Возникновение центральных банков. Предпосылки возникновения центральных банков

    Предмет изучения и структура курса.

    Связь курса с другими экономическими дисциплинами.

    Значение и задачи изучения курса.

1. Введение данного курса в программу для изучения студентами прежде всего обусловлено увеличивающейся ролью ЦБ в установлении макроэкономического равновесия путем содействия в выполнении основных задач, стоящих перед нормально функционирующей рыночной экономикой:

1) Достижение экономического роста

2) Поддержание минимального уровня инфляции и безработицы

3) Внешнеэкономическое равновесие

4) Твердая валютная позиция, поддержание стабильности национальной валюты.

В связи с этим предмет курса представляется в разрезе следующих аспектов:

1) Характеристика сущности, роли, эволюции развития, функций Центральных банков, в т.ч. Банка России;

2) Правовое регулирование деятельности ЦБ, его принадлежность к особому статусу в государстве;

3) Основные направления деятельности ЦБ;

4) Современные тенденции развития ЦБ в России и других странах.

5) Особенности функционирования ЦБР в современных условиях.

Помимо этих ключевых моментов будет заостряться внимание на роли ЦБ в проведении денежно-кредитной политики, организации наличного и безналичного денежного обращения, осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций, регулирование и контроль функционирования.

2. Центральный банк представляет собой ключевое звено кредитной системы страны, поэтому изучение его деятельности неизбежно затрагивает все экономические категории. Особенно ярко проявляется связь данной дисциплины с такими экономическими курсами, как «Экономическая теория», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Финансы предприятий», «Организация деятельности коммерческих банков», «Банковский менеджмент». Помимо этого, курс опирается на знания в области философии, статистики, компьютерной грамоты, права, иностранного языка.

3. Значение данного курса прежде всего состоит в том, что он позволяет сформировать основы знаний и ближе познакомиться с деятельностью ключевого звена банковской системы – ЦБ, который определяет макроэкономическую политику Правительства в области денежно-кредитного регулирования.

Задачи курса : 1) дать знания теории и практики деятельности ЦБ;

2) уметь связать их с современными событиями;

3) дать знания экономических, правовых, организационных основ функционирования ЦБ, изучить механизм использования деятельности ЦБ в построении макроэкономической модели развития государства.

4. Основной источник для изучения материала – законодательные и подзаконные нормативные акты. Прежде всего это законы, непосредственно касающиеся банковской специфики – ФЗ № 394-1 «О ЦБ РФ» от 2.10.1990; № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 2.10.1990. Кроме того, Банк России ежегодно определяет «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Среди подзаконных актов целесообразно акцентировать внимание на изучении Указов Президента, Постановлений Правительства. Особый практический интерес представляют Инструкции ЦБ, направленные на регулирование деятельности кредитных учреждений.

Учебники: «ДКБ», «Банковское дело», «РБЭ», «Финансово-кредитный словарь», «Толковый экономический и финансовый словарь».

Периодические издания: «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит», «Хозяйство и право», «Вопросы экономики», «РЦБ», «Банковское дело», «Банковские услуги», «ЭиЖ», «Финансовые известия», «Бизнес и банки».

Тема: «Экономические и правовые основы деятельности ЦБ»

    Сущность, возникновение, объективная необходимость, экономические основы деятельности центральных банков (ЦБ).

    Способы образования и виды центральных банков.

    Место ЦБ в экономике страны, его задачи и функции.

    Правовое регулирование деятельности ЦБ, его взаимодействие с органами власти и банковской системы.

    Факторы независимости ЦБ.

1. Банк – денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной форме. Исходя из специфики деятельности, ЦБ – денежно-кредитный институт, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, управления денежным обращением и государственного денежно-кредитного регулирования экономики.

Во всем мире возникновение, становление и развитие ЦБ явилось результатом длительной эволюции, во-первых, банковского дела, а во-вторых, государственного регулирования экономики, так же как и само банковское дело стало результатом эволюции товарно-денежных отношений. Таким образом ЦБ – это более высокая ступень развития банковских отношений и системы государственного регулирования. Следующий этап развития банковской системы – объединение центральных банков, создание единой, коллективной валюты.

История развития, становления банковского дела и ЦБ начинается с выпуска кредитных денег, прежде всего банкнот, письменных (депозитных) денег и продукта депозитных денег – чеков. В этом смысле банк выступает в роли такого общественного института, который обеспечил демонетизацию золота и дематериализацию представителей денег.

Демонетизация – утрата золотом функции денег, как меры стоимости.

Дематериализация – утрата деньгами материальной сущности в связи с развитием безналичных денег в виде записей по счетам.

Эти 2 фактора обусловлены:

1) Развитием кредитных отношений (кредит появился раньше денег), а значит, и развитием платежных средств (векселя), депозитных денег

2) Объективным процессом вытеснения кредитных денег их заменителями (мимолетное использование).

3) Укреплением государством силы своего права, узаконивающего заменители денег (бумажные деньги возникли раньше)

4) Ростом потребности в деньгах в связи с развитием производства, увеличением товарного оборота.

5) Нецелесообразным, непроизводительным характером использования денежного материала для обслуживания товарного оборота.

Эти вышеперечисленные причины утвердили господство кредитных денег. Для обслуживания их хождения был необходим особый институт – банки. Таким образом формирование обращения кредитных денег (банкнот, безналичных денег) создало проблему их регулирования, в частности, было необходимо обеспечить равновесие в обществе при использовании заместителей денег путем поддержания нужного их количества.

Действительные деньги автоматически поддерживали это равновесие, а их заместители не были способны на это. Так возникла объективная необходимость регулирования со стороны общества в лице государства этой потребности. Главным институтом такого регулирования стал ЦБ. Экономической основой его деятельности является денежный оборот, количественно трансформированный с развитием цивилизации. Трансформация заключается в полном видоизменении денег, обслуживающих этот оборот. Вместо действительных денег – золота, оборот обслуживается знаками денег – наличными и безналичными, причем и те, и другие приобрели кредитный характер, поскольку являются обязательствами (наличные – обязательства государства в лице ЦБ, безналичные – обязательства КБ).

Все эти деньги стали платежными средствами, легко обмениваемыми на товар. Сумма всех этих средств, зафиксированная на определенную дату, получила название денежной массы – это главный объект денежно-кредитного регулирования экономики наряду с валютным курсом. Это было обусловлено назревшей практической потребностью в обществе. Регулирование также было необходимо, поскольку объем денежной массы, скорость ее обращения влияют на главные показатели развития общества – объем ВВП, НД, уровень цен, безработицы, инфляции.

В результате постепенно разрабатываемые учения и экономические теории денег (металлистическая, номиналистическая, неокейнсианская), кредита (натуралистическая, капиталотворческая), инфляции в современных условиях трансформировались в теории денежно-кредитного регулирования экономики – это теоретическое обоснование политики органов денежно-кредитного регулирования. Главный из них – ЦБ, он – проводник денежно-кредитной политики. Он был освобожден от обслуживания клиентуры, стал посредником между КБ и государством.

ЦБ – банк банков, он хранит свободные денежные средства КБ, осуществляет кредитование, организует систему расчетов между КБ. Кроме того, ЦБ имеет монополию на налично-денежную эмиссию, а также хранение официальных золотовалютных резервов страны. Постепенно ЦБ стал казначеем государства и его агентом по операциям на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Банковская система как составляющая финансовой системы любой страны играет решающую роль в ее экономическом развитии

Мировой финансовый кризис наиболее остро проявилась в банковской сфере и поставила под угрозу стабильность денежных систем в развитых странах мира. Кризис ликвидности банковской системы, массовое нэп возврат займов и сокращение кредитного потенциала привели к ограничению платежеспособного спроса и реального производства. В этих условиях возрастает роль центральных банков как макрорегулятораів.

Учебное пособие, который вы держите в руках, отвечает требованиям времени и освещает последние события на банковском рынке. Его написание является результатом критической переработки и обобщения положений содержания в существующих учебных пособий по направлению анализа деятельности центральных банков, большого массива источников банковского права, статической информации и периодической литературы и.

Учебное пособие учитывает специфику кредитно-модульной системы организации учебного процесса Студентам предлагаются к изучению следующие модули:

1. Сущность, типы, функции центральных банков

3. Монетарная политика центральных банков

Структура и содержание учебного пособия соответствует типовой программе дисциплины"Центральный банк и денежно-кредитная политика"В приложении приведены организационную структуру управления. НБУ, рабочие документ ты и финансовой отчетности. НБітність. НБУ.

Для лучшего усвоения материала приведены тестовые задания, которые делают процесс изучения дисциплины активным. Студентам предлагается вопрос, на который есть только один верный ответ

Рекомендуемый студентам список литературы содержит внушительный перечень последних нормативно-правовых актов и статей по научно-практических изданий. Эта информация позволит студентам углубленно изучить самых пре льш интересующие их вопросыя.

При подготовке учебного пособия были использованы материалы официального сайта. НБУ

Желаем успехов в изучении дисциплины!

содержательного модуля 1 Сущность, типы, функции центральных банков

ТЕМА 1 СТАТУС И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Лекция 1 История становления и сущность центральных банков

. План

111 . Предпосылки возникновения центральных банков

113. Центральные банки и монетарная политика в кейн-сианському аспекте

114. Етатичнийтип. Центрального банка

111 Предпосылки возникновения центральных банков

Мировая система центральных банков в их современном виде создана относительно недавно. До середины XVIII в коммерческие и центральные банки не различались. Все банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так банкноты в денежном обращении играли незначительную роль. С развитием кредитной системы происходит процесс централизации банкнотной е миссии в отдельных крупных коммерческих. При этом монопольное право на выпуск денежных знаков (банкнот) постепенно закрепляется лишь за одним банком. Такой банк в разные времена назывался по-разному. Споч. АТКУ - эмиссионным или национальным, а впоследствии - центральным, что соответствовало его руководящей роли в кредитной системе той или иной страныї країни.

Впервые в мировой практике центральный банк был создан в. Швеции (Риксбанк) в 1668 г. Несколько позже, в 1694 г, основан. Банк. Англии. Однако к тому времени центральные банки еще не имели исключительного права на ем миссию денежных знаков их функции отличались от функций современных центральных банков. Так, назначению. Банка. Англии первоначально было финансировать торговлю и промышленность ,. Банка. Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки современного типа возникли лишь в XIX в настоящее время почти во всех странах мира функционируют центральные банки. Однако между ними есть существенные различия, которые объясняются особливос себя политического и финансово-экономического развития краяих країн.

Историческое возникновения центральных банков преследовало отличные от современных цели, объяснялось с другими представлениями о возможностях государства, так и конкретно-историческими особенностями эволюции грош шей и банкинга.

Функции. Центрального банка разделяют на макроэкономические (создание монетарных условий для экономики) и микроэкономические (создание условий для индивидуальных членов банковской системы)

Первоначальной функцией. Центрального банка было обслуживание правительства. Уже позже он становится банком банков (или кредитором последней инстанции), т.е. функции центрального банка развиваются из его отношений с правительством и банками.

Такая ситуация связывалась со следующим:

o во-первых бюджетные дефициты (или нехватки средств в государственной или королевской казне) были обычным явлением, которое сопровождало войны и обусловливало потребности в финансировании растущих расходов;

o во-вторых существующая на то время система металлического обращения имела достаточно стационарные объемы. Она хоть и способствовала автоматическом балансировке спроса на товары и деньги, однако не могла эластично удовлетворять масштабные правитель ядов потребности в финансировании военных расходов;

o в-третьих ограниченность объемов банкнотной эмиссии"свободной банковской системы"обязательным условием розминности бумажных денег на золото. При этом, любые значительные сдвиги в предложении банкнот так или иначе отра обижались на динамике товарных цен, создавая серьезные проблемы для функционирования тогдашней торговли и производстваиробництва;

o в-четвертых низкая кредитоспособность правительства как заемщика результате произошла централизация эмиссионной деятельности при активном участии государства, которое, с остальными, привела к появлению центральных банков

. Примеры создания центральных банков

1 британский монарх. Карл II, проявив себя как плохой заемщик, надолго подорвал доверие к себе лондонских банкиров, из-за чего его преемник. Уильям III с целью мобилизации значительного количества ден нежных знаков в 1694 г пошел на создание института, которой предоставлялись полномочия собирать королевские подати ее уставный фонд был создан в долг (1,2 млн фунтов стерлингов), на сумму чего выпускались ь банкноты. А с целью повышения их авторитетности банк получил привилегии и исключительное положенийовище.

2 значительно потребности в финансировании военных расходов имели и государственные финансы. Пруссии, где в 1765 г было создано. Берлинский. Королевский. Банк, который осуществлял активное кредитование правительства за счет эмиссии банкнот. Однако, получив ряд привилегий, в первую очередь касающихся закрепления за ним некоторых депозитов и платежей, смог просуществовать длительный период времени. Уже в 1846 г это учреждение была преобразована на в. Прусский бан банк.

3 подобных тенденции имели место и во. Франции, где приход к власти. Наполеона сопровождался значительными потребностями в наличных выплатах и??ростом уровня разбалансированности государственных финансов. Поэтому, с целью ю получения возможностей непрерывного финансирования, к тому же под низкие проценты, 1800 г был создан. Банк. Франции. Запрет повышения им ставки процента (она была зафиксирована на. Ринне 6%, а согласий ом опустилась до 5% », а еще позже до 4% о) становилась выгодной для правительства ввиду облегчения бремени по обслуживанию государственного долго боргу.

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов двумя путями. Согласно первому преимущественное право банкнотной эмиссии законом предоставлялось мощном коммерческом банке страны, вследствие чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Второй путь предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации. Таким путем созданы центральные банки в большинстве стран. По форме организации эмиссионные банки могут быть ак ионернимы и государственными, причем государство часто является одним из акционеров. В одних странах эти банки изначально создавались как государственные, в других - они становились государственными вследствие их национализации шл яхом выкупа государством акций на благоприятных для акционеров условиевах.

Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты. Проблема политической централизации и объединения стран в творили предпосылки для того, что единая централизованная эмиссионная система начала рассматриваться как один из символов целостности государстви.

. Центральные банки прошли три стадии развития :

первая, - они начали как банки правительства, поскольку правительства доминировали при определении их задач и непосредственной политики

второй - центральные банки перестают быть коммерчески заинтересованными и переходят к решению проблем обеспечения стабильности финансово-банковской системы;

третьего - они постепенно получают автономию от правительства и приобретают независимость при определении задач и выбора инструментов их достижения

Итак, можно выделить пять исторических типов центральных банков:

1) тип эпохи золотого стандарта и экономического либерализма;

2) акомодативний (кейнсианский) тип;

3) монетаристский тип;

4) етатичний тип;

5) современный тип

Исторически существовали два пути образования центральных банков.

Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 - 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству.

Рассмотрим организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран на примере Франции и Великобритании, а также Банка России.

Банк Франции

Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк и с 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.

После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.

Банк контролируется казначейством и министерством финансов.

Банк Англии

Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк.

В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии, тоже был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.

Высший орган банка - Директорат, состоящий из 4 штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.

Банк России

Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи, Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк.

Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и, согласно уставу, был учрежден «для оживления торговых оборотов и укрепления денежной кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860 по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов.

С конца 80-ых годов XIX века Государственный банк Российской империи подготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 гг. и ознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этих реформ банк получил эмиссионное право.

С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период в деятельности Государственного банка Российской империи. После денежного кризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 гг. он трансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империи являлся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса. Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года.

Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официально действовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательным учреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. В эпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль была сведена до минимума, и Народный банк РСФСР был расформирован.

Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образования Советского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР. Банк получил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк СССР был расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы переданы в Центральный банк Российской Федерации.

В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации (ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности ЦБР, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.

Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики1. Подотчетен Банк России также законодательной власти, в ведении которой находится назначение и освобождение от должности Председателя банка2. Контроль над Банком России осуществляет и Президент. Он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе3.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом"4.

Банк России управляется Советом директоров, состоящим из 12 членов, назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру Председателя Совета директоров ей представляет Президент, а остальных членов - уже назначенный Председатель.

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк - ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что «в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра.финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с момента его национализации в 1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена в Западной Европе и США только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

Здесь наличное обращение занимает крайне скромное место даже в расчетах населения - обычно менее 5-10%. Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически «продаются» банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жесткого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до востребования - могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, почти не отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В государствах Западной Европы и США на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В качестве обеспечения выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы выпуска бумажных денег.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается, в основном, отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования) и в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота; безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность; перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства эффективный инструмент.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика преследует своей целью борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируются ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

Из истории центральных банков

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как одного из органов государственного (общественно организованного) управления и надзора чревато глубокими потрясениями и неоправданными потерями.

В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX - начала XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании - с 1874 г., Федеральная резервная система США (ФРС) - с 1913 г. Государственный (центральный) банк России был учрежден в 1860 г. Однако самые первые центральные банки возникли значительно раньше: шведский Риксбанк - в 1668 г., Банк Англии - в 1694 г., Банк Финляндии - в 1811 г.

Совсем недавно (по историческим меркам) был учрежден центральный банк Турции; это произошло лишь в 1930 г. Народный банк Китая был создан в 1948 г., хотя полностью функции центрального банка ему были поручены только в 1983 г.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивают элементы нижнего уровня - коммерческие банки и иные кредитные организации; с другой стороны, указанные отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.

История доказала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.

Функции и задачи центрального банка

Долгий опыт функционирования множества центральных банков стран мира позволил в целом неплохо выявить выполняемые ими функции и задачи, хотя определенные разночтения в их толковании разными специалистами сохраняются. Последнее, впрочем, в определенной мере является следствием применения не всегда согласованных терминов.

В наших банковских законах и частично в литературе вместо «функций» пишут «задачи», и наоборот. Это вносит в вопрос ненужную путаницу. На деле под функциями следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые центральный банк должен преследовать, а под задачами - тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных целевых функций. Первые отвечают на вопрос «для чего делается?», а вторые - «что именно делается?».

Функциями всякого национального центрального банка можно назвать:

Обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;

Обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).

Это по сути как раз то, что в ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ обозначено как цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 75) защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центрального банка.

Первейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно - нормально-му экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное - господствующие и еще только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованную денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.

Денежную и кредитную политику в их ключевых моментах нельзя делегировать никому: единая денежная система требует единой денежной и кредитной политики, а значит, вырабатываться они должны в центре. В центре должны приниматься решения, касающиеся исполнения денежной и кредитной политики. В то же время механизмы их исполнения в разумной мере могут быть децентрализованными, что немаловажно для таких больших стран, как Россия.

Чтобы вырабатывать денежную и кредитную политику и играть ведущую роль в их практической реализации, центр должен быть крайне ответственным и располагать необходимыми полномочиями. Для любых функций и задач, которые ставятся перед центральным банком, должны быть предусмотрены хорошо продуманные средства их выполнения. При этом нельзя возлагать на центральный банк задачи, которые бы противоречили его первичным функциям и той ответственности, которая из них следует.

По названному выше Закону (ст. 4) Банк России выполняет следующие задачи (в тексте Закона по ошибке названные функциями): 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно эмитирует наличные деньги и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование; 4) устанавливает правила проведения расчетов (платежей) в стране; 5) устанавливает правила проведения банковских операций; 6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено в федеральных законах); 7) управляет находящимися у него золотовалютными резервами; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) надзирает за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; 11) самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций (сделок), необходимых для выполнения его функций; 12) организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль; 13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ; 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление такого баланса; 17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации операций покупки и продажи иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию операций покупки и продажи иностранной валюты; 18) анализирует и прогнозирует состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 19) компенсирует физическим лицам их вклады в банках, признанных банкротами, но не участвующих в системе страхования вкладов в банках РФ.

Эта формулировка (функция, необходимая для выполнения функций) как раз и показывает, что данный термин в Законе используется некорректно.

Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком. Известным обобщением содержания всех этих задач (не функций), попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка как единого эмиссионного центра страны, банка правительства, банка банков и т.п.

Основные инструменты денежной и кредитной политики центральных банков

Чтобы центральный банк мог хорошо выполнять свои функции и задачи, проводить в жизнь выработанную (часто вместе с правительством) денежную и кредитную политику, ему нужны не только ответственность и полномочия, но также определенные инструменты (методы, способы, приемы, технологии).

К числу таких инструментов, применяемых центральными банками, принято относить, в частности: проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами (преимущественно с государственными); проведение интервенций на валютном рынке; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (тар-гетирование); рефинансирование коммерческих банков (выдача им кредитов), изменение соответствующих процентных ставок и иных условий рефинансирования; резервирование (депонирование) банками части привлеченных ими средств в центральном банке, изменение норм и других параметров такого резервирования; прием временно свободных денег банков в депозиты, изменение соответствующей процентной ставки и других условий таких депозитных операций; установление для банков обязательных и расчетных экономических нормативов деятельности; прямые количественные ограничения (установление пределов процентных ставок и их периодическое «замораживание», прямое ограничение объемов кредитования, регулирование конкретных видов кредита для стимулирования или сдерживания определенных видов производства).

Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег, имея в виду посредством соответствующей политики добиваться понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков. Все перечисленные инструменты могут быть эффективными только в том случае, если они внутренне не противоречат друг другу и применяются в тесной увязке с бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной политикой государства и при опоре на хорошо отработанное законодательство.

Указанные инструменты приспособлены для выполнения центральным банком только его первой целевой функции, которую коротко можно интерпретировать как функцию регулирования денежного обращения в стране.

Вопрос инструментария, потребного для выполнения центральным банком его другой целевой функции - обеспечения формирования и эффективного развития самой банковской системы, должен быть поставлен отдельно (см., в частности, § 3.2 учебника). Пока же следует отметить, что каждая из названных двух основных функций требует собственного набора инструментов. Если у центрального банка имеются только инструменты денежной и кредитной политики, то условно можно считать, что он располагает только половиной необходимого инструментария.

О независимом статусе центрального банка

В мировой банковской науке и практике и в политических кругах проявляется большой интерес к проблеме независимости центральных банков. Причины такого интереса в каждой стране различны, но есть и общая - необходимость найти для центральных банков такое место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и соответственно предоставить такие полномочия, которые бы позволяли им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции и задачи с учетом изменений, происходящих в каждой из стран и в мире в целом.

По степени независимости центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди которых выделяются следующие: участие государства в капитале центрального банка и в распределений его прибыли; степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка, используемого для их решения инструментария; процедура назначения (выбора) руководства банка; формы и методы контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества; наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в денежную и кредитную политику; наличие у центрального банка права или обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.

Анализ ситуации в соответствии с этими и другими критериями показывает, что статус и степень независимости (декларируемая в законах и реальная) центральных банков в разных странах весьма различны, причем такие различия, как правило, обоснованны и объяснимы, отвечают традициям и текущим обстоятельствам соответствующих стран. Другими словами, в этом вопросе не следует искать универсальных стандартов, которые бы устраивали все (многие) страны.

Так, с точки зрения собственности на капитал центральные банки могут быть полностью государственными (например, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, России); акционерными (в США); смешанными, когда государству принадлежит только часть капитала (в Японии и Бельгии). Всякие попытки разделить эти варианты на «правильные» и «неправильные», «хорошие» и «плохие» безосновательны. Для каждой страны «правильным» будет тот вариант, который подходит ей, отвечает ее традициям и условиям (при этом другая страна может воспринимать его как «неправильный»).

В любом случае между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи уже в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. Более того, в долгосрочном плане политика центрального банка, как представляется, должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.

Таким образом, с одной стороны, центральный банк и правительство в силу природы своей деятельности обречены на тесное сотрудничество, согласование своих политик и практических действий. С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка, предписывать ему какую-либо политику, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти. Это особенно важно для ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита; для сдерживания попыток правительства отдавать предпочтение краткосрочным хозяйственно-политическим целям в ущерб целям стратегическим, долгосрочным. С профессиональной точки зрения здесь важна ясность в том, в каких именно вопросах и до каких пределов центральный банк может быть действительно независимым (не может не быть независимым), а в каких вопросах его независимость была бы нежелательна или просто неуместна.

Можно ли зафиксировать «порог», ниже которого независимость центрального банка спускаться не должна? Видимо, следует согласиться с бывшим заместителем председателя Совета управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), т.е. центрального банка США, А.С. Блиндером, который, определяя понятие «независимость ЦБ», выделил следующие его минимально необходимые параметры.

Свобода выбора путей и инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые определяют политические и государственные структуры, прежде всего законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой - наличие у него возможностей действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного промежутка времени (влияние той или иной финансовой политики на показатели производственной деятельности и на состояние самих финансов проявляется после определенного временного лага);

Ограничение возможностей других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ;

Разумная независимость политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний индикаторов финансовых рынков; руководители ЦБ часто поддаются искушению «следовать за рынком», но это практически никогда не оправдывает себя и ведет лишь к новым проблемам.

Однако упомянутая выше мера существенной самостоятельности центрального банка по определенному кругу вопросов не является универсальной константой. В каждой стране она индивидуальна и непостоянна и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом других государственных органов. Здесь принципиально важно, чтобы были законодательно закреплены, с одной стороны, полномочия исполнительных органов власти по отношению к центральному банку, а с другой - право последнего на самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов и право на отстаивание такого мнения законными способами. Например, в США ни президент, ни Верховный суд в соответствии с законом не могут отменять решения Комитета по операциям на открытом рынке ФРС. Подобные механизмы (там, где они имеются) обеспечивают иммунитет центральных банков против пересмотра принятых ими решений. Без такого защитного механизма центральные банки не могут обладать реальной независимостью. Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных органов.

Важным показателем уровня независимого статуса и одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.

Анализ деятельности центральных банков выявляет трудную тенденцию усиления их разумной независимости (не путать с вседозволенностью) от государственных управленческих органов.

Следует также иметь в виду, что центральные банки не только регулируют денежное обращение и деятельность кредитных организаций, но также оказывают им и государственным органам, а нередко и другим субъектам экономики самые разнообразные услуги, в том числе на платной основе. При осуществлении данной деятельности центральных банков разных стран также наблюдается большое разнообразие в подходах и способах.