Негосударственное пенсионное обеспечение. Отнесение объектов вложений пенсионных резервов к группам риска определяется фондами самостоятельно при оценке тенденций развития рынка инвестиций и указывается в плане размещения пенсионных резервов фонда. рассма

На этот раз поговорим о негосударственном пенсионном обеспечении. Мне предстоит разобраться, что за зверь такой и что с ним делать.

Сегодня в России, наверное, практически нет людей, которые не слышали о проводимой государством пенсионной реформе.

Безусловно, в основу этой реформы заложены благие намерения. Но при всех положительных аспектах существующей пенсионной системы, она не в состоянии обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойный уровень жизни.

Мы часто слышим расхожую фразу о том, что с выходом на пенсию жизнь только начинается. Однако, на практике получается, что пенсионеры на свою пенсию не живут, а выживают. И получаемая большинством пенсия скорее напоминает пособие, чтобы человек не умер с голода.

Поэтому никого уже не удивляет то, что наша российская пенсионная система переживает одну реформу за другой. И основная мысль, к которой приходят будущие пенсионеры — их будущая пенсия все больше зависит от степени их собственного участия в том, сколько они готовы выделить на будущий пенсион. И одним из способов такого воздействия на размер предстоящей пенсии является участие гражданина в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Что такое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Сейчас есть две системы обеспечения собственной пенсии:

  • обязательное (государственное)
  • добровольное (негосударственное).

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате этого накопления гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для социального обеспечения населения.

Особенности негосударственного пенсионного обеспечения

А отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

С кем заключается договор:

  • с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии;
  • с работодателем, который действует в интересах своих работников.

В чем выгода негосударственного пенсионного обеспечения

Как говорят сами негосударственные пенсионные фонды, выгода негосударственного пенсионного обеспечения очевидна. Оно дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.

Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.

Другими словами, как я понял, после заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, вы доверяете ему свое будущее. И это реальный риск, потому что вы доверите ему свое нетрудоспособное будущее, когда по судам может сил не остаться ходить.

Эта особенность негосударственного пенсионного обеспечения, которая является довольно существенным минусом. Прогори пенсионный фонд и все денежки по ветру, как говорят.
Мда-а-а.

Функции негосударственного пенсионного обеспечения

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. После этой стадии негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Помимо этого негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием, как ПИФы, к приму, кто знает, что это такое.

Затем, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конце концов, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Порядок заключения договора гражданина и НПФ

Когда гражданин заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения, он имеет возможность самостоятельно определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Необходимо отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного периода или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Предусмотрено также право гражданина в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.

Порядок внесения взносов в НПФ

Пенсионные взносы могут вноситься гражданином каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самостоятельно. Внесение денежных средств может осуществляться почтовым или банковским переводом, а также путем внесения налом через кассу фонда.

Резюме

В результате ознакомления с негосударственным пенсионным обеспечением я понял несколько вещей, если понял неправильно или неточно, то поправьте меня в комментариях:
— негосударственное пенсионное обеспечение облегчит государству жизнь, для того и придумано. Цель: поставить пенсионную систему на самостоятельный баланс. Как вы уже знаете, по опыту приватизации, после которой приняли решение вверить собственникам делать капремонт домов самим (подробнее говорил об этом « «) — самостоятельность имеет, как хорошие, так и плохие стороны. Теперь надо как минимум заморачиваться тем, чтобы определиться — в какой негосударственный пенсионный фонд нести свою будущую пенсию;
— негосударственное пенсионное обеспечение имеет несколько существенных недостатков — негосударственный пенсионный фонд может прогореть или его инвестиции на ваши деньги, могут быть неудачными и пока что делать с этими рисками я не выяснил.

Конечно, придется прояснить ситуацию с выбором фонда и выяснением рисков негосударственного пенсионного обеспечения, в следующих статьях, поэтому следите за их появлением — подписывайтесь на рассылку блога.

Сегодня мы узнали о негосударственном пенсионном обеспечении, его сущности, функциях и предварительно о рисках, следующий разговор будет о критериях выбора негосударственного пенсионного фонда.

Остальное продолжим выяснять в следующих статьях, ведь мне это тоже интересно!

Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой часть пенсионной системы, в рамках которой осуществляется назначение и выплата пенсий отдельным категориям граждан сверх помимо установленных Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении размеров, а также сверх их размеров.

Подсистема финансирования. Подсистема финансирования данной части российской пенсионной системы имеет три основных источника: 1) бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты); 2) средства организаций-работодателей; 3) средства негосударственных пенсионных фондов.

Подсистема управления. В подсистему управления входят ПФР и его территориальные учреждения, Минздравсоцразвития России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, администрация организаций-работодателей, негосударственные пенсионные фонды.

Подсистема субъектов обеспечения. Данная подсистема включает в себя широкий круг граждан. Одни из них имеют выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, другие обладают особым статусом, трудовая деятельность третьих связана с тяжелыми условиями труда. К первой группе относятся Герои СССР и РФ, лауреаты государственных премий, чемпионы Олимпийских игр и др. Вторая группа состоит из лиц, замещающих государственные должности РФ (федеральные министры, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и др.), государственные должности субъектов РФ (высшие должностные лица субъектов РФ, члены высшего исполнительного органа субъекта РФ, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ и др.), государственных гражданских служащих субъектов РФ, лиц, замещающих муниципальные должности (глав муниципальных образований и др.), муниципальных служащих. В третью группу входят специалисты ядерного оружейного комплекса, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работники угольной промышленности. В четвертую группу - входят работники тех организаций, где имеет место корпоративное пенсионное обеспечение. Наконец Пятая группа состоит из граждан, получающих обеспечение из негосударственных пенсионных фондов. В шестую группу можно назвать граждан, пенсионные накопления которых пополняются в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах, а также средствами материнского (семейного) капитала.

Подсистема видов обеспечения. Видами дополнительного пенсионного обеспечения являются: 1) дополнительное ежемесячное материальное обеспечение; 2) ежемесячные доплаты к пенсиям; 3) региональные пенсии; 4) муниципальные пенсии; 5) корпоративные пенсии; 5) негосударственные пенсии; 6) срочная пенсионная выплата (другие выплаты в соответствующей части по Федеральному закону «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»).



Правовая подсистема. Правовая подсистема состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, уставов, коллективных договоров, локальных актов организаций, актов негосударственных пенсионных фондов. К нормативным правовым актам федерального уровня относятся: Федеральные законы от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» и др. Сюда следует также отнести Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Закон о трудовых пенсиях и Закон о государственном пенсионном обеспечении, ТК РФ. Субъекты РФ принимают соответствующие нормативные правовые акты, таков Закон Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры от 16 декабря 2004 г. № 81-03 6 июля 2011 г. № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение понятия пенсионной системы РФ и назовите ее части и подсистемы.

Дайте характеристику пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Что входит в содержание государственного пенсионного обеспечения?

Что включает в себя дополнительное пенсионное обеспечение?

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении

В результате освоения данной темы студент должен:

ñ современное состояние института трудового стажа;

ñ понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды;

ñ основные нормативные правовые акты о трудовом стаже;

ñ документы о трудовом стаже;

ñ правила начисления отдельных видов трудового стажа.

ñ свободно ориентироваться в вопросах трудового стажа;

ñ производить подсчеты трудового стажа отдельных граждан;

ñ оценить подлинность документов о трудовом стаже.

ñ юридической терминологией по вопросам трудового стажа;

ñ навыками работы с нормативными правовыми актами и документами о трудовом стаже;

ñ навыками анализа правовых явлений в данной сфере

7.1. Современное состояние института трудового стажа, соотношение между понятиями трудового и страхового стажа

Актуальность применения и проблемы трудового стажа, значение которого в законодательстве постоянно меняется, во многом обусловлено периодом реформ. Страховой стаж приобретает все большее значение. Вместе с тем трудовой стаж по-прежнему относится к числу правообразующих юридических фактов в пенсионном обеспечении, играет важную роль при назначении, выплате пенсий, а также обращении за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесении соответствующего решения компетентным органом и др. Вероятно, трудовой стаж утратит свое значение на определенном этапе пенсионной реформы и по мере формирования в России эффективной системы обязательного социального страхования.

Это во многом обуславливает то, что в различных источниках встречаются разные определения и классификация трудового стажа, его понятие неоднозначно. В одних случаях выделяют трудовой стаж с включением в него страхового, в других - его рассматривают как страховой (трудовой) стаж, в-третьих - для целей оценки пенсионных прав в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (ст. 30), для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 2).

Содержание правоотношения, связанного с трудовым стажем, представляет собой единство его свойств и связей, объединенных значением - это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия для некоторых возрастных категорий граждан.

В связи с этим следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, которое предусматривает длящиеся правоотношения, связанные с учетом трудового стажа в пенсионном обеспечении. С 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», где одним из оснований для назначения пенсии являлся общий трудовой стаж. Поэтому в пенсионной реформе большое значение имеет дата 1 января 2002г. Она условно «разделила» граждан на уже вышедших на пенсию, лиц приобретающих это право с 01.01.2002г., для которых предшествующая трудовая деятельность оценивается продолжительностью трудового стажа, учитываемого в соответствии со ст. 30 Закона РФ о трудовых пенсиях и другими. Третья категория при вступлении в пенсионный возраст трудовую деятельность подтверждает исключительно наличием страхового стажа (ст.7. п.2 Закона РФ о трудовых пенсиях).

Первая категория - граждане, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Этой категории граждан был необходим пересчет пенсий по нормам нового законодательства (конвертация пенсионных прав неработающих пенсионеров, общий трудовой стаж которых на 31 декабря 2001 г. составляет один день и более для установления расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 г.: если они не имели прав на повышение пенсии, то им выделили в их пенсии базовую (ныне - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца - статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) и страховую части - получаемая пенсия минус базовая часть; а позже индексировали их по новому пенсионному законодательству). В дальнейшем при назначении гражданам этой категории трудовых пенсий размер трудовой пенсии определяться с учетом трудового стажа, имеющегося на 1 января 2002 г., как элемента, преобразующегося в пенсионный капитал.

Вторая категория - граждане так называемых «транзитных поколений» (имеющих трудовой стаж, включая в него страховой с 1991г. и стаж до указанной даты 1 января 2002 г.). Это те возрастные группы, которые, заработав пенсионные права в старой модели, еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него в рамках новой страховой модели. Главным образом это касается людей старше 1967 г.р., которые были исключены из накопительной пенсионной системы. Все они теоретически с 1 января 2002 г. должны уйти на пенсию. Для этого им производится расчет пенсионных прав по закону с учетом выработанного трудового стажа по старым нормам, который играет роль при назначении так называемой расчетной пенсии - той пенсии, которая может быть назначена представителям «транзитных поколений» по закону.

Также продолжительность общего трудового стажа для этой категории учитывается при проведении валоризации. То есть путем конвертация пенсионных прав со значением трудового стажа для соединения старых и новых прав, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Третья категория - граждане, начавшие трудовую деятельность в рамках новой страховой модели. Для этой категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после этой даты, что составляет страховой стаж (это - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы). Трудовая пенсия по старости этой категории граждан назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст.7. п.2 Закона о трудовых пенсиях), в который включаются периоды, предусмотренные статьями 10,11,12 Закона о трудовых пенсиях.

Рекомендуется для понимания соотношения значений трудового - страхового стажа применять подобную классификацию категории граждан иначе невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания пенсионной реформы, толкования, так и для фактической деятельности в реальной действительности пенсионного законодательства.

Надо отметить, что значение трудового, как и страхового стажа, весьма подвижно в связи с изменениями законодательства, так что необходимо их учитывать. Например, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (часть 5 статьи 41) в статью 14 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ((ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011), от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)) внесено положение, что с 1 января 2015 года устанавливается продолжительность страхового стажа, приводящая к уменьшению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливается продолжительностью девять лет и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет. Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14, производится с 1 января 2015 года исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

В связи с этим возникают вопросы относительно толкования и применения статьи 7 Закона о трудовых пенсиях, определяющей в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости наличие 5 лет страхового стажа. Внесенные вышеперечисленные изменения не меняют эти условия и относятся лишь к формированию фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Определенные сложности в понимании соотношения трудовой - страховой стаж возникают в связи с исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Здесь в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности (трудовой стаж), предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

Также статьи 17.1., 17.2. (введены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажей при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных государственных гражданских служащих в этих случаях в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи17.1. включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Гражданам из числа работников летно - испытательного состава в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи 17.2, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Такая особенность в соотношении стажей (трудовой – страховой) появилась т.к. понятие страхового стажа возникло с началом пенсионной реформы. До 2002 года для назначения пенсии на общих основаниях значение имел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права на пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин. В общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" включалась почти любая работа и определенные виды общественно полезной деятельности.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? К сожалению, законодательство Российской Федерации не дает однозначного ответа на этот вопрос, а наоборот, лишь порождает множество неясностей, требующих отдельного разъяснения. С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом о трудовых пенсиях в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах Вооруженных Сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу этого закона.

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе о трудовых пенсиях, заметно смещены акценты с труда как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого труда - страховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета ПФР и степень этого участия. В связи с этим, перспектива учета трудового стажа в пенсионном законодательстве, возможно, ограничится 2023–2027 гг., т.е. с наступлением пенсионного возраста транзитного поколения - граждан старше 1966 г.р. (связано это также и с тем, что с 1 января 2005 года у мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. прекратились отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии, трудовой стаж для исчисления пенсий гражданам моложе уже не понадобится).

Все большее количество россиян желают принять участие в формировании своей будущей пенсии. В настоящее время свыше 7 миллионов человек являются участниками негосударственного пенсионного страхования.

Данный вид пенсионного обеспечения является дополнительным к основным видам: и .

Выбор в пользу еще одной пенсии гражданину , при этом стоит учитывать:

  • наличие государственной лицензии;
  • высокий рейтинг среди других фондов;
  • надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  • разнообразие пенсионных схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.

Для того, чтобы стать участником негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор , в котором описываются основные права и обязанности каждой стороны. В этом же документы прописана и пенсионная схема , выбранная вкладчиком. Уплату взносов можно осуществлять не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц. Периодичность платежей и способы их перечисления также указываются в договоре.

Негосударственное пенсионное страхование устанавливается при наличии на то оснований в связи с достижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако существует возможность и досрочного НПО для работников с вредными и опасными условиями труда. Размер негосударственной пенсии определяет гражданин при выборе пенсионной схемы. От этого будет зависеть и величина уплачиваемых им пенсионных взносов.

Негосударственная пенсия - что это такое?

Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей . Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственная пенсия - это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых.

Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются:

  • отсутствие необходимости иметь ;
  • возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты;
  • наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное.

Для того, чтобы в будущем получать дополнительную пенсию необходимо предпринять следующее :

  1. Выбрать НПФ и заключить с ним договор.
  2. Утвердить индивидуальный план платежей.
  3. Осуществлять уплату взносов согласно договору.

Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Юридическим основанием установления такой пенсии является закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» , он же регулирует отношения между участниками данного вида пенсионного обеспечения.

Участники пенсионного обеспечения

Участником негосударственного пенсионного обеспечения можно стать, заключив договор с выбранным фондом. Сторонами такого договора являются:

  • , действующий на основании лицензии;
  • вкладчик, уплачивающий взносы;
  • участник, которому в соответствии с договором должна выплачиваться или уже выплачивается негосударственная пенсия.

Что касается вкладчиков, то ими могут быть:

  • физические лица - граждане, самостоятельно уплачивающие взносы на НПО (одновременно являются и участниками заключаемого договора);
  • юридические лица - организации, перечисляющие взносы из своих средств в пользу своих сотрудников (в данном случае у работников таких предприятий формируется корпоративная пенсия).

Свои обязательства НПФ выполняет согласно правил, утверждаемых советом директоров каждого конкретного фонда и регистрируемых в порядке, предусмотренным Центробанком. Правила содержат следующую информацию:

  • список пенсионных схем и их подробное описание;
  • перечень оснований для выплаты негосударственной пенсии (ими могут быть как страховые случаи: старость, утрата кормильца, инвалидность, так и дополнительные основания).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Права и обязанности участников НПО, а также принципы их взаимодействия закреплены в соответствующем документе - договоре . Перед его составлением гражданину необходимо определиться со следующими вопросами:

  • возможный размер будущей дополнительной пенсии, которую он хотел бы получать;
  • приемлемый для него период выплаты негосударственной пенсии;
  • удобный график внесения платежей.

Выбрав таким образом пенсионную программу, отвечающую всем требованиям обратившегося, необходимо заключить непосредственно договор с выбранным НПФ. Данный документ представляет собой соглашение между НПФ и вкладчиком в пользу участника договора.

Обязанности в таком случае распределяются так :

  • у вкладчика - перечисление пенсионных взносов в установленные сроки и в определенных размерах;
  • у фонда - выплата негосударственной пенсии при наличии у гражданина права на нее в соответствии с выбранной им пенсионной схемой.

Подробный перечень требований к содержанию договора содержится в ст. 12 закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Стоит отметить, что документ может быть составлен не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц . Ими могут быть любые физические лица - родственники, близкие люди.

Договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой стороны. Срок действия документа равен периоду выполнения сторонами своих обязательств. По желанию вкладчика договор может быть расторгнут. Еще одной причиной прекращения договора может стать смерть участника. В таком случае пенсионные накопления наследуются его правопреемниками.

Выбор пенсионной схемы в НПФ

При заключении договора гражданин обязан выбрать одну из предложенных ему пенсионных схем, перечисленных в Правилах.

Пенсионная схема представляет собой перечень условий, раскрывающих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.

С точки зрения уплаты платежей можно выделить следующие схемы:

  • в зависимости от количества вкладчиков:
    • с единственным лицом, перечисляющим взносы;
    • паритетная (где участвуют сотрудники и работодатели);
  • в зависимости от вида открываемого счета:
    • солидарные (в пользу группы заранее определенных лиц);
    • индивидуальные (с перечислением на именной счет).

С точки зрения выплаты негосударственной пенсии различают такие схемы:

  • срочные (выплата осуществляется в течение всего срока, предусмотренного договором)
  • пожизненные (без ограничения в течение всей жизни участника при наличии на то средств на счете).

Взносы по договору о НПО

При подписании договора вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты.

Перечисляют платежи как правило с такой периодичностью :

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • одной суммой за год;
  • реже допускается единовременное внесение денежных средств.

Вкладчики уплачивают взносы денежными средствами одним из удобных способов в порядке и размерах, предусмотренных правилами НПФ и заключенным договором. Способов перечисления взносов существует несколько:

В случае прекращения уплаты взносов многие фонды оставляют за вкладчиком возможность возобновить их перечисление, обратившись с такой целью в свой НПФ.

Досрочная негосударственная пенсия в НПФ

Негосударственная пенсия может выплачиваться досрочно, то есть ранее , в связи с занятостью на определенных видах работ, предусмотренных пп. 1- 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» . Для признания условий труда на таких работах вредными и опасными проводится . В настоящее время она заменяет существовавшую ранее аттестацию рабочих мест в связи с введением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» .

По результатам проведенной оценки условиям труда присваивается один из четырех классов опасности. Последние из них (третий и четвертый) являются вредными и опасными. Именно в таких случаях с целью обеспечения своих работников досрочной пенсией работодатель может выбрать несколько вариантов действий:

  1. Уплачивать в ПФР страховые взносы согласно классу условий труда.
  2. Дополнительно перечислять взносы в негосударственный фонд.

На вступление в систему досрочного НПО по второму варианту требуется согласие работника. В данном случае работодатель самостоятельно выбирает и утверждает пенсионную программу в соответствии с предложениями НПФ. Требования относительно условий заключаемого договора содержатся в ст. 36.33 ФЗ № 75 от 07.05.1998 г.

Что же касается взносов на досрочное НПО, то законодательно установлена нижняя граница их ежемесячного взноса:

  • не ниже 2% дохода сотрудника, занятого на рабочем месте с вредными условиями труда;
  • не ниже 4% всех выплат работника, занятого на рабочем месте с опасными условиями труда.

Стоит отметить, что пенсионная программа работодателя может включать и возможность самого работника участвовать в формировании своей дополнительной пенсии . В этом случае часть взносов удерживается из заработной платы самого сотрудника.

Размер и выплата негосударственного пенсионного обеспечения

Для установления негосударственной пенсии гражданину требуется обратиться в НПФ с заявлением о ее назначении и необходимыми документами, список которых может различаться в зависимости от правил каждого фонда.

Дата обращения является датой назначения негосударственной выплаты, но она не может быть раньше дня возникновения права. Непосредственно перечисление денежных средств осуществляется как правило в течение 30 календарных дней с момента обращения.

Размер будущей выплаты зависит от нескольких параметров :

  • правил выбранного фонда;
  • пенсионной схемы, указанной в договоре;
  • суммы, накопленной к моменту оформления пенсии.

Отметим, что размер НПО может быть увеличен в связи с полученным доходом от инвестирования по итогам календарного года.

После установления пенсии фонд как правило направляет в адрес обратившегося гражданина уведомление о назначении выплаты с указанием начисленной суммы и срока, в течение которого деньги будут выплачиваться.

Перечисление денег осуществляется одним из возможных способов :

  • на номер счета в банковском учреждении;
  • на номер банковской карты;
  • почтовым переводом.

Вся необходимая информация содержится в письменном обращении гражданина. При изменении личной информации гражданину необходимо своевременно уведомить об этом свой НПФ.

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство , а самзастрахованный , т.е. гражданин.

Страховщиками по системе добровольного пенсионного страхования выступают:

Негосударственные пенсионные фонды

Страховые компании

Страховщики предлагают различные программы дополнительного пенсионного обеспечения, и право клиента – выбрать ту, которую он считает наиболее выгодной.

Взносы по программе добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

По достижении пенсионного возраста выплата денег пенсионеру может производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или пожизненно.

За деятельностью страховщиков осуществляется серьёзный контроль со стороны государства. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее страховые взносы) - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджетПенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получениепенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на егоиндивидуальном лицевом счете .

Страховые взносы за физических лиц , работающих потрудовому договору или погражданско-правовому договору , уплачиваетработодатель .,нотариусы ,адвокаты , главыКрестьянско-фермерских хозяйств (за себя и за членов КФХ) уплачивают фиксированныевзносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года .

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Страховщик -Пенсионный фонд Российской Федерации . Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователи -организации ,индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты , главыКФХ и простофизические лица , производящие выплаты в пользу физических лиц, облагающиеся страховыми взносами.индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты и главы КФХ являются страхователями и по отношению к самим себе, уплачивая фиксированные взносы (страховые взносы уплачиваемые в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года ). Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Застрахованные лица - лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственное пенсионное обеспечение базируется на финансировании из средств федерального бюджета. Данная пенсия выплачивается определённым категориям лиц в соответствии с законодательством РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие «обязательное пенсионное страхование» известно многим гражданам. Работодателей обязуют делать отчисления на своего работника в ПФР. Так формируются его права.

В рамках ОПС существуют два вида пенсий: страховая и накопительная. Обычно размер таких выплат сравнительно небольшой. Достойно прожить на данные деньги затруднительно.

Именно поэтому задуматься над своим будущим следует заблаговременно. В целях улучшения финансового положения после выхода на пенсию граждане заключают договор НПО.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных взносов вкладчиков, в роли которых выступают физические и юридические лица.

Отношения между ними и негосударственным пенсионным фондом регулируются договором.

Организации могут заключать такие соглашения в пользу своих работников, например, это предусмотрено в Положении о негосударственном пенсионном обеспечении Газпрома.

Основные моменты

Итак, любой гражданин может вступить в отношения с НПФ и после выхода на пенсию получать дополнительные выплаты.

Данные действия производятся в добровольном порядке. Граждане сами выбирают порядок формирования пенсии, ее размер и пр.

Популярность НПФ объясняется тем, что в нынешней ситуации, сложившей в нашей стране, гражданин должен позаботиться о благосостоянии своей жизни после окончания активной трудовой деятельности.

Впервые НПФ стали функционировать в России в 1992 году. В настоящее время их деятельность урегулирована .

Определения

Когда речь идет о пенсионном обеспечении, необходимо определиться с двумя понятиями «государственное пенсионное обеспечение» и «негосударственное пенсионное обеспечение».

Под первым термином подразумеваются выплаты из бюджета РФ, которые производятся отдельным категориям граждан. Полный перечень таких лиц утвержден в законе РФ.

Сама система базируется на социальном страховании. Работодатели совершают платежи в ПФР за своих сотрудников. Это их обязанность ( ).

Негосударственное пенсионное обеспечение предусматривает выплату негосударственных пенсий, которые начисляются в соответствии с договором, заключенным с НПФ.

Они получают финансирование за счет взносов работодателей и работников в свою пользу.

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии со ст. 2 ФЗ №75 от 1998 года представляет собой организацию, которая занимается только негосударственным пенсионным обеспечением.

Такая компания вправе осуществлять свою деятельность на основании лицензии, полученной в порядке ФЗ №75.

Каково ее назначение

Зачем вступать в НПФ? Данные фонды созданы с целью максимально выгодного использования накопительной части пенсии.

Будящая пенсия получателя складывается не только из тех суммы, которые были получены от его работодателя, но и из начисленных процентов, полученных от инвестирования.

При обязательном пенсионном обеспечении этим занимается государство. Ставки, предлагаемые им, невысоки, но и риски минимальны.

НПФ будут использовать накопленные средства более эффективно. В этом и заключается суть деятельности подобных фондов. Сегодня функционирует огромное количество НПФ.

Среди них есть крупные и надежные компании, которые стабильно развиваются на данном поприще.

Из недостатков НПФ следует отметить отсутствие гарантии в получении стабильного дохода. Но взамен участникам НПО представляется надежная защита средств от инфляции и высокий доход.

Актуальность данной темы

Вопросы пенсионного обеспечения актуальны на сегодняшний момент. Постоянные преобразования законодательства, внесение всевозможных изменений и дополнений остаются непонятными для простых граждан.

Негосударственные пенсионное обеспечение также претерпевает различные преобразования, данная система развивается не только в России, но и во всем мире.

Актуальность данного способа обеспечения связана с самой ситуаций в стране.

После того, как в России стала развиваться рыночная экономика, система государственного пенсионного обеспечения проявляется себя, как непригодная для обеспечения достойного уровня доходов для граждан, вышедших на пенсию.

Это было связано с новыми видами рисков, в том числе безработицей, инфляционным обесцениванием.

Негосударственные пенсионное обеспечение призвано отчасти решить данные проблемы. Пока рано говорить о достаточном уровне развития данного вопроса.

Тем не менее, даже в таком виде НПФ способны помочь своим вкладчикам получать достойный уровень доходов после выхода на пенсию.

Нормативное регулирование

Мы уже упоминали ФЗ № 75 от 1998 года. С момента издания в него неоднократно вносились изменения (последний в июле 2019 год).

Данный ФЗ содержит в себе основные нормы, которые касаются правового положения НПФ.

В частности, в нем предусмотрено понятие НПФ, субъекты и участники отношений по НПО, порядок создания и деятельности фондов.

Для формирования НПФ необходимо прохождение двух этапов:

  • регистрация;

Фонд не может осуществлять свою деятельность без лицензии. Работа данной компании будет нелегальна, если данный документ отсутствует.

Законодатель предъявляет жёсткие требования к размеру уставного фонда (не менее 120 млн. рублей), органам управления и , а также организации внутреннего контроля.

Гарантиями исполнения обязательств фонда посвящена глава 5 ФЗ №75. Например, данная организация должна иметь страховой резерв.

Его размер утверждается Банком России (). Вопросам размещения и инвестирования средств посвящена глава 6 данного ФЗ.

В этом нормативно-правовом акте предусмотрен порядок заключения договора НПО (ст. 36.4), его изменения и прекращения (ст. 36.5) и т.д.

Характеристика программы негосударственного пенсионного обеспечения

Различные фонды предлагают неодинаковые программы пенсионного обеспечения. В ст. 11 ФЗ №75 определены основные требования к пенсионным схемам.

Более подробно данный вопрос освящен в . Этот подзаконный акт был разработан во исполнение положений ФЗ.

В пункте 2 постановления №1385 определено, что пенсионная схема определяет порядок НПО. Именно на ней базируется договор, который заключают участник фонда и сам фонд.

При изучении основных характеристик схемы следует обратить внимание на следующие моменты:

  • порядок внесения взносов, их сумма, периодичность и продолжительность выплаты;
  • порядок получения пенсий (размер, периодичность, продолжительность);
  • способ расчета обязательств фонда перед участниками;
  • метод расчета выкупной суммы;
  • возможность наследования пенсионных накоплений;
  • порядок ведения счетов.

Название схемы всегда отражает ее отличительные особенности – это то же требование законодателя.

Обычно в рамках одного НПФ действуют различные программы. В таком случае у участника может быть выбор той, которая подходит ему больше, нежели другие.

Виды такого обеспечения граждан

Существуют следующие виды пенсионного обеспечения граждан:

Как работает система

Итак, мы уж говорили об общей схеме работы системы НПО. Вкладчики вносят собственные средства согласно условиям, предусмотренным в договоре, а затем получают выплаты.

Их размер определяется не только суммарным числом средств, но и теми деньгами, которые были получены в процессе .

НПФ обладают сравнительной свободой действия при управлении пенсионными ресурсами.

Инвестированием фонд может заниматься самостоятельно или же привлекать управляющую компанию.

Средства могут быть размещены в ценных бумагах, в объектах недвижимости или (ст. 24.1 ФЗ №75).

Для вложения денег в другие активы требуется обязательное участие управляющей компании, которая имеет соответствующую лицензию.

В такой ситуации средства могут быть вложены в акции, облигации или паи. Законодатель определяет свои требования к инвестиционной деятельности НПФ.

Так, он требует проводить диверсификацию рисков. В ФЗ устанавливаются нормативы по удельному весу средств, которые размещаются в определённом активе.

Цель такого инвестирования – увеличение размера пенсии участников НПФ.

Получаемый доход распределяется в соответствии с положениями пенсионного договора (обычно, пропорционально размеру взносов).

Заключение договора

Индивидуальный пенсионный договор – это соглашение, которое заключено между Вкладчиком и НПФ в пользу Участника.

Данный договор может быть оформлен для себя или третьего лица. Таким образом вкладчик и участник могут быть как одним лицом, так и разными лицами.

Видео: что такое негосударственное пенсионное обеспечение

Оформляя такое соглашение, вкладчик обязуется уплачивать в фонд определённый размер взносов, а тот в свою очередь выплачивать добровольную пенсию при наступлении пенсионных оснований.

Вкладчик, который желает вступить в отношения по негосударственному пенсионному обеспечению обращается к сотрудникам фонда, которые помогут подобрать подходящую пенсионную схему и оформить необходимые документы.

Отношения во многом регулируются именно с помощью такого акта. Он подписывается сторонами соглашения.

В договоре должна быть отражена следующая информация:

  • процесс внесения взносов, срок для совершения данных действий и сумма платежа;
  • процесс выплаты пенсии (сроки, суммы и пр.);
  • права и обязанности сторон;
  • вид пенсионной схемы;
  • пенсионные основания;
  • порядок внесения изменений в соглашение;
  • порядок расторжения отношений между сторонами.

Обычно, НПФ имеют типовые соглашения, которые они предоставляют на подпись вкладчику.

Необходимо внимательно ознакомиться с каждым условием и положением, которое включено в договор, чтобы избежать спорных моментов в будущем.

Прежде чем подписывать договор клиент должен определиться с ответами на следующие вопросы:

Ответив на данные вопросы, клиент сможет определиться с пенсионной схемой.

Недостатки негосударственной пенсии

Данный вид пенсионного обеспечения имеет свои преимущества (некоторые мы рассмотрели выше) и недостатки. Остановимся более подробно именно на минусах НПФ.

Главный недостаток – слишком долгое ожидание. Заплатить в НПФ необходимо сегодня, а средства будут получены только через значительный промежуток времени.

Многие граждане не доверяют НПФ и не уверены в их стабильности. Постоянные реформы в данной сфере и серьезные преобразования только увеличивают опасения людей.

Второй недостаток – невысокая инвестиционная доходность. Процент прироста капитала составляет около 10% в месяц. Иногда сумма меньше.

Таким образом доходность НПФ находится на уровне банковских вкладов. При этом открыв счет в банке, клиент имеет доступ к своим средствам.

В случае с НПФ – это проблематично. Не всегда вкладчик может беспрепятственно провести досрочное снятие средств, которые размещены в фонде.