Образец доверенности на распоряжение банковским счетом: как выглядит и где получить. Порядок распоряжения счетами

В каких случаях возникает необходимость оформлять доверенность на распоряжение банковским счетом? Таких ситуаций множество. Сейчас крайне сложно представить себе организацию, которая не имела бы собственного текущего счета в банке предназначенного для безналичных расчетов. Кроме того, большинство населения получает заработную плату, социальную помощь или пенсию именно на свою карту в банке. Если брать во внимание крупных предпринимателей, то для них открытый счет в банке – незаменимая составляющая работы.

В силу разнообразных причин может возникнуть необходимость, чтобы кто-то еще, кроме владельца, имел доступ к и мог им распоряжаться. В число таких лиц могут входить доверенные сотрудники предприятия, представители фирм, которые оказывают услуги юридического плана при открытии и регистрации фирм, а также близкие родственники.

Оформление доверенности как одно из наиболее частых нотариальных действий

Оформление такого документа, как доверенность на управление , является одним из нотариальных действий, которые в России совершаются наиболее часто. Не все знают, что закон РФ не предусматривает оформление подобного документа исключительно у нотариусов, и большинство граждан за подобными услугами обращается именно к ним. Хотя непосредственно в банке оформить доверенность можно гораздо быстрее и дешевле (некоторые финансовые учреждения даже бесплатно предоставляют такую услугу).

По окончании оформления такой доверенности лицо, на которое она была оформлена, получает возможность управления счетом, который открыт в банке на имя доверителя. Это значит, что доверенный представитель имеет полный доступ к находящимся на счете средствам.

Какие категории лиц могут выступать представителем и доверителем

В качестве доверителя и представителя по доверенности может выступать любое лицо, которое признано дееспособным.

Доверителем может быть любой гражданин РФ, который достиг совершеннолетия и имеет банковский счет.

Количество человек, которые представляют интересы лица, выписавшего доверительную бумагу, законом не ограничивается. Это значит, что, принимая за основу доверенность для банка, доверитель может поручить распоряжение своим банковской учетной записью сразу нескольким физическим лицам.

В том случае, если у доверителя имеется несколько вкладов в определенном банковском учреждении, есть возможность оформления единой доверенности на все имеющиеся .

Где можно провести процедуру

В соответствии с действующим законодательством РФ, есть два способа получения данного документа:

Доверенность на право распоряжения банковским счетом всегда должна оформляться непосредственно в присутствии доверителя.

Но прежде чем оформить документ у нотариуса, рекомендуется текст доверенности согласовать с банком, чтобы потом юристы финансового учреждения не потребовали ее переоформления в соответствии со своими требованиями.

Оформление документа в отделении банка предусматривает, что на свое усмотрение и в соответствии со своими тарифами банк может потребовать определенной оплаты за оказанные услуги.

Среди документов, которые понадобятся для оформления, может быть, к примеру, сберегательная книжка или другой документ, подтверждающий факт наличия , на распоряжение которым и будет предоставляться доверенность, а также паспорт.

Заверка у нотариуса

Осуществить заверение подобной бумаги можно у любого нотариуса РФ, причем привязка нотариальной конторы к территории, на которой расположен банк, не обязательна. Для совершения операции понадобится паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Такие данные, как номер структурного подразделения банка и счета, могут быть указаны из слов доверителя. Для этого не требуется документальное подтверждение.

В том случае, если оформляется специальная доверенность, представитель обретает полномочия на совершение банковских операций однородного типа на протяжении всего срока действия документа.

Согласно статье 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. В то же время пункт 3 статьи 845ГК допускает возможность ограничения распоряжения средствами на счете и в случаях, установленныхдоговором между клиентом и банком.Как былоотмечено в литературе,указанные в статье 858 Кодекса ограничения, в отличие от предусмотренных пунктом 3 статьи 845, относятся к случаям вмешательства не участвующих в договоре банковского счета уполномоченных государственных органов в данные договорные отношения.

Законодательству Российской Федерации известны два вида подобных ограничений: арест денежных средств на счете и приостановление операций по счету. Рассмотрим же их по порядку.

Согласно статье27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»от 2 декабря 1990 г. N 395-I(далее - закон о банках) на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.Кроме этого законавозможностьареста денежных средств предусмотрена также в других федеральных законах. По ним правом ареста средств на счете обладают:

а) суды (судьи) по гражданским и уголовным делам, находящимся у них в производстве, в качестве меры обеспечения иска, обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (ст. 140 ГПК РФ, 91 АПК РФ, ст.230 УПК РФ);

б)органы предварительного расследования по уголовным делам в качестве меры обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора и при наличии судебного решения (ст. 115 УПК РФ);

в) судебные приставы-исполнители в целях последующего взыскания денежных средств (ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствиисо статьей 27 ФЗзакона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.Часть7 ст. 115 УПКРФ также предусматривает, что при наложении ареста на принадлежащие подозреваемому обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложенарест. Другие законодательные акты не дают описания процедуры ареста денежных средств на счете (во вкладе). Таким образом, под арестом денежных средств на счете в кредитной организации следует понимать блокирование определенной денежной суммы на счете, на которую наложен арест, и исключение возможности ее списания. Высший арбитражный суд России дал разъяснения нижестоящим судам, что арест налагается на денежные средства на счете, а не на сам счет. То есть, невозможно наложить арест, если на счете отсутствуют денежные средства.Если к моменту поступления в банк постановления об арестеостаток по счету превышает арестовываемую сумму, то в части превышения клиент может свободно распоряжаться денежными средствами, если остаток меньше арестовываемой суммы – арест налагается на имеющуюся сумму средств.Но, а если средств на счете вообще не имеется, то банк возвращает документ о наложении ареста и извещает уполномоченное на арест лицо об отсутствии средств на счете.На практике возможны случаи, когда в кредитную организацию поступает постановлениеоб арестес требованием не только арестовать имеющиеся насчете суммы, но и блокировать суммы, которые будут поступать на счет в дальнейшем. Конечно арест сумм, поступающих на счет в будущем, не укладывается в законодательное определениеареста, и подобные требования представляются неправомерными. Однакоарест средств в нынешнем виде малоэффективен. К моменту поступления в банк постановления об аресте средств на счете может не быть, но они могут поступить на него в последующем, когда банку уже ответил полномочному на арест лицу о неисполнении либо о частичной неисполнении постановления об аресте в связи с отсутствием (полным или частичным) средств на нем. Данные обстоятельство следует признать недостатком действующего законодательства, так как резко снижается возможность достижения тех целей, для которых собственно и производится арест. Представляется, что de lege ferenda необходимо изменитьрежим ареста денежных средств на счете, прямо предусмотрев в законодательстве возможность ареста средств, поступающих на счет в последующем.

Нельзя согласиться смнением Ф. Гизатуллина о том, что «при аресте средств на счете, наложенногосудами общей юрисдикции в силу ст.390 ГПК РФ, а также для ареста, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя об аресте и списании денежных средств в силу п.12.7 положения Банка России от 3.10.02 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", применяется накопительный метод, поскольку в соответствии с указанными нормами все причитающиеся клиенту платежи до полного погашения взыскиваемой суммы должны перечисляться взыскателю или на депозитный счет суда.» .Из приведенных автором норм такое совершенно не следует! Накопительный метод используется при исполнении исполнительного или расчетного документа о взыскании, а не решения уполномоченного органа об аресте средств.

Наложение ареста на денежные средства не означает, что обеспеченное арестом требование получает преимущество перед иными требованиями, предъявленными к счету, то есть очередность списания, установленная ст. 855 ГК РФ продолжает действовать.

Приостановление операций по счетам в самом Законе о банках не упоминается, но предусмотрено следующими законодательными актами:

а )Налоговым кодексом РФ в качестве полномочий налоговых и таможенных органов (ст. ст. 34,76);

б) Федеральным законом«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в качестве полномочийуполномоченного органа финансового мониторинга и самих банков (ст. ст. 7, 8);

в) Бюджетным кодексом РФ в качестве полномочий органов федерального казначейства (ст. ст. 282, 284).

Согласно пунктам 1, 2ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам организации применяется в целях обеспечения исполнения решенияналогового (таможенного) органа о взыскании налога (сбора) либо в случае непредставления налоговой декларации, а по счетам индивидуального предпринимателя – только в случае непредставления декларации. Определение банковского счета, по которому возможно приостановление операций,дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. По счетам налогоплательщика-организации приостановление операций означает в соответствии с п. 1 ст.76 НК прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Иное предусмотренное в том же пункте статьи: владелец счета может совершать расходные операции со счета, если эти платежи по очередности исполнения, установленной гражданским законодательством, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Такая очередность установлена статьей 855 ГК РФ для случаев, когда средств на счете не хватает для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, но для целей ст. 76 НК имеет значение не достаточность средств на счете, а назначение платежа при списании. Списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предшествуют списания первой и второй очередей, установленных п. 2 ст. 855 ГК РФ : списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов, списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору. В таком случае оказывается невозможнымвыплатить заработную плату работникам организации, поскольку списание для нее оказалось в одной очереди с выплатой налогов и сборов, но есть возможность списать заработную плату работникам по исполнительным документам на основании судебного решения (вторая очередь).

Большие споры вызываетвозможность списания средств со счета во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в случаях приостановления операций по счету.Имеются два мнения. По первому, основанномуна целевом толковании норм ст. 76 НК РФ, признается, что если операции приостановлены в связи с неуплатой налога, то банк обязан исполнить поручение клиента или налогового органа, направленное на уплату (взыскание) налога. Аргументом сторонников этого мнения является также диспозиция ст. 134 НК РФ, по которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет ответственность банка в виде штрафа.

Второемнение основано на буквальном толковании и исходи из невозможности списания со счета в целяхуплаты (взыскания) налогов.Такое мнение в некоторых случаях разделяется и арбитражной практикой. Представляют интерес выводы,содержащиеся в решении Арбитражного судаКрасноярского края от 14 октября 2003 г. Суд в мотивировочной части своего решения сослался натак и не получивший юридической силы (по причине отказа Минюстом в госрегистрации) Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. приказом МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159. Согласно пункту 7 Порядкав банки направляются только решения (о приостановлении операций – А. А.) по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. Действительно, платежный документ по исполнению налоговой обязанности исполняется фактически в третьей очереди (с учетом нормы статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"). Значит, независимо от того, приостановлены операции или нет, платежи первой и второй очереди все равно должны быть исполнены до уплаты налога. А платежи четвертой и пятой очередей не проходят, пока не уплачены налоги. Кроме того, только при принятии второй точки зрения имеет смысл абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, по которому не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке. При поддержке первой позиции платежи, находящиеся в той же очереди, что и налоги, а это - заработная плата по трудовым договорам, оказываются ущемленными, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П. Только если допустить возможность их оплаты можно принять первую точку зрения.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 9 ст. 76 НК).

Другим законодательным актом, регламентирующим приостановление операций по банковским счетам, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно его п. 10 ст. 7организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитные организации, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6указанного законапорядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Такие перечни рассылаются в кредитные организации Федеральной службой по финансовому мониторингув соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27. При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций по счетам на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной (абз. 3 ст. 8).

В данных случаях, в отличие от приостановления операций налоговым (таможенным) органом, приостанавливаются все расходные операции, независимо от очередности, установленной гражданским законодательством. Отличия такжесостоят в том, что, во-первых, приостановление операций начинается с даты, когда распоряжение клиента о списании должно быть выполнено, то есть не позднее следующего операционного дня, следующего за днем дачи распоряжения клиентом, если иной срок не установлен законом или договором банковского счета (ст. 849 ГК РФ), а во-вторых, имеет срок действия, по истечении которого автоматически утрачивает силу.С учетом всего этогооно представляется неэффективным, учитывая его максимальный срок в пять дней и отсутствиеполномочий каким-то образом решать судьбу средств на счете. Если в иных случаях денежные средства могут блокироваться на счете до последующего их взыскания, то в данном случае уполномоченный орган таких прав не имеет. Единственное, что он может сделать уполномоченный орган, так это направить информацию и материалы вправоохранительные органы, но пока он это сделает, так и пятидневный срок пройдет.

Законодательство Российской федерации также предусматривает приостановление операций по счетам в кредитных организацияхв качестве меры в отношениинарушителей бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетного кодексаРФ). В соответствии с ч. 3 ст.284 БК РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.В отношении именно банковских счетов такой случай предусмотрен статьей 117 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" при установлении факта незакрытия федеральными учреждениями счетов в валюте Российской Федерации, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок приостановления операций при этом должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Однако для случаев приостановления операций именно по банковским счетам Постановлением от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"утверждение такого порядка было возложено наМинистерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Приказом Минфина РФ от 26 октября 2004 г. N 94н утвержден Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно пункту 8 Порядка приостановление операций по счетам федеральных учреждений в банке означает прекращение банком всех операций по списанию средств за исключением исполнения обязанностей федерального учреждения по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением перечисления, на основании платежного поручения федерального учреждения, суммы остатка денежных средств на счете, открытом в банке, на счет органа федерального казначейства.

Постановление органа федерального казначейства подлежит исполнению банком с момента его получения и до закрытия счета федеральным учреждением.

При любом из видов ограничений на распоряжение счетом дискуссионнойявляется возможность закрыть счет с имеющимся остатком средств на нем ираспорядиться ими (ст. 859 ГК РФ). Право клиента расторгнуть договор банковского счета и, соответственно, закрыть счет в любое время, является безусловным, однако свободное распоряжение остатком на счете при его закрытии фактически не согласуется с ограничениями на расходные операции, которые устанавливаются при аресте и приостановлении операций по счету. В таком случае, получив заявление клиента о закрытии счета с остатком и арестом или приостановлением операций банк не должен его принимать к исполнению. Аналогичное мнение налоговых органов изложено в Письме МНС РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-1-13/1083-АД665.

Определенные трудности такжеможет вызвать вопрос конкуренции нескольких актов ограничения средств на счете.Вполне реальна ситуация, когдапо счету сарестованными средствами приостанавливаются операции, либо наоборот.Какому акту следует отдать предпочтение?Оба вида ограничений установлены федеральными законами и обе направлены на достижение конституционно значимых целей: исполнение судебных решений и уплату налогов. Судебная практикаисходит из невозможности исполнения постановления о приостановлении операций при аресте средств на счете. Мне кажется, в такой ситуации более верным будет не исключать полностью возможность исполнения более позднего по времени поступления в банкрешения об аресте (приостановлении операций),а исключать его в той мере, в какой это исполнение противоречит предшествующему решению.


С. В. Сарбаш. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М. «Статут». 1999- С. 155

См.п. 6Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРФ от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», а такжеп. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"// СПС «Гарант» индивидуальных предпринимателей.

С учетом содержания Постановления Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"

см. Ф. Гизатуллин. Указ соч, а также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. NА33-1874/03-С3-Ф02-4976/03-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03АК; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03АК; письмо МНС от№ // СПС «Гарант»

Несогласованность ст. 134 НКсо ст. 76нашло отражение в п. 47 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

См.решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2003 г. N А33-11564/03-С3, оставленное без измененияПостановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. N А33-11564/03-С3-Ф02-621/04-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2002 г. N А65-15261/2001-СА1-7к; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2001 г. N Ф08-288/2001 // СПС «Гарант»

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2003 г. N А64-9/02-11 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2004 г. N КА-А40/9323-04 // СПС «Гарант»

По общему правилу клиент самостоятельно распоряжается денежными средствами, находящимися на его счете. Полномочия лиц на распоряжение счетом юридического лица удостоверяются учредительными документами и банковскими карточками. Последние содержат заверенные подписи лиц, которым предоставлено право первой и второй подписи на платежных документах от имени юридического лица, так как по действующим правилам бухгалтерского учета платежные документы должны подписываться двумя лицами, одно из которых имеет право первой подписи, другое - второй. Полномочия на распоряжение счетом от имени физического лица могут подтверждаться доверенностью.

В банковской практике широко применяется возможность удостоверения прав распоряжения денежными средствами с помощью электронных средств платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, что получило подтверждение в п. 3 ст. 847 ГК. Такая возможность должна быть согласована сторонами в договоре банковского счета. Часто используют электронно-цифровую подпись, систему кодов и паролей. Но во всех случаях эти средства должны давать возможность определить, что распоряжение исходит от уполномоченного лица.

Владелец счета может предоставить третьим лицам право давать банку распоряжения о списании денежных средств со своего счета. Однако такая возможность должна быть оговорена в договоре банковского счета, и представляемые в банк документы с соответствующим требованием должны позволять идентифицировать лицо, которому предоставлено такое право.

Без распоряжения клиента согласно ст. 854 ГК списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором банковского счета. В соответствии с Положением о безналичных расчетах без распоряжения клиента списание со счета возможно путем выставления платежного требования (безакцептный порядок) или инкассового поручения (бесспорный порядок). В безакцептном порядке списание производится в случаях, предусмотренных законом или договором между плательщиком и получателем средств (ст. 854 ГК). В бесспорном порядке списание осуществляется в случаях, когда такой порядок установлен законодательством (в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции), для взыскания по исполнительным документам, а также в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при предоставлении банку плательщика права списания денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Списание денежных средств в безакцептном или бесспорном порядке по основаниям, предусмотренным клиентом и контрагентом в заключенном ими договоре, производится банком только при наличии соответствующего условия в договоре банковского счета.

Права владельца счета по распоряжению денежными средствами могут быть ограничены в случае наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете или при приостановлении операций по счету, если это предусмотрено законом. В соответствии с процессуальным законодательством арест на счет накладывается судом, арбитражным судом и следственными органами. При получении исполнительных документов или постановлений этих органов о наложении ареста на денежные средства банк прекращает расходные операции по счету. Сумма, на которую накладывается арест, должна быть определена в решении о наложении ареста. Судебная практика исходит из того, что банк должен исполнять такие решения только в пределах сумм, находящихся на счете на дату поступления документа о наложении ареста. Денежные средства, поступившие на счет позднее, не считаются арестованными.

Приостановление операций по счету может производиться по решению суда в качестве обеспечительной меры. Такое право имеют также налоговые органы и органы валютного контроля.

Ограничения, касающиеся направления использования денежных средств клиентов, могут согласно ст. 845 ГК устанавливаться сторонами в договоре банковского счета. Такие ограничения обычно устанавливаются по специальным счетам, являющимся средством обеспечения по исполнению клиентом своих обязательств по кредитному договору. Они могут заключаться в обязанности клиента направлять денежные средства исключительно для погашения кредита либо, например, для расчетов с определенными контрагентами в связи с контролем банка за соблюдением целевого характера кредита.

Раздел документа: Образцы документов , Распоряжение


БАНК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СССР

______________________________________________________________________ (наименование учреждения)

"___"__________ 19___ г. Балансовый номер счета 67083 .../...

РАСПОРЯЖЕНИЕ No.

Открыть на балансе Внешэкономбанка СССР текущий балансовый счет производственному кооперативу на следующих условиях:

1. Наименование владельца счета:

Почтовый адрес:

Телеграфный адрес:

Номер и дата Свидетельства о регистрации в МВЭС СССР:

2. Валюта счета:

3. Норматив отчислений иностранной валюты государству (с указанием основания):

4. Наименование банковского учреждения, в котором открыт расчетный счет в рублях и его Nо.:

Номер по МФО:

5. Перечень поступлений и платежей:

На счет могут быть зачислены суммы в иностранной валюте:

а) за экспортированные товары (работы, услуги), переведенные из-за границы через Внешэкономбанк СССР в пользу владельца счета (непосредственно, либо при посредничестве советской внешнеторговой или иной внешнеэкономической организации) после отчисления государству иностранной валюты по установленным нормативам;

б) купленные владельцем счета на проводимых Внешэкономбанком СССР валютных аукционах;

в) перечисленные с текущих балансовых валютных счетов других кооперативных организаций в оплату производимых владельцем счета товаров (работ, услуг);

г) перечисленные со счетов в иностранной валюте типа "Б" и "В", принадлежащих членам данного производственного кооператива;

д) другие суммы с разрешения Внешэкономбанка СССР или Министерства финансов СССР.

Суммы, числящиеся на счете, могут быть по распоряжению владельца:

а) переведены за границу в принятой банковской форме по экспортно-импортным операциям владельца счета, соответствующим целям и задачам его деятельности;

б) перечислены на счета внешнеторговых и иных внешнеэкономических организаций для последующего перевода за границу в оплату импортируемых товаров (работ, услуг);

в) перечислены на текущие балансовые валютные счета других кооперативных организаций в оплату производимых ими товаров (работ, услуг);

г) перечислены на расчетный (текущий) счет владельца в рублях без права обратного зачисления выплаченных сумм на текущий балансовый валютный счет;

д) использованы на оплату задолженности по кредитам в иностранной валюте, полученным во Внешэкономбанке СССР, банковской комиссии и почтово - телеграфных расходов, на оплату командировочных расходов в соответствии с действующими правилами, а также для продажи на проводимых Внешэкономбанком СССР валютных аукционах;

е) использованы на другие цели с разрешения Внешэкономбанка СССР или Министерства финансов СССР.

6. Выплата процентов: проценты начисляются ежеквартально по ставкам, устанавливаемым Внешэкономбанком СССР.

7. Платежи по счету: осуществляются в пределах остатка средств на счете; овердрафтный кредит не предоставляется.

8. Конверсия средств на счете в другую валюту: производится при выполнении платежных поручений владельца счета или зачислении средств на с чет по правилам, устанавливаемым Внешэкономбанком СССР.

9. Высылка выписок: выписки высылаются по мере совершения операций по счету, выписки считаются подтвержденными, если владелец счета не представил свои замечания в течение 30 дней с даты выписки. Владелец подтверждает сальдо счета по состоянию на 1 января каждого года.

10. Комиссия и почтово-телеграфные расходы: банковская комиссия взимается в соответствии с действующим Тарифом комиссионного вознаграждения Внешэкономбанка СССР; расходы взыскиваются по фактической стоимости.

11. Остаток счета: подлежит переоценке при изменении курса валюты счета к рублю, курсовая разница относится за счет владельца.

Основание:

1. Заявление владельца счета от "___"____________ 19___ г.

Руководитель учреждения Главный (старший) бухгалтер Внешэкономбанка СССР

_______________________ ____________________________

Сохраните эту страницу.

На основании ст.858 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается введение ограничений прав клиента по распоряжению счетом в виде наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счету.
Основные отличия приостановления операций по счету и ареста денежных средств на счете друг от друга заключаются в их содержании, а также в том, с какой целью они применяются.
Приостановление сводится к ограничению проведения расходных операций по счету и не связано с конкретной денежной суммой.
Применяется эта мера для понуждения плательщиков налогов и сборов, а также налоговых агентов к исполнению своих обязанностей по исполнению решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также по представлению налоговых деклараций. В первом случае решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (п.2 ст.76 Налогового кодекса РФ).
В отличие от этого арест налагается на конкретную денежную сумму, находящуюся на счете, в целях её сохранения для последующего взыскания.
При этом арест денежных средств должника сверх необходимой суммы является незаконным.
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест (ч.2 ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
Приостанавливать операции по банковским счетам в порядке, предусмотренном ст.76 Налогового кодекса РФ, вправе налоговые органы (подпункт 5 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ) и таможенные органы (ст.34 Налогового кодекса РФ).
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой также может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (ч.4 ст.24 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).
Кроме того, органы федерального казначейства вправе приостанавливать операции по рублевым счетам бюджетных учреждений вБанке России икредитных организациях (абз.5 п.1 ст.166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Арест средств на банковском счете вправе производить судебные органы в качестве обеспечительных мер (п/п 1 п.1 ст.140 Гражданского процессуального кодекса РФ, п/п 1 п.1 ст.90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п/п 9 п.2 ст.29, п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ), а также судебные приставы-исполнители в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям (ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует обратить внимание, что ч.1 ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности», где речь идет о наложении ареста органами предварительного следствия с санкции прокурора, вступила в этой части в противоречие с принятыми позднее федеральными законами и соответственно применению не подлежит. Согласно п/п 9 п.2 ст.29 и п.1 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ аресты в рамках уголовных дел налагаются только по решению суда.
Помимо ограничений по распоряжению счетами в кредитных организациях существует ряд других мер, также направленных на ограничение прав по распоряжению имуществом.
Четкое разграничение этих мер требуется в связи с тем, что их реализация регулируется специальными законодательными нормами и подзаконными актами.
В частности, к числу таких мер относятся.
1. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, вводимый Банком России на срок до одного года (п/п 4 ч.2 ст.74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
2. Приостановление на два рабочих дня расходных операций с денежными средствами и иным имуществом, применяемое организациями, осуществляющими такие операции, в отношении лиц, причастных к террористической деятельности (п.10 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
3. Отказ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в выполнении распоряжения клиента о совершении расходной операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации об этом клиенте (п.11 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
4. Отказ уполномоченных банков в осуществлении валютной операции в случае непредставления документов, необходимых для осуществления валютного контроля, либо представления недостоверных документов (п.5 ст.23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
5. Арест движимого и недвижимого имущества.
Такой арест вправе применять налоговые и таможенные органы с санкции прокурора (ст.77 Налогового кодекса РФ), судебные приставы-исполнители (ст.80 ФЗ «Об исполнительном производстве»), суды в рамках уголовных дел (п/п 9 п.2 ст.29 и п.1 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение (см., например, п.5 ст.80 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.2 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
6. Обращение взыскания на права требования должника ктретьему лицу, втом числе по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде идр., т.е.на дебиторскую задолженность (ст.75 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Основное отличие перечисленных мер от ограничений по распоряжению счетами заключается в том, что они адресованы самим нарушителям или их должникам, а не обслуживающим их кредитным организациям.
Кроме того, последние две меры предполагают возможность передачи имущества другим лицам.
Так, подлежат обязательному изъятию денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест (п.3 ст.84 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При наложении ареста на денежные средства или приостановления операций по счету, средства остаются на счете в кредитной организации.
В связи с этим, например, при аресте в рамках уголовных дел средств, находящихся на счетах в кредитных организациях, действует п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому при наложении судом ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест.
Если же речь идет об аресте наличных денежных средств, то они изымаются и зачисляются на специальный счет в кредитной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией Министерства финансов РФ (от 30 декабря 1997 г. № 95н) и Банка России (от 2 октября 1997 г. № 67) «О порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия».
Приостановление операций по счетам в кредитной организации означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, атакже самих налоговых платежей вбюджет (п.1 ст.76 Налогового кодекса РФ). К предшествующим платежам должны относиться предусмотренные п.2 ст.855 Гражданского кодекса РФ платежи первой и второй очереди, а также платежи третьей (одинаковой с платежами в бюджет и внебюджетные фонды) очереди, но с более ранней календарной датой поступления в банк.
Следует учитывать, что в настоящее время п.2 ст.855 Гражданского кодекса РФ применяется с учетом положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год (п.1 ст.5 ФЗ «Офедеральном бюджете на 2010 год ина плановый период 2011 и 2012 годов»), смысл которых сводится к тому, что платежи третьей очереди, к которым относятся оплата труда и перечисления во внебюджетные фонды, а также платежи четвертой очереди, к которым относятся налоговые платежи, объединяются в одну очередь.
Арест средств на счете также не должен нарушать очередность платежей.
Применительно к этой мере это означает, что, если, например, арест налагается судом в качестве обеспечительной меры по иску контрагента должника (его требования относятся к последней очереди), то и арест распространяется только на платежи последней очереди.
Применительно к аресту, налагаемому в рамках уголовного дела, этот вопрос прямо не урегулирован. Однако, по мнению автора, поскольку в п.7 ст.115 Уголовно-процессуального кодекса РФ упоминается о полном или частичном прекращении операций со средствами, на которые наложен арест, этот вопрос должен решать суд. Соответственно кредитная организация по этому вопросу поступает так, как указано судом.
Такой же подход можно использовать и судам общей юрисдикции.
При приостановлении операций по счетам в кредитных организациях приходные операции не приостанавливаются. Исключение может составлять приостановление, налагаемое Коллегией Счетной палаты, поскольку в ч.4 ст.24 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» речь идет о приостановлении всех видов операций.
При аресте денежных средств на счетах этот вопрос прямо законодательством не урегулирован.
Согласно судебно-арбитражной практике арест налагается на имеющиеся на банковских счетах ответчика средства, атакже на средства, поступившие на корреспондентский счет банка на его имя, впределах заявленной суммы требований (п.15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).
В тех случаях, когда применение приостановления операций по счетам обусловлено необходимостью понуждения кпредоставлению налоговой декларации, приостановление отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем ее представления (абз.2 п.3 ст.76 НК РФ).
В отношении случаев, когда применение этой меры обусловлено необходимостью понуждения кисполнению решения налогового органа овзыскании налога или сбора, действует п.8 ст.76 НК РФ, согласно которому приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих факт взыскания налога.
В случае удовлетворения иска арест как обеспечительная мера сохраняет свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу арест сохраняет свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (п. п. 4 и 5 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ). То же самое по смыслу закреплено в п.3 ст.144 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В случае если при исполнении определения арбитражного суда об обеспечении иска путем наложения ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику, ответчик предоставил встречное обеспечение путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере требований истца либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму, он вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело, с ходатайством об отмене обеспечительных мер (п.3 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Арест, наложенный на имущество в рамках уголовного дела, отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость (п.9 ст.115 Уголовного процессуального кодекса РФ).
Приостановление операций по счетам касается только счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открываемых на основании договора банковского счета (п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ).
Арест распространяется как на средства, находящиеся на банковских счетах, так и на средства, находящиеся во вкладах, т. е. на депозитных счетах (счетах по учету вкладов). Эти счета могут принадлежать любым физическим и юридическим лицам (см. п.3 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.7 ст.115 Уголовного процессуального кодекса РФ).
Кроме того, следует отметить, что в данном случае речь шла о применении мер к счетам, функционирующим в общем режиме.
Например, применительно к процедуре несостоятельности (банкротства) действуют уже специальные меры, ограничивающие распоряжение имуществом должника, и правила исполнения его обязанностей, которые предусмотрены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При открытии этой процедуры арест как обеспечительная мера и иные ограничения распоряжения имуществом должника снимаются (см. п.1 ст.63, п.1 ст.81, п.1 ст.94, п.1 ст.126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п/п 6 п.1 ст.50.19 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Прямая административная ответственность для случаев неисполнения решений о применении ограничений по распоряжению счетами установлена только применительно к решениям налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 Налогового кодекса РФ, ст.15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
При этом, поскольку у этих статей разные субъекты ответственности (по ст.134 Налогового кодекса РФ - сами кредитные организации, по ст.15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях - их должностные лица), они могут применяться одновременно.
В остальных случаях возможно применение к кредитной организации со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Кроме того, за осуществление служащими кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.312 Уголовного кодекса РФ.

Примеры из судебной практики. Из судебной практики по спорам, связанным с приостановлением операций по банковским счетам налоговыми органами, сложившейся на уровне кассационных инстанций арбитражных судов, хотелось бы отметить несколько решений. Суть данных решений сводится к следующему.
1. Статья 134 Налогового кодекса РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, не распространяется на выдачу с банковского счета наличных денег его владельцу.
Данный вывод арбитражного суда обусловлен тем, что в ст.134 Налогового кодекса РФ речь идет не о любых платежных документах, а лишь о платежных поручениях самого клиента банка, предусматривающих безналичный перевод денежных средств с его банковского счета.
Ранее эта статья не распространялась и на перечисление со счета денежных средств на счет этого же владельца в другом банке. Однако потом в нее были внесены соответствующие изменения.
2. Закрытие банковских счетов клиентом в период приостановления по ним операций не означает возможности для банка открытия новых счетов этому клиенту до отмены приостановления налоговым органом.
Это обусловлено тем, что в соответствии с п.9 ст.76 Налогового кодекса РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
При этом закрытие банком счета, в отношении которого принято решение налогового органа о приостановлении операций, закон не относит к основаниям признания соответствующего решения налогового органа утратившим силу или прекратившим действие.
Данное решение является фактическим подтверждением позиции Федеральной налоговой службы, выраженной в п.3 письма от 28 ноября 2005 г. № ЧД-6-24/998@.
Согласно этому письму, закрытие кредитной организацией счета налогоплательщика в порядке, установленном ст.859 Гражданского кодекса РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, не имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст.76 Налогового кодекса РФ и влечет применение к банку налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.132 и ст.134 Налогового кодекса РФ.
3. Налоговые органы не вправе приостанавливать операции по банковским счетам в случае непредставления документов, необходимых для проведения налоговой проверки.
Это связано с тем, что ст.76 Налогового кодекса РФ не предусматривает такого основания для приостановления операций по счетам как непредставление документов, необходимых для проведения налоговой проверки. В п.2 этой статьи речь идет только о непредставлении или об отказе представить налоговые декларации, т. е. только о тех документах, на которые распространяется ст.80 Налогового кодекса РФ.
Пункт 6 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», устанавливающий такое право налоговых органов, применению не подлежит, поскольку противоречит части первой Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.

§ 5. Соблюдение банковской тайны.

Согласно ч.1 ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Данные сведения и составляют содержание понятия банковской тайны.
Соответственно под перечень сведений, составляющих банковскую тайну, попадает вся информация, получаемая кредитной организацией в связи с банковским обслуживанием конкретного клиента (банка-корреспондента), в том числе о заключенных с ним договорах, о выданных кредитах, о его задолженности перед кредитной организацией, о контрагентах, с которыми он проводил расчеты.
В соответствии с п.1 ст.857 Гражданского кодекса РФ кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, т. е. перечень сведений более узкий. Однако данная статья содержит перечень сведений, составляющим банковскую тайну, только применительно к расчетным операциям со средствами, находящимися на счетах и во вкладах.
Правда, в ч.1 ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» еще указаны иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Однако это касается служащих кредитной организации и, по мнению автора, относится уже к иным видам конфиденциальных сведений, в частности составляющих служебную тайну. Ни сужать, ни расширять сведения, составляющие банковскую тайну кредитная организация не вправе, поскольку это в любом случае будет противоречить закону, т. к. будет нарушать либо правомочия государственных органов либо права и интересы клиентов кредитной организации.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены самим клиентам либо их представителям.
Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст.857 Гражданского кодекса РФ).
Основной перечень таких случаев содержится в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Причем этот перечень не является закрытым. Например, судебные приставы-исполнители на основании п.2 ст.14 ФЗ «О судебных приставах» вправе в связи с исполнением решений судов запрашивать и получать в кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц.
Форма предоставления этих сведений зависит от полномочий перечисленных органов в отношении кредитных организаций. Это может быть ответ на запрос, предоставление в силу прямого указания в законе, получение сведений при проведении проверки, в рамках определенной отчетности.
В части представления сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам по юридическим лицам и гражданам - предпринимателям действует подпункт 11 п.1 ст.31, п.2 ст.86 Налогового кодекса РФ и п.3 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Исходя из закрепленных в них положений, кредитные организации обязаны предоставлять налоговым органам сведения о счетах и операциях налогоплательщиков юридических лиц и граждан - предпринимателей в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа. Обязанности кредитных организаций предоставлять налоговым органам такие сведения по гражданам, которые не являются предпринимателями, без их согласия, федеральные законы не устанавливают.
В отношении института банковской тайны необходимо обратить внимание на несколько своеобразное значение понятия «клиент кредитной организации», которое возникает применительно к данному институту. Если в общем значении клиент кредитной организации – это физическое или юридическое лицо, либо уполномоченный государством орган, которые в настоящее время связаны с кредитной организацией договорными отношениями, то применительно к институту банковской тайны к клиентам кредитной организации относятся и те лица, которые в прошлом пользовались услугами данной кредитной организации.
Не следует смешивать понятия банковской тайны и коммерческой тайны. Они различаются как по содержанию, так и по принципам, на которых строится правовое регулирование этих вопросов. В частности, сведения, составляющие банковскую тайну, - это сведения о клиентах кредитной организации, а сведения, составляющие коммерческую тайну, - это сведения о самой кредитной организации. Состав сведений, на которые распространяется режим банковской тайны, определяется законом, к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относится любые сведения, за исключением тех, которые перечислены в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне» или установлены иными федеральными законами.
Также следует учитывать, что составляющие банковскую тайну сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом приобретают статус налоговой (служебной) тайны, которая не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст.102 Налогового кодекса РФ). Такие случаи предусмотрены вп.1 ст.102 НК РФ, атакже вч.9 ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве».