения, массового спорта, культуры и искусства
Применяющие УСН организации, занимающиеся только благотворительностью
Применяющие ЕНВД аптеки и ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность
Применяющие патент ИП, в отношении выплат работникам, занятым в патентной деятельности. Льгота применяется не ко всем видам патентной деятельности
Применяющие УСН хозобщества и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат учреждениям, в том числе и научным (бюджетным и автономным) 8% 2% 4%
Организации, работающие в сфере информационных технологий
ИП и организации, заключившие соглашения с управляющими органами ОЭЗ на осуществление туристско-рекреационной и технико-внедренческой деятельности
Организации — участники проекта «Сколково» 14% 0% 0%
Организации и ИП — участники СЭЗ на территории Севастополя и республики Крым 6% 1,5% 0,1%
Организации и ИП — резиденты территории опережающего социально-экономического развития
Организации и ИП — резиденты свободного порта «Владивосток»
Организации, выплачивающие вознаграждения экипажам судов, только в отношении этих выплат. Суда должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов (имеются исключения) 0% 0% 0%

Срок перечисления платежей по страховым взносам – до 15 числа после окончания отчетного периода. Обратите внимание, что взносы на чрезвычайные ситуации и травматизм на производстве по-прежнему необходимо перечислять в Фонд социального страхования. Этот вид платежа не вошел в зону компетенции ФНС. Тарифная ставка по этому взносу устанавливается ФСС персонально путем присвоения компании категории по основному виду деятельности.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.