Уральский федеральный округ. Промышленность Урала. Отрасли специализации

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале, как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся, прежде всего, добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья, как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов. Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе. Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля. Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики. Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта. Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией. Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад. Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Отрасли промышленности Уральского экономического района

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и ма­шиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехи­мическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия - первая по значению и старейшая от­расль, на которую приходился почти 21% всей продукции Ура­ла. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству го­тового проката - свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. на базе наиболее круп­ных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в неболь­шом количестве - из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла - Нижне-Тагильского в Сверд­ловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Орен­бургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь так­же сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. - на Первоуральском ново­трубном заводе и 1/3 - на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала - экспортно-ориентированная от­расль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в ус­ловиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цин­ка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия - на Богословском и Уральском алюминиевых за­водах, меди - на Красноуральском и Кировоградском медепла­вильных комбинатах, а также никеля - в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титано­вого концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышлен­ной продукции района и сосредоточено более чем на 150 круп­ных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тя­желое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного обо­рудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наиболь­шей металлоемкостью.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника - бульдозеры, автофейдеры, экскавато­ры, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) - транспортные прицепы, в Свердловской - вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специа­лизируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение - электронная промышленность и радиотехника - наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен пред­приятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и тре­бует крупных инвестиций.

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рын­ке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для хи­мической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного по­требления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала - один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная - Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах.

Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимиче­ский комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также по­ступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой се­бестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15-35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцини­рованной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству ми­неральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприя­тия области по выпуску различных минеральных удобрений - «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпус­кают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использо­вания металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе ме­стных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (цент­ры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также круп­ный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь.

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производ­ства в области атомной промышленности - горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала при­чиной серьезных экологических проблем, связанных с образова­нием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинско­го радиоактивного следа.



Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса произво­дилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпус­кают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и рас­положены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, пред­приятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - важ­ная отрасль экономики Урала, на современном этапе производя­щая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство. Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пи­щевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Рес­публика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промыш­ленного производства Курганской обл. и 8% - Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО - почти 21%.

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала оп­ределяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряжен­ность на отдельных железнодорожных и автомобильных ма­гистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных - около 93 тыс. км и водных путей - 4,7 тыс. км.

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами - Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С вос­тока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабаты­вающих отраслей - черные и цветные металлы, машины и раз­личное оборудование.

Численность населения в разных районах страны изменяется также в связи с переездом людей из одного постоянного места жительства в другое (внутренние миграции).

Наиболее многочисленны и постоянны миграции населения из сельской местности в города.

Существует также переселение между сельскими населенными пунктами.

Значительны миграции из малых городов в крупные. В довоенные годы переселение шло на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы.

Численность населения составляет 20,5 млн человек.

В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения, – это один из самых высоких показателей по стране.

Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь.

Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредоточивающие 34 % населения Урала и занимающие около 10 % его территории.

Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживает соответственно 87 и 83 % населения.

Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область (41,4 чел./км 2) и Удмуртия (38,7 чел./км 2), наименее – Курганская и Оренбургская области (15,6 и 17,7 чел./км 2 соответственно), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.

2. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло– и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.

Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.

Собственная добыча угля обходится дороже, чем использование привозных углей; ввозятся как коксующиеся угли, так и энергетические (из Кузбасса).

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая, тем не менее, не покрывает потребности Уральского экономического района. На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения сформировался Оренбургский ТПК, откуда газ поступает в центральные районы России и на экспорт.

Создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Саловате, Перми.

Объединенная Уральская энергосистема – одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующаяся на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Ириклинской (2,4 млн кВт), Южно-Уральской ГРЭС и др.

Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская; имеются несколько меньших по мощности гидроэлектростанций. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связано с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, строительством Башкирской и Южно-Уральской АЭС.

Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал (из Казахстана), а в будущем и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК.

Для снабжения углем электростанций Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км .

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3 .

Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000–3500 км), а также из Казахстана (Соколовско – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горнообогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубочевское и другие месторождения).

Большое значение придается также активизации геологопоисковых работ на севере Уральских гор. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана – товарная руда. На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо – привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна.

В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, добываемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Значительно развита на Урале и передельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью .

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточено основное производство.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно-колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале.

В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале (в Ивдельском районе), отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серной кислоты, суперфосфата (например, на Медногорском медно-серном комбинате). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля, металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горнометаллургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, на нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, так как выплавка металлического алюминия – очень энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титаномагниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна .

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используются как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горношахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др.

Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск). Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах, недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Химическая промышленность – отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др.

Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.

Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск) .

Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли – в Березниках, работают в комплексе с металлургическими заводами (используют коксовый газ) – в Магнитогорске, Нижнем Тагиле; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – в Салавате.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к месторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале – Березники и Стерлитамак.

Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ.

Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы:

1) чрезмерную концентрацию производства;

2) недостаток воды;

3) дефицит топливно-энергетических ресурсов.

Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумага, спички, фанера, мебель, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности в использовании лесных ресурсов, увеличение химической и химико-механической переработки древесины, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Строительная индустрия на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности .

Отрасли агропромышленного производства

Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства.

Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала, – повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота. Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

Транспорт

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов.

Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте– и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами.

Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза.

Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским.

Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы.

Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.

Территориальная организация хозяйства

В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), ЮжноУральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроением. В Оренбургской области формируется крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.

  • Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский край.
  • Главные города: Екатеринбург — 1200 тыс. чел., Пермь 1000 тыс. чел., Челябинск — 1100 тыс. чел., Уфа — 1040 тыс. чел., Ижевск, Оренбург, Магнитогорск, Нижний Тагил.

Урал, расположенный на рубеже Европы и Азии, по своему экономическому потенциалу занимает 2-е место после Центрального района. Роль Урала определяется его мощной тяжелой промышленностью — черной и цветной металлургией, металлоемким и производством вооружений, которые сформировались на богатых металлических ресурсах района. По этим отраслям район занимает первые места в России.

Специализация Урала формировалась с начала XVIII века. Первая выплавка металлов на заводах Демидовых велась еще при Петре I. К середине XVIII века Урал стал мировым лидером по выплавке черных металлов. В XIX веке металлургия находилась в упадке, а XX век ознаменовался возрождением этой отрасли. Металлургия района была связана с производством оружия, а в последние полвека — и с выпуском тяжелой производственной техники.

Урал — основная металлургическая база страны, дающая половину произведенной в стране стали. Она сложилась на местных железных рудах, которые нынче почти исчерпаны. Руда завозится с КМА и . На Урале работают 4 из 8 крупнейших металлургических комбинатов страны — Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско- Халиловский и , производящие 45 чугуна, стали и проката Урала. Качественные сорта стали выпускают Чусовской, Серов- ский, Златоустовский, Алапаевский заводы. Различные виды сплавов производят в Челябинске и Серове.

Цветная металлургия Урала включает почти полный набор отраслей, что является уникальным случаем мировой практики. Она сформировалась на собственных ресурсах медной, никелевой, свинцово-цинковой руды, хрома, бокситов, золота, платины, которые уже сильно выработаны, поэтому активно используется и привозное сырье. Заводы размещаются во многих городах Урала. Медь производят в Красноуральске, Ревде, Кыштыме. Алюминий получают в Каменск- Уральском и Краснотурьинске, никель — в Орске и Реже, цинк — в Челябинске.

Машиностроение Урала по объему производства уступает только Центру. Здесь выпускают тяжелую технику для металлургии, нефтяной, химической, горнодобывающей, лесной промышленности, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, тракторы, вагоны. Самые большие заводы — «Уралмаш» и «Уралхиммаш» в , трубопрокатный и горного оборудования в Первоуральске, тракторный и трубопрокатный в Челябинске, горного оборудования и крановый в Магнитогорске, вагонов — в Нижнем Тагиле и др. Развито на Урале среднее и точное машиностроение: выпуск станков (Алапа- евск), инструментов (Златоуст), автомобилей (Миасс, Ижевск), сельскохозяйственных машин и автобусов (Курган).

Урал производит почти все виды вооружений: танки в Челябинске и Нижнем Тагиле, артиллерию в Екатеринбурге и Перми, ракетные комплексы в Глазове и Воткинске, БМП в Кургане, стрелковое оружие в Ижевске. Предприятия Урала вырабатывали специальные сплавы, виды топлива, взрывчатые вещества и другие материалы для .

Крупных масштабов на Урале достигла химическая индустрия. В первую очередь — это производство калийных и азотных удобрений и соды в Пермском крае на местном сырье, серы — на отходах металлургии, продукции органического синтеза на основе нефтепереработки и нефтехимии в Перми, Орске и особенно в Башкирии — Уфе, Салавате, Стерлитамаке, и газопереработки в Оренбурге.

В Пермском крае и Свердловской обл. на местных ресурсах развита лесная промышленность, в т.ч. переработка древесины, с крупными комбинатами в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске; Урал дает 15% древесины и 20% производства бумаги в стране. В строительной индустрии выделяется производство цемента, асбеста, огнеупоров и как специфическая уральская отрасль — добыча и обработка поделочных, декоративных и драгоценных камней. Легкая и пищевая промышленность развиты довольно слабо. В пищевой отрасли выделяется производство мяса и муки в южных областях.

Мощная промышленность района требует много топлива и энергии. Их основой был привозной уголь, позднее — нефть Волго–Уральской провинции (в Пермском крае и Башкирии). Современная энергетика Урала — одна из самых мощных в стране. Она включает систему крупных ТЭС и ГРЭС и дополняется Белоярской АЭС (около Екатеринбурга), Камской и Воткинской ГЭС на Каме. Но своей электроэнергии Уралу не хватает, он получает ее из и Западной Сибири.

Сельское хозяйство дает около 10% продовольствия России и опирается на крупные земельные ресурсы , который находится в засушливой зоне с рискованным (в годы сильных засух). Район специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Она отличается хорошим качеством благодаря теплому сухому климату, но меньшей урожайностью. Урал характеризуется крупным мясомолочным и развитым овцеводством. Однако району не хватает своего продовольствия и он завозит много овощей, картофеля, круп, масла, сахара. Вокруг крупных городов создано пригородное хозяйство.

Население Урала за советские годы сильно выросло, и по числу жителей и городов (150) район уступает только Центру. Население сосредоточено в промышленных ареалах горного Урала, а также в Башкирии и Удмуртии. Окраинные — предуральские и зауральские районы — заселены слабее. В городах проживает 75% населения. Урал, как и Поволжье — район крупных городов. Здесь 4 города- миллионера — это больше, чем в других российских районах. Сельское население проживает в основном на , но плотность его невелика — до 10 чел./м 2 . Наибольшее число сельских жителей — в Башкирии, где оно представлено коренным населением и татарами.

В начале 90-х гг. Урал оказался в числе наиболее бедственных районов страны в связи с резким сокращением ВПК, что затронуло и все смежные отрасли. Здесь более 23 занятых работали в этом комплексе, что определило высокую безработицу. Вместе с тем продукция ресурсных отраслей — черные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты — вышла на мировой рынок и приостановила экономический спад. Сейчас начата реконструкция ряда крупных предприятий этих отраслей, начинают оживать и машиностроительные заводы, обеспечивающие эту реконструкцию. Все это позволяет Уралу сохранить свою экономику и по ее объему почти сравняться с Центральным районом.

Экологическая ситуация на Урале очень сложная. Из 40 самых загрязненных городов России 10 находится на Урале. В их числе

Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил, Оренбург, Уфа, Первоуральск, Кыштым — центры металлургии, угольной энергетики, нефтегазохимии. Загрязненность приводит к выпадению осадков с вредными окислами, вызывает рост заболеваемости населения, усыхание лесов, загрязнение почв. Тяжелое положение с водными ресурсами. Урал, лежащий на водоразделе Волги и Оби, имеет их небольшие притоки, которые чрезвычайно загрязнены, большая часть воды забирается на технологические нужды.

Особую тревогу вызывает ареал радиационного загрязнения после аварии 50-х годов в Челябинской обл., а также большое скопление объектов потенциальной опасности — полигонов испытания и захоронения разных видов вооружений, взрывчатых веществ, химического оружия, отработанного урана и др. Опасность представляет и изношенное оборудование химических, нефтеперерабатывющих и металлургических производств, десятков нефтегазопроводов, пересекающих территорию Урала.

В перспективе не должны наращиваться ресурсные и тяжелые отрасли, хотя именно они и «держат» сейчас экономику Урала. Его промышленность, более чем в других районах, нуждается в технологическом обновлении для улучшения качества продукции, снижения ресурсоемкости и обеспечения экологичности производства. Здесь не должны строиться новые «гигантские» предприятия, бывшие основой уральской промышленности, необходима более продуманная конверсия ВПК, развитие производства товаров для населения и всех видов природоохранной деятельности. Необходимо предотвратить дальнейшее превращение территории горного Урала в техногенный безжизненный ландшафт, главным элементом которого являются дымящие заводские трубы.